Научная статья на тему 'Особенности развития эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников'

Особенности развития эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1832
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭМОЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ / ЛИЧНОСТЬ / СОЗНАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ИНТОНАЦИЯ / ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА / EMOTION / EMOTIONAL RESPONSIVENESS ON MUSIC / THE PERSON / CONSCIOUSNESS / EMOTIONAL DEVELOPMENT / MUSICAL PERCEPTION / INTONATION / INTERRELATION OF DIFFERENT ART FORMS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лаушкина Р. Н.

В статье рассмотрена проблема развития эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников. Большое внимание уделено раскрытию функций эмоциональных процессов и обоснованию их значимости в формировании детской личности. Выявлены и подробно изложены важнейшие особенности эмоционального развития ребенка старшего дошкольного возраста. Определена сущность понятия «эмоциональная отзывчивость на музыку» и отражены возможности использования взаимосвязи разных видов искусства с целью развития у детей данного качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of emotional responsiveness development to music by preschool children

In this article the problem of emotional responsiveness development to music by preschool children is considered. Special attention is paid to revealing the functions of emotional processes and explanation of its significance for child’s personality formation. The most important peculiarities of preschool child’s emotional development are revealed and stated in details. The Essence of the term “emotional responsiveness to music” is defined. Also probability of using different kinds of art is explained in order to develop this feature in a child.

Текст научной работы на тему «Особенности развития эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников»

Р. Н. Лаушкина, старший преподаватель, кафедра хорового дирижирования, Орловский государственный институт искусств и культуры, г. Орел, Россия, [email protected]

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Одной из приоритетных задач современной отечественной педагогики является развитие и становление личности ребенка. Основополагающая роль в реализации данной задачи принадлежит музыкальному воспитанию дошкольников. Считается, что именно в период дошкольного детства у человека закладываются основы, необходимые для формирования наиболее значимых качеств и способностей. В этой связи встает вопрос о развитии у детей такого важного качества, как эмоциональная отзывчивость, которая находит выражение в переживаниях ребенка своего собственного отношения к окружающему миру, к людям, к искусству. Автор считает, что на сегодняшний день достаточно актуальна проблема развития эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников. Рассмотрению указанной проблемы будет посвящена статья.

Изучение научной литературы показало, что в дошкольном возрасте эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Главными источниками, питающими детскую эмоциональность, выступают разные виды искусства: музыка, живопись, литература. Ученые утверждают, что без эмоций невозможно выразить жизненное содержание в искусстве так же, как и невозможно полноценно воспринять заключенное в художественном произведении жиз-

ненное богатство. Эмоции — это важнейшие психические процессы, лежащие в основе эмоциональной отзывчивости на музыку.

В современной науке существует немало подходов к пониманию сущности эмоций. В переводе с латинского языка слово «эмоция» обозначает «волнение», «душевное потрясение». Эмоцию называют «атрибутом действия», потому что она приводит в движение весь организм. Возникновение эмоций нередко связывается с непосредственным восприятием волнующего факта, которое, как правило, сопровождается многочисленными физиологическими изменениями в организме человека. Эмоции могут достигать большой концентрации и силы. В этом случае они начинают полностью контролировать деятельность и поведение.

Ученые выделяют важнейшую черту эмоций — эмоциональность. По мнению С. Л. Рубинштейна, именно эмоциональность характеризует активность субъекта, приспосабливает и адаптирует рецептор-ные, познавательные, моторные и другие функции организма, создавая как бы систему «шлюзов», которая обусловливает динамический аспект деятельности, т. е. ее тонус, темп и настроенность на тот или иной уровень1.

Значительное влияние на жизнедеятельность организма оказывают положительные эмоции. Они служат благоприят-

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

ным фоном, на котором разворачиваются активные действия человека. Если в результате предшествующей деятельности возникает положительная эмоция, то она оказывается стимулом к новой, как правило, более интенсивной деятельности.

В эмоциях присутствует значимость, так как они непосредственно понимаются теми, кто их испытывает. Эмоции являются смысловыми образованиями, вызывающими сложную работу сознания. Одно из направлений данной работы — «познающее сознание» — служит для выяснения личностью знаний о мире. Другое — «задача на смысл», необходимо, с одной стороны, для открытия «значения для меня», а с другой — для выражения уже открытого, найденного, т. е. личностного смысла. В последнем случае эмоции выступают не как действующая сила, а как повод, в связи с которым приводится в движение вся система сил личности и сознания2.

