этноса); запретительных для этноса ного и дифференцированного подхода с
норм. Также необходимо направить свои учетом национально-психологических
усилия на изучение особенностей наци- особенностей преступников. Для этого
онального самосознания, потребностно- начальнику отряда необходимо изме-
мотивационной сферы, интересов и нить стратегию и тактику воспитатель-
ценностных ориентаций осужденных, ных воздействий на спецконтингент,
коммуникативно-поведенческой дея- опираясь на их представления о мире,
тельности, этнических стереотипов. сформировавшихся на основании опре-
Таким образом, эффективное про- деленных культурно-ценностных доми-
ведение воспитательной работы в поли- нант, духовной настроенности, образе
национальных отрядах осужденных мышления, мировосприятия, личност-
предполагает применение индивидуаль- ных этнических характеристиках.
Литература
1. Крысько, В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения : курс лекций. — М.: Экзамен, 2002.
2. Кукушин, В. С., Столяренко, Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2000.
3. Проблемы воспитания в национальной школе / под ред. Н. Н. Яковлевой. — Минск, 1997.
4. Этнопсихологический словарь / под ред. В. Г. Крысько. — М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.
Сведения об авторе
Мазеина Ольга Николаевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат психологических наук. E-mail: [email protected]
Information about the author
Mazeina Olga Nikolaevna: KI of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russian Federation), Assistant Professor of the Chair of Penal Psychology and Penal Pedagogics, candidate of psychology. E-mail: [email protected]
УДК 376.1
А. А. Мишин
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЫ ПОДГОТОВКИ К ОСВОБОЖДЕНИЮ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В статье на основе анализа научной литературы и изучения опыта исправительных учреждений по организации работы Школы подготовки к освобождению рассматриваются типичные проблемы, возникающие при ее организации.
Выделены важные аспекты организации работы Школы подготовки к освобождению: формирование установки на правопослушное поведение, адекватное реагирование на ситуации, возникающие в процессе социальной адаптации к жизни на свободе; развитие уверенности в собственных возможностях достижения жизненных успехов, навыков социального сотрудничества, партнерского общения;
© Мишин А. А., 2017 © Mishin A. A., 2017
развитие навыков адекватной самореализации за счет проработки трудностей и проблем снижения уровня тревожности.
Автор делает вывод о необходимости учета типичных трудностей при организации работы Школы подготовки к освобождению.
Ключевые слова: подготовка осужденных к освобождению; исправительное учреждение; исправление осужденных; осужденный.
А. А. Mishin
PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF SCHOOL OF TRAINING TO RELEASE IN CORRECTIVE INSTITUTIONS
In article on the basis of the analysis of scientific literature and studying of experiment of correctional facilities on the organization of work of school of preparation for release the typical problems arising at her organization are considered.
Important aspects at the organization of work of school ofpreparation for release are marked out: formation of installation on right obedient behavior, adequate response to the situations arising in the course of social adaptation to life on freedom; development of confidence in own opportunities of achievement of vital progress, skills of social cooperation, partner communication; development of skills of adequate self-realization due to study of difficulties and problems of decrease in level of uneasiness.
The author draws a conclusion about need of accounting of typical difficulties at the organization of work of School ofpreparation for release.
Keywords: training of convicts for release; correctional facility; correction of convicts; convict.
Подготовка осужденных к освобождению по окончанию срока наказания — одно из основных направлений деятельности исправительных учреждений, которое начинается с момента прибытия осужденного в ИУ. Как отмечает В. Е. Южанин, подготовка осужденных к освобождению является важным условием, способствующим предупреждению рецидивной преступности [3].
