Выводы. Таким образом, можно говорить о том, что студенты, обучающиеся на первых и четвертых курсах в ЛПИ -филиале СФУ в условиях внедрения новых ФГОС ВО демонстрируют различную межуровневую распределенность по сформированности компонентов педагогического мышления. Следует отметить, что среди студентов старших курсов по сравнению со студентами первого курса процент репродуктивно-адаптивного уровня сформированности педагогического мышления не выявлен.
Данное заключение обусловлено тем, что в период проведения констатирующего эксперимента студенты четвертого курса имеют опыт квазипрофессиональной деятельности, которую они реализовывали на протяжении педагогических практик в образовательных организациях. Студенты-старшекурсники находились во взаимодействии с учителем -потенциальным работодателем, и для них имело место быть практикоориентированное обучение.
Студенты первых курсов в своем большинстве демонстрируют оптимально-продуктивный уровень сформированности педагогического мышления. Однако следует отметить, что и в данной группе респондентов были выявлены студенты с достаточно высоким (ситуативно-креативным) и низким (репродуктивно-адаптивным) уровнем педагогического мышления. Относительно респондентов с низким уровнем профессионального мышления педагога все очевидно - нет практики, опыта, возможно отсутствие мотивации учения. Среди студентов-первокурсников с ситуативно-креативным уровнем сформированности педагогического мышления были те, кто имеет профессиональное образование в области педагогики (училище, колледжи), что в свою очередь выступает определенной практической базой, способствующей развитию профессионального мышления будущего педагога. Однако были и те, кто такого опыта не имеет. Можем предположить, что высокий уровень педагогического мышления у таких респондентов обусловлено их личностными особенностями и внутренней мотивацией получения педагогического образования.
Литература:
1. Артюхова, Т.Ю. Раскрытие личностного потенциала студентов посредством включения в личносто и профессионально значимое обучение / Т.Ю. Артюхова, Т.В. Шелкунова // «Педагогика и медицина в служении человеку»: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Красноярск, 2016. - С. 273-279.
2. Бегидова, С.Н. Основы формирования опыта профессионально-творческого мышления педагога / С.Н. Бегидова, С.А. Хазова. - Майкоп, 2007. - 167 с.
3. Кашапов, М.М. Психология профессионального педагогического мышления: диссертация ... д-ра психол. наук: 19.00.07 / Кашапов Мергаляс Мергалимович. - Ярославль, 2000. - 444 с.
4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «8» октября 2013г. № 544н]. - Москва: Центр образования, 2013. - 21 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 125]. - Москва, 2018. - 17 с.
Психология
УДК 159.99
магистр педагогики, старший преподаватель кафедры психологии развития личности Шелкунова Татьяна Васильевна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПРИ ВЫСТРАИВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ПРОФИЛЯ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В статье автором охарактеризован предпрофильный этап развития подросткового возраста. Проанализированы трудности данного возрастного развития. С психологической точки зрения определены закономерности проживания этапа выбора профильного обучения. Рассмотрены теоретические подходы к определению категории «профессиональный профиль личности». Теоретически проанализированы типичные профессиональные профили подростков на этапе предпрофильного развития. Дана характеристика основных сфер профессиональной деятельности: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знак», «человек-художественный образ». Каждая сфера представлена автором в аспекте необходимых индивидуальных особенностей личности. Статья имеет практическую значимость для психологической науки. Произведено экспериментальное исследование, направленное на изучение индивидуальных качеств личности современных подростков и их профессиональных интересов. Методологическая основа исследования базируется на трудах В.А. Ганзена, Р. Кеттелла, Е.А. Климова. На основании результатов исследования автором определены профессиональные профили респондентов. В ходе эксперимента выявлены подростки, испытывающие затруднения с профессиональным самоопределением. Автор статьи представил опыт социально-психологической работы, способствующей эффективному профессиональному самоопределению учащихся на этапе предпрофильной подготовки. На этапе формирующего эксперимента выявлены и описаны условия правильного выбора профессии в подростковом возрасте.
Ключевые слова: индивидуальные особенности, подростковый возраст, профессиональный профиль, предпрофильная подготовка, профессиональное самоопределение, профориентационная работа.
