Научная статья на тему 'Направления повышения профессиональной компетентности психологов уголовно-исполнительной системы в контроле профилактики профессионального выгорания'

Направления повышения профессиональной компетентности психологов уголовно-исполнительной системы в контроле профилактики профессионального выгорания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
285
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УРОВНИ КОМПЕТЕНЦИИ / ПСИХОПРОФИЛАКТИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PENITENTIARY SYSTEM / PROFESSIONAL BURNOUT / COMPETENCE / LEVELS OF COMPETENCE / PSYCHO PROPHYLAXIS / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / VOCATIONAL TRAINING / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулакова С.В.

Статья посвящена актуальной для психологов уголовно-исполнительной системы проблеме, связанной с их профессиональным выгоранием. Деятельность психологов, связанная с ресоциализацией криминальных и маргинальных личностей, которые осуждены за преступную деятельность, крайне сложная и стрессогенная. Она требует высокого уровня профессиональной компетентности. Если развития профессиональной компетентности у психологов не происходит, то у них не только снижается активность, но и наблюдается стагнация с последующим формированием разного рода деструкций личности, в частности профессионального выгорания. Данные о распространенности профессионального выгорания среди сотрудников пенитенциарных учреждений стран Европы, Японии, Тайваня, отдельных штатов США, а также учреждений уголовно-исполнительной системы России не утешительные. Автором было проведено тестирование с целью уточнения профессионального выгорания психологов уголовно-исполнительной системы. Выборка составила 263 пенитенциарных психолога всех территориальных органов. В исследуемой группе психологи в возрасте от 24 до 50 лет; 203 женщины, 60 мужчин; стаж работы 1 года до 18 лет. Выборка статистически репрезентативна. Полученные результаты позволили выделить три группы лиц: с высоким уровнем профессионального выгорания 44 человека, со средним -121 человек и с низким уровнем -98 человек. Анализ усредненных профилей групп с разной степенью профессионального выгорания показал, что у психологов-практиков личностные деформации проявятся двумя способами, которые мы определили, как психологические профили «профессиональное выгорание у психолога-службиста» и «профессиональное выгорание у психолога-технолога». Поэтому в статье обсуждаются возможности повышения профессиональной компетентности с помощью программ обучения, предполагающих выработку знаний и умений, направленных на контроль и профилактику профессионального выгорания психологов, которые позволят сохранить эффективность выполнения профессиональных обязанностей психологами Уголовно-исполнительной системы и вовремя проводить профилактику профессиональных деструкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions of increasing professional competence of psychologists of the criminal-executive system in control of prevention professional combustion

The article is devoted to the problem of professional burnout relevant to psychologists who work in criminal executive system. The work of psychologists associated with the resocialization of criminal and marginal individuals who are convicted of criminal activity is extremely complex and stressful. It requires a high level of professional competence. If the development of professional competence in psychologists does not occur, then not only reduced activity, but stagnation is observed, followed by the formation of various types of personality destruction, in particular professional burnout. Data on the prevalence of professional burnout among employees of penitentiary institutions in Europe, Japan, Taiwan, certain US states, as well as institutions of the Russian penitentiary system are not comforting. The author carried out testing in order to clarify the professional burnout of psychologists of the penitentiary system. The sample comprised 263 penitentiary psychologists of all territorial bodies. In the study group, psychologists from 24 to 50 years; 203 women, 60 men; the work experience is 1 year to 18 years. The sample is statistically representative. The results obtained made it possible to distinguish three groups of people: with a high level of professional burnout, 44 people, an average of 121 people, and a low level of 98 people. Analysis of the average profile of groups with different degrees of professional burnout showed that in the case of practicing psychologists, personal deformations will manifest themselves in two ways, which we defined as psychological profiles “professional burnout of a service psychologist” and “professional burnout in a psychologist-technologist”. Therefore, the article discusses the possibilities of increasing professional competence through some training programs that involve the development of knowledge and skills aimed at monitoring and preventing the professional burnout of psychologists, which will help to maintain the effectiveness of the performance of professional duties by psychologists of the Criminal-executive system and in due time to prevent professional disruptions.

Текст научной работы на тему «Направления повышения профессиональной компетентности психологов уголовно-исполнительной системы в контроле профилактики профессионального выгорания»

УДК 159.96

С. В. Кулакова

ст. научный сотрудник ФКУ Научно-исследовательский институт ФСИН России; е-таЛ: svetLanapinup@maiL.ru

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПСИХОЛОГОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В КОНТРОЛЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Статья посвящена актуальной для психологов уголовно-исполнительной системы проблеме, связанной с их профессиональным выгоранием.

