Научная статья на тему 'О необходимости совершенствования муниципального законодательства в области оказания услуг по предоставлению земельного участка для погребения умершего'

О необходимости совершенствования муниципального законодательства в области оказания услуг по предоставлению земельного участка для погребения умершего Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
182
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ex jure
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УСЛУГИ ПО ПОГРЕБЕНИЮ / ПОХОРОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ ПОГРЕБЕНИЯ УМЕРШЕГО / MUNICIPAL LEGISLATION / BURIAL SERVICES / FUNERAL ACTIVITIES / PROVISION OF LAND FOR THE BURIAL OF THE DECEASED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулицкая Л.И.

Анализируется проект Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка для захоронения умершего», который является нормативным правовым актом соответствующего муниципального образования. Автор приходит к выводу о том, что муниципальные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность специализированных служб по вопросам похоронного дела в области оказания услуг по предоставлению земельного участка для погребения умершего, не всегда соответствуют действующему законодательству, что приводит к коррупционным проявлениям, к срыву похорон и к образованию незаконных мест захоронения, которые жители самовольно выбирают под кладбища. Исправить ситуацию могло бы разгосударствление рынка муниципальных услуг в области погребения путем применения механизма муниципально-частного партнерства. Важнейшим средством регулирования отношений, возникающих между поставщиками похоронно-ритуальных услуг и потребителями необходимо признать не административноправовые средства, а гражданско-правовые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT NEED OF IMPROVEMENT OF THE MUNICIPAL LEGISLATION IN THE FIELD OF RENDERING SERVICES IN PROVIDING THE PARCEL OF LAND FOR BURIAL OF THE DEAD

The draft Administrative regulations of the municipal service "Provision of land for the burial of the deceased", which is a normative legal act of the relevant municipality, are analyzed. The author comes to the conclusion that the municipal normative legal acts regulating the activity of specialized services on the funeral business in the field of services for the provision of land for the burial of the deceased, do not always comply with the current legislation, which leads to corruption, to the failure of the funeral and to the formation of illegal burial places, which residents The situation could be rectified by the denationalization of the market of municipal burial services through the use of the mechanism of municipal-private partnership. The most important means of regulating relations between funeral and funeral service providers and consumers should be recognized not as administrative and legal means, but as civil ones.

Текст научной работы на тему «О необходимости совершенствования муниципального законодательства в области оказания услуг по предоставлению земельного участка для погребения умершего»

КОНСТИТУЦИОННОЕ, АДМИНИСТРАТИВНОЕ И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

УДК 352.075:342.55

DOI: 10.17072/2619-0648-2018-4-32-44

О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ ПОГРЕБЕНИЯ УМЕРШЕГО

Л. И. Кулицкая

Кандидат юридических наук,

доцент кафедры оперативно-розыскной

и административной деятельности,

Владивостокский филиал

Дальневосточного юридического института МВД России 690087, Россия, г. Владивосток, ул. Котельникова, 21 E-mail: Kulitckaya@mail.ru

Аннотация: анализируется проект Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка для захоронения умершего», который является нормативным правовым актом соответствующего муниципального образования. Автор приходит к выводу о том, что муниципальные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность специализированных служб по вопросам похоронного дела в области оказания услуг по предоставлению земельного участка для погребения умершего, не всегда соответствуют действующему законодательству, что приводит к коррупционным проявлениям, к срыву похорон

© Кулицкая Л. И., 2018

и к образованию незаконных мест захоронения, которые жители самовольно выбирают под кладбища. Исправить ситуацию могло бы разгосударствление рынка муниципальных услуг в области погребения путем применения механизма муниципально-частного партнерства. Важнейшим средством регулирования отношений, возникающих между поставщиками похоронно-ритуальных услуг и потребителями необходимо признать не административно-правовые средства, а гражданско-правовые.

