Научная статья на тему 'КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ПОХОРОННОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОЗМОЖНО ЛИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ?'

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ПОХОРОННОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОЗМОЖНО ЛИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
194
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / ПОХОРОННОЕ ДЕЛО / FUNERAL BUSINESS / ПОГРЕБЕНИЕ / FUNERAL / ТРУП / CORPSE / МОГИЛА / GRAVE / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / CRIMINALIZATION / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ "О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ" ОТ 8 ДЕКАБРЯ 1995 Г. / THE FEDERAL LAW "ABOUT BURIAL AND FUNERAL BUSINESS" FROM DECEMBER 8 / 1995

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полянко Николай Иванович, Галузо Василий Николаевич, Батюк Валерий Иванович

В статье не только обращено внимание на фактическую криминализацию похоронного дела в Российской Федерации, но и предложены меры противодействия этому негативному явлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Полянко Николай Иванович, Галузо Василий Николаевич, Батюк Валерий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminalization of funeral business in the Russian Federation: is it possible the counter?

The article not only highlighted the criminalization of the actual funeral business in the Russian Federation, but also proposed measures to counter this negative phenomenon.

Текст научной работы на тему «КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ПОХОРОННОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОЗМОЖНО ЛИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ?»

Уголовное право и криминология

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ПОХОРОННОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОЗМОЖНО ЛИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ?

ПОЛЯНКО Николай Иванович,

кандидат медицинских наук, заведующий организационно-методическим отделом по патологоанатомической службе Департамента здравоохранения г. Москвы. E-mail: nikpol52@mail.ru;

ГАЛУЗО Василий Николаевич,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИИ образования и науки. E-mail: vgrmn@yandex.ru;

БАТЮК Валерий Иванович,

кандидат юридических наук, профессор кафедры предварительного расследования Московского университета МВД РФ. E-mail: luba@kmail.ru

Краткая аннотация: В статье не только обращено внимание на фактическую криминализацию похоронного дела в Российской Федерации, но и предложены меры противодействия этому негативному явлению.

Abstract: The article not only highlighted the criminalization of the actual funeral business in the Russian Federation, but also proposed measures to counter this negative phenomenon.

Ключевые слова: Российская Федерация, субъект Российской Федерации, похоронное дело, погребение, труп, могила, криминализация, Федеральный закон РФ «О погребении и похоронном деле» от 8 декабря 1995 г.

Keywords: Russian Federation, the subject of the Russian Federation, funeral business, funeral, corpse, grave, criminalization, the Federal law «About burial and funeral business» from December 8, 1995.

Данная статья фактически является продолжением иных наших публикаций[1]. На сей раз нами избрано похоронное дело, как направление деятельности государственных и негосударственных органов[2]. Но при этом предметом данной статьи является лишь юридический аспект похоронного дела[3].

Итак, первоначально о состоянии юридической и иной литературы относительно похоронного дела в Российской Федерации[4]. Так, в одной из немногочисленных учебных публикаций, специально посвященной похоронному делу, обнаруживаем лишь определение понятия «погребение»: «Погребение - это связанное религией или мировоззрением предание человеческого тела земле, при котором в христианском мире характерно, а иногда и обязательно использование гроба. По истечении определенного срока сразу после смерти тело должно быть перенесено в морг»[5].

Еще в одной публикации обнаруживаем следующую запись: «Под словом погребение подразумевается не только предание тела усопшего земле», но и отпевание. Иногда же погребение умерших происходит без отпевания, которое заменяется «печатанием». «Печатание покойников» - обычай незаконный, нарушающий церковные правила и суеверия по тем воззрениям, которые с ним связаны»[6].

По мнению И.И. Тюниной, «источники нормативно-правового регулирования погребения, похоронного дела и ритуального обслуживания образуют систему, включающую общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации; нормативные правовые акты Российской Федерации; указы Президента РФ, постановления Правительства РФ; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; акты органов власти и управления субъектов Федерации и органов местного самоуправления»[7].

