Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ / СТИХИЙНАЯ И УПРАВЛЯЕМАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОЛИСУБЪЕКТНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артенян Валерий Арамаисович, Пашков Геннадий Николаевич, Рахматулин Юнус Валитович

В статье рассматривается проблема поиска концептуальных векторов развития воспитательного процесса в высшей школе, т.к. имеющие место сегодня негативные тенденции, связанные с нежеланием части молодежи получать образование, превалированием в системе ценностей гедонистических устремлений, проявлением жестокости, использованием наркотиков в молодежной среде, требуют решения вопроса о том, каким станет воспитание и с помощью каких ресурсов его можно оптимизировать на фоне имитационной и бюрократической составляющей современных реалий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артенян Валерий Арамаисович, Пашков Геннадий Николаевич, Рахматулин Юнус Валитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL FOUNDATIONS FOR EDUCATING STUDENTS AT THE UNIVERSITY

The article deals with the problem of finding conceptual vectors for the development of the educational process in higher education, since the negative trends that are taking place today, associated with the reluctance of some young people to receive education, the prevalence of hedonistic aspirations in the value system, the manifestation of cruelty, the use of drugs in the youth environment, require solving the question of what education will become and with the help of what resources it can be optimized against the background of the imitation and bureaucratic component of modern realities.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ»

6. Чулкова Р.Н. Дисфункция сенсорной интеграции у детей с расстройствами аутистического спектра // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 2-4. С. 164-166.

7. Ayres J.: Sensory Integration and Praxis Tests (SIPT)-Manual. Los Angeles, Western Psychological Services. 1989.

8. Diagnostic Classification 0-3: Diagnostic Classification of Mental Health and Developmental Disorders of Infancy and Early Childhood / Ed. Serena Wieder. Washington, DC: Zero to Three: National Center for Infants, Toddlers and Families. 1999. 137 pp.

9. Dunn W. The Sensory Profile: user's manual. San Antonio: Psychological Corporation. 1999. 146 pp.

10. Parham L.D., Ecker C., Miller K., Henry D.A., Glennon T.J. Sensory Processing Measure (SPM): Manual. Los Angeles, Western Psychological Services. 2007.

11. Wilbarger P., Wilbarger J. Defensiveness in Children Aged 2-12: An Intervention Guide for Parents and Other Caretakers. Denver, Avanti Educational Programs. 1991.

Педагогика

УДК 37.01

курсовой офицер-преподаватель Артенян Валерий Арамаисович

Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар); старший преподаватель 100 кафедры общевоенных дисциплин, кандидат педагогических наук Пашков Геннадий Николаевич Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар) курсовой офицер-преподаватель Рахматулин Юнус Валитович Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема поиска концептуальных векторов развития воспитательного процесса в высшей школе, т.к. имеющие место сегодня негативные тенденции, связанные с нежеланием части молодежи получать образование, превалированием в системе ценностей гедонистических устремлений, проявлением жестокости, использованием наркотиков в молодежной среде, требуют решения вопроса о том, каким станет воспитание и с помощью каких ресурсов его можно оптимизировать на фоне имитационной и бюрократической составляющей современных реалий.

Ключевые слова: педагогика, воспитание, стихийная и управляемая социализация, полисубъектность воспитательного процесса, концепция воспитания, педагогическое сознание, эффективность и результативность воспитания.

Annotation. The article deals with the problem of finding conceptual vectors for the development of the educational process in higher education, since the negative trends that are taking place today, associated with the reluctance of some young people to receive education, the prevalence of hedonistic aspirations in the value system, the manifestation of cruelty, the use of drugs in the youth environment, require solving the question of what education will become and with the help of what resources it can be optimized against the background of the imitation and bureaucratic component of modern realities.

Keywords: pedagogy, education, spontaneous and controlled socialization, polysubjectivity of the educational process, the concept of education, pedagogical consciousness, the effectiveness and effectiveness of education.

Введение. На сегодняшний день педагогическое сообщество серьезно обеспокоено состоянием воспитания в нашей стране. Позитивных тенденций в нем, безусловно, много. Это и ответственность за свое будущее и будущее своей страны, и добровольчество и волонтерство, столь популярные сегодня, ии творчество, и желание быть полезным Отечеству. Но те тенденции, которые актуализируются сегодня требуют всестороннего изучения, среди них: нежелание части молодежи получать образование, превалирование в системе ценностей гедонистических устремлений, проявление жестокости, использование наркотиков в молодежной среде и др. [1].

