Научная статья на тему 'Экспертиза процесса воспитания в условиях "текучей" современности'

Экспертиза процесса воспитания в условиях "текучей" современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТИЗА ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ / "ТЕКУЧАЯ" СОВРЕМЕННОСТЬ / КРИТЕРИИ / ИНДИКАТОРЫ / EXAMINATION OF THE PROCESS OF EDUCATION / "FLUID" MODERNITY / CRITERIA / INDICATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Елена Васильевна, Киселев Николай Николаевич

Освещается проблема анализа (экспертизы) воспитания в условиях современного меняющегося мира, определяемого в социологии понятием «текучая современность». В русле методов социологии раскрываются особенности экспертизы воспитания в сегодняшней «текучей современности». Анализируется понятия «текучей» современности, «текучей» морали. Рассматриваются критерии и индикаторы экспертизы процесса воспитания в условиях детского оздоровительного лагеря, возможность их учета при реализации процесса воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem of expertise of the evaluation of the education process in the conditions of the modern changing world which is defined in sociology by the concept of “liquid modernity”. In line with the methods of sociology, the authors reveal the specificities of the assessment of education process in today's “liquid modernity”. The concepts of “liquid modernity”, and “liquid morality” are analyzed. Criteria and indicators of the assessment of the upbringing process in the conditions of the children's camp as well as the possibility of taking them into account when implementing the upbringing process are considered.

Текст научной работы на тему «Экспертиза процесса воспитания в условиях "текучей" современности»

Е.В. КИСЕЛЕВА, Н.Н. КИСЕЛЕВ (Новосибирск)

экспертиза процесса воспитания в условиях «текучей» современности*

Освещается проблема анализа (экспертизы) воспитания в условиях современного меняющегося мира, определяемого в социологии понятием «текучая современность». В русле методов социологии раскрываются особенности экспертизы воспитания в сегодняшней «текучей» современности. Анализируется понятия «текучей» современности, «текучей» морали. Рассматриваются критерии и индикаторы экспертизы процесса воспитания в условиях детского оздоровительного лагеря, возможность их учета при реализации процесса воспитания.

Ключевые слова: экспертиза процесса воспитания, «текучая» современность, критерии, индикаторы.

Сегодня все труднее определить единую ценностную базу современного воспитания, т. к. речь идет о его реализации в условиях постоянно изменяющейся, «текучей» современности. Отсутствуют и однозначные, четкие параметры его анализа. Что-то вызывает отторжение, что-то - сомнения, что-то не работает. В связи с этим и встает вопрос о наличии в ценностно-смысловой основе современного воспитания не жестко однозначных ценностных норм, а какого-то диапазона ценностных смыслов, чтобы была возможность найти здесь свою нишу. Необходимо также размышлять об инновационной вариативности критериев экспертизы процесса воспитания.

Понятия «текучей» современности, «текучей» морали обсуждаются сегодня как в социологической, так и в психологической науке. Данный подход к современности ввел З. Бауман, определяя ненадежность, неустойчивость, уязвимость как наиболее широко распространенные особенности современных условий жизни [1, с. 173].

Как отмечает С.А. Кравченко, сегодня надо исходить из того, что на содержание современной морали влияет комплекс факторов сложности, среди которых можно отметить следующие: сокращающееся количество долгоживущих социумов и увеличивающее-

* Исследование выполнено при поддержке РФФИ (проект № 17-06-00678а).

КИЕ науки -

ся количество короткоживущих, что прямо касается ценностей, норм, идеалов, референтов; нелинейность развития представлений о добре и зле; приход многочисленных культурных гибридов в нашу жизнь [3]. Если учесть, что атрибутивным качеством утверждающейся морали является текучесть (в реально обозримом времени происходит изменение принципов и норм жизни, расширение ценностных основ), то правомерно, используя методологию З. Баумана, именовать сегодняшнюю мораль «текучей» моралью [1].