Теперь о законодательстве и результатах правоприменительной практики. Нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования похоронного дела в Российской Федерации, является Федеральный закон РФ «О погребении и похоронном деле» от 8 декабря 1995 г.[8] В ст. 1 Федерального закона РФ от 8 декабря 1995 г. приведен исчерпывающий перечень общественных отношений, которые урегулированы данным нормативным правовым актом: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает: 1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; 2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; 3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; 4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности». В названном федеральном законе РФ отсутствует статья, в которой бы давалось разъяснение использованных терминов. Явно противоречивы (и по расположению, и по содержанию) положения главы 4 «Похоронное дело» (статьи 25-27, 29-30) Федерального закона РФ от 8 декабря 1996 г.

На несовершенство отдельных положений Федерального закона РФ от 8 декабря 1995 г. обращают внимание и его отдельные комментаторы. Так, Р.Ю. Грачев, О.В.Корнеева и Ю.Н. Вахрушева обратили внимание на отсутствие определения термина «похоронное дело»[9].

С.С. Козлов представил собственный комментарий Федерального закона РФ от 8 декабря 1995 г. для того, чтобы «читатель мог лучше разобраться в вопросах погребения, похоронного дела, знать свои права в этой области и применять полученные знания на практике»[10].

Фактически аналогичные нормативные правовые ак-

ты (по содержанию) действуют и в отдельных субъектах Российской Федерации. Так, в городе федерального значения -Москве действует Закон г. Москвы «О погребении и похоронном деле в городе Москве» от 4 июня 1997 г.[11] В преамбуле данного нормативного правового акта обнаруживаем следующее положение: «Настоящий Закон устанавливает на территории города Москвы принципы правового регулирования отношений, связанных с погребением умерших (погибших), гарантирует погребение с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожеланий лица, взявшего на себя обязанности по организации погребения, предоставление материальной и иной помощи для погребения, определяет систему организации похоронного дела и мест погребения в городе Москве». В ст. 1 этого же нормативного правового акта дано разъяснение использованных «понятий»: «Специализированная служба по вопросам похоронного дела - хозяйствующий субъект, созданный на конкурсной основе Правительством Москвы (городская специализированная служба по вопросам похоронного дела) либо органами местного самоуправления (муниципальная специализированная служба по вопросам похоронного дела) в целях оказания ритуальных, обрядовых, юридических, а также иных видов услуг, связанных с погребением умерших. Захоронение - предание земле (помещение в склеп) тела (останков) человека после его смерти или урны с прахом после кремации, помещение урны с прахом в нишу стены скорби. Место захоронения - могила, ниша стены скорби, склеп либо иное вместилище погребенного тела (останков) человека или урны с прахом. Обряд - символическая церемония, выполняемая в строго определенном порядке. Похороны - обряд погребения тела (останков) человека после его смерти или урны с прахом после кремации. Похоронные принадлежности - гробы, в том числе цинковые, урны для праха, траурные венки, гирлянды, траурные ленты (в том числе с надписями), тапочки, покрывала и другие предметы похоронного ритуала. Ритуал - порядок проведения похоронного обряда. Родственный участок - участок, на котором имеется могила, в которой захоронен супруг или родственник умершего. Городское кладбище - общественное кладбище, находящееся в ведении Правительства Москвы, содержание и эксплуатацию которого обеспечивает Правительство Москвы за счет средств бюджета города Москвы. Муниципальное кладбище - общественное кладбище, находящееся в ведении органов местного самоуправления, содержание и эксплуатацию которого обеспечивают органы местного самоуправления за счет средств бюджетов муниципальных образований».