Ключевые слова: муниципальное законодательство; услуги по погребению;

похоронная деятельность; предоставление земельного участка для погребения умершего

ABOUT NEED OF IMPROVEMENT OF THE MUNICIPAL

LEGISLATION IN THE FIELD OF RENDERING SERVICES IN

PROVIDING THE PARCEL OF LAND FOR BURIAL OF THE DEAD

L. I. Kulitskaya

Vladivostok Branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia 21, Kotelnikova st., Vladivostok, Russia, 690087 E-mail: Kulitckaya@mail.ru

Abstract: the draft Administrative regulations of the municipal service "Provision of land for the burial of the deceased", which is a normative legal act of the relevant municipality, are analyzed. The author comes to the conclusion that the municipal normative legal acts regulating the activity of specialized services on the funeral business in the field of services for the provision of land for the burial of the deceased, do not always comply with the current legislation, which leads to corruption, to the failure of the funeral and to the formation of illegal burial places, which residents The situation could be rectified by the denationalization of the market of municipal burial services through the use of the mechanism of municipal-private partnership. The most important means of regulating relations between funeral and funeral service providers and consumers should be recognized not as administrative and legal means, but as civil ones.

Keywords: municipal legislation; burial services; funeral activities; provision of land for the burial of the deceased

В средствах массовой информации довольно часто появляются сообщения о похоронных войнах, возникающих между специализированными службами по вопросам похоронного дела, или между поставщиками и потребителями похоронных услуг1. Похоронный скандал, произошедший недавно в г. Екатеринбурге, связанный с «незаконными захоронениями» в Шарташ-ском лесопарке, место которого местные жители самовольно выбрали для захоронения своих покойников»2, яркое тому подтверждение. Это место называют Шарташским кладбищем, несмотря на то, что по утверждению местных властей, места под захоронения там не предоставлялись3. В Интернете также описывается случай, возникший в процессе погребения, когда клиентка ритуального агентства обратилась с требованием о выплате компенсации за срыв похорон, потому что «когда гроб привезли на погост, оказалось, что похоронщики только начали рыть могилу. В результате погребение пришлось

4

отложить до позднего вечера» .

Одной из предпосылок для возникновения подобных ситуаций является неудовлетворительное нормативно-правовое регулирование похоронной отрасли, осуществляемое на местном уровне и порой допускающее нарушение федеральных законов. Федеральное законодательство, регулирующее предоставление похоронно-ритуальных услуг в Российской Федерации представлено устаревшим Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»5 (далее - «Закон о погребении»), однако правовому регулированию на местном, региональном уровне отводится очень значимая роль.

Законом о погребении определено, что погребение умерших в Российской Федерации осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Основной целью деятельности этих служб является выполнение функций органов местного самоуправления по организации похоронного дела и содер-

1 В Екатеринбурге клиентка ритуального агентства требует компенсации за срыв похорон. URL: http://ren.tv/novosti/2Q18-01-26/v-ekaterinburge-klientka-ritualnogo-agenstva-trebuet-kompen-sacii-za-sryv-pohoron (дата обращения: 20.07.2018); Ритуальный скандал разгорелся в Екатеринбурге. Апофеозом войны похоронных агентств стало бегство с покойниками. Под покровом ночи несколько десятков тел умерших живые люди выносили на руках. URL: http: // www.obltv.ru/news/society/itogi-nedeli-ritualnyy-skandal-v-ekaterinburge (дата обращения: 20.07.2018); Война похоронных бюро: родственники умерших взяли в осаду морг Екатеринбурга. URL: http://www.ntv.ru/novosti/1526756/ (дата обращения: 20.07.2018).

2 Под Екатеринбургом нашли самовольное кладбище. URL: http://pohoronotrasl-souz.ru/novosti-pokhoronnoj-otrasli/2808-pod-ekaterinburgom-nashli-samovolnoe-kladbishche (дата обращения: 17.07.2018).

3 Там же.

4 В Екатеринбурге клиентка ритуального агентства требует компенсации ...

5 О погребении и похоронном деле: Федер. закон от 12 янв. 1996 г. № 8-ФЗ.

жанию мест захоронения. Именно органы местного самоуправления определяют порядок деятельности похоронно-ритуальных служб, поскольку на местном уровне им принадлежит ключевая роль в нормотворчестве в сфере по-хоронно-ритуального обслуживания.