новая мораль постоянно преподносит нам эмерджентность, неопределенность и турбулентность «правильных» принципов и норм. Более того, она ставит каждого из нас в условия соблазна и необходимости выбора среди множества возможностей, ценностей, идеалов, что в итоге определяет суть нашей самоидентификации. При этом ни сам выбирающий, ни его родители и близкие люди, ни педагоги не могут дать гарантии того, что выбор «правильных» моральных принципов и норм не содержит латентных опасностей - неожиданных проявлений зла в виде тех или иных ненамеренных последствий. Вчерашние представления о правильности, красоте, полезности, о том, что принято называть моральным здоровьем, сегодня «устаревают». Раскрепощенное желание в отсутствие резкого сокращения табу порождает новые потребности. но надо понимать, что главной причиной зарождения, распространения и востребованности «текучей» морали является не безнравственность современного поколения людей, а реалии становления сложного социума. Именно данный тип морали помогает адаптироваться к неопределенностям и турбулентностям современного мира. Без нее люди не смогли бы вообще заниматься инновационной деятельностью. Без морали этого типа не состоялась бы эмансипация ни социальной, ни политической, ни экономической сферы жизнедеятельности. не было бы столь желанного открытого общества и тех мобильностей, которые оно предоставляет своим членам [3, с. 4].

Таким образом, встает вопрос о том, что сегодня для реализации воспитания необходима адаптивная ценностная платформа, имеющая гуманистический фундамент, но соответствующая реалиям сложного социума, включающая диапазон различных кластеров теоретических подходов к воспитанию, что позволяет большинству найти в ней свою ценностную нишу.

О Киселева Е.В., Киселев Н.Н., 2019

ИЗВЕСТИЯ вгпу

Современный период постоянных социальных изменений и перманентной неопределенности в развитии общества, безусловно, влияет и на деятельность временных коллективов, на организацию процесса воспитания в условиях детского оздоровительного лагеря. На чем в данных условиях строить сегодняшнее воспитание? Какие механизмы его реализации использовать? Как анализировать, делать экспертизу воспитания? Вот только малая часть вопросов, которые ставят перед собой педагоги-ученые и педагоги-практики. Н.Л. Селиванова отмечает: «Серьезные испытания сопровождают теорию и практику воспитания уже более четверти века. Причины этого носят как объективный характер - необходимость политического, экономического переустройства нашего общества, что сопровождалось, прежде всего, мировоззренческим кризисом, так и субъективный характер - недостаточная продуманность, проработанность некоторых решений в области образования. Сегодня необходимо, наконец, осознать, что "знание без воспитания - это меч в руках сумасшедшего", и сделать воспитание подрастающего человека действительным, а не декларированным приоритетом общества» [4, с. 19].

Осуществление процесса педагогической экспертизы воспитания в детском оздоровительном лагере должно учитывать данные тенденции. Педагогическая экспертиза выступает одним из направлений экспертной деятельности, целью которой в общем виде являются изучение и оценка объекта, в качестве которого могут выступать педагогические процессы, определенные виды педагогической деятельности. Таким объектом педагогической экспертизы является и воспитание.

на наш взгляд, в качестве обобщенных критериев экспертизы процесса воспитания в условиях детского оздоровительного лагеря можно использовать следующие:

- воспитывающую деятельность;

- воспитывающие отношения;

- воспитывающую среду.

наличие данных характеристик в воспитательном процессе детского оздоровительного лагеря будет свидетельствовать о качестве реализуемого в ней процесса воспитания. но, безусловно, каждый критерий имеет свои характеристики.

Характеристики воспитывающей деятельности:

- системность, т. е. наличие системной це-леполагающей деятельности, целевой компонент, основанный на воспитании;

- методическая обеспеченность данной деятельности, гарантирующая ее качество (новые формы, авторские разработки, технологии и методики), т. к. плохо организованная деятельность не имеет должного воспитывающего эффекта;

- разнообразие деятельности, разнообразие форм и методов работы с учетом психофизиологических возрастных особенностей детей; ритуалы, традиции, имидж учреждения; методический уровень мероприятий.

Качественно организованная воспитывающая деятельность не только способствует более быстрой и успешной адаптации ребенка в лагере, в иных условиях жизнедеятельности, но и направлена на повышение социального статуса ребенка, самооценки, расширение возможностей для самореализации и саморазвития [2].

Кроме того, стоит выделить более подробные индикаторы воспитывающей деятельности (то, что можно определить по принципу «есть - нет» либо выразить в цифрах):

- есть воспитательная программа ДОЛ (программа развития, концепция);

- есть план воспитательной работы;

- есть автономная воспитательная деятельность в отрядах;

- есть методическое обеспечение деятельности (банк методических разработок, сценариев и т. п.);

- есть авторские технологии и разработки у методистов, вожатых;

- есть зафиксированная диагностическая деятельность (уровень диагностики);

- присутствует разнообразие форм и методов воспитательной деятельности;

- есть ритуалы, традиции, элементы имиджа ДОЛ, уголки и т. д.

