Экономика
УДК 349.412.3
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗАНЯТЫХ ГРАЖДАНСКИМИ И ВОЕННЫМИ ЗАХОРОНЕНИЯМИ
Аксенов Николай Александрович, к.ф.-м.н., доцент (e-mail: aksenovna@inbox.ru) Волобуев Денис Олегович, студент Орловский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г.Орел, Россия
В данной статье раскрываются некоторые особенности правового режима земельных участков, занятых гражданскими и военными захоронениями. Рассматриваются коллизии административно-правового регулирования общественных отношений, связанных с погребением умерших; анализируется несовершенство понятийного аппарата действующего законодательства в данной сфере; предлагаются основные направления совершенствования правовой регламентации режима данного вида земель.
Ключевые слова: режим земель военных и гражданских захоронений, земли особо охраняемых территорий, земли историко-культурного назначения, места погребений, коллизии законодательного регулирования, полномочия органов местного самоуправления, вещные права на землю, право предоставления земельного участка под захоронение.
Актуальность темы исследования обусловлена особой значимостью земельных участков как объектов гражданских прав и обязанностей, а также двойственностью правового статуса земельных участков, занятых гражданскими и военными захоронениями, который, с одной стороны, определяется общими нормами гражданского и земельного законодательства в области регулирования земельных правоотношений, а с другой - специальными нормами об охране земель историко-культурного назначения.
Необходимо отметить, что в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли военных и гражданских захоронений относятся к землям историко-культурного назначения, которые должны использоваться строго в соответствии с их целевым назначением. Не допускается изменение целевого назначения данной категории земель без соблюдения установленного законом порядка.
Законодательное закрепление права частной собственности на землю в сфере правового регулирования земельных участков, занятых гражданскими и военными захоронениями, на конституционно-правовом уровне повышает степень внимания в юридической литературе к проблемам регулирования оборота данных участков. Однако необходимо отметить, что в большинстве случаев предметом анализа выступают правовые отношения
в исследуемой области безотносительно основополагающих принципов частного права, вне рассмотрения специфики земельных участков, занятых гражданскими и военными захоронениями, как объекта гражданских прав.
Пунктом 3 статьи 3 ЗК РФ при регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками установлен приоритет земельного законодательства перед гражданским, так как гражданское законодательство содержит общие нормы регулирования имущественных земельных отношений, а земельное - специальные.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Нормы пункта 2 статьи 7 ЗК РФ уточняют понятие «правовой режим земель» на основании закрепления в законодательстве правовых способов определения его сущности. Однако необходимо учитывать, что правовой режим земель определятся не только путем деления земель на категории, зонирования территории и определения вида разрешенного использования земельного участка. Гражданское и земельное законодательство предусматривает также иные правовые инструменты для регулирования режима земель, в том числе публичный сервитут (статья 23 ЗК РФ). Кроме того, при установлении правового режима того или иного земельного участка необходимо учитывать ограничение прав землепользователей путем определения зон с особыми условиями использования, санитарных, охранных и прочих подобных зон. Задача определения подобных зон заключается в ограничении частноправовых интересов землепользователей в публичных интересах [2.1].
Законодатель закрепил, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (пункт 1 статьи 94 ЗК РФ).
Земли особо охраняемых территорий и объектов включают в том числе земли историко-культурного назначения, к которым относятся земли военных и гражданских захоронений (подпункт 3 пункта 1 статьи 99 ЗК РФ).
В силу действующего законодательства земли историко-культурного назначения должны использоваться строго в соответствии с их целевым назначением, то есть не допустимы изменение целевого назначения указанных земель, а также деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Правовое регулирование общественных отношений, связанных с погребением умерших, осуществляется на основании Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении).
Данный федеральный закон не содержит понятия «земли захоронений», используемого в Земельном кодексе Российской Федерации. В части первой статьи четвертой Закона о погребении законодатель вводит понятие «места погребения», под которыми понимаются «отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших».
