———UT<I УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Р.Н. ЛАУШКИНА
аспирант кафедры эстетического воспитания Московского педагогического государственного университета, старший преподаватель кафедры хорового дирижирования Орловского государственного института искусств и культуры E-mail: [email protected] Тел. 8 920 806 16 22
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВЗАИМОСВЯЗИ РАЗНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА
В статье рассматриваются вопросы развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей старшего дошкольного возраста на основе взаимосвязи разных видов искусства. Раскрываются особенности влияния произведений живописи и литературы на процесс осмысления ребенком сложного абстрактного содержания музыки. Выделяются подходы к толкованию значения эмоциональной отзывчивости на музыку, анализируется роль межпредметных тематических связей в развитии данного качества. Особое внимание уделяется описанию методики, направленной на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников. Подробно освещаются содержание и результаты проведения с детьми экспериментальной работы. Статья будет интересна педагогам детских садов.
Ключевые слова: эмоциональная отзывчивость на музыку, эмоции, взаимосвязь разных видов искусства, качество личности, способность, межпредметные связи, игровая деятельность, творчество.
Музыкальное воспитание детей старшего дошкольного возраста осуществляется эффективно в том случае, если оно основывается на развитии определенных способностей, обеспечивающих не только приобщение ребенка к музыке, но и его увлеченность процессом музыкального переживания. Одна из таких способностей - эмоциональная отзывчивость на музыку - активно изучается сегодня в научных исследованиях, рассматривающих различные аспекты формирования музыкальной культуры детской личности. Мы считаем, что развитие эмоциональной отзывчивости на музыку играет важнейшую роль в музыкальном воспитании дошкольников. В данной статье нами отражены наиболее оптимальные условия развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей старшего дошкольного возраста средствами взаимосвязи разных видов искусства.
В современной педагогике эмоциональная отзывчивость на музыку рассматривается как важнейшая музыкальная способность, тесно связанная с развитием у ребенка эмоциональной отзывчивости в жизни, с воспитанием у него таких качеств, как доброта, милосердие, сочувствие, любовь к другому человеку. Кроме того, эмоциональная отзывчивость на музыку выступает главным признаком музыкальности - комплекса специальных способностей, необходимых для занятий музыкальной деятельностью (Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, К.В. Тарасова, и др.).
© Р.Н. Лаушкина
Основу эмоциональной отзывчивости на музыку составляют эмоции, принадлежащие к разряду эстетических. Данные эмоции оказывают непосредственное влияние на работу человеческого сознания, поэтому их часто называют эмоциями, просветленные разумом, или суть умными эмоциями. Побудительная сторона этих эмоций находит выражение в эмоциональной отзывчивости на музыку, которая рассматривается нами как значимое качество личности ребенка, проявляющееся в его способности эмоционально-осознанно переживать содержание музыкального произведения.
Благоприятным условием, влияющим на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, является музыкальный опыт, который можно эффективно обогащать посредством взаимосвязи разных видов искусства.
Известно, что отдельный вид искусства отражает специфику и содержание лишь одного способа художественного освоения мира с присущим ему предметным носителем образности. Взаимосвязь разных видов искусства дает возможность воссоздать в полной мере художественную картину мира как целостную систему образных представлений человека об окружающей действительности. Так, изобразительные искусства помогают представить бесконечное богатство конкретных форм существования материального мира и бытия предметных явлений природы. Искусства слова и музыки раскрывают внешнее через внутреннее, материальное
через духовное. Их языки выражают эмоциональные и мыслительные процессы и лишь опосредованно могут изображать.
Среди многообразия видов искусства нами выделяются музыка и литература - искусства произнесения, а также живопись и пластика - искусства «немые», с образами, зрительно выявленными (по классификации Б.В.Асафьева). Взаимосвязь между данными видами искусства осуществляется на основе отражения действительности в художественно-образной форме, эмоциональности и интонационного родства художественных образов, соответствия средств их воплощения.
