8. Чжао Юньпин. Сопоставительная грамматика русского и китайского языков [Текст] М.: Прогресс, 2003. - 460 с.
Педагогика
УДК 371.1
кандидат педагогических наук, доцент Петрунина Марина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ЭТИКО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА К ВОСПИТАНИЮ
ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ
Аннотация. В статье представлена подготовка студента к воспитанию дошкольника средствами музыки. Рассматривается научно-методическая основа разработки и апробации этико-эстетических характеристик взаимодействия педагога и дошкольника. Представлены предпосылки, направления, цели и задачи, содержательные характеристики познания дошкольником самого себя, развития музыкальных способностей в этико-эстетическом ключе. Обоснованы принципы музыкального воспитания дошкольника: принцип принятия ценностей и ценностных отношений, а также принцип ценностного и смыслового значения музыки для познания мира. В заявленном аспекте обоснованы противоречия между традиционными способами музыкального воспитания и востребованным на современном этапе отношением к ребенку как субъекту воспитательного процесса в целях познания мира по законам красоты.
Ключевые слова: этико-эстетическая направленность подготовки студента, музыкальное воспитание.
Annotation. The article presents the preparation of a student for the education of a preschool child by means of music. The article considers the scientific and methodological basis for the development and testing of ethical and aesthetic characteristics of interaction between a teacher and a preschooler. The prerequisites, directions, goals and objectives, content characteristics of the preschool child's self-knowledge, the development of musical abilities in an ethical and aesthetic way are presented. The principles of musical education of preschool children are justified: the principle of accepting values and value relations, as well as the principle of the value and semantic meaning of music for the knowledge of the world. In the stated aspect, the contradictions between the traditional methods of musical education and the attitude to the child as a subject of the educational process in order to learn the world according to the laws of beauty are justified.
Keywords: ethical and aesthetic orientation of student training, musical education.
Введение. Подготовку студента к воспитанию дошкольника средствами музыки следует понимать как своеобразную научно-методическую основу для разработки и апробации этико-эстетических характеристик взаимодействия педагога и дошкольника. Это особенно важно для познания дошкольником самого себя, развития музыкальных способностей в этико-эстетическом ключе.
Основанием для дальнейших рассуждений является точка зрения Д.И. Фельдштейна об изменившихся условиях и возможностях развития дошкольника. Детство - это, как правило, своеобразная последовательность взросления растущего человека, его состояния «до взрослости». В обобщенном виде -это совокупность детей разных возрастов, составляющих так называемы «до взрослый контингент» общества [9].
Изложение основного материала статьи. В качестве исходных положений музыкального воспитания дошкольника в современных условиях, на наш взгляд, являются следующие принципы: принцип осмысления (принятия) ценностей и ценностных отношений, а также принцип ценностного и смыслового значения музыки для познания мира дошкольниками.
Однако не менее важно учитывать противоречия современной реальной действительности: с одной сторны, - сложившиеся традиционные способы музыкального воспитания, а, с другой, - проблемы, связанные с отношением к ребенку как субъекту воспитательного процесса в условиях возрастающего уровня информатизации и ослабления внимания к музыкальному воспитанию как возможности познания мира по законам красоты.
В этой связи необходимо учесть позиции Н.М. Борытко, Е.В. Бондаревской и Н.Е. Щурковой о том, что содержанием воспитания является все-таки содержание жизни ребенка. При этом педагогу необходимо учитывать такие аспекты воспитания, как социокультурный (передача и усвоение определенного знания о мире, о себе, культуре), который раскрывает смысл воспитания; индивидуальный, включающий возрастные психолого-педагогические особенности (в том числе пути саморазвития личности), этико-эстетический (позволяющий воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты») и коммуникативный (взаимодействие на языке искусства (в нашем случае - музыки).
Это означает, прежде всего, - необходимо формирование этико-эстетических идеалов через познание эстетических и этических норм, а также приобретение навыков ценностной оценки и выбора между образцами зла и добра, красоты и безобразия. Речь идет о формировании у подрастающего поколения этико-эстетических идеалов как совершенных представлений о единстве Добра и Красоты.
Для будущего учителя «интегральным результатом такой направленности воспитания является становление целостной и целеустремленной личности, человека, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, что позволяет ему самостоятельно решать различные проблемы в повседневной профессиональной или социальной жизни» [5].
Другое важное, на наш взгляд, основание - это уровень профессиональной компетентности педагога в интенсивно изменяющихся условиях переоценки ценностей и даже их кризиса. Ведь для будущего педагога представляется необходимым не только компетентное выполнение профессиональных функций, но и проявление качеств интеллигентности, благородства и добропорядочности (то есть нравственных установок в отношении к окружающим и самому себе [2].