Деятельность психологов, связанная с ресоциализацией криминальных и маргинальных личностей, которые осуждены за преступную деятельность, крайне сложная и стрессогенная. Она требует высокого уровня профессиональной компетентности. Если развития профессиональной компетентности у психологов не происходит, то у них не только снижается активность, но и наблюдается стагнация с последующим формированием разного рода деструкций личности, в частности профессионального выгорания. Данные о распространенности профессионального выгорания среди сотрудников пенитенциарных учреждений стран Европы, Японии, Тайваня, отдельных штатов США, а также учреждений уголовно-исполнительной системы России не утешительные.

Автором было проведено тестирование с целью уточнения профессионального выгорания психологов уголовно-исполнительной системы. Выборка составила 263 пенитенциарных психолога всех территориальных органов. В исследуемой группе психологи в возрасте от 24 до 50 лет; 203 женщины, 60 мужчин; стаж работы 1 года до 18 лет. Выборка статистически репрезентативна. Полученные результаты позволили выделить три группы лиц: с высоким уровнем профессионального выгорания 44 человека, со средним -121 человек и с низким уровнем -98 человек.

Анализ усредненных профилей групп с разной степенью профессионального выгорания показал, что у психологов-практиков личностные деформации проявятся двумя способами, которые мы определили, как психологические профили «профессиональное выгорание у психолога-службиста» и «профессиональное выгорание у психолога-технолога». Поэтому в статье обсуждаются возможности повышения профессиональной компетентности с помощью программ обучения, предполагающих выработку знаний и умений, направленных на контроль и профилактику профессионального выгорания психологов, которые позволят сохранить эффективность выполнения профессиональных обязанностей психологами Уголовно-исполнительной системы и вовремя проводить профилактику профессиональных деструкций.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система; профессиональное выгорание; компетентность; уровни компетенции; психопрофилактика; психологическое сопровождение; профессиональная подготовка; повышение квалификации.

S. V. Kulakova

Senior Researcher PKU Scientific Research Institute of the Federal. Penitentiary Service of Russia; e-mail.: svetLanapinup@maiL.ru

DIRECTIONS OF INCREASING PROFESSIONAL COMPETENCE OF PSYCHOLOGISTS OF THE CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM IN CONTROL OF PREVENTION PROFESSIONAL COMBUSTION

The articLe is devoted to the probLem of professional burnout reLevant to psychologists who work in criminaL executive system.

The work of psychoLogists associated with the resociaLization of criminaL and marginaL individuaLs who are convicted of criminaL activity is extremeLy compLex and stressfuL. It requires a high LeveL of professionaL competence. If the deveLopment of professionaL competence in psychoLogists does not occur, then not onLy reduced activity, but stagnation is observed, foLLowed by the formation of various types of personaLity destruction, in particuLar professionaL burnout. Data on the prevaLence of professionaL burnout among empLoyees of penitentiary institutions in Europe, Japan, Taiwan, certain US states, as weLL as institutions of the Russian penitentiary system are not comforting.

The author carried out testing in order to cLarify the professionaL burnout of psychoLogists of the penitentiary system. The sampLe comprised 263 penitentiary psychoLogists of aLL territoriaL bodies. In the study group, psychoLogists from 24 to 50 years; 203 women, 60 men; the work experience is 1 year to 18 years. The sampLe is statisticaLLy representative. The resuLts obtained made it possibLe to distinguish three groups of peopLe: with a high LeveL of professionaL burnout, 44 peopLe, an average of 121 peopLe, and a Low LeveL of 98 peopLe.

AnaLysis of the average profiLe of groups with different degrees of professionaL burnout showed that in the case of practicing psychoLogists, personaL deformations wiLL manifest themseLves in two ways, which we defined as psychoLogicaL profiLes "professionaL burnout of a service psychoLogist" and "professionaL burnout in a psychoLogist-technoLogist". Therefore, the articLe discusses the possibiLities of increasing professionaL competence through some training programs that invoLve the deveLopment of knowLedge and skiLLs aimed at monitoring and preventing the professionaL burnout of psychoLogists, which wiLL heLp to maintain the effectiveness of the performance of professionaL duties by psychoLogists of the CriminaL-executive system and in due time to prevent professionaL disruptions.

Key words: penitentiary system; professionaL burnout; competence; LeveLs of competence; psycho prophyLaxis; psychoLogicaL support; vocationaL training; professionaL deveLopment.

Введение

Большинство современных исследователей считает, что профессиональное развитие личности невозможно без разрешения

объективных противоречий между предъявляемыми деятельностью требованиями и особенностями личности, каждый фактор, вызывающий дисбаланс между требованиями деятельности и ресурсами личности, способен запустить механизм развития профессионального выгорания [Miller, Stiff & Ellis 1988].

