Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ'

СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ДЕТИ-СИРОТЫ / СПЕЦКУРС / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асильдерова Мадина Магомедовна, Курбанова Аида Омаровна, Явбатырова Бурлият Гусейновна

В статье изучена специфика подготовки будущих социальных педагогов для работы с детьми-сиротами. Будущий социальный педагог в работе с детьми-сиротами должен быть готов к оказанию различного рода помощи. Выявлено, что профессия социального педагога, является одной из наиболее ответственных в обществе. К социальному педагогу всегда выдвигаются высокие критерии, поскольку именно он является образцом подражания для своих воспитанников, рассмотрены ключевые позиции предложенного спецкурса «Социально-педагогическая деятельность в детских домах и интернатах», который будет способствовать подготовке будущих социальных педагогов для работы с детьми-сиротами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асильдерова Мадина Магомедовна, Курбанова Аида Омаровна, Явбатырова Бурлият Гусейновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF TRAINING FUTURE SOCIAL EDUCATORS TO WORK WITH ORPHANS

The article studies the specifics of training future social teachers to work with orphans. A future social teacher in working with orphans should be ready to provide various kinds of assistance. It was revealed that the profession of a social teacher is one of the most responsible in society. High criteria are always put forward for a social teacher, since he is a role model for his pupils, the key positions of the proposed special course "Social and pedagogical activity in orphanages and boarding schools" are considered, which will contribute to the preparation of future social teachers to work with orphans.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ»

Какого человека, с нашей точки зрения, можно считать воспитанным? Можно считать именно того, кто овладел этими тремя позициями (социально-значимые знания, отношение к этим знаниям, и, самое важное в этой иерархии, опыт действий). Дело в том, что знания и отношение не закрепляются в человеке. Особенно актуальным этот момент становится тогда, когда мы подвергаем анализу такой феномен, как «неконтролируемость действий». Необходим положительный опыт в осознанности действий.

В настоящее время волонтерство и добровольчество, распространенные в вузах, получают этот опыт действия. Многие наши студенты, зная, что нужно помогать людям. У которых есть жизненные проблемы, положительно к этому относятся, но не знают, как им действовать в ситуациях подобного рода. Ярким примером является появившаяся не так давно госпитальная педагогика, в которой реализуется опыт милосердия, а это, безусловно, социально-значимый опыт.

Выводы. Таким образом. подводя итоги вышеизложенного, хотелось бы отметить, что сегодня можно и нужно рассматривать возможности воспитания через дистанционные технологии. Но при этом следует учесть, что нельзя переносить формы, которыми мы пользуемся в очном формате, варианте офлайн, в дистанционный формат. Остро ставится вопрос о том. Как можно, не потеряв воспитание, использовать дистанционные технологии таким образом, чтобы процесс воспитательного взаимодействия был непрерывным, конструктивным и эффективным. Какие же формы позволят это реализовать? Это могут быть виртуальные экскурсии, дискуссии и др.

Помимо всего прочего, процесс воспитания должен быть эффективным. Под эффективностью мы понимаем способность того или иного субъекта, той или иной системы, той или иной методики воспитания получать результаты более значимые, чем прежде (или чем у других) при неизменности (или при равенстве с другими) основных ресурсов.

Только в этом случае воспитательный процесс будет результативным, в котором будут иллюстрироваться способности того или иного субъекта, той или иной системы, той или иной методик воспитания получать запланированные результаты.

Литература:

1. Пирогланов Ш.Ш., Сабадин Д.А., Грициенко Д.А. К вопросу о неготовности научно-педагогического и студенческого сообщества к дистанционному формату обучения // В сборнике: Новая наука: новые перспективы. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.А. Янпольской. Краснодар, 2020. С. 50-54.

2. Пирогланов Ш.Ш., Сабадин Д.А., Грициенко Д.А. О проблеме подготовки качественно новых специалистов в аспекте глобальной диджитализации // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-2. С. 140-143.

3. Якса Н.В. Основные принципы организации воспитательного процесса в вузе // Научный вестник Крыма. 2016. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 15.02.2021).

4. Селиванова Н.Л., Баранова Н.А., Шакурова М.В., Баранов А.Е. Воспитательное пространство вуза в личностном и профессиональном становлении студента: монография / [Селиванова Н.Л., Баранова Н.А., Шакурова М.В., Баранов А.Е.]; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт стратегии развития образования Российской академии образования". - Москва: ФГБНУ ИСРО РАО, 2017. - 192 с.

