Научная статья на тему 'Похоронная культура как предмет правового регулирования и объект уголовно-правовой охраны'

Похоронная культура как предмет правового регулирования и объект уголовно-правовой охраны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
777
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОХОРОННАЯ КУЛЬТУРА / ПОГРЕБЕНИЕ / ОБЪЕКТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ / УМЕРШИЙ / ОБЩЕСТВЕННАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ / FUNERAL CULTURE / BURIAL / OBJECT OF CRIMINAL LAW PROTECTION / DIED / PUBLIC MORALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исмагилов Р. А.

В статье раскрывается понятие похоронной культуры общества, анализируются возможности и пределы ее правового регулирования, уголовно-правовой охраны. Автор обосновывает вывод о том, что похоронная культура является самостоятельным объектом преступления, занимающим отдельное место в системе Особенной части Уголовного кодекса России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Funeral culture as a subject of legal regulation and object of criminal law protection

The article deals with the concept of funeral culture in the society. Possibilities and limits of its legal regulation and criminal law protection are analyzed. The author proves his conclusion that funeral culture is an independent object of a crime taking a separate place in the Special part of the Russian Criminal Code.

Текст научной работы на тему «Похоронная культура как предмет правового регулирования и объект уголовно-правовой охраны»

ПОХОРОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

и объект уголовно-правовой охраны

Р.А. Исмагилов

(аспирант кафедры уголовно-правовых дисциплин Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права; dobro7272@mail.ru)

В статье раскрывается понятие похоронной культуры общества, анализируются возможности и пределы ее правового регулирования, уголовно-правовой охраны. Автор обосновывает вывод о том, что похоронная культура является самостоятельным объектом преступления, занимающим отдельное место в системе Особенной части Уголовного кодекса России.

Ключевые слова: похоронная культура, погребение, объект уголовно-правовой охраны, умерший, общественная нравственность.

Культура современного социума как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие, характеризуется исключительно широким разнообразием форм своего проявления. Одной из традиционных и древнейших форм социальной культуры является похоронная культура, основанная на архаических представлениях о смерти, умерших и их посмертном существовании, о душе и загробном мире, включающая традиции почитания умерших и сохранения памяти о них.

Возникновение и неизживаемость похоронной культуры имеют серьезные социально-психологические и религиозные детерминанты. «Жизнь и Смерть (Биос и Танатос) - первое и вечное, действительное и мнимое противостояние всего сущего в Природе» [1, с. 3]. В обществе людей на социально-идеологическом уровне смерть воспринимается как «пограничная ситуация», нарушившая или грозящая нарушить естественный ход вещей, т.е. оборвать непрерывность бытия и тем самым внести хаос во все устоявшиеся структуры, в том числе и общественные. Существование похоронной культуры с ее традицией, ритуальностью и обрядностью может рассматриваться как попытка социума заново утвердить порядок, нарушенный смертью. Таким образом, изначальной оппозиции «Жизнь и Смерть» противопоставляется создаваемый общественным сознанием

постулат «Жизнь после Смерти», который является фундаментальным принципом похоронной культуры общества, духовной основой, связующей все ее элементы.

По своему содержанию похоронная культура современного общества весьма разнообразна, что обусловлено этнографическим и конфессиональным разнообразием населения Земли. Тем не менее, несмотря на социальные, географические, антропологические, религиозные, бытовые, национальные и прочие различия, похоронная культура любого народа, любой социальной общности, на наш взгляд, содержит три основных элемента: практика обращения с телом умершего (погребальная обрядность); практика увековечения памяти об умершем (поминальная обрядность); построение социально-психологической модели жизни после смерти, потустороннего мира (похоронная идеология).

