Научная статья на тему 'Учение о благодати Божией'

Учение о благодати Божией Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учение о благодати Божией»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

А.Л. Катанский

Учение о благодати Божией

Опубликовано:

Христианское чтение. 1901. № 6. С. 880-901.

@ Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru~). 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

УЧЕНІЕ О БЛАГОДАТИ БОЖІЕЙ

ВЪ ТВОРЕНІЯХЪ

XIII. Св. Іоанна Златоуста *).

Приготовленіе къ крещенію, дѣйствіе сею таинства. Еще до крещенія начинается дѣйствіе благодати Св. Духа, именно въ укрѣпленіи вѣры «познавательной»,—укрѣпленіи, которое, какъ мы видѣли, слѣдуетъ за появленіемъ у насъ надлежащаго расположенія и соизволенія нашей воли, и состоитъ въ ниспосылаемой намъ «помощи Духа» *). Но въ особенности благодать Св. Духа проявляетъ свое дѣйствіе въ таинствѣ крещенія водою и Духомъ, т. е. собственно въ крещеніи и миропомазаніи.

Крещенію должно предшествовать предочищеніе, имѣющее важное значеніе. «И прежде я говорилъ и теперь говорю и не перестану говорить, что кто не исправилъ худою поведенія (та еХаттшрата т«W тротооѵ) и не постарался сдѣлать для себя добродѣтель легкою (еохоХоѵ), тотъ пусть и не крестится» 2). Нужно уничтожить грѣховныя привычки, потому

*) Окончаніе, см. майскую кн. „Хр. Чтеніе“ за 1901 г.

!) См. вышеприведенныя мѣста изъ In Psalm. СХѴ п. 2 col. 322. In bom. I de verb, apost. habentes etc. n. 4. 5 col. 275—6.

s) Ad ilium. Catecb. II n. 2 col. 234 (M. t. 49). Здѣсь св. Златоустъ говоритъ съ большею послѣдовательностію, чѣмъ св. Григорій Нисскій, который, какъ мы видѣли, утверждалъ, что изъ двухъ волъ «меньшее: удостоившись спасительнаго крещенія снова впасть въ грѣхъ, чѣмъ кончить жизнь непричастнымъ благодати крещенія» (Or. adv. eos, qui differ, bapt. col. 424).

что крещеніе не уничтожаетъ ихъ и они даютъ себя чувствовать возвращеніемъ человѣка послѣ крещенія ко грѣху. Какъ въ живописи, послѣ того какъ наведены краски, нельзя уже стирать и исправлять рисунокъ, «такъ и ты представь, что твоя душа есть изображеніе. А потому, прежде чѣмъ низойдетъ на тебя истинная краска Духа, уничтожь помѣстившіяся въ тебѣ худыя привычки (auvTj&eux;)... истреби навыкъ (Щг'кг -Tjv oovTfjöstav), чтобы послѣ крещенія опять не возвратиться къ нему. Грѣхи уничтожаетъ купель, а привычку исправь ты, чтобы, когда уже наведены краски и возсіялъ царскій образъ, не уничтожить его и не причинить язвинъ и рубцевъ данной тебѣ отъ Бога красотѣ» ’). Св. отецъ буквально не говоритъ, что крещеніе не исправляетъ привычкй, но весьма ясно даетъ это понять, какъ настойчивымъ совѣтомъ еще до крещенія исправить свое поведеніе, чтобы не сдѣлать безполезнымъ принятіе сего таинства, такъ и указаніемъ на то, чтб производитъ купель и что составляетъ дѣло самого крещающагося. И это совершенно понятно, такъ какъ порочные навыки скрываются въ глубинѣ человѣческой свободной воли, неприкосновенной для благодати, вслѣдствіе неразрывной связи нашей воли съ человѣческою личностью, а потому благодать и не истребляетъ навыковъ, а уничтожаетъ только грѣхи,—взглядъ, который, какъ мы видѣли, высказывали и другіе св. отцы, въ особенности пр. Макарій Египетскій, св. Григорій Нисскій и другіе, не столь впрочемъ ясно.

Такимъ образомъ, не безъ нѣкотораго ограниченія, вытекающаго изъ предъидущихъ мыслей, нужно понимать слова св. I. Златоуста, изображающія дѣйствіе благодатной силы крещенія. Крещеніе очищаетъ отъ грѣховъ, попаляя ихъ какъ терніе. «Какъ огонь, попавъ въ терніе, легко истребляетъ его всецѣло, такъ и благодать Духа истребляетъ грѣхи людей» 2), почему Духъ Св. и снизошелъ на апостоловъ въ видѣ огненныхъ языковъ, «такъ какъ быстро разрослось въ насъ терніе грѣха». Но крещеніе не только очищаетъ сосудъ, а и снова всецѣло переплавляетъ его чрезъ вверженіе въ горнило, куда вмѣсто огня ниспосылается благодать Духа 3), такимъ образомъ какъ бы вновь насъ рождаетъ. *)

*) Ibid. п. 3 col. 235. Тя я|лартті)р.атя ясраѵі^еі то Хоотроѵ, tvjv 0ОѴГ]8бИѴ 8töp3cooov о 6...

2) De s. Pentec. I bom. n. 5 col. 460.

3) Ibid. II bom. n. 2 col. 467. «Что можетъ быть удивительнѣе этого,

Возрожденіе въ крещеніи есть дѣйствіе благодати Божіей чрезвычайное, а) зависящее не отъ нашихъ усилій, б) совершающееся мгновенно чрезъ вѣру въ Господа Іисуса, чрезъ привываніе имени Св. Троицы, й в) чрезъ воду, на которую нисходитъ сила Божія.

«Что можетъ быть удивительнѣе этого, когда оправданіе рождается безъ трудовъ, усилій и добрыхъ дѣяній (xaxopfho — |Adx«)v)» ‘)? «Правдою Божіею (апостолъ) называетъ праведность отъ вѣры, потому что она всецѣло (6ХохХг;роѵ) есть дѣло благодати свыше и мы оправдываемся не трудами (оЬу\ tlÖvoes), но по дару Божію» *). «Слово сокращенно творитъ Господь на земли (Рим. IX, 28). Эти слова означаютъ; не нужно далеко ходить, не нужны труды и утомленіе дѣлами закона, но спасеніе совершится съ большою краткостью (pexd тгоаЦс хг(с ооѵхори'а;). Ибо такова вѣра; она въ краткихъ словахъ содержитъ спасеніе». Апостолъ говоритъ именно о вѣрѣ въ Господа Іисуса (Рим. X, 9). «Достойно удивленія, что это краткое слово (о ßpcr/uc ooxos Хо^о?) прввесло не только спасеніе, но и праведность» 3). Само собою впрочемъ разумѣется, что это не устраняетъ необходимости предвари-

когда безъ трудовъ, усилій и добрыхъ дѣяній рождается оправданіе?.. Если указъ царя, изложенный въ немногихъ словахъ, даетъ виновнымъ прощеніе безчисленныхъ преступленій, а другихъ возводитъ на высшую почесть, то тѣмъ болѣе Св. Духъ Божій, всемогущій можетъ какъ избавить насъ отъ всякаго зла, такъ и дар овать вамъ мвогую праведность и исполнить насъ многаго дерзновенія. И какъ искра, упавшая въ необъятное море, тотчасъ гаснетъ и, поглощенная множествомъ воды, становится невидимою, такъ и вся человѣческая порочность, погружаясь въ купель божественнаго источника, потопляется и изчезаетъ скорѣе и легче этой искры... Почему эта купель называется не купелію отпущенія грѣховъ, не купелію очищенія, но купелію пакибытія? Потому что она не просто оставляетъ намъ грѣхи, ве просто очищаетъ насъ отъ прегрѣшеній, но (дѣлаетъ насъ такими), какъ будто мы опять родились.. Она не просто очищаетъ сосудъ, но снова всецѣло его переплавляетъ (6X6-xXnjpov айто ävaj(cov£Üec таХіч)... Взявъ наше естество, покрытое ржавчиною грѣха, потемненноѳ великимъ дымомъ прегрѣшеній и потерявшее дарованную Имъ въ началѣ красоту, Богъ снова переплавилъ его; ввергая въ воды какъ въ горнило и вмѣсто пламени ниспосылая благодать Духа, потомъ выводитъ насъ оттуда перелитыми, обновленными и въ блескѣ не уступающими лучамъ солнечнымъ».