Доказано, что естественным продолжением эмоций являются эстетические чувства. Данные чувства возникают на основе человеческих чувств благодаря тесному и непосредственному взаимодействию эмоций и разума. Заметим, что эстетические чувства обычно протекают на фоне достаточно сильного возбуждения механизмов, условно именуемых «центром приятного». Поэтому любые чувства, полученные в результате восприятия художественного произведения, даже горе, печаль или сострадание, вызывают у человека эмоционально-положительную реакцию.

Искусство не существует без эмоций. Л. С. Выготский назвал искусство центральной эмоцией, а эмоции искусства — суть умными эмоциями3. Действительно, эмоция является мощным регулятором в искусстве, который не просто информирует, но и движет людей, предоставляя им возможность удовлетворить потребность в познании и обобщении очень важных для чело- =

веческой жизни вещей, фактов и явлений.

Музыку неслучайно считают «языком эмоций», «искусством переживания», «стенографией чувств». Известно, что музыкаль-

Если в результате предшествующей деятельности возникает положительная эмоция, то она оказывается стимулом к новой, как правило, более интенсивной деятельности.

ное искусство воспринимается на основе чувств, которые являются показателем ее воздействия. Процесс музыкального восприятия сопровождается эмоциональным и моторным уподоблением звучащей музыки, т. е. образуется ее эмоционально-мышечный слепок. Возникающие при этом эмоции находят свое выражение не только в предметном осознанном слуховом, зрительном образе, но и в беспредметном, достаточно полном и дифференцированном эмоциональном ощущении конкретности данного образа. Каждое музыкальное произведение имеет свою эмоциональную программу — особый образный слой, содержащий впечатления, переживания, полученные человеком от музыкального восприятия, а также реальные жизненные эмоции, побудительная сторона которых находит свое выражение в эмоциональной отзывчивости на музыку.

Проблема эмоций тесно связана с проблемой формирования личности на разных возрастных этапах. Для нас очень важным представляется вопрос об эмоциональном развитии личности ребенка-дошкольника.

В младшем возрасте эмоции являются единственными руководителями детского поведения. Это связано с тем, что высшие отделы мозга ребенка пока не обладают сдерживающей силой, и эмоциональная реакция прорывается у него изнутри со стихийной неудержимостью. К старшему дошкольному возрасту стремительно умножается количество стимулов, вызывающих эмоции, быстро увеличивается вширь и вглубь резервуар детской эмоциональности. Важнейшей особенностью данного возрастного периода является эволюционный переход от неустойчивых, примитивных, быстро сменяющихся чувств к более сложному, тонко дифференцированному развитию эмоциональной сферы. К шести-семи годам дети уже обнаруживают богатство и силу своих чувств, которые возбуждаются не простым со-= переживанием подражательного характера, а собственными оценками происходящего.

Известно, что эмоции, переживания ребенка-дошкольника сосуществуют с це-

лым миром его потребностей, стремлений, желаний. Для всестороннего развития детской личности большое значение имеют два начала: воспитание способности эмоционально относиться к прекрасному и воспитание потребности во впечатлениях эстетического характера в процессе общения с природой, художественным словом, музыкой, рисованием.

Дети дошкольного возраста, как правило, не остаются равнодушными к тому, что окрашено для них в яркий эмоциональный цвет. Чрезвычайно привлекательны для дошкольника звуки музыки, красивое пение, радостный или спокойный тон голоса. В процессе музыкального восприятия ребенок проходит путь от первоначального эмоционального отклика на музыку, от зарождения неустойчивого интереса к потребности слушать музыкальное звучание, радоваться ему. Однако музыка для детей — это не только источник наслаждения, но и источник творчества. Ведущим компонентом музыкально-творческих проявлений у дошкольников выступает эмоциональная отзывчивость, комплексно выражающаяся в движении, интонировании, общем оживлении ребенка, его желании напевать, импровизировать попевки, придумывать своеобразные движения, передающие музыкальный образ, подбирать и сочинять мелодии на музыкальном инструменте.

В результате восприятия музыкальных произведений ребенок получает яркие эмоциональные впечатления, сохраняющиеся в его памяти надолго, иногда даже на всю жизнь. В старшем дошкольном возрасте дети стараются не только узнать, понять воспринятое, но и выразить к нему определенное отношение. Важную роль при этом играет установка на активную позицию ко всему выражаемому и изображаемому в музыкальном произведении, а также характер оценки ребенком отдельных образов.