Погребальная обрядность. Практика обращения с умершими в различных ее формах является одной из древнейших и специфических сфер человеческой деятельности. В первобытных популяциях умерших первоначально оставляли в жилище, позднее их отдавали на съедение животным или соплеменники сами съедали своих умерших сородичей (каннибализм). Лишь много тысячелетий спустя, когда возникают представления о душе и загробной жизни, отношение людей к покойникам коренным образом меняется, страх перед покойником становится общераспространен-

ным явлением, и тела умерших удаляются из мест обитания живых (захораниваются, сжигаются, помещаются на деревья, сплавляются по реке и т.п.). Но вне зависимости от способа избавления от умерших сама их изоляция возникла как утилитарная необходимость санитарно-гигиенического порядка. Из обычая сохранять тела умерших родственников возникает религиозный обряд погребения в собственном значении этого слова.

Социально-культурный уровень большинства современных народов мира, в особенности в цивилизованных странах, позволяет утверждать, что некоторые первобытные формы обращения с умершими (каннибализм, оставление или выбрасывание, декарнация, мумификация) себя изжили, ибо не только считаются неприемлемыми с нравственно-этических и религиозных позиций, но и противоречат санитарным и экологическим нормам. Социально-нравственное, санитарное и экологическое значение практики обращения с телами умерших в современном обществе диктует необходимость правового регулирования отношений, связанных с этим видом человеческой деятельности, и прежде всего четкого определения форм посмертного обращения с телом.

В России на сегодняшний день исследуемый элемент похоронной культуры урегулирован Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» [2]. В соответствии со ст. 3 названного закона погребение определяется как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Закон устанавливает следующие допустимые формы погребения

- предание тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации). В соответствии с Рекомендациями о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002 (рекомен-

дованы протоколом НТС Госстроя России от 25 декабря 2001 г. № 01-НС-22/1) [3] захоронение праха может производиться и путем развеивания праха, которое заключается в его разбрасывании по какой-либо территории.

Данные формы погребения умерших, имеющие глубокие исторические и религиозные корни, реализуют соблюдение важнейшего принципа погребальной обрядности как элемента современной похоронной культуры - достойное отношение к телу человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, сложившимися в обществе. Данный принцип лежит в основе огромного количества ритуалов славянской похоронной культуры, «призванных отдать умершему последнюю дань уважения и вместе с тем победить, изгнать подальше ненавистную смерть. А ушедшему пообещать воскрешение, новую жизнь» [4, с. 59]. В связи с этим предпогребальные и погребальные обрядовые действия по своему характеру и значению проникнуты скорбным уважением и бережным отношением к телу покойного: омовение, одевание, положение в гроб, ночные бдения у гроба покойного, вынос тела, отпевание, дорога на кладбище, прощание с умершим у могилы и т.д.

Особое отношение законодателя к одному из главных принципов похоронной культуры просматривается также в том, что Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» предусматривает прижизненные гарантии соблюдения данного принципа в виде права лица на волеизъявление о достойном отношении к его телу после смерти, которое представляет собой пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме: о согласии или несогласии быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию; о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела; быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими; быть подвергнутым кремации; о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.

Примечательно, что данное право имеет конституционно-правовую основу. Конституционный Суд РФ в одном из своих определений разъяснил: «К числу неотъемлемых прав человека относится и закрепленное статьей 22 (часть 1) Конституции Российской Федерации право на личную неприкосновенность, исключающее незаконное воздействие на человека как в физическом, так и в психическом смысле, причем понятием «физическая неприкосновенность» охватывается не только прижизненный период существования человеческого организма, но и создаются необходимые предпосылки для правовой охраны тела умершего человека. В равной мере это относится и к праву на государственную охрану достоинства личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации), а также к производному от названных конституционных прав праву человека на достойное отношение к его телу после смерти» [5, с. 18].

Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение упомянутых действий имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Наряду с этим на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с законом (ст. 7 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»).