Музыка из всех видов искусства отличается своей спецификой. Ей свойственна абстрактность, бессюжетность. Отсутствие в музыке чисто информирующей функции заставляет ребенка подсознательно стремиться к расшифровке таинственной и многозначной для него сущности. Е.В. Назайкинский связывает понимание музыкального произведения с проявлением особого рода способности, которая позволяет человеку «угадать», определить через сферу эмоций и чувств взятое из действительности жизненное явление [4]. Важнейшим фактором развития такой способности у детей дошкольного возраста является двигательный опыт, выступающий в синкретическом единстве с опытом интонационномузыкальным и опирающийся на речь, игру, танец - синтетические виды искусства.
Образ музыки воспринимается детьми как образ движения. Через движение ребенок не просто получает информацию о характере музыкального переживания, но и погружается в определенное этим характером эмоциональное состояние. Под воздействием музыки у детей возникают эмоциональнодвигательные реакции, которые делятся на четыре типа: сосредоточение (неподвижность позы, оцепенение), двигательные реакции (подражательные и неподражательные), вокализации (вскрики, возгласы, подпевание) и собственно эмоциональные реакции (улыбка, смех). Внутреннее «проигрывание» музыки и рождение движений, воспроизводящих ее характер, пробуждает у дошкольников эмоциональную отзывчивость на музыку, которая может довольно успешно развиваться благодаря использованию разнообразных форм исполнительской интерпретации - активных жестов, пластического интонирования, свободного «дирижирования» и т.д. Выполнение детьми движений, основанных на отражении слышимой в музыке интонации и внутреннем ощущении ее звучания, помогает не только усилить музыкально-эмоциональное воздействие, но и развить представления о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной
речи. Большую роль при этом играет приобретение дошкольниками навыков и умений согласовывать движения с музыкой, ее характером и настроением. Кроме того, эффективное действие может оказать употребление педагогом образных слов, пояснений, ярких сравнений, стихотворных текстов.
В научных работах по педагогике нередко говорится о том, что общение детей с музыкой должно подразумевать эмоциональную осознанность её содержания, понимание основной идеи музыкального произведения, осмысление его художественной формы, более глубокое сопереживание образам. Неслучайно Л.С. Выготский считает, что восприятие произведений искусства является «эмоционально - аффективными актами мысли» [1]. Все это дает нам основание утверждать, что проявления эмоциональной отзывчивости на музыку невозможны без участия мышления, без осознания и понимания того, что детьми воспринимается.
К старшему дошкольному возрасту эмоциональная сфера ребенка значительно обогащается, и это имеет большое значение для развития его эмоциональной отзывчивости на музыку. Но следует иметь в виду то, что абсолютизация эмоционального часто приводит к отрицанию осознания музыкальных явлений, а абсолютизация сознательного, наоборот, - к отрицанию эстетического начала.
Единство эмоционального и рационального -это неотъемлемый атрибут музыкального восприятия. Для того чтобы ребенок смог лучше понять и эмоционально пережить содержание музыкального произведения, педагогу необходимо включать в музыкальные занятия слушание сказок и художественных рассказов, драматизированные игры, лепку, рисование и т.д.
В некоторых теоретических положениях по музыкальной педагогике указывается на то, что процесс воспитания у детей эмоциональной отзывчивости на музыку требует тщательного внимания к анализу отдельных средств музыкальной выразительности. Неслучайно Б.М. Теплов отмечал, что эмоциональная отзывчивость на музыку предполагает тонкое, дифференцированное «слышание» музыки, восприятие «самой» звуковой ткани произведения [6]. Действительно, каждое из средств музыкальной выразительности несет в себе определенную информацию, которая необходима ребенку для понимания смысла музыки. При этом следует отметить то, что выяснение выразительной роли отдельных музыкальных средств должно проводиться педагогом не изолированно, «а в их взаимосвязях» для того, чтобы раскрыть воспринимаемый образ более разносторонне и глубоко, сохранив целостность, эмоциональность восприятия.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Доказано, что наиболее сильную эмоциональную отзывчивость вызывает у дошкольника тот музыкальный образ, который становится для него конкретным и понятным благодаря сочетанию средств музыкальной выразительности с поэтическим словом (в песне), сюжетом (в программной музыке), действием (драматизированной игре, танце). Весьма полезно рассматривать в процессе слушания музыки репродукции картин, однако совсем нежелательно использовать их для иллюстрирования музыкальных произведений. Важно, чтобы внимание ребенка было направлено непосредственно на музыку - искусство, преимущественно, выразительное, а не изобразительное, и эта специфика должна быть детям донесена.