]) См. предъид. прим.

2) In ер. ad Rom. horn. XVII, 1 col. 565.

*) Ibid. horn. XVI, 9. 10 col. 562.

тельнаго подготовленія ума и души къ принятію этой оживотворяющей вѣры, выражающейся въ краткомъ словѣ. Хотя для оправданія довольно устами исповѣдывать Господа Іисуса и вѣровать въ Его воскресеніе, но въ виду «помысловъ возмущающихъ и оскверняющихъ мысль многихъ, нужна для отраженія ихъ душа бодрственная, умъ любомудрый и воля, взыскующая небеснаго и великая» '). При этомъ условіи и при схожденіи Духа Св. на воду, совершается мгновенное возрожденіе человѣка въ крещеніи. «Образующееся во чревѣ требуетъ времени, а въ водѣ не такъ: здѣсь все совершается въ одно мтовеніе (Ь [J.la porij xcdvxa yivexat) * 2 *). «Если кто спроситъ (какъ происходитъ новое рожденіе) отъ воды? Спрошу и я: какъ отъ земли? Какимъ образомъ бреніе раздѣлилось на разныя части; какимъ образомъ въ основѣ лежащее (örcoxeifisvov) однородно,—ибо земля одна,—а происшедшее изъ нея разнообразно и всѣхъ видовъ?.. Такимъ же образомъ и когда Духъ присутствуетъ въ водѣ (хоо Пѵеорлуо? тш üootxt ттар<5ѵхо;), легко совершаются всѣ тѣ изумительныя и превышающія разумъ дѣла» s). Это рожденіе—«чудное и изумительное; при этомъ рожденіи предстоятъ и ангелы; но изъяснить способъ этого дивнаго рожденія чрезъ крещеніе не можетъ никто изъ нихъ; и предстоятъ они, не совершая ничего, а только взирая на происходящее; все же совершаетъ Отецъ и Сынъ и Св. Духъ» 4).

Св. I. Златоустъ, хотя и различаетъ «крещеніе во имя Св. Троицы»—крещеніе водою и «крещеніе Духомъ» («къ крещенію во имя Св. Троицы’ присоединилъ крещеніе Духомъ») 5), но разсматриваетъ то и другое совмѣстно, такъ какъ очень трудно раздѣлить ихъ, по причинѣ дѣйствія Св. Духа въ томъ и другомъ. Съ одной стороны Духъ Св. нисходитъ на воду и даетъ водѣ силу, такъ что «безъ дѣйствія Духа не можетъ быть и отпущенія грѣховъ» 6) въ крещеніи водномъ, съ другой—въ крещеніи Духомъ не на воду только, но и на насъ, выходящихъ изъ воды, нисходитъ Духъ подобно

*) Ibid. hom. XVII, 2 col. 566.

2) In loan. hom. XXVI, 1 eol. 153.

а) Ibid. hom. XXV, 1 col. 149.

4) Ibid. n. 2 col. 150.

б) См. выше. In Ascens. Dom. I. Chr. n. 14 col. 787.

6) In s. Pentec. I hom. n. 3 col. 457—8: биВё ^&p езтіѵ арлртт|р:ат<і) önaXXaY^voi äveo tyjs той üveufiaxos evtp'jeiat.

тому, какъ послѣ крещенія нисшелъ онъ на Христа Іисуса. «И крестився Іисусъ абіе взыде отъ воды, и се отверзошася небеса (Мѳ. Ш, 16). Для чего отверзлись небеса? Для того,, чтобы ты позналъ, что и съ тобою, когда ты крещаешься (оои [ЗатгпСорІѵоо), происходитъ тоже... И голубь явился для того, чтобы и присутствующимъ и Іоанну указать какъ бы перстомъ Сына Божія; но не только—для этого, а и для того (еще), чтобы ты зналъ, что и на тебя, когда ты крѳ-щаешься (ое (ЗатгаСбргѵоѵ) нисходитъ Духъ» х).

Различіе крещенія водою и крещенія Духомъ становится яснѣе въ изображеніи плодовъ того и другаго. По изложенію св. Златоуста плоды перваго: прощеніе грѣховъ, оправданіе и возрожденіе; плоды второго: усыновленіе, укрѣпленіе вѣры и душевныхъ силъ къ дѣланію добра. Замѣчательно, что усыновленіе представляется какъ актъ, слѣдующій за банею возрожденія. Изъясняя слова ап. Рим. VIII, 30, Златоустъ замѣчаетъ: «А ихъ же призва, сихъ и оправда. Оправдалъ чрезъ баню возрожденія. А ихъ же оправда, сихъ и прослави. Прославилъ чрезъ благодать, чрезъ усыновленіе» * 2 3). Отче есть первое слово, какое «повелѣвается просвѣщаемымъ произносить въ таинственной молитвѣ»; это «первый звукъ (<ро>ѵі]ѵ), издаваемый нами послѣ этихъ чудесныхъ мукъ рожденія ([лета та? даирлата? tboivas)»; «пріявшій Духа усыновленія именуетъ Бога Отцомъ, будучи движимъ къ тому Духомъ (йтей тоо Пѵеирато? xtvoup,evos)» *). Ниспосланіе Св. Духа есть даръ примиренія. Такъ это было при ниспосланіи Св. Духа на апостоловъ, когда Христосъ по вознесеніи послалъ Духа Утѣшителя отъ Отца, чтобы показать, что Онъ примирилъ насъ съ Отцемъ 4). «Такъ и ты, когда называешь Бога Отцемъ, помни, что ты удостоился этого наименованія потому, что Духъ движетъ твою душу (той Пѵе6р.ато; тг]ѵ хіѵооѵто«) 5). Второй плодъ крещенія Духомъ—укрѣп-

’) In Math. hom. XII, 2 col. 205 (M. t. 57).

2) In ep. ad Rom. hom. XY, 2 col. 541. Cp. еще слѣд., уже приведенное выше, мѣсто (In loan. hom. XIV, 2 col. 94): «у насъ не таже благодать, что напр. у іудеевъ; у насъ не одно только прощеніе грѣховъ аиуушрт;«!;... iXkä xal Sixatostivtj if wap-ds scat и 1 о S) е в і а ха'і Пѵвбаато? у а рі?». Замѣчателенъ здѣсь порядокъ понятій: «оправданіе, освящеліе) усыновленіе и благодать Духа-*.

3) Ibid. hom. XIV, 3 col. 527.

*) In s. Pentec. hom. I, 2. 3 col. 455—6.

5) Ibid. n. 3 col. 458.

леніе силъ для добродѣтельной жизни. Въ день пятидесятницы, въ день крещенія апостоловъ Духомъ, «не манна, огонь и дождь низведены сегодня, но потокъ духовныхъ дарованій; свыше ниспослано обильное орошеніе, не землю возбуждающее къ плодородію, но побуждающее человѣческую природу воздавать плодъ добродѣтели Воздѣлывателю людей» 1).

Жизнь христіанина послѣ крещенія. Для нашего спасенія недостаточно крещенія. Апостолъ «здѣсь (Рим. ѴШ, 4) внушаетъ, что для нашего спасенія недостаточно (оо-/ dtpasT) крещенія, если послѣ крещенія (рета то Хоотрйѵ) не обнаружимъ жизни достойной дара» * 2 *). «Его (Бога) дѣло дать тебѣ вѣнецъ, а твое — удержать данное» ®). Законъ Моисеевъ отличался многочисленными предписаніями и постановленіями; онъ сначала требовалъ исполненія ихъ, а потомъ уже награждалъ за это исполненіе, благодать же сначала награждаетъ, а потомъ требуетъ подвиговъ. Правда, «не одинъ только законъ повелѣваетъ, но—и благодать, прощающая прежнее и укрѣпляющая для будущаго (тиро? тое рёХХоѵта аа<раХі£ор£Ѵ7j). Но тотъ (законъ) обѣщалъ вѣнцы послѣ трудовъ, а эта (благодать) сначала увѣнчала, а потомъ привлекла къ подвигамъ» 4).

Подвиги состоятъ съ одной стороны въ умерщвленіи грѣха или въ умираніи грѣху, съ другой—въ увеличеніи святости, въ освященіи чрезъ самую жизнь, чрезъ дѣла праведности.

