ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Звагольская Ю.В.
Звагольская Юлия Вадимовна - студент, кафедра музыкального образования, факультет искусств и дизайна, направление подготовки: музыкальная культура и образование, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Ключевые слова: интерес, старший дошкольник, музыка.
Интерес есть стремление к определенной деятельности.
По самой своей природе он динамичен, активен, отсутствие деятельности и интерес - это полное противоречие.
П.Ф. Каптерев
Во многих программах дошкольного образования выявлена необходимость формирования у детей ценностного отношения к окружающему миру посредством музыкального искусства. В ходе переосмысления многих аспектов социально-культурного развития общества и места в нем личности возникает возможность пересмотреть ряд проблем, которые связаны с музыкальным воспитанием детей дошкольного возраста, а именно проблему интереса к музыке.
Изучение проблемы интереса следует начать, прежде всего, с анализа различных определений «интереса», данных в научной литературе. В «Словаре русского языка» Ожегова С.И «интерес» связан с проявлением внимания к привлекательным или значительным явлениям.
В «Российской педагогической энциклопедии» понятие «интерес» трактуется с точки зрения познавательной направленности личности, как форма проявления познавательной потребности, предполагающей осознание целей деятельности. Интерес является стимулом приобретения знаний, расширения кругозора и способствует более полному отражению действительности.
М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова указывали, что «интерес» охватывает большое количество процессов. В теории обучения понятие интерес рассматривается как условие успешности педагогической работы (А.П. Усова,
A.В. Запорожец, К.Д. Ушинский, Т.С. Комарова, Н.Г. Морозова,
B.А. Сухомлинский, Г.И. Щукина и другие). Ученые отмечают огромное влияние интереса на качество учения, а плохое усвоение знаний связывают напрямую с отсутствием интереса и неумением педагогов пробудить его.
Известный российский психолог С.Л. Рубинштейн писал, что интерес является предпосылкой и результатом обучения. С одной стороны интерес служит средством повышения эффективности педагогической работы, а с другой - главной целью и задачей обучения.
В трудах Комаровой Тамары Семеновны говорится, что интерес способствует возникновению творческих проявлений ребенка и стимулирует развитие навыков художественной деятельности.
К числу важнейших проблем всех времен остается проблема воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста. В трудах Ветлугиной Н.А., Выготского Л.С, Кабалевского Д.Б, Кенеман А.В, А.Н. Леонтьева, Н.А. Метлова, В.И. Петрушина, О.П. Радыновой, Б.М. Теплова, Р.М. Чумичевой, В.Н. Шацкой и других подчеркивается важность и необходимость приобщения к культурному наследию детей с дошкольного возраста.
В трудах Апресян Г.З., Киященко Н.И, Лейзеров Н.Л интерес выступает базисным компонентом музыкально-эстетического сознания и отражает субъективное эстетическое отношение к музыке, основанное на эмоциональных и интеллектуальных проявлениях.
Ю.Б. Алиев среди задач музыкального образования дошкольников называл воспитание интереса к музыке, развитие эмоциональной сферы, становление социально-художественного опыта и приобщение к «золотому» музыкальному фонду [2; 57].
Разрабатывая вопросы обучения детей пению и развития певческих способностей, Стулова Г.П. отмечает, что процесс обучения пению будет воспитывающим и развивающим только при условии развития у детей положительного эмоционального отношения к процессу обучения и наличия интереса к данному виду музыкальной деятельности.
0.П. Радынова рассматривает интерес в структуре музыкально-эстетического сознания дошкольников. По ее утверждению, развитие данного качества ведет к формированию музыкальной культуры в целом. Одним из результатов воспитания интереса к музыке она называет приобретение ребенком первоначальных ценностных ориентации и развитие эстетического отношения к музыкальному искусству.
Интерес к музыке имеет динамичный характер. Интерес направляет психическую активность личности на интеллектуально и эмоционально значимые для него объекты. Существенной педагогической проблемой является изучение динамики интересов, их появление и угасания.
Появление интереса к музыке может быть вызвано внутренними переживаниями ребенка. В процессе музыкального развития ребенок является объектом и субъектом воспитания со всем присущим ему своеобразием. Исследователи связывают возникновение интереса к музыке у детей с состоянием удивления вызванного новизной услышанного, увиденного.
В учебно-воспитательном процессе развитие интереса определяется:
1. содержанием музыкального воспитания;
2. комплексом педагогических условий;
3. мастерством педагога.
При правильном педагогическом руководстве музыкальные интересы закладываются в раннем дошкольном возрасте. Но они кратковременные и неустойчивые, проявляются в виде эмоциональной отзывчивости на музыку. А в старшем дошкольном возрасте интересы сохраняют эмоциональный характер при возрастающей устойчивости и осознанности.
Музыкальные интересы дошкольника формируются по мере приобретения им музыкального опыта. Формирование и развитие музыкального опыты дают основу для ориентирования в традиционных музыкальных стилях и для восприятия интонаций. Умение выявлять жанровую основу и понимать эмоционально -содержательное назначение средств музыкальной выразительности позволяет предчувствовать движение музыки. Восприятие музыки основано на узнавании знакомого в незнакомом [11; 192].
