Научная статья на тему 'КАТЕГОРИЯ «ДОЛЖНОГО» В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

КАТЕГОРИЯ «ДОЛЖНОГО» В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛЖНОЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плахов Николай Николаевич, Сорокина Людмила Александровна, Шангин Андрей Борисович

Статья посвящена рассмотрению философской категории «должное» как одного из элементов духовно-нравственного здоровья индивидуума. Рассматривая человека с позиции его триединой сущности: «дух - душа - тело», указанную категорию целесообразно представить как основу дифференциации понятий «добро» и «зло». Актуализация внедрения основ науки о «должном» в образовательный процесс связана с глобализацией информационного пространства, усилением социальных рисков для жизни и здоровья населения. Данный факт обуславливает роль духовно-нравственного потенциала личности как ведущую в структуре социального компонента здоровья личности. Деонтологию как науку о морали предлагается использовать в качестве структурного компонента образовательного процесса наряду с аксиологическим, гносеологическим и праксиологическим компонентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плахов Николай Николаевич, Сорокина Людмила Александровна, Шангин Андрей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATEGORY "PROPER" IN FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL HEALTH OF PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article is devoted to the consideration of the philosophical category "due" as one of the elements of the spiritual and moral health of the individual. Considering a person from the position of his triune essence: "spirit - soul - body", it is advisable to describe this category as the basis for the differentiation of the concepts "good" and "evil." The actualization of the introduction of the fundamentals of the science of "proper" in the educational process is connected with the globalization of the information space, the intensification of social risks for the life and health of the population. This fact determines role of the spiritual and moral potential individual as the leading one in the structure social component individual's health. Deontology as a science of morality is proposed to be used as a structural component of the educational process along with axiological, epistemological and praxeological components.

Текст научной работы на тему «КАТЕГОРИЯ «ДОЛЖНОГО» В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

стилистики, дизайна и эргономики. Предметная и природная среда давно известны, реализуются с помощью озеленения, экологичности, использования природных и территориальных возможностей вуза, материально-технического оснащения и наличия аппаратуры.

В настоящее время многие вузы основной упор делают на эмоциональную среду и ее воспитывающее воздействие через традиции, ритуалы, символы, девизы, формы, эмблемы, ростовые куклы на праздничных шествиях, что позволяет вовлечь студента в эмоциональное переживание, развивать в нем активность, творчество, самодеятельность и социальную ответственность. Таким образом, воспитывающая среда создает эталоны, поведенческие паттерны обучающихся, что вызывает эмоцию, именно этот момент является наиболее эффективным в рамках воспитательной работы.

Особое значение мы придаем характеру отношений с обучающимися в общей концепции педагогического формирования социальной ответственности. Эти отношения должны быть именно воспитывающими, эмоционально безопасными, в которых личности эмоционально комфортно, не страшно; развивающими, задающими лучшие эталоны, формирующими поступки и поведение; притягательными и значимыми для обучающихся.

Показателями воспитывающих отношений являются такие детерминанты, как: эмоционально благоприятный климат, эмоциональное благополучие членов коллектива, наличие ценностных эталонов отношений; эмоционально-деятельностная поддержка членами коллектива друг друга; доминантным стилем коммуникации при этом является сотрудничество.

Можно попытаться выстроить такую траекторию отношений между преподавателями и студентами через формы развития социальной ответственности, при которых между ними будут декларироваться общие ценности, в команде будут реализовываться такие виды деятельности, как: познавательная, творческая, игровая, при этом будут сохранены и продолжены традиции коллектива, с постоянной поддержкой и сопровождением как на деятельностном, так и на эмоциональном уровнях.

Выводы. В настоящее время на смену традиционным, институциональным формам приходит новый тип общностей, характеризующихся отсутствием жестких связей: они дискретны, полиморфны, доступны и остаются незавершенными. Для современных представителей социума, особенно для молодежи, это обеспечивает возможность интенсивного перемещения от общности к общности, перескакивания между разнородными потоками коммуникации, перебирания и освоения многих культурных практик.