Фактически аналогичный (и по форме, и по содержанию) нормативный правовой акт действует и в другом субъекте Российской Федерации: в Московской области. Речь идет о Законе Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области» от 4 июля 2007 г.[12] Первоначально при-

водим текст преамбулы: «Настоящий Закон определяет основы организации похоронного дела в Московской области, полномочия исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, если иное не установлено законом Московской области о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области». Также приводим текст ст. 1 Закона Московской области от 4 июля 2007 г.: «В целях настоящего Закона используются следующие понятия: братские (общие) захоронения - места захоронения, предоставляемые на безвозмездной основе на территории кладбищ для погребения жертв массовых катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, личность каждого из которых не установлена, чьи останки сохранились не целиком или не могут быть идентифицированы; воинские захоронения - места захоронения, предоставляемые на безвозмездной основе на территории военных мемориальных кладбищ, воинских кладбищ (или на воинских участках общественных кладбищ) для погребения лиц, круг которых определен законодательством Российской Федерации; гарантированный перечень услуг по погребению - минимальный перечень услуг, оказываемый специализированной службой по вопросам похоронного дела на безвозмездной основе в целях обеспечения государственных гарантий при погребении; зона захоронения - основная функциональная часть территории кладбища, на которой осуществляется погребение, в том числе захоронение урн с прахом; места захоронения - земельные участки, предоставляемые в зоне захоронения кладбища для погребения, и ниши в стенах скорби; надмогильные сооружения (надгробия) - памятные сооружения, устанавливаемые на местах захоронения; одиночные захоронения - места захоронения, предоставляемые на территории общественных кладбищ для погребения умерших (погибших) ...; ...; родственные захоронения - места захоронения, предоставляемые на безвозмездной основе на территории общественных, вероисповедальных кладбищ для погребения умершего таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же земельном участке умершего супруга или близкого родственника; семейные (родовые) захоронения - места захоронения, созданные гражданами для погребения умерших супруга, близких родственников, иных родственников; специализированная служба по вопросам похоронного дела - организация, создаваемая органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области . в целях оказания гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе; уполномоченный орган Московской области в сфере погребения и похоронного дела - уполномоченный Правительством Московской области центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, наделенный полномочиями в сфере погре-

Уголовное право и криминология

бения и похоронного дела; уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела -уполномоченный орган местного самоуправления или уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления, наделенные полномочиями в сфере погребения и похоронного дела; члены семьи - лица, связанные родством (свойством), совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство; кладбища, закрытые для свободного захоронения - кладбища, в зоне захоронения которых отсутствуют свободные земельные участки и ниши в стенах скорби для предоставления мест захоронения; санитарно-защитная зона - зона, отделяющая места погребения от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха и других объектов, с обязательным обозначением границ специальными информационными знаками; под-захоронение - погребение умершего на предоставленном в установленном порядке месте захоронения, на котором ранее были произведены захоронения умерших родственников».

В Чеченской Республике действует Закон ЧР «О погребении и похоронном деле в Чеченской Республике» от 28 сентября 2006 г.[13]

В Республике Карелия действует Закон РК «О регулировании отдельных правоотношений в сфере погребения и похоронного дела в Республике Карелия» от 19 июня 2014 г.[14]

В Ростовской области действует Закон РО «О представлении материальной и иной помощи за счет средств федерального бюджета» от 22 апреля 2005 г.[15]

В Хабаровском крае действует Закон ХК «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению стоимости услуг, представляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению» от 14 ноября 2007 г.[16]

В Ульяновской области отсутствует единый закон УО, в котором бы регулировался порядок погребения в данном субъекте Российской Федерации. Действует несколько нормативных правовых актов: постановление Мэрии г. Ульяновска «Об утверждении Положения об организации ритуальных услуг, порядке создания и содержания мест погребения и захоронения на территории муниципального образования «город Ульяновск» № 4219 от 21 сентября 2011 г.[17]; постановление Правительства Ульяновской области «Об утверждении Правил расходования и учета средств областного бюджета Ульяновской области на соответствующий финансовый год, предусмотренных на выплату социального пособия на погребение и возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, представляемых согласно гарантированному перечню услуг на погребение» № 187-П от 26 апреля 2016 г.[18]

По существу аналогичные нормативные правовые акты действуют и в Камчатском крае: постановление Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского

