Научная статья на тему 'Этический аспект учения профессора психологии Киевской Духовной Академии И. П. Четверикова о личности'

Этический аспект учения профессора психологии Киевской Духовной Академии И. П. Четверикова о личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / ЭТИКА / ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ФИЛОСОФИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ / ХРИСТИАНСКАЯ МОРАЛЬ / ЛЮБОВЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сизинцев П. В.

Этический аспект учения профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова о личности, а также личных свойствах Бога и человека. Автором показано его научное творчество в умозрительной психологии и религиозной философии с рассмотрением вопросов самосознания, личных свойств и религиозно-философских представлений о личности. Рассмотрена психологическая структура личности человека, состоящей из эмпирической личности, идеальной личности и объединенных самосознанием «Я» человека. Статья рассматривает взгляды И.П. Четверикова христианско-теистического и психологического направления. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как никем исследований философского наследия И.П. Четверикова в научной среде практически не проводилось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этический аспект учения профессора психологии Киевской Духовной Академии И. П. Четверикова о личности»

Этический аспект учения профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова о личности

Сизинцев Павел Васильевич,

аспирант, Московская Духовная Академия, [email protected].

Этический аспект учения профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова о личности, а также личных свойствах Бога и человека. Автором показано его научное творчество в умозрительной психологии и религиозной философии с рассмотрением вопросов самосознания, личных свойств и религиозно-философских представлений о личности. Рассмотрена психологическая структура личности человека, состоящей из эмпирической личности, идеальной личности и объединенных самосознанием «Я» человека. Статья рассматривает взгляды И.П. Четверикова христиан-ско-теистического и психологического направления. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как никем исследований философского наследия И.П. Четверикова в научной среде практически не проводилось. Ключевые слова: самосознание, этика, личность человека, философия, нравственность, психология, христианская мораль, любовь.

Абсолютная идея для профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова есть потребность разума человека и фактор, объединяющий и приводящий в систему познания человека, рождающую этическое понятие о добре и нравственную потребность в нем. Первой отличительной характеристикой духовно-нравственного бытия является его единство. Единство личности эмпирической и идеальной в учении о личности И.П. Четверикова, обусловлено наличием в человеке самосознания. Но главное - наличием присущих ему богооб-разных субстанциальных личных свойств - свободы, творчества, любви, помимо душевных свойств разума, воли и чувств. Отсюда основные формы бытия духа связаны так, что в каждой участвуют и остальные: мысль сопровождается желанием и чувством; желание не бывает без чувств и мысли, а чувства соединены с мыслью и желанием человека. Поэтому второе свойство духовного бытия человека представляет собой его внутренняя активность, проявление цепи деятельных актов.

Третьим свойством духовного бытия является свобода. Вершина, последняя ступень самостоятельности условного бытия - самодостаточный человек. В его лице это бытие обретает свободу самоопределения, получает осознанную волю. Человек как некое физически-социальное лицо преображается в личность. Вместе с самосознанием внутри него является сознание бытия Бога, вместе со свободной волей в его нравственном сознании открывается божественная воля и нравственный закон. Закон, сразу предлагающий вечный выбор между добром и злом, выбор как способ единства необходимости и личной инициативы.

Этический аспект учения в понятиях личного Бога как совершенной Личности и Ее нравственного примера для человека рассмотрен И.П. Четвериковым в статье «Учение о личном Боге с точки зрения этической ценности». Он позволяет описать качества человеческой личности в их соотнесенности с личными свойствами Бога. Основным принципом бытия человека утверждается «единство человеческой личности», препятствующее разладу между верой и знанием, религией и философией. Знание должно соответствовать проблемам жизни, как практическому выражению бытия. «Истина же должна иметь отношение не только к разуму, но к воле и чувству. И быть ценной не только в логическом, но в этическом и эстетическом отношении». Православный философ ведет речь о святоотеческой структуре человеческой души «ум - воля - чувства», ценность которой подчеркивается у него триадой «логика - этика - эстетика». Ибо суть этики -нравственные качества, «свобода, духовная мощь, внутренняя гармония личности» [Четвериков, 1905, 5, 147-148]. Они стали личными качествами в западной философии. Но не привели к положительному результату познания потому, что схоласты дробили

6 У X

А

>

0-X

т гп А о п гп т;

о

-С ГП

о т; О

О и Д

о

-о О ГО 0-Я

целостность человека, отдавая приоритет одному атрибуту бытия - уму или воле. В отличие от них учение И.П. Четверикова рассматривает факт личного бытия человека как онтологическое целое.