У молодежи присутствует слабая социальная ответственность, ответственность за свои действия и их результат при дискретных коммуникациях. Проявляется нормативная деструкция, в основе которой лежат ситуативные нормы, размытость традиционных норм, расширение границ нормы, дисфункция институтов, исчезновение норм. Появление все большего количества нестандартных ситуаций в молодежной среде требует от организаторов воспитательного процесса в вузах пересмотра форм и технологий педагогического формирования социальной ответственности студентов. В данной ситуации на вуз, как на социальный институт, ложится двойная нагрузка, связанная с социальными эталонами, с умением объяснить современной молодежи, как быть с этой реальностью.

Среди параметров срезов, оценивающих эффективность всей воспитательной работы вузе, могут быть наличие программы адаптации первокурсников с обязательным изучением уровня социальной ответственности, наличие системы поощрения, наличие традиций, наличие студенческого самоуправления, позволяющего в полной мере раскрыть особенности социальной ответственности и потребности в ее дальнейшем развитии.

Литература:

1. Бауман, Зигмунт. Текучая современность / Зигмунт Бауман; [пер. с англ. С.А. Комаров]. - Москва [и др.]: Питер, 2008. - 238 с.; 21 см.; ISBN 978-5-469-00034-1 (В пер.)

2. Киселева Е.В., Киселев Н.Н. Адаптация студентов в высшем учебном заведении: анализ затруднений, поиск ресурсов // Сибирский педагогический журнал. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 17.03.2021).

3. Киселев Н.Н., Киселева Е.В. Воспитание в вузе: исторические традиции, современные тенденции // Сибирский педагогический журнал. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 10.01.2021).

4. Пирогланов Ш.Ш. Воспитание социальной ответственности военнослужащих в современном обществе // Вестник Московского института государственного управления и права. 2016. № 14. - С. 225-227.

5. Пирогланов Ш.Ш. Психолого-педагогическая составляющая процесса формирования социальной ответственности военнослужащих // Вестник Московского института государственного управления и права. 2015. № 10. - С. 209-212.

6. Анцупов И.С., Пашков Г.Н., Бережной Н.А., Пирогланов Ш.Ш. Педагогические основы формирования социальной ответственности военнослужащих // Министерство обороны Российской Федерации, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков. Краснодар, 2020.

Педагогика

УДК 37.017.92

доктор медицинских наук, профессор Плахов Николай Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Сорокина Людмила Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург); доктор медицинских наук, профессор Шангин Андрей Борисович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург)

КАТЕГОРИЯ «ДОЛЖНОГО» В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению философской категории «должное» как одного из элементов духовно-нравственного здоровья индивидуума. Рассматривая человека с позиции его триединой сущности: «дух - душа - тело», указанную категорию целесообразно представить как основу дифференциации понятий «добро» и «зло». Актуализация внедрения основ науки о «должном» в образовательный процесс связана с глобализацией информационного пространства, усилением социальных рисков для жизни и здоровья населения. Данный факт обуславливает роль духовно-нравственного потенциала личности как ведущую в структуре социального компонента здоровья личности. Деонтологию как науку о морали предлагается использовать в качестве структурного компонента образовательного процесса наряду с аксиологическим, гносеологическим и праксиологическим компонентами.

Ключевые слова: должное, духовно-нравственное здоровье, социальные отклонения, образовательная среда, педагогика.

Annotation. The article is devoted to the consideration of the philosophical category "due" as one of the elements of the spiritual and moral health of the individual. Considering a person from the position of his triune essence: "spirit - soul - body", it is advisable to describe this category as the basis for the differentiation of the concepts "good" and "evil." The actualization of the introduction of the fundamentals of the science of "proper" in the educational process is connected with the globalization of the information space, the intensification of social risks for the life and health of the population. This fact determines role of the spiritual and moral potential individual as the leading one in the structure social component individual's health. Deontology as a science of morality is proposed to be used as a structural component of the educational process along with axiological, epistemological and praxeological components.

Keywords: due, spiritual and moral health, social deviations, educational environment, pedagogy.