Термин «burnout» - «выгорание» предложен К. Маслач в 1976 г. Затем феномен профессионального/эмоционального выгорания был детализирован, в результате чего выделился его синдром, состоящий из трех главных компонентов: эмоционального или физического истощения, деперсонализации и снижения рабочей продуктивности. Всего выделено около 100 симптомов, связанных с синдромом профессионального выгорания [Perlman, Hartman 1982].

Распространенность высокого уровня профессионального выгорания среди специалистов помогающих профессий по данным зарубежных исследователей находится в диапазоне от 36 до 44 / [Golembiewski, Munzenrider2009]. По данным отечественных авторов -на уровне 51-57 / [Водопьянова, Старченкова 2005].

Среди сотрудников пенитенциарной системы Европы диапазон выгорания колеблется от 25-37 / во Франции [Goldberg, David, Landre, Goldberg, Dassa, Fuhrer 1996], 17-42 / в Голландии, 28-41 / в Ирландии [Regan 2009] до 22-64 / в Хорватии [Roy, Novak, Miksaj-Todorovic 2010]. Исследователи Японии, Тайваня [Maslach, Schaufeli, Letter 2001] и отдельных штатов США [Lambert 2009] после многочисленных исследований сообщают о выгорании до 67-69 / сотрудников пенитенциарных учреждений.

Исследования распространенности профессионального выгорания у сотрудников пенитенциарной системы в России показали, что наряду со средним показателем распространенности профессионального выгорания от 33 /, почти 2/3 (60 /) сотрудников имеют различные дезадаптационные расстройства, вызванные профессиональной деятельностью, причем 20 / из них нуждаются в медико-психиатрической помощи [Крапивина 2004; Алферов, Козюля 1996]. По мнению исследователей, существует также неоднородность распространения данного феномена у различных категорий сотрудников, так у сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) различных подразделений Калининградской области средний уровень выгорания диагностирован у 23 /, а распространенность выраженных симптомов данного синдрома у сотрудников оперативно-режимной

службы УИС составило 49,2 % [Бухтояров, Самарин, Чванова 2015; Тропов, Новикова, Сидоров 2009].

Профессиональное становление психолога в УИС неизбежно провоцирует внутренний конфликт у специалиста между требованиями и условиями деятельности и особенностями личности, так как вне зависимости от вида выполняемых обязанностей психологическая пенитенциарная деятельность относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за социально-психологическую обстановку в учреждении, психологическое здоровье, а порой и жизнь сотрудников, подозреваемых, обвиняемых и осужденных, подразумевает необходимость работы с большим числом людей, является чрезвычайно эмоциональнозатратной, стрессогенной и имеет весьма неопределенные критерии успешности. Исследователи образа профессионального труда выявили корреляты между переживаниями стресса и представлениями о типичных для того или иного вида профессионального труда стрессоров, что важно для выявления механизмов развития стрессоустойчивости и актуально для профессиональной подготовки специалистов разного профиля [Величковская, Гребенникова 2016].

Следует согласиться с мнением Э. Ф. Зеера, А. К. Марковой, С. П. Безносова и других ученых, которые под процессом профессионального становления понимают профессиональное развитие личности, формирование профессиональной компетентности [Зеер 2008; Маркова 1996; Безносов 2004]. В настоящее время отмечается недостаток исследований, направленных на изучение специфики деятельности психологов УИС, а также отсутствие целенаправленного и единообразного подхода в организации сопровождения психологов по развитию компетенций, необходимых для успешной профилактики развития профессиональных деструкций, в частности профессионального выгорания.

Основная часть

Профессиональная компетентность «интегральное профессионально-личностное образование, позволяющее человеку психологически конструктивно решать задачи профессионального и личного опыта» [Щербакова 2005]. В отличие от профессиональной компетентности, компетенция может быть определена как способность применять знания, умения и иметь личностные качества для успешной

деятельности в определенной области. Она включает в себя адекватные ситуации действия и качества субъекта деятельности (в данном случае личности психолога). Поведенческие индикаторы, описанные ниже, в рамках компетентности специалиста могут быть представлены, по-нашему мнению, отдельными списками (уровнями). Многомерный подход к развитию компетентности психолога УИС позволит нам рассмотреть несколько основных компетенций, обеспечивая удобство практического использования и охватив при этом широкий спектр его функциональных ролей.

Выявлены условия способствующие развитию отдельных аспектов, провоцирующих развитие профессионального выгорания в рамках трех основных уровней развития компетентности психолога УИС как субъекта деятельности в системе служебных отношений.