5. Селиванова Н.Л. Векторы развития воспитания в системе образования // Профессиональное образование. Столица. 2017. №10. С. 8-10

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, доцент, декан факультета социальной педагогики и психологии Асильдерова Мадина Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); магистрант второго года обучения Курбанова Аида Омаровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии, социальной педагогики и социальной работы Явбатырова Бурлият Гусейновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С

ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ

Аннотация. В статье изучена специфика подготовки будущих социальных педагогов для работы с детьми-сиротами. Будущий социальный педагог в работе с детьми-сиротами должен быть готов к оказанию различного рода помощи. Выявлено, что профессия социального педагога, является одной из наиболее ответственных в обществе. К социальному педагогу всегда выдвигаются высокие критерии, поскольку именно он является образцом подражания для своих воспитанников, рассмотрены ключевые позиции предложенного спецкурса «Социально-педагогическая деятельность в детских домах и интернатах», который будет способствовать подготовке будущих социальных педагогов для работы с детьми-сиротами.

Ключевые слова: будущий социальный педагог, дети-сироты, спецкурс, социальная помощь.

Annotation. The article studies the specifics of training future social teachers to work with orphans. A future social teacher in working with orphans should be ready to provide various kinds of assistance. It was revealed that the profession of a social teacher is one of the most responsible in society. High criteria are always put forward for a social teacher, since he is a role model for his pupils, the key positions of the proposed special course "Social and pedagogical activity in orphanages and boarding schools" are considered, which will contribute to the preparation of future social teachers to work with orphans.

Keywords: future social teacher, orphans, special course, social assistance.

Введение. В связи с реформированием системы высшего образования Российской Федерации, важной составляющей подготовки будущих социальных педагогов является приобретение ими ключевых компетенций, которые позволят в будущем осуществлять успешную социально-педагогическую деятельность. Личностные черты социального педагога является постоянной темой для дискуссий в обществе. Именно от социального педагога требуют высоких критериев профессиональной деятельности. Перед педагогом всегда возникает большое количество задач и проблем, поскольку каждый ребёнок/ученик, с которым взаимодействует специалист, является личностью и к нему необходимо подобрать индивидуальный подход. В общем, социальный педагог является не только профессионалом, досконально знает свой предмет, но и креативной личностью, постоянно находится в процессе самосовершенствования и стремится к самореализации, пытается облегчить и разнообразить образовательный процесс, направляет свои идеи на развитие личности ученика.

Изложение основного материала статьи. Профессия социального педагога, на ряду с учителем, является одной из наиболее ответственных в обществе. К социальному педагогу всегда выдвигаются высокие критерии, поскольку именно он является образцом подражания для своих воспитанников/учеников. Специалисты социальной работы, взаимодействующие с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, должны всесторонне способствовать их реабилитации и адаптации, формированию их связей, коммуникативных и социальных возможностей.

Основными критериями деятельности социального педагога являются: разработка принципиально новых подходов к проведению внеурочных специально организованных занятий, оказанию социально-педагогического сопровождения детей различных категорий, проведение консультационной работы с детьми и родителями в соответствии с их индивидуальных особенностей, проектирование личности ребенка, выработка стратегии и тактики социально-педагогической деятельности; комплексное и вариантное использования в профессиональной деятельности всей совокупности теоретических знаний и практических навыков; проведение систематического самоанализа профессиональной деятельности; проявление гибкости при выборе оптимального управленческого решения в нестандартных и конфликтных ситуациях; оригинальное конструирования образовательного процесса [3, с. 100].

Работа социального педагога с детьми из числа сирот и детьми, оставшихся без попечения родителей, является очень актуальным вопросом в обществе. Дети-сироты не имеют модели самостоятельной жизни, психологически не готовы к ней, теряются в незнакомой ситуации и не всегда решают свои проблемы законным путем. Экономическая неграмотность, неумение распоряжаться деньгами, неумение вести быт, и прочая неопытность в жизни порождают ошибки. В таких ситуациях очень важно иметь поддержку того, кто подскажет, что делать, кто поможет понять и решить проблему. Отсюда возникает необходимость оказания профессиональной помощи. Исследованием этого вопроса занимаются такие авторы, как: Л.В. Байбородова, М.И. Рожков, Т.Н. Сапожникова, Козлова Т.З. и др.

