https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2018-1.20
Островская Галина Ивановна, Минаева Татьяна Михайловна
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
В статье рассматриваются музыкальные занятия с дошкольниками как основная форма организации их музыкальной деятельности. Освещается и анализируется процесс развития эмоциональной отзывчивости как центрального звена психической жизни дошкольников. Обосновывается приоритетность музыки в данном направлении как одного из самых эмоциональных видов искусства, а также необходимость организации целенаправленной педагогической работы. Приводятся результаты проведённого эксперимента, подтверждающего эффективность педагогических усилий в решении данной проблемы. Адрес статьи: от^\^.агато1а.пе1/та1ег1а18/4/2018/1/2СШт1
Источник
Педагогика. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 1(09) C. 91-97. ISSN 2500-0039.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2018/1 /
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: pednauki@gramota.net
В настоящее время в некоторых вузах вводится специальный курс «Музыкальная экология», хотя название дисциплины до сих пор нередко вызывает недоумение даже у профессиональных музыкантов. Предметом музыкальной экологии служит «жилище» музыки. Касаясь музыки разных эпох и стилей, музыкальная экология акцентирует внимание студентов на специфике ее внутренней организации. Умение ориентироваться в потоке звуков и заключенных в нем «акустических событий», заполняющих отрезок времени звучащего произведения, поможет всякому восприимчивому уху вслушиваться в музыку, переживать и понимать ее. При этом словосочетание «внутренняя организация музыки» понимается не как технологический инвентарь "homo sonores", а как звуковая проекция общих черт той или иной культуры. «Музыка... с наибольшей чистотой демонстрирует и специфические свойства музыкальной организации, и возможности отражения самих идеалов красоты и чистоты, притом не в абстрактных, а в чувственно-конкретных, эмоционально и нравственно действенных формах, способных непосредственно настраивать душу человека, гармонизовать его внутренний мир» [7, с. 13].
Формирование внимательного, вдумчивого и осознанного отношения у подрастающего поколения к художественной сфере особенно важно в плане сохранения музыкального наследия.
Список источников
1. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973. 144 с.
2. Горюнова Л. В. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе. М.: Музыка, 1993. № 1. C. 15-21.
3. Гранин Д. А. НТР и личность // НТР и развитие художественного творчества. Л.: Наука, 1980. С. 39-48.
4. Кадобнова И., Усачева В., Школяр Л. Шестилетние дети и музыка // Воспитание музыкой. Из опыта работы / сост. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. М.: Просвещение, 1991. C. 11-31.
5. Лейбин В. М. «Модели мира» и образ человека: критический анализ идей Римского клуба. М.: Политиздат, 1982. 255 с.
6. Мельникас Л. И. Экология музыкальной культуры. М.: Композитор, 2000. 328 с.
7. Назайкинский Е. В. Музыка и экология // Музыкальная академия. 1995. № 1. С. 8-18.
8. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? М.: Атомиздат, 1972. 88 с.
9. Юсфин А. Г. Музыка и проблема глобальной экологии человека // Советская музыка. 1990. № 8. С. 10-16.
MUSICAL ART FROM THE VIEWPOINT OF ECOLOGICAL IMPACT ON THE HUMAN'S INNER WORLD
Ostrovskaya Galina Ivanovna, Ph. D. in Pedagogy Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninoff g_ostrovskaya@mail. ru
The article analyzes the state of modern musical culture, identifies its vulnerable points and potentials from the viewpoint of influence on the human eco-system. The negentropic approach is considered as genetic relationship between nature, the human and art. The author justifies the necessity to actualize in theory, practice and professional pedagogical consciousness the problem of non-correlation of musical education and upbringing with the nature of art and a human being. The paper proposes a new approach to musical and esthetic education of a child.
Key words and phrases: culture; human ecology; negentropy; musical and esthetic education; nature; human being; art.
