Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования погребения лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта'

Проблемы правового регулирования погребения лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
797
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ПОГРЕБЕНИЕ ТЕЛ ТЕРРОРИСТОВ / ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕ / ПОХОРОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TERRORISM / BURIAL OF THE BODIES OF TERRORISTS / DECLARATION OF WILL / FUNERAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулицкая Л. И.

Автором ставится проблема определения места и способа погребения лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта, рассматриваются вопросы возможности выдачи тел террористов родственникам, анализируется порядок погребения с применением обычая. Обращено внимание на то, что согласно действующему законодательству место захоронения определяется органом предварительного расследования, а способ погребения определяется органом следствия либо специализированной службой по вопросам похоронного дела. Орган предварительного следствия выдает родственникам только уведомление о том, в какой орган загса им необходимо обратиться за получением свидетельства о смерти. Исследуется правовая основа, которой руководствуется следователь при избрании им формы и места погребения. Сделан вывод о том, что разрешение поставленных вопросов связано с определением правового режима тела человека после его смерти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author raises the problem of determining the place and way of the burial of persons whose death occurred as the result of the suppression of the terrorist act committed by them. The questions connected with the possibility of issuing terrorist bodies to the relatives are considered. The burial order by using the custom is considered. The author pays attention to the fact that, according to the current legislation, the place of burial is determined by the body of preliminary investigation, and the way of burial is determined by the investigative body or by the specialized funeral service. The preliminary investigation body issues only a notice about which registry office the relatives need to apply for a death certificate. The legal framework that guides the investigator in choosing the form and place of burial is studied. It is concluded that the solution of the issues raised is connected with the definition of the legal regime of the human body after his (her) death.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования погребения лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта»

Раздел 2. Охрана и защита прав человека

кулицкая л.И.,

кандидат юридических наук, [email protected] кафедра оперативно-разыскной и административной деятельности;

Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, 690087, г. Владивосток, ул. котельникова, 21

kulitskaya lI.,

candidate of Legal Sciences,

[email protected]

chair of crime detection

and administrative activities;

vladivostok Branch of the Far East

Law Institute of the Ministry of the Interior

of the Russian Federation,

Kotelnikov St. 21, vladivostok, 690087,

Russian Federation

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОГРЕБЕНИЯ ЛИЦ, СМЕРТЬ КОТОРЫХ НАСТУПИЛА В РЕзУЛЬТАТЕ ПРЕСЕЧЕНИЯ СОВЕРШЕННОГО ИМИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА

Аннотация. Автором ставится проблема определения места и способа погребения лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта, рассматриваются вопросы возможности выдачи тел террористов родственникам, анализируется порядок погребения с применением обычая. обращено внимание на то, что согласно действующему законодательству место захоронения определяется органом предварительного расследования, а способ погребения определяется органом следствия либо специализированной службой по вопросам похоронного дела. орган предварительного следствия выдает родственникам только уведомление о том, в какой орган загса им необходимо обратиться за получением свидетельства о смерти. Исследуется правовая основа, которой руководствуется следователь при избрании им формы и места погребения. сделан вывод о том, что разрешение поставленных вопросов связано с определением правового режима тела человека после его смерти.

Ключевые слова: терроризм; погребение тел террористов; волеизъявление; похоронная деятельность.

THE PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE BURIAL OF PERSONS WHOSE DEATH OCCURRED AS THE RESULT OF THE SUPPRESSION OF THE TERRORIST ACT COMMITTED BY THEM

Annotation. The author raises the problem of determining the place and way of the burial of persons whose death occurred as the result of the suppression of the terrorist act committed by them. The questions connected with the possibility of issuing terrorist bodies to the relatives are considered. The burial order by using the custom is considered. The author pays attention to the fact that, according to the current legislation, the place of burial is determined by the body of preliminary investigation, and the way of burial is determined by the investigative body or by the specialized funeral service. The preliminary investigation body issues only a notice about which registry office the relatives need to apply for a death certificate. The legal framework that guides the investigator in choosing the form and place of burial is studied. It is concluded that the solution of the issues raised is connected with the definition of the legal regime of the human body after his (her) death.

Keywords: terrorism; burial of the bodies of terrorists; declaration of will; funeral activities.

Распространение терроризма сегодня не ограничивается рамками одного государства, а является мировой проблемой, которая ставит перед обществом все новые правовые вопросы. В литературе обращается внимание на необходимость разработки новых направлений противодействия экстремизму и терроризму и новых форм «противостояния

данным явлениям как на законодательном уровне, так и на практике» [1, с. 163]. одним из инструментов, используемых для противодействия терроризму, могло бы стать решение проблемы правового регулирования погребения лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенной ими террористической акции.