Известный исследователь в области современной дошкольной педагогики О.П. Радынова отмечает то, что языки музыки, живописи, художественного слова постигаются по основанию, которое представляет собой эмоцию, переживание, чувственный образ. Осваивая семантику произведений разных видов искусства, дошкольник в результате понимает заложенный в них выразительный смысл, который во многом раскрывается благодаря накоплению жизненного и музыкального опыта [5].
Воздействие одного искусства для познания другого - эффективное средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на музыку. Так, наглядная и смысловая конкретность произведений живописи и литературы, оказывая непосредственное влияние на работу сознания ребенка, помогают ему ярче представить многогранное образное содержание музыки.
Искусство объединяет в себе различные формы человеческого познания и общественной деятельности, которая имеет множество разновидностей, необходимых для художественно-образного воплощения всей окружающей действительности. А.Н. Леонтьев считает, что искусство - это деятельность, отвечающая задаче открытия, выражения и коммуникации личностного смысла действительности [3]. М.С. Каган объединяет в структуру искусства четыре вида деятельности - познавательный, ценностно-ориентационный, преобразовательный и коммуникативный. В результате их совпадения образуется пятый вид - художественная деятельность, формирующаяся как одна из самых ранних, имеющая синкретический характер, который активно раскрывается именно в дошкольный период, когда искусство детей, будучи одновременно познанием, оценкой, преобразованием действительности и формой общения, предшествует «чисто» познавательной и «чисто» ценностной деятельностям человека [2].
Возраст от 3 до 7 лет - эстетический период
жизни детей, отличающийся господством синкретической игровой деятельности. В это время игра является основным видом активности дошкольника. В игре ребенок может успешно осваивать социальный опыт, а также воспроизводить, творчески комбинировать явления окружающей жизни.
Игра имеет родственную связь с искусством. Именно в играх воссоздаются социальные взаимоотношения между людьми вне условий их утилитарной деятельности. Это и определяет родство игры и искусства, которое своими особыми художественными средствами интерпретирует многие стороны человеческого бытия. В дошкольном возрасте происходит замещение развернутых форм игровой деятельности из жизни взрослых разнообразными формами искусства. Таким образом, в процессе игр ребенок получает возможность не просто проникнуть в сущность человеческих взаимоотношений, но и почерпнуть духовный опыт многих поколений, заключенный в произведениях разных видов искусства.
Выражение детьми собственных переживаний через игру оказывает положительное влияние на развитие их эмоциональной отзывчивости на музыку. Дело в том, что участие в играх помогает дошкольникам «дочувствовать» то, что ими было уже пережито во время восприятия музыкального произведения. Кроме того, в играх у ребенка активизируется творческий поиск средств подражания тому или иному образу, что, в свою очередь, усиливает проявления у детей интереса к музыке и другим видам искусства, потребности в художественном творчестве.
В дошкольном возрасте из общей синкретической игры постепенно образуются самостоятельные виды детского творчества: рисование, драматизация, сочинение. Каждый из этих видов не существует отдельно от остальных, а впитывает и вбирает в себя элементы других видов. Поэтому на музыкальных занятиях весьма целесообразно обращаться к опыту синкретической деятельности дошкольников, а также к образам зрительного, моторного и тактильного восприятия как к средствам развития у них эмоциональной отзывчивости на музыку.
В игровой, изобразительной деятельности, словесном творчестве дети, как правило, передают те события и объекты, которые их впечатляют, эмоционально захватывают. При воспроизведении ребенком услышанного в процессе чтения сказки, в рисовании, ролевой игре впервые проявляются элементы творческого воображения.