Апостолъ «говоритъ здѣсь (Рим. VI, 5), что есть два умерщвленія и двѣ смерти: одно (умерщвленіе) совершается Христомъ въ крещеніи, а другое должно совершаться чрезъ ггослѣдующее стараніе (otoe рета -сайта отооЦс). Что погребены были наши прежнія прегрѣшенія, это было даромъ Его (Христа), а чтобы пребывать мертвыми для грѣха, это должно быть совершено нашимъ стараніемъ, хотя и здѣсь, какъ увидимъ, весьма много (та раХюта тиоХХа) помогаетъ намъ Богъ. Ибо крещеніе имѣетъ силу не только заглаждать прежнія прегрѣшенія, но и укрѣпляетъ противъ будущихъ (тсро? та реХХоѵта ііаіраХіСетаі). Какъ для заглажденія прежнихъ (грѣховъ) ты присоединилъ вѣру, такъ и относительно

’) Ibid., п. 2 col. 455.

2) In ер. ad Bom. hom. ХШ, 6 col. 515.

’) Ibid. n. 5 col. 515.

4) Ibid. hom. XI, 3 col. 48Jt: oi5ty) 8e яротероѵ ёате<иаѵ<изе, -хаі т 6 т е eis той« ауйѵа? еіХхиаеѵ. Cp. Ibid. hom. ХШ, 4 col. 513: яротероѵ етесраѵшааза aa't т ö т e (лета тгоХХт)« ті){ в о (л |л а /_ і а г іт та тмХеоріата ёХхооава.

послѣдующихъ покажи перемѣну расположенія (тг(; тсроіЬ-jifas) *). «Что значитъ сдѣлаться мертвыми грѣху? Ни въ чемъ болѣе его не слушаться. Хотя крещеніе уже совершило это однажды, умертвило насъ ему, однако мы доллсны постоянно употреблять наше стараніе, чтобы, какъ бы много онъ ни повелѣвалъ, не повиноваться ему, но оставаться недвижимыми, какъ бы мертвыми» *). Послѣ крещенія христіане должны «явить жизнь достойную дара». Мы сдѣлаемъ себя чистою жертвою Богу (Рим. ХП, 1), «если истребимъ ветхаго человѣка, умертвимъ члены на землѣ, распнемъ міръ для самихъ себя». Для этого «не нужно ни ножа, ни жертвенника, ни огня, или, лучше сказать, хотя все это и будетъ нужно, но не какъ рукотворенное, а будетъ дано намъ свыше: свыше— и огонь и ножъ, жертвенникомъ же будетъ широта неба... Если есть въ тебѣ что либо разсѣянное и житейское и если ты приносишь это съ надлежащимъ расположеніемъ (ретос ptouYj? op'}-?];), то снисшедшій огонь Духа истребитъ это житейское и все приношеніе совершитъ. Что же такое словесное служеніе? Духовное служеніе, жизнь согласно со Христомъ (т) тсоХгш'а і] хата Хрсатоѵ)» *).

Какъ двояко умерщвленіе грѣху, такъ двояко и освященіе. Мы дѣлаемся «святыми», «получая этотъ даръ сначала чрезъ самое нисхожденіе (sTucpotTYjosms) Духа, а потомъ и чрезъ жизнь (хаі гх ігоХггаа?)» 4). Мы должны не только умерщвлять въ себѣ грѣхъ, но и «увеличивать святость, которую ты получилъ, дѣлать болѣе свѣтлою праведность, полученную чрезъ крещеніе, дѣлать даръ болѣе блистательнымъ» 5). Если мы получили вѣнецъ въ крещеніи, то теперь получаемъ новый, второй вѣнецъ, который «гораздо больше прежняго» 6).

Во всемъ этомъ дѣлѣ умерщвленія грѣха и преспѣянія въ святости должны участвовать, правда, наши собственные

*) Ibid. bom. XI, 1 col. 483. s) Ibid. bom. X, 4 col. 479.

*) Ibid. hom. XX, 2 col. 597.

*) In loan. bom. XIV, 2 col. 93.

5) Ad illumin. Catech. bom. П, 1 col. 232; tvjv ауиоайчіг)ѵ farce:vtiv, хаі ioxaioaövijv TTjV aro той Хоотроб Хар-ісротёрач ёруа£е«9аі, хаі то ^хріаріа сраійротёроѵ тсоіеТѵ.

6) In ер. ad Rom. bom. XIV, 2 col. 525. Ooroc fip тшХіѵ jroXXm той

Ttportpoo pisi^tov 6 отирало;.

труды и подвиги, но не отъ нихъ зависитъ успѣхъ, а отъ благодати Божіей, намъ вспомоществующей. Наши труды только привлекаютъ благодать, а она помогаетъ намъ въ этихъ нашихъ трудахъ и притомъ не въ большихъ только трудахъ, но и въ легкихъ дѣлахъ (см. ниже) и совершаетъ и завершаетъ наше преспѣяніе. «Какъ мы можемъ привлечь къ себѣ помощь (siucjTudaaaüat ßorj&etav) Духа и расположить Его пребывать въ насъ? Добрыми дѣлами и хорошею жизнью». Благодать подобна огню, а добрыя дѣла елею, которымъ она поддерживается, «какъ свѣтъ свѣтильника елеемъ» ^ Благодать, хотя постоянно присутствуетъ при насъ, почему апостолъ «назвалъ Духа не просто обитающимъ на короткое время, а обитающимъ постоянно, почему и сказалъ: не Духъ обитавшій, а Духъ живущій, обозначая тѣмъ совершенно постоянное пребываніе (tyjv 810X00 [xovyjv) » 2), но съ другой стороны Духъ, благодать можетъ отходить отъ насъ или, лучше сказать, мы сами можемъ отгонять ее отъ себя. «Не будемъ ее отгонять, ибо отъ насъ зависитъ, чтобы она и пребывала и удалялась (xat pivetv aurrjv xal dbceXdstv)» * *).

Дѣйствіе благодати Божіей въ союзѣ съ нашими силами для нашею преуспѣянія. Дѣйствія благодати для нашего преуспѣянія представляютъ большое разнообразіе, но вообще и здѣсь, какъ и при началѣ нашего спасенія, ей принадлежитъ большая доля, почти все, а намъ нѣчто весьма малое.

Богъ ведетъ насъ ко спасенію такимъ путемъ, какой намъ полезенъ, «легкимъ и удобнымъ или труднымъ и тяжелымъ», но какъ въ томъ, такъ и въ другомъ случаѣ мы нуждаемся въ Его помощи, которую и получаемъ даже въ искушеніяхъ умѣренныхъ, обычныхъ, посильныхъ, такъ какъ безъ Его помощи мы не въ состояніи перенести и этого рода трудностей и опасностей, и не только мы слабые и немощные, но даже такіе люди, какъ апостолы Павелъ Петръ, Іаковъ, Іоаннъ *).

J) In verb, apostol. habentes eumd. spir. hom. I, 7 col. 276—7.

s) In ep. ad Horn. hom. ХПГ, 7 col. 520.

*) ln ep. ad Hebr. hom. XXXIV, 3 col. 236.

*) Homil. in epilept. n, 2 col. öl—52 (M. t. 51). «Зная, въ чемъ каждый изъ насъ имѣетъ нужду и что полезно каждому и какъ и какимъ образомъ должно совершиться спасеніе, такимъ путемъ Онъ и ведетъ насъ. Послѣдуемъ же, куда бы Онъ ни повелѣлъ (идти), и не будемъ пытливо изслѣдовать, повелѣваетъ jib Опъ идти путемъ легкимъ и удобнымъ или труднымъ и болѣе тяжелымъ, какъ и этому разслабленному... Если бы мы крайне много ([лоріяхц) философствовали, котя бы были крѣпче и мо-

«Чтобы ты зналъ, что благодать эта (Духа) не только присуща (тебѣ) въ трудахъ и опасностяхъ, но соучаствуетъ съ тобою foojAirpatTS') и въ такихъ дѣлахъ, которыя кажутся самыми легкими (soxoXwTdr-otc). и всюду вноситъ свое содѣйствіе (іиаѵтауой тт]ѵ тгар’ гоютг^ гіауепгі аиррлj, апостолъ присовокупилъ слова: о чесомъ бо помолимся якоже подобаетъ не вѣмы (Рим. YIII, 26)»... «Мы нуждаемся въ Божіей помощи даже для того, чтобы знать, что намъ полезно: такъ человѣкъ слабъ и ничтоженъу> \ *).

