Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / ЭТИКА / ДЕОНТОЛОГИЯ / ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Итляшев Хасан Владимирович

Автором сформулирован ряд компетенций, раскрыто их содержание, показана их ценность в реализации педагогического процесса, отражающего суть этико-деонтологической подготовки курсантов. Обосновывается мысль о том, что смыслообразующими направлениями этико-деонтологической подготовки курсантов, позволяющими формировать этико-профессиональный компонент в рамках общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций в содержании образовательных программ, являются социально-личностное, военно-профессиональное, нравственно-этическое, духовно-нравственное, интеллектуальное, общекультурное направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMPETENCES OF ETHICAL AND DEONTOLOGICAL ORIENTATION AMONG CADETS OF HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The author formulated a number of competencies, revealed their content, showed their value in the implementation of the pedagogical process, reflecting the essence of the ethical and deontological training of cadets. He justifies the idea that the semantic directions of ethical and deontological training of cadets, which make it possible to form an ethical and professional component within the framework of general cultural, general professional, professional and professional-specialized competencies in the content of educational programs, are socially personal, military-professional, moral-ethical, spiritual-moral, intellectual, general cultural directions.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

УДК 141.32:111.7

DOI 10.34823/SGZ.2021.2.51561

Х.В. ИТЛЯШЕВ аспирант кафедры межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»*

Формирование компетенций

этико-деонтологической направленности у курсантов высших военных учебных заведений

Автором сформулирован ряд компетенций, раскрыто их содержание, показана их ценность в реализации педагогического процесса, отражающего суть этико-деонтологической подготовки курсантов. Обосновывается мысль о том, что смыслооб-разующими направлениями этико-деонтологической подготовки курсантов, позволяющими формировать этико-профессиональ-ный компонент в рамках общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций в содержании образовательных программ, являются социально-личностное, военно-профессиональное, нравственно-этическое, духовно-нравственное, интеллектуальное, общекультурное направления.

Ключевые слова: формирование личности, формирование компетенций, этика, деонтология, этико-деонтологическая культура, военное образование.

J.V. ITLYASHEV Post-graduate student of the Department of Intercultural Communication, Linguodidactics, Pedagogical Technologies of Training and Education, Pyatigorsk state University

* Итляшев Хасан Владимирович, e-mail: itlyasheva88@mail.ru

Formation of competences of ethical and deontological orientation among cadets of higher military educational institutions

The author formulated a number of competencies, revealed their content, showed their value in the implementation of the pedagogical process, reflecting the essence of the ethical and deontological training of cadets. He justifies the idea that the semantic directions of ethical and deontological training of cadets, which make it possible to form an ethical and professional component within the framework of general cultural, general professional, professional and professional-specialized competencies in the content of educational programs, are socially personal, military-professional, moral-ethical, spiritual-moral, intellectual, general cultural directions.

Keywords: personality formation, competence formation, ethics, deontology, ethical and deontological culture, military education.

Формирование этико-деонтологической культуры - это многоступенчатый процесс реализации модели по формированию компетенций профессионально-этической направленности у курсантов высших военных учебных заведений1. Деонтология анализирует внутренние обязанности человека; то есть то, что он должен делать или чего избегать, основываясь на том, что диктует его сознание2.

Формирование компетенций профессионально-этической направленности происходит лишь тогда, когда складываются определенные обстоятельства, в которых курсант может проявить свою сознательность, нравственность и профессионализм, что позволяет уже освоенным компетенциям проявляться в качестве ценностно-смысловых ориентаций личности. При совершении тех или иных поступков, у курсанта происходит социализация его личности3. Следовательно, компетен-

1 Итляшев Х.В. Деонтологические основы профессиональной деятельности будущих офицеров // Социально-гуманитарные знания, 2019, № 12, с. 212.

2 Amilburu M.G., García-Gutierrez, Juan. Deontología para profesionales de la educación. Madrid: Editorial Universitaria Ramón Areces - UNED, 2012, р. 11.

3 Deckert D.V. Formation of professional and deontological culture of employees of the State Fire Service of the Ministry of Civil Defense of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Disaster Management

ции этико-деонтологической направленности должны стать доминантными в рамках не только общепрофессионального сознания, но и этико-деонтологической культуры в частности.