УДК 37 Дата поступления рукописи: 05.03.2018
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-1.20
В статье рассматриваются музыкальные занятия с дошкольниками как основная форма организации их музыкальной деятельности. Освещается и анализируется процесс развития эмоциональной отзывчивости как центрального звена психической жизни дошкольников. Обосновывается приоритетность музыки в данном направлении как одного из самых эмоциональных видов искусства, а также необходимость организации целенаправленной педагогической работы. Приводятся результаты проведённого эксперимента, подтверждающего эффективность педагогических усилий в решении данной проблемы.
Ключевые слова и фразы: музыкальные занятия; эмоциональная отзывчивость; восприятие музыки; психогимнастика; карточки настроений.
Островская Галина Ивановна, к. пед. н.
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова g_ostrovskaya@mail. гы
Минаева Татьяна Михайловна
д/с «Василёк», г. Моршанск, Тамбовская область tanya2013mv@ya. гы
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
В современной музыкальной педагогике проблема развития эмоциональной отзывчивости дошкольников средствами музыки расценивается как приоритетное направление и рассматривается в основном в связи
с эстетической, интеллектуальной и социальной активностью детей. Музыка представляет собой тот вид искусства, который направлен непосредственно на чувства и эмоции человека. Детские эмоциональные проявления часто требуют расширения и корректировки, в этом направлении неоценимую роль может играть музыка, передающая огромную палитру различных чувств и эмоций.
Эмоции в психической жизни ребёнка являются центральным звеном. В процессе эмоционального развития происходит формирование эмоциональной отзывчивости; в её становлении решающую роль играют условия, в которых ребёнок живёт и воспитывается, а также наработка опыта, приобретённого в этих условиях. Эмоциональная отзывчивость формируется и выражается в общении ребёнка и в его жизнедеятельности. Суть эмоциональной отзывчивости рассматривается гуманитарными науками под разными углами, где различные грани могут и должны изучаться отдельно. Сущность эмоциональной отзывчивости, не раскрытая психологами полностью, представляется сложной и многогранной. В своей основе эмоциональная отзывчивость имеет целый комплекс эмоций, которые появляются в результате разнообразных событий.
Эмоциональная отзывчивость связана тесным образом с познанием и поведением, мотивацией и социальной коммуникацией человека. В процессе принятия любого решения человеком выявляются эмоциональные переживания, неразделимые с личностными установками. Выдающийся психолог и философ Д. Н. Узнадзе подчёркивал: «Прежде чем в нашем сознании под воздействием объективной ситуации сформируется какое-либо завершённое дифференцированное содержание, например то или иное восприятие или мысль, возникает некое безликое целостное переживание, характеризующее скорее состояние субъекта, нежели объективную ситуацию, переживаемое в виде своеобразного эмоционального процесса» [5, с. 93].
Учитывая, что мышление у дошкольника не логическое, а образное, художественное, то вся многогранность мира познаётся им при помощи эмоциональной отзывчивости, что позволяет ребёнку полноценно воспринимать окружающую его действительность. Сущность ребёнка включает в себя возможности эмоциональной отзывчивости - слитность эмоционального развития ребёнка и познание им окружающего мира, способность ребёнка быть безгранично отзывчивым и восприимчивым ко всему. Немецкий философ и психолог, основатель «Лейпцигской школы» в психологии Ф. Крюгер назвал детское восприятие мира «эмоциоподобным» и «чувствоподобным» [4, с. 108], ведь детское чувство сопричастности себя ко всему миру помогает ребёнку накапливать опыт переживания всего живого мира (люди, животные, растения) как части себя самого.
Эмоциональная отзывчивость влияет и на психическое здоровье детей. Многие специалисты в области психосоматики (И. Вегман, М. Глёклер, В. Гёбель и др.), занимающейся исследованием телесных проявлений эмоций, считают, что внимание и интерес ребёнка к окружающей действительности, выступающие основой их духовного и душевного здоровья и организовывающие деятельность детского «Я», являются также основой физического здоровья детей и стабилизаторами их иммунной системы - об этом свидетельствуют многочисленные исследования.