Действующим законодательством предусматриваются случаи, когда исполне-

ние волеизъявления умершего не является обязательным в силу необходимости совершения определенных действий в отношении тела покойного в социально полезных целях (судебно-медицинская экспертиза трупа (ст. 196 УПК РФ) в соответствии с нормативной методикой, извлечение трупа из места захоронения - эксгумация (ст. 178 УПК РФ).

Кроме того, является правомерным изъятие органов и (или) тканей у трупа для трансплантации, если учреждению здравоохранения на момент изъятия не известно о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту (ст. 8 Закона РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»).

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что погребение умерших в иных формах, нежели те, что допускаются законом, а именно оставление и выставление тела, его мумификация (за исключением бальзамирования, которое подразумевает сохранение мертвого тела на непродолжительное время до момента захоронения или на длительный срок, как правило, по религиозным или политическим мотивам [6, с. 21]) и т.п., а равно совершение с телом покойного иных действий, не предусмотренных законодательством, общепринятыми ритуальными обычаями и традициями, в том числе религиозными, является грубым нарушением принципа достойного отношения к телу человека после его смерти, поведением, противоречащим сложившимся обычаям и традициям современной похоронной культуры, заслуживающим не только морального, но и правового осуждения.

Поминальная обрядность. Поминание умерших охватывает большое количество ритуальных обычаев, традиций и символов, выражающих заботу об умерших, попытку продлить их посмертное существование на социальном уровне, и является одним из наиболее значимых элементов похоронной культуры. По своему содер-

жанию поминальная обрядность прежде всего выражается в последующем (после погребения) ритуальном поведении и обрядовых действиях, совершаемых людьми в связи с кончиной близкого человека (соблюдение траура в одежде и поведении, поминки по умершему, поминовение в определенные дни и т.д.). Особо значимым элементом поминальной обрядности являются материализованные похоронные символы - погребальные комплексы, т.е. места погребения умерших, обозначенные надмогильными сооружениями (могильные холмы, камни, плиты, валуны, стелы, вазы, обелиски, колоннады, арки, трофеи, статуи, символы веры, знаки профессиональной принадлежности и т.п.), а также мемориальные сооружения (очаги, алтари, молельни, храмы и т.п.).

В своей совокупности обычаи, традиции и символы поминальной обрядности реализуют второй важнейший принцип похоронной культуры - почитание и увековечение памяти об умершем человеке, его прижизненного социального значения. Следует отметить особую роль данного принципа. Он не только выполняет социально-психологическую функцию обеспечения посмертного существования усопшего, значимую прежде всего для близких и других знавших его людей. Огромна историческая и культурная роль этого принципа, состоящая в том, что поминальные ритуалы и символы являются средствами сохранения социальной истории, ее передачи последующим поколениям и, несмотря на печальный, порой даже трагичный характер их причины - смерти человека,

- в этих ритуалах и символах сохраняется множество очень старых традиций, служащих объединению семьи и сплочению всего народа. Не случайно места погребения согласно ст. 4 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение (например, Некрополь Александро-Невской Лавры), а многие мемориальные комплексы имеют не только поминальное, но и прямое историческое назначение (Могила Неизвестного Солдата, Мамаев курган).

Многие обычаи и традиции поминальной обрядности не урегулированы правом, а канонизированы религиозными и нравственно-этическими нормами. Вместе с тем принятые Госстроем России Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации определяют порядок организации похоронного дела, конкретизируют положения Федерального закона «О погребении и похоронном деле», касающиеся похоронного обряда (обряда захоронения останков или праха человека), а также содержания мест захоронения и работы специализированных служб по вопросам похоронного дела в России. Данные рекомендации направлены на оказание методической помощи гражданам, органам местного самоуправления, специализированным службам по вопросам похоронного обслуживания населения. При этом особо отмечается, что все положения рекомендаций не носят директивного характера и их следует рассматривать именно как рекомендательные. Требования рекомендаций могут быть развиты и дополнены территориальными нормативными документами по вопросам похоронного дела, воинскими уставами, документами по проведению религиозных и профессиональных похоронных обрядов. Положения таких документов не должны противоречить требованиям данных рекомендаций.