Духъ Св. есть нашъ «возница и кормчій» *,). «Апостолъ не просто сказалъ: которые живутъ Духомъ Божіимъ, но елицы Духомъ Божіимъ водятся (Рим. ѴІП, 14), чѣмъ показываетъ свое желаніе, чтобы Опъ (Духъ Божій) былъ господиномъ нашей жизни, какъ кормчій надъ кораблемъ или возница надъ парою коней... Хотя ты и принялъ крещеніе, но если послѣ того не будешь водиться Духомъ, утратишь дарованное (тебѣ) достоинство и усыновленіе» 3).

Правда, «послѣ вышней благодати, все предоставлено нашему произволенію» 4), «послѣ вышней благодати наше произволеніе служитъ причиною добродѣтели», но въ суіцно- * 2 3 4

гучѣе всѣхъ, но если будетъ отсутствовать сильное Его дѣйствіе (ро-т);) мы не будемъ въ силахъ противостоять обычному искушенію (тоѵ то^оѵта т:еіраар.0ѵ). Но что я говорю о васъ, ничтожныхъ и негодныхъ? Хотя бы кто былъ Павломъ, или Петромъ или Іаковомъ или Іоанномъ, лишенный высшей вомощи легко изобличается, претыкается и падаетъ». Доказательствомъ служатъ слова Христовы Петру (Лк. XXII, 31—2). Слова an. Павла (1 Кор. X, 13) показываютъ, что Богъ «не только не позволяетъ перенести искушеніе непосильное, но и при искушеніи посильномъ присутствуетъ, поддерживая васъ и укрѣпляя (біаііаотаСшѵ хаі ооухротіѵ^ если мы сами напередъ (ярётероѵ) принесемъ то, что отъ насъ (требуется), какъ-то расположеніе (дроЗи|маѵ), надежду на Него, благодарность, мужество, терпѣніе. Если мы желаемъ стоять твердо, то нуждаемся въ помощи (ßoi-|$kiac) свыше не только въ опасностяхъ превышающихъ силы, но даже и въ посильныхъ (ёѵ аотоі« тоі; хата ойѵарчѵ)».

*) In ер. ad Horn. bom. XIV, 7 col. 532—3.

2) Ibid. horn. XIII, 7 col. 517. Изображая, что.въ христіанствѣ все сдѣлано, чтобы облегчить борьбу съ грѣхомъ, замѣчаетъ: «страсти усмирены, страшась и трепеща благодати Духа. Но если ты угашаешь свѣтъ, т дч ч\ч і о у_о ч exßaXXeti хаі тоѵ хо^ерѵіті)ѵ ёХайѵеіе, оеаитш Хо^іСои Xoticöv то xXuSovtov»

3) Ibid. bom. XIV, 2 СОІ. 525: <іс тоѵ xoßepv»)Tir)v тоб stXotoo хаі тоѵ r(vlo^ov той Сёоуоо; тйѵ tnitcov...

4) In Genes. horn. XXII, 1 СОІ. 187: ёѵ ті) wpoatpeott rrj бретёра хатёХпсе (лета t vj v ivvley ^ a p i v то wav.'

сти все, что отъ насъ зависитъ, сводится только къ тому, чтобы своею волею, своимъ «добрымъ настроеніемъ воли привлечь помощь свыше» ') «Итакъ будемъ привлекать Его (Христа, ктоъіизааЪаі абтоѵ) и будемъ умолять прикоснуться (oovscpdtyocoifot'.), приложимъ и то, что (зависитъ) отъ насъ, разумѣю произволеніе и расположеніе (upoaipsatv ха!

кро&оціач). Ничего другого Онъ не потребуетъ, и если получитъ это, пошлетъ все, что (зависитъ) отъ Него (га тгар’гао--.01) ттаѵта ebotosi). Принесемъ же Ему то, что отъ насъ (зависитъ), чтобы и здѣсь наслаждаться чистымъ здравіемъ и получить будущія блага» 2). Привлекать благодать Божію нужно, впрочемъ, не только добрымъ расположеніемъ, но и добрыми дѣлами. Изъясняя слова апостола: «благодать со всѣми вами» (Евр. ХЩ, 25), Златоустъ замѣчаетъ: «какъ будетъ съ тобою благодать, т. е. доброе чувствованіе или дѣйствіе Духа, если не привлечешь его добрыми дѣяніями? Всегдашнее пребываніе въ насъ блтодати Духа есть причина (аТтюѵ) всѣхъ благъ. Она руководитъ насъ ко всему доброму, равно какъ когда отлетаетъ отъ насъ, губитъ насъ и дѣлаетъ безпомощными» 3). Впрочемъ, добрыя дѣянія опять-таки имѣютъ дѣну не сами по себѣ, но именно только для привлеченія благодати Духа, такъ какъ «большая часть принадлежитъ Богу; а вмѣстѣ съ тѣмъ и мы сами привносимъ, нѣчто малое (тгйоѵ Іоті -сои Ѳеой... аи~о! xt pr/pöv). Поэтому не сказалъ: сосуды добрыхъ поступковъ (y.a-opöü)|Adt-i(.ov) или дерзновенія, а—сосуды милости (Рим IX, 23), такъ какъ все принадлежитъ Богу... И словами: ни хотящаго, ни текущаго (—ст. 16) не уничтожаетъ воли, но показываетъ, что ему (человѣку) принадлежитъ не все, но что онъ нуждается въ благодати свыше. Хотя нужно желать и подвизаться (BiXetv xa! ~рг*/гіѵ), но не * 2 3

*) Ibid. bom. LTV*, 1 col. 471. Здѣсь рѣчь идетъ объ ап. Матѳеѣ, перемѣною своей жизни показавшемъ, отъ кого и отъ чего зависитъ эта перемѣна. Въ заключеніе этого разсужденіе замѣчаетъ: «огражденные оружіемъ Духа и, показавъ собствевноѳ доброе настроеніе воли, привлечемъ помощь свыше (Ёітів-явіЬргЗз тг,ѵ аѵшЗгѵ poTnjv), чтобы при ея содѣйствіи побѣдить врага».

2І In ер. ad Boman. hom. XIV, 11, col. 540.

3) In ep. ad Hebr. hom. XXXIV, 2 col. 236 (M. t. 63): я<вс oov soxai [летя ooü f yiJptc, тоотёатіѵ, vj söSoxipt)®^ Ч 4 T0“ üveopoTos ёѵёруеіа, ov рт| Sei тіѵ <г(яі)<5ѵ т.рійгач aöri]v ТоОто jäp яяѵтюѵ аітюѵ іузЗйѵ то ігярарЁ-

ѴЕіѵ -дріѵ аеі тг,ѵ уаріѵ той Пѵгбрятог аотг, узр Ttpös тсзѵга rjuäc 65г;у*Т.

слѣдуетъ полагаться на собственные труды, а на Божіе человѣколюбіе, какъ и въ другомъ мѣстѣ (апостолъ) сказалъ: не азъ же, но благодать Божія, я же со мною (1 Кор. XV, 10)» *).

Настоящее время, правда, есть время борьбы, и мы борцы, но какіе борцы и какъ мы боремся? Богъ выводитъ насъ на борьбу, но Онъ не какъ учители на играхъ, — не остается хладнокровнымъ зрителемъ борьбы, а «самъ съ нами вмѣстѣ борется (ооѵауюѵ^етаі) и руку простираетъ и налагаетъ руку и, какъ бы со всѣхъ сторонъ одолѣвая противника, предаетъ его намъ, и все дѣлаетъ и устрояетъ для того, чтобы мы могли вести борьбу и одержать побѣду» 2). «Настоящее время есть подвигъ борьбы («у«>ѵ); поэтому нужно бороться; идетъ война и сраженіе. Никто на войнѣ не ищетъ покоя, не ищетъ удовольствій... Будемъ заботиться только о томъ, какъ бы побѣдить діавола, лучше же сказать это дѣло не нашего старанія, но все (то ~т>) зависитъ отъ благодати Божіей. Объ одномъ только будемъ заботиться, какъ бы привлечь (ото: еіг'отаошр$(>а) Его благодать, какъ бы привлечь на самихъ себя сильное ея дѣйствіе (sXxöa«>{iev ротпр). Аще, говоритъ, Богъ по насъ, кто на ны? Объ одномъ будемъ стараться, какъ бы Онъ не сдѣлался нашимъ врагомъ, какъ бы не отвратился отъ насъ» 3).