Первый уровень - нормативно-ролевой (офицер, управленец) -представлен служебно-ролевым функционированием специалиста, это компетентностный уровень мировоззренческой идеологической и социально-ролевой нормированности труда, реализовываемый материально и духовно оформленной структурой служебных отношений.

Данный уровень формирует ценностно-ролевые компетенции психолога УИС на основе профессионального кодекса этики сотрудников и гражданских служащих, нормах общественного поведения, общего уровня культуры, мировоззрения путем присвоения свойственных УИС норм, стереотипов, нравственных принципов, «кодекса чести, долга, достоинства» и т. д. Начало формирования данных компетенций происходит на этапе выбора профессии, затем в процессе деятельности происходит выработка алгоритма поведения в стандартных ситуациях. Характеристики психолога как сотрудника УИС,на данном уровне это: лояльность к организации, патриотизм, целеустремленность, поддержание образцового внешнего вида, выдержка, дисциплинированность, смелость, эмоциональная устойчивость, ответственность, пунктуальность, самоотверженность, соблюдение принципа единоначалия, соблюдение принципа «поддержание режима и надзора является основным и обязательным для каждого сотрудника» и т. д.

Фактически, это наиболее директивный и нормированный уровень, обязывающий поддерживать дисциплину, порядок, режим. Формирование компетентности данного уровня предполагает умение специалиста-психолога разделять, соотносить и при необходимости

расширять или сужать границы нормативно-ролевой функции должностного лица - офицера УИС.

Второй уровень развития компетентности - технологический. На этом уровне психолог выделяет в качестве своей предметной области, собственно пенитенциарную психологическую деятельность. Здесь, психолог УИС представлен как субъект деятельности воплощающей набор и способность выполнения заданных функций, определяемых инструкциями, методическими рекомендациями, технологиями и т. д. Компетентность на данном уровне определяется набором профессиональных психолого-педагогических способностей и умений, которые специалист проявляет в процессе выполнения деятельности. Специфика принадлежности к УИС обязывает психолога проводить психокоррекционное, воспитательное, педагогическое и обучающее воздействие на клиентов, далеко не всегда мотивированных на работу, по изменению их ценностных ориентаций, мотивов, отношений и т. д. По мнению Д. В. Вилькеева основным аспектом педагогического мышления специалиста является специфическая умственная деятельность, в процессе которой происходит отражение и творческое преобразование в их психике явлений воспитания и обучения как общественных функций, а также субъективное конструирование педагогического процесса в соответствии с социальными целями воспитания [Вилькеев 1989]. А. К. Маркова рассматривает педагогическое мышление как процесс выявления внешне не заданных, скрытых свойств психолого-педагогической действительности в ходе сравнения и классификации ситуаций, обнаружения в них причинно-следственных связей [Маркова 1996]. Это актуально для деятельности психолога УИС, несущего ответственность за дальнейшие действия (бездействия) самого клиента, что вынуждает психолога уметь просчитывать возможные последствия данных им инструкций и рекомендаций. Всё это осложняет выделение наиболее важных психолого-педагогических компетенций, которыми должен обладать представитель этой профессии.

Если на первых двух уровнях специалист представлен как олицетворение социальной и профессиональной ролей, идеологически, этически и т. д. нормированных, как носитель технологии профессионально квалифицируемой деятельности, то третий уровень - это уровень проявлений личности. Данный уровень требует развития аутокомпе-тентности, «как представления о своих социально-профессиональных

характеристиках и владения технологиями преодоления деструкций профессиональных» [Современный образовательный... 2006]. Здесь непосредственным образом представлена индивидуальность психолога УИС, его когнитивный, экзистенциально-смысловой и поведенческий потенциал. Он акцентирует моменты, имеющие отношение к личному психологическому восприятию действительности индивидуумом, а также моменты преломления общественных отношений и характера деятельности, отражаемые первыми двумя уровнями, в личности и судьбе конкретного клиента.

На данном уровне основным провоцирующим фактором развития профессионального выгорания является проблема выбора в общей стратегии поведения согласно роли, исходя из которой психолог действует. Вопрос выбора встает каждый раз, когда специалист ощущает противоречие между его функциональными задачами как психолога и обязанностями как сотрудника. Выход за рамки нормативно-ролевой функции должностного лица (офицера УИС) становится необходимым для более объективной оценки ситуации и принятия адекватного решения, значимого для клиента (осужденного). Например, этот выход возможен при подготовке характеристик о постановке на профилактический учет, решения об условно-досрочном освобождении, бесконвойном передвижении и т. д.

