Научная статья на тему 'Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкальных занятий'

Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкальных занятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3252
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ / УРОВНИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрченко Любовь Григорьевна, Корнейшикова Наталья Вячеславовна

В исследовании дается обоснование эффективности развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкальных занятий. Описаны результаты диагностики уровней творческого развития детей в музыкальной деятельности до и после проведения комплекса музыкальных занятий. Подтверждено,что во время комплексных занятий с использованием различных форм творческой деятельности в значительной степени повышается активность детей, т.к. поставленные педагогом задачи предполагают свободу выбора средств и действий в ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрченко Любовь Григорьевна, Корнейшикова Наталья Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкальных занятий»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

Для выявления влияния чрезмерного увлечения компьютерными играми на представление о Я-реальном и Я-идеальном, был проведен тест различий между идеальным и реальным Я. Г. М. Батлера и Г. В. Хайга (рис. 5).

Очень сильное Сильное Умеренное Слабое

Рисунок 5 - Результаты проведения теста различий между идеальным и реальным Я. Г. М. Батлера и

Г. В. Хайга (%)

При анализе процентного соотношения шкал гистограммы, мы наблюдаем существенное превалирование сильного 38% и очень сильного 35% различия между Я-реальным и Я-идеальным, что говорит о низкой самооценке и подтверждает вероятность выбора виртуального персонажа в соответствии со своим представлением о Я-идеальном. Совпадение желаемых качеств в виртуальном герое у компьютерных игровых аддиктов, влияет на процесс персонификации с персонажем, что может привести к эго-распаду на Я-виртуальное и Я-реальное [1]. Данный фактор отражает одну из основных причин привлекающих подростка в компьютерной игре и влияет на частоту и продолжительность процесса игры. Список использованной литературы

1. Иванов М. С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека [Электронный ресурс] / М. С. Иванов // Флогистон. - 2002. - Режим доступа: http://flogiston. ru/articles/netpsy/gameaddict2.

2. О вреде некоторых компьютерных игр [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.pravda-tv.ru/2009/04/25/993.

3. Sherry, J. L. The effects of violent video games on aggression a meta-analysis. / J. L. Sherry // Human Communication Research - 2001. - Vol. 27. - No. 3. - Р. 409-431.

© Филатова Т. П., 2016

УДК 159.99

Юрченко Любовь Григорьевна

канд. психол. наук, доцент филиала КубГУ, г.Славянск-на-Кубани, РФ E-mail: yurchenko_lubov@mail.ru Корнейшикова Наталья Вячеславовна Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №24 г.Славянск-на-Кубани, РФ E-mail: natasha_koren44@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Аннотация

В исследовании дается обоснование эффективности развития творческих способностей детей

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

дошкольного возраста средствами музыкальных занятий.

Описаны результаты диагностики уровней творческого развития детей в музыкальной деятельности до и после проведения комплекса музыкальных занятий. Подтверждено,что во время комплексных занятий с использованием различных форм творческой деятельности в значительной степени повышается активность детей, т.к. поставленные педагогом задачи предполагают свободу выбора средств и действий в ее реализации.

Ключевые слова:

творческие способности; комплексные занятия; уровни творческого развития; способности дошкольников.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством музыкальное искусство выполняет важнейшую социальную функцию.

Развитие творческих способностей детей в учебно- воспитательном процессе является важнейшим требованием нового образовательного стандарта. В становлении личности ребенка, в развитии его творческих способностей неоценима роль музыкальной деятельности, при помощи которой ребенок воспринимает окружающий его мир и формируется как творчески мыслящая личность.

Музыка, театр, художественная литература, изобразительное искусство, способны воздействовать на душу ребенка, на его эмоциональные и нравственно-духовные переживания, преобразовывать окружающий мир, вести к активному мышлению, приобщать к духовному опыту человечества и выполнять важную социальную и воспитательную функцию.