An^tatton. In the article, the author characterizes the pre-profile stage of adolescent development. The difficulties of this age-related development are analyzed. From a psychological point of view, the regularities of living at the stage of choosing specialized training are determined. Theoretical approaches to the definition of the category "professional personality profile" are considered. The typical professional profiles of adolescents at the stage of pre-professional development are theoretically analyzed. The characteristics of the main spheres of professional activity are given: "man-nature", "man-technique", "man-man", "man-sign", "man-artistic image". Each sphere is presented by the author in the aspect of the necessary individual personality characteristics. The article has practical significance for psychological science. An experimental study was conducted aimed at studying the individual personality traits of modern adolescents and their professional interests. The methodological basis of the research is based on the works of V.A. Hansen, R. Kettell, E.A. Klimov. Based on the results of the study, the author determined the professional profiles of respondents. During the experiment, adolescents experiencing difficulties with professional self-determination were identified. The author of the article presented the experience of socio-psychological work that contributes to the effective professional self-determination of students at the stage of pre-professional training. At the stage of the formative experiment, the conditions for the correct choice of profession in adolescence are identified and described.
Key words: individual characteristics, adolescence, professional profile, pre-professional training, professional self-determination, career guidance work.
Введение. Предпрофильный этап развития не включен в психологическую периодизацию развития как отдельный, проблемный период. Вместе с тем, педагоги и психологи выделяют данный период и описывают его как один из самых сложных периодов подросткового возраста. Помимо закономерных изменений, происходящих со школьниками среднего звена образовательной организации, старший подросток стоит перед выбором профильного класса и, по сути, на этапе выбора своей будущей профессии.
Профессиональное самоопределение только начинает набирать свои обороты в подростничестве. Поэтому важным аспектом данного периода выступает оказание социально-психологической помощи со стороны взрослых. Для подростка зачастую сложно сделать выбор в пользу какой-то одной сферы деятельности. Причем проблема не столько в осведомленности о мире профессий, сколько отсутствие знаний о своих индивидуальных особенностях, профессиональных интересах и предпочтениях.
Формирование положительного отношения к труду, усвоение определенных трудовых навыков и выбор профессии -неотъемлемые компоненты становления личности. Методологи в области психологии развития считают, что в 14-15 лет подросток стремится проявить свои возможности, занять определенную социальную позицию, что отвечает его потребности в самоопределении. Социально значимую деятельность как ведущий тип деятельности в подростковый период необходимо целенаправленно формировать.
Изложение основного материала статьи. Подростковый возраст - начальный период выбора профессии, профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение - процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности - кем стать, к какой социальной группе принадлежать, и с кем работать. Кроме того, профессиональное самоопределение, важное событие на жизненном пути подростка. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя, в конечном счете, многие стороны жизни. Можно говорить о том, что самоопределение предполагает активизацию самопознания и самовоспитания подростка [3].
Многие ученные, как зарубежной, так и отечественной психологической науки отмечают, что одним из важных условий становления личности выступает умение принимать решения в нестандартных ситуациях, а также осуществлять самостоятельный, осознанный выбор (Д.А. Леонтьев, Р. Мэй, Э. С.Л. Рубинштейн, Фромм и др.).
Сегодня современный подход профориентационной работы в школе отходит от традиционной диагностико-рекомендательной схемы и смещается в сторону создания условий для самостоятельного решения проблем, пробуждая собственную активность подростков [2].
Принятие решения о выборе профиля обучения на начальном этапе профессионального и личностного самоопределения в школьном возрасте обусловлено влиянием ряда факторов, среди которых наиболее изучены внешние факторы: интересы и склонности подростков, их знания о профессиях, ценностные ориентации, мотивация и т.п. Вместе с тем, существуют внутренние факторы, которые позволяют сделать более осознанный профессиональный выбор.
На наш взгляд одним из внутренних факторов принятия подростком решения о выборе профиля обучения выступают индивидуальные качества личности. Познавая свою индивидуальность, подросток ориентируется не на временную компетентность (внешняя мотивация, подсказали родители, престижность профессии и т.д.), а на выстраивание собственной перспективы профессионального развития.
С целью изучения индивидуальных качеств личности подростков, а также их профессиональных интересов, было организовано исследование, в котором приняли участие 45 обучающихся 9-х классов. На основе теоретико-методологических положений профориентационной работы мы определили диагностический инструментарий: «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова (ДДО), Профиль мышления» В.А. Газена, К.Б. Малышева, Л.В. Огинец и методика «Семь качеств личности» Р. Кеттелла.