Похоронно-ритуальные услуги, как один из видов муниципальных услуг, должны предоставляться в соответствии с административным регламентом, который согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ

(ред. от 04.06.2018) «Об организации предоставления государственных и му-

6

ниципальных услуг» , устанавливает порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт её предоставления.

«Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий муниципальную услугу»7. Государственные и муниципальные органы и организации обязаны реализовывать свою правотворческую функцию, соблюдая установленные законом требования к разработке административных регламентов. Нормативно-правовая база в похоронной отрасли должна формироваться таким образом, чтобы исключить чиновничий произвол, возможность криминальных и коррупционных проявлений, предусмотреть устранение иных препятствий в осуществлении гражданами государственных гарантий по погребению умерших.

Надо признать, что органы, являющиеся разработчиками проектов административных регламентов, не всегда соблюдают установленные законом требования. Анализ «Проекта "Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельного участка для захоронения умершего" администрации города Екатеринбурга"»8 (далее - проект Административного регламента) свидетельствует о том, что положения регламента иногда не только не способны решать основные проблемы данной отрасли, но даже создают условия для их дальнейшего развития, поскольку при его исполнении возможность достичь со стороны гражданина-заявителя, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, положительного эффекта будет зависеть от преодоления некоторых чиновничьих препятствий, а также иных возможных незаконных действий со стороны чиновников, способных повлечь негативные последствия при реализации положений проекта Административного регламента.

6 Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федер. закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ (ред. от 04.06.2018).

7 Там же. Ст. 13.

8 URL: М1р://услуги.екатеринбург.рф/Ше/83е(14с40е31е07171105с55с639556213 (дата обращения: 14.06.2018).

Во-первых, в проекте Административного регламента г. Екатеринбурга указано, что заявителями на получение муниципальной услуги, помимо родственников, могут быть «иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить захоронение умершего» (далее - заявители). Однако, понятие «иные лица» в проекте не раскрывается. Отсутствие четкого определения категории «иных лиц» создает предпосылки для обращения в Муниципальное казенное учреждение «Служба городских кладбищ» (далее - МКУ «Служба городских кладбищ») лиц, не являющихся родственниками умершего и не уполномоченными на совершение действий по погребению, что не гарантирует избежания возможности незаконного погребения криминальных трупов, неопознанных или невостребованных, а также умерших, не имеющих родственников. Если под «иными лицами» в исследуемом административном регламенте понимаются уполномоченные представители заявителей, то необходимо четко на это указать.

Формально указанные положения регламента соотносятся с Законом о погребении, где сказано, что «волеизъявление умершего о достойном отношении к его телу после смерти может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего»9. Под «иными лицами» в данном законе понимаются лица, указанные в волеизъявлении умершего и согласившиеся взять на себя обязанность исполнить данное волеизъявление, т. е. «пожелание умершего, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме: о согласии или несогласии быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию; о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела; быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими; быть подвергнутым кремации; о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу»10. Следовательно, в проекте Административного регламента целесообразно было бы дать определение «иных лиц», которое соответствует положениям федерального законодательства. Кроме того, к «иным лицам», согласно Закону о погребении, могут быть отнесены органы внутренних дел (погребение лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенной ими террористической акции), учреждения ФСИН России (погребение умерших в период отбывания наказания в местах лишения свободы) и другие органы или организации11. Весьма вероятно, что неопределённость в понятии «иные лица» может стать инструментом для злоупотреблений в похоронной сфере, если такой инструмент попадет в руки коррумпированного правоприменителя.

9 О погребении и похоронном деле: Федер. закон от 12 янв.1996 г. № 8-ФЗ.

10 Там же.

11 Там же. Ст. 11-14.

Во-вторых, проектом Административного регламента предусмотрено поэтапное предоставление муниципальной услуги, которое характеризуется тем, что на каждом из этапов предполагается возможность завершения отношений между заявителем и МКУ «Служба городских кладбищ», что может стать серьезным препятствием для захоронения умершего, поскольку только от возможности преодоления заявителем каждого этапа зависит достижение конечного результата.