Предметом правового регулирования являются отношения, связанные с увековечением памяти об умерших путем организации, размещения и содержания мест погребения, организации мемориальных сооружений, а также порядок отправления похоронных ритуалов в связи с кончиной определенных категорий лиц. К числу основных нормативных правовых актов, регулирующих упомянутые элементы поминальной обрядности, относятся:

- Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (порядок организации мест погребения);

- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (закрепление

Юридическая наука и правоохранительная практика поминальной даты, ритуального значения почетного караула, правового статуса памятников Великой Отечественной войны);

- Закон РФ от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (провозглашение уважительного отношения к памяти погибших при защите Отечества или его интересов в качестве священного долга всех граждан, порядок организации и сохранения воинских захоронений);

- приказ Министерства обороны РФ от 13 января 2008 г. № 5 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы» (порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников);

- Указ Президента РФ от 10 ноября

2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (порядок отдания воинских почестей при погребении, при возложении венков к памятникам и могилам воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества);

- Указ Президента РФ от 6 августа

2008 г. № 1187 «Об увековечении памяти А.И. Солженицына» (принятие мер по увековечению памяти А.И. Солженицына в г. Кисловодске и г. Ростове-на-Дону).

Особо законодателем урегулированы ограничения в сфере поминальной обрядности в отношении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения их террористической акции. Согласно ч. 1 ст. 14.1 ФЗ «О погребении и похоронном деле» погребение лиц, уголовное преследование в отношении которых в связи с их участием в террористической деятельности прекращено из-за их смерти, наступившей в результате пресечения данной террористической акции, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (погребение указанных лиц осуществляется по месту наступления смерти специализированными службами

по вопросам похоронного дела, определение места погребения осуществляется с учетом ограничений, предусмотренных Федеральным законом «О погребении и похоронном деле») [7, с. 37]. В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» тела указанных лиц для захоронения не выдаются, о месте их захоронения не сообщается.

Примечательно, что данное решение законодателя стало предметом конституционного правосудия на том основании, что, по мнению лиц, близких погибшим террористам, оно лишает их права на соблюдение религиозных и ритуальных обрядов в соответствии с национальными обычаями, умаляет достоинство погибших и их родственников, допускает признание лица виновным в совершении преступления без судебной процедуры и тем самым нарушает права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, в том числе ее статьями 21, 28, 45, 46, 49 и 55 [8, с. 98]. Однако Конституционный Суд РФ не согласился с такими доводами, признав не противоречащими Конституции Российской Федерации взаимосвязанные нормы статьи 14.1 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» и Положения о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта, поскольку в системе действующего правового регулирования предусмотренные ими ограничительные меры в сложившихся в Российской Федерации условиях борьбы с терроризмом применяются исключительно к лицам, уголовное преследование в отношении которых прекращено из-за их смерти, наступившей в результате пресечения совершенного ими террористического акта, и необходимы для охраны общественной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности, для защиты прав и свобод других лиц.

С точки зрения обоснования указанного правового ограничения в сфере поминальной обрядности интерес представляют правовые позиции Конституционного Суда РФ по данному делу. Как отметил Кон-

ституционный Суд РФ, интересы пресечения терроризма, его общей и специальной превенции, ликвидации последствий террористических актов, сопряженных с возможностью массовых беспорядков, столкновений различных этнических групп, эксцессов между родственниками лиц, причастных к террористическим актам, населением и правоохранительными органами, угрозой жизни и здоровью людей, могут обусловливать в определенных конкретно-исторических условиях установление особого правового регулирования погребения лиц, уголовное преследование в отношении которых в связи с участием в террористической деятельности прекращено из-за их смерти, наступившей в результате пресечения террористического акта, как это предусматривается статьей 14.1 Федерального закона «О погребении и похоронном деле».