Выделение и определение необходимой профессиональной компетентности психолога УИС (как исследователя, педагога, практика и управленца в одном лице) создаст основу контроля профессионального выгорания и профилактики его развития, что важно для целенаправленного комплектования, дальнейшего формирования, организации психологического сопровождения и профессиональной подготовки кадрового состава психологической службы. Поэтому мы считаем, что систематическое повышение квалификации - один из основных путей профилактики данного явления. Данные статистической отчетности психологической службы УИС с 2014 по 2016 г. позволяют констатировать, что в среднем, в течение года, курсы повышения квалификации проходят 29-30 % психологов, так в 2014 г. курсы повышения квалификации прошло 953 психолога (29,7 %), в 2015 - 959 (30,3 %) в 2017 - 977 (30,1 %) [По данным отчетов о результатах ... 2014-2016]. Однако ежегодное изменение состава психологической службы, составляющее в среднем 10-15 % от общей

численности психологов, а также проблемы в организации подготовки психологических кадров не позволяет в полной мере удовлетворять потребность специалистов в повышении квалификации.

Мы провели анкетный опрос 2 245 психологов, касающийся изучения актуальных проблем их профессиональной деятельности. Ответы респондентов свидетельствуют о потребности их как специалистов психологической службы в повышении профессиональной квалификации: 44 % психологов (987 чел.) испытывают потребность в повышении квалификации в системе ФСИН России; 79 % (1773 чел.) -во вневедомственных курсах повышения квалификации по отдельным психологическим методикам и технологиям; 29 % (650 чел.) - в су-первизорском сопровождении профессиональной деятельности; 34 % (718 чел.) в выделении времени для саморазвития (см. рис. 1) [Актуальные проблемы... 2015].

100% 80% 60% 40% 20% 0%

Вневедомственные Повышение Супервизорское Выд ел ение времени

курсы повышения квалификации в сопровождение для саморазвития

квалификации системе ФСИН России профессиональной

деятельности

Рис. 1. Потребность психологов УИС в повышении профессиональной квалификации

Кроме того, ответы на вопросы анкеты показали, что пенитенциарные психологи среди основных проблем деятельности выделяют организационные проблемы: высокую нагрузку, неудовлетворяющие их условия труда, оперативно-режимные требования и т. д., 28 % опрошенных выделили проблему профессионального выгорания. Факторами, определяющими риск развития профессионального выгорания у себя и коллег, они считают: недостаточность условий для повышения профессионализма; слабую подготовленность психологов к работе в УИС; неадекватную помощь психологам в преодолении трудностей; особенности работы психолога с осужденными и личным составом, заключающиеся в возникающих специфических ситуациях, имеющих преимущественно экзистенциальный характер.

В 2016 г. нами было проведено изучение ряда социально-психологических особенностей личности психологов УИС и специфики развития у них профессионального выгорания. Выборка респондентов была подобрана в соответствии со штатными и отчетными статистическими данными по УИС с 2012 по 2016 г. с учетом пола, должности (начальник психологической лаборатории, старший психолог, психолог), стажа работы в УИС (в том числе в должности психолога УИС) состояла из 263 пенитенциарных психологов всех территориальных органов. В исследуемой группе были психологи в возрасте от 24 до 50 лет; 203 женщины (77 %), 60 мужчин (23 %); стаж работы от 1 года до 18 лет.

Для проведения исследования были выбраны специальные методики. Разработанная нами анкета, включающая такие разделы, как: социально-демографический (возраст, пол, стаж, должность); мотивация выбора и продолжения профессиональной деятельности; наличие наставника, супервизора и степень их участия в профессиональной карьере; степень удовлетворенности условиями труда; формы и сроки повышения профессионального уровня, потребность в повышении (в рамках УИС и самостоятельно); выбор и предпочитаемые направления психологической помощи клиентам; наличие хобби и количество выделяемого ему времени; степень подверженности и причины профессионального выгорания у психологов УИС, наличие (самодиагностика) у себя симптомов профессионального выгорания и предпринимаемые меры самопрофилактики.

Тест МВ1 (оценка эмоционального (профессионального) выгорания) авторов К. Маслач и С. Джексон, адаптированный Н. Е. Водопьяновой.

Полученные результаты позволили выделить три группы лиц: с высоким уровнем профессионального выгорания 44 человека (16,7 %), средним - 121 человек (46 %), а также низким уровнем 98 человек (37,3 %).