В связи с тем, что Россия является участницей международных договоров, она должна соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права, в том числе и в сфере погребения и похоронной деятельности. Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)* каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, на свободу в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений при захоронении. Подобная норма содержится и в пункте 1 статьи 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод**.

Согласно Всеобщей декларации прав человека «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах»***, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации достоинство личности охраняется государством, никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В статье 14.1 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении)**** закреплены гарантии погребения умершего с учетом его волеизъявления, выраженного при жизни, и с учетом пожелания родственников. Устанавливая правила погребения лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенной ими террористической акции, закон закрепляет, что тела таких лиц родственникам для захоронения не выдаются, и о месте захоронения не сообщается. Порядок погребения таких лиц установлен Постановлением Правительства РФ от 20 марта 2003 г. N 164 «Об утверждении Положения о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террори-

* Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17. Ст. 291.

** Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. N 2. Ст. 163.

*** Рос. газ. 1998. 10 дек.

**** Собр. законодательства Рос. Федерации.

1996. N 3. Ст. 146.

стического акта»*****(далее - Постановление Правительства РФ N 164).

Понятия «терроризм» и «террористический акт» имеют в настоящее время легальное закрепление. Согласно Федеральному закону от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под терроризмом понимается идеология насилия и воздействие на принятие решения органами государственной власти, местного самоуправления и международными организациями******.

При этом насилие должно проявляться в виде устрашения населения или в виде иных противоправных насильственных действий. В части первой статьи 205 Уголовного кодекса Российской Федерации содержится понятие террористического акта, под которым понимаются действия, осуществляемые с целью дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо с целью воздействия на принятие ими решений, в том числе действия по совершению взрыва или поджога. Кроме того, это могут быть иные действия, устрашающие население и создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Президентом РФ 5 октября 2009 г. была утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации*******, в которой указано, что цельюпро-тиводействия терроризму в Российской Федерации является «защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма». Согласно данной Концепции «общегосударственная система противодействия терроризму включает в себя деятельность не только по предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности», но и по минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма. Одним из инструментов по минимизации последствий проявлений терроризма является

***** Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. N 12. Ст. 1139.

****** Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. N 11. Ст. 1146.

Рос. газ. 2009. 20 окт.

порядок погребения лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта.

Согласно Закону о погребении и Постановлению Правительства РФ N 164 погребение лиц, чья смерть связана с участием в террористической акции, осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, в которые орган предварительного следствия с целью осуществления погребения умершего направляет копию постановления о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в отношении умершего лица. Место погребения определяется органом предварительного расследования. Орган предварительного следствия выдает родственникам только уведомление о том, в какой орган загса им необходимо обратиться за получением свидетельства о смерти.

Таким образом, вопросами погребения лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта, должны заниматься следственные органы. Что является правовой основой для следователя при решении им вопроса об избрании формы и места погребения? Закон о погребении предусматривает следующие формы погребения умершего: предание тела земле (захоронение в могилу, склеп); предание тела огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом); предание тела воде (захоронение в воду), а также следующие места погребения: кладбища, стены скорби для захоронения урн с пеплом после сожжения тел, крематории для предания тел умерших огню, иные здания и сооружения, предназначенные для осуществления погребения умерших. Специальной нормы, предусматривающей форму и место погребения террористов, Закон о погребении не содержит.

Кроме того, закрепленные в Законе о погребении гарантии погребения умершего с учетом его волеизъявления и с учетом пожеланий его близких и родных ставят перед органом следствия еще один вопрос: может ли следователь при определении формы и места погребения учитывать волеизъявление умершего, выраженное им при жизни? Известно, например, что «Мухаммед Атта, лидер террористов, захвативших американские авиалайнеры

11 сентября 2001 г., составил завещание, в котором детально расписал процедуру своих похорон и расположение могилы», кроме того, выразил желание, «чтобы на его могилу никогда не приходили женщины» [2].

Согласно российскому законодательству деятельность специализированных служб по вопросам похоронного дела - это самостоятельный вид деятельности по оказанию похоронных услуг. Субъектами правоотношений, возникающих в результате погребения террористов, являются органы предварительного следствия и специализированные службы по вопросам похоронного дела. Объект правоотношения - тело умершего. Заказчиком и потребителем услуги в соответствии с законом является государство в лице органа предварительного следствия, который решает вопросы погребения, минуя родственников и близких людей. Надо полагать, что определение формы и места захоронения террористов осуществляется похоронными службами, поскольку пункт 8 Постановления Правительства РФ N 164 указывает, что специализированная служба по вопросам похоронного дела самостоятельно составляет акт о произведенном погребении и направляет его органу предварительного следствия, который приобщается к уголовному делу. Кроме того, специализированные службы по вопросам похоронного дела, осуществляя погребение террористов, не обязаны выяснять наличие волеизъявления умершего и его содержание, так как действующее законодательство такого порядка не предусматривает.