В результате изучения выбора профессии подростками было выявлено, что у 51% респондентов (23 человека) выявлена ориентация на профессии в области «человек-человек». Причем 15 подростков из них проявляют интерес ко всем профессиям, связанным с обслуживанием людей, с общением.
Выбору профессий в области «человек-художественный образ» отдали предпочтение 38% испытуемых (17 подростков).
11% респондентов (5 подростков) наиболее расположены к профессиям в области «человек-техника». По результатам обследования им интересны технические профессии.
Выявленные профессиональные интересы подростков могут быть вызваны разными факторами, в том числе и внешними. Однако как мы указали выше, осознанному и самостоятельному выбору профессионального пути способствуют внутренние факторы человека. Поэтому мы изучили их индивидуальные качества.
Результаты изучения типов мышления у подростков показали, что более половины респондентов (53%) с преобладающим образным типом мышления, им свойственно преобразование информации с помощью действий с образами.
Знаковое мышление свойственно 40% испытуемых, т.е. преобразование информации эти подростки осуществляют с помощью понятий, суждений, умозаключений.
Креативным мышлением обладают 7% испытуемых. Данные подростки готовы к созданию новых, оригинальных идей и остроумному решению задач.
На основании диагностики личностных особенностей подростков были выделены психологические портреты.
Психологически портрет №1: обладает такими качествами личности как общительность, эмоциональная устойчивость, склонность к подчинению, сдержанность, может проявлять смелость, доверчивость, тревожность.
Психологически портрет №2: общительный, при этом эмоционально устойчивый и склонный к доминированию, экспрессивный, смелый, доверчивый и тревожный.
Психологически портрет №3: общительный, эмоционально устойчивый, склонный к подчинению, экспрессивный, может проявлять смелость, доверчивый, уверенный в себе.
Психологически портрет №4: общительный, эмоционально устойчивый, склонный к доминированию, экспрессивный, смелый, подозрительный, уверенный в себе.
Психологически портрет №5: общительный, эмоционально устойчивый, склонный к подчинению, экспрессивный, проявляет смелость и подозрительность, тревожный.
Сопоставив данные всех методик, для каждого подростка был составлен профессиональный профиль с учетом его индивидуальных качеств. Приведем некоторые примеры профилей.
Профессиональный профиль социальной направленности: предпочитает общественные профессии, такие как учитель, психолог, врач, управляющий кадрами и др. Открытый в общении, общительный, терпеливый, может проявлять смелость,
доверчивость (но бывает подозрительным). Может испытывать тревожность, но в целом эмоционально устойчив. Обладает образным мышлением.
Профессиональный профиль творческой направленности: обладает креативным мышлением. Общительный, эмоционально устойчивый, склонен к доминированию, экспрессивный, смелый, подозрительный, уверенный в себе.
Профессиональный профиль технической направленности: обладает знаковым мышлением и следующими качествами личности: общительность, эмоциональная устойчивость, склонность к подчинению, экспрессивность, может проявлять смелость, бывает подозрительным и тревожным.
Чтобы стать профессионалом, многим молодым людям на стадии выбора профиля обучения необходима психологическая помощь, психологическое сопровождение. Сам выбор профессии здесь мы рассматриваем как поиск соответствия между требованиями профессий и индивидуальностью.
Выводы. Призвание включает в себя несколько факторов, из которых и формируется процесс идентификации человека с выбранным профессиональным будущим. Среди них наиболее важными выступают интересы и индивидуальные качества человека.
Большинство подростков нашей выборки исследования ориентированы на профессии в области «человек-человек» (т.е. все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением), причем данные подростки в большинстве случаев обладают творческим и образным мышлением. Так же они имеют следующие качества личности: общительность, склонность к подчинению, экспрессивность, могут проявлять смелость, доверчивость (но бывают подозрительными). Большая часть этих детей тревожны и эмоционально неустойчивы, остальная часть - эмоционально устойчивые, уверенные в себе люди.
По теории классификации Е.А. Климова, в профессии этой области, для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. Следовательно, человек ориентированный на профессию в этой области должен иметь такие качества, как коммуникативность (общительность), ответственность, склонность к доминированию, смелость, устойчивость, трудолюбие, уверенность в себе, наблюдательность, так же, он должен обладать умением нестандартно находить пути к решению задач [1].