В процессе общения с музыкой дошкольники проявляют эмоциональную отзывчивость, которая нередко отождествляется с впечатлительностью — особенно выраженной склонностью личности к образованию глубоких эмоциональных впечатлений в процессе чувственного восприятия

Музыка для детей - это не только источник наслаждения, но и источник творчества.

образа. Отмечено, что эмоциональная отзывчивость зависит от типологических особенностей центральной нервной системы конкретной личности, которые, раскрываясь в самых разнообразных формах чувствительности, выражаются в сен-зитивности — общем свойстве сенсорной организации человека, оказывающем существенное влияние на развитие его способностей к различным видам деятельности, в том числе и к музыкальным. В дошкольном детстве проявляется основной признак эмоциональной отзывчивости — способность удивляться различному характеру звуковых воздействий, определяющаяся чувствительностью слухового анализатора, а также силой, подвижностью и уравновешенностью нервно-психических процессов.

Большая эмоциональная отзывчивость возникает у ребенка в процессе переживания и понимания смысла воспринимаемой музыки, обусловленного, с одной стороны, индивидуальным эмоционально-чувственным опытом детей, а с другой — определенным идейно-чувственным содержанием, заложенным композитором в структуру музыкального произведения. Поэтому очень важно установить контакт между музыкальным образом и миром воспринимающего ребенка, чтобы последний мог не просто испытать сильное душевное потрясение, но и глубже раскрыть суть явлений окружающей действительности, отраженных в музыке.

Заметим, что через эмоциональную отзывчивость лежит путь к осознанию эстетической ценности музыкального искусства, его нравственной сущности. Важную роль в формировании личности дошкольника играет целостное развитие всех высших чувств: эстетических, нравственных, интеллектуальных. Эмоциональная отзывчивость, тесно связанная с чувствами высшего порядка, заряжает душу ребенка нравственной энергией, способствуют появлению у него внутреннего импульса к пониманию не только собственного эмоционального состояния, но и переживаний другого человека. В этой связи эмоциональная отзывчивость рассматривается как нравственное и социальное качество личности дошкольника.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

В музыкальной педагогике и психологии эмоциональная отзывчивость определяется как центр музыкальности — комплекса специальных способностей, необходимых для занятий музыкальной деятельностью. Выступая главным признаком музыкальности, эмоциональная отзывчивость предполагает переживание музыкального содержания в эмоционально-двигательной форме, а также различение средств выразительности в музыкальной ткани произведения и отображение их особенностей в деятельности процессов творческого воображения, музыкально-эмоциональной памяти и ассоциативно-образного мышления.

Общение ребенка с музыкой, как правило, окрашивается определенным чувством — отношением, которое основывается на внутреннем человеческом энергетическом запасе. Так, во время музыкального восприятия возникает некая закономерность, когда эмоциональная отзывчивость как обыденная эмоция, поставленная в художественные условия умного отношения, становится не просто энергией чувства, но и краской, тоном, тембром данного отношения.

Известный психолог Б. М. Теплов считает, что эмоциональная отзывчивость подразумевает переживание выразительного значения музыкальных образов, а не просто проявление эмоций в процессе музыкального звучания4. Эмоциональная отзывчивость ощущается в легкости переживаний, соответствующих характеру музыки и ее выразительным средствам. Данные переживания проявляются в тот момент, когда в отчетливой осознаваемой форме у воспринимающего возникает живая реакция на музыкальное произведение. В дошкольном возрасте ребенок особенно хорошо чувствует и отзывается на такие выразительные средства, как тембр, ритм, динамика, регистры и т. д. Осмысление дошкольником этих выразительных средств, как правило, происходит в контексте осознаваемых и интуитивных ассоциаций.

В исследованиях по музыкальной педагогике показано, что эмоциональная отзывчивость определяет личностную значи-

В результате восприятия музыкальных произведений ребенок получает яркие эмоцио нальные впечатления, сохраняющиеся в его памяти надолго, иногда даже на всю жизнь.

мость взаимодействия ребенка с музыкой и обусловливает эффективность осуществления всех видов музыкальной деятельности детей: слушания музыки, исполнения, музицирования и творчества. Известный отечественный ученый и педагог Н. А. Вет-лугина считает, что для выполнения любой музыкальной деятельности детьми старшего дошкольного возраста необходимы две основные музыкальные способности:

♦ способность переживания, различения, представления и восприятия ладовы-сотных соотношений;

♦ способность переживания, различения, представления и восприятия музыкального ритма5.