Между тем проблема погребения тел террористов на практике связана с решением множества вопросов. Особую остроту приобретают вопросы о выдаче тел террористов родственникам для погребения, о местах захоронения тел (на кладбище или за его пределами), о праве родственников и иных лиц на информацию о месте погребения и др.

Представляется, что разрешение поставленных вопросов тесно связано с определением правового режима тела человека после его смерти. Тот факт, что тело умершего человека давно уже является объектом гражданских прав, не вызывает сомнений, так как оно может быть передано для использования в медицинских, научных и

учебных целях*, подвергнуто криоконсер-вации [3, с. 114], подвергнуто транспортировке, хранению в морге и так далее. Тело умершего может являться объектом предпринимательских или гражданско-правовых договоров. Однако законодательно до сих пор не определено, кто является собственником тела человека после его смерти, а в научной литературе указанный вопрос только обсуждается [4, с. 97].

В поле правового регулирования находятся лишь вопросы, определяющие, что родственники лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта, не вправе определять форму и место захоронения и произвести погребение в соответствии с волеизъявлением умершего и с религиозными традициями и обычаями. А вправе ли это сделать следователь или похоронное бюро? Предусмотренный законом для таких умерших перечень социальных похоронных услуг является минимальным. он включает в себя оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку тела к месту погребения или к месту кремации и само погребение.

Право собственности, включающее в себя три правомочия собственника: владение, пользование и распоряжение, предполагает, что только собственник вправе определять судьбу принадлежащего ему имущества (в данном случае судьбу тела умершего человека, в том числе форму и место его погребения). Если признать, что собственником тел умерших террористов, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта, является государство, то государство в лице органов власти либо государственных специализированных служб по вопросам похоронного дела

* См.: Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон от 21 нояб. 2011 г. N 323-ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 48. Ст. 6724; Об утверждении Правил передачи невостребованного тела, органов и тканей умершего человека для использования в медицинских, научных и учебных целях, а также использования невостребованного тела, органов и тканей умершего человека в указанных целях: постановление Правительства РФ от 21 июля 2012 г. N 750 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. N 31. Ст. 4375.

должно осуществлять погребение в соответствии с законом, предусматривающим форму погребения и место. Такой закон в настоящее время отсутствует. Одним из инструментов решения исследуемой проблемы может служить рассмотрение возможности создания специальных государственных кладбищ для погребения тел террористов либо специальных крематориев.

Нормы закона о невыдаче родственникам тел террористов для погребения существуют наряду с нормами закона о том, что каждый имеет право на достойное отношение к его телу после смерти и право быть погребенным согласно традициям и обычаям. Обычаи как источники права -это правила поведения людей, которые передаются из поколения в поколение и часто являются более важными, нежели нормы закона. Они повторяются многократно и в результате этого становятся традицией и попадают в сферу государственных интересов. Издревле на Руси церемония похорон происходила с соблюдением таких обычаев, как присутствие родственников, прощание, панихида. Несоблюдение обычаев может привести к осуждению и даже к ссоре между родными людьми.

Не нарушает ли существующий порядок погребения тел террористов прав родственников умершего? Например, родственники А. Масхадова, убитого в марте 2005 г., обращались даже в Конституционный Суд РФ с требованием выдать им тело террориста, считая, что нарушаются их конституционные права на погребение согласно обычаям. Тело А. Масхадова было похоронено в безымянной могиле.

Правовая позиция Конституционного Суда РФ по указанному вопросу заключается в том, что выдача родственникам для захоронения тел нецелесообразна и может «создать угрозу общественному порядку», «правам и законным интересам других лиц, их безопасности», «привести к разжиганию ненависти, спровоцировать акты вандализма, насильственные действия, массовые беспорядки и столкновения, что может повлечь за собой новые жертвы, а места захоронений участников террористических актов могут стать местами культового поклонения отдельных, экстремистски настроенных лиц, будут использоваться ими в качестве средства пропаганды идеологии терро-

ризма и вовлечения в террористическую деятельность»*.

