Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ / НОВАЯ ПАРАДИГМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ЭТАЛОНЫ / ТРАДИЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / СИТУАЦИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ СОЦИУМА / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пирогланов Шамсуддин Шахретович, Попова Анжелика Вячеславовна, Грициенко Дмитрий Андреевич

В статье рассматривается проблема пересмотра концепции воспитательной работы в вузе с целью поиска таких педагогических приемов, методов, принципов, с помощью которых можно формировать социальную ответственность обучающихся, личностное и профессиональное развитие которых вне социума невозможно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пирогланов Шамсуддин Шахретович, Попова Анжелика Вячеславовна, Грициенко Дмитрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL FORMATION OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF STUDENTS IN UNIVERSITIES IN THE CONTEXT OF THE NEW PARADIGM OF EDUCATIONAL WORK

The article deals with the problem of revising the concept of educational work in higher education institutions in order to find such pedagogical techniques, methods, and principles that can be used to form the social responsibility of students, whose personal and professional development is impossible outside of society.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

6. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. фак-ов дошк. воспит. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / О.П. Радынова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с. ISBN 5-7695-0182-0

7. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии: Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов / Под ред. Н.М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. - 160 с.

8. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - Издательство «Наука», 2003. -379 с. ISBN - 5-02-006277-4

9. Фельдштейн, Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии, 1998. №1 - С. 3-19

10. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр [и др.]; Под ред. Л.В. Школяр. - М.: ACADEMIA, 2001. - 230 с. ISBN 5-76950443-9

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, старший преподаватель 100 кафедры общевоенных дисциплин Пирогланов Шамсуддин Шахретович

Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар); курсовой офицер-преподаватель Попова Анжелика Вячеславовна Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар); курсовой офицер-преподаватель Грициенко Дмитрий Андреевич Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация. В статье рассматривается проблема пересмотра концепции воспитательной работы в вузе с целью поиска таких педагогических приемов, методов, принципов, с помощью которых можно формировать социальную ответственность обучающихся, личностное и профессиональное развитие которых вне социума невозможно.

Ключевые слова: социальная ответственность, педагогическое формирование, новая парадигма воспитательной работы, социальные и поведенческие эталоны, традиции, эмоциональная вовлеченность, ситуация неопределенности социума, мониторинг.

Annotation. The article deals with the problem of revising the concept of educational work in higher éducation institutions in order to find such pedagogical techniques, methods, and principles that can be used to form the social responsibility of students, whose personal and professional development is impossible outside of society.

Keywords: social responsibility, pedagogical formation, new paradigm of educational work, social and behavioral standards, traditions, emotional involvement, the situation of uncertainty of society, monitoring.

Введение. На сегодняшний день вопрос о формировании социальной ответственности у обучающейся в вузах молодежи стоит весьма остро, и, в первую очередь, это связано с поиском тех педагогических форм работы, которые могли бы обеспечить ее формирование. Чтобы с этим разобраться, начать необходимо с анализа той ситуации в современном социуме. На фоне которой молодые люди выбирают цели и ценности своего как личностного. Так и профессионального развития. Дело в том, что воспитание всегда детерминировано внешними условиями, современными процессами социума. В том числе глобальными тенденциями.

Необходимо понимать характеристики современных социальных процессов, требующих учета при организации воспитательной деятельности. Воспитание - это объемная тема, заполненная множеством проблемных аспектов. Прежде чем говорить о тенденциях формирования социальной ответственности, хотелось бы остановиться на факторах, обусловливающих изменение социально-воспитательной траектории развития высшей школы сегодня. Внешние условия, которые сегодня представляют для нас особый интерес, связаны с феноменом, введенным Зигмунтом Бауманов, именуемым «текучая современность» [1].

