2. РФ. Законы. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон [от 29.12.2012, № 273-Ф3 : ред. от 25.11.2013 : с изм. и доп. : вступил в силу с 01.01.2014] [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/ соп8_аос_ЬЛШ_149753/ (дата обращения: 17.07.2014).
3. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования [Электронный ресурс] : приказ М-ва образования и науки РФ [от 14 июня 2013. № 464, г. Москва : зарегистрирован 30 июля 2013] / М-во юстиции РФ. — Режим доступа : http://www.garant.ru/hotlaw/ federal/487706/ (дата обращения: 17.07.2014).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специ-
альности 050139 «Изобразительное искусство и черчение» [утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 ноября 2009 г., № 531] [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.referent.mZ1/147086 (дата обращения: 17.07.2014).
СУХАРЕВ Андрей Иванович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), научный сотрудник отдела организации и планирования научно-исследовательских работ. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.11.2014 г. © А. И. Сухарев
УДК 373 24 В. С. ВЕРБОВСКАЯ
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СОВРЕМЕННОГО РЕБЁНКА
В статье рассматриваются особенности развития эмоциональной отзывчивости современного ребенка, обусловленные изменениями социального мира, общения и взаимодействия людей; обсуждаются результаты исследования интересов современных детей дошкольного возраста, анализируется потенциал музыки как средства развития эмоциональной отзывчивости.
Ключевые слова: меняющиеся условия социальной среды, эмоциональная отзывчивость, современный ребенок, интересы современного ребенка, музыка, средства развития эмоциональной отзывчивости.
Современный интенсивно и масштабно меняющийся мир диктует новые формы социального взаимодействия. Все ускоряющаяся повседневная жизнь людей не оставляет места и времени для сопереживания, сочувствия, сорадости ближнему. Мир стал серым, быстрым и безразличным, такими же стали и люди. Растущее количество средств массовой информации, компьютерной техники, новый формат общения и взаимодействия не оставляют людям пространства для эмоционально-чувственного межличностного общения, взаимодействия. Зачастую мы знаем много о проблемах мировой экономики, о семейной жизни знаменитостей, даже переживаем, сочувствуем, эмоционально откликаемся на ту или иную информацию, но не замечаем проблем у людей, живущих и работающих рядом с нами, не замечаем друг друга. Активно развивающиеся социальные сети позволяют нам не выходя из дома узнать, как идут дела у всех «друзей», находящихся по ту сторону экрана, находясь в своей «маске». Мы можем легко завести новое общение и прекратить уже начатое, поскольку виртуальные знакомства не требуют социальной и эмоциональной ответственности, а само общение перестает быть общечеловеческой ценностью. Вспомнив Антуана де Сент Экзюпери, который считал, что «самая большая роскошь на свете — это роскошь человеческого общения», можно сказать, что современный человек лишился главной
роскоши, оказавшись в сети и плену технологического, виртуального, информационного взаимодействия. Таким образом, последнее столетие можно охарактеризовать как столетие хоть и массового, но опосредованного общения. Безусловно, человек в открытом коммуникативном пространстве становится все более коммуникативным, но контакты в электронной почте, переписки в социальных сетях не требуют от человека эмоциональных, душевных затрат, проявления эмоциональной отзывчивости, сопереживания и сорадости. Современные дети, к сожалению, копируют модель социального поведения взрослых и, следовательно, воспитываются в культуре отсутствия эмоционального отклика, эмоциональной отзывчивости на ближнего. Между тем ребенок в силу своих психофизиологических особенностей еще более адаптивен к новым, стремительно меняющимся социальным условиям современного общества, а родители, восхищаясь способностями ребенка быстро осваивать новые гаджеты, не видят, что ребенок не умеет общаться, играть со сверстниками. Как справедливо отмечает Н. М. Ань, «... кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают таким эмоциональным испытаниям, к которым не может естественным образом адаптироваться человеческая природа, и тормозит
развитие эмоциональности ребенка, либо искажает этот процесс» [1]. Говоря о проблеме массового, опосредованного общения между взрослыми людьми и между детьми, хотелось бы особое внимание акцентировать на проблеме эмоциональной отзывчивости. В. А. Сухомлинский утверждал, что отзывчивость на состояние других людей составляет едва ли не самое драгоценное достояние человека [2]. Формирование и развитие такого личностного качества, как эмоциональная отзывчивость, определяет успешность социального взаимодействия и социализации в целом растущей личности. Между тем сензитив-ным возрастом для развития эмоциональной отзывчивости является именно дошкольный возраст, наиболее ограниченный в социальных контактах. Об этом писал В. А. Сухомлинский: «Учить чувствовать — это самое трудное, что есть в воспитании.
Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточение человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь» [2].