Чаще всего негативные факторы связаны со стихийной социализацией, но есть и тенденция обращения ко всей сфере воспитания в целом. Дискуссионная панель о необходимости воспитания в высших учебных заведениях до сих пор открыта: должно ли присутствовать воспитание в вузах? По сути мы говорим о взрослых людях. С одной стороны, воспитание должно присутствовать в вузе, а, с другой стороны, нельзя забывать о том, что студенты-это люди, практически сложившиеся. Человек, безусловно, развивается всю свою жизнь. Но к моменту поступления в вуз, несмотря на нередко встречающуюся инфантильность в молодежной среде, большая часть студенческой молодежи обладает определенным устоявшимся в личностном профиле набором ценностей, полученных в таких социальных институтах, как семья и школа.

Изложение основного материала статьи. Какие же проблемы в сфере воспитания можно выделить сегодня? В современном отечественном воспитании можно выделить четыре кластера проблем: во-первых, это бюрократизация и имитация воспитательного процесса в образовательных организациях. К сожалению, сегодня бюрократизация сопровождает не только воспитательный процесс, она нередко пронизывает собой всю систему обучения. Поэтому очень часто бывает так, что в вузах происходит именно имитация воспитательного процесса [2]. Такая имитация часто воплощается за счет воспитательных мероприятий, которые по сути своей никакой воспитательной направленности не несут, за счет, например, неправильной постановки целей или ряда других причин.

Во-вторых, это недостаток разработок и апробации новых моделей воспитания, соответствующих вызовам времени; в-третьих, плохое владение методиками воспитания, прежде всего, молодыми преподавателями; в-четвертых, неудовлетворительная подготовка преподавателей вузов к решению вопросов воспитания; в-пятых, исключение критериев и показателей, характеризующих состояние воспитания, из

различных документов мониторинга образования, либо, наоборот, резкое увеличение количества критериев с преобладанием именно числовых показателей.

Если в педагогических вузах воспитательная парадигма имеет место, то в большинстве технических вузов и вузов, с непедагогическим профилем подготовки, преподаватели слабо или совсем не мотивированы на то, чтобы заниматься воспитательной работой [3].

Абсолютно очевидной является потребность в изменении концепции воспитания в высших учебных заведениях. Что может быть положено в основу этих изменений? Это нацеленность воспитания на будущее, полисубъектность сущностной характеристики воспитательного процесса, воспитательный потенциал информационных технологий, нормативно-правовые документы, измененное педагогическое сознание.

Большинство ученых, посвятивших свое научное творчество проблемам воспитания (Н.Л. Селиванова, Л.И. Новикова и др.) убеждены, что в современных реалиях изменения воспитания жизненно необходимы. Из истории воспитания мы помним, что в 90-е годы ХХ века воспитание было «изгнано» из школы и из вуза. Во всяком случае приоритетное значение воспитания полностью отсутствовало. Сегодня очень часто поднимается вопрос о навыках 21 века, таких как: эмпатия, эмоциональный интеллект, сотрудничество, критическое мышление, системное мышление, творческие способности. Очевидно, что все эти навыки так или иначе связаны с воспитанием [4].

Следующий важный момент заключается в понимании того, что воспитание полисубъектно. Нужно помнить о том, что воспитанием занимается не только школа или вуз. Сейчас очень много участников процесса воспитания. Некоторые из них, такие, например, как: церковь, представители культуры, общественные организации, целенаправленно участвуют в этом процессе. Есть еще и субкультурные общности, которые стихийно вступают в воспитательный процесс. Особенно ярко это проявляется в работе с антисоциальной направленностью молодежи.

Следующий важный аспект связан с использованием информационных технологий, о котором много пишется и говорится в последнее время в рамках совершенствования процесса обучения. Чего нельзя сказать о воспитательном процессе, потому что наработки в данной области. Безусловно, уже есть, но они еще не запущены в широкий круг пользователей, хотя в ряде современных исследований на эту тему доказано, что воспитательный потенциал информационных технологий достаточно объемен.