Введение. В формировании личности индивидуума категория «должное» имеет определяющее социализирующее значение и рассматривается в рамках учения о совокупности правил поведения людей, норм общежития, этических качеств социальной действительности. Указанная философская категория является основой учения - деонтологии, которая в соответствии с трактовкой английского философа-утилитариста Иеремия Бентама (1748-1832), характеризует раздел этики, где рассматриваются вопросы долга и должного, в том числе в сфере моральных, нравственных обязанностей, основанных на правилах поведения человека, прежде всего специалиста [7; 14]. Другими словами, это этика долга, противостоящая прагматической этике - консеквенциализму. В работах Бентама «Введение в основания нравственности и законодательства» и «Деонтология или наука о морали», автор рассматривал необходимость достижения консенсуса на основе учёта индивидуальных и общественных интересов [7].

В современном мире актуализация науки о морали определена тем, что развитие технократического общества возможно лишь при повышении уровня обеспеченности безопасности жизни и здоровья личности каждого, особенно подростков и молодежи, учитывая разносторонне влияние на их еще формирующуюся личность, негативных социальных факторов. К факторам риска социальной направленности возможно отнести конфликты на межнациональной и межконфессиональной основе, преступность, вредные экологические факторы, распространенность психоактивных веществ, деструктивных информационных каналов, общее снижение уровня жизни, что неукоснительно отражается на таких составляющих здорового образа жизни как: снижение физической и умственной активности, нарушение питания и увеличения воздействия стрессогенных факторов. В сумме все эти факторы ведут к стойкой деморализации общества, а именно самой уязвимое ее части - формирующейся личности подростка.

Изложение основного материала статьи. Актуальность повышения уровня здоровья подростков и молодежи является первоочередной задачей в стратегии социальной парадигмы развития Российского общества в 21 веке.

Ключевой ценностью человека всегда являлось здоровье, позволяющее не только поддерживать жизнь, но и развиваться духовно. Данный постулат нашел свое отражение в 1946 году на ассамблее Организации Объединенных наций, когда в преамбуле было закреплено научное содержание понятия «здоровье», которое трактуется как: «состояния полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических недостатков» [16, с. 25].

Основой понятия служит термин «благополучие», которой дословно трактуется как «спокойное и счастливое состояние» [5, с. 78]. Именно благополучие ориентировано на обеспечение условий жизнедеятельности, способствующих удовлетворению социальных и аксиологических запросов личности, что является неизменной основой высокой активности, как социальной, так и духовной.

Однако стремление к благополучию, как к исключительному получению блага, сформировала поколение «потребления», отдалила современного подростка от природной среды, где основой гармоничного существования выступает система гомеостатического регулирования функций организма, предполагающая не только получение, но и отдачу определенных ресурсов организма. Минимизация напряжения механизмов гомеостаза в искусственно созданной среде потребления привела к снижению адаптационного потенциала организма современного подростка, вследствие чего ухудшилась устойчивость к воздействию стрессогенных фактов окружающей среды.

С появлением электронных средств коммуникации, Интернета и социальных сетей здоровье современного человека, особенно представителей молодёжи, усугубляется ещё по одной причине. Социологи пророчат переход человечества к информационному обществу, что изменит профиль индивидуального и общественного сознания. Уже сейчас появляется спектр социальных рисков, в том числе у представителей современного поколения развиваются новые виды девиантного поведения - информационная и интернет-зависимости. У многих пользователей изменилось содержание и процветающей с древних времён игровой зависимости: «геймовое пространство» Интернета и социальных сетей стало не только более динамичным и разнообразным, но и более опасным в части влияния на психику, прежде всего, подрастающего поколения. Достаточно привести печальный пример вовлечения детей и подростков в суицидальные формы поведения путём внедрения в информационное пространство провокационных по содержанию игровых технологий.