Таким образом, развитие эмоциональной отзывчивости дошкольника в современных условиях жизни является актуальным вопросом для педагогов, исследователей, родителей, психологов. Актуальность данной проблемы находит отражение не только в научно-педагогическом дискурсе, но и в нормативных документах современности. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от 17.10.2013 г. «...развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.» определяется в качестве требований в области социально-коммуникативного развития дошкольников. Иными словами, проблема развития эмоциональной отзывчивости является непосредственной педагогической задачей для педагогов дошкольного образования, поскольку, развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников сегодня продиктовано не только психологическими детерминантами сензитивности данного возрастного периода, но и государственной политикой в области дошкольного образования и требованиями современного социума.
В рамках изучения проблемы развития эмоциональной отзывчивости современных дошкольников, была поставлена задача выявить интересы современного ребенка и определить какие средства могли бы способствовать развитию эмоциональной отзывчивости ребенка. Для решения поставленной задачи был проведен педагогический эксперимент, включающий несколько серий, в которых приняли участие дети дошкольного возраста от 5 до 7 лет, педагоги дошкольного образования, родители дошкольников. Ведущими методами исследования интересов дошкольников являются индивидуальные и групповые беседы, педагогическое наблюдение. Для бесед с детьми и анкетирования родителей использовались методики А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунской, Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной [3].
В качестве приоритетных интересов, любимых занятий при ответах на вопросы «Когда ты возвращаешься из детского сада, какое любимое занятие тебя ждет дома?», дошкольники называют следующие: игра на компьютере (ноутбуке, планшете, РБР) — 65 %; просмотр мультфильмов — 55 %; прослушивание детского радио (а также любой радиостанции) — 40 %; рисование — 35 %. На вопрос: «К тебе пришли друзья. Чем вы займетесь вместе?» больше половины детей ответили: «Будем смотреть мультфильмы или играть в компьютерные игры». Следует отметить, что во время индивидуальной беседы ответы до-
школьников были однозначными, без подробностей, чаще просто формальными. Однако во время групповой беседы, отвечая на те же вопросы, ребята оживлялись, рассказывая подробно, как и чем занимаются. Например, отвечая на уточняющий вопрос: «Акакие у тебя любимые компьютерные игры?», дети просто перечисляли названия, реже сюжет. А вот при ответе на вопрос: «Какие у тебя любимые мультфильмы? Звучит ли в них музыка? Нравится ли она тебе?», услышав ответ одного из ребят, Маша П. решила в ответ исполнить песенку из «Фик-сиков», Лева П. поддержал исполнение, остальные ребята оживились, и формат беседы изменился: дошкольники перепевали любимые песни из мультфильмов, перебивая друг друга, радуясь, что им нравится одна и та же мелодия, песня.
На вопрос «Где вы слушаете музыку? », дети отвечали, что «Всегда включаю детское радио», «Возвращаясь долго из сада, в машине всегда слушаем музыку», «У нас дома радио не выключается», «Придя домой, мама разрешает с наушниками слушать мелодии на телефоне» и т.п. Ответы ребят на дополнительные вопросы: «Какие детские песни вы слушаете?», «Какие песни чаще звучат у вас дома?», «Знаешь ли ты любимую песню своей мамы?», «Какие песни звучат у вас в машине?» были эмоциональными и подробными. Многие не знали названия тех песен, которые слушают их родители и которые часто звучат дома (по радио, слушает мама), но зато почти каждый мог напеть, отбить ритм знакомой песни и даже показать пару движений. В результате проведенных бесед, наблюдения за поведением детей в естественной среде детского сада, определилась некая закономерность. Музыка присутствует в любой деятельности ребенка, сопровождает его жизнь: 89 % детей в своих основных интересах указали музыку, 21 % ребят не указали в числе своих основных интересов музыку, но при постановке дополнительных вопросов, было выявлено, что любой вид деятельности, например, такие как рисование, игра, они предпочитают выполнять в сопровождении музыки. Притом музыка, по мнению детей, не должна быть одинаковой. Так, 88 % детей, несмотря на то что очень любят быстрые, ритмичные мелодии, музыку из детских мультфильмов, а также «взрослый репертуар», во время занятий предпочитают более медленную, спокойную, классическую музыку. Например, Таня М. в беседе поясняет, почему «.я всегда хочу рисовать с музыкой, но только, чтобы она была спокойной и не отвлекала меня, потому что я могу затанцевать». Алина С. в этой же беседе рассказала, что от музыки у нее «.просыпается бодрость, много энергии». Алина сказала, что она «заряжается песнями», однако во время занятий Алина также предпочла бы классическую музыку своей любимой: «Мне нравится, когда мы дома с мамой что-нибудь делаем и потихоньку играет музыка, там, где разные инструменты» (инструментальная). Те дети, которые назвали в числе своих главных интересов просмотр мультфильмов, указали, что наиболее интересными для них являются те анимационные произведения, в которых звучит «интересная» музыка или «красивые» песни. Например, всем детям без исключения нравится музыкальное сопровождение «Холодного сердца», «Барбос-киных», они с удовольствием поют эти песни.