Одной из причин увеличения числа детей-сирот является снижение авторитета семьи, ослабление семейных связей, рост так называемого социального сиротства [1].

Подготовка будущих социальных педагогов для работы с детьми-сиротами связана со следующими блоками профессиональной компетентности:

1. Социально-педагогическая деятельность, предполагающая диагностическое и методическое творчество.

2. Социально-педагогическое общение - это коммуникативное творчество.

3. Сфера личности. В сфере личности - это самореализация социального педагога на основе осознания себя, построение программы самосовершенствования [4, с. 107].

4. Педагогическое творчество - это целенаправленный, непрерывный процесс развития личности ребенка, заключающийся в совершенствовании педагогической деятельности, повышении уровня педагогического мастерства.

Нами выделены следующие основные признаки педагогической креативности социального педагога: развитый комплекс индивидуальных качеств (коммуникативных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных, моральных и т.д.); способность видеть и оригинально решать педагогические проблемы (коммуникативные, организационные, методические) педагогическая направленность мышления; желание проявить собственную индивидуальность; способность преодолевать стереотипы, неприятие «шаблонного» мышления; желание создавать новое, воплощать новые идеи; владения и желание совершенствовать инновационные методы, приемы социально-педагогической работы.

В педагогических исследованиях наряду с понятием «педагогическая креативность» часто употребляют термин «креативная компетентность», поэтому считаем актуальным уточнить содержание этих понятий. Креативная педагогика имеет целью развитие креативности студентов и призвана обучать студентов приобретать знания самостоятельно, не бояться проявлять индивидуальность, избегать шаблонов и стереотипов, не использовать готовыми, привычными методами действий.

Педагогическая креативность должна являться неотъемлемым качеством современного социального педагога. Анализ работ по теме исследования позволил сделать вывод, что педагогическая креативность социального педагога - это интегральная личностно профессиональное качество, заключающееся в способности к профессиональному творчеству, оригинального решения социально-педагогических проблем, активного использования и совершенствование инновационных социально-педагогических технологий взаимодействия с детьми-сиротами, с учетом специфики категории клиентов.

Таким образом, педагогическая креативность социального педагога - это интегральная личностно-профессиональное качество, что выражается в способности к осуществлению педагогического творчества, оригинального решения проблем, реализации индивидуальности специалиста, профессионального и личностного самосовершенствования. Специфика педагогической креативности определяется направлением деятельности (в рамках нашего исследования социального педагога).

Будущий социальный педагог в работе с детьми-сиротами должен быть готов к оказанию различного рода помощи данной категории лиц:

1. Социально-бытовая помощь - помощь, направленная на поддержание жизнедеятельности в быту, всесторонняя поддержка: Содействие в получении льгот и социальных гарантий; сопровождение в различные организации и осуществление взаимодействия; оказание помощи в организации быта.

2. Социально-педагогическая помощь, предполагающая: социально-педагогическую коррекцию; развитие умений по самоорганизации; развитие позитивных интересов; развитие навыков, необходимых для независимого самостоятельного проживания; развитие умений взаимодействия с другими людьми в разных сферах жизнедеятельности; организация досуга.

3. Социально-психологическая помощь - коррекция психологических состояний выпускников для их адаптации в обществе [5]: социально-психологический патронаж и консультирование; предоставление психологических консультаций.

4. Социально-трудовая помощь - помощь в профориентации: получении профессионального образования в соответствии со способностями.

5. Социально-правовая помощь - получение юридический услуг, защиты прав и законных интересов: в оформлении и восстановлении документов; оказание помощи в получении в получении юридических услуг; оказание помощи в защите прав и законных интересов.

6. Социально-медицинская помощь - медицинская помощь, реабилитационная поддержка, сохранение и укрепление здоровья: предоставление информации о поддержании здоровья; формирование установки на здоровый образ жизни; содействие в проведении реабилитационных мероприятий, организация медицинского консультирования, предоставление реабилитационных средств.

