Научная статья на тему 'К вопросу о ресоциализации осужденных в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды'

К вопросу о ресоциализации осужденных в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
220
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / RESOCIALIZATION / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ ЭТАП РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ / ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ ЭТАП РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ / POST-PENITENTIARY STAGE OF RESOCIALIZATION / PENITENTIARY STAGE OF RESOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мазеина Ольга Николаевна

Статья посвящена вопросам ресоциализации осужденных в период их отбывания наказания и после освобождения. Для более полного понимания темы рассмотрено понятие «ресоциализация», стадии, присущие пенитенциарному и постпенитенциарному этапам ресоциализации. Автор в статье опирается на основные принципы организации ресоциализации осужденных. Отдельно отмечены наиболее значимые в социальном отношении сферы осужденных жизнедеятельности как объект ресоциализирующего воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мазеина Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the resoscalization of the concerned in the penitentiary and the post-tentient periods

The article is devoted to the issues of resocialization of convicts during their serving of punishment and after their release. For a more complete understanding of the topic, the concept of “resocialization”, the stages inherent in the penitentiary and post-penitentiary stages of resocialization, is considered. The author in the article relies on the basic principles of organizing the resocialization of convicts. An important place in the materials of the article is occupied by the most significant spheres of convicted life activity in the social sphere as an object of resocializing influence.

Текст научной работы на тему «К вопросу о ресоциализации осужденных в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды»

© Мазеина О. Н., 2018

К ВОПРОСУ О РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ И ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ ПЕРИОДЫ

Статья посвящена вопросам ресоциализации осужденных в период их отбывания наказания и после освобождения. Для более полного понимания темы рассмотрено понятие «ресоциализация», стадии, присущие пенитенциарному и постпенитенциарному этапам ресоциализации.

Автор в статье опирается на основные принципы организации ресоциализации осужденных. Отдельно отмечены наиболее значимые в социальном отношении сферы осужденных жизнедеятельности как объект ресоциализирующего воздействия.

Ключевые слова: ресоциализация; пенитенциарный этап ресоциализации; постпенитенциарный этап ресоциализации.

© Mazeina O. N., 2018

TO THE QUESTION OF THE RESOSCALIZATION OF THE CONCERNED IN THE PENITENTIARY AND THE POST-TENTIENT PERIODS

The article is devoted to the issues of resocialization of convicts during their serving of punishment and after their release. For a more complete understanding of the topic, the concept of "resocialization ", the stages inherent in the penitentiary and post-penitentiary stages of resocialization, is considered.

The author in the article relies on the basic principles of organizing the resocialization of convicts. An important place in the materials of the article is occupied by the most significant spheres of convicted life activity in the social sphere as an object of resocializing influence.

Keywords: resocialization; penitentiary stage of resocialization; post-penitentiary stage of resocialization.

В действующем законодательстве В настоящее время в государстве де-

Российской Федерации и субъектов Рос- ятельность по ресоциализации бывших

сийской Федерации указывается на необ- осужденных ведется на недостаточном

ходимость содействия осужденным в ре- уровне. Отсутствие реальной помощи

социализации и социальной адаптации в лицам, освободившимся из мест лишения

период их отбывания наказания и после свободы, приводит к их социально-

освобождения. Однако эти акты не ре- психологической деградации, а также ро-

гламентируют сам процесс ресоциализа- сту рецидивной преступности. На сего-

ции, а отдельные из них носят деклара- дняшний день особое внимание уделяет-

тивный характер. ся поиску оптимальных путей преодоления данных негативных явлений. Созда-

ние действенной модели пенитенциарной и постпенитенциарной ресоциализации осужденных и лиц, освободившихся из исправительных учреждений, включающей совокупность организационно-правовых мер, можно рассматривать как профилактику рецидивной преступности [2, с. 5].

Понятие «ресоциализация» применяется для описания процессов, в ходе которых личность повторно усваивает социальные нормы и ценности, обучается правилам поведения в обществе, которые либо не были ею изучены в детстве, либо были неверно постигнуты (в результате «дефектов» социализации, воздействия неблагоприятных факторов окружающей действительности).