Особую тревогу вызывает прогрессирующее увеличение употребления населением психоактивных веществ. Организация Объединенных Наций позиционирует проблему потребления психоактивных веществ как угрозу мировому укладу, ставя ее в один ряд с ядерной войной и всемирной экологической катастрофой. Статистические данные по возрастной группе 11-24 года за 2018 год, приведенные во введении к Концепции

профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде, указывают на то, что доля подростков и молодежи регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2-3 раза в месяц) составила 9,6% от общей численности данной возрастной группы, а это 2,6 млн. человек; доля подростков и молодежи употребляющих алкогольные напитки (включая пиво) составила 50,5 %, что соответствует 13,7 млн. человек; курят табачные изделия 45,6 %, что соответствует 12,3 млн. человек. [2].

Влияние повреждающих последствий подобных явлений на психосоматическое здоровье современников волнуют в настоящее время философов, врачей, психологов, социологов, педагогов, политологов, экономистов и представителей силовых структур. Это приводит к необходимости переориентации парадигмы здравоохранения, в том числе ревизии понятий «здоровье», «культура здоровья», «здоровый образ жизни» и др. В ряде работ появляется задача «разработки, углубления и уточнения понятия духовного здоровья» [16], поэтому приобретает актуальность проблема формирования духовно-нравственного компонента здоровья граждан. Этот компонент призван развивать моральные качества общества, нравственные свойства личности, противостоящие негативным вызовам современности. Информационные угрозы современного общества, характеризующиеся обилием деструктивного контента, несущего агрессивный, провокационный и ложный посылы, дестабилизирующие аксиологическую составляющую личности, подменяющие понятия «нормы» способна выдержать только личность, имеющая высокий духовный потенциал, способная анализировать информационные потоки.

Таким образом, духовно-нравственный потенциал личности становится фундаментальным в содержании социального компонента здоровья. Социальный компонент в настоящее время принято оценивать по показателям уровня и качества жизни граждан (величина доходов на душу населения, обеспеченность человека жилой площадью, бытовой техникой, продуктами питания, одеждой и т.д.), представляющим характеристику степени удовлетворения, прежде всего, материальных запросов. Однако в настоящее время всё большее значение для сохранения здоровья человека приобретает духовно-нравственный потенциал как главная структура личности, обеспечивающая стержневую основу человека, наполненность его жизни. Он служит основой ценностно-смысловой структуры личности: «...вместе с ростом осознанности человеком своего бытия растет и его осмысленность, начинается переход от материальных потребностей к духовным, от удовлетворения эгоистических запросов к творчеству на благо других людей и всего человечества» [8, с. 12].

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) рассматривал человека как триединую сущность: Дух, Душа (психика), Тело, признавая определяющее значение духовного потенциала в управлении психическим и физическим компонентами жизни и здоровья индивидуума. «Глубочайшую сущность существа нашего познаём мы не умом, а духом. Самосознание есть функция духа, а не ума. Это значит, что духовность есть высшее достижение человеческой души.И если несомненно, что соматические процессы в значительной степени определяют течение психических процессов, то столь же несомненно, что необходимо признать и психическое воздействие на все соматические процессы в организме» [10, с. 95].

В. Франкл также выделял несколько уровней функционирования человека: телесный, психический, социальный и духовный. Он полагал, что самыми главными характеристиками личности человека, отличающими его от животных, являются следующие: «Духовность, свобода и ответственность - это три экзистенциала человеческого существования. Духовное - это то, что отличает человека, что присуще только ему, и ему одному. то, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нём» [15, с. 93].

Принимая участие в конкурентной гонке за «благополучием», современный подросток из эгоистических интересов при противопоставлении себя «всему социальному» сталкивается с потерей категориальной ценности смысла жизни, что неизменно ведет к деструкции личности и проявлению психических заболеваний, например депрессии, развитию девиантного поведения, в частности формированию стойких зависимостей, например от алкоголя, пищи, наркотических веществ.

В обозначенных реалиях современной жизни формирование духовно-нравственных ценностей подростков и молодежи, профилактика девиантного поведения и деструктивных расстройств, развитие здоровой и гармонично развитой личности является прерогативой педагогов.