Захоронение лица, принимавшего участие в террористическом акте, в непосредственной близости от могил жертв его действий, совершение обрядов захоронения и поминовения с отданием почестей как символу, как объекту поклонения, с одной стороны, служат пропаганде идей террора, а с другой - оскорбляют чувства родственников жертв этого акта и создают предпосылки для нагнетания межнациональной и религиозной розни.

В конкретных условиях, сложившихся в Российской Федерации в результате совершения серии террористических актов, повлекших многочисленные человеческие жертвы, вызвавших широкий негативный общественный резонанс и оказавших огромное влияние на массовое общественное сознание, выдача родственникам для захоронения тел лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта, способна создать угрозу общественному порядку и общественному спокойствию, правам и законным интересам других лиц, их безопасности, в том числе привести к разжиганию ненависти, спровоцировать акты вандализма, насильственные действия, массовые беспорядки и столкновения, что может повлечь за собой новые жертвы, а места

захоронений участников террористических актов могут стать местами культового поклонения отдельных экстремистски настроенных лиц, будут использоваться ими в качестве средства пропаганды идеологии терроризма и вовлечения в террористическую деятельность.

При таких обстоятельствах федеральный законодатель был вправе ввести особый порядок погребения лиц, чья смерть наступила в результате пресечения террористического акта, участниками которого они являлись. Такая мера сама по себе допустима, поскольку в сложившихся в Российской Федерации условиях борьбы с терроризмом преследует конституционно защищаемые цели и является необходимой для обеспечения общественного спокойствия и общественной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности, защиты прав и свобод других лиц [8, с. 104].

Впрочем, Конституционному Суду РФ в решении по данному делу не удалось достичь единодушия. В связи с этим итоговое постановление сопровождается особым мнением трех судей (Г.А. Гаджиева, А.Л. Кононова, Б.С. Эбзеева). Это свидетельствует о том, что вопрос о законодательных ограничениях в сфере поминальной обрядности и вообще о правовом регулировании данного элемента похоронной культуры является далеко не однозначным, дискуссионным и, кстати сказать, малоисследованным в юридической науке.

Похоронная идеология. Испокон веков смерть представлялась людьми как враждебная сила, роковое неизбежное зло. Глубинные психологические корни осмысления смерти как трагедии обусловлены трагизмом самого события - невосполнимой утратой близкого человека, ухода его в небытие. Явление смерти во все времена потрясало чувства и воображение людей, заставляло еще раз обратиться к вопросу о цели и смысле жизни, назначении человека на земле, нравственном долге перед умершими и живыми [9, с. 241].

Возникновение практики обращения с умершими признается эпохальным явлением в истории человеческого общества,

Юридическая наука и правоохранительная практика «поскольку ее появление может быть расценено как первая своеобразная победа Рода Гомо над Смертью» [1, с. 79]. «Возникновение культа мертвых, - пишет Ю.А. Смирнов, - отозвалось и на интеллектуальном уровне развития общества, позволив человеку создать свой собственный, сугубо искусственный мир - Мир Мертвых, т.е. одну из первых и, пожалуй, одну из самых фундаментальных космологических моделей: модель Того Света - Потустороннего Царства» [1, с. 80].

Похоронная идеология охватывает хранящуюся в народном и религиозном сознании всю картину потустороннего мира (представления о рае и аде, об отделении души от тела, загробном бытии усопшего и т.д.), основным принципом построения которой является социально-психологическая сентенция «Жизнь после Смерти».

Истолковывая тезис о том, что смерть

- это переход к иным формам существования, а погребение есть обеспечение этого перехода, похоронная идеология на уровне индивидуального и общественного сознания выступает духовной основой других элементов похоронной культуры - погребальной и поминальной обрядности, определяя их форму, содержание и развитие. Именно поэтому существует обычай класть в гроб вещи, которые могут якобы пригодиться умершему на том свете.