Несовершенство законодательного регулирования правового режима земель, занятых захоронениями, позволяет предположить, что такие понятия как «земли захоронений», «места погребения», «кладбище» являются тождественными. Однако указанное предположение не соответствует действительности. Представляется, что понятие «земли захоронений» значительно шире, чем понятия «места погребения» и «кладбище», поскольку включает также мемориальные или историко-культурные объекты, не предназначенные для погребения или хранения праха умерших, но непосредственно связанные с захоронениями и имеющие особую историческую ценность.
В частности, статья 3 Закона РФ № 4292-1 от 14.01.1996 «Об увековечении памяти погибших при защите отечества» предусматривает, что кладбища воинского типа и воинские мемориальные кладбища относятся к воинским захоронениям. Данные места захоронения могут включать в себя различного рода сооружения воинской тематики, отражающие особенности ведения военных действий, например, памятники, обелиски и т.д.
Особенностью статуса военнослужащих и организации их похорон является тот факт, что в местах их захоронений должны быть оборудованы места для отдачи воинских почестей. Воинские почести предполагают размещение почетного караула для размещения, которого должно быть отведено место, так же должно быть предусмотрено место для размещения полкового оркестра и, если это необходимо, место для почетного марша военнослужащих. Кроме этого в местах воинских захоронений разрешено размещение различного рода сооружений, отражающих специфику данных мест.
По своей подчинённости воинские кладбища могут быть как федерального, так и регионального или местного статуса. Воинские кладбища и воинские мемориальные кладбища практически всегда имеют статус культурно-исторических объектов и в соответствии с данным статусом эксплуатируются.
Таким образом, сфера регулирования Закона о погребении, ограниченная понятием «места погребения», не учитывает специфики воинских захоронений.
Вопросы функционирования мест захоронения связаны с проблемами землепользования, возникающими ввиду создания и эксплуатации кладбищ. В настоящее время наиболее значимыми представляются следующие направления законодательного регулирования в исследуемой области:
1) совершенствование понятийного аппарата во избежание правовых коллизий;
2) уточнение статуса «мест погребения»,
3) нормативная регламентация правового режима земель гражданских кладбищ и воинских захоронений,
4) проработка в научной литературе и правовое обоснование вопроса о допустимости передачи муниципальных земель, занятых кладбищами, иным землепользователем на ограниченном вещном или обязательственном праве (например, в хозяйственное ведение, в безвозмездное пользование, в аренду),
5) закрепление в нормативно-правовом акте статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела,
6) нормативное установление режима работы мест погребения.
К числу наиболее дискуссионных относится также вопрос о правовом статусе предоставленных гражданам для захоронения земельных участков на местах погребения [2.2].
В соответствии с п. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации земли, занятые кладбищами, крематориями, входят в состав зон специального назначения.
В Постановлении главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 № 84 содержатся рекомендации об осуществлении захоронений исключительно на отведенных для этого участках земли (СанПиН 2.1.2882-11). Данным подзаконным актом на организации, ответственные за содержание земель, возложена обязанность проводить обязательную рекультивацию участков под захоронениями. Использование земель, ранее задействованных под захоронения, допускается после двадцати лет с того момента, как земли перестали использоваться в этом качестве. Данные земли рекомендуется использовать под высадку деревьев и кустарников. Пункт 4.2 данного Постановления категорически запрещает строительные работы и возведение различного рода сооружений бытового назначения на землях, ранее использованных под захоронения. Так же пункт 4.3 Постановления категорически запрещает использовать земли под захоронения закрытого типа.
Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 предусматривает, что места захоронения, имеющие площадь от двадцати до сорока гектаров, должны иметь зону отчуждения пятьсот метров, при этом организация мест захоронения
площадью более сорока гектар не допускается (СанПиН 2.2.1/2.1.1.120003).
Согласно ст. 18 Закона о погребении, подчинённость мест захоронений общественного плана находятся в юрисдикции органов местного самоуправления, которые организуют работу данных мест и определяют порядок их расположения. Данный закон однозначно определяет, что данные места не могут быть переданы под юрисдикцию каких-либо хозяйствующих субъектов, даже при наличии у последних статуса особой специальной службы.