Печальная особенность современности, отмеченная многими психологами и педагогами, заключается в значительном снижении игровой активности детей. Современные дети почти не играют вместе, поскольку не умеют договариваться, не умеют прини-
мать во внимание интересы другого, понимать его чувства и желания, сопереживать, осмысливать и оценивать свои побуждения. Е. О. Смирнова, Т. В. Лаврентьева отмечают, что современным детям, привыкшим к готовым развлечениям, стало неинтересно общаться друг с другом, а само общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать или спорить, нечего обсуждать [4]. Результаты бесед и анкетирования педагогов также подтверждают, что, действительно, современные дети редко включаются по собственной инициативе в групповые подвижные, сю-жетно-ролевые игры. Еще реже дети сами могут организовать игру, если же играют в предложенную игру, то с ограниченным количеством участников и очень редко все вместе. Однако результаты наших наблюдений говорят, что в игры, сопровождающиеся музыкой, дети включаются быстро, без внешнего побуждения, играют с интересом и все вместе. Так, например, детям вместо зарядки была предложена игра «Танец по показу» (без музыкального сопровождения). Ведущему необходимо было показывать движения, а остальным повторять. В начало игры включились всего 8 из 22 ребят. Когда же ведущим стала Арина П., добавив к своим движениям песенное исполнение одной из ее любимых песен «Gangnam style», в игру включились все ребята без исключения, стали подпевать, вместе радоваться и с удовольствием повторять движения. Итак, результаты проведенных бесед и наблюдений позволяют сделать важный вывод, что большое количество детей любят петь, танцевать, очень радуются, когда в группе детского сада включают музыку, особенно незапланированно. Кроме того, в результате наблюдения в рамках самостоятельной деятельности дети охотнее танцевали и слушали музыку, чем играли в игрушки, настольные и ролевые игры. В процессе групповых бесед были получены интересные ответы и комментарии детей, которые наиболее четко отражали интересы детей, среди которых музыка занимает ведущее место. Безусловно, музыка — это средство, которое в наибольшей степени передает всю гамму чувств и их оттенков и, следовательно, может расширять эмоционально-чувственную палитру у детей. Безусловно, именно музыкальное искусство представляется наиболее возможным для обогащения эмоционального опыта, для развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста. В музыке представлен широчайший спектр интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний; именно в музыке, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Следовательно, именно музыка является уникальным средством развития эмоциональной отзывчивости, потому что она сама представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим содержанием музыки, прежде всего, является эмоциональная сторона психических переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы и ярко раскрывает их содержание. «Музыка, — по словам В. В. Ван-слова, — через раскрытие человеческих переживаний отражает породившую их жизнь» [5]. Психолог
Б. М. Теплов говорит по этому поводу: «Музыка, прежде всего, путь к познанию огромного и содер-жательнейшего мира человеческих чувств. Лишённая своего эмоционального содержания, музыка перестаёт быть искусством» [6]. Воздействуя на чувства и мышление человека, музыка вызывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению их. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.
Таким образом, изучение интересов дошкольников позволяет отметить некоторые общие характеристики современного ребенка: современный ребенок весьма осведомлен в использовании современных электронно-информационных средств, при этом ограничен в живых контактах со сверстниками и взрослыми; современный ребенок преимущественно выбирает одиночные игры и занятия (просмотр мультфильмов, рисование) и с трудом придумывает занятия для совместного с друзьями времяпрепровождения; сопровождение музыкой любого вида деятельности дошкольника вызывает яркий эмоциональный отклик, положительные эмоциональные реакции. Таким образом, интересы современного ребенка значительно отличаются от интересов его сверстников двадцать-тридцать лет назад; проблема развития эмоциональной отзывчивости у современных дошкольников стоит гораздо острее, что обусловлено социальными изменениями современности. Актуальной задачей дошкольной педагогики является поиск наиболее эффективного средства развития эмоциональной отзывчивости дошкольников, каковой может выступать музыка, эмоционально сопровождающая все виды деятельности современного дошкольника.
Библиографический список
1. Ань, Н. М. Развитие эмоционального интеллекта / Н. М. Ань // Ребенок в детском саду. — 2007. — № 5. — С. 80-87.
2. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну / В. А. Сухомлинский. — Киев : Рад. шк., 1985. — 557 с.
3. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Дер-кунская. — М. : Академия, 2005. — 320 с.
4. Смирнова, Е. О. Дошкольник в современном мире: книга для родителей / Е. О. Смирнова, Т. В. Лаврентьева. — М., 2006. — 270 с.
5. Ванслов, В. В. Проблема содержания и формы в искусстве / В. В. Ванслов. — М. : Знание, 1955. — 40 с.
6. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей : избр. тр. В 2 т. Т. 1. / Б. М. Теплов. — М. : Педагогика, 1985. — С. 42—222.
ВЕРБОВСКАЯ Валерия Сергеевна, аспирантка кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.02.2015 г. © В. С. Вербовская