Следует исходить из того, что воспитание дошкольника осуществляется во взаимодействии семьи, коллектива, группы, а также государственных, общественных и частных организаций. Однако важно
учитывать и другое: воспитание все-таки ориентировано на взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение. При этом в музыкальном воспитании важна активность дошкольника в нравственно-ориентированном ключе, поскольку растущий человек, с одной стороны, признается свободным, а, с другой, становится способным к принятию ответственности за свои решения.
В этом случае именно отношение является (точка зрения Н.М. Борытко) одной из центральных категорий этики. Относиться - это значит составить свое представление о чем-либо или о ком-либо, а на этой основе возможно проявление своего чувства к чему или кому-либо.
Понятно, что в дошкольном возрасте еще не все осознанно проявляется, так как дошкольный возраст -это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. В то же время - это период его начальной социализации и именно в этом возрасте наблюдается развитие памяти, мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает музыкальное воспитание дошкольника, включающее воспитание чувства прекрасного и формирование музыкальной культуры.
Именно музыка занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста, что объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольника. По мнению Б.М. Теплова, музыка - «зеркало души человеческой», музыка соотносится с «эмоциональным познанием», «моделью человеческих эмоций»; она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке [8].
Необходимо подчеркнуть и другое: дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного, а ведь воздействие музыки на образное мышление, на чувства растущего человека и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы дошкольника.
Таким образом, музыкальное развитие оказывает воздействие и на общее развитие дошкольника: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.
Поскольку в дошкольном возрасте познается окружающий мир, усваиваются этические нормы и правила поведения в обществе, активизируется эстетический аспект познания мира. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, осознание ими чувства прекрасного, формирование музыкальной культуры.
Вот почему важны научные исследования Ю.Б. Алиева, О.П. Радыновой, Л.В. Школяр, которые свидетельствуют о том, что формирование собственно музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста. К примеру, Ю.Б. Алиев характеризует музыкальную культуру и возможности ее формирования у ребенка с целью приобретения социально-художественного опыта, в надежде на возможность возникновения музыкальных потребностей. При этом акцентируется внимание на том что музыкальная культура (по своей сути интегративное свойство личности) обладает такими показателями, как пристрастие к музыкальному искусству, эмоциональное восприятие музыки и в то же время - музыкальная наблюдательность. Особую роль играют искусствоведческие знания, осмысленность музыкально-эстетических идеалов, хотя не менее важно и критическое (избирательное) отношение к так называемым музыкальным явлениям [1].
Этико-эстетический потенциал воспитания дошкольника (средствами музыки) реализуется в процессе систематического, целенаправленного воспитания эмоциональной отзывчивости. Это достигается в процессе использования, к примеру, классических музыкальных произведений, которые не только способствуют развитию музыкально-образного мышления и воображения, но и (как было уже отмечено), но и приобретению ценностного опыта собственно музыкальной деятельности. Отсюда возникают условия для развития эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, что активизирует эмоционально-оценочное отношение ребенка не только к музыке, но и к его окружению.
По мнению Л.В. Школяр, такая направленность (приобретение музыкального опыта) позволяет обнаружить уровень музыкальных интересов ребёнка, широту музыкального и жизненного кругозора. Важен опыт восприятия музыки и ее исполнения, поскольку прикосновение к ценностям музыкального наследия прошлого ( к примеру, музыкального фольклора) способствует приобретению этого опыта, что важно и для современной окружающей музыкальной жизни [10].
В процессе занятий необходимо обращение к этико-эстетическим событиям, поскольку возникающие в этих условиях впечатления развивают эмоционально-волевую сферу личности ребенка, обеспечивают эстетические и нравственные переживания, которые помогают детям выбрать достойный образец, значимый идеал.
Возможно использование разнообразных видов деятельности дошкольников, речь идет об эстетической и этической, музыкально-художественной, игровой, коммуникативной, певческой, танцевальной и других видах деятельности [3].
Важно учитывать и другое: содержание взаимодействия в процессе прикосновения к музыке, характер отношений воспитателя и воспитуемого, при этом воспитание определяется, с одной стороны, установками того или иного общества, а также идеями и методами, сформулированными теорией и методикой музыкального воспитания.
Таким образом, для студента вуза особенно важно найти и осмыслить этико-эстетическую направленность воспитания дошкольника средствами музыки, поскольку в процессе взросления ребенка происходит изменение его отношений с окружающими людьми, а если еще происходит знакомство и осмысление музыкальных произведений, раскрывающих мир с позиций добра и красоты, то есть надежда, что произойдет «окультуривание этих отношений, возвышение их как результата собственной человеческой деятельности, дополняющей его внешнюю и внутреннюю природу» [2].
Важно приобщение будущего педагога к осмыслению основополагающих характеристик таких этических представлений, как «мораль, нравственность, духовность» на междисциплинарном уровне. Во-первых - это ориентация на норму, то есть «этические взгляды предстают как нормативная этика, учение о должном, система моральных представлений о нормах поведения в обществе...этическое воспитание понимается как продолжение традиции, идентификация с социокультурным окружением, принятие норм, усвоение совокупности правил и образцов поведения, самоограничение и запрет».