Результатом предоставления муниципальной услуги, согласно проекту Административного регламента, является «предоставление земельного участка для погребения умершего с последующей выдачей удостоверения о захоронении».

Услуга «предоставление земельного участка для захоронения», как самостоятельный вид услуг, не включена в гарантированный перечень услуг по погребению, предусмотренный ст. 9 Закона о погребении, но является неотъемлемой его частью, поскольку входит в понятие «погребение»12. Статья 7 Закона о погребении определяет «погребение» как «предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха»,13 а статья 3 Закона о погребении определяет «погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями»14. Погребение на Руси издревле осуществлялось путем предания тела (останков) умершего земле, и обычай захоронения в землю сохранился до сих пор.

Проектом Административного регламента г. Екатеринбурга предусмотрено наличие трех административных процедур при предоставлении муниципальной услуги «предоставление земельного участка для захоронения умершего», которые можно определить как этапы, или стадии, предоставления муниципальной процедуры:

- «прием и регистрация заявления, рассмотрение документов;

- выдача уведомления об определении границ земельного участка и возможности проведения работ по подготовке места захоронения умершего;

- регистрация подготовленного земельного участка и предоставление земельного участка для захоронения умершего с последующей регистрацией места захоронения умершего и выдачей удостоверения о захоронении умершего»15.

12 О погребении и похоронном деле: Федер. закон от 12 янв. 1996 г. № 8-ФЗ (ст. 9).

13 Там же. Ст. 7.

14 Там же. Ст. 3.

15 Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка для захоронения умершего» администрации города Екатеринбурга: проект. П. 24. URL: http://услуги.екатеринбург.рф/file/83ed4c40e31e0717d05c55c639556213 (дата обращения: 14.06.2018).

Первая процедура (здесь и далее курсив наш. - Л. К.) по приему документов и регистрации заявления характеризуется тем, что при наличии полного комплекта документов на заявлении делается отметка о возможности проведения работ по подготовке места захоронения и определяются границы земельного участка для погребения умершего в соответствии с его волеизъявлением. При невозможности предоставить земельный участок согласно волеизъявлению умершего или в указанном заявителем месте место погребения определяет МКУ «Служба городских кладбищ».

Уже на первой стадии проектом Административного регламента предусмотрены основания для отказа от предоставления муниципальной услуги по погребению со стороны МКУ «Служба городских кладбищ». Таковыми являются:

- предоставление заявителем неполного комплекта документов16;

- несогласие заявителя с определенными границами земельного участка, предоставляемого для подготовки места захоронения умершего;

- отсутствие возможности предоставления земельного участка

17

в указанном заявителем месте .

Правовые последствия такого отказа в проекте регламента не определены. Поэтому неизвестно, что дальше делать лицу, убитому горем, которому отказано в погребении близкого человека.

В сложившейся ситуации целесообразно назначить время для устранения недостатков и для доукомплектования документов в соответствии с требованиями регламента и вменить в обязанность сотрудника МКУ выяснить причину некомплекности документов и разъяснить, какие из необходимых документов ещё должны быть предоставлены. Эту обязанность сотрудника МКУ необходимо закрепить в регламенте.

В проекте Административного регламента целесообразно предусмотреть норму, позволяющую заявителю отказаться от предоставления муниципальной услуги и изложить основания для отказа со стороны потребителя, если какие-либо условия предоставления услуги не соответствуют волеизъявлению умершего или пожеланиям лица, взявшего на себя обязанность по погребению. Но поскольку отношения между МКУ «Служба городских кладбищ» и заявителем строятся на отношениях власти-подчинения, которые, большей частью, носят административно-правовой характер, то сторона заявителя вынуждена безоговорочно подчиниться специализированной службе и принять такой отказ.

16 Административный регламент предоставления муниципальной услуги... П. 18.

17 Там же. П. 31.

