Научная статья на тему 'Учет менталитета при осуществлении воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России'

Учет менталитета при осуществлении воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
111
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛИТЕТ / MENTALITY / ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ETHNOREGIONAL GROUPS / ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ / ETHNIC COMMUNITIES / УРОВНИ МЕНТАЛИТЕТА / MENTALITY LEVELS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Киселев Михаил Валентинович, Мазеина Ольга Николаевна

Статья посвящена пониманию и учету многообразных ментальных особенностей осужденных как условиям их бесконфликтного взаимодействия в пенитенциарном учреждении. Авторами обосновывается положение о возможности и необходимости знания и глубинного понимания специфики национального менталитета осужденных, учета их ценностей, традиций, особенностей мотивации, потребностей и поведения при проведении мероприятий по соблюдению режимных требований, психологической, воспитательной работы. В статье описываются условия, под влиянием которых складывался менталитет любого народа. Представлена классификация этнорегиональных групп страны. Приводятся варианты возможных результатов межнациональных контактов осужденных с представителями других этнических общностей. Для более полного понимания мыслей, поступков человека другой национальности авторы рассматривают уровни, из которых складывается менталитет. В завершение статьи подчеркивается необходимость изучения взаимосвязи и взаимообусловленности менталитета осужденных с их поведением, ценностями, мотивами и потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Киселев Михаил Валентинович, Мазеина Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The accounting of mentality at implementation of educational work with convicts in correctional facilities of a penal correction system of Russia

This article is about understanding and the accounting of diverse mental features of convicts as conditions of their frictionless interaction in penal institution. Authors prove regulations on an opportunity and need of knowledge and deep understanding of specifics of national mentality of convicts, accounting of their values, traditions, features of motivation, requirements and behavior when holding actions for observance of regime requirements, psychological, educational work. In the article conditions under the influence of which there was a mentality of any people are described. It is presented classification of ethnoregional groups of the country. Options of possible results of international contacts of other ethnic communities condemned with representatives are given. For fuller understanding of thoughts, acts of the person of other nationality, authors consider levels of which there is a mentality. At the end of article need of studying of interrelation and interconditionality of mentality of convicts with their behavior, values, motives and requirements is emphasized.

Текст научной работы на тему «Учет менталитета при осуществлении воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России»

Литература

1. Ветошкин С. А. Пенитенциарная педагогика как наука и сфера практической деятельности (система воспитательной работы в пенитенциарном учреждении) : монография / С. А. Ветошкин. — Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publisy-ing Gmbh & Co., 2012.

2. Ганзен В. А. Системный подход в психологии : конспект лекций / В. А. Ганзен. — Л.: ЛГУ, 1983. — 51 с.

3. Загвязинский В. И. Методология и методы психо-лого-педагогического исследования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. — 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 208 с.

4. Краевский В. В. Методология педагогики: новый этап : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 393 с.

5. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. — М.: СИН-ТЕГ, 2007. — 668 с.

6. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infra ction/#.

Сведения об авторах

Бабушкин Михаил Михайлович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), начальник отделения информационно-технического обеспечения, связи и вооружения. E-mail: [email protected].

Кундозерова Людмила Ивановна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), профессор кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: [email protected]

Information about the authors

Babushkin Mikhail Mikhailovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), the chief of information technologies department.

Kundozyorova Lyudmila Ivanovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), professor of the chair of penal psychology and penal pedagogics, doctor of pedagogical sciences, professor. E-mail: [email protected]

УДК 343.815

М. В. Киселев, О. Н. Мазеина

УЧЕТ МЕНТАЛИТЕТА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Статья посвящена пониманию и учету многообразных ментальных особенностей осужденных как условиям их бесконфликтного взаимодействия в пенитенциарном учреждении. Авторами обосновывается положение о возможности и необходимости знания и глубинного понимания специфики национального менталитета

© Киселев М. В., Мазеина О. Н. 2016.

осужденных, учета их ценностей, традиций, особенностей мотивации, потребностей и поведения при проведении мероприятий по соблюдению режимных требований, психологической, воспитательной работы. В статье описываются условия, под влиянием которых складывался менталитет любого народа. Представлена классификация этнорегиональных групп страны. Приводятся варианты возможных результатов межнациональных контактов осужденных с представителями других этнических общностей. Для более полного понимания мыслей, поступков человека другой национальности авторы рассматривают уровни, из которых складывается менталитет. В завершение статьи подчеркивается необходимость изучения взаимосвязи и взаимообусловленности менталитета осужденных с их поведением, ценностями, мотивами и потребностями.