М. С. Рыбак [5, с. 52-56], Н. А. Край-нова [1, с. 10] отмечают стадии, присущие пенитенциарному и постпенитенциарному этапам ресоциализации.

В рамках пенитенциарного этапа ре-социализации осужденного целесообразно выделить следующие стадии:

1. социальная адаптация к условиям исправительного учреждения (изучается личность осужденного, его жизненная ситуация, социальные нужды, потребности, ценности и установки, а также его близкого окружения);

2. социальная профилактика (проведение комплекса правовых, организационных, психолого-педагогических, социальных и иных мероприятий путем применения основных средств исправления, а также при помощи проведения пси-хокоррекционных мероприятий) [6, с. 3];

3. реинтеграция (создание социокультурной и воспитательной среды,

формирование социально безопасной среды, способствующей конструктивному сосуществованию и социальному развитию различных категорий осужденных при полном сохранении их культурного, социального и религиозного своеобразия);

4. социальная реабилитация (интенсивная подготовка осужденного к освобождению, путем повышения его самостоятельности, активной жизненной позиции в достижении поставленных целей).

Постпенитенциарный этап определяет следующие стадии ресоциализации:

1. постпенитенциарная социальная реабилитация (комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических и иных мер, направленных на восстановление нарушенных функций жизнедеятельности лиц, освободившихся из исправительного учреждения, на включение их в реальные социальные процессы и общественные отношения в условиях жизни на свободе, с целью восстановления социального статуса лица, освободившегося из мест лишения свободы, достижение им материальной независимости и его социальной адаптации);

2. постпенитенциарная социальная адаптация к условиям жизнедеятельности общества (включение лица, освободившегося из исправительного учреждения в среду общественных отношений, самостоятельное решение им вопросов устройства своей дальнейшей жизнедеятельности) [3, с. 30].

Эффективность ресоциализации на любом этапе достигается благодаря следованию основным принципам ее организации:

1. принцип соблюдения прав и свобод осужденного;

2. принцип экосистемного подхода (привлечение специалистов различного профиля: юристов, педагогов, психологов, воспитателей, духовенства и др.);

3. принцип равноправия (признание осужденного полноправным субъектом ресоциализации, в результате чего возможно выстраивание партнерских отношений между сотрудником и осужденным);

4. принцип самопомощи (осужденный имеет право голоса, самостоятельного определения проблемы);

5. принцип мотивации и активизирования позитивного в осужденном (мобилизация ресурсов и потенциала осужденных на самостоятельное решение проблемы);

6. принцип дифференциации и индивидуального подхода (работа осуществляется с учетом специфических особенностей и проблем осужденных, т. е. ресо-циализирующее воздействие оказывается на различные категории осужденных в зависимости от пола, возраста, профессии, состояния здоровья и других характеристик) [3, с. 24].

Российские исследователи выделяют в качестве объекта ресоциализирующего воздействия на осужденных всех категорий основные, наиболее значимые в социальном отношении сферы их жизнедеятельности:

1. создание рекреационной среды с целью приближения условий отбывания наказания к условиям жизни на свободе посредством использования возможностей окружающей среды (природной, экологической, региональной, историче-

ской, социальной и т. п.): переоборудование помещений учреждения: изменение интерьера, установка необходимых технических средств (кинотеатр, мастерские и т. п.), создание спортивных и тренажерных залов, площадок (бассейнов), музыкального зала, гостиной, театральной студии, озеленение помещений; переоборудование прилегающей к учреждению территории (создание живого уголка, озеленение территории и уход за насаждениями); создание центра встреч с родственниками (профилактория с элементами комфорта);

2. модернизация образовательного процесса: использование современных методов и технологий социально-педагогической работы, учитывающих современные тенденции развития общества, интересы осужденных;

3. организация системы работы по здоровому образу жизни (проведение мероприятий, в основу которых заложено здоровое соперничество);

