Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДОШКОЛЬНИКА'

МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДОШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДОШКОЛЬНИКА / МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EMOTIONAL RESPONSIVENESS / EDUCATION OF EMOTIONAL RESPONSIVENESS OF PRESCHOOL CHILDREN / MUSICAL AND CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрунина Марина Александровна

Статья посвящена изучению проблемы воспитания эмоциональной отзывчивости дошкольника средствами музыкально-творческой деятельности. Учтено, что музыкально-творческая деятельность обеспечивает наиболее благоприятные условия для воспитания эмоциональной отзывчивости дошкольников, получения практических знаний эстетико-культурного плана. Объясняется, что именно в дошкольном возрасте наблюдается возрастающая потребностью детей в приобретении эстетического опыта, и в этот момент очень важными становятся действия педагогов, которые способны осуществлять музыкальное воспитание детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL AND CREATIVE ACTIVITY AS A MEANS OF EDUCING EMOTIONAL RESPONSIBILITY OF PRESCHOOLERS

The article is devoted to the study of the problem of education of emotional responsiveness of preschool children by means of musical and creative activity. It is taken into account that musical and creative activity provides the most favorable conditions for the education of emotional responsiveness of preschoolers, obtaining practical knowledge of the aesthetic and cultural plan. It is explained that it is in preschool age that there is an increasing need for children to acquire aesthetic experience, and at this point the actions of teachers who are able to carry out musical education of children become very important.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДОШКОЛЬНИКА»

поменять их местами. Это говорит о том, что они не могут проанализировать до конца свой выбор и сформулировать свой выбор. Они не уверены в своем решение и ждут помощи от взрослого.

3) Третье задание оказалось самое трудное для выполнения, так как заключало в себе еще несколько вариаций. Так как методика направлена на исследование грамматического строя и анализа речепроизводства в целом, несформированная речь и грамматический строй давали отпечатки друг на друга. Отмечается, что у детей в целом страдает грамматический строй речи, а составлять распространенные предложения так же было не всем доступно. Но 16% детей с РАС справились с заданием, и составляли верно предложения. Они сохраняли последовательность, практически верно оформили предложение со стороны грамматики. Так же стоит отметить в качестве положительной оценки, дети с нормой контрольной группы справились верно, с заданием и процент их составил 20. Ответ из набранных слов и отказ в выполнении так же присутствует. Дети, которые отвечали набором слов, с самого начала не могли понять задание, и концентрировали внимание. 12% дошкольников с РАС отказались выполнять задание, они молчали, отдавали картинки обратно или выкидывали их со стола, несколько детей вставали из - за стола.

4) Четвертая методика была направлена на изучение понимания эмоциональных состояний людей, которые были изображены на раздаточном материале. Так как было предложено две вариации серии, необходимо было ответить на вопросы. Детки трудно справлялись с пониманием вопросов, а так же с различением эмоций на картинке. Определяли только яркие, но обозначали их одним словом. В случае если ребенок не мог подобрать нужное слово, он старался просто показать эмоцию на своем лице.

5) Задание было направлено для родителей, с целью оценить особенности поведения своего ребенка. Результаты показались неоднозначными, и распределились между несколькими баллами. В целом родители адекватно оценивают состояние своего ребенка. И на вопросы анкетирования отвечали достоверно.

В целом можно отметить, что взаимодействие со сверстниками затруднено. Понимание речи не сформировано, грамматический строй речи отстает от нормы, лексический строй речи так же по сравнению с нормой не достигает положенных норм. Что касаемо родителей таких детей, они понимают отставание в развитии по сравнению с нормой. Родители контрольной группы больше предпочитают склониться к тому, что их поведение связанно с индивидуальными особенностями, а не с неправильным воспитанием.

Литература:

1. Лютова Е.В., Монина Г.Д. Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. Издательства: Речь, Сфера, 2009. - 250 с.

2. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб., 2003.

3. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М.: Теревинф, 2004

Педагогика

УДК 371.1

кандидат педагогических наук, доцент Петрунина Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы воспитания эмоциональной отзывчивости дошкольника средствами музыкально-творческой деятельности. Учтено, что музыкально-творческая деятельность обеспечивает наиболее благоприятные условия для воспитания эмоциональной отзывчивости дошкольников, получения практических знаний эстетико-культурного плана.

Объясняется, что именно в дошкольном возрасте наблюдается возрастающая потребностью детей в приобретении эстетического опыта, и в этот момент очень важными становятся действия педагогов, которые способны осуществлять музыкальное воспитание детей.

Ключевые слова: эмоциональная отзывчивость, воспитание эмоциональной отзывчивости дошкольника, музыкально-творческая деятельность.

Annotation. The article is devoted to the study of the problem of education of emotional responsiveness of preschool children by means of musical and creative activity. It is taken into account that musical and creative activity provides the most favorable conditions for the education of emotional responsiveness of preschoolers, obtaining practical knowledge of the aesthetic and cultural plan.

It is explained that it is in preschool age that there is an increasing need for children to acquire aesthetic experience, and at this point the actions of teachers who are able to carry out musical education of children become very important.

Keywords: emotional responsiveness, education of emotional responsiveness of preschool children, musical and creative activity.

Введение. Востребованность воспитания отзывчивости дошкольника обнаруживается в современных изменяющихся социокультурных условиях. Обращение к музыкально-творческой деятельности позволяет реализовать идею о том, что по сути своей человек (дошкольник) - это активный субъект, который способен не только познавать окружающий мир, но и научиться находить свое место в этом мире.

В отношении к дошкольнику это означает: необходимо определить направленность и смыслы современного воспитания подрастающего поколения. Конечно же, возникает много вопросов, в том числе понимание того, что уже ребенок находится в поиске путей в мир конкретных социальных связей, которые отражают связи со взрослыми, сверстниками и другими людьми.

Здесь уже можно говорить о возникающих контактах ребенка в социокультурном (по сути воспитательном) пространстве, при этом происходит принятие (или непринятие) ребенком социокультурных достижений общества, тем самым обеспечивается так называемое его вхождение в социум.

Изложение основного материала статьи. Следует отметить важность действий педагогов, которые способны осуществлять музыкальное воспитание детей в целях того, чтобы произошло становление

ценностно-смысловых представлений ребенка. Однако отметим актуальность и незавершенность решения проблемы организации музыкально-творческой деятельности. При известных педагогических возможностях музыкально-творческой деятельности для развития отзывчивости дошкольника выявляется и такая востребованность, как обоснование ее содержания, методов и форм.

Подчеркнем эстетическую составляющую музыкально-творческой деятельности: наблюдается возрастающая потребностью детей в приобретении эстетического опыта (в музыкальной деятельности, в процессе художественно-эстетической деятельности), в то же время педагог (и родители) не всегда готовы учитывать индивидуальные запросы детей в музыкально-творческой деятельности в том числе [7].

Для решения заявленных проблем необходимо обоснование путей и средств организации музыкально-творческой деятельности:

1. Определить уровень профессиональной подготовки педагога, может быть, изучить особенности профессионально-успешного самого себя, способного к работе с дошкольниками, воспитанию у них важного качества - отзывчивости.

2. Проанализировать направленность на развитие отзывчивости средствами музыкального воспитания в системе современного образования, то есть определить роль музыкально-творческой деятельности на разных возрастных этапах.

3. Обосновать выбор технологий музыкально-творческой деятельности с учетом собственных возможностей педагога и интересов обучающихся: следует моделировать диалоги о музыке и музыкальных интересах, создавать ситуации взаимодействия с детьми (при прослушивании музыкального произведения, его анализа, интерпретации смыслов как результата знакомства с музыкой).

4. В заявленном аспекте вновь возникает необходимость владения педагогом такими навыками, как организация музыкально-творческой деятельности, владение опытом коррекции своих действий и действий ребенка, проведение просветительской работы с детьми и родителями.

Обращаясь к исследованиям Д.И. Фельдштейна, подчеркнем важность определения детства «как особого состояния»: физического и психического созревания, вхождения в социум, освоения социальных норм, ролей, позиций, приобретения ребенком ценностных ориентаций и социальных установок, при активном развитии самосознания, творческой самореализации, постоянном личностном выборе в ходе утверждения и раскрытия собственного индивидуального жизненного пути» [9, С. 3-4].

