Учение И.П. Четверикова о личности как система религиозно-философских и психологических взглядов
Сизинцев Павел Васильевич,
аспирант, Московская Духовная Академия, [email protected].
Статья посвящена философскому осмыслению учения профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова о личности, как системы религиозно-философских и психологических взглядов которые включают в себя религиозно-философские представления о Боге как личном Существе и личных свойствах человека, структуре его личности, проявляемых в бытии. Автор в обзоре его трудов показывает, что имеет место анализ идей христианского теизма в онтологических категориях, антропологии и умозрительной психологии. Автором показано его религиозное творчество с рассмотрением вопросов сознания, души, лица, личных свойств и представлений о личности и самосознании «Я» человека. При этом И.П. Четвериков ориентируется на образ идеальной личности, которая инициирует творчество и помогает в развитии личности человека. Исследование включает в себя рассмотрение взглядов И.П. Четверикова христиан-ско-теистического и психологического направления. Ключевые слова: самосознание, бытие, восприятие, личность человека, христианский теизм, переживания, философия, религия, творчество, любовь.
со
П
А
е
со
^
о
сч
п
01
2
96
В учении о личности профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова присутствует религиозно-философское обоснование наличия в человеке личности, как идеи самосознания и особого онтологического состояния стремления к метафизическому идеалу совершенного существования человека. «Внутри человека постоянно происходит борьба между цельной личностью и каждым переживанием, непрерывно возникающим в сознании». Идет «взаимопроникновение их в человеческой личности наподобие пересечения звуков мелодий с выработкой единой музыки. Многие переживания могут быть близки самой личности и сразу входить в ее состав» [Четвериков, 1911, 390, 373]. Личная основа описывается как метафизический исток смыс-лополагания жизни, как понятие, синтезирующее идеал непостижимой полноты совершенства (у Абсолюта) и межчеловеческих отношений (у человека). Дается традиционное для современной православной богословской и философской метафизической традиции понимание личности человека как стремления к идеалам, в единстве которого органично соединены личные свойства как аналоги божественных свойств и осознание идеала человеческим «Я», включая трансцендентное и имманентное. При этом акт самовосприятия противопоставлен своему «Я» и это противопоставление психических актов внутри человека и есть самонаблюдение. «В самонаблюдении и самовосприятии нет раздвоения «Я», а есть разложение сложных психических переживаний на более простые. При самонаблюдении:
• «Я» сосредоточивает внимание на переживаниях с момента их возникновения,
• «Я» сосредоточивает внимание на переживаниях с момента их значительного развития,
• «Я» сосредоточивает внимание на отзвуках пережитого - чувствований, образов и т.д.» [Четвериков, 1912, 15].
Личность по И.П. Четверикову представляет собой особую онтологическую область человеческого бытия, выход за пределы которой или ее не достижение, чреват потерей человеком своей подлинной сущности и обессмысливанием самой жизни. Следует особо отметить, что чувство духовности, как стремление эмпирической личности
раскрыть в себе то, что превышает собственные пределы и приблизиться к богоуподоблению, отрицалось позитивизмом [Тэн, 1872, 2, 70] и материализмом. Этим философским теориям претила тайна личности в человеке - ее качественная незримость, метафизическая неопределимость, иррациональная невозможность соответствовать схемам, технологиям, таблицам или неспособность уложиться в какой-либо описательный алгоритм. Между тем И.П. Четвериков считал, что личность непостижима как божественный свет, пронизывающий всю человеческую природу и даже понимание ее элементов, продолжает содержать тайну для полного осознания их человеком. Это безусловно соотносилось со святоотеческим Преданием, которое утверждало в патрологических свидетельствах, что сокровенное является одновременно и самым откровенным, отражая тем самым диалектику сознания и бытия человека, теологические ресурсы имеющихся глубинных смыслов. В результате, все состояния, «со-проникаясь сходятся в одном нераздельном лице человека». Лицо олицетворяет личность, которая представляется «точкой соединения, исходным началом» [Феофан, 2002, 315, 267] как часть духа человеческого естества. Именно тайна личности, ее соотнесенность с Абсолютом и недоступность рациональному контролю, ее мистическая запредель-ность является онтологическим барьером для превращения человека в социально- управляемое существо. Высшие ценности и неисповедимые смыслы религиозных убеждений и фантазий творческого воображения, проявляемого личностью человека часто мешают упорядочен-но-механической жизни государства, по заведенным правилам, очерченным рациональным миром. Учение И.П. Четверикова о личности опиралось на культурно-религиозные традиции восприятия человека в российской среде.