Существенный вклад в развитие вопросов музыкального обучения и воспитания дошкольников внесли исследования профессора Н.А. Ветлугиной и ее учеников (И.Л. Дзержинской, А.И. Катинене, А.И. Вайчене, Л.Н. Комиссаровой, М.А. Медведевой, О.П. Радыновой и др.), в которых велся активный поиск новых форм и методов обучения детей на музыкальных занятиях.

Именно поэтому исследование было посвящено актуальной теме развития творческих способностей дошкольников в процессе комплексных музыкальных занятий.

Цель исследования: изучение особенностей развития творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных занятий.

В многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных психологов отмечается, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для творческого развития и творческие способности являются скорее особенностью психического развития детей дошкольного возраста, нежели их индивидуальной характеристикой.

Мы предположили, что процесс творческого развития дошкольников будет более эффективным, если в процессе деятельности будут использованы возможности творческих занятий, проводимых в форме комплексных музыкальных занятий.

Во время комплексных занятий в значительной степени повышается активность детей, т.к. поставленные педагогом задачи предполагают свободу выбора средств и действий в ее реализации. Творческие занятия раскрепощают самых застенчивых детей, дают возможность детям почувствовать себя сопричастными ко всему, что происходит во время проводимых музыкальных действий, свободно выражают свои эмоции, радуются результатам коллективного труда. На комплексных занятиях царит особая творческая атмосфера. Изменяются взаимоотношения между детьми и между детьми и педагогом. Они становятся взаимоотношениями партнерства.

Такие комплексные занятия способствуют воспитанию духовно-нравственных и эстетических чувств, способности выражать себя и ориентироваться в окружающем мире. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для дошкольников.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

Исследования проводилось на базе МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №24 г.Славянска-на-Кубани.

В исследовании участвовали старшие дошкольники в количестве 30 человек.

Музыкальные занятия имеют свою специфику. Они отличаются от других занятий прежде всего своей структурой. В нее входят сразу несколько видов музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально- ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, ознакомление с элементами музыкальной грамоты.

Наше исследование строилось на предположении о том, что применение разнообразных типов музыкальных занятий в определенной системе позволит сделать процесс музыкального воспитания дошкольников более эффективным.

На начальном этапе с целью выявления уровня творческого развития дошкольников была проведена диагностика с помощью анкетирования и диагностической методики творческого развития в музыкальной деятельности, в основе которой использовались работы К. В. Тарасовой [3].

Диагностика предполагала выявление уровня развития творческих способностей в музыкально-ритмическом движении, в композиционном творчестве, импровизации, в пении, в игре на детских музыкальных

инструментах, сочинении ритмических рисунков, выявлении способности к творческому восприятию музыкального произведения.

Если ребёнок затруднялся рисовать или импровизировать, то предлагалось просто выразить словами то, что он услышал, почувствовал.

В результате суммирования полученных баллов по каждому упражнению нами было выявлено, что значительная часть детей дошкольного возраста показала в целом средний уровень творческого развития и незначительная часть детей высокий и низкий уровень .

60 50 40 30 20 10

-

t

□ высокий

□ средний

□ низкий

Уровни

развития

Рисунок 1 - Уровни творческого развития детей в музыкальной деятельности до проведения

комплексных занятий.

Проведение диагностического исследования позволило оценить творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности; предложить программу комплексных музыкальных занятий для дошкольников экспериментальной группы; разработать методические рекомендации для педагогов и воспитателей.

Программа комплексных музыкальных занятий по развитию интереса к классической музыке у дошкольников включала в себя занятия, построенные на музыкальном материале произведений композиторов-классиков для детей (П.И. Чайковский, Р. Шуман, и т.д.).

Каждое из занятий предполагало задания на творческую продуктивную деятельность: задания на оригинальное исполнение мелодии; на своеобразное исполнение танцевальных движений на знакомую танцевальную мелодию; викторины; чтение поэтических отрывков; иллюстрирующих произведение и т.п.

Музыкальный репертуар представлял собой систему, состоящую произведений разных стилей и эпох,

0

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

художественно ярких, с выраженной мелодией, эталонных с точки зрения содержащихся в них интонаций. Их усвоение облегчало детям ориентацию в музыке, особенно незнакомой (Б.Асафьев), а также способствовало формированию «интонационного музыкального опыта» (О. Радынова ) [2].

