Information about the authors
Kalashnikova Tatyana Vitalyevna: Academy of the FPS of Russia (Ryazan), associate professor of the chair of psychology of professional activity in penal system candidate of psychological sciences, associate professor. E-mail: [email protected] Kalashnikova Maria Mikhaylovna: Academy of the FPS of Russia (Ryazan), senior lecturer of the chair of general psychology, candidate of psychological sciences. E-mail: [email protected]
УДК 343.815
Л. И. Кундозерова, А. В. Карпов
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ПОДРОСТКОВ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
На современном этапе развития уголовно-исполнительной системы (УИС) одной из ведущих тенденций является трансформация воспитательных систем, совершенствование содержания, методов, форм исправления и воспитания несовершеннолетних подростков девиантного (общественно опасного) поведения. В последние 10-15 лет в воспитательных колониях увеличилось количество подростков девиантного поведения, процесс исправления и воспитания которых требует повышенного индивидуального внимания. Физкультурно-массовую работу как важное средство воспитания и исправления несовершеннолетних осужденных рассматривали многие ученые-педагоги (В. Л. Васильев, И. Г. Герасимов, И. Ф. Гилязов, В. Я. Слепов и др.). Авторы статьи рассматривают физкультурно-оздоровительную работу с девиантными осужденными подростками как педагогическую модель, обеспечивающую формирование культуры сохранения и укрепления здоровья, здорового образа жизни, изменения психологических процессов, состояний, свойств, а также опыт приобретения нравственных, духовных, моральных ценностей. Авторами описываются методологические подходы к разработке содержания воспитания и исправления осужденных подростков девиантного поведения средствами физкультурно-оздоровительной работы.
Ключевые слова: девиантное поведение; типы отклонений несовершеннолетних осужденных; методологический подход.
L. I. Kundozerova, А. V. Karpov
METHODOLOGICAL APPROACHES TO DEVELOPMENT
OF CONTENT OF EDUCATION OF THE CONDEMNED TEENAGERS OF DEVIANT BEHAVIOR MEANS OF SPORTS
AND IMPROVING WORK
At the present stage of development of the penal system of one of the leading tendencies transformation of educational systems, improvement of contents, methods, forms of correction and education of minor teenagers of deviant (socially dangerous) behavior is. In the last 10-15 years in educational colonies the number of teenagers of deviant behavior, process of correction and which education requires the increased individual
© Кундозерова Л. И., Карпов А. В., 2016.
attention has increased. Sports and improving work as the important educational tool and corrections of minor convicts, were considered by many scientists — teachers (V. L. Vasilyev, I. G. Gerasimov, I. F. Gilyazov, V. Ya. Slepov etc.). Authors of article consider sports and improving work with the deviant condemned teenagers as the pedagogical model providing formation of culture of preservation and promotion of health, a healthy lifestyle, change of psychological processes, states, properties, and also experience of acquisition of moral, cultural, moral values. In this article authors describe methodological approaches to development of content of education and correction of the condemned teenagers of deviant behavior by means of sports and improving work.
Keywords: deviant behavior; types of deviations of minor convicts; methodological
bases.
Психолого-педагогические особенности девиантного поведения подростков
В психолого-педагогических исследованиях (С. А. Беличева, Я. И. Гилин-ский, И. С. Ганишина, Л. М. Зюбин, В. В. Королев) понятие девиантного поведения осужденного рассматривается как отклоняющееся поведение. Ученые выявили четыре типа отклоняющегося поведения подростоков:
1) отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм. При нормальном психическом развитии поведение соответствует возрасту;
2) нарушения общепринятых в социуме норм, не являющиеся правонарушениями (жадность, эгоизм, жестокость, замкнутость, недоверчивость и др.);
3) правонарушения (поведение), нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства;
4) отклоняющееся поведение, обусловленное патологическими факторами, заболеваниями. Такое поведение наблюдается у подростков с психопатическими чертами личности, у невротиков и людей с психическими заболеваниями [2].
Причины отклоняющегося поведения подростков ученые-психологи обосновывают неблагоприятными условиями социального развития и характеризуют как устойчивое проявление отклонения от социальных норм, имеющее социально пассивную, корыстную и агрессивную направленность:
отклонение социально пассивно-
уйти от активной общественной жизни, уклонением от своих гражданских обязанностей и долга, нежеланием решать личные, школьные (пропуски занятий, неуспеваемость, нарушение дисциплины на занятиях, оскорбление учеников и учителей, драки, мелкие кражи) проблемы, так и социальные (бродяжничество, побеги из дома, пьянство, токсикомания, наркомания, суицид);
- отклонения корыстной направленности: проявляются в поступках и правонарушениях, связанных со стремлением получить имущественную выгоду, материальную поддержку (кражи, хищения, спекуляция, мошенничество); отклонения агрессивной ориен-
го типа: характеризуется стремлением 166
тации: проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои) [1].