Организации подготовки осужденных к освобождению конкретизируется в различных нормативно-правовых актах. Прежде всего, порядок организации подготовки осужденных к освобождению осуществляется согласно приказу Минюста России от 13.01.2006 № 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы». Некоторые аспекты подготовки осужденных к освобождению и оказания помощи лицам, подлежащим
освобождению, закреплены в ст. 180— 181 гл. 22 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ. А. М. Репьева отмечает, что данных нормативных документов недостаточно, и существует необходимость разработки нормативной базы функционирования Школы подготовки осужденных к освобождению на федеральном уровне, где бы были предусмотрены: положение, структурная составляющая, план и примерный перечень направлений работы, права и обязанности лиц, задействованных в функционировании школы, а также правовое положение осужденного в рамках обучения [2].
Вероятность совершения рецидива лицом, освободившимся из исправительного учреждения, во многом зависит от того, насколько эффективно в период подготовки к освобождению действовали службы, ответственные за ее осуществление.
Школа подготовки к освобождению — важный участок деятельности
сотрудников исправительного учреждения. При исполнении наказания в виде лишения свободы осуществляется комплекс мероприятий, направленных на оказание содействия в решении различных вопросов осужденных, готовящихся к освобождению. Школа создается на основании приказа начальника исправительного учреждения. Планирование и реализацию программы Школы подготовки к освобождению осуществляет старший специалист по социальной работе (старший инспектор — в воспитательной колонии) группы социальной защиты осужденных. Подготовка осужденных к освобождению — это система мероприятий по предварительному решению вопросов трудового и бытового устройства осужденных, предусматривающих их психологическую, нравственную, правовую подготовку, оказание непосредственной помощи в восстановлении и развитии социально полезных связей осужденных, решении вопросов их трудового и бытового устройства после отбытия наказания.
Основная организация и реализация мероприятий, направленных на освобождение осужденных из мест лишения свободы, возлагаются на сотрудников группы социальной защиты осужденных с участием начальников отрядов, психологов, сотрудников отделов (групп) специального учета и других заинтересованных служб. Для проведения консультаций по наиболее актуальным вопросам по возможности могут привлекаться специалисты территориальных социальных служб. Как правило, для проведения занятий привлекаются сотрудники государственных, общественных учреждений и организаций: подразделений по вопросам миграции, службы занятости, органов местного самоуправления, пенсионного фонда, учреждений системы дополнительного образования, молодежных организаций (объединений) различной направленности (в зависимости от возможностей региона).
Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении, начинается не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы и включает в себя организацию систематического проведения занятий. Тематика проведения занятий с осужденными включает следующие актуальные для них темы: бытовое устройство, жилищные права лиц, освободившихся из исправительного учреждения, и регистрация; социальное жилье и собственное жилье; оплачиваемая работа, трудоустройство и другие формы полезной занятости; информация, относящаяся к возможности продолжения образования в различных формах; правовое регулирование семейных отношений; о правах граждан на медико-социальную помощь; социальная защита осужденных, освободившихся из ИУ; о ведении здорового образа жизни; о соблюдении норм нравственности в общении с окружающими; о государственных, общественных и других организациях, оказывающих помощь лицам, освободившимся из ИУ и оказавшимся в трудной жизненной ситуации; все, что нужно знать об освобождении и погашении судимости.
Важным аспектом работы Школы подготовки к освобождению является психолого-педагогическая подготовка осужденного к освобождению:
- формирование установки на правопослушное поведение, адекватное реагирование на ситуации, возникающие в процессе социальной адаптации к жизни на свободе (во взаимоотношениях с родственниками, пострадавшими, работодателями, друзьями);
- развитие уверенности в собственных возможностях достижения жизненных успехов, навыков социального сотрудничества, партнерского общения;
- развитие навыков адекватной самореализации за счет проработки трудностей и проблем снижения уровня тревожности.
Каждое исправительное учреждение организует работу Школы подготовки к освобождению. Анализ специальной литературы и имеющегося опыта в реализации работы данной школы в различных регионах позволил определить некоторые типичные проблемы.