Еще одним основанием изменений в воспитании могут стать нормативно-правовые документы, потому что для вузов не разработана программа, регламентирующая воспитательную работу в рамках правового поля. Также нельзя не остановиться на изменениях педагогического сознания, так как мы довольно часто находимся в плену стереотипов, и нам сложно их менять. Мы не можем запустить новые модели воспитания, потому что большинство из нас считает, что все должно быть именно так, как было раньше, и порой. Мы либо не видим тех изменений, которые произошли с молодым поколением, либо отрицательно относимся к этим изменениям. Поэтому изменение педагогического сознания-это важный и, возможно, ключевой момент метаморфоз, необходимых современному воспитанию в вузах [5].

На протяжении последних десяти лет между понятиями «социализация» и «воспитание» проводилось большое количество интегративных параллелей или отождествлений этих понятий друг с другом. Социализацию можно представить в двух ипостасях: стихийной и управляемой. Социализация - это процесс освоения человеком социальных норм, включения в систему социальных отношений и складывания на этой основе его картины мира. Управляемая социализация, - это, фактически, воспитание. Когда в контексте изучения данного феномена встречается понятие «программа социализации и воспитания», то это звучит, по меньшей мере, странно, потому что в большинстве случаев социализация - это стихийный процесс, а управлять стихийным процессом невозможно, это очевидная диалектика, на наш взгляд.

Под воспитанием мы понимаем процесс управления развитием личности через создание благоприятных условий. Такая трактовка воспитания носит обобщенный характер, потому что те перечисления, которые встречаются в некоторых определениях воспитания (например, воспитание патриотизма, гражданственности и др.), это некая конкретика, и этот спектр в разные времена может меняться в зависимости от той социальной ситуации, в которой происходит воспитание. При этом создание благоприятных условий даже на протяжении жизни одного поколения может меняться.

Развитие личности - это процесс качественных изменений, происходящих в личности человека под влиянием природных и социальных. Внешних и внутренних факторов. Когда говорят, например, в школьной практике, о воспитанности целевой аудитории, то очевидно, что все еще актуальна такая позиция, что можно измерить качественные изменения в личности с помощью количественных оценок. Безусловно, такая позиция вызывает большие сомнения. Также в данном контексте актуализируются такие понятия, как: «воспитательная деятельность» и «воспитательный процесс» [5].

Таким образом, мы видим, что в основе воспитательного процесса лежит совместная деятельность, которая в идеале должна приводить к общности всех участников в границах полисубъектной позиции изменений. Любое воспитание при этом всегда ценностно: в его основе всегда лежат эти детерминанты (ценности, ценностные ориентации), на которые взрослый старается ориентировать детей.

Иногда в дискуссиях о воспитании поднимается такой вопрос: «Было ли воспитание в фашистской Германии?» Ответ утвердительный. Но драйвером являются именно те ценности, которые были положены в основу такого воспитания. Для нас эти ценности носят социальный характер. Наиболее сложными являются постановка цели и задач воспитания. Под целью, в обобщенной трактовке, принято понимать «...те изменения в личности молодых людей, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Цель воспитания, чаще всего, носит общий характер. На основании цели, как правило, формулируются задачи. Это те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения цели воспитания. Можно образно сравнить эту диаду с соотношением «пьедестала и ведущих к нему ступеней». По сути задачи конкретизируют цель.

Выстраивание задач должно быть релевантным поставленной цели, это ответственный процесс, и решать эти вопросы приходится довольно часто. Анализ различных проектов, документов, приведенный в ряде исследований в области целеполагания современного воспитательного процесса, свидетельствует о сложностях в формулировке целей и конкретизации задач, соответственно. Все эти шаги, в конечном итоге, являются предикторами содержания воспитания, т.е. тех конкретных социально-значимых знаний, отношений, опыта действий, которыми могут овладеть молодые люди в процессе взаимодействия со взрослым, в рамках тех или иных организуемых ими форм воспитания.

Какого человека, с нашей точки зрения, можно считать воспитанным? Можно считать именно того, кто овладел этими тремя позициями (социально-значимые знания, отношение к этим знаниям, и, самое важное в этой иерархии, опыт действий). Дело в том, что знания и отношение не закрепляются в человеке. Особенно актуальным этот момент становится тогда, когда мы подвергаем анализу такой феномен, как «неконтролируемость действий». Необходим положительный опыт в осознанности действий.