Для развития интереса к музыке важно и накопление эмоционального опыта. Музыка является неким носителем эмоциональной информации. Содержание эмоционального опыта ребенка включает в себя непосредственные эмоциональные реакции на конкретное музыкальное произведение, способность произвольно восстанавливать в памяти уже пережитые чувства. Через сопереживание произведений музыкального искусства и освоения музыкального выражения ребенок приобретает опыт эмоционального общения. Накопление эмоционального опыта ведет к развитию эмоционального компонента интереса и влияет на становление личности ребенка, в общем.
Успешность решения задач формирования интереса к музыке у ребенка старшего дошкольного возраста предопределяется содержанием музыкального
62
воспитания. Долгое время основным требованием к музыкальным произведениям были идеологическая направленность и дидактизм. В современном детском саду стало необходимо создавать условия, в которых ребенок научится слышать музыку и находить в ней нечто для себя привлекательное. Успешность музыкального развития дошкольника зависит, прежде всего, от того, произведет ли на него музыка впечатление, заинтересует его или вызовет, наоборот, отрицательную реакцию и эмоции [6; 101].
Комарова Т.С. рекомендует при отборе художественных произведений ориентироваться на их ценность, для того чтобы помочь детям раскрыть мир прекрасного. Тамара Семеновна отмечает, что произведения должны вызывать у дошкольника эмоциональный отклик.
Гродзенская Н.Л. призывала учитывать художественную ценность и возможность активного усвоения. Она писала, что при слушании классических произведений, у ребенка постепенно вырабатывается умение ценить подлинно художественное произведение, умение отличать их от произведений нехудожественных».
На основе анализа методической, музыковедческой и научной литературы можно сделать вывод, что накопление музыкально-интонационного и эмоционального опыта восприятия является главным условием формирования интереса к музыке, а также поддержание интереса к музыке зависит от доступности музыкального материала пониманию слушателя (дошкольника).
Изучив труды отечественных и современных ученых, следует выделить педагогические условия формирования интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста.
1) Развитие интереса к музыке дошкольников должно опираться на классический репертуар, который несет в себе всю полноту жизненных и духовных ценностей и включающий музыку разных стилей и жанров. При подборе репертуара важно помнить и о возрастных особенностях старших дошкольников.
2) Развитию интеллектуального компонента интереса и осознанию образного содержания музыки способствует художественное слово. Например, высказывания педагога и дошкольников о музыкальном произведении. Использование слова в развитии интереса к музыке может рассматриваться как:
♦♦♦ метод словесного и полихудожественного уподобления характеру музыкального звучания. В рамках данного метода образное слово применяется как эмоционально-выразительное пояснение, определение характера музыки, отражающее смену настроений и интонаций;
♦♦♦ способ настраивания на восприятие музыки.
3) Применение игровых методов и приемов также способствует проявлению интереса у детей. Специфика музыкальной игры заключается в том, что дошкольник переживает игровую ситуацию, анализирует и выстраивает свое отношение к происходящему, опираясь на собственный чувственный опыт.
Игровой сюжет может выстраиваться как сказка или путешествие. Среди приемов активизации игровой деятельности можно использовать пластическое интонирование, создающее соисполнение музыки [8; 88].
4) Целенаправленное использование различных видов искусств в учебно -воспитательном процессе, что комплексно воздействует на чувства, мысли и представления ребенка. Живопись, литература стимулируют художественное творчество подрастающей личности и формируют понятия о красоте. Синтез искусств должен представлять собой соединение в интересах усиления образной выразительности, взаимодополнения различных искусств. Соединение искусств может осуществляться на основе одного художественного замысла и создавать условия для открытия нового в произведениях искусства, стимулировать возникновение ярких эмоций, творчество воображения и мышления [8; 58].
Таким образом, интерес — это формирующееся личностное качество. Оно развивается на основе эмоциональной отзывчивости на музыку и проявляется у дошкольника тогда, когда музыкальное звучание имеет для ребенка личностный смысл. Музыкальный интерес выступает в роли регулятора музыкальной деятельности. Развитие интереса в дошкольном возрасте может послужить предпосылкой становления элементов музыкально-эстетического сознания (эстетическая потребность, вкус, представления о красоте).
Список литературы
1. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 2014. 183 с.
2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Владос, 2002.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. М.: Просвещение, 1981.
4. ГлушковВ.М. Основы безбумажной информатики [Текст].
5. Глушков В.М. Изд. 2-е. М.: Наука, 1987.
6. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]: учеб. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / О.П. Радынова, А.И. Катинен, М.Л. Палавандашвили. М., 1998.
7. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа музыкального развития дошкольников [Текст] / О. П. Радынова. М.: МИГУ, 1997.
8. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. [Текст] / под ред. Л.А. Венгера / науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Аккад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1986.
9. Свириденко С.С. Современные информационные технологии [Текст] / С.С. Свириденко. М.: Радио и связь, 1989.
10. Советов Б.Я. Информационная технология [Текст] / Б.Я. Советов. М.: Высшая школа, 1992.
11. Торшилова Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3 - 7 лет (теория и диагностика) [Текст] / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. Екатеренбург: Деловая книга, 2001.