Подтверждается мысль о том, что именно в этом возрасте закономерности, так называемого биологического порядка, подвергаются воздействию социума, которое становится определяющим на данном этапе. Можно говорить не просто о социальном развитии, а в какой-то степени и о становлении субъектной позиции ребенка, о взаимоотношениях сверстников, взрослых и детей.

Процесс развития такого качества, как отзывчивость (наряду с распространенной увлеченностью детей компьютерными играми), необходимы усилия педагога с целью поиска путей и средств создания доверительных эмоциональных отношений с дошкольниками. Здесь особую значимость приобретает наличие у педагога профессионально-нравственных убеждений, ценностных ориентаций.

Гармонизировать систему установок педагога и дошкольника возможно в музыкально-творческой деятельности, однако опять возникает вопрос, какую стратегию выбрать (традиционную стратегию воспитания или гуманистическую, актуальную на сегодняшний день), выбрать иной путь: речь идет об умении перестраиваться в сложившихся обстоятельствах.

Это связано с тем, что эмоциональная сфера детей в дошкольном возрасте, к сожалению, не всегда наполняется положительными эмоциями и впечатлениями. Вот поэтому дошкольникам так необходимы музыка и включенность в музыкально-творческую деятельность, так как ее содержательные характеристики включают развитие чувств и эмоций. Хотя известно и то, что ребенок не умеет управлять эмоциями (то есть его чувства возникают довольно быстро и также быстро исчезают). Дальнейшее развитие эмоциональной сферы у дошкольника происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и учится соотносить с ними свои поступки.

Важно учесть и такое обстоятельство: дошкольник должен научиться понимать не только свои чувства, но и переживания окружающих его людей. Развитию эмоциональной сферы способствуют, по сути, все виды деятельности ребенка, особое значение все-таки приобретает музыкально-творческая деятельность, в процессе которой ребенок учится сопереживать, сочувствовать (может быть, литературному герою), а в сюжетно-ролевой игре проявлять различные эмоциональные состояния.

Таким образом, особую роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка, так как в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, оно особенное, до которого в обычной жизни не каждый сможет подняться. Восприятие музыки, осмысление образов, возникающих также и при исполнении музыкальных произведений, позволяет дошкольнику духовно обогатиться, восполнить (компенсировать) то, что недостает ему в повседневной жизни.

Разделяем в этой связи точку зрения О.П. Радыновой о том, что «эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку» [8].

Известно, что ребенку свойственно реагировать на музыку (звуки весёлой или грустной музыки), в том числе отмечаем двигательные реакции ребёнка, которые с взрослением становятся более согласованными с музыкой, то есть ритмически организованными.

Вопросами эмоционального воспитания детей и эмоциональной отзывчивости детей занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, А. Маслоу [1, 5]. Среди современных исследований обращает на себя внимание система эмоционального развития детей Н. Ежовой [2], различные аспекты развития эмоциональной отзывчивости изучались А.Д. Кошелевой, В.В. Зеньковским [3]. Понятие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста средствами музыки обосновали Д.Б. Кабалевский, О.П. Радынова, Н.А. Ветлугина и др. [4, 8].

Какие же эмоции и чувства ребенок испытывает, слушая то или иное произведение? Вслед за В.Н. Холоповой выделим те эмоции, которые выражают внутренний мир ребенка. Кроме того, важно учитывать эмоции, которые отражают жизненную позицию ребенка, а также выражают отношение ребенка к искусству вообще и представление о музыке в частности [10]. Вот почему так важно педагогу правильно подобрать музыкальный репертуар, поскольку необходим положительный настрой на восприятие музыки.

Хотя может быть и другое: если, слушая музыку, ребенок не переживает никаких эмоций, то, видимо, необходимо пересмотреть музыкальный репертуар.

