вил, движений, действий, способствующих сохранению целостности системы «человек-природа» и сигнализирующих окружающим свою эмоциональную расположенность и открытость миру [1, с. 40].
Таким образом, исследования проблемы здоровьесбережения являются профилактической моделью обучения детей здоровому образу жизни, формированию устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни и целенаправленно заниматься своим здоровьем.
Список литературы:
1. Абдульманова Л.В. Развитие основ культуры детей 4-7 лет в парадигме культуросообразного образования: автореф. дисс. ... докт. пед. наук / Л.В. Абдульманова. - Ростов-на-Дону, 2008. - 45 с.
2. Алямовская В.Г. Воспитание здорового ребенка / В.Г. Алямовская. -М.: Линка-Пресс, 2006. - 109 с.
3. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Брех-ман. - Наука, 2007. - 125 с.
4. Волошина И.Н. Развитие здоровьесберегающего пространства дошкольного учреждения (методология, теория, практика): автореф. дисс. ... док. пед. наук / И.Н. Волошина. - Екатеринбург, 2008. - 45 с.
5. Деркунская В.А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ / В.А. Деркунская // Управление ДОУ - 2009. - № 3. - С. 31-37.
6. Красношлык З.П. Система оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Истоки здоровья». - Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2011. - 150 с.
7. Сухарев А.Г. Профилактические основы развития национального проекта в сфере здравоохранеия в интересах детей // Вестник СИГМА. -2008. - № 4. - С. 40-47.
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА
© Петрова Е.В.*
Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров
В статье раскрывается актуальность проблемы развития основ музыкальной культуры дошкольников, показывается определяющая роль эмоциональной отзывчивости на музыку, а также отмечается большое значение авторской программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры».
Ключевые слова: эмоциональная отзывчивость, музыкальная культура, деятельность, сознание, ценностное отношение.
* Доцент кафедры Истории и философии, кандидат педагогических наук.
Характеристика музыкальной культуры является особенно важной для ребенка дошкольного возраста. Необходимо подчеркнуть определяющую роль развития эмоциональной отзывчивости на музыку у ребенка как социально-психологического качества личности, итогом развития которого является проявление ценностного отношения к музыке. В процессе развития эмоций при восприятии высокохудожественных музыкальных произведений активизируется деятельность музыкально-образного мышления, воображения, накапливается интонационный познавательно-ценностный опыт. По мере развития у ребенка мышления и воображения появляются более осознанные оценки восприятия музыки. Через музыку, являющуюся, по мнению О.П. Радыновой, «эмоционально-оценочным стержнем», ребенок постигает основы музыкальной культуры. Эффективность формирования музыкальной культуры ребенка дошкольного возраста будет зависеть от взаимодействия и развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания: эстетических эмоций, чувств, потребностей, интересов, вкуса, мышления, воображения, представлений об идеале, проявляющихся в творчестве.
Таким образом, гармоничное сочетание деятельности и музыкально-эстетического сознания способствует развитию основ музыкальной культуры. Необходимо отметить, что понятие «музыкальная культура» вбирает проблему способностей. Наличие музыкально-слуховых способностей у ребенка и их развитие - предпосылка успешной музыкальной деятельности. Известный психолог Б.М. Теплов в своей концепции отмечал, что «музыкально-эстетические» способности помогают сформировать эмоционально-познавательное отношение к музыке [6]. Тем самым они способствуют развитию музыкальной культуры.
Важные аспекты исследуемой проблемы содержат работы Е.В. Бояко-вой, И.В. Груздовой, В.В. Домогацких, С.А. Фадеевой.
В рамках исследования «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста» И.В. Груздова рассматривает эмоциональную отзывчивость на музыку как формируемое личностное качество ребенка, необходимое для развития ценностного отношения к музыке. Автор приходит к выводу, что именно эмоциональная отзывчивость на музыку выступает базисом в развитии музыкальной культуры ребенка младшего дошкольного возраста. В раннем дошкольном возрасте у ребенка преобладает эмоциональное восприятие музыки, а позднее - более осознанные эмоциональные оценки. В этом случае «эмоциональная отзывчивость, как личностное качество, предполагает единство переживания, познания и проявления положительного эмоционально-оценочного отношения к музыке, опосредованного музыкальным опытом ребенка» [2] отмечает И.В. Груздо-ва. С целью развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей младшего дошкольного возраста применялась программа «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, в процессе применения которой выявились положи-
тельные результаты. Исходя из этого, И.В. Груздова в своей работе утверждает, что начала музыкальной культуры важно развивать уже в младшем дошкольном возрасте на основе развития эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкального мышления и воображения в различных видах музыкальной деятельности, доступных возрасту ребенка.
Боякова Е.В., характеризуя сущность и педагогические условия развития интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста, выявила его особенности. Автор в своей работе указывает на интерес как предпосылку формирования основ музыкальной культуры дошкольников и называет его формируемым личностным качеством, «содержанием которого является в различной степени осознанное ценностное отношение к музыке» [1]. Особенно важным в рамках данного исследования является то, что интерес к музыке у детей развивается в опоре на эмоциональную отзывчивость на музыку и музыкальное мышление. Основополагающим является эмоциональный компонент, который в процессе восприятия музыки у детей вытесняет волевой. Боякова Е.В. делает вывод, что интерес к музыке у детей старшего дошкольного возраста проявляется прежде всего через эмоциональную отзывчивость.
Исследуя процесс формирования оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста, С.А. Фадеева [7] приходит в своей работе к важному выводу. Она доказывает, что оценочное отношение к музыке является личностным качеством ребенка, способным формироваться в опоре на эмоциональную отзывчивость на музыку. По мнению автора, оценочное отношение выступает как одномоментный эмоционально-интеллектуальный оценочный процесс, в котором эмоция характеризуется основой и условием для формирования музыкальной культуры ребенка.