По мнению автора данного понятия «текучая современность» - это переход от структурированного, плотного состояния мира к необремененному социальными и иными условиями обязательствами к более пластичному, гибкому. Мобильному, другими словами: текучему и свободному от различных границ. Современность, - как считает Зигмунт Бауман, - иллюстрируется следующими маркерами: снижение роли традиционного общества (норм, шаблонов и т.д.), отсутствие веры в прогресс и политические обещания, повышение мобильности индивидуумов (как территориальной, так и социальной), освобождение от границ любого типа, падение идеи труда, вечное движение, переключение внимания, легкость во взаимоотношениях между полами, жизнь без обязательств.

При этом современному социуму характерна концепция слабых связей, открытая Марком Гранноветтером. Если, характеризуя сильные связи, мы говорим о группах людей, с которыми индивидуум связан длительными, доверительными отношениями (семья, друзья, коллеги по работе), то при всестороннем анализе слабых связей мы видим, что это могут быть контакты между большими социальными группами лиц, часто случайные или эпизодические, нерегулярные (соседи, попутчики, знакомые, контакты в социальных сетях и т.д.). А основная часть коммуникативного времени нашей молодежи сегодня - это именно социальные сети. Вернуть их оттуда уже не представляется возможным. Следовательно, нужно перестроить воспитательную парадигму основательно.

Если проанализировать сущностную характеристику слабых связей, то в ней мы увидим расширение информационного потока (цифровой вихрь, большие данные, цифровые следы и др.), возможность получения

информации от большой группы лиц, социальную мобильность, возможность общения на больших расстояниях, отсутствие принадлежности к определенной социальной группе, отсутствие ответственности за свои действия (поведение в форумах), несоблюдение этики общения, открытый доступ к негативной информации, подмена реального общения виртуальным и многое другое. Таким образом, чтобы наши студенты чувствовали себя более уверенно в социуме и обладали высоким уровнем социальной ответственности, их необходимо научить именно развитию слабых связей.

Изложение основного материала статьи. Социальная неопределенность ворвалась в современную жизнь молодежи и диктует свои цели-ценности, происходит это потому, что неопределенность перспектив личности в мире связана с отсутствием устойчивых интегрирующих ценностных ориентиров. Нестабильность развития социума в конкретной или глобальной перспективе приводит к отсутствию достоверной возможности планировать сво действия и прогнозировать результат.

При этом практически всегда присутствует неуверенность в благоприятном развитии ситуации. Все это, безусловно, затрагивает культурные ценности современной молодежи. В условиях социальной неопределенности механизм воспроизводства культурных ценностей не обеспечивает реализации «ожидания желаемого». Новые виды деятельности не соотносятся с имеющейся системой ценностей, а динамика провозглашаемых опережает возможности по их адаптации. Навязываемая система ценностей не соответствует желаниям молодого человека следовать ей. Дополнением современного социума является такое явление как «социальный серфинг», выражающийся в поверхностности и множественности идентификации представителей молодежи с социальными сообществами. В глобальной информационной среде молодой человек стремится ощутить себя частью многих социальных и культурных модификаций, т.е. «быть везде».

«При наличии данных процессов в обществе, нелинейности, неопределенности в развитии социума, что мы имеем в вузовской системе воспитательной деятельности? Вероятно, вуз должен быть той платформой, задающей для студенческой молодежи устойчивые ориентиры, социальные эталоны, понятные перспективы, конструирующей умение выстраивать свою социальную траекторию развития в данных условиях, платформой, реализующей социальное воспитание», - считает А.В. Мудрик.

Вместе с тем сфера воспитания современного вуза сегодня не имеет: во-первых, четко определенной, заданной организационной структуры воспитательной деятельности (в разных вузах имеют место различные формы и модели управления данной сферой, иногда отсутствует должное количество административных единиц, занимающихся воспитательной деятельностью; во-вторых, отсутствует финансовая статья воспитательной деятельности в вузе.

В качестве компенсации отсутствия данных позиций можно использовать более четкую организацию воспитательной деятельности: прорабатывать целевой компонент, механизмы реализации, структуру деятельности в конкретных вузах. Любой процесс либо деятельность начинается с целевого компонента. Цель воспитательной деятельности в вузе может быть определена предельно просто - создание эффективных условий для личностного развития и профессионального становления студентов. Задачи вуз определяет, исходя из специфики организации деятельности в своем вузе.