Эмоциональная отзывчивость имеет те же свойства, что и сознание, поскольку она не измеряется в каких-то определённых временных единицах и не сравнивается за отдельные временные отрезки. Ведь и сознание, как определяют психологи, не может трактоваться из комбинации его элементов. По мнению Д. Н. Узнадзе, «сознание отнюдь не вещь, чтобы пребывать раз и навсегда в определённом, неизменном состоянии. Сознание - скорее процесс...» [5, с. 91]. Под воздействием некоторых обстоятельств эмоциональная отзывчивость детей меняется; несмотря на это, её развитие происходит постоянно и непрерывно и потому полно не отражается в комплексе мгновенных эмоциональных «срезов» или отдельных состояний ребёнка.
Надо отметить, что эмоциональная отзывчивость является обогащённым и изменённым субъективным эмоциональным опытом человека, который превращается в новое системное личностное образование.
Она образуется из большого количества процессов, проходящих либо одновременно, либо не одновременно, либо в разных направлениях. По этому поводу Д. Н. Узнадзе высказался так: «Специфическая особенность эмоциональных переживаний заключается в том, что каждое из них содержит два полярно противоположных направления: удовольствие и неудовольствие, возбуждение и успокоение, то есть состоят из полярно противостоящих членов. Это объясняется полярной природой того, что лежит в основе каждого из них. <.> Поэтому неудивительно, что и состояние субъекта носит двоякий характер.» [Там же, с. 102-103].
Для того чтобы развивалась природная способность детей к эмоциональной отзывчивости, требуется побуждающее влияние общества. Нейрофизиологи (Э. А. Асратян и др.) провели ряд исследований по проблеме рефлекторных механизмов мотивационного поведения, благодаря которым была доказана огромная роль окружающей среды в образовании мотивационных поведенческих актов, а для их создания и осуществления было выявлено обязательное участие условно-рефлекторного механизма. Исследования нейрофизиологов приводят к выводу о том, что факторы внешней среды играют главную роль в процессе создания условно-рефлекторного механизма, который является физиологической предпосылкой образования эмоционального сопереживания как мотивационного поведенческого акта. Для того чтобы не была атрофирована природная предпосылка эмоциональной отзывчивости ребёнка, надо, чтобы факторы окружающей среды были актуализированы уже в дошкольном возрасте.
Музыка представляет собой тот вид искусства, который направлен непосредственно на чувства и эмоции человека. Поскольку звук является сильнейшим средством воздействия на психику ребёнка, а дети легко и живо отзываются на него, то и музыку можно рассматривать как одно из эффективных средств общения с ребёнком. Детские представления о чувствах и эмоциональных переживаниях взрослого человека весьма ограничены, да и сами эмоциональные проявления ребёнка часто требуют корректировки. Расширить эти представления поможет музыка, передающая всю палитру чувств и эмоций.
В процессе психического и физического развития ребёнка меняется его эмоциональная сфера: изменения происходят во взглядах на мир и отношениях с окружающими, а также ребёнок начинает сознавать и контролировать свои эмоции и чувства. Эмоциональная сфера не может изменяться сама по себе, она требует целенаправленного развития, богатейшие возможности для которого содержат музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста, на которых дети переживают разнообразные эмоциональные состояния, знакомятся с эмоциональным опытом своих сверстников и вербализуют свои пережитые эмоции.
Воспитание дошкольника невозможно без разносторонней хорошо продуманной и организованной музыкальной деятельности, поскольку она, как считают О. В. Гончарова и Ю. С. Богачинская, «является одним из проявлений общей способности человека к познанию и освоению окружающего мира, и поэтому на её основе можно развивать весь комплекс эмоциональных, познавательных, психических процессов» [2, с. 4]. Музыкальная деятельность является наиболее природосообразной для дошкольников, поскольку полностью соответствует их психофизиологическим особенностям.
Основной формой организации музыкальной деятельности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых они имеют возможность переживать разнообразные эмоциональные состояния, знакомиться с эмоциональным опытом своих сверстников, воплощать в вербальной и невербальной формах появляющиеся у них чувства и эмоции. Эмоциональную сторону психических переживаний, через которые отражаются образы окружающего мира, музыка углубляет и ярко раскрывает. Поэтому современная музыкальная педагогика относится к музыкальным занятиям как к основной форме развития эмоциональной отзывчивости дошкольников, которая постепенно формируется во всех видах музыкальной деятельности.
