Научная статья на тему 'УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ КАК ПРЕДИКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ КАК ПРЕДИКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИБКИЕ КУРСЫ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ТЕХНОГОЛИЗМ / ПРАГМАТИЗМ / РЕАЛИЗМ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / МНОГОЗАДАЧНОСТЬ / ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТКРЫТОСТЬ / ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ / СИНДРОМ "УПУЩЕННОЙ ВЫГОДЫ" / ГЕЙМИФИКАЦИЯ / КОГНИТИВНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашков Геннадий Николаевич, Рахматулин Юнус Валитович, Габрелян Агасык Восканович

В статье рассматривается проблема поиска концептуальных векторов развития учебного процесса в высшей школе с позиций учета индивидуально-типологических и психологических особенностей современных студентов, т.к. без учета когнитивных, поведенческих, мотивационных маркеров целевой аудитории преподавательским сообществом, если оно заинтересовано в эффективном педагогическом процессе. В этой связи конструирование гибких курсов, новые технологии подачи учебного материала-это те ресурсы, которые позволят соединить личные запросы, личные предпочтения и личные траектории обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пашков Геннадий Николаевич, Рахматулин Юнус Валитович, Габрелян Агасык Восканович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAKING INTO ACCOUNT THE INDIVIDUAL TYPOLOGICAL FEATURES OF MODERN STUDENTS AS A PREDICTOR OF THE SUCCESS OF THE LEARNING PROCESS AT THE UNIVERSITY

The article considers the problem of searching for conceptual vectors of the educational process development in higher education from the standpoint of taking into account the individual typological and psychological characteristics of modern students, since without taking into account the cognitive, behavioral, motivational markers of the target audience by the teaching community, if it is interested in an effective pedagogical process. In this regard, the design of flexible courses, new technologies for the presentation of educational material are the resources that will allow you to combine personal requests, personal preferences and personal trajectories of students.

Текст научной работы на тему «УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ КАК ПРЕДИКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

18. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2012. - 386 с.

19. Grosjean F. Neurolinguists, beware! The bilingual is not two monolinguals in one person / F. Grosjean // Brain and Language, 1989. - Vol. 36. - P. 3-15.

20. King K., Fogle L. Bilingual parenting as good parenting: parents' perspectives on family language policy for additive bilingualism / K. King, L. Fogle // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. - 2006. - Vol. 9 (6). - P. 695-712.

21. Macnamara, J. Billingualism and thought in J.E. Alatis, Billinguism and language contact: anthropological, linguistic, psychological, and sociological aspects / J. Macnmara // Georgetown University Round table of Language and Linguistics Washington. - DC.: Georgetown University Press, 1970. - 34 p.

22. Pearson, B.Z. The relation of input factors to lexical learning by bilingual infants / B.Z. Pearson, S.C. Fernández, V. Lewedeg, D.K. Oller // Applied Psycholinguistics, 1997. - P. 41-58.

23. Tucker, G.R. An alternate days approach to bilingual education / G.R. Tucker, F.E.T. Otanes, B.P. Sibayan: The21st annual round table meeting on Linguistics and language studies / Ed. J.E. Alatis. - Washington, 1970. - P. 281-299.

Педагогика

УДК 37.01

старший преподаватель 100 кафедры общевоенных дисциплин, кандидат педагогических наук Пашков Геннадий Николаевич

Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар); курсовой офицер-преподаватель Рахматулин Юнус Валитович Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар); курсовой офицер-преподаватель Габрелян Агасык Восканович Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар)

УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ КАК ПРЕДИКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема поиска концептуальных векторов развития учебного процесса в высшей школе с позиций учета индивидуально-типологических и психологических особенностей современных студентов, т.к. без учета когнитивных, поведенческих, мотивационных маркеров целевой аудитории преподавательским сообществом, если оно заинтересовано в эффективном педагогическом процессе. В этой связи конструирование гибких курсов, новые технологии подачи учебного материала-это те ресурсы, которые позволят соединить личные запросы, личные предпочтения и личные траектории обучающихся.

Ключевые слова: гибкие курсы, индивидуализация, техноголизм, прагматизм, реализм, независимость, многозадачность, предприимчивость, социальная открытость, требовательность, синдром «упущенной выгоды», геймификация, когнитивные навыки.

Annotation. The article considers the problem of searching for conceptual vectors of the educational process development in higher education from the standpoint of taking into account the individual typological and psychological characteristics of modern students, since without taking into account the cognitive, behavioral, motivational markers of the target audience by the teaching community, if it is interested in an effective pedagogical process. In this regard, the design of flexible courses, new technologies for the presentation of educational material are the resources that will allow you to combine personal requests, personal preferences and personal trajectories of students.

Keywords: flexible courses, individualization, technogolism, pragmatism, realism, independence, multitasking, entrepreneurship, social openness, demanding, "lost profits" syndrome, gamification, cognitive skills.