Во-вторых, этические учения, лежащие в русле осмысления и принятия нравственных характеристик культуросообразного поведения человека, выводят на понимание самого себя, его неповторимости, что «выражает индивидуальность человека как его выделенность из окружения» [2].
В заявленном аспекте именно духовность определяет направленность на ценностное взаимодействие с окружающим миром. Обращение же к музыке позволяет решать проблемы добра и зла, любви и ненависти, красоты и безобразного, воспитывать поведение ребенка, его отношение к другим (не только принятие среды, других людей, их поведения), но и проявление своих взглядов, выбора видов деятельности [7].
В-четвертых, без эмоционального-эстетического отношения невозможно познать мир и самого себя, поскольку это необходимый компонент в процессе формирования нравственных качеств человека. Обращение к музыкальному произведению, как событию, - это возможность вызвать у детей те или иные переживания, сопереживание, осмысленность действий на основе эмоций стыда, совести и сострадания [4].
Особую значимость для развития этико-эстетической направленности воспитания дошкольника приобретают задания для самостоятельной работы студентов.
Задание 1 направлено на осмысление понятия «воспитание», «этико-эстетическое воспитание».
1. Воспитание как социальный институт является объектом изучения ряда отраслей знания (назовите их).
2.Соотнесите предложенные точки зрения на воспитание с собственно педагогическими аспектами воспитания. Дайте характеристику педагогических аспектов воспитания.
Материал для размышлений: философия рассматривает онтологические и гносеологические основы воспитания; формулирует наиболее общие представления о его целях и ценностях; социология изучает социальный «заказ», определяемый обществом и формулируемый государством в нормативных документах (включая региональные и социально-культурные особенности воспитания); правоведение занимается правовыми формами организации и функционирования социального и коррекционного воспитания, правовыми нормами, регламентирующими роль государства, его структур и граждан в сфере воспитания; социальная психология изучает особенности различных групп и организаций, в которых реализуется воспитание, что позволяет объяснить механизмы взаимодействия субъектов различных видов воспитания; культурология изучает воспитание как явление культуры, а также педагогическую культуру как гуманитарный феномен.
Задание 2 направлено на обоснование многозначности категории воспитания: воспитание рассматривается как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как система, как воздействие, как взаимодействие.
1. Справедливо ли каждое из представленных понятий «воспитание»?
2. Позволяет ли каждое из них охарактеризовать воспитание в целом?
3. Какова ваша точка зрения в отношении рассуждений А.В. Мудрика?
Материал для размышлений: в последние десятилетия подход к воспитанию и соответственно его определение как педагогического понятия существенно изменилось. Так воспитание - это конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества, а также с этноконфессиональными и социально-культурными особенностями. Результаты и эффективность воспитания, по мнению исследователя, следует определять не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности, самостоятельной творческой деятельности, позволяющей решать проблемы в соотнесенности с современной социокультурной ситуацией.
Задание 3 включает осмысление особенностей музыкального воспитания.
1. Проанализируйте Программу «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой.
2. Дайте характеристику педагогических аспектов музыкального воспитания.
3. Что бы вы предложили для этико-эстетического воспитания дошкольника (анализ музыкального произведения, музыкального спектакля.).
Так, Программа «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой для детей дошкольного возраста представляет собой погружение в так называемые основы музыкальной культуры. В программе содержится научно и методически обоснованная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет). Кроме того, на что следует обратить внимание, сделан акцент на индивидуальные и психофизиологические особенности детей. Особенностью заявленной программы является ее направленность на взаимосвязь с воспитательно-образовательной работой детского сада.
Выводы. Таким образом, этико-эстетическая направленность подготовки студента к воспитанию дошкольника средствами музыки основывается на осмыслении как традиционных способов музыкального воспитания, так и с учетом современных требований к ребенку как субъекту воспитательного процесса. Особую значимость приобретает нравственная составляющая воспитания ребенка средствами музыки.
Перспективным является исследование проблемы этико-эстетического воспитания дошкольника в условиях педагогической поддержки, поскольку развитие ребенка - нелинейный процесс, включающий не только накопление каких-либо возможностей, но и возрастание способности и желания проявить себя в более сложной системе взаимоотношений.
Литература:
1. Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Ю.Б. Алиев, Л.А. Безбородова. - М.: Изд. Центр «Академия», 2002. - 416 с.
2. Борытко Н.М. Этическое воспитание. Н.М. Борытко. - Волгорград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 32 с.