Выделим следующие компетенции этико-деонтологи-ческой направленности:

- способность оперирования знаниями из философии с целью формирования собственных мировоззренческих позиций, в частности сформированных на основе «золотого правила нравственности» (Конфуций);

- способность проявлять профессиональную эрудицию в служебно-боевой деятельности и рефлексию к способам оценки смыслообразующих направлений этой деятельности;

- способность проявлять стремление к самосовершенствованию;

- способность работы в команде в условиях образовательного процесса военно-учебного заведения;

- способность организации своего времени, демонстрации психоэмоциональной стабильности и эмпатийности, руководства общечеловеческими принципами терпимости, партнёрского сотрудничества, этического бесконфликтного поведения, проявления высоких нравственных качеств - любви к Родине, чести, совести, долга, товарищеской сплочённости, ответственности, дисциплинированности, взаимного уважения и проявления общей культуры, в том числе моральной надёжности;

- готовность к применению чёткой системы знаний, умений и навыков о нормах и правилах нравственного поведения, проявления нравственного сознания как интегративной характеристики личности и соблюдения культуры нравственного поведения в целом, т. е. совершения нравственных поступков на уровне этического /«планетарного» мышления;

- готовность к уважительному отношению к историческому прошлому и культурному наследию, к построению этических отношений в системе взаимодействия трёх сторон: командира-начальника, подчинённых и воинского коллектива.

Очевидным моментом является наличие интеграционных процессов для образовательного пространства в военно-учебном заведении. Учитывая наличие этих процессов, М.Н. Берулава выделяет в учебном процессе два способа интег-

in the organization of additional professional education: autorecording a dissertation... candidate of pedagogical sciences. Chelyabinsk, 2014, p. 3.

рации определенных знаний, проявляющихся на содержа-

1

тельном и организационном уровнях .

Смыслообразующие направления содержания этико-деон-тологической подготовки курсантов позволяют системно и комплексно формировать этико-профессиональный компонент, что в целом представляет собой процесс овладения обучающимися различного уровня компетенциями, предусмотренными реализацией программы высшего образования в военных училищах. Эти направления содержатся в образовательных программах дисциплин, содержание которых отражает этико-деонтологический аспект формирования личности курсанта. Осваивая содержание образовательных программ, материала, изложенного в методических пособиях, направленных на развитие этико-деонтологической культуры, обучающиеся высших военно-учебных заведений овладевают общекультурными, общепрофессиональными, профессиональными и профессионально-специализированными компетенциями. Такими смыслообразующими направлениями содержания этико-деонтологической подготовки курсантов являются следующие направления:

- социально-личностное (наличие образовательной среды, направленной на развитие профессионально-этических качеств личности, где курсант смог бы изменять свои ценностные ориентации согласно социальным установкам, функционирующим в обществе; такая коррекция ценностных ориентаций личности будет вписываться в поведенческие тренды социальной реальности, которые помогут в будущем её самореализации и самосовершенствованию; формирование ценностных позиций личности ориентировано на развитие терпимости, гражданственности, сочувствия, патриотизма, а также на осознание гордости за свою профессию и её полезности для общества);

- военно-профессиональное (способность достижения на разных этапах формирования уровня этико-деонтологической подготовки определённых навыков и умений, а также понимания курсантами профессионально важных качеств военнослужащего и стремления к их развитию у себя, умения нести статус эмоциональной привлекательности деятельности будущего офицера);

1 Берулава М.Н. Теоретические основы интеграции образования: научное издание. М.: Совершенство, 1998, с. 118.

- нравственно-этическое (модель поведения личности, которая в процессе своего становления проходит следующие стадии развития: доморальную, конвенциональную и автономную; формирование личности, проявляющееся в демонстрации автономных нравственных действий и поступков, этических законов; психологическая готовность к овладению личностью этическими чертами, проявляющимися в созидательном отношении к окружающему миру вещей, в правильной интерпретации категорий добра и зла в повседневной жизни, в позитивном накоплении опыта, в котором система смыслов и значений, имеющих личностно-характерологическую окраску, отражается в сознании, как отдельного человека, так и определенного сообщества, проявляется в процессах жизнедеятельности (поведении, общении, деятельности)).

- духовно-нравственное, позволяющее сформировать устойчивые отношения к обществу, своим обязанностям, Родине, самому себе; способность проявлять гуманность, толерантность, культуру межнациональных отношений, участвовать в решении жизненно важных проблем других людей, а также понимать ценность традиций и особенностей культуры других народов, пытаться их передавать другим поколениям, следуя хорошим традициям в аспекте формирования нравственных идеалов и законов, согласно которым и развивается современная личность, а значит, формируется её духовно-нравственная культура в целом;

- интеллектуальное (овладение способами интерпретации информации, учитывая различные типы мышления; способность к интеллектуальному развитию личности, которая умеет позиционировать свою социальную зрелость, осуществлять саморегуляцию, инициативность и рефлексию своих действий, демонстрировать свой уникальный уровень знаний, его особый тип организации, применять свои умения и навыки в повседневной деятельности, отличающиеся способом интеграции информации не только на теоретическом, но и на её эмпирическом, образном, конкретно-историческом, диалектическом уровнях);

- общекультурное (освоение закономерностей развития природы, общества и человека; отечественной и мировой культуры и её ценностей, национальных и общечеловеческих культурных традиций);

- эстетическое (способность переживать различные явления действительности как прекрасные, а также способность

познавать и преобразовывать мир, себя, свою жизнь по законам красоты, духовности и гармонии);

- коммуникативное (способность усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений, а также способность к выполнению профессиональных задач в работе с личным составом, к передаче собственного опыта подчинённым).