Процесс развития эмоциональной отзывчивости на музыку протекает у ребенка в течение всего периода дошкольного детства. У старших дошкольников эмоциональная отзывчивость выражается в осмыслении несложного, доступного музыкаль-= ного содержания и проявлении эмоции радости при восприятии данного содержания, заключенного в художественную форму. Следует отметить, что эмоциональная отзывчивость характеризует чувственную культуру человека, его вкус и опыт мировосприятия.

Большое значение для изучения поставленной проблемы имеет теоретическое положение Б. В. Асафьева, раскрывающее, что эмоциональный тонус, присущий музыке, нельзя рассматривать как ее причину, так как музыка — это искусство интонируемого смысла. В структуре музыкального языка находятся интонационные элементы, отражающие отношение человека к окружающему миру. Интонация является основной формой выражения музыкальной мысли, а также ключом к обоснованию музыки как искусства, реально отображающего действительность. Составляя звуковую ткань музыкального произведения, интонации входят в его содержание и открывают свои художественные смыслы. Так происходит переплавка запечатленной в интонации объективной реальности в сложную образную систему музыки. Воспринимая

музыкальную речь как обращенное осмысленное высказывание, человек неизбежно соинтонирует, сопереживает услышанной музыке и поэтому не может реагировать на нее как на некий посторонний для себя объект6.

В силу своей эмоциональности, музыка является искусством чрезвычайно привлекательным для ребенка — дошкольника. Однако встречи детей с музыкой не могут ограничиваться только освоением музыкального материала. При изучении образной специфики музыкального произведения как реального документа духовной жизни народов разных времен и стран вполне естественным и логичным представляется обращение дошкольников к смежным искусствам. Благоприятное влияние в данном случае оказывают интерес детей, усиленный эмоциональностью восприятия, а также потребность в синтетических знаниях, существование которой необходимо для всестороннего развития личности.

Музыка является эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим сформировать у дошкольников эстетическое восприятие смежных искусств. Постигая язык одного вида искусства, дети эффективно осваивают выразительный смысл языков других видов искусства по основанию, которое представляет собой эмоцию, переживание, чувственный образ. При использовании на музыкальных занятиях взаимосвязи искусств музыки, живописи и литературы очень важно предоставить ребенку возможность почувствовать, что эти три вида искусства не только не отделены друг от друга, а, напротив, связаны многими нитями, и знание одного из них помогает более глубокому проникновению и пониманию остальных.

В научных работах по дошкольной педагогике эмоциональная отзывчивость выступает ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» и рассматривается в роли первоначальной положительной оценки, которая влияет на формирование у ребенка интереса к музыке, основ вкуса, представлений о красоте. Большое значение при этом имеет совместное развитие эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия, что приводит к проявлениям у детей музыкальных предпочтений, творческой активности, желания слушать про-

изведения, представляющие собой шедевры музыкального искусства7.

Таким образом, эмоциональная отзывчивость на музыку представляет собой значимое качество личности дошкольника, проявляющееся в его способности эмоционально-осознанно переживать содержание музыкального произведения. Автор считает, что эффективность в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку можно достигнуть путем активизации отображения детьми собственных музыкальных впечатлений в процессе осуществления музыкально-творческой деятельности.

Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы показало нам широкие возможности использования взаимосвязи трех видов искусства — музыки, живописи и литературы — для развития у ребенка эмоциональной отзывчивости на музыку. Особенно важным является то, что развитие эмоциональной отзывчивости на музыку способствует успешной реализации процессов обогащения эмоциональной сферы старших дошкольников, формирования их музыкальной культуры, развития комплекса музыкальных способностей, накопления опыта музыкального восприятия.

1. Рубинштейн С. Л. Эмоции // Психология эмоций. Тексты / под. ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрей-тер. — М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 154, 157.

2. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения в 2 т. / под. ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1983. Т 2. С. 237, 239.

3. Выготский Л. С. Психология искусства. — М.: Лабиринт, 1998. С. 257.

4. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М.-Л.: Издательство АПН РСФСР, 1947. С. 37.

5. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. -М.: Просвещение, 1967. С. 167.

6. Асафьев Б. В. Избранные работы о советской музыке. Музыкальная форма как процесс. Книга 2 «Интонация» // Избранные труды. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1957. Т 5. С. 270.

7. Радынова О. А., Комиссарова Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Дубна: Феникс +, 2011. С. 23, 24, 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.