Содержание физкультурно-
оздоровительной работы с осужденными подростками девиантного поведения призвано обеспечить формирование культуры здорового образа жизни, корректировать систему психологических качеств и ценностных ориентаций. В статье обоснована необходимость выявления и обоснования методологических подходов к разработке содержания физкультурно-оздоровительной работы с осужденными подростками девиантного поведения с целью повышения эффективности их воспитания и исправления.
Физкультурно-оздоровительная работа в настоящее время в воспитательных колониях реализуется в единстве с освоением традиционных дисциплин и традиционного содержания без учета прошлого криминального опыта,
личностных психолого-педагогических особенностей и девиаций несовершеннолетних осужденных. Учитывая индивидуальные психолого-педагогические, криминально-социологические особенности осужденных подростков девиант-ного поведения, специфику воспитательной среды воспитательных колоний, авторами выявлены и научно обоснованы методологические подходы к разработке содержания физкультурно-оздоровительной работы, способствующие изменению психологических свойств, качеств и отношения к учебной, трудовой, физкультурно-оздоровительной деятельности.
К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [6].
При отборе содержания физкультурно-оздоровительной работы с подростками девиантного поведения авторы опирались на следующие методологические подходы:
- личностный подход, сформулированный С. Л. Рубинштейном, включающий изучение индивидуальных психологических, педагогических, социологических особенностей осужденных подростков девиантного поведения;
- деятельностный подход, базирующийся на теории деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов), позволяющий рассматривать личность осужденного в контексте ее деятельности (учебной, трудовой, физкультурно-оздоровительной, досу-говой, общественно-полезной и др. ), целостно изучать особенности осужденных подростков девиантного поведения и строить модель, обеспечивающую содержанием, формами и методами воспитание и исправление подростков де-виантного поведения в условиях воспитательной колонии средствами физкультурно-оздоровительной работы;
- системный подход к воспитанию несовершеннолетних осужденных де-
виантного поведения имеет свои особенности. В воспитательных колониях системный подход авторы рассматривают как инновационное направление педагогического процесса, отвечающего общегосударственному запросу общества и личностной парадигме воспитания и развития девиантного подростка. Личностная парадигма воспитания и развития стимулирует овладение подростками умениями справляться с ситуациями напряжения, отчуждения, конфликтами, агрессией; учиться жить вместе; участвовать и сотрудничать с другими; развивать понимание других подростков, традиций, верований, ценностей и культуры; терпеть, уважать, принимать культурные традиции и многообразия всех подростков. Отсюда основными детерминантами содержания физкультурно-оздоровительной работы с осужденными подростками девиант-ного поведения являются воспитательная цель, социальная и общественная потребности, личностные потребности подростков, а также возможности воспитательной среды воспитательных колоний;
- системный подход к воспитанию девиантных подростков: логически связан с синергетическим, аксиологическим и холистическим подходами.
Синергетический (коммуникативный) подход позволяет развивать у де-виантных подростков способности к сотрудничеству, коммуникации, самоорганизации, овладению и использованию адекватных литературных языковых средств общения для выражения своих чувств, гнева, агрессии, эмоций.
Реализация аксиологического подхода в процессе физкультурно-оздоровительной работы рассматривается как «аксиологичекая пружина», активизирующая овладение ценностными основами жизни личности осужденных: переживание чувства вины и стыда; уважения к личности другого и ее достоинства; доброжелательное отношение к окружающим; нетерпимость к любым видам насилия; ценностному
отношению к здоровому образу жизни, ских, физических, педагогических и др.)
сохранению и укреплению здоровья. без воспоминаний и напоминаний о
Холистический (целостностный) прошлом отрицательном опыте поведе-
подход обусловлен, с одной стороны, ния на свободе. При этом руководители
необходимостью учета степени девиа- в колонии должны быть парсипативны-
ции осужденных, с другой — психоло- ми менеджерами.