Порядок погребения лиц, умерших в результате пресечения совершенной ими террористической акции, до ноября 2002 г. законодательно никак не регулировался. Впервые законодательное закрепление того, что тела террористов родственникам для погребения не выдаются и о месте их захоронения не сообщается, произошло в связи с принятием Федерального закона от 21 ноября 2002 г. N 144-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон "О борьбе с терроризмом"»**.

До этого времени известны случаи выдачи тел террористов родственникам, но чаще всего при определении формы и места погребения имел место обычай, согласно которому тела террористов родственникам не выдавались, и их погребение издревле происходило отдельно от погребения других лиц. Примером может служить погребение Александра Ульянова, старшего брата В.И. Ленина, который был похоронен в крепости Орешек - по месту казни. При этом никто из высшего общества того времени даже не подумал о том, чтобы хлопотать за достойное погребение сторонника «системного террора» [5]. Что касается современных событий, то, например, тело Т. Царнаева, который обвинялся в исполнении теракта во время Бостонского марафона 15 апреля 2013 г., также было похоронено за пределами штата Массачусетс, в котором он жил [6].

Таким образом, погребение тел террористов на практике большей частью является анонимным либо осуществляется в специально отведенных местах. Не пора ли придать такому порядку правовую форму?

В Казахстане, например, обычай получил законодательное закрепление. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 августа 2013 г. N 858 были

* По делу о проверке конституционности статьи 14.1 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» и Положения о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта, в связи с жалобой граждан К.И. Гузиева и ЕХ. Кар-мовой: постановление Конституционного Суда РФ от 28 июня 2007 г. N 8-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. N 27. Ст. 3346.

** Собр. законодательства Рос. Федерации.

2002. N 47. Ст. 4634.

утверждены Правила погребения лиц, уголовное преследование в отношении которых в связи с их участием в террористической деятельности прекращено из-за их смерти, наступившей в результате совершения ими акта терроризма, а также при пресечении совершаемого ими акта терроризма***, которыми определено место для погребения террористов. Это специально отведенные места, которые называются кладбищами для безродных. После погребения террористов специализированная похоронная служба, осуществившая захоронение, «производит соответствующую запись в регистрационной книге и выдает регистрационный номер на могилу» [7]. Фамилия, имя и отчество умершего не указываются даже в регистрационной книге. Организация, осуществившая погребение, выдает удостоверение о захоронении, в котором указывается дата погребения. Удостоверение передается в орган следствия для приобщения к уголовному делу. По решению органа предварительного следствия родственникам выдаются только копии врачебного свидетельства о смерти и личные вещи умершего. Погребение в Казахстане осуществляется за счет средств местного бюджета» [7].

Такую практику следует признать частично уязвимой, поскольку отсутствие сведений о фамилии, имени и отчестве умершего лица на месте его погребения и в регистрационной книге способно повлечь невозможность осуществления наследственных прав лицами, которые своевременно не были по тем или иным причинам призваны к наследству. Юридическое закрепление имени умершего и места его погребения необходимо и в случаях возникновения у наследников спора о наличии либо отсутствии родства с умершим террористом, когда указанные вопросы должны разрешаться путем проведения эксгумации.

Таким образом, учитывая современные тенденции в развитии общественных отношений, необходимо отметить необходимость определения и юридического закрепления места и формы погребения лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта. Необходима разработка новых государственно-правовых и ведомственных подходов к исследуемому вопросу.

*** См.: URL: http//online.zakon.kz

Список литературы

1. Горелик В. Что делать с мертвым террористом? // Партнер. 2016. N 10. URL: http://maxpark.com/ community/129/content/5549151 / (дата обращения: 4 авг. 2017 г).

2. Канунникова Н.Г. Зарубежный опыт противодействия международному экстремизму и терроризму // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. N 3 (29). С. 163-169.

3. Кулицкая Л.И. Крионика - как альтернативная форма погребения: правовой аспект // Проблемы экономики и юридической практики. 2016. N 1. С. 112-115.

4. Кулицкая Л.И. Правовой режим органов, тканей, клеток и тела человека после смерти лица, не оставившего завещания // Власть Закона. 2016. N 2 (26). С. 96-106.

5. Как хоронить террористов? URL: http://sine-or.livejournal.com/6983.html/ (дата обращения: 8 авг. 2017 г.).

6. URL: http:// www.newsru.com/world/10may2013/albarzakh.htmlhttps://news.mail.ru/incidet/ 26086182 / (дата обращения: 6 авг. 2016 г.).

7. URL: https://news.mail.ru/incident/26086182 / (дата обращения: 6 авг. 2016 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.