Характерной чертой дошкольного возраста является большая эмоциональная восприимчивость окружающего мира; эмоциональная жизнь ребёнка в это время довольно интенсивна и насыщенна. К шести годам ребёнок уже проявляет потребность в эмоциональной поддержке и в сопереживании другому ребёнку, столь необходимую для совместной детской деятельности.
С целью развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников была разработана программа «Мир звуков», основанная на традиционных видах их музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах, музыкальное творчество.
На занятиях по слушанию музыки дошкольники учились вдумчиво воспринимать музыкальные произведения и осознавать свои эмоциональные состояния, возникающие в процессе прослушивания, что способствовало углублению их эмоционального восприятия. В данном виде работы использовался репертуар с учётом наличия в произведениях определённых ярко-образных эмоций, с преобладанием целой гаммы жизнерадостных, светлых чувств и настроений, поскольку известным является тот факт, что музыка воздействует на ребёнка физиологически - возбуждает или успокаивает. Экспериментальные работы крупнейшего русского физиолога В. М. Бехтерева доказали этот факт. Учёный на основании опытов сделал вывод, что ребёнок задолго до развития речи реагирует на звуки музыки, в связи с чем он считал целесообразным использовать в процессе воспитания детей произведения, которые вызывают у них положительные эмоции: «Малолетние дети вообще живо реагируют на музыкальные произведения, из которых одни вызывают у них плач и раздражение, другие - радостную эмоцию и успокоение. Этими реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных пьес для воспитания ребёнка» [1].
Основным критерием доступности музыкальных произведений выступает полное соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребёнка, а также его способности сопереживать тем чувствам, которые являются основой музыкального образа. К старшему дошкольному возрасту усложняются и углубляются эстетические переживания дошкольников, они различают не только общую эмоциональную окраску музыки, но и интонационную выразительность, через которую в музыке передаётся всё богатство эмоционально-смыслового содержания.
Разнообразие переживаний обогащает мысли и чувства ребёнка. Чтобы привлечь внимание детей к исполняемому произведению, с помощью наводящих вопросов им предлагается определить чувства и эмоции, возникающие у них соответственно содержанию музыки. Вместе с педагогом дошкольники определяют характер музыки, количество её частей, смены темпа, ритма и т.д. Во время слушания музыки и определения её характера важно побуждать детей подбирать слова-синонимы, которые характеризуют разные нюансы эмоциональных состояний и обогащают детский словарный запас разнообразными художественными эпитетами. Примерные группы терминов-синонимов:
нежная - добрая, ласковая, спокойная, плавная, мягкая; взволнованная - беспокойная, тревожная, возбуждённая, взбудораженная; весёлая - озорная, бодрая, радостная, счастливая, смешная, бойкая; грустная - жалобная, задумчивая, мечтательная, нежная, печальная, хмурая; страшная - тёмная, злая, грубая, сердитая, недовольная; фантастическая - таинственная, сказочная, загадочная, удивительная.
Кроме слушания музыки, наиболее успешно развивает эмоциональную отзывчивость дошкольников ритмика - музыкально-ритмические движения (музыкально-ритмическое интонирование), являющиеся одним из самых привлекательных видов деятельности для ребёнка. Дети относятся к ритмике как к игре, к возможности в пластической форме выразить свои эмоции и реализовать энергию. Цель такого вида деятельности состоит в помощи дошкольникам научиться сознательно выражать свои эмоции в соответствующих ритмических движениях, формирующих и развивающих чувство ритма, а также управлять ими.
Музыкальные движения связаны также с задачей развития творческих способностей. Дошкольники начинают импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, если у них есть тонкое восприятие музыки, её характера и если они обладают нужными двигательными навыками.
В работу по музыкально-ритмическому воспитанию целесообразно вводить специальную психогимнастику, сводящую воедино мышление, эмоции и движения. Психогимнастика призвана помочь дошкольникам научиться сознательно выражать свои эмоции в пластическом движении. Для этого можно разработать специальные «карточки настроений», представляющие собой яркие цветные квадратики, передающие определённые чувства и эмоции в стихотворной форме. Настроение карточек дети должны изобразить соответствующими жестами, мимическими выражениями, движениями или позами. Например: карточка настроения «Радость»:
а) «У меня сегодня радость - б) «Мне сегодня радостно -
День рожденья у меня. Мне щенка купили!