Введение. Повышение качества образования является одной из основных задач модернизации российского образования. Особенно осложняют решение данной проблемы индивидуально-типологические особенности современных студентов. Эти когнитивные, поведенческие, мотивационные драйверы должны быть учтены преподавательским сообществом, если оно заинтересовано в эффективном педагогическом процессе, т.к. учет уникальности целевой аудитории и умение ее заинтересовать - это залог успеха всего процесса обучения в целом.

Чаще всего среди психологических особенностей современных студентов выделяют их эмоциональную чувствительность, высокую требовательность, наличие клипового мышления и др. Как правило, представителей одного и того же поколения отличают общие интересы, ценности, ожидания, взгляды, убеждения. Для того, чтобы выстроить эффективную обратную связь с современными студентами, нужно учесть, что им свойственен набор определенных типологических черт, среди которых: техноголизм, прагматизм и реализм, независимость и эгоистичность, многозадачность, предприимчивость, социальная открытость и требовательность. Весь этот набор личностного профиля современного студенчества требует кардинального пересмотра к тем технологиям, которые следует использовать в образовательном пространстве современного вуза.

Изложение основного материала статьи. В ряде отечественных и зарубежных исследований мы встречаем эмпирические данные, подтверждающие, что представители данного поколения не видят разницы между реальным и виртуальным миром, для них крайне важна персонализация, они практичны, но страдают от нескольких синдромов одновременно: «синдрома упущенной выгоды», синдрома склонность к аутизации. Аутизация, в данном случае, выступает как единственно возможная копинг-стратегия. В одной из своих работ А.В. Сапа говорит о том, что в качестве психологического диагноза нового поколения можно назвать интровертированный индивидуализм (Сапа, 2015).

Учеными Российской академии образования (РАО) было инициировано и проведено масштабное исследование эмоциональных и поведенческих проблем у первокурсников, в котором приняли участие 21921 студент из двадцати двух высших учебных заведений восьми федеральных округов России. Сбор данных был проведен на эмпирической базе открытой цифровой психодиагностической платформы, которую разработали специалисты РАО (рисунок 1).

Исходя из данных, представленных на диаграмме (рисунок 1), можно сделать печальный вывод: каждый четвертый первокурсник сталкивается с проблемами во взаимоотношениях со сверстниками, эмоциональные проблемы затрагивают каждого пятого студента-первокурсника, поведенческие паттерны являются деструктивными для 8,7% респондентов.

8,7

26,5

1 Трудности во взаимоотношениях со сверстниками 1 Эмоциональные проблемы 1 Проблемы поведения

Рисунок 1. Эмоциональные и поведенческие проблемы первокурсников (по данным опроса Российской

академии образования (РАО), %

При этом, говоря об эмоциональных проблемах, очевидно, что им более подвержены девушки (рисунок 2), но и юношескую студенческую аудиторию они также затрагивают.

30 25 20 15 10

Девушки Юноши

5

0

Рисунок 2. Гендерные показатели эмоциональных проблем первокурсников (по данным опроса Российской

академии образования (РАО), %

Такой сложный набор психосоматических и эмоциональных реакций связан не только с клиповостью их мышления, хотя оно является своего рода фильтром в огромном потоке информации, но и с постоянным чувством тревоги, беспокойства, и, безусловно, нехваткой живого общения.

При этом нужно понимать, что при пересмотре подходов к процессу обучения, нужно встраивать в учебный процесс такие драйверы, как: мотивация, поощрение, свобода, коммуникация через технологии, структурирование и наглядность, социализация, обратная связь, что обусловлено адаптивным, клиповым и инновационным мышлением современных студентов, их потребностью обучаться всю жизнь через приемы и технологии совместной учебной деятельности. Одной из типологических особенностей данного поколения, как было сказано выше, является практичность, что иллюстрируется их потребностью при получении любой информации, понимать, как она может быть использована на практике. Им сложно воспринимать информацию, когда ее сразу слишком много. «Less is more» - это принцип, впервые озвученный Мисом ван дер Роэ, одним из основателей Баухауза и выдающегося архитектора современности, который идеально вписывается в канву новых подходов к трансляции информации.

Этот же принцип может быть использован при анализе подходов к обучению современных студентов. Для них оптимальным является минимальное количество слов на слайдах, приоритет должен быть отдан визуализации, интерактивным вещам, сложным моментом также является концентрация внимания и потребность его переключения примерно каждые 10-15 минут на новый источник информации. Именно такие приемы позволят активизировать слушание и увеличить концентрацию внимания студентов.

Сегодня академическая среда все больше использует элементы геймификации для того, чтобы заинтересовать студенческую аудиторию. Они умеют отлично работать с информацией, находить ее, фильтровать, систематизировать.