Личностное восприятие в России всегда отличалось стремлением найти в лице человека его подлинный лик как источник его внутренней сути и отторгало личину как основу для различных масок - манер поведения человека. Считалось, что личностный «стержень» как ось человеческого бытия задает его ориентиры и ценность, смыслы и цели, удовлетворяя духовные потребности, и приводит к гармонии переживаний. Ибо человек по мнению И.П. Четверикова обретает наибольшее раскрытие личности при участии в религиозной жизни, проявляя «Я» самосознания в диалоге. Элементы личностного состава в душе человека, имеют признаки субстанциальности бытия, которая проявляется чувствами, актом внутреннего опыта, интуицией, любовью. Выбор совершаемый ежесекундно человеком, ориентированным на христианские ценности, подводит его личность к выводу, что жить следует «совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни раба, свободного, но всё и во
всём Христос» (Кол. 3. 8-11.). Таким образом, священное Писание свидетельствует, что именно «образ Бога невидимого» (2 Кор. 4. 4.) является для человека идеалом личностного самоосуществления в учении И.П. Четверикова. Отсюда следует, что личностное бытие человека как обладателя и носителя состояния, свойств и поведения личности, или иначе говоря, как пространство самоорганизации и самореализации личности, имеет перед собой нравственный пример Иисуса Христа и требует усилия по прохождению им временного пути тварного существования к осуществлению желаемого идеала. На этом жизненном пути человек преодолевает в процессе бытия постоянное сопротивление со стороны многочисленных соблазнительных идей и многообразного окружения вещей. Обновление «внутреннего человека» с «ветхого» на «нового» как теологическая аналогия жизни, осуществляемая под метафизическим и таинственно необъяснимым влиянием христианских идеалов, олицетворяет духовное становление человека в его следовании евангельским заповедям. Именно приближение человека к личным глубинам своего самосознания и самопознания «Я», к пониманию метафизики личностных свойств в самом себе, ведет его к высотам восприятия Божественных Лиц и создает его как подлинно совершенного человека. Если представить себе «поле сознания в виде круга с центром «Я», то чувства будут в центре, а ощущения на периферии и их отличия от чувств именно то, что они не сливаются с моим «Я» [Четвериков, 1912, 45]. Бытие личности согласно учению И.П. Четверикова уникально и таинственно, и в то же время диалогично. Личностное бытие человека характеризует непрерывность единства «Я».
В этой связи мыслитель показывает в своем богословско-философском и психологическом наследии много разных точек зрения, логических конструкций, описывающих личность как тайну, субъект и свойство. Примечательно, что по учению И.П. Четверикова о личности, источник единства и энергии сил, объединяющих типы переживаний сознания находится в душе человека. «Одна основная энергия, единая душа человека является источником единства эмпирической деятельности человека» [Четвериков, 1997, 2, 338]. В его учении личность представлена, как проявление человека, находящегося в непосредственном общении с абсолютной Личностью. Сокровенное представление об идеале как «идеальная личность» и опытность человеческого переживания как «эмпирическая личность» образуют онтологический горизонт единства личности человека в ее самоосуществлении на принципе любви как лич-ностно-созидающей силы. Раскрытие своим образом жизни черт свободы, творчества и святости в человеке является проявлением личности как формы духовного бытия. В процессе личного переосмысления самого себя в человеке происходит аксиологическая переоценка, изменение оценочных суждений, нравственное определение
П т
Т
со
П А
е
со ^
0
сч
п
01
направления бытия. Важно подчеркнуть, что самоидентичность человека имеет сугубо личный характер и в процессе становления любой личности систематически изменяется, стабилизируя представления человека о себе, обеспечивая их самотождественность, последовательность и преемственность. Профессор И.П. Четвериков справедливо считал, что «психические влечения вызваны у человека пробуждающимся сознанием личности, чувством собственного достоинства» [Четвериков, 1913, 78]. Обладая разумом и свободой, человек осознавал в себе элементы нравственного сознания - стыд, совесть, обязанности, как этический норматив поведения. Функция личности, ее роль и назначение в человеческой структуре в идеях И.П. Четверикова раскрывается в причастности к тайне гармонии бытия типов переживаний в едином эмпирическом сознании человека, и ориентировании смыслов его целостного бытия по образу Божию.