Похоронная идеология как социально-психологический и религиозный феномен не является объектом правового регулирования. Образуя духовное содержание похоронной культуры, похоронная идеология оформляется преимущественно при помощи религиозных норм.

Итак, похоронная культура может быть определена как разновидность социальной культуры, включающая практику обращения с телом умершего человека и увековечения памяти о нем, а также социально-психологическую модель жизни после смерти, основанная на принципах достойного отношения к телу человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, сложившимися в обществе, почитания и увековечения памяти

об умершем человеке, его прижизненного социального значения.

Обозначенные выше направления правового регулирования похоронной культуры актуализируют вопрос о правовой охране составляющих ее элементов, в том числе средствами уголовного права.

В действующем уголовном законодательстве России похоронная культура не обозначена в качестве родового или видового объекта преступления. Главная роль в уголовно-правовой охране похоронной культуры принадлежит ст. 244 УК РФ (Надругательство над телами умерших и местами их захоронения), криминализирующей посягательства на основные принципы погребальной и поминальной обрядности. Исходя из месторасположения данной уголовно-правовой нормы (глава 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности»), следует, что общественно опасные посягательства против похоронной культуры относятся к группе преступлений против общественной нравственности. Таким образом, общественная нравственность и похоронная культура как объекты уголовно-правовой охраны соподчинены друг другу: похоронная культура охраняется российским уголовным правом на уровне непосредственного объекта преступления в рамках уголовно-правовой охраны общественной нравственности как видового объекта преступления.

Анализируя определения общественной нравственности, имеющиеся в литературе, а также комментарии видового объекта преступлений главы 25 Особенной части УК РФ, следует констатировать, что в теории отечественного уголовного права нет устоявшегося понимания того, что похоронная культура является самостоятельным объектом уголовно-правовой охраны, элементом общественной нравственности как видового объекта преступления. Нередко понятие общественной нравственности используется авторами как для определения видового объекта группы преступлений главы 25 Особенной части УК РФ (ст.ст. 240-245), так и для характеристики непосредственного объекта конкретных

преступлений, входящих в данную группу [10, с. 349]. Очевидно, такой подход нельзя считать правильным, ибо непосредственный объект не должен совпадать по объему с видовым объектом.

Практически не исследован вопрос о структуре такого видового объекта преступления, как общественная нравственность. Попытку в этом направлении предпринял Ю.М. Ткачевский, который условно разделил преступления против общественной нравственности на две группы: 1) преступления, связанные с нарушением сексуальных устоев общества (ст.ст. 240-242.1 УК РФ); 2) преступления, связанные с аморальным отношением к истории и культуре государства (ст.ст. 243-245 УК РФ). При этом, как заметил сам Ю.М. Ткачевский, однородность последней группы относительна [10, с. 426].

Р.Р. Галиакбаров определяет преступления против общественной нравственности как общественно опасные посягательства на устоявшиеся в обществе принципы морали в половой сфере, в области социальной памяти и гуманного обращения с животными. Соответственно этому ученый выделяет три группы таких преступлений [11, с. 464, 466].

Как видим, и здесь похоронная культура не позиционируется учеными в качестве отдельного объекта уголовно-правовой охраны.

Уголовно-правовая охрана похоронной культуры не исчерпывается запретом, предусмотренным ст. 244 УК РФ. Охрана похоронной культуры, в частности отношений в сфере поминальной обрядности, осуществляется также уголовно-правовой нормой, предусмотренной ст. 243 УК РФ (Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры), в случае, если подвергающееся посягательству место захоронения, надмогильное сооружение или ритуальное кладбищенское здание является памятником истории, культуры или объектом, взятым под охрану государства. В определенной мере уголовно-правовая охрана похоронной культуры осуществляется ст. 214 УК РФ (Вандализм) и ст. 213 УК РФ (Хулиганство), составы которых посягают

на общественный порядок - объект, имеющий родственные черты с общественной нравственностью. Актуальным является вопрос о разграничении указанных преступлений в таких случаях. Не последнюю роль в его решении имеет четкое понимание содержания похоронной культуры как объекта уголовно-правовой охраны.