И придут ко мне на праздник И сегодня мы вдвоём
Все-все-все мои друзья!». С ним в поход ходили».
Упражнения по карточкам настроений способствуют приобретению и развитию навыков эмоциональных выражений старших дошкольников в простейших двигательных формах: жестах, движениях, позах, мимике. Кроме того, опора на слово положительным образом влияет на развитие речи дошкольников, а также наполняет смыслом их движения.
Музыкальные занятия по пению также содержат большой потенциал для развития эмоциональной отзывчивости дошкольников, одновременно благоприятно влияя на формирование и развитие детского голоса. Музыкальный образ песни понятен и близок ребёнку благодаря своему словесному тексту. Являясь самым любимым видом музыкальной деятельности детей, пение обогащает их эмоциональные переживания, возникающие как отклик на воспринимаемые художественно-музыкальные образы. Целую гамму чувств вызывает у детей красивая мелодия, понятные и простые слова песни.
В процессе исполнения от дошкольников требуется выразительно и отчётливо произносить слова; эмоционально передавать характер мелодии; петь громко или тихо, в зависимости от настроения и содержания песни. Детям подробно объясняется, как следует правильно сидеть во время пения, каким звуком петь (легко, напевно, протяжно), как правильно брать и расходовать дыхание, а также в каком темпе петь, с какими динамическими оттенками и нюансами. Выразительное пение целесообразнее включать в комплексную деятельность дошкольников, сочетающую вокальное исполнение с движением, с инсценировкой, с сопровождением игрой на музыкальных инструментах.
Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию эмоциональной отзывчивости детей на музыку при условии ведущей роли выразительности в детском исполнении. Хотя это и игра в простейшем элементарно-импровизационном виде, она открывает перед дошкольниками яркий новый мир звуковых красок, подстёгивает интерес детей к музыке и исполнительству, создаёт атмосферу радости на занятиях. Приобщаясь к игре на музыкальных инструментах, дошкольники учатся контролировать слухом качество своего исполнения во время игры - выразительное исполнение благоприятно воздействует на эмоциональное развитие детей.
В процессе игры на музыкальных инструментах у детей формируются элементарные навыки исполнительства, через которые дошкольники учатся выражать свои эмоции и настроения, а также своё чувствование содержания музыки. Музыкальное инструментальное исполнительство может сочетаться с ритмическими импровизациями, пением - одни дети импровизируют, например, а другие им играют.
Детское музыкальное творчество в дошкольном возрасте имеет только первоначальные проявления, которые приобретают форму простейших песенных импровизаций, комбинированных танцевальных движений, новых вариантов знакомых танцев и наигрышей на детских музыкальных инструментах, дающих дошкольникам возможность спонтанно и непосредственно выражать свои чувства и эмоции в них. В процессе творческой деятельности дети закрепляют представления о музыке, которые были получены ими в процессе слушания и исполнительства, а также актуализируют свой слуховой опыт и овладевают способами использования известной им информации в новых условиях.
Развитие творческих умений и навыков дошкольников обусловлено созданием для них соответствующих условий, определённых доступных проблемных ситуаций, творческих заданий. Формирование эвристического опыта дошкольников и их способов деятельности обязано сочетаться с яркой эмоциональной насыщенностью процесса детского творчества. В песенном творчестве для начала вместе с дошкольниками определяется художественный образ, его особенности, заданные в конкретном тексте и мелодии. Песенно-стихотворное творчество развивают, начиная с младшего дошкольного возраста, уделяя внимание и формированию основных музыкальных способностей - ладовому чувству, чувству ритма, музыкально-слуховым представлениям. Дошкольники учатся сочинять свои продолжения мелодии, такие творческие задания неизменно вызывают у детей только положительный эмоциональный настрой и интерес. Педагог даёт детям простейший мотив на стихотворную фразу, а дети - ответ в музыке и слове. Для такой работы берутся близкие для дошкольников образы животных, различных явлений природы, времён года.