гическими индивидуальными особенно- Методологическим подходом к раз-стями и их сложными педагогическими работке содержания физкультурно-проявлениями. оздоровительной работы с девиантными Субъектно-соучаствующий подход осужденными подростками также являв научной литературе является дискус- ется отечественный и зарубежный опыт сионным, он актуализирует повышение воспитания, психологические и педаго-роли педагогов, психологов, социаль- гические теории, концепции воспитания ных работников, начальников отрядов, девиантных подростков. которые наряду с традиционными Содержание физкультурно-функциями выполняют по отношению к оздоровительной работы с осужденны-осужденным подросткам роль коучей — ми подростками девиантного поведе-специалистов, способных оказывать ин- ния, разработанное на основе выделен-дивидуальную, специализированную, ных методологических подходов, может четко сфокусированную помощь каж- быть реализовано в практике работы дому подростку в преодолении лич- воспитательных колоний. ностных затруднений (психологиче-
Литература
1. Беличева С. А., Фокин М. В. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. — М.: Издательский Центр Консорциум «Социальное здоровье России», 1993. — 63 с.
2. Зюбин Л. М. Несовершеннолетние безнадзорные и правонарушители // Материалы из опыта работы сотрудников детских приемников : сб. — М.: МООП РСФСР, 1965.
3. Королев В. В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. — М.: Медицина, 1992. — 208 с.
4. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. — М.: СИН-ТЕГ. — 668 с.
5. Пирожков В. Ф. Психологические основы перевоспитания учащихся специальных профтехучилищ. — М.: Юридическая литература, 1988. — 479 с.
6. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. — М.: Педагогика, 1974. — Т. 1. Человек как предмет воспитания.
Сведения об авторах
Кундозерова Людмила Ивановна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), профессор кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: Kundozerova@gmail. com Карпов Алексей Викторович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), преподаватель кафедры боевой, тактико-специальной и физической подготовки. E-mail: [email protected]
Information about authors
Kundozyorova Lyudmila Ivanovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), professor of the chair of penal psychology and penal pedagogics, doctor of pedagogical sciences, professor. E-mail: [email protected]
Karpov Alexey Viktorovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), the lecturer of department of combat, tactical and special and physical training. E-mail: [email protected]
В. И. Силенков
У ИСТОКОВ ЗАРОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ
Предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних было и остается одним из направлений стабильности общественных отношений. В статье рассматриваются вопросы становления предупредительной деятельности девиантного поведения несовершеннолетних в России. В ретроспективном аспекте анализируются исторические документы Древней Руси и Русского государства (Русская Правда, Устав Ярослава о земских делах, Домострой, Стоглав, Соборное Уложение и др.) сквозь призму превенции такого поведения. Установлено многообразие терминов, обозначающих формы девиантного поведения и его носителей в различные исторические отрезки времени. Выделены два параллельно развивающихся направления предупредительной деятельности: устранение неблагоприятных условий жизни, оказание помощи ребенку, исключение самой возможности возникновения девиантного поведения, в том числе в процессе неправильного воспитания, и использование наказания за такое поведение, осуществляемого в различных его формах. Дается анализ организационных, гражданско-правовых и уголовно-правовых мер предупреждения нежелательных форм поведения несовершеннолетних в этот период. Отмечается необходимость рассматривать вопросы предупредительной деятельности девиантного поведения несовершеннолетних, опираясь на исторический опыт, преемственность и новизну.
Ключевые слова: предупредительная деятельность; девиантное поведение несовершеннолетних; отклоняющееся поведение несовершеннолетних; воспитание детей; меры предупреждения отклоняющегося поведения.
V. I. Silenkov
AT THE BIRTH OF THE PREVENIVEACTIVITY OF DEVIANT BEHAVIOR OF MINORS IN RUSSIA
Prevention of deviant behavior of minors has been and remains one of the areas of stability of social relations. The article deals with the formation of preventive activity of deviant behavior of minors in Russia. In a retrospective analysis of the aspect of the historical documents of ancient Russia and the Russian State (Russian Truth, Yaroslav Charter on land matters, Domostroy, Stoglav, Conciliar The Code and others.) In the light of prevention of such behavior. It established the diversity of terms denoting forms of deviant behavior and its carriers in the various historical periods of time. Select two parallel developing directions of preventive activity: elimination of adverse living conditions, helping the child, with the exception of the possibility of occurrence of deviant behavior, including in the process of education and the use of improper punishment for such behavior, carried out in its various forms. The analysis of the institutional, civil and criminal law measures for the prevention of undesirable behavior of minors in this period. The need to address
© Силенков В. И., 2016.