края «О порядке предоставления из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа субсидий специализированной службе по вопросам похоронного дела в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с организацией погребения умершего и оказания услуг по погребению» № 16 от 12 января 2015 г. [19]; приказ Министра социального развития и труда Камчатского края «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по назначению лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, проживающим в Камчатском крае, компенсации расходов, связанных с проездом на воздушном, железнодорожном, междугородном водном и междугородном автомобильном транспорте (туда и обратно) в пределах территории Российской Федерации, оплаты (компенсации) стоимости установки телефона и компенсации расходов, связанных с погребением реабилитированных лиц» № 692-п от 29 июня 2016 г.[20]

В Пермском крае также отсутствует единый закон ПК, в котором бы регулировался порядок погребения в данном субъекте Российской Федерации. Действует несколько нормативных правовых актов (например, Указ Губернатора Пермского края «Об утверждении Порядка возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и выплаты социального пособия на погребение за счет средств бюджета Пермского края» № 39 от 23 августа 2012 г.[21]). Иначе говоря, правовые акты о похоронном деле в субъектах Российской Федерации можно представить в виде нескольких групп: дублирующие Федеральный закон РФ от 8 декабря 1995 г. (г. Москва, Московская область, Чеченская Республика); импровизирующие (Республика Карелия); ограниченные, регулирующие исключительно финансовые общественные отношения (Ростовская область, Камчатский край, Пермский край).

Таким образом, законодательство Российской Федерации и ее субъектов о похоронном деле нуждается в кардинальном реформировании.

Ввиду логического противопоставления терминов «похоронное дело» и «погребение» в законодательстве на федеральном уровне целесообразно использовать исключительно термин «похоронное дело. Так, в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., как в нормативном правовом акте с наивысшей юридической силой в Российской Федерации[22], необходимо в ст. 71 предусмотреть дополнительный пункт - «похоронное дело». Положения гипотетического пункта ст. 71 Конституции РФ целесообразно реализовать в Федеральном законе РФ «О похоронном деле в Российской Федерации».

Соответственно во всех субъектах Российской Федерации необходимо принять нормативные правовые акты, регулирующие не похоронное дело, а порядок погребения трупов челове-

ка. Российская Федерация, как субъект международного права, представляет и многонациональное, и многоконфессиональное государство. А поэтому порядок погребения в разных субъектах Российской Федерации будет кардинально различаться (например, в Московской области и в Чеченской Республике). Также несовершенны и подзаконные нормативные правовые акты о похоронном деле (и по содержанию, и по форме). В качестве примера приводим лишь приказ Директора ФСО РФ № 264 от 3 июня 2010 г.[23], которым утверждена Инструкция о погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц, уволенных с военной службы в органах государственной охраны, об оплате ритуальных услуг, изготовления и установки надгробных памятников», в преамбуле которого использовано несколько нормативных правовых актов с разной юридической силой, в том числе и Федеральный закон РФ от 8 декабря 1995 г.

Кардиальное реформирование законодательства о похоронном деле в Российской Федерации и законодательства о погребении в субъектах Российской Федерации, по нашему мнению, позволит именно противодействовать (но не бо-роться[24]) фактической криминализации похоронного дела. Это еще важно и потому, что похоронное дело в Российской Федерации многоаспектная проблема (нравственные, политические, религиозные, юридические и др.). Но приоритет в противодействии криминализированному похоронному дела все-таки принадлежит правовому регулированию.

Библиография:

1. Батюк В.И., Галузо В.Н., Полянко Н.И. О соотношении терминов «труп», «тело», «тело умершего» в законодательстве Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2016. № 10. С. 143-148; Полянко Н.И., Галузо В.Н. Трансплантация в Российской Федерации: pro et contra (юридический аспект) // Право и государство: теория и практика. 2017. № 1.

2. Похоронное дело. Опыт Европы: Учебное пособие. Т. 1. М.: Типография «Новость», 2009.