Современная музыкальная педагогика относится к этим занятиям как форме совместной и активной деятельности ребёнка и воспитателя, обеспечивающей разносторонность музыкального развития всех детей. Особое внимание обращается на необходимость вызывать у ребёнка интерес к музыкальной деятельности, обогащать эмоциональную сторону развития детей, создавать благоприятную атмосферу, поскольку именно при этих условиях увеличивается эффективность занятий и успешно решаются другие важные задачи музыкального воспитания.
С целью выяснения эффективности музыкальных занятий по развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников была проведена опытно-экспериментальная работа, которая началась с анкетирования педагогов - музыкальных работников дошкольных учреждений и родителей детей дошкольного возраста. Анкетирование проводилось в дошкольных учреждениях города Тамбова и Моршанска, в ходе которого было опрошено 12 музыкальных работников и 60 родителей старших дошкольников.
Целью анкетирования педагогов дошкольных учреждений было выявление их отношения к вопросу развития эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыкальных занятиях, а также важности данного направления в их практической работе. Результаты анкетирования показали, что 83,3% опрошенных педагогов считают развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников доминирующим направлением на музыкальных занятиях. Отметим также, что важным вообще музыкальное направление в общем развитии ребёнка считают все 100% респондентов, являющихся в большинстве своём квалифицированными специалистами с высшим образованием.
Проанализировав анкеты родителей дошкольников, можно сделать вывод о том, что большинство из них считают своих детей музыкально способными и понимают важность развития у них эмоциональной отзывчивости на музыкальных занятиях. Однако в семьях респондентов звучит чаще всего лёгкая развлекательная музыка, что не даёт дошкольникам возможности накапливать положительный музыкальный опыт в домашнем кругу.
В ходе опытно-экспериментальной работы в качестве критериев эмоциональной отзывчивости дошкольников были взяты три компонента: эмоциональная общительность, эмоциональная реакция и эмоционально-выразительные движения. Для определения исследуемых компонентов эмоциональной отзывчивости дошкольников широко использовался метод включённого наблюдения, позволяющий изучать музыкальную деятельность дошкольников и их эмоциональную отзывчивость в момент её проявления, а также фиксировать появление тех или иных новых эмоциональных качеств.
Наблюдение как ведущий метод выполняло основные задачи на каждом этапе экспериментального исследования. На констатирующем этапе наблюдение использовалось для сбора первичной информации, для создания точной картины изучаемого вопроса. На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы наблюдение представляло собой регулярную фиксацию интересующих нас аспектов музыкальной деятельности детей, что давало возможность на контрольном этапе судить о динамике процесса формирования эмоциональной отзывчивости в ходе работы по программе «Мир звуков».
Под эмоциональной общительностью подразумевалось:
1) понимает ли ребёнок эмоционально -выразительную речь;
2) идёт ли ребёнок на эмоциональный контакт;
3) как понимает ребёнок условия заданий.
Эмоциональная реакция определялась в зависимости от того:
1) насколько быстро ребёнок реагирует на предложенные задания;
2) насколько точна его эмоциональная реакция (соответствие теме занятия);
3) насколько ярко проявляются эмоции ребёнка.
Эмоционально-выразительные движения подразумевали:
1) эмоционально-двигательные реакции ребёнка на разнохарактерную музыку (марш, колыбельная, плясовая и т.д.);
2) эмоционально-двигательные импровизации ребёнка (движения под музыку);
3) эмоционально-выразительные жесты и мимику ребёнка.
Вышеназванные компоненты эмоциональной отзывчивости являются, с нашей точки зрения, характерными для того, чтобы судить об уровнях их сформированности в музыкальной деятельности дошкольников. Единство этих трёх компонентов, а также их достаточная развитость будут показателем высокого уровня развития эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыкальных занятиях.
В процессе опытно-экспериментального исследования были выделены пять уровней сформированности эмоциональной отзывчивости дошкольников: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий.
1. Низкий уровень - ребёнок не справляется с заданием, не хочет пробовать свои силы, заторможен.