наличие воспитывающей деятельности в жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря позволяет эффективно реализовы-вать цели воспитания в данных условиях.

Воспитывающую среду отличают следующие характеристики:

- целенаправленно педагогически освоенная среда, реализующая воспитывающее влияние;

- соответствие целям и задачам воспитательной программы;

- присвоение детьми и взрослыми элементов среды.

Индикаторы реализации воспитывающего влияния в разных видах сред:

1) художественно-эстетическая среда -цветовое, световое решение визуальной среды ДОЛ; формообразующие элементы, соз-

дающие особый климат лагеря, которые влияют на образ жизни ребенка в нем (образность интерьеров, малые архитектурные формы, дизайн помещений и т. п.);

2) информационная среда - наличие собственных средств информации (пресс-центр, газета, журнал, информационный стенд и др.);

3) предметная среда - материально-техническое обеспечение учреждения (радиосвязь, аппаратура), благоустроенность помещений, площадок;

4) природная среда - озеленение, эколо-гичность, природосберегающие меры, использование природных возможностей в жизнедеятельности ДОЛ;

5) эмоциональная среда - наличие традиций, ритуалов, символов (девизы, песни, форма, эмблемы), вовлекающих ребенка в эмоциональное переживание, развивающих активность, творчество, самодеятельность;

6) содержательная среда - специфические направления жизнедеятельности ДОЛ, носящие развивающий характер, т. е. влияющие на формирование и развитие личности ребенка (волонтерство, самоуправление и пр).

Среда ДОЛ - элемент воспитательной системы учреждения, комплекс природных, материальных, предметно-эстетических, социальных элементов, в процессе освоения которых происходит освоение коллективом жизненного пространства, обеспечивающего решение воспитательных задач. Освоение среды предполагает формирование фрагментов природной, вещной среды, освоение социума, обустройство жизни сообщества ДОЛ.

Характеристики воспитывающих отношений:

- эмоционально безопасные отношения, в которых личности эмоционально комфортно, не страшно;

- развивающие отношения, задающие эталоны взаимодействия людей, формирующие поступки, поведение;

- притягательные, значимые отношения.

В понятие «воспитывающие отношения»

вносится, прежде всего, позитивный смысл. Итак, под воспитывающими взаимоотношениями следует понимать такие взаимоотношения, которые создают и реализуют условия для эффективного воспитательного влияния, дающего в сжатые сроки позитивный результат без использования императивной педагогики. Это отношения, создающие условия для развития и воспитания лучшего в личности ребенка. По существу, они являются формирующими и развивающими.

КИЕ науКИ -

Погружение в такие отношения само по себе планомерно и целенаправленно влияет на сознание и поведение личности, зарождает позитивные установки, воспитывает ценностные позиции, рождающие определенность и привязанности, развивает личность и формирует ее внутренние гуманистические ориентиры [2].

Индикаторы наличия воспитывающих отношений:

- есть эмоционально благоприятный климат, эмоциональное благополучие членов коллектива;

- есть ценностные эталоны отношений;

- есть эмоционально-деятельностная поддержка членами коллектива друг друга;

- присутствует доминантный стиль коммуникации - сотрудничество.

Формирование атмосферы воспитывающих отношений позволяет снижать влияние неопределенности и текучести современного времени. Личность, погруженная в такие отношения, осваивает ясные и понятные эталоны отношений, взаимодействия, поведения, в связи с чем чувствует себя комфортнее, увереннее.

Таким образом, достижение в процессе воспитания обозначенных выше индикаторов приводит к появлению ключевых характеристик эффективного процесса воспитания в детском оздоровительном лагере. Экспертиза данного процесса позволит его совершенствовать, получить качественный результат в условиях «текучей» современности.

Список литературы

1. Бауман З. Текучая современность. СПб., 2008.

2. Киселев H.H., Киселева Е.В. Межличностные отношения как ресурс эмоциональной безопасности образовательной среды // Сиб. пед. журн. 2014. № 6. С. 36-39.