Нормативно-правовая база реализации образовательной деятельности в Российской Федерации предписывает ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, а также условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.

Организации системы образования предлагается придать направленность духовной безопасности как функции защиты жизни и здоровья учащихся от духовной агрессии, исходящей от деструктивных источников [10].

Основой первичной профилактики служит деятельность педагогов по обучению и воспитанию детей, подростков и молодёжи в условиях безопасной образовательной среды, структурные компоненты которой представлены как: гносеологический, праксиологический и аксиологический [1]. Аксиологический компонент является фундаментальным в формировании ценностных ориентаций личности при восприятии окружающего мира, что позиционирует его как основу воспитательной работы профилактической направленности, а также основу противостояния формированию личности «эпохи потребления».

В основе современной педагогики аксиологическая (от др. греческого axia - ценность, достоинство, благо и logos - учение) направленность является ведущим содержательным аспектом развития личности.

Дополнительно к аксиологической деонтологическая парадигма охраны здоровья ярко выражена в клятве Гиппократа [7, стр. 87 - 88]. Одной из целей приносить врачами клятву по окончанию учёбы была необходимость «.отмежеваться от врачей одиночек, разных шарлатанов и знахарей.» [7, с. 86]. Настоящими врачами признавались лица, получившие образование в определённой школе и связанные определённой клятвой. Подобный нравственный посыл обеспечивал духовную содержательность одной из самых гуманных профессий. Интересен факт продолжения этой нравственной традиции в веках: «.император Фридрих II (1212-1250) дал Салернской школе. исключительное право присваивать звание врача и воспретил кому-либо заниматься медицинской практикой без соответствующей лицензии этой школы» [13, с. 163].

Современное общество «эпохи потребления» в условиях информационных войн потоков подменило классическое понятие «благо», размыв в его структуре истинную ценность человеческого бытия. Сознание подростков рассматривает «благо» как ценность легкодоступности, формируя девиантную личность с доминантой агрессивно-деструктивного паттерна поведения. В обозначенных условиях создаётся

противоречие между объективной реальностью и практическим воплощением истинных ценностей, которое является основополагающим в современной педагогической практике.

Таким образом, остро встаёт вопрос о необходимости разработки педагогических технологий, формирующих отношение субъекта к оцениваемому объекту на основе профессиональной этики и долга. Следовательно, представляется необходимым создание профессиональной среды, в которой духовные ценности имели бы равное значение с материальными. Наряду с профессиональным долгом в таких сферах как педагогика, психология, юриспруденция, экология и медицина духовные принципы должны стать главенствующими, что обусловит моральную ответственность личности за результаты своего труда.

В этом отношении «должное» выступает как внутреннее переживание личностью необходимости тех действий, поступков, выполнение которых зависит от сформировавших эту личность моральных ценностей.

В связи с этим следует обозначить проблему отсутствия в методической подготовке педагогов категории «должное» как структурного компонента, определяющего конечную цель формирования компетентности. В советских вузах в этом направлении студенты изучали курс профессиональной этики, а в медицинских вузах преподаётся предмет «Медицинская деонтология».

В основе деонтологической компетентности лежат духовно-нравственные принципы профессионализма, важнейшей характеристикой которых служит трансценденция как выход за пределы личностного пространства [9]. Свобода - это, прежде всего духовность, то, что объединяет воедино все механизмы, формирующие адекватный выбор. «Только на её основе может обрести плоть основная формула развития личности: сначала человек действует, чтобы поддержать свое существование, а потом поддерживает свое существование ради того, чтобы действовать, делать дело своей жизни» [6, с. 225].

К.Д. Ушинский заключал смысл педагогической практики в служении, которое не может происходить вне исполнения долга. Образование - есть служение, объединяющее нравственные и этические чувства педагога, подкрепленное духовностью и строгим поведением как отражением приверженности к великой профессии [4].