Структура и уровни организации воспитательной деятельности в вузе могут быть обусловлены определенными иерархическими подходами. Достаточно традиционной структурой организации воспитательной деятельности в вузе является организация работы по направлениям. Сегодня эффективные результаты получают при модульной структуре организации воспитательной деятельности в вузе.

В качестве модулей могут выступать: студенческие объединения, студенческо-преподавательские сообщества; волонтерская деятельность; адаптационные программы вуза; социально-профессиональное партнерство; студенческое самоуправление; студенческий отряд и др. Логистика воспитательной работы в вузе может начинаться, например, с адаптационных сборов, в ходе которых можно простроить все необходимые прогнозы воспитательной деятельности в целом.

В основе механизмов реализации находится триада: «воспитывающая деятельность-воспитывающие отношения-воспитывающая среда». Основа идеи -теория воспитательных систем (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова и др.).

Оценить эффективность воспитательной деятельности можно с помощью такой технологии, как мониторинг. Восптывающая деятельность должна соответствовать ряду критериев, они должны быть четко прописаны в процедуре мониторинга. В процессе воспитывающей деятельности нужно добиваться того, чтобы сами студенты возглавляли проекты и выполняли руководящие роли.

По какому алгоритму может идти процесс педагогического формирования социальной ответственности? Во-первых, должна быть разработана и утверждена программа воспитательной деятельности вуза, в которой должна присутствовать концептуальная модель формирования именно тех ценностей и качеств, которые позволяют развивать именно социальную ответственность обучающихся. Во-вторых, необходим также утвержденный и согласованный со всеми структурными подразделениями календарный план воспитательной работы на год. При этом важно учитывать, что в нем могут быть какие-то спонтанно-организованные акции и мероприятия, регламентируемые в рамках регионального компонента. Но в целом такой план очень дисциплинирует всех участников воспитательного процесса в вузе.

В-третьих, как правило, в вузах существует автономная воспитательная деятельность, в рамках которой приоритетное значение занимают традиции. Имидж вуза, ритуалы, события, даты и т.д. Серьезным подспорьем в работе может служить методическое обеспечение деятельности, банк методических разработок, сценариев, викторин, конференций. В-четвертых, всегда в выигрышной позиции оказываются те вузы, в которых имеются авторские технологии и разработки в сфере воспитания. В-пятых, очень важным компонентом являются диагностические срезы, в числе которых самые различные опросы студентов, преподавателей, партнеров, позволяющие держать руку на пульсе, учитывать ошибки и промахи, прогнозировать и развивать концепцию воспитывающей деятельности.

Воспитывающая среда вуза, который заинтересован в том, чтобы концепция воспитательной работы была не профанацией, а интересным комплексным и системным проектом, может включать различные микросреды, такие как: информационная, художественно-эстетическая, предметная, природная и эмоциональная. В поле информационной среды могут быть собственные средства информации -информационные стенды. Пресс-центр, газета, журнал, контент социальных сетей. Художественно-эстетическая среда может создавать определенную атмосферу за счет цветовосприятия, брендбука, логотипа,

стилистики, дизайна и эргономики. Предметная и природная среда давно известны, реализуются с помощью озеленения, экологичности, использования природных и территориальных возможностей вуза, материально-технического оснащения и наличия аппаратуры.

В настоящее время многие вузы основной упор делают на эмоциональную среду и ее воспитывающее воздействие через традиции, ритуалы, символы, девизы, формы, эмблемы, ростовые куклы на праздничных шествиях, что позволяет вовлечь студента в эмоциональное переживание, развивать в нем активность, творчество, самодеятельность и социальную ответственность. Таким образом, воспитывающая среда создает эталоны, поведенческие паттерны обучающихся, что вызывает эмоцию, именно этот момент является наиболее эффективным в рамках воспитательной работы.