Недооценка самостоятельного значения похоронной культуры как объекта уголовно-правовой охраны обусловливает ошибочность некоторых законодательных предложений. Так, в 2001 году законодателями Красноярского края выдвигалась инициатива введения отдельной уголовной ответственности за незаконное изъятие органов и тканей трупа человека [12, с. 206209]. К сожалению, предлагаемый законопроект обладал массой дефектов, одним из которых было то, что его авторы неверно определили видовой и непосредственный объект нового состава преступления, предложив включить его в главу 16 УК РФ (Преступления против жизни и здоровья) после статьи 120. Пояснительная записка к законопроекту, научно-теоретический уровень которой является недостаточно высоким, среди прочих неубедительных аргументов содержала не соответствующий действительности довод о том, что по действующему УК РФ лицо, совершившее незаконное изъятие органов или тканей умершего человека для трансплантации или других целей, нельзя привлечь к уголовной ответственности. Между тем содеянное в таких случаях квалифицируется по ст. 244 УК РФ как надругательство над телами умерших. Не случайно в январе 2002 г. данный законопроект был отклонен Государственной Думой России.

Не все рассмотренные выше элементы похоронной культуры взяты под охрану средствами уголовного права. Не охраняются уголовно-правовыми нормами отношения в сфере похоронной идеологии, основанные на вероучениях и мысленных представлениях, составляющие нематери-ализованную, духовную часть похоронной культуры. Данные отношения регулируются и оберегаются неправовыми нормами (религиозными, этическими, семейными

Юридическая наука и правоохранительная практика и пр.). В их уголовно-правовой охране нет жизненно важной социальной необходимости, так как отклонения от господствующих вероучений и общепринятых представлений о загробном мире лишены свойств общественно опасного деяния, служащего основанием криминализации.

В итоге похоронная культура как объект уголовно-правовой охраны представляет собой совокупность общественных отношений в сфере обращения с телом умершего человека и увековечения памяти о нем, возникающих по поводу достойного отношения к телу человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, сложившимися в обществе, почитания и увековечения памяти об умершем человеке, его прижизненного социального значения.

1. Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь. М., 1997. 320 с.

2. Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3. Ст. 146.

3. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

4. Русские обычаи и обряды: семейные обычаи, календарные обряды, подвижные праздники. М., 2005. 267 с.

5. Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Саратовского областного суда о проверке конституционности статьи 8 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека»: определение Конституционного Суда

РФ от 4 декабря 2003 г. № 459-О // Вестник Конституционного Суда Рос. Федерации. 2004. № 3.

6. Бальзамирование и реставрация трупов: руководство / Л.Е. Кузнецов [и др.]. М., 1999. 296 с.

7. Положение о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта: утв. Постановлением Правительства РФ от 20 марта 2003 г. № 164: ред. от 14 июля 2006 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 12. Ст. 1139.

8. По делу о проверке конституционности статьи 14.1 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» и Положения о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта, в связи с жалобой граждан К.И. Гузиева и Е.Х. Кар-мовой: постановление Конституционного Суда РФ от 28 июня 2007 г. № 8-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 27. Ст. 3346.

9. Крещение. Венчание. Погребение. Посты. М., 1998. 373 с.

10. Курс уголовного права. Особенная часть: учебник для вузов. Т. 4 / под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова. М., 2002. 672 с.

11. Уголовное право России. Часть Особенная: учебник для вузов / отв. ред. Л.Л. Кругликов. М., 1999. 832 с.

12. Тихонова С.С. Прижизненное и посмертное донорство в Российской Федерации: Вопросы уголовно-правового регулирования. СПб., 2002. 321 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.