Научная статья на тему 'Особенности психолого-медико-педагогического сопровождения осужденных, склонных к употреблению психоактивных веществ'

Особенности психолого-медико-педагогического сопровождения осужденных, склонных к употреблению психоактивных веществ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
174
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL MAINTENANCE / PSYCHOACTIVE SUBSTANCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мазеина Ольга Николаевна

В статье представлена методология психолого-медико-педагогического сопровождения осужденных, склонных к употреблению психоактивных веществ: цель, объект, субъект, задачи, основные этапы организации процесса психолого-медико-педагогического сопровождения осужденных, склонных к употреблению психоактивных веществ. Рассмотрено понятие «психолого-медико-педагогическое сопровождение осужденных, склонных к употреблению психоактивных веществ», разработано содержание психолого-медико-педагогического сопровождения и предложены мероприятия профилактической деятельности, направленные на предотвращение и преодоление зависимости у осужденных от психоактивных веществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of psychology and pedagogical escort of the convicts inclined to the use of psychoactive substances

Article is devoted to questions of the organization and process of psychology and pedagogical escort of the convicts inclined to the use of psychoactive substances. For fuller understanding of a subject the concept “psychology and pedagogical escort of the convicts inclined to the use of psychoactive substances” is considered, an object, the subject psychological and medic and-pedagogical support, the purpose, tasks, the main stages and content of psychology and pedagogical maintenance are presented. The important place in materials of article is allocated to the main types and concrete actions of preventive activity directed to prevention and overcoming dependence at convicts on psychoactive substances.

Текст научной работы на тему «Особенности психолого-медико-педагогического сопровождения осужденных, склонных к употреблению психоактивных веществ»

ПСИХОЛОГИЯ

Psychology

УДК 159.9.075

© Мазеина О. Н., 2018 ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, СКЛОННЫХ К УПОТРЕБЛЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

В статье представлена методология психолого-медико-педагогического сопровождения осужденных, склонных к употреблению психоактивных веществ: цель, объект, субъект, задачи, основные этапы организации процесса психолого-медико-педагогического сопровождения осужденных, склонных к употреблению психоактивных веществ. Рассмотрено понятие «психолого-медико-педагогическое сопровождение осужденных, склонных к употреблению психоактивных веществ», разработано содержание психолого-медико-педагогического сопровождения и предложены мероприятия профилактической деятельности, направленные на предотвращение и преодоление зависимости у осужденных от психоактивных веществ.

Ключевые слова: психолого-медико-педагогическое сопровождение; психоактивные вещества.

© Mazeina O. N., 2018

FEATURES OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL ESCORT OF THE CONVICTS INCLINED TO THE USE OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCES

Article is devoted to questions of the organization and process of psychology and pedagogical escort of the convicts inclined to the use of psychoactive substances. For fuller understanding of a subject the concept "psychology and pedagogical escort of the convicts inclined to the use of psychoactive substances " is considered, an object, the subject psychological and medic and-pedagogical support, the purpose, tasks, the main stages and content of psychology and pedagogical maintenance are presented. The important place in materials of article is allocated to the main types and concrete actions of preventive activity directed to prevention and overcoming dependence at convicts on psychoactive substances.

Keywords: psychology and pedagogic

Широкая доступность психоактивных веществ является пугающей реальностью нашего времени. Проблема наркомании, токсикомании, алкоголизма сегодня является предметом обсуждения специалистами различных научных отраслей: медицинской, психологической, педагогической, юридической и др. Недостаточная эффективность одного из видов помощи, будь то медицинской наркологической, психологической или педагогической, объясняется тем, что зависимость охватывает глубинные характеристики человека, оказывает значительное влияние на личность в целом.

Лица, страдающие употреблением психоактивных веществ (далее — ПАВ), в любой стадии наркотизации имеют нарушения нравственной регуляции поведения, основанной на искаженных ценностных ориентациях, в мотивационно-потребностной и

эмоционально-волевой сферах, в системе оценок окружающего мира и себя в этом мире.

Наркомания, являясь социально значимым заболеванием, разрушительно влияет на систему взаимодействия личности с окружающим миром. Влечение к наркотикам, сопровождающееся отчуждением индивида от системы социально приемлемых отношений, нередко провоцирует его на совершение преступлений [3, с. 8].

maintenance; psychoactive substances.

В настоящее время среди спецконтингента исправительных учреждений наблюдается стремительный рост числа осужденных по ст. 228-233 УК РФ (употребление, сбыт, хранение и изготовление наркотических веществ и т. д.). Среди осужденных по этим статьям находится значительная по численности категория лиц, употреблявших наркотические вещества на свободе.