Вместе с тем большинство респондентов 75 % удовлетворены взаимоотношениями с руководством и сотрудниками, результатами труда, уровнем руководства. В несколько меньшей степени они довольны содержанием и условиями труда. Четверть опрошенных хотели бы иметь большую возможность продвижения по службе и выражали обеспокоенность состоянием личной безопасности на службе и оборудованием своего рабочего места. Две трети опрошенных

специалистов (66 %) были довольны помощью наставника в первый год деятельности, 33 % отмечали отсутствие наставника и неудовлетворенность его помощью. Лишь 23 % психологов имеют постоянную супервизорскую поддержку, позволяющую, совместно с супервизором, увидеть профессиональную ситуацию или проблему с разных сторон и проанализировать собственные рабочие решения. При этом 26 % никогда не обращались за супервизией. Оказалось, что 43 °%о отмечают у себя отдельные симптомы профессионального выгорания, такие как усталость 18 %, повышение нервозности и раздражительности 11 %, эмоциональное истощение 10 %, 12 %%о психологов отмечают психосоматические нарушения (головную боль, ухудшение памяти и внимания, бессонницу и т. д.).

Статистическая обработка результатов анкетирования и теста МВ1 с помощью факторного анализа позволили выявить и распределить психологов УИС на три группы лиц: с высоким - 16,7 %, средним / выше среднего - 46 %, низким уровнем - 37,3 % профессионального выгорания.

Анализ усредненных профилей вышеуказанных групп, с высоким уровнем достоверности, показывает, что профессиональное выгорание у психологов первой группы (с высоким уровнем - 16,7 % исследуемых) характеризуется общим уровнем профессионального выгорания - выше среднего. У данной группы зафиксирован высокий уровень эмоционального истощения и деперсонализации, обусловленные, на наш взгляд, сверх высоким развитием профессиональных компетенций второго (психолог-технолог) уровня. Без поддержки супервизора и сформированных навыков третьего уровня профессиональной компетентности это приводит к исчерпанию эмоциональных, физических, энергетических ресурсов, с развивающимися в последствии пустотой, равнодушием по отношению к окружающим, с признаками депрессии, раздражительности и т. д. Данные проявления отмечены в ходе анализа ответов респондентов данной группы. Вследствие отсутствия навыков и ресурсов для самопрофилактики вышеуказанных явлений у них также появляются и усиливаются чувства раздражения и вины, обусловленные необходимостью эмотивного подключения к немотивированным клиентам, психически неуравновешенным лицам, употреблявшим психоактивные вещества, и клиентам с агрессивным, угрожающим, девиантным поведением. Данные процессы сопровождаются хронической усталостью, переутомлением из-за активного

участия волевого стимула и постоянного сознательного самоконтроля, а также как результат регулярной внеурочной работы и сложности деятельности.

Высокий уровень деперсонализации проявлялся в повышении зависимости от других или циничности установок и чувств по отношению к клиентам, респонденты данной группы отмечают уменьшение контактов с окружающими, появление чувства раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения. В деятельности данный аспект характеризуется, по данным анализа ответов респондентов группы, вынужденным самоограничением специалиста по глубине и степени психокоррекции.

Вместе с тем в ходе анализа ответов респондентов отмечается не критичность в самооценке своих профессиональных достижений и успехов, служебных достоинств, что подтверждается данными о среднем (ниже среднего) уровнем редукции личных достижений (по тесту МВ1), в целом характерна позитивная оценка себя и своих возможностей, что может поколебать лишь высокая интенсивность социальных контактов. Также у данной группы специалистов фиксируется изменение мотивации к профессиональной деятельности, появление разочарования профессией, отсутствие стремления повышать уровень своего развития, кругозора, развитие отрицательной настроенности к выполняемой деятельности, общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (например: «Как ни старайся, всё равно ничего не получится»). Психологи этой группы, по данным анализа ответов, менее всего удовлетворены условиями труда (78 %), планируют изменение профессиональной деятельности (59 %), в течение последних трех лет не проходили повышения квалификации ни в образовательных организациях УИС, ни самостоятельно (81 %). Невозможность помочь всем обратившимся в комплексе с отсутствием знаний о профессиональном выгорании, навыков фиксации у себя симптомов и способах профилактики формирует профиль, названный нами «психолог-технолог».

Профессиональное выгорание у психологов второй группы (со средним (выше среднего) уровнем - 46 % исследуемых) формируется со следующей картиной:

- средний уровень эмоционального истощения - достаточно активная (хотя и нестабильная) позиция и эмоциональная вовлеченность в социальные контакты; что приводит к развитию эмоциональной притупленности;