Отметим, что перечень необходимых и обязательных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления и организациями, участвующими в их предоставлении, законом не определён, однако похоронно-ритуальные услуги следует отнести к категории необходимых и обязательных, чтобы исключить возможность отказа в предоставлении такой услуги со стороны поставщика услуг. В административном регламенте не может содержаться норма об отказе в предоставлении услуги со стороны МКУ «Служба городских кладбищ», так как любое необдуманное действие при организации похорон со стороны сотрудников похоронных служб, включая отказ в предоставлении похоронно-ритуальной услуги, может «углубить психические травмы и оскорбить чувства участников похорон»18. Но это моральная сторона вопроса. Правовая сторона вопроса также выглядит мрачно.

При проведении второй процедуры (выдача уведомления об определении границ земельного участка и возможности проведения работ по подготовке места захоронения умершего) также предусмотрена возможность отказа в предоставлении услуги со стороны поставщика.

В проекте Административного регламента указано, что на данной стадии «сотрудник подразделения МКУ "Служба городских кладбищ" выдает заявителю уведомление об определении границ земельного участка и возможности проведения работ по подготовке места захоронения умершего или отказ в предоставлении муниципальной услуги, при этом заявитель ставит подпись в книге регистрации заявлений о предоставлении земельного участка для захоронения умершего»19. А далее, «на период выполнения работ по подготовке места захоронения», предоставление муниципальной услуги приос-20

танавливается .

Проектом Административного регламента не определены основания для отказа в предоставлении услуги на данной стадии, что открывает широкий простор для усмотрения при их определении со стороны сотрудников МКУ. Правовые последствия такого отказа для заявителя представлены его правом повторно обратиться с новым заявлением о предоставлении земельного участка для захоронения умершего в порядке и в сроки, предусмотренные Административным регламентом. Таким образом, проект Административного регламента возвращает заявителя к первой административной процедуре, к первой стадии. В чем смысл такого отказа? Явно не в соблюдении интересов

18 Волостнова Т. И. Правовое регламентирование ритуала погребения как части социальной системы общества // Актуальные проблемы российского частного права: материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. Саранск, 2017. С. 25-30

19 Административный регламент предоставления муниципальной услуги. П. 37.

20 Там же. П. 40.

потребителя услуги и не в улучшении качества её предоставления. В затягивании организации похорон и в том, чтобы заявитель искал пути ускорить процесс погребения с целью обеспечения достойного погребения умершего?

Вызывает вопросы и возможность приостановления муниципальной услуги, предусмотренная проектом. Повторимся, что приостановление осуществляется «на период выполнения работ по подготовке места захоронения»21. Следовательно, основанием для приостановления предоставления муниципальной услуги является «выполнение работ по подготовке места захоронения»? В проекте регламента отсутствуют не только четкие основания приостановления услуги, но и не указан срок, на который услуга может быть приостановлена. Тем не менее проект Административного регламента предусматривает возможность растягивания сроков предоставления услуги до 30 календарных дней, а в случае её приостановления - бессрочно, поскольку в нём содержится норма, согласно которой выдача «уведомления об определении границ земельного участка и возможности проведения работ по подготовке места захоронения умершего является основанием для осуществления процедуры по подготовке места захоронения. Срок действия уведомления об определении границ земельного участка и возможности проведения работ по подготовке места захоронения умершего составляет 30 календарных дней. На период подготовки места захоронения умершего предоставление муниципальной услуги приостанавливается»22. Такие положения проекта регламента являются не соответствующими действующему Закону о погребении23, который не предусматривает возможность приостановления услуги по погребению умершего, как и не предусматривает возможность отказа в предоставлении такой услуги. Пункт 4 ст.17 указанного Закона предусматривает возможность приостановления или прекращения деятельности на месте погребения при необходимости устранения допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения24. Такое приостановление деятельности относится к специализированным службам по вопросам похоронного дела и возможно при нарушении ими «санитарных и экологических требований к содержанию места погребения. Вопрос о приостановлении или прекращении

25

деятельности решается органами местного самоуправления» .