Первая проблема, которая является актуальной для большинства исправительных учреждений, — это необходимость совмещения общего распорядка дня исправительного учреждения и работы школы по подготовке к освобождению. В связи с тем, что осужденные посещают занятия в Школе подготовки к освобождению в свободное от работы и учебы время, возникает проблема организации занятий. Для несовершеннолетних осужденных занятия проводятся не реже одного раза в неделю, для остальных — не реже одного раза в месяц. Примерный распорядок дня исправительного учреждения предусматривает на реализацию воспитательной работы 1 час (взрослые осужденные) и 1,5 часа (несовершеннолетние осужденные). Таким образом, на реализацию занятий в рамках организации воспитательной работы отводится недостаточное количество времени.
Введение изменений в распорядок дня исправительного учреждения с целью высвободить время для работы в Школе подготовке к освобождению является проблематичным, так как осужденные обязаны посещать общеобразовательную школу или заниматься трудовой деятельностью.
Вторую проблему можно обозначить как недостаточное материальное обеспечение исправительных учреждений в части обеспечения занятий в Школе подготовки к освобождению. Занятия необходимо проводить в помещениях, позволяющих эффективно воздействовать на осужденных: кабинеты со специализированной мебелью, мультимедийным оборудованием и т. д.
Третья проблема — невозможность организации одной группы для проведения занятий. В связи с тем, что в
Школу подготовки к освобождению должны посещать все осужденные, у которых подходит к концу время отбывания наказания, возникает необходимость создания большого количества групп. Причин этому несколько: неоднородный состав осужденных (категория осужденных, ведущая проблема, срок освобождения, возраст, наличие инвалидности или социально-значимых заболеваний и т. д.), время, которое остается до конца отбытия наказания (осужденные зачисляются в школу подготовки к освобождению не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока отбывания наказания).
Принцип дифференциации, реализуемый сегодня в исправительных учреждениях, обусловливает формирование нескольких групп Школы подготовки к освобождению, в каждой из которых занятия могут проводиться приблизительно по одному плану. В связи с этим возрастает сложность включения большого количества групп в общий распорядок дня исправительного учреждения.
Четвертая проблема — недостаточное методическое сопровождение работы Школы. Не все сотрудники имеют достаточный опыт и знания для проведения эффективных занятий с осужденными. Отсутствие примерной типовой программы работы Школы подготовки к освобождению усугубляет обозначенную проблему.
Пятая проблема — ограниченное информационное обеспечение и использование ресурсов региона при реализации занятий Школы подготовки к освобождению. В связи с происходящим реформированием УИС и перепрофилированием ряда исправительных учреждений многие осужденные отбывают наказание не в регионе по месту своего проживания, что создает значительные трудности в подготовке их к освобождению и планированию их постпенитенциарного сопровождения.
В качестве шестой проблеме организации работы Школы подготовки к
освобождению можно отнести недостаточность штатов сотрудников в исправительных учреждениях. В период реформирования и оптимизации УИС во многих исправительных учреждениях ощущается недостаток кадрового состава, в связи с чем на сотрудников, осуществляющих воспитательную работу, приходится большое количество осужденных.
Таким образом, при реализации работы Школы подготовки к освобождению необходимо учитывать имеющиеся типичные проблемы и трудности. Решение обозначенных проблем является актуальной задачей, требующей внимания современных исследователей, так как эффективная организация работы Школы подготовки к освобождению является значимым фактором предотвращения рецидивной преступности.
Литература
1. Барышева, А. В. Проблемы организации школы подготовки осужденных к освобождению в ИУ // NovaInfo.Ru . — 2016. — № 45.
2. Репьева, А. М. «Школа подготовки осужденных к освобождению» как одно из направлений пенитенциарного воздействия на личность осужденного // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. — 2017. — № 15-2.
3. Южанин, В. Е. Проблемы социальной адаптации осужденных при подготовке их к освобождению из исправительных учреждений // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний : сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х т. — 2016.
Сведения об авторе
Мишин Алексей Андреевич: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат психологических наук. E-mail: [email protected]
Information about the author
Mishin Aleksey Andreevich: KI of FPS of Russia (Novokuznetsk, Russian Federation), lecturer of the Chair of Penal Psychology and Penal Pedagogics, candidate of psychology. E-mail: [email protected]