Активное воспитание художественно-творческих навыков способствует развитию у дошкольников эмоциональной отзывчивости на музыку. Подчеркивая взаимообратимость путей развития
^£^^ЕДАГОГПКАП^СП\ОЛОГПЯ^£4^^
от способности к действию и от действия к способности, заметим, что проявления эмоциональной отзывчивости на музыку располагают ребенка к дальнейшему творчеству, к ожиданию и радостному удовлетворению результатами своей деятельности. Занятия творчеством стимулирует у детей работу воображения на основе их прежнего опыта, так как этот опыт представляет собой материал, из которого возникают фантазии. Чем старше дошкольник, тем богаче становится его творческий и эмоциональный опыт, который уже намного полнее отражается и в играх, и в различных видах художественной деятельности, и в характере возникающих в воображении ребенка образов (музыкальных, литературных, графических).
При занятиях детским творчеством необходимо, во-первых, раскрыть индивидуальность каждого ребенка, его специфических методов преобразования действительности, во-вторых, стимулировать проявления у детей самостоятельности и активности в овладении ими новым образцом на основе уже накопленного опыта.
Игры, рисование, лепка, театрализованная, конструктивная и музыкальная деятельность эффективно влияют как на формирование творческих способностей ребенка, так и на развитие его эмоциональной отзывчивости к специфическим воздействиям разных видов искусства. Общение с музыкой, произведениями живописи и литературы непосредственно вызывает у дошкольника разнообразные эстетические переживания: радость, эмоциональную отзывчивость, волнение, восхищение, особую заинтересованность. Однако в отдельных случаях ценность таких переживаний настолько возрастает, что переходит в «способность-потребность» воплощать их в художественной форме. Для создания выразительного образа, который действительно воплотил бы в себе ценности эстетического переживания, ребенку необходимо целенаправленно преобразовывать собственный индивидуальный опыт, то есть занять позицию художника-творца по отношению к материалу того или другого вида искусства, найти соответствующие своему замыслу цветовые, языковые, музыкальные средства. Примерами применения определенных выразительных средств, необходимых для творческого воплощения того или иного образа, могут служить произведения разных видов искусства. Их использование на музыкальных занятиях помогает стимулировать у дошкольников эмоциональную отзывчивость на музыку. Одним из важнейших условий развития данной способности у детей старшего дошкольного возраста является обогащение музыкального опыта на основе взаи-
мосвязи разных видов искусства.
Для того чтобы более широко раскрыть возможности взаимосвязи разных видов искусства в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников, рассмотрим вопрос о межпредметных связях и тематическом подходе к их использованию в процессе музыкальных занятий.
Данные научной литературы свидетельствуют о существовании двух различных позиций к разработке тематического подхода. Одна из них предлагает группировку музыкального материала по темам, направленным на изучение особенностей музыкального языка как специфической формы отражения окружающей действительности. При этом особое внимание уделяется использованию на музыкальных занятиях произведений живописи и литературы во взаимосвязи с музыкой - объектом познания, процесс которого призван содействовать эмоциональному соотнесению явлений искусства с субъективным миром художественных переживаний ребенка. Другая позиция к разработке тематизма основывается на взаимодействии музыки и различных форм отражения окружающей действительности. В данном случае формулировка тем отражает ту или иную грань жизненного опыта ребенка и всего общества в целом.
Нередко встречаются критические замечания об использовании тематизма. В них показано, что тематическая направленность учебного материала не может дать ребенку всю полноту лично важной для него информации, так как для этого необходимо осознание музыкального искусства в конкретном историко-культурном контексте.
На наш взгляд, использование межпредметных тематических связей помогает детям не только осознать художественно-эстетические закономерности музыкального искусства, но и понять взаимосвязь музыки с другими видами искусства. При этом важно отметить, что общие темы, затрагиваемые в разных видах искусства, позволяют каждому из них раскрыть отдельную грань какого-либо явления или процесса, а в целом и всю рассматриваемую в ком -плексе проблему.
Большая роль при использовании межпредметных тематических связей принадлежит комплексному подходу, который предполагает осмысление всех видов деятельности дошкольников так, чтобы один вид деятельности обогащал другой, и каждое занятие музыкой являлось неотъемлемым звеном целостного процесса музыкального воспитания. Кроме того, комплексность помогает значительно усилить переживание эмоционально-смыслового содержания музыкального произведения и тем самым способствует развитию эмоциональной от-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
зывчивости на музыку у старших дошкольников. Поэтому в качестве второго условия развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста выступает организация комплексных музыкальных занятий, включающих в себя различные виды художественно -эстетической деятельности детей (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, музыкально-игровой).