Следует обратить внимание на исследование В.В. Домогацих «Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста». По справедливому замечанию автора синтез искусств является эффективным средством формирования основ художественной культуры дошкольника. В исследовании рассматривается проблема комплексного применения музыкального и изобразительного искусства в целях эстетического развития дошкольников. В своей работе В.В. Домогацких цветомузыкальное восприятие характеризует как «способность соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета, проявляющееся в специфической художественной деятельности, в которой на базе всех компонентов эстетического сознания (эстетических эмоций, интереса, вкуса, идеальных представлений о красоте) осуществляется становление эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, как основы художественной культуры» [3]. Автор отмечает, что в основе восприятия музыкальных и цветовых образов у детей старшего дошкольного возраста является эмоциональная отзывчивость на произведения искусства.
Анализ современных работ показывает, что проблема развития основ музыкальной культуры дошкольников является актуальной и своевременной. Исследуя различные компоненты музыкально-эстетического сознания, авторы относят их к формируемым личностным качествам ребенка и отмечают значимость эмоциональной отзывчивости на музыку в их структуре.
Экспериментально доказано, что система формирования основ музыкальной культуры дошкольников, созданная О.П. Радыновой, имеет огромный развивающий эффект. Чтобы сформировать основы музыкальной культуры у ребенка педагогам, воспитателям необходимо самим иметь достаточный уровень музыкальной культуры, в том числе профессиональной музыкальной компетентности. Большое внимание вопросам подготовки специалиста - музыканта для работы в дошкольном учреждении уделено в исследованиях О.П. Радыновой. Изучая знания, умения, качества личности, необходимые музыкальному руководителю и воспитателю для работы с детьми, исследователь анализирует особенности функций их деятельности. Автор отмечает, что основополагающей функцией деятельности педагога-музыканта дошкольного учреждения является ориентационная, поскольку первостепенную значимость имеет развитие личности ребенка, его необходимые музыканту-педагогу в работе с детьми [4]. Это умение выбирать варианты интерпретации музыкальных произведений и умение пояснять эмоционально-образное содержание музыки. Однако умение пояснять эмоционально-образное содержание музыки необходимо и в деятельности будущего воспитателя. Умея применять образные сравнения, метафоры при анализе музыкального произведения, воспитатель может помочь детям чувствовать и понимать музыку.
Музыкальные произведения, систематизированные в программе «Музыкальные шедевры», являются доступными для ребенка дошкольного возраста, благодаря «соответствию эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка» [4]. «Творческое слышание музыки» помогает ребенку творчески проявлять себя в разных видах и формах музыкальной деятельности. Поэтому система, основанная на принципах: тематическом, концентрическом, контрастного сопоставления репертуара, адаптивности, синкретизма, способствует формированию эмоционально-оценочного отношения к музыке и нахождению личностного смысла в ней.
Тематический принцип является основным в программе, так как раскрывает детям особенности музыки и поддерживает интерес к ней. Программу «Музыкальные шедевры» составляют шесть тем, повторяющихся при изучении новых произведений в каждой возрастной группе. Повторяемость тем позволяет выявить принцип цикличности или концентричности. Дети учатся применять усвоенные музыкальные знания в творческой деятельности, а также получают новые знания. Принцип контрастного сопоставления репертуара способствует развитию музыкального мышления, воображения,
проявлениям творчества при познании, осмыслении и оценки музыки. Применяя принцип адаптивности, педагог варьирует подбор репертуара, методы и формы обучения детей. Взаимовлияние различных видов искусств обеспечивает принцип синкретизма. «Творческое слышание» музыки способствует проявлению эмоционально-оценочного отношения к музыке и творческой активности детей.
В процессе формирования основ музыкальной культуры в программе «Музыкальные шедевры» рекомендуются как традиционные методы (наглядные, словесные, практические) с усложнением, так и методы контрастных сопоставлений произведений и уподобления характеру звучания музыки (О.П. Радынова). Применение этих методов способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, интереса, мышления, воображения, всех компонентов музыкально-эстетического сознания, а также выявлению смысла музыки, средств музыкальной выразительности.
Исследуя проблему формирования основ музыкальной культуры дошкольников, О.П. Радынова отмечает эффективность применения разных форм организации музыкальной деятельности. Автор уделяет особое внимание вариативной структуре разных занятий и другим формам работы с детьми в повседневной жизни детского сада и в семье. Радынова О.П. отмечает, что «именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем богаче его тезаурус, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление» [5]. В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве.
Список литературы:
1. Боякова Е.В. Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2001. - 17 с.
2. Груздова И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста: автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1998. - 16 с.
3. Домогацких В.В. Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. . канд. пед. наук. - М., 2000. - 16 с.
4. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: в 2 ч. Ч. 1. - М.: Владос, 1997. - 608 с.
5. Радынова О.П. Музыкально-художественная деятельность в детском саду: современные проблемы и решения // Справочник музыкального руководителя. - 2012. - № 2.
6. Теплов Б.И. Психология музыкальных способностей. - М.: 1947. -335 с.
7. Фадеева С.А. Развитие оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2001. -17 с.
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Прядка А.Ю.*
Детский сад комбинированного вида второй категории № 2, г. Таганрог
В статье описывается детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: детское экспериментирование, дети дошкольного возраста.
Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.
Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Приобретаемый поисковый опыт поможет в дальнейшем успешно развивать творческие способности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями исследовательская деятельность уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский. За использование метода экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Пестолоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.
* Воспитатель.