Пролистывая ленту с новостями, они фиксируют свое внимание на информации не более 8 секунд и привыкли удалять из актуального поля просмотров рекламные ролики.

Индивидуализация - важный тренд современного образования. Необходимо создавать и конструировать гибкие курсы, потому что с их помощью можно экономить время и силы преподавателей. Существует целый спектр педагогических ситуаций, при которых гибкий курс методически оправдан. Конструктор гибких курсов соблюдает права интеллектуальной собственности, что тоже является весьма важным моментом. Контент можно индивидуализировать в разных ипостасях и измерениях: с одной стороны, контент можно индивидуализировать по содержанию за счет тем, объема, уровня сложности, в качестве ответа на личный запрос целевой аудитории (части студентов можно дать расширенную версию контента, другой части, - соответственно, сокращенную версию). Например, слабым студентам можно предоставить краткий вид курса. Важно помнить также, что уровень сложности и объем материала - это не тождественные понятия.

Второй вариант индивидуализации контента связан с его форматом: текст, видео, аудио, графика, демо, данные и др. Наши студенты все различаются между собой по особенностям восприятия: кто-то лучше воспринимает информацию визуально, кто-то на слух, для кого-то максимально удобным будет симбиоз аудиальной и визуальной форм подачи информации. Поэтому формат контента обусловлен личными предпочтениями, а его содержание, соответственно, личным запросом.

Личная траектория транслирует отношение и вовлеченность в учебные действия через знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценку (по общеизвестной таксономии учебных целей Бенджамина Блума).

Выводы. Таким образом. подводя итоги вышеизложенного, хотелось бы отметить, что клиповое мышление современных студентов иллюстрирует по сути своей развитие одних когнитивных навыков за счет других, т.к. современные студенты воспитаны в эпоху бума компьютерных и коммуникационных технологий. Для них не составляет никакого труда одновременно: слушать музыку, общаться в чате, находиться на просторах социальных сетей, редактировать фотографии, выполняя при этом задания на завтрашний учебный день. Но также очевидно, что платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.

Для успешного взаимодействия с поколением Z нужно не просто учитывать их особенности - необходимо изменять сами принципы взаимоотношений. Интернет сделал молодых людей практически независимыми от взрослых в получении интересующих их сведений и знаний (Мирошкина, 2017). Образовательная среда должна становиться не просто интернет-активной - она должна быть привлекательной и интересной. По мнению некоторых ученых, занимающихся данной проблемой, учебные действия современных студентов уже не могут базироваться на запоминании, и обучающиеся стремятся заниматься самообразованием, ибо они четко понимают, какие именно знания им необходимы. Обучение будет подстраиваться под конкретную личность. Таких разработок уже очень много, и они успешно внедряются (Каку, 2012).

Литература:

1. www.rusacademedu.ru Официальный сайт Федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия образования»

2. Балмаева С.Д., Шлегель Е.В. Культурные навыки российского «Поколения z» // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - №4. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 14.11.2021).

3. Барлас Т.В. Поколение "z": проблемы диалога в системе "преподаватель - студент" // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2018. - №6 (814). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 14.11.2021).

4. Выпряжкина И.Б., Головецкий Н.Я., Немков Д.Е. Применение теории поколений для повышения эффективности коммуникаций между преподавателем поколения x и обучающимися-миллениалами // Вестник евразийской науки. - 2019. -№2. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 14.11.2021).

5. Гужова И.В. Культура сетевых коммуникаций цифрового поколения в контексте современных концепций цифровой грамотности (на материалах онлайновой фокус-группы со студентами) // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2019. - №1 (31). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 14.11.2021).

6. Захарова В.А. Студенты поколения z: реальность и будущее // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2019. - №4. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 14.11.2021).

7. Кулакова А.Б. Поколение z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. - 2018. - №2 (42). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 14.11.2021).

8. Ледовская Т.В. Типологизация студентов вуза на основе показателей успешности учебной деятельности и готовности к обучению // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - №3. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 14.11.2021).

9. Макарова Татьяна Анатольевна Содержание образования для поколения «z»: каким ему быть? // Ценности и смыслы. - 2015. - №3 (37). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 14.11.2021).

10. Малетин С.С. Особенности потребительского поведения поколения z // Российское предпринимательство. - 2017. -№21. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 14.11.2021).

11. Пирогланов Ш.Ш., Сабадин Д.А., Грициенко Д.А. К вопросу о неготовности научно-педагогического и студенческого сообщества к дистанционному формату обучения // В сборнике: Новая наука: новые перспективы. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.А. Янпольской. - Краснодар, 2020. - С. 50-54.

12. Пирогланов Ш.Ш., Сабадин Д.А., Грициенко Д.А. О проблеме подготовки качественно новых специалистов в аспекте глобальной диджитализации // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-2. -С. 140-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.