4. развитие активной позиции осужденного: формирование у осужденного умений успешно решать жизненные проблемы с опорой на собственные ресурсы посредством благотворительной, общественно значимой деятельности;

5. социально-экономическая помощь и поддержка: работа по созданию фонда материальной и благотворительной помощи;

6. формирование системы профессионально полезных связей сотрудников исправительного учреждения и осужденных (целесообразно законодательно закрепить перечень субъектов по ресоциа-лизации осужденных, их права, обязан-

ности и ответственность, создать систему стимулов (например, принять законопроекты, направленные на создание и совершенствование системы помощи, льготного налогообложения участников благотворительной деятельности);

7. организация силами сотрудников исправительного учреждения реабилитирующей среды в исправительном учреждении, в том числе посредством соблюдения требований этики (культура внешнего вида, культура речи, организация рабочего места);

8. повышение профессионального уровня сотрудников исправительного учреждения: проведение методических семинаров, овладение новыми технологиями работы, повышение квалификации, стажировки в пенитенциарных учреждениях зарубежных стран;

9. формирование позитивной картины будущего (не связанного с криминалом) с использованием метода «целепо-лагания» («Дерево целей»). Использование методов психосоциальной работы (приемы арт-терапии), показывающих позитивные ситуации и сценарии развития жизни после освобождения, создающие ситуации успеха для осужденных;

10. создание комплексной системы подготовки к выходу из исправительного

учреждения и постпенитенциарного сопровождения [3, с. 102-103].

Таким образом, социальную направленность ресоциализации осужденных необходимо ставить на первые и главные позиции при подготовке осужденных к освобождению, а также в постпенитенциарный период. Данной проблеме необходимо уделять внимание сотрудникам правоохранительных органов, органам государственной власти, местного самоуправления в тесном сотрудничестве со службой занятости, департаментом социальной защиты населения, пенсионным фондом, миграционной службой, с органами опеки и попечительства, медицинскими и образовательными учреждениями, общественными, религиозными и иными организациями. Комплексный анализ теоретических, организационных, правовых, социальных и психолого-педагогических проблем процесса ресо-циализации осужденных к лишению свободы, а также лиц, освобожденных от данного вида наказания, накопленного опыта пенитенциарных учреждений, территориальных органов, институтов гражданского общества России и зарубежных стран, позволит разработать программы и конкретные мероприятия по совершенствованию данного процесса и практики его применения.

Литература

1. Крайнова, Н. А. Проблемы ресоциализации неоднократно судимых лиц : дис. ... канд. юрид. наук. — Владивосток, 2002.

2. Латышева, Л. А. Проблемы ресоциализации осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный и криминологический аспекты : дис. . канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2015.

3. Латышева, Л. А. Проблемы ресоциализации осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный и криминологический аспекты : монография. — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2017.

4. Мелентьев, М. П. Пенитенциарные системы зарубежных стран. — Киев: РИО МВД Украины, 1993.

5. Рыбак, М. С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. — Саратов: СГАП, 2004.

6. Хамадишин, Д. З. Рецидив или ресоциализация? // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2011. — № 3.

Сведения об авторе

Мазеина Ольга Николаевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат психологических наук. E-mail: olly1309@yandex.ru

Information about the author

Mazeina Olga Nikolaevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), assistant professor of Department of Penal Psychology and Penal Pedagogics, candidate of psychological sciences. E-mail: olly1309@yandex.ru

УДК 37.035.6

© Морозова А. Л., 2018

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА

В статье представлен обзор проблемы гражданско-патриотического воспитания, рассмотрен содержательный аспект реализации данного вида воспитания. Автор приводит примеры из практики реализации гражданско-патриотического воспитания на примере курсантов ведомственного вуза.

Ключевые слова: воспитание; гражданско-патриотическое воспитание; курсанты; ведомственный вуз.

© Morozova A. L., 2018

IMPLEMENTATION OF CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION IN TERMS OF GOVERNMENTAL UNIVERSITIES

The article presents a theoretical overview of the problem of education and meaningful aspects of civil-patriotic education. The author gives examples from the implementation of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.