3. Таранов А.Л. Порядок обращения с телами погибших (умерших) // Военно-юридический журнал. 2010. № 4. С. 11 - 12; Тимофеев М.Т. Сабан-чиева, Масхадова и другие: стратегический выбор Европейского суда в делах об особом порядке погребения террористов // Международное правосудие. 2013. № 3. С. 4 - 9; Севастьянова Ю.В. Бесправное погребение // Законодательство и экономика. 2011. №. С. 79 - 84; Столярова А. Некоторые вопросы прав на захоронения: из практики применения законодательства о погребении и похоронном деле // Административное право. 2015. № 4. С. 81 - 86; Старцун В.Н. О некоторых вопросах реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих (в части возмещения расходов на изготовление и установку надгробных памятников) // Право в Вооруженных Силах. 2006. № 2; Тюнина И.И. Совершенствование законодательства о погребении и похоронном деле // Российская юстиция. 2016. № 9. С. 55 - 58.

4. Мы полагаем, что с 25.12.1991 г. для наименования государства целесообразно использовать исключительно этот термин (Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123).

5. Похоронное дело. Опыт Европы: Учебное пособие. Т. 1. М.: Типография «Новость», 2009. С. 231.

6. Погребение. Обряды Русской православной церкви. Смоленск: Смядынь, 1994. С. 32.

7. Тюнина И.И. Совершенствование законодательства о погребении и похоронном деле // Российская юстиция. 2016. № 9. С. 55 - 58.

8. СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 146; ...; 2016. № 27 (часть II). Ст. 4238.

9. Грачев Р.Ю., Корнеева О.В., Вахрушева Ю.Н. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.

10. Козлов С.С. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2006.

11. Ведомости МД. № 6. 1997. № 6; Ведомости МГД. 2001. № 4. Ст. 29; ...; 2014. № 6. Ст. 127.

12. Ежедневные Новости. Подмосковье. 2007. 26 июля; 2016. 7 июля.

13. Вести Республики. 2007. 11 января; ...; 2016. 13 июля.

14. СЗ РК. 2014. № 7 (часть I). Ст. 1199.

15. Наше время. 2005. 5 мая; официальный портал правовой информации Ростовской области - http://pravo.donland.ru.

16. СЗ Хабаровского края. 2007. № 11; официальный портал правовой информации Хабаровского края - http://laws.khs.gov.ru.

17. Ульяновск сегодня. 2011. 23 сентября; ...; 2014. 19 декабря.

18. Ульяновская правда. 2016. 5 мая.

19. Град Петра и Павла. 2015. 16 января; 2015. 3 апреля; 9 октября.

20. Официальные ведомости. 2016. 7 июля.

21. Досье 02. 2006. 24 марта; Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. 2012. № 34.

22. СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. О проблемах датирования и неоднократного опубликования Конституции РФ подробнее см.: Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.

23. БНА РФ. 2010. № 30. С. 115-127; 2016. № 25. С. 45-48.

24. О соотношении терминов «борьба с пресностью» и «противодействие преступности» подробнее см.: Галузо В.Н. Борьба с преступностью в России: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2008. № 7. С. 35-36.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений. Во-первых, криминализация похоронного дела в Российской Федерации во многом предопределена отсутствием монополии государства на ее осуществление и соответственно несовершенным законодательством о таковом. Во-вторых, первым шагом в монополизации именно похоронного дела в Российской Федерации могло бы быть включение в ст. 71 Конституции РФ дополнительного пункта: «похоронное дело». В-третьих, похоронное дело, как и иные виды государственной деятельности (как-то, например, таможенное дело) должно находиться в исключительном ведении Российской Федерации. В-четвертых, в Российской Федерации целесообразно похоронное дело урегулировать в Федеральном законе РФ «О похоронном деле в Российской Федерации». В-пятых, в субъектах Российской Федерации целесообразно принимать нормативные правовые акты для урегулирования порядка погребения трупов человека (например, в г. Москве таковым мог бы быть Закон г. Москвы «О порядке погребения трупов человека в городе Москве»). В-шестых, всякий труп человека должен поступать в морг, который необходимо рассматривать исключительно промежуточной инстанцией между местом констатации смерти человека (медицинская организация, дом, квартира, дом-интернат для престарелых и инвалидов и др.) и кладбищем. В-седьмых, на кладбище трупы должны поступать исключительно из моргов. В-восьмых, погребение трупов осуществляется на кладбище в домовине (гроб, саван и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.