Особое значение мы придаем характеру отношений с обучающимися в общей концепции педагогического формирования социальной ответственности. Эти отношения должны быть именно воспитывающими, эмоционально безопасными, в которых личности эмоционально комфортно, не страшно; развивающими, задающими лучшие эталоны, формирующими поступки и поведение; притягательными и значимыми для обучающихся.

Показателями воспитывающих отношений являются такие детерминанты, как: эмоционально благоприятный климат, эмоциональное благополучие членов коллектива, наличие ценностных эталонов отношений; эмоционально-деятельностная поддержка членами коллектива друг друга; доминантным стилем коммуникации при этом является сотрудничество.

Можно попытаться выстроить такую траекторию отношений между преподавателями и студентами через формы развития социальной ответственности, при которых между ними будут декларироваться общие ценности, в команде будут реализовываться такие виды деятельности, как: познавательная, творческая, игровая, при этом будут сохранены и продолжены традиции коллектива, с постоянной поддержкой и сопровождением как на деятельностном, так и на эмоциональном уровнях.

Выводы. В настоящее время на смену традиционным, институциональным формам приходит новый тип общностей, характеризующихся отсутствием жестких связей: они дискретны, полиморфны, доступны и остаются незавершенными. Для современных представителей социума, особенно для молодежи, это обеспечивает возможность интенсивного перемещения от общности к общности, перескакивания между разнородными потоками коммуникации, перебирания и освоения многих культурных практик.

У молодежи присутствует слабая социальная ответственность, ответственность за свои действия и их результат при дискретных коммуникациях. Проявляется нормативная деструкция, в основе которой лежат ситуативные нормы, размытость традиционных норм, расширение границ нормы, дисфункция институтов, исчезновение норм. Появление все большего количества нестандартных ситуаций в молодежной среде требует от организаторов воспитательного процесса в вузах пересмотра форм и технологий педагогического формирования социальной ответственности студентов. В данной ситуации на вуз, как на социальный институт, ложится двойная нагрузка, связанная с социальными эталонами, с умением объяснить современной молодежи, как быть с этой реальностью.

Среди параметров срезов, оценивающих эффективность всей воспитательной работы вузе, могут быть наличие программы адаптации первокурсников с обязательным изучением уровня социальной ответственности, наличие системы поощрения, наличие традиций, наличие студенческого самоуправления, позволяющего в полной мере раскрыть особенности социальной ответственности и потребности в ее дальнейшем развитии.

Литература:

1. Бауман, Зигмунт. Текучая современность / Зигмунт Бауман; [пер. с англ. С.А. Комаров]. - Москва [и др.]: Питер, 2008. - 238 с.; 21 см.; ISBN 978-5-469-00034-1 (В пер.)

2. Киселева Е.В., Киселев Н.Н. Адаптация студентов в высшем учебном заведении: анализ затруднений, поиск ресурсов // Сибирский педагогический журнал. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 17.03.2021).

3. Киселев Н.Н., Киселева Е.В. Воспитание в вузе: исторические традиции, современные тенденции // Сибирский педагогический журнал. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 10.01.2021).

4. Пирогланов Ш.Ш. Воспитание социальной ответственности военнослужащих в современном обществе // Вестник Московского института государственного управления и права. 2016. № 14. - С. 225-227.

5. Пирогланов Ш.Ш. Психолого-педагогическая составляющая процесса формирования социальной ответственности военнослужащих // Вестник Московского института государственного управления и права. 2015. № 10. - С. 209-212.

6. Анцупов И.С., Пашков Г.Н., Бережной Н.А., Пирогланов Ш.Ш. Педагогические основы формирования социальной ответственности военнослужащих // Министерство обороны Российской Федерации, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков. Краснодар, 2020.

Педагогика

УДК 37.017.92

доктор медицинских наук, профессор Плахов Николай Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Сорокина Людмила Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург); доктор медицинских наук, профессор Шангин Андрей Борисович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург)

КАТЕГОРИЯ «ДОЛЖНОГО» В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.