Обращение к взаимосвязи разных видов искусства предоставляет широкие возможности для поиска специальных методов и приемов, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста. В дошкольной и школьной педагогике спектр используемых методов достаточно обширен. Остановимся подробнее на методах, которые станут основой для нашей дальнейшей работы.
Метод сравнения углубляет осознание отдельных элементов музыкального языка (регистров, жанров, формы, тембров, высоты звуков и т.д.), позволяет лучше услышать и понять особенности музыкального произведения, что, на наш взгляд, чрезвычайно важно для развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста.
На музыкальных занятиях метод сравнения выступает в самых различных модификациях. Так, в программе «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой довольно широко используется метод контрастных сопоставлений, который, по словам автора, помогает активизировать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку. Исследователем предлагаются различные типы контрастных сопоставлений - контрастные произведения одного жанра, пьесы с одинаковыми названиями, контрастные произведения в пределах одного настроения, сравнение близких и различных по содержанию произведений разных видов искусства [4].
Метод зрительной наглядности способствует обогащению музыкального опыта дошкольников зрительными ассоциациями и конкретными образами. Применение зрительной наглядности на музыкальных занятиях (просмотр репродукций картин, рисунков, иллюстраций) помогает детям проникнуть в эмоционально-образное содержание музыки, а также активизирует их собственно музыкальную деятельность. При использовании зрительной наглядности необходимо учитывать два существенных момента - конкретную роль наглядного материала, которую он должен выполнять в усвоении, и отношение содержания данного наглядного материала к содержанию материала, подлежащего усвоению. Однако следует иметь в виду, что акцент на зрительную наглядность, подчеркивание
в музыкальном произведении звукоизобразительных элементов, как бы доступных для восприятия старших дошкольников, нередко уводит их от осознания сущности самой музыки. Поэтому, применяя зрительную наглядность с целью развития у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, важно соблюдать гармонию во взаимосвязи метода зрительной наглядности с наглядно-слуховым и практическим методами.
Метод моделирования эмоционально-образного содержания музыки основывается на применении изобразительно-выразительных средств живописи и литературы с целью конкретизации эмоциональнообразного содержания музыки. В качестве зрительных моделей используются репродукции картин известных художников. При их подборе учитывается цветовое решение каждой картины, так как оно относится к средству, передающему определенное настроение: теплые тона (пурпурный, красный, оранжевый, золотистый, желтый) воспринимаются как активные, возбуждающие; холодные тона (фиолетовый, синий, зеленый, белый) - как спокойные, умиротворяющие; яркое контрастное сочетание цветов вызывает чувство сильной радости, создает атмосферу праздника. Сюжеты картин подбираются в соответствии с жизненным опытом детей, понятными им ситуациями и чувствами. Нагляднослуховым материалом выступают отрывки из поэм и стихотворения русских поэтов, образцы устного народного творчества. Таким образом, моделирование ребенком эмоционально-образного содержания музыкального произведения как бы «обрастает» моделями средств разных видов искусства, образуя при этом качественно новую модель, опирающуюся на взаимосвязь музыки, живописи и литературы.
Метод размышления детей о музыке предлагает разрешение поставленных вопросов в форме кратких бесед, построенных по типу ситуаций целенаправленного общения, в которых обязательно должны присутствовать три неразрывно связанных между собой момента:
• четко сформированная педагогом задача;
• ее совместное с детьми решение;
• окончательный вывод, который должны самостоятельно осознать дети.
В основе метода размышления о музыке лежит столкновение различных мнений, которое приводит ребенка к открытию новых или пониманию известных истин, например, о соотношении средств выразительности и изобразительности, о различных гранях интонации, о композиционных закономерностях музыкальной формы.
Ценным для нашего исследования является метод содержательного освоения музыки, включаю-
щий в себя несколько этапов:
• накопление музыкально-слуховых впечатлений;
• постепенное внедрение в сознание слушателей основных соотношений звуковых элементов, организующих музыкальное движение;
• воспроизведение музыки как способ активного обогащения музыкально-слухового тезауруса, воспитания музыкального сознания;
• творчество как высший вид самодеятельности, помогающий овладению музыкальным материалом.