Итакъ въ содѣваніи нашего спасенія благодать Божія дѣйствуетъ совмѣстно съ нашими силами, но ей принадлежитъ въ семъ дѣлѣ несравненно большая доля, чѣмъ намъ. Намъ принадлежитъ хотя дѣятельное участіе, но сравнительно нѣкоторая малая доля: наша забота состоитъ главнымъ образомъ въ томъ, чтобы «привлечь» благодать къ содѣйствію себѣ,—привлечь извѣстнымъ настроеніемъ сердца и расположеніемъ воли, заявленными и на самомъ дѣлѣ въ посильной дѣятельности, въ дѣлахъ добрыхъ. Все остальное совершаетъ благодать, которая имѣетъ для насъ значеніе кормчаго, воз-

*) In ер. ad Bom. bom. XVI, 9 col. 561. Здѣсь, правда, Златоустъ имѣетъ въ виду блияеабшимъ образомъ актъ избранія и отверженія, почему и начинаетъ свою рѣчь съ Фараона, сдѣлавшагося сосудомъ гнѣва по собственному беззаконію, и съ тѣхъ изъ іудеевъ, которые сдѣлались сосудами милости по доброму настроенію ихъ воли (suYvcoposuvi];), но затѣмъ, очевидно, обобщаетъ мысль и трактуетъ уже вообще о всемъ процессѣ спасенія, а не о началѣ его только.

*) In Genes, horn. ХЫІ, 1 col. 386.

*) In Acta apostol. hom. XV, 3 col. 124 (M. t. 60).

ницы и соратоборца, которая и ведетъ насъ и управляетъ нами, въ нашемъ теченіи на поприщѣ жизни,* и вмѣстѣ съ нами могущественно и побѣдоносно борется съ грѣхомъ и діаволомъ, и она-то собственно даруетъ намъ побѣду.

Бъ приведенныхъ, равно какъ и въ нижеслѣдующихъ, мѣстахъ ясно выражена мысль о нашемъ предначинаніи въ дѣлѣ нашего усовершенствованія. Но что такое въ сущности это наше предначинаніе? Въ извѣстномъ отношеніи, именно въ отношеніи къ началу спасенія, оно есть дѣйствіе не предшествующее, а послѣдующее, такъ какъ оно является послѣ ряда могущественныхъ благодатныхъ дѣйствій какъ при обращеніи ко Христу, такъ и при освященіи въ таинствахъ. Предшествующимъ оно становится только въ отношеніи къ новому періоду нашей жизни, къ періоду преспѣянія.

Взглядъ св. отца на этотъ періодъ нашей духовной жизни въ особенности обстоятельно выраженъ и развитъ въ нижеслѣдующихъ, довольно пространныхъ и замѣчательныхъ разсужденіяхъ, по поводу изъясненія нѣкоторыхъ, ближайшимъ образомъ относящихся къ данному предмету, мѣстъ въ посланіяхъ св. ап. Павла.

Въ первомъ мѣстѣ выясняется, что Богъ воздѣйствуетъ и на самое наше хотѣніе, если мы добровольно предоставимъ Ему нашу волю, умножаетъ наше желаніе, самъ даетъ намъ охоту и усердіе къ дѣланію добра. «Со страхомъ и трепетомъ свое спасеніе содѣвайте. Богъ бо есть дѣйствуяй въ васъ и еже хотѣти и еже дѣяти (Филин, II, 12. 13). Примиряя эти два, повидимому противоположныя, изреченія, изъ которыхъ первое указываетъ на требованіе «великаго старанія и великой тщательности» въ содѣваніи спасенія, но вмѣстѣ можетъ возбуждать и страшное безпокойство (dyow'av) выраженіями: «со страхомъ и трепетомъ», а второе можетъ вселять ложную надежду, что Богъ можетъ все совершить и безъ насъ, св. отецъ говоритъ, что первое изреченіе вовсе не служитъ къ возбужденію отчаянія, такъ какъ за нимъ слѣдуетъ второе, уничтожающее это чувство. Притомъ и это второе— «Богъ бо есть дѣйствуяй въ насъ»—не отрицаетъ должнаго употребленія нашей воли. «Если Онъ самъ дѣйствуетъ, то нужно, чтобы мы предоставили произволеніе (-хроа'ргосѵ) покорное, самособранное, нераспущенное». А главное, апостолъ хотѣлъ этимъ изреченіемъ уничтожить безпокойство и внушить слѣдующія мысли. «Если хочешь, тогда Онъ (Богъ)

68*

будетъ дѣйствовать, чтобы ты хотѣлъ. Не бойся и нисколько не безпокойся: Онъ дастъ намъ и охоту и усердіе къ дѣланію (ха! тироіЬріаѵ ха! epyaotav). Ибо когда мы захотимъ, Онъ умножитъ (ao;st) дальнѣйшее наше желаніе; подобно тому какъ (напримѣръ) я желаю дѣлать нѣчто доброе; сдѣлалъ это доброе дѣло а чрезъ то сдѣлалъ и то, чтобы хотѣть (еще дѣлать). По большой богобоязливости (апостолъ) говоритъ это, подобно тому какъ, когда называетъ наши добрые поступки дарованіями (та хаторіЫірата ^аріа[хата) '). Какъ называя ихъ дарованіями, онъ не лишаетъ насъ свободы, а оставляетъ ее намъ, такъ, когда говоритъ, что (Богъ) дѣйствуетъ въ насъ еже хотѣти, не отнимаетъ у насъ свободы, а показываетъ, что отъ добродѣланія мы получаемъ большую склонность желать (добра). Какъ изъ дѣланія возникаетъ дѣланіе, такъ отъ бездѣйствія бездѣйствіе. Ты подалъ милостыню, тѣмъ самымъ возбудилъ себя къ большему даянію. Не далъ, расположилъ себя еще больше (къ недаянію)» 2).— Св. отецъ имѣетъ здѣсь въ виду не низвести дѣйствіе благодати на степень простаго психологическаго факта, а по аналогіи съ нимъ только уяснить дѣйствіе благодати, помогающей слабому, зачаточному такъ сказать, стремленію воли человѣческой къ добру взойти на степень совершившагося факта, чт5 безъ содѣйствія благодати невозможно, и затѣмъ отъ этого же самаго дѣйствія силы Божіей, выразившагося въ совершеніи добра, окрѣпнуть въ своихъ дальнѣйшихъ стремленіяхъ къ добру, при чемъ очевидно, что это хотѣніе добра и дѣланіе его и по началу своему и по продолженію главнымъ образомъ есть дѣло Божіе.

Второе мѣсто содержитъ изъясненіе словъ изъ того же посланія: «Начный дѣло благо въ васъ совершитъ е до дне Іисусъ Христова» (Филин. I, 6). Посмотри, какъ онъ (апостолъ) учитъ ихъ (филиппійцевъ) держать себя въ предѣлахъ. Хотя въ пользу ихъ и свидѣтельствовало великое дѣло, но для того, чтобы они не потерпѣли чего-либо человѣческаго, наставляетъ ихъ относить ко Христу и прошедшее и будущее. Какимъ образомъ? Не сказалъ: будучи увѣренъ, что вы какъ начали, такъ и совершите, но что (сказалъ)? Начный дѣло благо въ васъ совершитъ. Не лишаетъ ихъ добраго дѣла і

і) Іа ер. ad Philipp, hom. ѴШ, 1 col. 239—240 (М. t. 62). а) Ibid. n. 2 col. 240.