Ключевые слова: менталитет; этнорегиональные группы; этнические общности; уровни менталитета.

M. V. Kiselev, O. N. Mazeina

THE ACCOUNTING OF MENTALITY AT IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL WORK WITH CONVICTS IN CORRECTIONAL FACILITIES OF A PENAL CORRECTION SYSTEM OF RUSSIA

This article is about understanding and the accounting of diverse mental features of convicts as conditions of their frictionless interaction in penal institution. Authors prove regulations on an opportunity and need of knowledge and deep understanding of specifics of national mentality of convicts, accounting of their values, traditions, features of motivation, requirements and behavior when holding actions for observance of regime requirements, psychological, educational work. In the article conditions under the influence of which there was a mentality of any people are described. It is presented classification of ethnoregional groups of the country. Options of possible results of international contacts of other ethnic communities condemned with representatives are given. For fuller understanding of thoughts, acts of the person of other nationality, authors consider levels of which there is a mentality. At the end of article need of studying of interrelation and interconditionality of mentality of convicts with their behavior, values, motives and requirements is emphasized.

Keywords: mentality; ethnoregional groups; ethnic communities; mentality levels.

Тенденции реформирования российской уголовно-исполнительной системы указывают на актуальность дифференцированного подхода к преступникам, отбывающим наказания в исправительных учреждениях, учет индивидуальных особенностей осужденных в процессе воспитательной работы с ними.

Анализ социально-демографических, уголовно-правовых и психолого-педагогических характеристик осужденных указывает на их неоднородность. В исправительных учреждениях содержатся лица, различные по возрасту, уровню образования, степени криминальной «зараженности», педагогической запущенности, отношению к

традициям и обычаям преступного сообщества. Кроме того, в колониях отбывают наказания представители различных народов, имеющие свои национально-психологические особенности поведения. Взаимодействие представителей различных национальных культур приводят порой его участников к непониманию и конфликтам. Поэтому для сотрудников уголовно-исполнительной системы с целью реализации ст. 1 УИК РФ актуальной необходимостью становится знание и глубинное понимание специфики национального менталитета осужденных, учет их ценностей, традиций, особенностей мотивации, потребностей и поведения при проведении

мероприятий по соблюдению режимных требований, психологической, воспитательной работы.

Менталитет любого народа складывается под влиянием условий, в которых протекала его жизнь. Благоприятные климатические условия, выгодное в территориальном, социально-экономическом и военном отношении положение способствовало определению статуса нации и, как следствие, ее самосознания, самовосприятия, самомнения, поведения, амбиций и комплексов.

В силу особенностей исторического, экономического и социально-политического развития, специфики религиозных, культурных, языковых, миграционных и других влияний многие нации и народы России имеют значительное хозяйственное, культурное и, соответственно, национальное сходство. Согласно национально-психологическим особенностям представителей разных регионов нашей страны, предполагая, что на этой основе можно будет строить стратегию и тактику межнациональных отношений, целесообразно объединить их (с определенной долей условности) в несколько этнорегиональных групп:

- славянские национальности: русские, украинцы, белорусы и т. д.;

- тюркские и алтайские группы народов: татары, чуваши, башкиры, кумыки, тувинцы, хакасы, ногайцы и т. д.;

- финно-угорская группа народов: мордва, удмурты, марийцы, коми и коми-пермяки, карелы, финны, ханты, манси, вепсы, саамы и т. д.;

- монгольская группа народов: буряты, калмыки и т. д.;

- тунгусо-маньчжурская группа народов: якуты, ненцы, коряки, ительмены, нанайцы, чукчи, эвенки, эвены, эскимосы, ульчи, удыгейцы, орочи и т. д.;

- народы Северного Кавказа: адыгейцы, черкесы, карачаевцы, абазины, ингуши, балкарцы, кабардинцы, чеченцы, осетины, лезгины, аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, табасараны, ру-тульцы и др. [2, с. 220-229]

В пенитенциарных учреждениях отбывают наказание представители всех вышеперечисленных национальностей. Превалирование каких-либо народностей исключительно зависит от территориального расположения органа, исполняющего наказание.

Осужденные в исправительном учреждении стараются объединяться в группы по национально-этническому признаку — «землячеству». В основе этих объединений лежит предубеждение о некой защищенности от посягательств извне более сильных лиц, чаще всего отрицательной направленности.