Необходимо отметить, что Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит полномочия по организации работы мест захоронения к полномочиям именно местных органов власти; если на территории муниципального образования находится захоронение межпоселенческого характера, то полномочия по его содержанию относиться к компетенции муниципального района.
При этом предоставление участков для захоронений и регистрация захоронений не названы Законом о погребении среди полномочий органов местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела. Таким образом, предоставление земельных участков по смыслу указанного Закона не обуславливается властно-распорядительными функциями, но переходит в разряд гражданских прав, то есть зависит исключительно от воли хозяйствующего субъекта (в рассматриваемом случае - органа местного самоуправления) на реализацию данного права.
Из положений части 2 статьи 7 и частей 1, 3 статьи 18 Закона о погребении также следует, что некая организация, создаваемая органами местного самоуправления и поименованная как «специализированная служба по вопросам похоронного дела», правомочна принимать решения о выделении земельных участков для захоронения на территории общественных кладбищ.
Таким образом, отдельный хозяйствующий субъект, специализирующийся в похоронном деле, имеет полномочия выделять участки земли под захоронение, производить регистрацию и непосредственно само захоронение. Так же он имеет право определять время работы кладбища, осуществлять контроль за соблюдением правил содержания могил и поведения в местах захоронения. Но данный субъект не имеет права выдавать предписания и налагать определенные меры ответственности.
Органы местного самоуправления имеют право или создать самостоятельное муниципальное учреждение по управлению местами захоронения, или на основе проведенного конкурса выбрать организацию, специализирующуюся на производстве похоронных работ, и уже данную организацию наделить определенными полномочиями.
Так же земельные участки под захоронениями могут быть закрепленными за специализированными службами или на данные службы могут быть возложены функции по надлежащему содержанию данных мест.
Для решения описанных выше коллизий необходимо внесение изменений в действующий Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ в части определения полномочий по управлению местами захоронений.
При этом, согласно части 1 статьи 7 и части 5 статьи 16 Закона о погребении, земельные участки для погребения гарантированы гражданам и предоставляются бесплатно. Нормы данного предоставления устанавливают органы местного самоуправления. Каждому человеку после его смерти на территории Российской Федерации гарантированы: погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела или праха в соответствии с Законом о погребении.
Следовательно, специализированная служба обязана выделить любому гражданину бесплатно соответствующий земельный участок на основании установленных Законом о погребении критериев выбора.
Предоставление земельных участков под захоронение в соответствии с земельным законодательством происходит для всех без исключения граждан на равных основаниях и на безвозмездной основе.
Данные участки земли под захоронение предоставляются гражданам не в собственность или пользование. Для предоставления места под захоронение не требуется властное предписание уполномоченного органа, поскольку переход прав на земельный участок не происходит.
Необходимо отметить, что вопрос о юридическом праве предоставления земельного участка под захоронение с заключением или без заключения специального договора является пробелом законодательства о погребении и похоронном деле [2.3].
По существующей практике факт предоставления гражданам земельных участков под захоронение не влечет за собой права возникновения у них вещных или обязательственных прав на данный участок.
Из вышесказанного следует, что земли общественных кладбищ не относятся к землям коммерческого пользования. В противном случае это повлечет за собой нивелирование государственных гарантий бесплатного предоставления места для погребения любому гражданину. Участок земли для захоронения не является товаром на рынке ритуальных услуг, его предоставляют как публичную услугу.
Наделение специализированной службы, занимающейся вопросами похоронного дела, функцией по предоставлению ритуальных услуг не является совмещением функций органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, влекущее за собой ограничение конкуренции.
Однако на практике данные нормы являются декларативными, не обеспеченными механизмом государственной защиты права каждого на земельный участок под захоронение.
Также необходимо отметить, что в силу подпункта 9 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, занятые воинскими и гражданскими захоронениями, находятся в федеральной собственности и изымаются из оборота. То есть эти участки не предоставляются в частную собственность и не могут являться объектом гражданско-правовых сделок.