В настоящее время волонтерство и добровольчество, распространенные в вузах, получают этот опыт действия. Многие наши студенты, зная, что нужно помогать людям. У которых есть жизненные проблемы, положительно к этому относятся, но не знают, как им действовать в ситуациях подобного рода. Ярким примером является появившаяся не так давно госпитальная педагогика, в которой реализуется опыт милосердия, а это, безусловно, социально-значимый опыт.

Выводы. Таким образом. подводя итоги вышеизложенного, хотелось бы отметить, что сегодня можно и нужно рассматривать возможности воспитания через дистанционные технологии. Но при этом следует учесть, что нельзя переносить формы, которыми мы пользуемся в очном формате, варианте офлайн, в дистанционный формат. Остро ставится вопрос о том. Как можно, не потеряв воспитание, использовать дистанционные технологии таким образом, чтобы процесс воспитательного взаимодействия был непрерывным, конструктивным и эффективным. Какие же формы позволят это реализовать? Это могут быть виртуальные экскурсии, дискуссии и др.

Помимо всего прочего, процесс воспитания должен быть эффективным. Под эффективностью мы понимаем способность того или иного субъекта, той или иной системы, той или иной методики воспитания получать результаты более значимые, чем прежде (или чем у других) при неизменности (или при равенстве с другими) основных ресурсов.

Только в этом случае воспитательный процесс будет результативным, в котором будут иллюстрироваться способности того или иного субъекта, той или иной системы, той или иной методик воспитания получать запланированные результаты.

Литература:

1. Пирогланов Ш.Ш., Сабадин Д.А., Грициенко Д.А. К вопросу о неготовности научно-педагогического и студенческого сообщества к дистанционному формату обучения // В сборнике: Новая наука: новые перспективы. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.А. Янпольской. Краснодар, 2020. С. 50-54.

2. Пирогланов Ш.Ш., Сабадин Д.А., Грициенко Д.А. О проблеме подготовки качественно новых специалистов в аспекте глобальной диджитализации // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-2. С. 140-143.

3. Якса Н.В. Основные принципы организации воспитательного процесса в вузе // Научный вестник Крыма. 2016. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 15.02.2021).

4. Селиванова Н.Л., Баранова Н.А., Шакурова М.В., Баранов А.Е. Воспитательное пространство вуза в личностном и профессиональном становлении студента: монография / [Селиванова Н.Л., Баранова Н.А., Шакурова М.В., Баранов А.Е.]; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт стратегии развития образования Российской академии образования". - Москва: ФГБНУ ИСРО РАО, 2017. - 192 с.

5. Селиванова Н.Л. Векторы развития воспитания в системе образования // Профессиональное образование. Столица. 2017. №10. С. 8-10

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, доцент, декан факультета социальной педагогики и психологии Асильдерова Мадина Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); магистрант второго года обучения Курбанова Аида Омаровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии, социальной педагогики и социальной работы Явбатырова Бурлият Гусейновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С

ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ

Аннотация. В статье изучена специфика подготовки будущих социальных педагогов для работы с детьми-сиротами. Будущий социальный педагог в работе с детьми-сиротами должен быть готов к оказанию различного рода помощи. Выявлено, что профессия социального педагога, является одной из наиболее ответственных в обществе. К социальному педагогу всегда выдвигаются высокие критерии, поскольку именно он является образцом подражания для своих воспитанников, рассмотрены ключевые позиции предложенного спецкурса «Социально-педагогическая деятельность в детских домах и интернатах», который будет способствовать подготовке будущих социальных педагогов для работы с детьми-сиротами. Ключевые слова: будущий социальный педагог, дети-сироты, спецкурс, социальная помощь. Annotation. The article studies the specifics of training future social teachers to work with orphans. A future social teacher in working with orphans should be ready to provide various kinds of assistance. It was revealed that the profession of a social teacher is one of the most responsible in society. High criteria are always put forward for a social teacher, since he is a role model for his pupils, the key positions of the proposed special course "Social and pedagogical activity in orphanages and boarding schools" are considered, which will contribute to the preparation of future social teachers to work with orphans.

Keywords: future social teacher, orphans, special course, social assistance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.