Различают варианты возможных результатов межнациональных контактов осужденных с представителями других этнических общностей [1, а 49-50]:

1. человек не принимает по каким-то определенным соображениям свою культуру и ориентируется на иные этнические ценности и стереотипы поведения. Тип поведения такого человека — конформный (с детства воспитывался в другой этнической общности);

2. человек не воспринимает или отбрасывает чужую культуру, преувеличивая значимость собственной; это «националисты» или ближе к этому (такое поведение — распространенное и закономерное, интересы своей нации и ее культура более предпочтительны);

3. человек колеблется между двумя культурами. Тип поведения личностей («маргинал») часто встречается в местах совместного компактного проживания многих национальных общностей;

4. человек синтезирует в себе две культуры — тип людей-«посредников» (в силу совместного длительного проживания в среде двух народов каждый из них одинаково знакомый и родной).

Чтобы понять мысли, поступки человека другой национальности, необходимо рассмотреть уровни, из которых складывается менталитет: понятийно-смысловой, ценностно-целевой и поведенческий.

Понятийно-смысловой уровень предполагает «образ-понятие» окружающего мира. На данном уровне усваивается социальный опыт, определяются ориентиры поведения. Это происходит в малых социальных группах (в семье, в ближайшем окружении). Первые социальные понятия (добро, зло, справедливость, правда, ложь и др.), представления о жизненных ориентирах, ценностях и способах их достижения (типа «по щучьему велению») создаются литературными, художественными образами (сказки, мифы, легенды, шутки, прибаутки). Понятийно-смысловой уровень проявляется в характере менталитета.

Ценностно-целевой уровень формирует у человека мировоззрение (систему взглядов), что определяет его жизненные позиции и установки, его убеждения и ценностные ориентации. На данном уровне оформляется понятийная картина мира, приобретают значимость духовные ценности: свобода, справедливость, честь; формируется эмоциональное отношение к значимым обстоятельствам в виде страхов, страданий, переживаний.

В содержании этого уровня менталитета заложены ценности, с которыми человек сверяет свое отношение к жизни, свои поступки и все свое поведение. Оценочное восприятие (индивида и его группы) касается таких основополагающих аспектов жизни, как:

- ценность человеческой жизни и личности человека (понимание «маленького человека», превалирование роли отдельного человека или его группы);

- воззрение на старость и юность и на их общественное положение (культ юности, геронтократия);

- соотношение между любовью, сексом и семьей (их разделение — их единство);

- отношение к физической немощи и болезням (наказание — биологическое состояние);

- представление о смерти (каре вышей силы; вытеснении из мира; вехе в бессмертии);

- значение труда (труд — жизненная тягота; труд — смысл жизни), отдыха и праздника;

- отношение к власти (к сакральной или формальной силе), праву и законам (уважение или восприятие как надуманных и необязательных препятствий);

- значение войны и других форм борьбы (справедливые, священные войны — принципиальное отрицание любой борьбы и насилия) [4, с. 161].

Поведенческий уровень — это отличительная характеристика менталитета. На данном уровне менталитет выражает готовность человека действовать в соответствии со сформированным установками. Признаком менталитета являются достаточно устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях (особенно в стрессовых) действия и поступки. На поведенческом уровне менталитет в рамках всей страны приобретает разные черты (решительные, агрессивные, толерантные, трудолюбивые народы и др.). Важными чертами поведения с точки зрения менталитета являются:

- креативность (способность отклоняться от традиционных, шаблонных схем мышления);

- толерантность (реагирование на неблагоприятный фактор путем проявления терпимости, выдержки, самообладания, устойчивости поведения, способности длительно выдерживать неблагоприятные воздействия, не снижая адаптивные ресурсы);

- трудолюбие (положительное отношение к трудовой деятельности, удовлетворенность трудом, потребность и привычка трудиться);

- работоспособность (эффективная деятельность в течение определенного времени);

- уравновешенность (гармоничная сбалансированность между эмоциями, настроением и поведением);

- ригидность (проявление гибкости путем изменения собственных установок);

- решительность (смелость в принятии ответственных решений путем их реализации);

- агрессивность (демонстрация превосходства или применение силы по отношению к кому-либо);

- адаптация (реагирования на измененные условия путем приспособления);

- фанатизм (приверженность идее или делу, основанная на слепой вере в правильность своих суждений и действий, нетерпимость к другим убеждениям и взглядам) [3, с. 81-82].