Заметим, когда исполнение касается чувств ребенка, то он может переживать самые сильные эмоции, у него появляется желание участвовать в музыкально-творческой деятельности. Важны игровые аспекты музыкально-творческой деятельности, а педагогу важно подобрать музыкальное произведение под темп и ритм игры: если игра подвижная и требует всплеска эмоций, то музыка подбирается быстрая, живая; если же востребована ситуация сосредоточенности детей, то и музыка должна быть спокойной и мелодичной.

Так создается не просто музыкальный фон, востребованным становится эмоционально отзывчивое осмысление музыкального произведения, соотнесенного и с чувствами, эмоциями (внутренним состоянием души). В то же время учитывается, что мимика, жесты, характер движений - все это передает и характер музыкального произведения, и душевное состояние ребенка.

Педагог, несомненно, помогает ребенку: понять динамику произведения, его мелодию, ритмический рисунок, в том числе педагог может показать определенные движения, отражающие характер и эмоции произведения. Можно здесь сказать о погружении ребенка в музыку, то есть о способности ребенка самовыражаться. Реакции на музыку могут быть разнообразными и комбинированными в том числе: двигательные, словесные, вокально-имитационные, темброво-инструментальные, интонационные, цветовые, полихудожественные.

Важна и такая составляющая, как анализ музыкального произведения, который, несомненно, помогает детям описать те чувства, которые они испытывают (в том числе с использованием картинок, слов-синонимов, жестов, мимики).

Другая сторона воспитания эмоциональной отзывчивости - собственное творчество ребенка, которое делает растущего человека более эмоциональным и отзывчивым. Эстетический вектор развития дошкольника может обеспечить его духовное развитие, ценностное отношение к природе, людям, обществу.

Выводы. Системный подход к музыкально-творческой деятельности в целях развития эмоциональной отзывчивости дошкольника позволяет утверждать необходимость совершенствования путей и средств собственно музыкального воспитания детей. Музыкально-творческая деятельность в этой связи в большей степени обеспечивает наиболее благоприятные условия для воспитания эмоциональной отзывчивости дошкольников, получения практических знаний эстетико-культурного плана.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Учения об эмоциях / Л.С. Выготский. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 160 с. ISBN 978-5-458-32653-7.

2. Ежова, Н.С. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание, 2003. № 8. С. 15-18.

3. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - М.: Академия, 2008. - 115 с.

4. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке / Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 2005. - 224 с.

5. Коротаева, Е. Пирамида потребностей по А. Маслоу / Е. Коротаева, Е. Царегородцева // Дошкольное воспитание. - Издательство: ООО «Издательский дом «Воспитание дошкольника», № 5. - 2008, С. 36-41. ISSN: 0012-561X

6. Методика музыкального воспитания в детском саду / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 2009. - 368 с.

7. Петрунина, М.А. Музыкально-творческая деятельность школьников: технологии и организация интегративных занятий: учебное пособие / М.А. Петрунина. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2018. - 52 с.

8. Радынова, О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова. - Дубна: Феникс+, 2011. - 352 с.

9. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. 2011. №1. С. 45-54.

10. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства. Музыкальное произведение как феномен / В.Н. Холопова. - М.: Музыка, 2004. - 260 с.

11. Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста / Г.А. Широкова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 304 с.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Поняева Татьяна Анатольевна

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (г. Москва)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА КАК КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Современный преподаватель иностранного языка в техническом вузе должен обладать развитыми коммуникативными навыками, быть яркой личностью и профессионалом высокого уровня. Такая подготовка позволит повысить качество обучения языку у студентов и сформировать устойчивую мотивацию к изучаемой дисциплине в рамках общего курса. Такой глубокий и всесторонний подход к языковой подготовке повышает качество образования в целом и увеличивает инновационные достижения, способные положительно повлиять на экономику нашей страны.

В статье приводится описание основных качеств современного преподавателя иностранного языка. Автором приводятся результаты исследования мнения студентов о профессиональных и личных значимых качествах преподавателя иностранного языка, а также на основании проведенного опроса выделены отрицательные моменты преподавания, избегая которые, преподаватель способен повысить не только мотивацию студентов к изучению иностранного языка, но и качество обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.