Именно эти направления и будут взяты за основу формирования этико-профессионального (этико-деонтологического) компонента в содержании образования.

Более того, можно более детально обозначить данный вопрос, учитывая классификацию В.А. Сластенина : культура общения/речевая культура (грамотность); рефлексивная культура; интеллектуальная/исследовательская культура (формирование основ научного мировоззрения); нравственная культура/этическая культура (культура нравственного сознания: способность мыслить этически, ноосферно, демонстрировать культуру нравственных чувств; культура нравственного поведения: способность поступать этично, совершать поведенческие акты, учитывая нормы этикета и моральной ответственности); духовная культура; гуманитарная культура; методическая культура; дидактическая культура; физическая культура; эстетическая культура; правовая культура; управленческая культура; диагностическая культура; инновационная культура; компьютерная культура (грамотность).

Учитывая результаты исследования данной проблемы, автор статьи приходит к выводу о том, что формирование вышеназванных компетенций не может происходить без учета ряда педагогических условий, определенных критериев оценки эффективности формирования у курсантов этико-деонто-логической культуры в целом. Следовательно, в формировании компетенций этико-деонтологической направленности у курсантов военных училищ необходимо учитывать определенные критерии их оценки. Анализ научных исследований в сфере профессионально-этического развития позволил нам выделить три ключевых критерия оценки эффективности формирования у курсантов этико-деонтологической культуры:

1 Сластёнин В.А. Стратегия модернизации высшего профессионального образования // Сибирский педагогический журнал, 2005, № 1, с. 4.

когнитивный, мотивационно-ценностный, коммуникативно-деятельностный (практико-преобразовательный).

Безусловно, соблюдение педагогических условий будет способствовать формированию у курсантов компетенций профессионально-этической направленности.

Ориентируясь на типологизацию педагогических условий известных учёных в области педагогики (Н.М. Борытко1, Л.Х. Газгиреева , Н.В. Ипполитова3, А.Х. Хушбахтов , М.И. Ша-лин5), в качестве основных педагогических условий эффективного функционирования модели формирования этико-деонто-логической культуры будущих офицеров нами были выделены следующие педагогические условия: высокая этико-про-фессиональная культура и мастерство командиров подразделений6; актуализация этико-профессионального саморазвития субъектов средствами социокультурной среды, а также развитие социокультурной среды курсантов сухопутных войск в интересах профессионального этико-деонтологического развития военнослужащих путем насыщения субъектного компонента среды воинскими традициями, ритуалами и социокультурными ценностями; взаимодействие с другими образовательными, культурными, общественными, религиозными организациями; отражение основополагающих идей о значимости этико-деонтологических основ в профессиональном развитии курсантов в основных документах военного учебного заведения7.

1 Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. 119 с.

2 Газгиреева Л.Х., Нырова Н.И., Бурняшева Л.А. Педагогические условия формирования конкурентоспособности в контексте модернизации высшего профессионального образования: организационно-ценностный аспект // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования, 2018, № 1, с. 3-47.

3 Ипполитова Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education, 2012. № 1. с. 8-14.

4 Хушбахтов АХ. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый, 2015, № 23, с. 1020-1022.

5 Шалин М.И. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника. Теория и практика образования в современном мире: материалы III Международной научной конференции. СПб.: Реноме, 2013, с. 47-49.

6 Андреев В.И. Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. 272 с.

7 См.: Там же.

Таким образом, в статье предпринят анализ ключевых элементов эффективного развития у курсантов компетенций этико-деонтологической направленности через положительную мотивацию учебно-познавательной деятельности, желание приобрести ценный опыт профессионального становления будущего офицера1. Это позволит активизировать субъектную позицию обучающегося при формировании компетенций этико-деонтологической направленности, что, в свою очередь, будет способствовать их духовно-нравственному развитию, патриотичности, гуманности .

1 Pérez Porto J, Merino M. Definición de Deontología [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://definicion.de/deontologia/ (дата обращения: 01.11.2020).

2 Бокачев И.А., Газгиреева Л.Х., Бурняшева Л.А. Традиционное и новационное в условиях модернизации современного общества. Ставрополь, 2010, с. 69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.