Однако в предмет регулирования Закона о погребении не входят общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению местами погребения. Указанный закон не содержит положений, ограничивающих оборотоспособность земельных участков, занятых местами погребения.
Во избежание коллизий между нормами права необходимо усовершенствовать понятийный аппарат, законодательно закрепить понятие «военные и гражданские захоронения», четко регламентировать режим земель, занятых гражданскими и военными захоронениями. Список литературы
1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-Ф3// СПС Консультант Плюс// http://www.consultant.ru
2. Федеральный закон от 12.01.1996 №8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"// СПС Консультант Плюс// http://www.consultant.ru
3. Закон РФ от 14.01.1993 №4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"// http://www.consultant.ru
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 №20 " Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований" // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru
6. Магомедова М.М. Правовой режим земель и его регулирование// http://www.dgunh.ru/content/glavnay/ucheb_deyatel/uposob
7. Столярова А. Некоторые вопросы прав на захоронения: из практики применения законодательства о погребении и похоронном деле // Административное право. - 2015. - № 4. - С. 81
8. Тюнина И.И. Совершенствование законодательства о погребении и похоронном деле // Российская юстиция. - 2016. - № 9. - С. 55 - 58.
Aksyonov Nikolay Aleksandrovich, Cand.Phys.-math.Sci., associate professor
Orel branch of the Financial University under the Government Russian Federation, Orel,
Russia
(e-mail: aksenovna@inbox.ruj Volobuev Denis Olegovich, student
Orel branch of the Financial University under the Government Russian Federation, Orel, Russia
SOME FEATURES OF THE LEGAL REGIME OF LAND PLOTS OCCUPIED BY CIVIL AND WAR GRAVES
This article reveals some features of the legal regime of land plots occupied by civil and military graves. Conflicts of administrative and legal regulation ofpublic relations related to the burial of the dead are considered; the imperfection of the conceptual apparatus of the current
legislation in this area is analyzed; the main directions for improving the legal regulation of the regime of this type of land are proposed.
Keywords: regime of military and civil burial lands, lands of specially protected territories, lands of historical and cultural purpose, places of burial, conflicts of legislative regulation, powers of local self-government bodies, property rights to land, the right to grant a land plot for burial.
УДК 658
ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ДАННЫМ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ Грачева Надежда Алексеевна, к.э.н., доцент
(e-mail: n-a-gracheva@mail.ru) Полищук Ольга Александровна, к.э.н., доцент (e-mail: ole_ole_08@mail.ru) Рагулина Ирина Александровна, студент (e-mail: ragulina.irina2010@yandex.ru) Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия
В статье показаны значение и задачи оценки финансового состояния организации, отражено ее содержание и факторы его определяюшие. Рассмотрен пример анализа финансового состояния производственной организации с подробной интерпретацией полученных значений показателей. Дана оценка факторам, повлиявшим на показатели.
Ключевые слова: финансовое состояние, платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, бухгалтерский баланс.
Анализ финансового состояния предприятий, организаций является составной частью финансового анализа и комплексной оценки их финансово-хозяйственной деятельности. Показатели финансового состояния используются при оценке кредитоспособности заемщика, при процедурах листинга (допуска) ценных бумаг компаний на фондовую биржу, в ходе анализа платежеспособности покупателей, при диагностике банкротства хозяйствующих субъектов и т.д. Поэтому аналитику очень важно, с одной стороны, знать содержание анализа финансового состояния организации и освоить методику проведения такой оценки, с другой стороны, иметь практический опыт анализа финансового состояния.
Имеющиеся на рынке программные продукты и позволяющие быстро рассчитать финансовые коэффициенты, тем не менее оставляют место аналитикам для приложения своих профессиональных знаний и практического опыта. Во-первых, должно быть четко очерчено поле, называемое «оценка финансового состояния», поскольку ряд авторов в статьях и литературе подходят к его пониманию достаточно широко, включая оборачиваемость и даже рентабельность. Во-вторых, важно умение интерпретировать значения показателей с учетом ее отраслевой специфики (основного вида деятельности) организации и стадии ее жизненного цикла. В-третьих,