2. Уровень ниже среднего - ребёнок выполняет лишь часть заданий по предложенному образцу, несамостоятелен.
3. Средний уровень - ребёнок выполняет все предложенные задания, часто действует стандартно, по образцу.
4. Уровень выше среднего - ребёнок хорошо справляется со всеми заданиями, делает это с удовольствием, быстро.
5. Высокий уровень - ребёнок с большим желанием выдаёт несколько вариантов ответов, отличается находчивостью и смекалкой в решениях.
В Таблице 1 отражена характеристика всех пяти уровней развития компонентов эмоциональной отзывчивости.
На констатирующем этапе эксперимента был проведён анализ составляющих каждого из компонентов эмоциональной отзывчивости в двух группах, из которых затем суммарно были выявлены показатели уровней развития эмоциональной отзывчивости дошкольников на начало эксперимента в контрольной и экспериментальной группах.
Полученные показатели уровней развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в контрольной группе (15 человек) на констатирующем этапе эксперимента отражены в Таблице 2.
Таблица 1
Уровни Комшненть1\^ Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Эмоциональная общительность Контакт с ребёнком затруднён, полностью отсутствует инициатива в общении. Совсем не понимает условия заданий. Отсутствие самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях. Пассивен, часто неадекватно реагирует на эмоциональный строй музыкальных произведений. Не справляется с заданиями. Проявление слабого интереса к общению. Отмечается иногда не совсем правильное определение эмоционального настроения. Задания ребёнок часто долго обдумывает. Эмоциональный контакт проходит легко. Задания не вызывают у ребёнка каких-либо вопросов. Эмоциональная общительность развивается во взаимосвязи с отзывчивостью ребёнка. Повышенная эмоциональная общительность, прекрасное владение собственными эмоциями. Проявление активного участия в заданиях, которые часто решает нестандартно.
Эмоциональная реакция Отрицательные эмоции. Преобладают безделье, скука, неуверенность в себе, безразличие ко всему. Желание «затеряться в толпе», отсидеться. Безразличное отношение к делу, неразвитость эмоций. Неосознание собственного «я». Положительные эмоции при выполнении заданий в случае успешного результата. Отрицательные, если возникают затруднения, нет поддержки. Преобладают положительные эмоции, увлеченность деятельностью, сосредоточенность, заинтересованность, желание хорошо справиться с заданием. Настрой на успех. Позитивные эмоции, уверенность в своих возможностях. Устойчивый оптимистичный внутренний настрой, захваченность деятельностью, глубокий интерес.
Эмоционально-выр азительные движения Преобладание различных видов психологических и мышечных зажимов. Недостаточная реакция на изменения ритма музыкального сопровождения. Эмоционально -двигательная реакция на музыку разного характера часто неадекватна. Отсутствие фантазии в импровизациях. Эмоциональные движения вялые и невыразительные. Движения под музыку иногда не соответствуют её характеру. В импровизациях ребёнок часто скован, отмечается стеснение. Жесты, мимика и движения верно определяют настроение музыки и характер музыкального образа. Импровизируя, ребёнок легко осваивает элементы музыкальной выразительности. Блестящая импровизация, быстрая реакция, выразительные движения, жесты и мимика. Явно прослеживается творческое начало в ребёнке.
Таблица 2
Низкий уровень Уровень ниже среднего Средний уровень Уровень выше среднего Высокий уровень
20% (3) 40% (6) 20% (3) 13,4% (2) 6,6% (1)
Показатели уровней развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в экспериментальной группе (11 человек) на констатирующем этапе эксперимента отражены в Таблице 3.
Таблица 3
Низкий уровень Уровень ниже среднего Средний уровень Уровень выше среднего Высокий уровень
9% (1) 46% (5) 18% (2) 18% (2) 9% (1)
После проведённого эксперимента по развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников в основных видах их музыкальной деятельности по предложенной программе «Мир звуков» была выявлена положительная динамика развития исходных уровней развития эмоциональной отзывчивости в экспериментальной группе, в то время как в контрольной группе исходные показатели не изменились. Показатели уровней развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в контрольной группе после проведения эксперимента отражены в Таблице 4.