Осужденные, склонные к употреблению ПАВ, часто являются нарушителями режима содержания, причем они могут сопротивляться требованиям режима не в силу злого умысла, а вследствие своих патологических внутренних переживаний. В связи с этим возникла необходимость проведения комплекса мероприятий психологического, педагогического и медицинского характера, которые в совокупности воздействия позволят получить позитивные изменения во внутреннем мире таких осужденных.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение осужденных, склонных к употреблению ПАВ, — это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции их личности, направленное на изменение негативных личностных черт, а также их исправление, формирование у них уважительного отношения к человеку, нормам, правилам и традициям человеческого общежития [1, с. 6].

Систему психолого-медико- нию ПАВ, можно представить следу-

педагогического сопровождения ющим образом (см. схему 1).

осужденных, склонных к употребле-

Схема 1

Система психолого-медико-педагогического сопровождения осужденных, склонных к употреблению психоактивных веществ

Объекты тихшгого-медико-ПЕдатогнчккой поддержки

Осужденные, склонные к употребтенню психоактивных веществ

Псих слог И

Субъекты психолого-ЯЕДнко-педатогнческон поддержки

Представители государственных учреждений, общественности, религиозных объединений

Сотр;яники воспитательных отделов №дицинский персонал Сотр5пники (работники) пенитенциарного учреждения

Содержание псюллото-пвдико-педаюпгеското сопровождения

Психологическая помощь

Ш дицинс кал помощь

Вое питательная работа

- психслогкчес кал диагностика

- психологическое просвещение

- психологическое консультирование - психологичес кая коррекция

- развитие познавательной сферы

- развитие эмоциональной сферы

- развитие волевой сферы - развитие личностной сферы

■ медикаментозное лечение - психотерапевтическая помощь

- морально-нравственное воспитание

- правовое воспитание

- патриотическое воспитание

- эстетическое воспитаний

- физическое воспитание

- трудовое воспитание

- санитарно-гигиеническое воспитание

■ руководство учебно-познавательной деятельностью

: нравственных эталонов поведения ■ формирований приемов и способов умственной деятельности - формировал® трудовых навыков - пропаганда здорового образа жизни

Цель психолого-медико-

педагогического сопровождения

осужденных, склонных к употреблению ПАВ, — коррекция личности осужденного.

Задачи психолого-медико-

педагогического сопровождения

осужденных, склонных к употреблению ПАВ:

— создание условий для личностного саморазвития осужденного, его психосоциальной адаптации;

— профилактика рецидивов употребления психоактивных веществ;

— выработка навыков здорового образа жизни с установками на отказ от употребления психоактивных веществ, тренировка этих навыков в реальных ситуациях самообслуживания,

коммуникации, взаимодействия, трудовой и досуговой деятельности;

— формирование знаний и навыков противодействия употреблению наркотических и спиртосодержащих веществ, отрицательного отношения к психоактивным веществам и последствиям их употребления;

— воспитание и развитие устойчивости к неблагоприятным социально-психологическим факторам и воздействиям; формировании мотивации на стресс-совладающее поведение;

— развитие факторов здорового и социально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий;

— психологическая коррекция личности осужденного.

Основные этапы психолого-медико-педагогического сопровождения осужденных, склонных к употреблению ПАВ:

1. Психологическая диагностика личности осужденного, типа и степени зависимости от психоактивных веществ, а также, причин, мотивов и факторов, способствующих возникновению зависимости, провоцирующих и поддерживающих ее.

2. Составление комплексной программы психолого-медико-педагогического сопровождения, выбор методик и технологий коррекци-онной работы.

3. Психологический, педагогический мониторинг динамического развития личности осужденного, меди-

цинское обследование состояния здоровья.

4. Осуществление контроля хода реализации программы, эффективности проводимых мероприятий, внесение корректив в программу психолого-медико-педагогического сопровождения.

В рамках психолого-медико-педагогического сопровождения

осужденных, склонных к употреблению ПАВ, целесообразно проведение следующих мероприятий:

— информирование о влиянии психоактивных веществ на организм человека;

— диагностика личностных особенностей осужденного;

— обучение навыкам безопасного поведения;

— проведение тренингов, направленных на формирование адекватной самооценки; развитие навыков уверенного поведения, умения противостоять давлению окружающих; развитие коммуникативных навыков, социальной гибкости; развитие личностных качеств; формирование стрессо-устойчивости;

— обучение навыкам постановки жизненных целей и поэтапного плана их достижения с учетом интересов, потребностей, наклонностей, способностей;

— воспитание личности, способности самостоятельно строить свою жизнь и нести ответственность;

— формирование среды осужденных в ближайшем социальном окружении, поддерживающих здоровый образ жизни;

— осуществление комплекса лечебных мероприятий, направленных на преодоление физической, психической зависимости; лечение сопутствующих наркомании, алкоголизму, токсикомании заболеваний.