Иными словами, в духовной жизни человека непостижимо наличествуют «внешний» т.е. «ветхий» человек, живущий в окружающем социуме и присущее человеку как живому существу стремление к лучшему, заданное в нем с рождения как эталон «нового, внутреннего» человека. Самосознание во внутренней жизни принимает человека с физически обыденно-эмпирической стороны. Но с идеальной стороны самосознание «Я» критически оценивает деятельность «внешнего» человека, стремясь через формирование в себе «нового человека» усовершенствовать себя как человека в целом -привычками, разумно-нравственными желаниями, развитием творческих задатков и способностей. При этом «личное существование дано в непосредственном сознании, которое совпадает с реальным бытием» [Четвериков, 1905, 5, 127].
Способ бытия проявляет личность человека по И.П. Четверикову в форме самосознания «Я». Оно трансцендентно непостижимо для восприятия и описания человеком и не может быть детально определено в своей сущности и абсолютной целостности. Это категория бытия, метафизически включающая в себя осознание природы в ее обладании. Именно в связи с этим личность всегда диалогична в своем самопознании о вещах или людях. Она отражает существование человека в виде телесно - живой, уникальной части реальности бытия, обладающей самосознанием. Смысловая жизненная определенность необходима человеку для ощущения прочности, устойчивости и направленности собственной жизни, придания ей цельности во времени и разнообразных проявлениях. Личностный аспект смысла жизни подразумевает смыслы «для себя», поиск и раскрытие уникального творческого и социального потенциала. В этом контексте в данном исследовании был проведен анализ взаимосвязей социальных, психологических и духовных факторов, проявляющихся в личности человека, которую описывает в своих трудах И.П. Четвериков. Внутреннее содержание
личности обеспечивает душевное здоровье, творческое и гармоничное бытие человека в мире. Гармония при этом переживается как мыслимое совершенство, качественная характеристика идеала в тесной взаимосвязи испытанных человеком переживаний и личностных качеств жизни. Социальные факторы становления и зрелости человека опосредуются психологическими факторами, вытекающими из наиболее глубинных потребностей личности (любовь к ближнему, преодоление одиночества, духовное саморазвитие, самоутверждение, самопознание). Человек старается измениться, обрести нужные навыки, усилить таланты, ибо личность в нем проявляется через неискоренимое стремление самопреодоления трудностей и самоутверждения в бытии, являя живую онтологическую ось между тварной и метафизической реальностями. Напрямую связывая представление о нравственном идеале в человеке с эмпирическим поведением, личность в учении И.П. Четверикова делает критерием нравственности каждого помысла, ощущения, действия и речи этот духовный эталон в человеке. Характерно, что в богословских статьях России начала ХХ в. Иисус Христос открыто именовался как Личность. И как носитель личностных свойств рассматривался в человеческом измерении, в контексте рассуждений, что «никогда не существовала личность, подобная Христу» [Кто.., 2007, 2].
Обретение человеком субстанции, функции и процессов как метафизических характеристик личности в себе, умение видеть ее в ближнем, как и возникновение любви, проходит этапы своего становления на пути ее самореализации. Имел место благодатный подъем духа, свободы и веры в процессе перехода от «внешнего» человека -совокупности социальных ролей, противостоящих друг другу, к человеку «новому и внутреннему», когда конкретно-личностная высшая онтология противостоит обыденному субъективизму. В этом духовно-психологическом процессе развития личностных чувств решается задача объединения переживаний, их синтеза в самосознании «Я» до максимальной цельности и крепкого единства. Именно такая личность, как форма проявления совершенного бытия, нравственного поведения, культурной речи, благих помыслов есть исток добродетельного отношения к ближнему. Она обеспечивает человеку его положительный модус межличностных взаимоотношений с людьми. Отношение личности к личности ближнего проявляет любовь ее к Богу и другим людям. Важно отметить, что многие современники-богословы И.П. Четверикова признавали Бога «живой Личностью» [Епифанович, 1996, 61], указывая, что Бог есть «Живое, вечно-действующее Личное Существо» [Тареев, 1908, 2, 166].