(ха~орі>ш(Аато;), ибо сказалъ: о общеніи вашемъ радуюсь, (т. е. радуюсь о васъ), какъ совершающихъ доброе дѣло. Однако назвалъ добрыя ихъ дѣянія не ихъ только дѣлами, но ілавнымъ образомъ Божіими 1). Ибо говоритъ: увѣренъ, яко начный дѣло благо въ васъ совершитъ е до дне Іисусъ Христова, т. е. (совершитъ) Богъ. Такъ я полагаю, говоритъ онъ, не относительно васъ только, но и относительно тѣхъ, которые (произойдутъ) отъ васъ. И это не малая похвала, если въ комъ-либо дѣйствуетъ Богъ. Если Ояъ нелицепріятенъ,— каковъ Онъ и есть,—но, взирая на предрасположеніе, прикасается къ намъ при совершеніи добрыхъ дѣяній, то очевидно, что мы причина Его (къ намъ) привлеченія *)... такъ что (апостолъ) нисколько не лишилъ ихъ (филиппійцевъ) похвалы. Если бы Богъ просто (ä-Хш?, т. е. безъ насъ) дѣйствовалъ, если бы Онъ двигалъ насъ, какъ деревья и камни, и ничего не искалъ бы въ насъ, то ничто не препятствовало бы тому, чтобы и еллины и всѣ люди были предметомъ (рсобеннаго Его) воздѣйствія. Такимъ образомъ, въ словахъ: Богъ совершитъ, выражается и похвала тѣхъ, которые привлекаютъ (з-’атіаааіііѵіоѵ) благодать Божію къ содѣйствію (аорлсріттеіѵ) имъ въ томъ, чтобы встать выше человѣческой природы; а затѣмъ—еще другая похвала, что добрые поступки ваши такого рода, что они не человѣческіе, а нуждаются въ сильномъ воздѣйствіи Божіемъ (ту)? то5 Ѳзои poojs). Если Богъ совершитъ, то не нужно будетъ большого труда, но должно надѣяться, что легко будетъ совершено все, чему Онъ помогаетъ (ßoY]})o’j|A£vwv)» 2 3).—Здѣсь с'в отецъ, анализируя добрые поступки филиппійцевъ, находитъ, что эти ихъ дѣла суть дѣлано преимуществу Божіи; если что въ нихъ принадлежитъ самимъ филиппійцамъ, то это только «привлеченіе» благодати, чрезъ извѣстное настроеніе, предрасположеніе къ дѣланію добра. Самое же совершеніе добраго дѣла и по началу и по завершенію зависитъ отъ сильнаго на нихъ воздѣйствія Божія, и потому должно быть приписываемо Богу: «и прошедшее и будущее» нужно «относить ко Христу». Все это св. отецъ возводитъ въ общій законъ, имѣющій отношеніе не къ филиппійцамъ только, но и ко всѣмъ будущимъ христіанамъ и,

*)«„ outs аогшѵ elvat та '/.аторйшрлта ілоѵоѵ, аХХа rpo7jYoupsv<0C той ѲбОи...

2) ,.. аХХа ігро; т/jv тсроЗеаіѵ оршѵ, аоѵг'ра^тстаі тшѵ хаторИсоаатюѵ r^atv, frvjXov оті too eracTtaoaodat абтоѵ vj|Aets аітюі.

3) Ibid. bom. I, 3 col. 185—6

безъ сомнѣнія, ко всѣмъ добрымъ поступкамъ, какъ это видно изъ другихъ мѣстъ, выше нами приведенныхъ, трактующихъ о «привлеченіи» благодати х).

Въ третьемъ мѣстѣ не только съ особенною полнотою выясняется отношеніе между благодатію и человѣческою волею, но указываются и причины, дѣли такого отношенія, скрывающіяся въ премудрой волѣ Божіей. «Се не воздре-млетъ, ниже уснетъ храняй израиля; и: Не даждь во смятеніе ноги твоея (Пс. СХХ, 4. 3). Не сказалъ: не поколеблись, а—не дай. Слѣдовательно отъ насъ зависитъ дать, а не отъ кого-либо другаго. Если захотимъ встать твердо и неподвижно, то не поколеблемся: выражаясь такъ онъ разумѣлъ это именно. Что же? Неужели ничего нѣтъ во власти Бога? Все въ Его власти (тшѵта |ііѵ г~і тф Ѳгф), но не такъ, чтобы наносился ущербъ нашей волѣ. Если, говоритъ, все во власти Божіей, то почему винитъ насъ (fj|ias аат'атои)? Поэтому я и сказалъ: не такъ, чтобы наносился ущербъ нашей волѣ. Отъ насъ зависитъ и отъ Него: намъ нужно прежде избрать добро и когда мы изберемъ его, тогда и Онъ привноситъ то, что отъ Него. Не предупреждаетъ нашихъ желаній, чтобы не причинитъ ареда нашей волгъ; а когда мы изберемъ, тогда привноситъ большую для насъ помощь *). Но если и отъ насъ зависитъ, то какъ же говоритъ Павелъ: ни хотящаго, ни текущаго, но милующаго Бога (Рим. IX, 16)»?... «Кому принадлежтп большее, о томъ говорится, что ему принадлежитъ все. Намъ принадлежитъ предъшбраніе и пожеланіе, а Богу выполненіе и приведеніе къ концу. Такъ какъ Ему принадлежитъ большее, то и говоритъ (апостолъ), что Ему принадлежитъ все, выражаясь такъ по человѣческому обычаю» 3). Такъ, напримѣръ, говоря о строеніи дома, мы вСе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

') Выше нами приведены мѣста: In verb, apost. habent. eumd. spir. hom. I, 7; In ep. ad Rom. hom. XIV, 11;In ep. ad Hebr. hom. XXXIV, 2. In Act. apost. bom. XV, 3. Вообще, мысль о необходимости для аасъ привлекать благодать къ содѣйствію намъ была такою мыслью, которую св. Златоустъ вастойчиво проводилъ И часто повторялъ и притомъ, замѣчательно, въ однихъ и тѣхъ же выраженіяхъ.

ä) In ep. ad Hebr. hom. XII, 3 col. 99... ’E<p’ rjtttv soxt xoivov, xai eit’ зітш- Sei fötp rjpa; ipi tо v ДХеайаі xd зуосДа, xai оте еХсвр-ейа x,pei{, xöx» xai aöxös xd пзр’ eauxoö etaotfet. Oü - po<p8dvst xd{ rj|xexepas ßooXvjoeK, Tve (ir, X«p.rjV7jxat то aixe£oOsiov у]ривѵ cixav oe rjueit еХ<і|ле8я, xöxe ir&XXqv tiaatftl tyjv ßoif]>)etav vjp.Tv.

3) Ibid... -/dp то 7tposXse8a( xai ß&oXv]fr7jvai, ѲеоО 8e то avosat xai et«

xsXot Tv. ’Enei ouv ёхеіѵоо то itXeov esxi, xo r.äv extivoo еГѵаі 'pxjot...

приписываемъ архитектору, хотя не онъ одинъ участвуетъ въ постройкѣ, но и рабочіе и хозяинъ дома, доставляющій матеріалы, и многіе другіе. Гдѣ рѣчь идетъ о множествѣ, говоримъ—всѣ, а гдѣ о немногихъ, говоримъ—никто. Такъ нужно понимать и слова апостола: ни хотящаго, ни текущаго, но милующаго Бога. Въ этихъ словахъ онъ «даетъ два важнѣйшихъ правила (86о тя \uyiaxa хятор&оТ): во-первыхъ, не надмеваться своими хорошими поступками и во-вторыхъ, хорошо поступающимъ причину своихъ добрыхъ дѣйствій приписывать Богу. Хотя ты течешь, хотя ты стараешься, не признавай это доброе дѣяніе (хят6р0и>|ія) своимъ. Потому что, если бы ты не получилъ сильнаго воздѣйствія свыше (x?jc ävioösv po-rjs), все было бы тщетно. Очевидно, что того, о чемъ стараешься, ты достигнешь съ содѣйствіемъ оттуда (au|A|Aa)(t'ac). Итакъ (апостолъ) сказалъ не то, что напрасно мы течемъ, но что мы напрасно течемъ, если думаемъ, что все (дѣло) наше и если большее не приписываемъ Богу. Ибо Богъ не восхотѣлъ, чтобы все было Его (дѣломъ)—для того, чтобы не казалось, что Онъ увѣнчиваетъ насъ напрасно, и обратно (не восхотѣлъ, чтобы все было) отъ насъ, чтобы мы не впали въ безуміе. Ибо, если мы высокоумствуемъ, имѣя меньшую часть, то что было бы, если бы мы были господами всего» х)? Здѣсь вполнѣ выяснено, что значитъ выраженіе: все отъ Бога, затѣмъ, въ немъ именно состоитъ большая часть и въ чемъ меньшая, въ содѣваніи нашего спасенія, и наконецъ, почему Богу угодно дать такіе именно размѣры собственному и человѣческому участію въ семъ дѣлѣ. Меньшая часть, наша, состоитъ въ предъизбраніи и пожеланіи; большая часть, Божія—въ выполненіи и приведеніи къ концу. Такое распредѣленіе долей участія Божественнаго и человѣческаго допущено Богомъ въ цѣляхъ человѣческаго блага, именно: чтобы съ одной стороны дать нѣкоторое основаніе для награды человѣка за его дѣянія, а съ другой предохранить его отъ гибельнаго самообольщенія. Наше участіе («предъизбраніе и пожеланіе») предшествуетъ Боже-