Дети, которые ориентированы на профессии в области «человек-художественный образ» (т.е. все творческие специальности) в большинстве случаев обладают знаковым и образным мышлением. У данных подростков выявлены такие качества личности как общительность, эмоциональная устойчивость, склонность к доминированию, экспрессивность, смелость, подозрительность, уверенность в себе.
Основываясь на теоретических положениях о профессиях, специалистов этой области отличает наличие живого образного мышления, яркого воображения, художественной фантазии, склонность к творчеству и гибкость чувств. Следовательно, человек ориентированный на профессию в этой области должен иметь такие качества, как коммуникативность (общительность), смелость, устойчивость, трудолюбие, уверенность в себе, склонность к доминированию [1].
Профессия в области «человек-техника» (все технические профессии) среди респондентов была представлена незначительно. Подростки, проявляющие интерес к данной области, продемонстрировали доминирование знакового мышления и следующие качества личности: общительность, эмоциональная устойчивость, склонность к подчинению, экспрессивность, проявление смелости, подозрительность и тревожность.
С точки зрения Е.А. Климова, специалисты в этой области имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Следовательно, человек ориентированный на профессию в этой области должен иметь такие качества, как, смелость, эмоциональная устойчивость, трудолюбие, ответственность, а также обладать техническим складом ума и пространственным мышлением, умением принимать нестандартные решения [1].
Таким образом, экспериментальные данные, полученные в ходе диагностики, нашли свое подтверждение с теорией.
Несмотря на выявленные совпадения экспериментальных результатов и теоретических положений, были выявлены подростки, которые пока не определились с типом профильного класса. Эти дети показывали практически одинаковые результаты в разных областях профессии. Данный факт может говорить как о многогранности личности подростка, его всестороннем развитии, так и о сомнениях, с которыми ребенок столкнулся, определяясь с выбором профиля дальнейшего обучения.
Пока подростки находятся на этапе предпрофильной подготовки, необходимо создать условия, которые бы помогли самоопределиться ребенку в выборе профильного класса.
Профориентация должна способствовать выстраиванию индивидуального образовательного маршрута, благодаря которому молодой человек видит все возможности и ресурсы, дающие ему дополнительные предпосылки к самореализации.
Литература:
1. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.
2. Кузнецова, О.В. Психологические условия личностного и профессионального самоопределения подростков на этапе выбора профиля обучения: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Кузнецова Оксана Викторовна. - Москва, 2010. - 27 с.
3. Тумакова, С.Г. Психологические основы психолого-педагогического сопровождения выбора профиля обучения и профессии / С.Г. Тумакова // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». - Ставрополь: СевКавГУ, 2006. - С. 144-147.
Психология
УДК 159.9.072.432
студент Шуваева Ксения Владимировна
Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)
ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ У СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛА МВД РОССИИ ПО Г. МЕЖДУРЕЧЕНСКУ
Аннотация. Целью данной статьи является исследование взаимосвязи стратегий поведения в конфликте с эмоциональным выгоранием и стрессоустойчивостью у сотрудников Отдела МВД России по г. Междуреченску. В данной статье описываются подходы разных авторов к понятиям «эмоциональное выгорание», «стрессоустойчивость», «стратегии поведения в конфликте». Также рассмотрен анализ профессиональной деятельности сотрудников МВД. В данной работе при исследовании понятия «эмоциональное выгорание» мы будем опираться на наиболее развитую модель эмоционального выгорания К. Маслач и С. Джексоном. При исследовании понятия «стрессоустойчивость» нами за основу было взято определение О. В. Лозгачевой. При исследовании понятия «стратегии поведения в конфликте» мы за основу взяли модель американского психолога К. Томаса. По результатам эмпирического исследования было выявлено, что у сотрудников Отдела МВД России по г. Междуреченску у большинства респондентов наблюдается низкий и средний уровень эмоционального выгорания. По результатам эмпирического исследования стрессоустойчивости было выявлено, что у сотрудников Отдела МВД России по г. Междуреченску большинство респондентов обладают большой сопротивляемостью стрессу. По результатам эмпирического исследования стратегий поведения в конфликте было выявлено, что у сотрудников Отдела МВД России по г. Междуреченску большинство респондентов предпочитают «Избегание». В данной статье также была выявлена взаимосвязь стратегий поведения в конфликте с эмоциональным выгоранием и стрессоустойчивостью у сотрудников Отдела МВД России по г. Междуреченску. Гипотеза исследования о том, что существует взаимосвязь стратегий поведения в конфликте с эмоциональным выгоранием и стрессоустойчивостью у сотрудников министерства внутренних дел, а именно: чем выше показатель эмоционального выгорания и ниже показатель стрессоустойчивости, тем выше показатель не конструктивных стратегий поведения в конфликте, была подтверждена.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, стрессоустойчивость, стратегии поведения в конфликте, сотрудники Отдела МВД России по г. Междуреченску, взаимосвязь.