В результате кризиса социокультурных отношений и возникшей аномии, отсутствия четких норм поведения, деонтология стала рассматриваться как важная педагогическая проблема [5]. Методологическую основу должен составлять профессиональный кодекс поведения, представляющий совокупность этических норм, сформулированных конкретным профессиональным сообществом, регулирующий его деятельность на основе трактовки этических и правовых норм деонтологии. При этом нормы профессионального поведения должны соотносится с нормами духовно-нравственного содержания личности в контексте регуляции межличностных отношений в обществе, корригирующих общественное мнение, поведение и деятельность. Нравственные нормы - есть основа профессионализма, специалист, отрицающий нравственные нормы не может претендовать на компетентность в избранной сфере деятельности.

Только духовно зрелый и имеющий специальную, в том числе деонтологическую, подготовку учитель на основе осознания сущности проблемы, глубокого, рефлексивного анализа возникающих ситуаций способен найти пути её решения.

В задачи педагогической деонтологии входит стимулирование и активизация осознания духовных отношений в образовательной среде, воспитания у педагога чувства долга и развития у него деонтологической компетентности.

Целостная характеристика личности педагога невозможна без понятия «профессиональная компетентность», в которой категория «должное» является целеполаганием, определяющим методы достижения цели, результаты профессиональной подготовки, а также выступает критерием готовности педагога к профессиональной деятельности. Деонтологическая компетентность в структуре подготовки педагога неразрывно связана с формированием у него, прежде всего, духовных качеств, что достигается путем реализации в структуре основной профессиональной образовательной программы модулей и курсов духовно-нравственной направленности.

Выводы. Духовность - есть системообразующее качество личности, формирующее общечеловеческие ценности. Развитие личности человека на когнитивном уровне в онтогенезе невозможно без единства аффективных и эмоциональных процессов, которые лежат в основе формирования духовности. Четкая дифференциация понимания «добра» и «зла» лежит в основе признания идеи «долга» как высшей стадии развития нравственности человека.

Рассматривая возникновение духовности в контексте педагогической науки В.А. Сухомлинский писал, что ответственность перед совестью является стимулом в формировании мировоззрения человека, его нравственности и гражданским долгом [12].

Подводя итог проведенному исследованию, можно заключить, что ключевым элементом, определяющим развитие личности и обеспечивающим безопасность человека в обществе является духовность как категориальная составляющая здоровья, формирование которой происходи преимущественно в образовательном процессе, где категория «должное» приобретает актуальное прикладное значение как этика морали педагога. В процесс образования педагогов помимо аксиологического, гносеологического и праксиологического компонентов формирования компетентности целесообразно внедрение деонтологической компетентности в рамках модулей или курсов основной профессиональной образовательной программы.

Литература:

1. Бояров Е.Н. Формирование безопасной информационно-средовой компетентности у современного бакалавра образования // Успехи современной науки, - 2016. № 3. - Т. 1. - С. 19-26.

2. Буйнов Л.Г., Айзман Р.И., Герасев А.Д., Сорокина Л.А., Плахов Н.Н., Шангин А.Б. Здоровьесберегающее образование - одна из важнейших задач современности // Гигиена и санитария. 2018. Т. 97. № 9. - С. 869-872.

3. Выготский Л.С. Избранные сочинения - М., 1988.

4. Днепров Э.Д. Ушинский и современность - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007.

5. Кулюткин Ю.Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования: Проблемные очерки - СПб: СпецЛит, 2002.

6. Леонтьев А.Н. Сознание. Личность - М., 1977.

7. Максимов Л.В. Деонтология, Новая философская энциклопедия - М.: Мысль, 2010.

8. Нижников С.А. Проблема духовного в западной и восточной культуре философии: Монография. -М., 2012.

9. Ожиганова Г.В. Психологические аспекты духовности: духовный интеллект // Психологический журнал, 2010. - Т. 31. - № 4. - С. 21-34.

10. Рыбаков С.Ю. Духовная безопасность в системе образования России: монография. Екатеринбург: Артефакт, 2013.

11. Снегирёв В.А. Психология. - СПб: Общество памяти игумении Таисии, 2008. - 786 с.

12. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т. - Киев, 1979. - Т. 2.