Доминирующий ментальный характер поведения проявляется в сложных ситуациях. В местах лишения свободы обстановка порой складываются таким образом, что у осужденных возникает состояние неопределенности, что приводит к необходимости принятия решений, к рискованным поступкам. Именно в таких условиях наиболее ярко высвечивается характер менталитета, усиливается его воздействие на окружающую действительность.

Важную роль в формировании менталитета любой нации играет религия. Она является одним из главных факторов — «основателей» менталитета. Благодаря ее влиянию в социальных общностях сложилось отношение к труду, власти, отдельно взятому человеку,

представителям иных вероисповеданий. Религия определяет менталитет народа, его мировоззрение, взгляды на другие народы и взаимоотношения с ними. Под ее влиянием сформированы такие качества, как толерантность, эмпатия, свободолюбие, законопослушность и другие. По своей сути религия обусловливает весь спектр ценностей социальной общности, определяющих менталитет.

Несомненно, религия оказывает огромное влияние на сознание и поведение осужденных. Она может как минимизировать девиантное поведение лиц, отбывающих уголовные наказания в пенитенциарном социуме, так и порождать конфликты.

Практическое использование теории менталитета в уголовно-исполнительной системе обусловливает необходимость проведения определенных исследований, в рамках которых необходимо будет выяснить ментальные установки отдельных индивидов, отбывающих наказание, взаимосвязь этих установок с поведением, ценностями, мотивами и потребностями, чтобы использовать полученные знания в практической деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений с целью улучшения воспитательного процесса и, как следствие, более эффективной социально-психологической адаптации осужденных.

Литература

1. Каранашвили Г. В. Этническое самосознание и традиции. — Тбилиси, 1984.

2. Крысько В. Г. Социальная психология : учебник для вузов. — М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

3. Пушкарев Л. Н. Понятие «менталитета» в современной зарубежной историографии // Российская ментальность: методы и проблемы изучения. — М., 1999.

4. Пушкарев Л. Н. Что такое менталитет? // Отечественная история. — 1995. — № 3.

Сведения об авторах

Киселев Михаил Валентинович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), начальник института, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: [email protected]

Мазеина Ольга Николаевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), доцент кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат психологических наук. E-mail: [email protected]

Information about the authors

Kiselev Mikhail Valentinovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk),

chief, candidate of pedagogical sciences, associate professor. E-mail: [email protected] Mazeina Olga Nikolaevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), assistant professor of penitentiary psychology and penitentiary pedagogics department, candidate of psychological sciences. E-mail: [email protected]

УДК 343.851.5

В. И. Силенков

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАЧАЛ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XVIII в.

Предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних осуществлялось на всех этапах развития российского государства. Статья посвящена вопросам социально-предупредительной и уголовно-правовой деятельности по предупреждению девиантного поведения и его проявлений в отношении различных категорий несовершеннолетних (беспризорных, нищих, брошенных родителями, правонарушителей и др.), осуществляемой в России в начале XVII в. Анализируется становление и содержание нормативной базы, регламентирующей призрение и наказание в петровскую эпоху, с точки зрения создания государственной системы предупреждения девиантного поведения, охватывающей различные стороны жизни российского общества. Показана социально-профилактическая деятельность приютов при монастырях, гошпиталей при церквях для приема, содержания и воспитания незаконнорожденных и брошенных детей. Отмечено появление в складывающиеся системе предупреждения девиантного поведения государства новой принудительной меры административно-правового воздействия — взятия под караул в отношении лиц, нарушающих общественный порядок, как взрослых, так и несовершеннолетних, а также создание специальных закрытых заведений — смирительных и прядильных домов для детей, непослушных родителям и не поддающихся обычным мерам воздействия. Делается вывод о необходимости внимательного и вдумчивого изучения, анализа, поиска и отбора тех элементов исторического опыта, которые могли бы быть применимы и полезны в современной практике, в том числе рассмотрения вопроса о необходимости увеличения времени обучения в воспитательных учреждениях для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей и других категорий до формирования личности, позволяющей безболезненно начать самостоятельную жизнь.

Ключевые слова: предупредительная деятельность; девиантное поведение несовершеннолетних; отклоняющееся поведение несовершеннолетних; социально-профилактическая деятельность; административно-правовое воздействие; воспитание детей; меры предупреждения отклоняющегося поведения; специальные закрытые воспитательные заведения.

© Силенков В. И., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.