3. Кравченко С.А. Переоткрытие социальной реальности как показатель валидности социологического знания // Социологические исследования. 2014. № 5. С. 27-37.

4. Селиванова Н.Л. Воспитание в современном обществе: взгляд на проблему // Отечественная

и зарубежная педагогика. 2016. № 1. С. 18-20. * * *

1. Bauman Z. Tekuchaya sovremennost'. SPb., 2008.

2. Kiselev N.N., Kiseleva E.V. Mezhlichnostnye otnosheniya kak resurs ehmocional'noj bezopasnosti obrazovatel'noj sredy // Sib. ped. zhurn. 2014. № 6. S. 36-39.

3. Kravchenko S.A. Pereotkrytie social'noj real'-nosti kak pokazatel' validnosti sociologicheskogo zna-niya // Sociologicheskie issledovaniya. 2014. № 5. S. 27-37.

известия вгпу

4. Selivanova N.L. Vospitanie v sovremennom ob-shchestve: vzglyad na problemu // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2016. № 1. S. 18-20.

The assessment of the process of education in the conditions of "liquid modernity"

The article considers the problem of expertise of the evaluation of the education process in the conditions of the modern changing world which is defined in sociology by the concept of "liquid modernity". In line with the methods of sociology, the authors reveal the specificities of the assessment of education process in today's "liquid modernity". The concepts of "liquid modernity", and "liquid morality" are analyzed. Criteria and indicators of the assessment of the upbringing process in the conditions of the children's camp as well as the possibility of taking them into account when implementing the upbringing process are considered.

Key words: examination of the process of education, "fluid" modernity, criteria, indicators.

(Статья поступила в редакцию 21.01.2019)

А.А. ТАРАСОВ (Волгоград)

о культуре безопасности в «цивилизации риска»

Предпринята попытка исследования потенциальных возможностей построения «обновленной» культуры безопасности жизнедеятельности в условиях современной технологической цивилизации. Рассматривается связь глобальных проблем безопасности жизнедеятельности с культурой как носителем сложившихся идеалов и ценностей общества. Обсуждаются задачи образования в области безопасности и проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: цивилизация риска, культура безопасности, ноксологическое образование.

Целью данной работы является исследование потенциальных возможностей построения «обновленной» культуры безопасности жизнедеятельности в условиях современной технологической цивилизации. Непрерывное из-

менение качества среды обитания как следствие научно-технического прогресса к концу XX в. привело человечество к осознанию новой угрозы: пагубности влияния результатов «второй промышленной революции» на окружающую среду и социальное благополучие человека.

Использование современной цивилизацией атомной энергетики, рекомбинации ДНК, хранение отходов химических производств создало группы рисков, нейтрализация которых современными технологиями недостижима. В результате возрастают масштабы потенциальных опасностей в технологической сфере. На основе закона сохранения рисков мы просто «сбрасываем» угрозы на последующие поколения.

«Современный научно-технический прогресс, по сути, не всегда прогрессивен, - писал академик В.П. Казначеев. - Он несет людям не только блага, но и новые заболевания, растущую опасность катастроф, создает нервно-психическое напряжение, которое не компенсируется нынешней системой профи-лактик. Как это ни парадоксально, экономика, ориентированная преимущественно на экономическую эффективность, не может долго развиваться успешно и стабильно. Цели промышленного производства должны быть подчинены целям общественного развития, духовным идеалам и ценностям» [11].

Создавшаяся ситуация породила в социальных концепциях два теоретических последствия: изучение проблем границ развития современной техногенной цивилизации и появление доктрины «цивилизации риска» [2]. Импульс исследованиям по проблемам границ развития дало выступление экологов, авторов первого доклада Римскому клубу исследователей Д. и Д. Медоузов. Выводом этого доклада была констатация необходимости пределов человеческой экспансии в связи с конечностью имеющихся на планете ресурсов.

такие ограничения должны носить не только технологический, но и эколого-эконо-мический характер. Й. Рендерс и В. Беренс вводят в теорию понятие пропускной способности экосистемы, т. е. того уровня жизненной активности человеческой популяции в окружающей природной среде, который может быть обеспечен экосистемой без ущерба для собственного существования [7].

теоретические постулаты доктрины «цивилизации риска» исходят из того, что технологическое развитие, обеспечивающее мате-

О Тарасов А.А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.