J) Ibid. СОІ. 100. Outs y®P ®“tgü slvs! то т:яѵ VjHsX-irjosv о Ѳео{, tva fl Y] 2 o Sj г, s {-/. г, <з t s <p a v о 6 v rt о c outs ^[лшѵ icdXiv, Tva р-т, si{ в-оѵоіаѵ sv.nioiofisv. El yap to IXaTTOu jaspos syovTs; изуа/л tppovoup.sv, ті, st той о/, о и хбрюі Yju-sv Сравв. In psalm. СХѴ, ‘2; „чтобы явился благовидный цредлогъ къ увѣнчанію васъ“ (см. выше).

ствѳнной помощи, въ тѣхъ видахъ, чтобы оставалась неприкосновенною наша воля.

Еъ приведеннымъ тремъ мѣстамъ присоединимъ еще одно мѣсто, имѣющее отношеніе ко всему процессу спасенія, не только къ состоянію преспѣянія послѣ крещенія, но и къ самымъ первымъ моментамъ дѣйствія благодати, зовущей ко спасенію. Изъясняя слова апостола: «что же имаши его же неси пріялъ (1 Кор. IV, 7)», св. Златоустъ говоритъ: «Ничего ты не имѣешь самъ отъ себя (olxo&sv), но все чрезъ полученіе отъ Бога. Зачѣмъ ты дѣлаешь видъ, что имѣешь то, чего не имѣешь? Но (вѣдь) то, что имѣешь имѣютъ и другіе вмѣстѣ съ тобою. Слѣдовательно ты имѣешь чрезъ полученіе не то или это, а все, что имѣешь. Эти добрые поступки (хатор&ощата -сайта) не твои, но благодати Боокіей. Если скажешь о вѣрѣ, то она произошла отъ призванія, если скажешь объ отпущеніи грѣховъ, о дарованіяхъ (^ар(ордта), о словѣ ученія, о силахъ, то все это ты получилъ оттуда же. Что же ты имѣешь, скажи, такого, что имѣлъ бы не чрезъ полученіе, а устроилъ самъ по себѣ (аито? атсо зеаотой)? Ты не могъ бы указать ничего такого. Но ты получилъ и отъ того надмеваешься. Поэтому нужно тебѣ смириться. Ибо данное—не твое, а того, кто далъ. Хотя ты получилъ, но получилъ отъ Него (Бога): если получилъ отъ Него, то получилъ не свое; а если получилъ не свое, то зачѣмъ много думаешь о себѣ, какъ будто ты получилъ свое? Поэтому (апостолъ) и прибавилъ; что хвалишися, яко не пріемъ» *).

Въ каждомъ отдѣльномъ случаѣ благодать дѣйствуетъ слѣдующимъ образомъ. Разсуждая по поводу преступленія Каина, св. отецъ замѣчаетъ относительно возможности обращенія даже тяжкихъ грѣшниковъ, равно какъ и паденія праведниковъ. Подобно тому какъ неизлѣчимыя раны не поддаются никакимъ лѣкарствамъ, «такъ и душа, сдѣлавшись плѣнницею и предавшись какому-либо грѣху», не слушается никакихъ внушеній и не исправляется, однако, «не- потому что не можетъ, но потому что не хочетъ*. На волю нельзя смотрѣть какъ на тѣлесныя раны; эти послѣднія часто бываютъ неизлѣчимыми, «съ волею же ничего такого не бываетъ (s“l Oe -г,? тгроа'.реаг«)? ouöb тоюйточ), но часто и злой, пожелавъ, можетъ перемгънитъся и сдѣлаться добрымъ и

’) In ѳр. 1 ad Corinth, hom. XII, 1. 2 col. 97—98. (M. t. 61).

добрый, вознерадѣвъ, можетъ впасть въ зло. Это потому, что Богъ всяческихъ создалъ нашу природу свободною. Все дѣлая съ своей стороны и слѣдуя своему человѣколюбію и вѣдая тайное, движущееся во глубинѣ мысли, Онъ цвѣгцеваетъ, совѣтуетъ, предостерегаетъ отъ худого предпріятія, но не принуждаетъ, а предложивъ соотвѣтствующія врачевства, предоставляетъ все на волю больного» 1). Такимъ образомъ, не отъ Божія предопредѣленія возстаютъ грѣшники и падаютъ праведники, а отъ свободной своей воли. Относительно исцѣлимости воли даже самого тяжкаго грѣшника, св. отецъ не выясняетъ, почему человѣческая воля не можетъ подпасть пеисцѣлимой болѣзни, подобной нѣкоторымъ физическимъ болѣзнямъ. Но если мы припомнимъ, что во глубину человѣческой природы заложено самимъ Творцомъ неистребимое стремленіе къ добру, то намъ сдѣлается понятнымъ, почему болѣзнь воли, какъ бы тяжка она ни была, не можетъ дойти до той степени нѣкоторыхъ физическихъ болѣзней, когда нашъ организмъ теряетъ всякіе задатки жизнеспособности. Въ нашей волѣ никогда совершенно не пропадаетъ эта жизнеспособность, или способность къ добру, и потому неисцѣлимости воли допустить нельзя. Если человѣкъ захочетъ, то эти задатки жизнеспособности, подъ дѣйствіемъ благодати, разовьются и обращеніе грѣшника совершится.

Общій результатъ. Многочисленныя творенія св. I. Златоуста даютъ весьма богатый, можно сказать неисчерпаемый, и разнообразный матеріалъ для ученія о благодати Божіей. Наиболѣе важности и цѣнности представляетъ раскрытіе слѣдующихъ пунктовъ ученія: о значеніи человѣческой воли, о сущности грѣха и о состояніи нашего грѣховнаго поврежденія. наслѣдованнаго отъ прародителей, въ особенности же—о предваряющей благодати и о степени и долѣ участія благодати Божіей и силъ человѣческихъ въ содѣваніи спасенія нашего во Христѣ. 1) Понятіе благодати, не теряя широты словоупотребленія, общей всѣмъ древнимъ отцамъ, имѣетъ въ огромномъ большинствѣ случаевъ у св. Златоуста тѣсный объемъ, употребляясь для обозначенія силы Божіей, вспомоществующей человѣку въ содѣваніи спасенія