21 Административный регламент предоставления муниципальной услуги... П. 40.

22 Там же. П. 12.

23 О погребении и похоронном деле. Федер. закон от 12 янв.1996 г. № 8-ФЗ.

24 Там же.

25 Там же.

Закрепленная в проекте Административного регламента возможность приостановления услуги со стороны поставщика требует разработки и закрепления в нем конкретных оснований для ее возобновления. Отсутствие таких оснований создает условия для недобросовестного поведения со стороны МКУ «Служба городских кладбищ», потому что наступает этап, когда заявитель должен обратиться в подразделение МКУ с просьбой о возобновлении процедуры предоставления услуги, однако правовых оснований подкрепления прав заявителя и обязанностей поставщика проектом регламента не предусмотрено. Ситуация парадоксальная: возможность приостановления услуги есть, а оснований для её возобновления нет. Именно поэтому возникают случаи, когда все силы лица, ответственного за погребение бывают «брошены на борьбу с предприимчивыми агентами»26, которые едва не срывают погребение. Результатом несоответствия положений проекта Административного регламента г. Екатеринбурга могут служить факты срыва похорон, которые периодически освещаются в средствах массовой информации. Так, например, при заключении договора с одной из похоронных кампаний «похороны обернулись для семьи настоящим кошмаром. Близкие приехали на кладбище, но

27

могилы для усопшего не нашли» .

Третья процедура (регистрация подготовленного земельного участка и его предоставление для захоронения умершего с последующей регистрацией места захоронения умершего и выдачей удостоверения о захоронении умершего) характеризуется тем, что после завершения работ по подготовке места захоронения услуга может быть возобновлена. Напомним, срок, на который предоставление услуги может быть приостановлено, в проекте Административного регламента не определен. Согласно проекту, «основанием для возобновления услуги и начала выполнения административной процедуры по регистрации подготовленного земельного участка и предоставление земельного участка для захоронения умершего с последующей регистрацией места захоронения умершего и выдачей удостоверения о захоронении умершего, является обращение заявителя к сотруднику МКУ "Служба городских клад-бищ"»28. Но обращение - это процессуальный документ, средство для возобновления процедуры, а материально-правовые основания в проекте регламента не предусмотрены. При возобновлении процедуры сотрудник МКУ «Служба городских кладбищ» проводит осмотр подготовленного места захоронения на соответствие требованиям Положения, утвержденного решением

26 В Екатеринбурге клиентка ритуального агентства требует компенсации.

27 Там же.

28 Административный регламент предоставления муниципальной услуги. П. 41.

Екатеринбургской городской Думы.29 При выявлении несоответствия места захоронения (могилы) по длине, ширине, глубине установленным требованиям либо в случае смещения за пределы ранее определенных в уведомлении об определении границ земельного участка для выполнения работ по подготовке места захоронения умершего решение о предоставлении земельного участка для захоронения умершего не выдается до устранения выявленных нарушений (несоответствий), о чем заявитель извещается в письменной форме уведомлением о приостановлении предоставления муниципальной услуги до устранения причин нарушений (несоответствий)30.

Указание на извещение заявителя в письменной форме уведомлением о приостановлении предоставления муниципальной услуги до устранения причин нарушений (несоответствий) выглядит как средство затягивания предоставления услуги, поскольку сроки извещения таким уведомлением в проекте Административного регламента также не установлены.

Подготовкой места захоронения с соблюдением его размеров должно заниматься специализированное подразделение похоронных служб, которое и должно нести административную и (или) гражданско-правовую ответственность за нарушение установленных региональным законодательством размеров могилы.

Из вышеизложенного следует сделать вывод о том, что положения проекта Административного регламента г. Екатеринбурга противоречат п. 1 указа Президента РФ от 29 июня 1996 г. № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших»31, согласно которому услуга должна быть предоставлена «по первому требованию» заявителя. Положения Указа требуют «считать недопустимым отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям».

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», с дополнениями, которые были внесены Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 479-ФЗ32, предусмотрена возможность отказа в предоставлении

29Административный регламент предоставления муниципальной услуги. П. 42.