Annotation. The purpose of this article is to study the relationship between behavior strategies in conflict with emotional burnout and stress tolerance among employees of the Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia for Mezhdurechensk. This article describes the approaches of different authors to the concepts of "emotional burnout", "stress resistance", "conflict behavior strategies". An analysis of the professional activities of employees of the Ministry of Internal Affairs is also considered. In this paper, when studying the concept of "emotional burnout", we will rely on the most developed model of emotional burnout by K. Maslach and S. Jackson. In the study of the concept of "stress resistance", we took the definition of O. V. Lozgacheva as a basis. In the study of the concept of "strategy of behavior in conflict", we took as a basis the model of the American psychologist K. Thomas. According to the results of an empirical study, it was revealed that the employees of the Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the city of Mezhdurechensk have a low and medium level of emotional burnout in the majority of respondents. According to the results of an empirical study of stress resistance, it was found that the majority of respondents among the employees of the Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the city of Mezhdurechensk have a high resistance to stress. According to the results of an empirical study of behavioral strategies in conflict, it was revealed that among the employees of the Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the city of Mezhdurechensk, the majority of respondents prefer "Avoidance". This article also revealed the relationship between behavioral strategies in conflict with emotional burnout and stress resistance among employees of the Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Mezhdurechensk. The hypothesis of the study that there is a relationship between behavior strategies in conflict with emotional burnout and stress tolerance among employees of the Ministry of Internal Affairs, namely: the higher the burnout indicator and the lower the stress tolerance indicator, the higher the indicator of non-constructive behavior strategies in conflict was confirmed.
Key words: emotional burnout, resistance to stress, strategies of behavior in conflict, employees of the Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the city of Mezhdurechensk, relationship.
Введение. В современном мире профессиональная деятельность сотрудников министерства внутренних дел характеризуется учащением психологически сложных ситуаций и обстоятельств, а также повышением их экстремальности. Это в первую очередь связано с ростом социальной напряженности, увеличением числа чрезвычайных ситуаций, групповых нарушений общественного порядка, случаев применения оружия преступниками, развитием экстремизма и терроризма. Такие ситуации являются детерминирующим фактором эмоционального напряжения и стресса.
Эмоциональное напряжение как неотъемлемая часть профессиональной деятельности сотрудников МВД непосредственно влияет на их психологическое состояние. Им постоянно необходимо контактировать с правонарушителями, потерпевшими, свидетелями и др., что заставляет сотрудников находиться в физическом и эмоциональном напряжении, растрачивая свои ресурсы. Указанная нагрузка усиливается в связи с ненормированным графиком работы. При длительном воздействии данных стресс-факторов происходит снижение мнемических, аттенционных, коммуникативных и эмоционально-волевых качеств сотрудника МВД, что негативно влияет на выполнение функциональных обязанностей, смещаются акценты деятельности, появляются признаки эмоционального выгорания, снижается стрессоустойчивость сотрудников.
Эмоциональное выгорание может влечь за собой личностные изменения сотрудников МВД в сфере общения с людьми, вплоть до развития глубоких когнитивных искажений: восприятия ситуации, оценки, планирования и прогнозирования, построения адекватных действий в стандартной и экстремальной ситуации межличностного взаимодействия в деятельности. Все это способствует выбору сотрудником МВД деструктивной стратегии поведения в напряжённых ситуациях и снижает их стрессоустойчивость.
Таким образом, учитывая актуальность данной проблемы, тема нашего исследования «Взаимосвязь стратегий поведения в конфликте с эмоциональным выгоранием и стрессоустойчивостью у сотрудников Отдела МВД России по г. Междуреченску».
Объект: профессиональная деятельность сотрудников министерства внутренних дел.
Предмет: взаимосвязь стратегий поведения в конфликте с эмоциональным выгоранием и стрессоустойчивостью у сотрудников Отдела МВД России по г. Междуреченску.