- высокий уровень деперсонализации - повышение негативизма, цинично сти установок и чувств по отношению к реципиентам. Данные явления характеризуются появлением формализма, самооправдываемого как «форма самозащиты от возможного разглашения психологической информации о клиенте» другими сотрудникам в процессе подготовки обязательных «характеристик», «портретов», справок и т. д. Данное обстоятельство ставит психолога УИС в двусмысленную позицию, выходом из которой может выбираться «камуфлирование» полученных данных и стереотипизация выводов, рекомендаций, заключений. Упрощение восприятия психологических проявлений клиентов неизбежно приводит к постепенному их обезличиванию специалистом и формализации предоставляемой им информации («Об этом «опасно» сообщать другим, следовательно, нет необходимости в этом так глубоко разбираться».) Фиксируется переход от помощи к надзору и контролю, безразличие, циничные «высокопрофессиональные» оценки окружающих. Психологи данной группы отмечают снижение энергии для социальной активности, уменьшение интереса к досугу, ограничение контактов, отказ от хобби (по результатам анализа ответов респондентов данной группы более 25 % не имеют хобби, более половины - 57 % имеют, но не занимаются им даже еженедельно), уменьшение взаимоотношений с другими людьми как дома, так и на работе, проблемами в семейных отношениях - отмечается ощущение изоляции, недостатка поддержки со стороны семьи (более 43 % психологов данной группы разведены или одиноки);

- низкий уровень редукции личностных достижений. Вместе с тем профессиональное выгорание у данной группы проявляется в критичном отношении к окружающим и некритичности в оценке самого себя, значимости своей правоты, в снижении включенности в работу и дела других людей. Психологи данной группы в целом удовлетворены условиями труда (69 %), планируют изменение в профессиональной деятельности только 12 %, также в данной группе наибольшее число старших психологов и начальников лабораторий (59 %), в течение последних трех лет обучились на курсах повышения квалификации в системе УИС - 39 %, самостоятельно - 7 %. Также стоит отметить, что в данной группе наименьшее число (17 %) психологов отмечает у себя симптомы профессионального выгорания, что не соответствует результатам теста МВ1 и косвенно свидетельствует об отсутствии навыка фиксации проявлений и, соответственно,

профилактики, так как в программах ведомственных курсов повышения квалификации отсутствует направления по развитию аутокомпе-тенции и профилактике профессиональных деструкций.

На наш взгляд, проблематика профессионального выгорания у данной группы происходит с путем гиперкомпенсации компетенций первого (психолог - офицер) и частично второго (психолог-технолог) уровней, и за счет снижения развития третьего уровня профессиональной компетентности.

Профессиональное выгорание у психологов третьей группы (с низким уровнем - 37,3 % исследуемых) характеризуется, на наш взгляд, гармоничным развитием всех трех уровней профессиональной компетенции, что по тесту МВ1 фиксируется как:

- средний (ниже среднего) уровень эмоционального истощения -нормальный эмоциональный фон, достаточно активная позиция и эмоциональная вовлеченность в социальных контактах, по данным анализа ответов в анкете, отмечается наличие хобби, которому уделяется в среднем по нескольку часов еженедельно у 47 %, средний уровень эмоциональной истощенности в процессе деятельности фиксируют 36 %, однако все обозначают ресурсы для восстановления сил;

- ниже среднего уровень деперсонализации - деформация эмоциональных отношений с другими людьми - не проявляется, по данным ответов, в анкете отмечается высокая удовлетворенность условиями труда;

- низкий уровень редукции личных достижений - позитивная в целом оценка себя, своих профессиональных достижений и успехов, служебных достоинств и возможностей. В данной группе специалистов более 76 % регулярно повышают профессиональную квалификацию (в том числе 65 % самостоятельно), отмечается самая высокая удовлетворенность условиями труда, более 68 % психологов данной группы постоянно или периодически пользуются поддержкой супервизора.

Заключение

Специфика развития профессионального выгорания, отмечаемая у психологов УИС, носит разнообразный характер. У части психологов деятельность способствует росту адаптивных возможностей, в то время как у других ведет к деформирующей дезадаптации, проявляющейся отдельными симптомами выгорания. Это находит свое

отражение в изменении психологического портрета специалиста в виде изменения личностных черт. Анализ данных эмпирического исследования показал, что у психологов-практиков личностные изменения проявятся двумя способами, которые мы определили как психологические профили «профессиональное выгорание у психолога-службиста» и «профессиональное выгорание у психолога-технолога». При этом профессиональное выгорание и профиль «психолог-технолог» развивается раньше, чем профиль «психолог-службист», т. е. можно предположить, что профиль «психолог-службист» развивается на базе богатого житейского (профессионального) опыта, так как регистрируется в основном у более опытных специалистов (по результатам исследования, у специалистов со стажем в должности 3 года и более). Профиль «психолог-технолог», скорее всего, будет развиваться у специалиста эмоционального, направленного на общение, с высоким уровнем эмпатии, стремлением помочь другим.

Профиль «психолог-службист» в основном развивается у специалиста эмоционально отстраненного, мало общительного, со средним уровнем эмпатии, устойчивого к стрессу, адаптированного, склонного к более формальному выполнению психологических обязанностей.