30 Там же. П. 43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31 О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших: указ Президента Рос. Федерации от 29 июня 1996 г. № 1001.

32 О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления: Федер. закон от 29 дек. 2017 г. № 479-ФЗ.

муниципальной услуги. Однако закон гласит, что «муниципальными правовыми актами устанавливаются исчерпывающие перечни оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги

«33

или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги» .

Учитывая то, что похоронно-ритуальные услуги относятся к числу муниципальных услуг, которые можно признать необходимыми и обязательными, а также учитывая их социальный и срочный характер, считаем, что правовыми актами, издаваемыми на муниципальном уровне не может быть предусмотрена возможность отказа в предоставлении похоронно-ритуальных услуг, а возможность их приостановления может быть связана исключительно с предоставлением заявителем неполного комплекта документов.

Кроме того, в проекте Административного регламента не оговорены виды кладбищ (общественные и другие), на которых может осуществляться погребение; отсутствует информация о создании попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела, предусмотренных ст. 27 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ, необходимых для осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела. Контроль в Екатеринбурге, согласно проекту Административного регламента, должен осуществляться комиссией, формируемой приказами начальника МКУ «Служба городских кладбищ» или начальника Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга (п.49 проекта Регламента).

В нарушение Перечня поручений Президента РФ от 9 июля 2017 г. № Пр-133034 в проекте Административного регламента не предусмотрена возможность оказания гарантированного перечня услуг по погребению умерших на безвозмездной основе по принципу «одного окна» с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что муниципальные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность специализиро-

33 О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления: Федер. закон от 29 дек. 2017 г. № 479-ФЗ.

34 Перечень поручений Президента Российской Федерации по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента Российской Федерации по вопросам организации погребения и похоронного дела, проведенной Контрольным управлением Президента Российской Федерации: утв. Президентом Рос. Федерации 9 июля 2017 г. № Пр-1330). URL: http://docs.cntd.ru/document/456084200 (дата обращения: 20.07.2018).

ванных служб по вопросам похоронного дела в области оказания услуг по предоставлению земельного участка для погребения умершего, не всегда соответствуют действующему законодательству, что требует надлежащего государственного реагирования. Исправить ситуацию могло бы разгосударствление рынка муниципальных услуг путем применения механизма муници-пально-частного партнерства, чему «должны способствовать реализация принципов социальной справедливости, обеспечение конкуренции на рынке социальных услуг, закрепление приоритета социального эффекта над эконо-мическим»35. Важнейшим средством регулирования отношений, возникающих между поставщиками похоронно-ритуальных услуг и потребителями, необходимо признать не административно-правовые средства, а гражданско-правовые.

Библиографический список

1. Барков А. В., Серова О. А. Государственно-частное партнерство на рынке социальных услуг в свете развития социального предпринимательства: проблемы гармонизации правового регулирования // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2016. Вып. 33. Б01: 10.17072/1995-41902016-33-268-280.

2. Волостнова Т. И. Правовое регламентирование ритуала погребения как части социальной системы общества // Актуальные проблемы российского частного права: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Саранск, 2017.

Информация для цитирования

Кулицкая Л. И. О необходимости совершенствования муниципального законодательства в области оказания услуг по предостав-^ лению земельного участка для погребения умершего // Ex jure. 2018. № 4. C. 32-44. DOI: 10.17072/ 2619-0648-2018-4-32-44.

<D

U

X

И

Kulitskaya L. I. About Need of Improvement of the Municipal Legislation in the Field of Rendering Services in Providing the Parcel of Land for Burial ofthe Dead. Ex jure. 2018. № 4. Pp. 32-44. (In Russ.). DOI: 10.17072/ 2619-0648-2018-4-32-44.

35 Барков А. В., Серова О. А. Государственно-частное партнерство на рынке социальных услуг в свете развития социального предпринимательства: проблемы гармонизации правового регулирования // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2016. Вып. 33. С. 268-280. Б01: 10.17072/1995-4190-2016- 33-268-280.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.