Личность как психологическая совокупность раскрытия особых свойств свободы, веры, общения, творчества демонстрирует и подчеркивает многообразие проявлений самобытности человека, возможных форм его жизненного самоосуществления. Она показывает особое содержание
жизни человека как обязанность ответственного отношения к ней, достижения святости как высшей ценности бытия. И одновременно является выражением мировоззренческих и этических взглядов, понятий и их взаимосвязей. Эти идеи и интуиции И.П. Четверикова о личности сведены им в концепт представлений о человеке обладающим ею как синтезом «эмпирической» и «идеальной» личностей, модусом существования которых выступает творческое совершенствование, а целью - нравственное развитие и святость.
За процессами нравственного самоосуществления человека в форме самосознания «Я» как субстанциального носителя личности обнаруживается духовно-временная развертка реального бытия человека. В ней он конституирует себя в качестве субъекта, активно осуществляющего перевод психологических и духовных возможностей личности в окружающую его тварную действительность. Вследствие этого процесса происходит не только дальнейшее развитие его физического, социального и творческого потенциала, но раскрытие и формирование пространства личностного бытия. Структура личности по И.П. Четверикову предусматривает механизм избирательного взаимодействия человека с природной, социальной и культурной средой через виды его переживаний и порождение в этом взаимодействии иных, более нравственных и творчески совершенных душевных чувств, опираясь на которые самосознание «Я» определяет пути и направления самоосуществления жизни.
При этом используемая И.П. Четвериковым система понятий и категорий, рассуждений и взаимосвязей о личности, сведенная данным исследованием в единое учение не рассматривает конкретно различные социально-бытовые стратегии поведения и общения человека. Для личности человека при этом характерны «свобода, как способность самоопределения», а также «любовь и благо» [Четвериков, 1903, 144]. Учение о личности концентрируется на духовной цели - достижении состояния высшей нравственности и раскрытие творческого потенциала человека. Ибо вера и свобода при достижении святости требуют напряжения, личного самоограничения, высокой жертвенности, духовного преображения. Этот процесс задает интенцио-нальность временного модуса бытия человека в соотнесенности с ценностно-смысловым наполнением его времени, и ответственным отношением к собственной личной жизни. Личность как способ бытия способствует открытости человека в окружающий мир, а также вовнутрь к самому себе. Она указывает на присутствие будущего в настоящем человека и способ выхода в него, выводя её на качественно новый духовный уровень, требующий обнаружения новых личных соответствий идеалу. Кроме того, в учении И.П. Четверикова личность человека, ориентируясь на этические нормы бытия, инициирует процесс самопорождения новых форм поведения, лич-
ных камертонов чувствительности человека к происходящим изменениям в себе и в мире, ответственности за принятые решения. Она устанавливает высшую степень свободы человека, позволяющую соответствовать духовным изменениям, удерживая движение по направлению к вере, святости и любви.
Литература
1. Тареев М.М. Основы Христианства: в 4 т. // т. 2. - Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1908. - 367 с.
2. Феофан Затворник. свт. Начертание христианского нравоучения. - М.: Лепта, 2002. - 752 с.
3. Четвериков И. О Боге, как личном существе. - Киев: Типография Н.А. Гирит, 1903. - С. 347.
4. Четвериков И.П., Учение о личном Боге с точки зрения этической ценности. // Труды Киевской Духовной Академии. № 5. 1905. - С. 147-158.
5. Четвериков И.П., Курс лекций по истории психологии (рукопись) профессора Ивана Пименовича Четверикова, записанных в 1910-1911 гг. в Киевской Духовной Академии его учениками. -Киев. 1911. - 420 с.
6. Четвериков И.П., Курс лекций по общей психологии (рукопись) профессора Ивана Пименовича Четверикова, записанных в 1911-1912 гг. в Киевской Духовной Академии его учениками. -Киев. 1912. - 304 с.
7. Четвериков И.П., Конспект лекций по психологии. // Отчет об общеобразовательных курсах Полтавского губернского земства. - Полтава: Бюро Полтавского Губернского земства, 1913. - С. 5083.
8. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник. - М: Мартис, 1996. - 224 с.
9. Кто был Христос? (Разбор мнений о Его личности). - М: Московская Синодальная типография, 1907. - Репринт. - СПб: Общество памяти игуменьи Таисии, 2007. - 192 с.
10. Тэн И. Об уме и познании: в 2 т. // т. 2. -СПб: Типография А.С. Гиероглифов, 1872. - 329 с.
11. Сизинцев П.В. Религиозная философия в творчестве ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии свт. Феофана (Говорова) и ее влияние на учение профессора И.П. Четверикова о личности //Инновации и инвестиции. 2017. №10 С. 226-229
12. Сизинцев П.В. Религиозная философия и психология в Московской Духовной Академии во второй половине XIX века и ее влияние на учение И.П. Четверикова о личности // Инновации и инвестиции. 2017. №9. С. 143-145
The doctrine of I. P. Chetverikov about personality as a system
of religious, philosophical and psychological views Sizintsev P.V.
Moscow spiritual academy
The article is devoted to the philosophical understanding of the teaching of Professor of psychology of the Kiev Theological Academy I. P. Chetverikov about personality as a system of religious-philosophical and psychological views that include religious and philosophical ideas about God as a personal Being
n m
Т
and personal properties of man, the structure of his personality, manifested in existence. The author in the review of his works shows that there is an analysis of the ideas of Christian theism in ontological categories, anthropology and speculative psychology. The author shows his religious creativity with consideration of questions of consciousness, soul, the person, personal properties and representations about the personality and self-consciousness of "I" of the person. At the same time, I. P. Chetverikov focuses on the image of the ideal personality, which initiates creativity and helps in the development of human personality. The study includes consideration of the views of I. P. Chetverikov Christian-theistic and psychological direction. Keywords: Self-consciousness, being, perception, human personality, Christian theism, experiences, philosophy, religion, creativity, love. References
1. Tareev M.M. Fundamentals of Christianity: in 4 tons. // Vol. 2. -
Sergiev Posad: Typography of the Holy Trinity St. Sergius Lavra, 1908. - 367 p.
2. Theophan the Recluse. svt. Inscription Christian moralizing. -
M .: Lepta, 2002. - 752 p.
3. Chetverikov I. About God, as a personal being. - Kiev: N.A.
Girit, 1903. - p. 347.
4. Chetverikov I.P., Doctrine of a personal God from the point of
view of ethical value. // Proceedings of the Kiev Theological Academy. № 5. 1905. - p. 147-158.
5. Chetverikov I.P., Course of lectures on the history of psychol-
ogy (manuscript) by Professor Ivan Pimenovich Chetverikov, recorded in 1910-1911. in the Kiev Theological Academy by his students. - Kiev. 1911. - 420 p.
6. Chetverikov I.P., Course of lectures on general psychology (manuscript) by Professor Ivan Pimenovich Chetverikov, recorded in 1911-1912. in the Kiev Theological Academy by his students. - Kiev. 1912. - 304 p.
7. Chetverikov I.P., Lecture on psychology. // Report on general
education courses of the Poltava province zemstvo. - Poltava: Bureau of Poltava Provincial Zemstvo, 1913. - p. 50-83.
8. Epifanovich S.L. Rev. Maxim the Confessor. - M: Martis, 1996. -
224 p.
9. Who was the Christ? (Analysis of opinions about His personali-
ty). - M: Moscow Synodal Printing House, 1907. - Reprint. -SPb: the Society of Memory of Abbess Taisia, 2007. - 192 p.
10. Tan I. About the mind and cognition: in 2 t. // vol. 2. - SPb: AS Printing House. Hieroglyphs, 1872. - 329 p.
11. Sizintsev P.V. Religious philosophy in the work of the rector of the St. Petersburg Theological Academy st. Feofan (Govorov) and its influence on the teachings of Professor I.P. Chetveriko-va about personality // Innovations and investments. 2017. No. 10 S. 226-229
12. Sizintsev P.V. Religious philosophy and psychology at the Moscow Theological Academy in the second half of the nineteenth century and its influence on the teachings of I.P. Chetverikova about personality // Innovations and investments. 2017. No9. S. 143-145
CO
IZ <
e CO
0
C4
(O
01