На сегодняшний день система профессионально-психологического сопровождения психологов в данной области является недостаточно разработанной и требует реализации комплекса мер. Приведенные выше последствия красноречиво говорят о необходимости обязательного и систематического развития компетентности третьего уровня путем внедрения в программы курсов повышения квалификации психологов УИС тренингов по формированию и развитию ау-токомпетентности как обязательного элемента антивыгорания - продуктивного горения специалиста. От психологов УИС требуются не только профессиональная компетентность в области пенитенциарной служебной деятельности, психологические знания и умения, позволяющие им сохранять эффективность, но и сформированная ауто-компетентность. В процессе гармоничного развития и внутренней трансформации компетенций всех трех уровней формируются новые структуры профессионального и личностного опыта, направленные на поддержание эффективности и профессиональное долголетие специалистов.

Для успешной профилактики развития профессиональных де-струкций, в частности профессионального выгорания, необходима

разработка единообразного подхода в организации сопровождения

психологов УИС, направленного на повышение их профессиональной компетентности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальные проблемы психологического сопровождения сотрудников УИС: аналитический обзор / С. В. Кулакова и др. М. : ФКУ НИИ ФСИН России, УВСПР ФСИН России, 2015. 28 с.

Алферов Ю. А., Козюля В. Г. Дезадаптация и стрессоустойчивость человека в преступной среде. Домодедово : РИПК работников МВД РФ, 1996. С 93-94.

Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб. : Речь, 2004. 272 с.

Бухтояров О. В., Самарин Д. М., Чванова Ю. О. Эмоциональное выгорание у сотрудников уголовно-исполнительной системы России // Вопросы психологии. 2015. № 4. С. 92-101.

Величковская С. Б., Гребенникова Т. О. Влияние сформированности субъективного образа трудовой ситуации на переживание психологического стресса (на примере студентов медицинских специальностей) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Педагогические науки. 2016. № 8 (747). С. 35-45.

Вилькеев Д. В. Профессиональное мышление учителя и его формирование у студентов педагогического вуза // Формирование личности учителя в педагогическом вузе: Межвуз. сб. науч. тр. Казань: Казан. гос. пед. ин-т, 1989. С. 73-90.

Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. А. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб. : Питер, 2005. 260 с.

Зеер Е. Ф. Психология труда. Екатеринбург : Деловая книга, 2003. 336 с.

Крапивина О. В. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у пенитенциарных служащих: дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2004. 200 с.

Маркова А. К. Психология профессионализма. М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.

Приказ Минюста России от 03.05.2007 года № 86 Приложение № 1 Форма ПС-1 полугодовая «Отчет о результатах деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы за второе полугодие 2016 г.».

Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бо-далева. 2-е изд., испр. и доп. М. : Когито-центр, 2015. 672 с.

Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. М. : Компания Спутник+, 2006. 236 с.

Тропоров В. А., Новикова И. А., Сидоров П. И. Неблагоприятные факторы служебной деятельности оперативных сотрудников уголовно-исполнительной системы // Экология человека. 2007. № 9. С. 48-53. Щербакова Т. Н. Психологическая компетентность учителя как профессиональный ресурс // Российский психологический журнал 2005. Т. 2. № 4. С. 66-83.

Goldberg P. Work conditions and mental health among prison staff in France // Goldberg P., David S., Landre M. F., Goldberg M., Dassa S., Fuhre R. Scand. J. Work Environ. Health. 1996. V. 22 (I). P. 45-54. Golembiewski R. T., Munzenrider R. F. Efficacy of Three Version of One Burnout Measure: MBI as Total Score, Subscale, or Phases? // Journal of Health and Human Recourse Administration. 2009. № 4. P. 228-246. Lambert E. G. Stressors and burnout among correctional staff // Corrections

Compendium. 2009. V. 34 (2). P. 16-23. Maslach Ch., Schaufeli W. B., Letter M. P. Job burnout //Annual Rev. Psychol.

2001. V. 52. P. 397-422. Miller K. I., Stiff J. B., & Ellis B. H. Communication and empathy as precursors to burnout among human service workers. // Communication Monographs. 1988. № 55. P. 250-265. Perlman В., Hartman E. Burnout: summary and future research // Human relations.

1982. Vol. 35(4). P. 283-305. ReganS. Occupational stress and coping among Irish prison officers: An exploratory

examination. Galway and Sligo: Greenhouse Press. 2009. P. 87-93. Roy S., Novak T., Miksaj-Todorovic L. Job burnout among prison staff in the United States and Croatia: A preliminary comparative study // International J. of Criminal Justice. 2010. V. 5(1). P. 189-202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.