Метод творческих заданий характеризуется общими интересами как для ребенка, так и для педагога, то есть, и воспитатель, и воспитуемые в процессе творческой деятельности имеют роли «соавторов». При этом педагогу важно уметь угадывать и превращать в тему творчества доминирующие образы детской фантазии, а также искать вместе с дошкольниками средства их реализации.
В исследовании мы обращались к различным видам творческих заданий, таким как: песенные импровизации, вокализация тем инструментальных сочинений с использованием текста русской народной песни, «озвучивание» произведений изобразительного искусства, импровизации на детских музыкальных инструментах, создание рисунков о музыке, сочинение сказок о музыкальных персонажах, инсценирование музыкальных произведений, создание музыкально-игровых композиций.
Все вышеперечисленные методы были использованы нами при разработке специальной методики развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста на основе использования средств взаимосвязи между разными видами искусства. Данная методика включала в себя три этапа. Эмоционально-ориентирующий (поисковый) этап способствовал введению детей в мир эмоций, формированию у них представлений о чувствах, легко узнаваемых в жизни и искусстве, стимулировал возникновение адекватных переживаний, вызванных общением с разнохарактерными произведениями музыки, живописи и литературы. Эмоционально-смысловой этап
был направлен на постижение детьми интонационных, выразительно-изобразительных возможностей музыкального языка, ознакомление со средствами музыкальной выразительности и поиски адекватных средств передачи музыкально-эстетических эмоций. Эмоционально-творческий этап активизировал проявления эмоциональной отзывчивости на музыку в музыкально-игровой деятельности; обеспечивал самостоятельный творческий поиск детьми средств и способов эмоционально-образного выражения в рисунке, пластике движений, мимике, жестах, песне, драматизации.
Разработанная методика была успешно апробирована в ходе экспериментальной работы. В этой работе приняло участие 47 детей старшего дошкольного возраста ДОУ №5 г. Орла.
По результатам анализа эксперимента следует отметить, что обогащение опыта музыкального восприятия на основе взаимосвязи разных видов искусства существенно повлияло на динамику развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста.
Эффективность методики проведения комплексных занятий с применением специально отобранных методов и приемов, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста, была полностью подтверждена.
Доказаны возможности использования взаимосвязи разных видов искусства как средства развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, подтвердилась эффективность педагогических условий, обеспечивающих развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа показала, что реализация выявленных педагогических условий и применение методики, разработанной на основе использования взаимосвязи разных видов искусства, способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста.
Библиографический список
1. Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов/н/Дону: Феникс, 1998. 479с.
2. КаганМ.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. С.120-126.
3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах, т.11. Под. ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1983. С.237.
4. Назайкинский Е.В. Пространственные компоненты в восприятии музыки. О психологии музыкального восприятия. М: Музыка, 1972. С. 181.
5. Радынова О.А. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.С. 8, 17.
6. ТепловБ.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Издательство АПН РСФСР, 1947. С. 14-17; 37.
---------=—=ТГ'35КТГ====-------------------------------------
———UT<I УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
R.N. LAUSHKINA
THE PEDAGOGICAL CONDITION OF DEVELOPMENT THE EMOTIONAL RESPONSIVENESSON MUSIC OF ELDER CHILDREN UNDER SCHOOL AGE BY DIFFERENT KINDS OF ART
The questions of the development of emotional responsiveness on music of elder children under school age on the basis of intercommunication of different kinds of art are examined in the article. The peculiarities of the influence of the works ofpainting and literature on the process understanding of the child the complicated abstract sense of music are explained. Different kinds of approaches of interpretation of meaning the emotional responsiveness on music are given. The role of inter-subjects thematic connections in the development of the given quality is analyzed. The main attention is paid to the description of the methodic directing for the development of the emotional responsiveness on music of elder children under school age. The substance and results carrying out the experimental work with children is given. The article will be of great interest for teachers of kindergartens.
Key words: emotional responsiveness on music, emotions, the intercommunication of different kinds of art, the quality of personality, the ability, the inter-subjects connections, game activities, the creation.