Таблица 4
Низкий уровень Уровень ниже среднего Средний уровень Уровень выше среднего Высокий уровень
13,3% (2) 40% (6) 26,6% (4) 13,3% (2) 6,6% (1)
Показатели уровней развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в экспериментальной группе после проведения эксперимента отражены в Таблице 5.
Таблица 5
Низкий уровень Уровень ниже среднего Средний уровень Уровень выше среднего Высокий уровень
0% 18% (2) 27,2% (3) 27,2% (3) 27,2% (3)
Полученные результаты подтвердили эффективность целенаправленной работы по развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников, обязательным условием которой является личностно-ориентированное взаимодействие педагога и детей. Если нет диалога и взаимопонимания, если взрослый смотрит на детей «сверху вниз», в работе с ними присутствуют назидания, то дошкольники замыкаются, эмоционально закрепощаясь, и отстраняются от общения. Музыкальному руководителю требуется учитывать личностные особенности каждого ребёнка, чувствовать эмоциональное состояние всех детей и оказывать необходимую им педагогическую поддержку.
Список источников
1. Бехтерев В. М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребёнка с первых дней его жизни // Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека: избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; МОДЭК, 2010. С. 157-166.
2. Гончарова О. В., Богачинская Ю. С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. Изд-е 3-е, стереотип. М.: Академия, 2014. 256 с.
3. Костина Э. П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. Изд-е 2-е. М.: Просвещение, 2006. 223 с.
4. Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания // Психология эмоций: тексты / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. С. 108-119.
5. Узнадзе Д. Н. Общая психология / пер. с грузинск. Е. Ш. Чомахидзе; под ред. И. В. Имедадзе. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. 413 с.
DEVELOPMENT OF EMOTIONAL RESPONSIVENESS AS A PRIORITY DIRECTION OF MUSICAL LESSONS FOR PRESCHOOL CHILDREN
Ostrovskaya Galina Ivanovna, Ph. D. in Pedagogy Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninov g_ostrovskaya@mail. ru
Minaeva Tat'yana Mikhailovna
Kindergarten "Vasilek", Morshansk, Tambov region tanya2013mv@ya. ru
The article deals with musical lessons for preschool children as the main form of the organization of their musical activity. The process of the development of emotional responsiveness as the central link of preschool children's mental life is covered and analyzed. The priority of music in this direction as one of the most emotional arts is justified, as well as the need for the organization of purposeful pedagogical work. The results of the conducted experiment confirming the effectiveness of pedagogical efforts in the solution of this problem are presented.
Key words and phrases: musical lessons; emotional responsiveness; perception of music; psycho-gymnastics; mood cards.
УДК 37 Дата поступления рукописи: 09.02.2018
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-1.21
Статья посвящена обсуждению вопросов, связанных с методикой преподавания начертательной геометрии в связи с нарастающей интенсификацией учебного процесса. В условиях очень низкой геометро-графической подготовки выпускников средней школы с одной стороны и сокращения времени на традиционные виды занятий (курс лекций и практические занятия) с другой, создается формализованный подход, понятийное представление о науке не формируется. Статья предназначена для преподавателей высших технических учебных заведений, работающих на кафедрах графических и математических дисциплин. А также может быть полезна для студентов и молодых преподавателей, обучающихся на курсах повышения квалификации.
Ключевые слова и фразы: начертательная геометрия; алгоритмы; формальные методы; понятийное мышление; геометро-графическая подготовка.
Полубинская Людмила Георгиевна Хуснетдинов Тимур Рустямович Максутова Раися Абдрахмановна
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана polubinskaya1942@mail.ru; Timur_bmstu_rk@mail.ru; mra52@mail.ru
ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА И АЛГОРИТМЫ В ПРЕПОДАВАНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ
Идеи, в которые всё глубже погружается сообщество геометров, по нашему мнению, наносят непоправимый ущерб инженерному образованию. Эти идеи не только формируют внутреннее содержание учебников [3; 4], но выносятся на их обложки как новое видение проблем и способов их решения.