3. Павлова Л.А. Пути и методы этико-эстетического воспитания старших дошкольников. Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве / Л.А. Павлова / Сборник статей, под общ. Ред. О.К. Поздняковой. - Издательство: Московский психолого-социальный университет, 2014. - С. 223-229
4. Петрунина, М.А. Формирование эстетического вкуса младшего школьника средствами вокально-хорового пения [Электронный ресурс] / М.А. Петрунина. - 2019. - 51 с. - Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/701160
5. Попова, В.И. Ценностно-смысловая коммуникация или как достичь взаимопонимания в воспитательной деятельности педагога. Проблемы современного педагогического образования, Сер.: Педагогика и психология - Сборник научных трудов / В.И. Попова. - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 63. - Ч. 3 - С. 114-116.
6. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. фак-ов дошк. воспит. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / О.П. Радынова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с. ISBN 5-7695-0182-0
7. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии: Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов / Под ред. Н.М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. - 160 с.
8. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - Издательство «Наука», 2003. -379 с. ISBN - 5-02-006277-4
9. Фельдштейн, Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии, 1998. №1 - С. 3-19
10. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр [и др.]; Под ред. Л.В. Школяр. - М.: ACADEMIA, 2001. - 230 с. ISBN 5-76950443-9
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, старший преподаватель 100 кафедры общевоенных дисциплин Пирогланов Шамсуддин Шахретович
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар); курсовой офицер-преподаватель Попова Анжелика Вячеславовна Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар); курсовой офицер-преподаватель Грициенко Дмитрий Андреевич Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Аннотация. В статье рассматривается проблема пересмотра концепции воспитательной работы в вузе с целью поиска таких педагогических приемов, методов, принципов, с помощью которых можно формировать социальную ответственность обучающихся, личностное и профессиональное развитие которых вне социума невозможно.
Ключевые слова: социальная ответственность, педагогическое формирование, новая парадигма воспитательной работы, социальные и поведенческие эталоны, традиции, эмоциональная вовлеченность, ситуация неопределенности социума, мониторинг.
Annotation. The article deals with the problem of revising the concept of educational work in higher éducation institutions in order to find such pedagogical techniques, methods, and principles that can be used to form the social responsibility of students, whose personal and professional development is impossible outside of society.
Keywords: social responsibility, pedagogical formation, new paradigm of educational work, social and behavioral standards, traditions, emotional involvement, the situation of uncertainty of society, monitoring.
Введение. На сегодняшний день вопрос о формировании социальной ответственности у обучающейся в вузах молодежи стоит весьма остро, и, в первую очередь, это связано с поиском тех педагогических форм работы, которые могли бы обеспечить ее формирование. Чтобы с этим разобраться, начать необходимо с анализа той ситуации в современном социуме. На фоне которой молодые люди выбирают цели и ценности своего как личностного. Так и профессионального развития. Дело в том, что воспитание всегда детерминировано внешними условиями, современными процессами социума. В том числе глобальными тенденциями.
Необходимо понимать характеристики современных социальных процессов, требующих учета при организации воспитательной деятельности. Воспитание - это объемная тема, заполненная множеством проблемных аспектов. Прежде чем говорить о тенденциях формирования социальной ответственности, хотелось бы остановиться на факторах, обусловливающих изменение социально-воспитательной траектории развития высшей школы сегодня. Внешние условия, которые сегодня представляют для нас особый интерес, связаны с феноменом, введенным Зигмунтом Бауманов, именуемым «текучая современность» [1].
По мнению автора данного понятия «текучая современность» - это переход от структурированного, плотного состояния мира к необремененному социальными и иными условиями обязательствами к более пластичному, гибкому. Мобильному, другими словами: текучему и свободному от различных границ. Современность, - как считает Зигмунт Бауман, - иллюстрируется следующими маркерами: снижение роли традиционного общества (норм, шаблонов и т.д.), отсутствие веры в прогресс и политические обещания, повышение мобильности индивидуумов (как территориальной, так и социальной), освобождение от границ любого типа, падение идеи труда, вечное движение, переключение внимания, легкость во взаимоотношениях между полами, жизнь без обязательств.
При этом современному социуму характерна концепция слабых связей, открытая Марком Гранноветтером. Если, характеризуя сильные связи, мы говорим о группах людей, с которыми индивидуум связан длительными, доверительными отношениями (семья, друзья, коллеги по работе), то при всестороннем анализе слабых связей мы видим, что это могут быть контакты между большими социальными группами лиц, часто случайные или эпизодические, нерегулярные (соседи, попутчики, знакомые, контакты в социальных сетях и т.д.). А основная часть коммуникативного времени нашей молодежи сегодня - это именно социальные сети. Вернуть их оттуда уже не представляется возможным. Следовательно, нужно перестроить воспитательную парадигму основательно.
Если проанализировать сущностную характеристику слабых связей, то в ней мы увидим расширение информационного потока (цифровой вихрь, большие данные, цифровые следы и др.), возможность получения