В настоящее время существуют три вида технологических интервенций (воздействий) в отношении данной категории осужденных:

1. Универсальная (предупредительная) интервенция направлена на обучение здоровому образу жизни осужденного, формирование стрессо-

устойчивости, способности эффективно преодолевать жизненные трудности, снимать эмоциональное напряжение без употребления ПАВ.

2. Индикативная интервенция рассчитана на «группы осужденных высокого риска» и направлена на выявление таких групп и определение методов работы с ней.

3. Модификационная интервенция направлена на группы осужденных, злоупотребляющих наркотиками или другими ПАВ [2, с. 37].

Основные виды профилактической деятельности, направленные на предотвращение и преодоление зависимости у осужденных от психоактивных веществ, представлены на схеме 2.

Схема 2

Основные виды профилактической деятельности, направленные на предотвращение и преодоление зависимости у осужденных от психоактивных веществ

Мероприятия по психолого-медико-педагогическому осужденных, склонных к употреблению ПАВ, должны быть направлены на создание мотивации прекращения употребления наркотиков, реабилитации после лечения, адаптации к жизни без алкоголя и наркотиков. Однако в процессе работы у них могут возникать барьеры, препятствующие пониманию необходимости изменения форм собственного поведения:

— эмоциональные барьеры (затрудняют осознание причин своих тяжелых эмоциональных переживаний и неадекватности их проявлений);

— когнитивные барьеры (не позволяют человеку адекватно осмыслить ситуацию: мешают известные человеку уловки, мифы, защитные механизмы, направленные на самообман, создание иллюзорно-компенсаторной действительности);

— поведенческие барьеры (срабатывают стереотипы, известные модели поведения) психолого-медико-педагогического сопровождения осужденных, склонных к употреблению психоактивных веществ [2, с. 39].

Таким образом, одним из основных условий эффективности психолого-медико-педагогического сопровождения осужденных, склонных к употреблению психоактивных веществ, является комплексный подход. При этом следует использовать не только разнообразие методов и средств — терапевтических, психиатрических, психолого-педагогических, правовых, применяемых к данным осужденным, но и сочетание различных видов деятельности при организации и регулировании лечебного и воспитательного процесса (в частности, его планирования, информационного обеспечения, взаимодействия различных служб и его подразделений, учета и выявления наркоманов в ИУ). Знание особенностей личности наркоманов позволит правильно оценить их действия и посту п-ки, определить эффективность исправительного воздействия, организовать процесс социальной реабилитации, психолого-педагогической коррекции, предупредить преступление и иные правонарушения с их стороны.

Литература

1. Короленко, Ц. П., Донских, Т. А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. — Новосибирск: Наука, 1990. — 224 с.

2. Мазеина, О. Н. Содержание и методика психосоциальной работы в УИС : учебное пособие / канд. психол. наук О. Н. Мазеина. — Новокузнецк: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2016. — 44 с.

3. Материалы Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди работников психологических подразделений учреждений и органов уголовно-

исполнительной системы на лучшую программу по психологической работе с наркозависимыми осужденными. Передовой опыт. — М.; Рязань, 2014. — 116 с.

Сведения об авторе

Мазеина Ольга Николаевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат психологических наук. E-mail: olly1309@yandex.ru

Information about the author

Mazeina Olga Nikolaevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), assistant professor of Department of Penal Psychology and Penal Pedagogics, candidate of psychological sciences. E-mail: olly1309@yandex.ru УДК 159.923

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 159.9.075

© Мишин А. А., 2018 ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Статья посвящена вопросу изучения аддиктивного поведения. Для более полного понимания данной темы рассматриваются дефиниция понятия «аддик-тивное поведение», виды аддиктивного поведения, синдромы аддиктивного поведения, внешние признаки проявления зависимого поведения.

Ключевые слова: аддикция; зависимость; аддиктивное поведение; осужденный; пенитенциарная система.

© Mishin A. A., 2018 FEATURES OF MANIFESTATION OF ADDICTIVE BEHAVIOUR

Article is devoted to a question of studying of addictive behavior. For fuller understanding of this subject the concept definition addictive behavior, types of addictive behavior, syndromes of addictive behavior, external signs of manifestation of dependent behavior is considered.

Keywords: addiction; dependence; addictive behavior; convict; penal system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.