Социальный педагог должен быть готов к проведению с детьми-сиротами бесед, тренингов, групповых и индивидуальных занятий, направленных на формирование позитивных интересов, профилактику отклонений в поведении, ответственного отношения к подбору круга общения, расстановку дальнейших жизненных приоритетов, решение межличностных конфликтов, проблемных ситуаций в трудовых и учебных коллективах. Организация подобной работы должна осуществляться специально подготовленными работниками, направления их подготовки рассматриваются Э.Н. Рычихиной и М.В. Капрановой.

Перечисленные мероприятия помогают лицам из числа детей-сирот стать самостоятельными, понять себя, воспитывают ответственность, позволяют им выявлять свои внутренние резервы, нераскрытые возможности, склонности, связи и оценочные суждения. Содействуют снятию негативных установок и стереотипов поведения, формированию социально значимых черт и качеств личности.

Особое внимание уделяется сохранению здоровья детей-сирот. Специалисты оказывают содействие в получении медицинской помощи, отвечают за прикрепление к районной поликлинике, при необходимости к профильным медицинским диспансерам. Осуществляют контроль за ежегодной, обязательной диспансеризацией детей-сирот. Проводят тематические беседы о сохранении здоровья, здоровом образе жизни, вреде курения, употребления алкоголя и т.д. оказывают помощь в поиске бюджетных спортивных секций, клубов.

На факультете социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» нами был разработан и внедрен в практику спецкурс «Социально-педагогическая деятельность в детских домах и интернатах». Его содержание было нацелено на формирование у студентов системы знаний:

- причины распространения явления социального сиротства в истории России и современном обществе;

- современные пути решения проблем и формы устройства детей, лишенных родительского попечения;

- психолого-педагогические особенности развития детей, воспитывающихся в условиях детского дома или школы - интерната;

- современные социально-педагогические технологии, методы исследования, обработки данных и использования информации о социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами;

- основные формы взаимодействия с различными социальными службами по оказанию комплексной социально-педагогической и психологической помощи детям-сиротам;

- международные и государственно-правовые основы социальной политики по защите прав и интересов детей-сирот и детей, лишённых родительского попечения, нуждающихся в социально-педагогической помощи и поддержке.

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны уметь:

- анализировать социально-педагогические проблемы современного общества и определять причины распространения социального сиротства;

- ориентироваться в международном и государственном законодательстве, защищающем права и интересы детей-сирот и детей, лишённых попечения родителей;

- уметь самостоятельно работать с научно-методической литературой социально-педагогической направленности;

- проектировать и анализировать результаты своей социально-педагогической деятельности.

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны владеть:

- основными формами и методами социально-педагогической работы с сиротами и их микросредой;

- грамотно использовать их в своей профессиональной деятельности;

- навыками проектирования и анализа результатов своей социально-педагогической деятельности.

Реализация программы спецкурса предполагала применение как традиционных форм преподавания

(семинары, беседы), так и использование ситуативно-ролевых игр и тренингов, имитирующих профессиональную деятельность будущих социальных педагогов. Это, в свою очередь, развивало в студентах умение работать как самостоятельно, так и в группе, способность применять полученные знания на практике, умение описывать и презентовать содержание своей будущей профессиональной деятельности социального педагога.

Семинарские занятия строились на основе концепции совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов и проводились в интерактивном режиме. Мы склоняемся к мысли о том, что креативность социального педагога представляет собой интегральную характеристику личности, поскольку в ее структуру входят личностные способности человека, а также профессиональные умения и навыки, позволяющие педагогу эффективно решать проблемные ситуации.

Выводы. Таким образом, изучив специфику и особенности подготовки будущих социальных педагогов для работы с детьми-сиротами, нами рассмотрены ключевые позиции предложенного спецкурса «Социально-

педагогическая деятельность в детских домах и интернатах», который будет способствовать подготовке будущих социальных педагогов для работы с детьми-сиротами.

Литература:

1. Гвоздеев И.С. Социальное положение молодёжи в новых условиях страны. - М.: НТЦ «Развитие», -2010 г. - С. 48.

2. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность // Психол. журнал. - 1994. - №4. - С. 83-93.

3. Лимантов Ф.С. О гносеологической природе комического образа с точки зрения теории информации // Труды по философии, Тартусовский государственный университет, вып. 124, 1962. - С. 145-153.

4. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986. - 225 с.