13. Терновский В.Н., Шульц Ю.Ф. Салерно / В кн.: Медицинская поэзия средневековья - М.: Интербук, 1992. - С. 159-168.

14. Трунов И.П. Юридическая профессиональная этика // Адвокатская практика, 2008 - № 2. - С. 2-5.

15. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

16. Царегородцев Г.И. Социально-здравоохранческий потенциал медицины // Философия укрепления здоровья нации / Под общей ред. А.И. Вялкова. - М.: Российское философское общество, 2008.

Педагогика

УДК 159.931

кандидат биологических наук, доцент Польшина Мария Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ

НАГЛЯДНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена особенностям коррекционно-логопедической работы по преодолению оптической дислексии у младших школьников средствами наглядности. При оптической дислексии наблюдаются трудности усвоения букв, замены, смешения букв в процессе чтения. В основе оптической дислексии лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность представлений о формах, сходных оптически нарушения зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений. Целью данной статьи является разработка на основе использования средств наглядности основных методов и приемов коррекции оптической дислексии.

Ключевые слова: оптическая дислексия, коррекция, оптические нарушения, средства наглядности, система упражнений, младшие школьники.

Annotation. The article is devoted to the peculiarities of correctional and speech therapy work to overcome optical dyslexia in primary school children by means of visualization. With optical dyslexia, there are difficulties in assimilating letters, replacing, mixing letters in the process of reading. Optical dyslexia is based on the difficulties of optical and opto-spatial analysis, undifferentiated ideas about forms that are similar to optical disorders of visual perception and memory, underdevelopment of spatial perception and spatial representations. The purpose of this article is to develop, based on the use of visual aids, the main methods and techniques for correcting optical dyslexia.

Keywords: optical dyslexia, correction, optical disorders, visual aids, exercise system, primary school students.

Введение. Понимание обществом важности чтения в современном мире, оценка деструктивного влияния дислексии на личностное развитие человека и необходимость поиска путей эффективной интеграции обучающихся с дислексией в социо-культурное, образовательное пространство детерминировали выход проблемы дислексии за рамки логопедии и рассмотрение ее в психолого-педагогических и естественнонаучных изысканиях [1, 3].

В научной литературе мы находим различные трактовки, обозначающих специфические расстройства чтения. Частичные нарушения чтения называются дислексией, полная неспособность чтения - алексией.

«Большинство зарубежных ученых в настоящее время сходятся во мнении, что термин «дислексия», являясь патологическим состоянием, объединяет несколько типологически разных по механизмам состояний, общим свойством которых является стойкое избирательное затруднение в освоении навыка чтения (G.Th. Pavjidis, P.D. Pumfrey)» [10, 11].

В отечественной логопедической литературе к дислексии принято относить только нарушения чтения. Данной проблеме были посвящены научные работы таких ученых, как Т.А. Алтухова, Л.С. Волкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.А. Чевелева, Г.В.Чиркина [3].

За основу в нашем исследовании мы взяли определение О.А. Величковской, М.Н. Русецкой. «Дислексия - стойкое нарушение технических и/или смысловых характеристик чтения, связанное с недостаточной сформированностью каких-либо компонентов функциональной системы чтения. Нарушение технических характеристик выражается в замедленном темпе чтения и большом количестве ошибок, нарушение смысловых характеристик - в трудностях понимания прочитанного» [3].

Изложение основного материала статьи. Оптическая дислексия - форма дислексии, характеризующаяся трудностями усвоения и в смешении графически сходных букв, а также в их взаимных заменах [7].

Как правило, смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л - Д, З - В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно располагающиеся в пространстве (Т - Г, Н - П - И).

Теоретический анализ научных работ по проблеме исследования (Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, М.Н. Русецкая М.Е. Хватцев и др.) показал, что учеными выделены два вида оптической дислексии:

- литеральная - нарушение узнавания и различения букв;

- вербальная - трудности проявляются при чтении.

Учеными отмечается, что при данных видах оптической дислексии наблюдаются нарушения:

- литеральной оптической дислексии - при изолированном у знавании и различении буквы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.