Эффективными методами организации ориентировки детей в этом репертуаре были: организация восприятия целостного музыкального произведения; его вербальный анализ с точки зрения общего настроения; вербальный анализ средств музыкальной выразительности.

Использование таких видов музыкальной деятельности как пение, музыкальное движение, было направлено на развитие музыкального восприятия в целом, так и рассматривалось нами как эффективный метод организации ориентировки детей на важнейшие компоненты музыки - мелодию и интонацию. Исходя из того, что голос - главный и естественный мелодический инструмент, а интонирование мелодии голосом -важнейший механизм ее анализа, мы предлагали детям пропевание мелодии и отдельных интонаций голосом. Мелодии подбирались детьми по слуху на детских музыкальных инструментах. Музыкальный образ произведения дошкольники пытались воспроизвести в творческом музыкальном движении.

Включение в занятие по слушанию музыки произведений изобразительного искусства и художественного слова обогащало и усиливало восприятие детьми музыкального образа. Одновременное прослушивание музыки и просмотр произведений живописи, помогал детям глубже проникнуть в характер музыкального образа, сравнивать, сопоставлять его с образами в картинах художников. В ряде случаев достаточный эффект воздействия на эмоциональный мир ребенка достигался с помощью зрительных -слуховых ассоциаций, когда под воздействием звуковых раздражителей у дошкольника возникали зрительные образы. Так прослушивание симфонического танца «Танец феи Драже» вызывал у детей ряд зрительных ассоциаций, которые воплощались в движение, в вербальной характеристике образа, рисунках детей.

Для усиления эмоционального восприятия образа и осознания тех настроений, чувств, которые выражены в произведениях, детям предлагались стихи, содержащие в себе определения, с помощью которых можно было охарактеризовать эмоционально-образное содержание музыки[1].

Итоговая диагностика развития музыкального интереса и творческих способностей детей показала следующие результаты (рисунок 2).

□ высокий

□ средний

□ низкий

Рисунок 2 - Уровни творческого развития детей в музыкальной деятельности (после проведения занятий)

Результаты исследования показали, что развитие детей в музыкальной деятельности средствами музыкальных занятий разных форм, включая дидактические пособия и игры, сочетающие в себя все обучающие, развивающие и воспитательные функции, направленные не только на развитие музыкальных способностей, но и обогащающие опыт ребенка, способствуют формированию и развитию музыкальных способностей детей. По сравнению с результатами диагностического этапа, уровень творческого развития детей после участия в комплексных музыкальных занятиях значительно изменился в лучшую сторону. Средний уровень повысился до 80%, высокий уровень развития детей поднялся до 10%, а низкий уровень уменьшился с 30% до 10%.

Результаты доказывают эффективность проведенных нами комплексных музыкальных занятий и

80 -| 70 60 50 40 30 20 10 0

I

Уровни развития

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

подтверждают основные положения нашей гипотезы.

Таким образом, нами была доказана высокая степень эффективности такой формы организации художественно-творческой деятельности как комплексные музыкальные занятия.

Отличительной особенностью этого типа занятий, предполагающей синтез различных видов искусства, является необычная форма организации. Она достаточно современна и позволяет детям адаптироваться к окружающей жизни.

Таким образом, была доказана высокая степень эффективности такой формы организации музыкально-творческой деятельности как комплексные музыкальные занятия. Список использованной литературы

1. Лобанова, О. Активизация интонационно-речевого опыта дошкольника как условие формирования эмоциональной отзывчивости на музыку [Текст] / О. Лобанова // Дошкольное воспитание. -1997. - № 4. - С. 68-73.

2.Радынова, О. Слушаем музыку [Текст] / О. Радынова. - M., 2000.

3.Тарасова, К.В., Кузьмин В.Е., Исаева И.Е. Диагностика музыкальной одарённости детей дошкольного возраста[Текст] / К. В. Тарасова. - М., 2004.

© Юрченко Л.Г., Корнейшикова Н.В. 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.