5. Присяжная Н.В. Влияние внесемейной социализации на социальное поведение и специфику постинтернатной адаптации сирот / Н.В. Присяжная // Социология медицины. - 2016. - №1. - С. 13-17

Педагогика

УДК 377.169.3

кандидат педагогических наук Байчорова Аэлита Асланбековна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск) ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛЕЙ ОЧЕРЕДЕЙ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Аннотация. Теория массового обслуживания - область прикладной математики, занимающаяся анализом процессов в системах производства, обслуживания, управления, в которых однородные события повторяются многократно, например, в здравоохранении; на предприятиях бытового обслуживания; в системах приёма, переработки и передачи информации; автоматических линиях производства и др. В статье рассмотрены особенности построения моделей теории массового обслуживания в здравоохранении: установление зависимостей между характером потока заявок, анализ очередей и задержек, производительность каналов и эффективное обслуживание с целью нахождения наилучших путей управления этими процессами.

Ключевые слова: массовое обслуживание, здравоохранение, модели, прерывания, задержки, перебои, очереди, пациенты, моделирование.

An^taUm. Queuing theory is a field of applied mathematics dealing with the analysis of processes in production, service, and management systems in which homogeneous events are repeated many times, for example, in healthcare; at consumer service enterprises; in systems for receiving, processing and transmitting information; automatic production lines, etc. The article discusses the features of constructing models of the theory of queuing in healthcare: establishing dependencies between the nature of the flow of applications, analyzing queues and delays, channel performance and efficient service in order to find the best ways to control these processes.

Keywords: mass service, healthcare, models, interruptions, delays, interruptions, queues, patients, simulations.

Введение. Важной особенностью процессов здравоохранения (или услуг в целом) является то, что спрос для ресурсов в значительной степени не планируется. Как следствие, возникает постоянное несоответствие между спросом на лечение и доступной мощностью. Более того, своевременная помощь очень важна, поэтому в процессах здравоохранения часто бывают прерывания (чувство срочности присутствует почти всегда). Неудивительно, что здравоохранение пронизано задержками. Промедления крайне нежелательны не только с психологической точки зрения (удовлетворённость пациентов), но также и с экономической точки зрения.

Более того, неправильное планирование и неисправные логистические системы приводят к тому, что ожидание остаётся слишком долгим.

Анализ очередей и задержек может значительно улучшить медицинское обслуживание, производительность, удовлетворённость пациентов и рентабельность здравоохранения. Системы здравоохранения можно представить как сложную сеть массового обслуживания. Модели очередей полезны для определения уровней мощности (и распределения мощности), необходимых для реагирования к требованиям своевременно минимизировать задержки. В любом процессе здравоохранения есть сторона спроса (состав пациентов и связанная с этим изменчивость в потоке прибытия) и сторона поставки (ресурсы больницы, такие как хирурги, медсестры, операционные, залы ожидания, реабилитация, лаборатории). Причём, оба требуют предложения по своей сути стохастические. Эта стохастическая природа создаёт помехи и перебои в процессе. Сочетание анализа производительности и вариативности делает теорию массового обслуживания столь привлекательной. Основная цель - выявить факторы в использование времени пациентов, чтобы определить рычаги улучшения и проанализировать работу систем массового обслуживания в здравоохранении.

Изложение основного материала статьи. Главным показателем качества медицинских услуг является своевременность предоставления услуги, которую можно разбить на три вида:

1) время доступа к услуге, т.е. время, затраченное пациентом на получение внимания со стороны органа здравоохранения;

2) время ожидания в очереди;

3) время действия, т.е. время, затраченное на предоставление необходимой услуги.

При посещении больницы, в первую очередь, пациент обращается в регистратуру, где его запишут на приём к врачу, отнесут амбулаторную карту в кабинет врача, предоставят интересующую справочную информацию (в каком кабинете идёт приём, какой доктор принимает, как пройти в этот кабинет). Соответственно, чем быстрее пациента обслужат в регистратуре, тем быстрее он попадёт на приём к врачу. Таким образом, одним из показателей, четырёх характеризующих качество предоставляемых медицинских услуг, является среднее время ожидания пациентов в очереди в регистратуре.

Для улучшения качества медицинского обслуживания предлагается использовать теорию массового обслуживания, которая представляет собой совокупность математических методов исследования систем массового обслуживания, направленных на выработку оптимальных вариантов управления ими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.