во Христѣ. 2) Ученіе о сущности грѣха и сосредоточеніи его въ волѣ, произволеніи раскрыто съ большою полнотою и ясностью. Ученіе о существованіи въ насъ грѣха первороднаго и о нашей отвѣтственности га него («наказаніи и осужденіи на смерть») выражено также вполнѣ ясно и достаточно. Но зависимость поврежденія нашей воли отъ грѣхопаденія нашихъ прародителей, хотя несомпѣпно мыслится св. отцемъ, — такъ какъ источникомъ всякаго зла въ родѣ человѣческомъ. признается ветхій Адамъ,—недостаточно однако раскрыта; раскрытію мысли объ этой зависимости много препятствовала борьба св. Златоуста съ манихейскими и дуалистическогностическими взглядами его слушателей, цѣплявшихся за эти воззрѣнія для оправданія своей нравственной распущенности. Въ виду такихъ воззрѣній, для св. Златоуста настоятельно необходимо было доказывать, что въ злѣ и грѣхѣ виновна не наша природа, а наша личная воля. Съ другой стороны требовалось выяснять, что хотя корень грѣха находится въ нашей извращенной волѣ, но въ ней же, и въ неразрывно съ нею связанномъ умѣ, скрывается и неистребимое, самимъ Богомъ вложенное стремленіе къ добру, почему въ насъ и происходитъ «тягостная борьба» тѣхъ и другихъ стремленій, при преобладаніи, при «тиранніи грѣха». На связи этой тиранніи съ грѣхопаденіемъ прародителей,—связи, несомнѣнно имъ мыслимой, онъ однако не останавливался, въ виду указанныхъ, выше причинъ, побуждавшихъ его усиленно отстаивать положеніе, что грѣхъ «не есть недостатокъ природы, а есть дѣйствіе нашей свободной воли». 3) Настаивая на важномъ значеніи человѣческой воли въ дѣлѣ грѣха, св. Златоустъ настаивалъ на особенномъ значеніи ея же и въ дѣлѣ благодати. Благодать не только не насилуетъ нашей воли, но и ждетъ ея проявленія, прежде чѣмъ обнаружить свое дѣйствіе, «не предупреждаетъ» ее, «не предваряетъ»,—таково общее положеніе, въ многихъ мѣстахъ выраженное св. Златоустомъ. Но мы плохо поняли бы его, если бы изъ этого положенія вывели заключеніе объ отрицаніи имъ ученія о предваряющей благодати, предупреждающей всѣ наши, даже самыя первыя душевныя движенія въ направленіи ко Христу. Вникая въ его раскрытіе дѣйствій благодати Божіей, въ самый первый моментъ процесса нашего спасенія, мы напротивъ должны преклониться предъ высокою мудростью вселенскаго учителя, приподнимающаго, и притомъ въ значительной степени, гавѣсу

съ одного изъ самыхъ таинственныхъ и трудныхъ для анализа моментовъ нашей духовной жизни. Раскрытіе ученія о предваряющей благодати есть, по нашему мнѣнію, самая важная заслуга этого св. отца въ ученіи о благодати Божіей.

4) Благодаря его наставленіямъ и многочисленнымъ разъясненіямъ, мы можемъ все поставить на свое мѣсто: и всесильной благодати воздать должное и не уничижить чрезмѣрно человѣческой воли; словомъ св. Златоустъ превосходно «учитъ насъ держать себя въ предѣлахъ», подобно тому какъ, по его же выраженію, ап. Павелъ—филиппійцевъ. Вотъ рядъ представленій, къ которымъ приводятъ разъясненія св. Златоуста. Благодать, равно какъ и человѣческая воля, есть нѣчто сложное, представляетъ нѣсколько моментовъ. Благодать состоитъ изъ влеченія Отца, руководства Сына, помощи Св. Духа. Первые два момента (влеченіе и руководство) и составляютъ то, что называется предваряющею благодатью, которая дѣйствуетъ чрезъ наученіе, чрезъ проповѣдь на умъ и, конечно, чрезъ умъ и на волю, но дѣйствуетъ такъ, что нё насилуетъ послѣдней. Воля человѣческая есть также нѣчто не менѣе сложное: она представляетъ также нѣсколько моментовъ—отъ зачаточнаго, нерѣшительнаго движенія до окончательной рѣшимости и склоненія въ ту или другую сторону, или въ сто-рову благодати и добра или грѣха и діавола. «Благодать Духа Св.», какъ небесная помощь нашей немощи, въ нашемъ движеніи по пути добра, начинаетъ дѣйствовать только тогда, когда наступаетъ рѣшительный моментъ склоненія нашей воли къ добру,—моментъ, котораго она ожидаетъ и котораго не предупреждаетъ. Влеченіе же Отца и руководство Сына, хотя также ожидаютъ означеннаго выше момента, но своимъ воздѣйствіемъ предшествуютъ всѣмъ самымъ первичнымъ движеніямъ ума и воли. Ихъ дѣйствіе есть благодатное призваніе, одинаково простирающееся на всѣхъ, покорныхъ и непокорныхъ, всѣхъ зовущее ко спасенію; это есть влеченіе (въ общемъ смыслѣ) всѣхъ ко Христу. Но есть и особенное дѣйствіе этой предваряющей благодати на нѣкоторыхъ, условливающееся предвѣдѣпіемъ Божіимъ; это особенное дѣйствіе есть избраніе и (въ частнѣйшемъ смыслѣ) привлеченіе. Призваніе и влеченіе всеобщи, а избраніе и привлеченіе простираются только на нѣкоторыхъ, въ силу прозрѣнія Божія въ глубину ихъ души, въ «благородство» ихъ «произволенія» (ев. Матѳей, ап. Павелъ). И въ этомъ первомъ моментѣ спа-

сенія «большее, почти все, зависитъ отъ Бога», а «намъ предоставлено нѣчто малое». Раскрытіе остальныхъ пунктовъ ученія о благодати представляетъ также не мало выдающихся по своей важности замѣчаній. 4) Настойчиво рекомендуется приготовленіе къ крещенію и за отсутствіемъ его совѣтуется даже вовсе не приступать къ таинству. Приготовленіе должно состоять въ истребленіи худыхъ навыковъ. «Грѣхи уничтожаетъ купель, а привычку исправь ты»,—изреченіе, которое ясно даетъ понять, что въ навыкахъ остаются зародыши грѣха, не могущіе быть истребленными даже благодатію крещенія, ибо сни срослись съ волею, неприкосновенною для благодати. Оправданіе и возрожденіе въ крещеніи совершается «мгновенно», чрезъ «краткое слово» и чрезъ дѣйствіе воды, на которую нисходитъ Духъ Св. Крещеніе есть крещеніе водою и Духомъ. Плоды крещенія водою: прощеніе грѣховъ, оправданіе, возрожденіе. Плоды крещенія Духомъ: усыновленіе, укрѣпленіе вѣры и душевныхъ силъ для совершенія добра. 6) «Для нашего спасенія недостаточно крещенія». Чрезъ увѣнчаніе въ крещеніи безъ трудовъ, не заслуженно нами, благодать привлекаетъ насъ къ подвигамъ. Подвиги эти должны состоять съ одной стороны въ умерщвленіи грѣха и въ умираніи грѣху, съ другой въ увеличеніи святости и праведности, въ освященіи чрезъ самую жизнь, въ полученіи «вѣнца, который выше прежняго», пріобрѣтаемаго въ крещеніи; этотъ новый вѣнецъ состоитъ въ руководствѣ насъ Духомъ, какъ бы возницею и кормчимъ.

7) Благодать совершаетъ наше преспѣяніе совмѣстно съ нашими силами, но ей принадлежитъ и здѣсь, какъ въ началѣ спасенія, «ббльшая часть, почти все, намъ же нѣчто малое». Большая доля благодати состоитъ въ совершеній въ насъ добра и въ приведеніи его къ концу, малая же доля, наша— въ привлеченіи нами благодати къ содѣйствію намъ, чрезъ наше къ тому расположеніе и склоненіе къ добру, заявляемыя и на дѣлѣ. И здѣсь благодать «не предупреждаетъ нашихъ желаній», чтобы не нанести ущерба нашей волѣ, хотя и помогаетъ самымъ нашимъ желаніямъ, усиливаетъ ихъ. Такое неравномѣрное распредѣленіе долей участія—благодатнаго и нашего, въ содѣваніи нашего спасенія, зависитъ отъ премудрости И любви Божіей. Чрезъ допущеніе нашего участія Богъ создаетъ себѣ поводъ къ награжденію насъ за подвиги, хотя въ сущности не наши, но какъ совершаемые все-таки при

нашемъ участіи; а чрезъ малые размѣры нашего участія Онъ ограждаетъ насъ отъ гибельнаго самообольщенія.

Весьма знаменателенъ этотъ окончательный выводъ изъ всѣхъ разсужденій и наставленій св. I. Златоуста: неутомимый, ревностный защитникъ важнаго значенія человѣческой свободной воли и пламенный возбудитель ея энергіи кончилъ тѣмъ, что большее, почти все, приписалъ Богу и только нѣчто малое оставилъ человѣку. Такой окончательный результатъ достаточно сильно говоритъ въ пользу отсутствія у этого св. отца обѣихъ крайностей, т. е. и пелагіанской и августиновой, въ ученіи о благодати. А его ученіе о предваряющей благодати, правильно понимаемое, дѣлаетъ его свободнымъ и отъ подозрѣнія въ наклонности къ такъ называемому полупела-гіанству.

А. Катанскій.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризаіщи Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академической интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.