Для него крайне несостоятельна «попытка крайнего рационализма вывести волю и чувство из сознания, а волюнтаризма, наоборот - вывести сознание из воли». В этом проявлена его религиозно-философская позиция. Под эстетикой понималось учение о сущности и формах красоты в художественном творчестве и в жизни. И.П. Четвериков близко соотносил эстетическое чувство и духовное восприятие красоты. Здесь очевидно влияние платонических идей, где впервые задавался вопрос «что такое прекрасное?» и дана иерархия красоты, ее пригодности, полезности и приятности [Платон, 4, 1994]. Аристотель в труде «Поэтика» добавил к этому акцент на роли чувств, эстетического постижения реальности в глубинной связи понятий о красоте с сознанием. Для религии он значил очищение духа человека посредством его переживаний. Для этики - возвышение разума, благость ощущений, расширение сознания. Ибо для восприятия красоты требовалось прожить и пережить ее в своем сознании как глубоко личный акт переживания прекрасного вокруг себя. Таким образом, в учении об личности идеи Платона были применены И.П. Четвериковым в рассмотрении онтологии красоты и творчества человека. Также допустимо констатировать влияние на его учение о личности аристотелевской концепции человеческого «Я» и неоплатонических идей души, содержащей в себе центр бытия, управляющий природой человека. Это была мысль неоплатоника Прокла [Прокл, 1972] о существовании в человеке высшего органа управления, через который люди способны познать мир совершенного Сущего. Святоотеческая литература была следующим истоком, питающим философское обоснование истин христианской веры, активно пользуясь категориями античной греческой философии для исследования богословских проблем. И.П. Четвериков творчески связывал красоту с личными переживаниями, формулируя в учении свое представление о личности человека и о личных свойствах Бога. Ибо «искусство и философия возвышало человека над миром, подготовляло его к принятию евангельской проповеди» [Извлечения.., 1911, 11, 462463]. Для него этика была критерием чувственных глубин и духовных основ. Истина являла гармоническое единство принципов разума, воли и чувств. И должна была обладать абсолютной ценностью в практическом отношении, удовлетворяя требованиям, как этики, так и бытия Пресвятой Троицы. Эта идея логически необходима для нравственного чувства человека, как абсолютное благо для „ всех. Обосновав необходимость личного Бога для с человека, И.П. Четвериков указал на его личные © свойства - разум, благо, гармонию, силу и свободу. «Т Этика регулирует отношения между людьми в их о земной жизни, в культуре она олицетворяет мост ^ от доблести к добродетели. Путь от боевой славы 2 памяти в античности к «внутреннему» человеку в

христианстве, а по сути к двойственности «внутреннего» человека и человека «внешнего» в единой структуре живого человека. Ветхий человек существует в теле и душе, «новый» человек живет в духе и именно к его развитию посредством «идеальной личности» призывает в своем учении о личности И.П. Четвериков. Бог как Абсолютная Личность трансцендентен миру и человеку, открываясь его религиозному сознанию, и входя внутрь самосознания, становится его имманентным содержанием.

Учение И.П. Четверикова о личности отвергало позитивизм, в котором нет живого Бога, поскольку якобы «идея бытия вечного и неизменного отвлекает человека от реальной жизни и деятельности в мире». Но отвергая идею личного Бога, позитивисты отвергали и нравственную ценность человеческой личности. Предлагая эгоизм и пользу, чувства временного бытия влекли за собой состояние рабства человека у внешней культуры. Однако человеческая личность ищет свободы, ибо она дает этический характер жизни, имея перед собой идеал разумно-свободного бытия личного Бога. Человек призван к спасению и обожению в богообщении. В огне любви сжигает он страсти и грехи природы, которые мешают его личной реализации. Этическое чувство таким образом коренится в образе Божием, исходя из глубин самосознания, как личная оценка намерений. Учение И.П. Четверикова о личности также отвергает идеал практического разума И. Канта [Кант, 1994, 3] и неокантианцев. Их идеал нравственной жизни человека зависит от постоянства бытия и стабильности заповедей, будучи формальным, безличным началом. Оживляло это неокантианская идея творчества человека для выражения его духа. Но творчество уникально и не имеет очерченных границ вдохновения, ибо характеризуется поиском и непостоянством. Это выражение этической и эстетической потребности, и «результаты творчества, должны постоянно развиваться и видоизменяться. Здесь нет контроля разума» [Четвериков, 1905, 5, 151]. Это неустойчивый, меняющийся «идеал», который из-за непредсказуемости не может иметь значимости для нравственности. Заповеди ценны своей определенностью и вечностью в требованиях добра, в сущности ценностей, символов, религиозных смыслов.

Учение И.П. Четверикова о личности рассматривало творчество как личную черту наряду со свободой и верой. Но идеал человека должен быть личным, живым началом, осязательным для мышления и понятным для восприятия. Ибо стремиться к осуществлению высшего идеала возможно только при любви к нему. Человеческое стремление к Богу выводится из любви к Нему, как к причине жизни деятельной и волевой. Личность человека, как невидимый стержень, обладающий самосознанием как ядром человеческого «Я», призвана жить любовью к абсолютному Богу. Однако, нельзя любить то, что ускользает от сознания, оказывается для понимания человека пустой абстракцией. Поэтому этический закон внутри человека требовал олицетворения идеала как объекта любви, осязательность Бога как живого начала и источника жизни. Только в таком слу-

чае человек осознает в себе личные черты образа Божия. Личность человека дает направление деятельности, определяет целостность его образа жизни и смысл бытия. Для мотивации воли признаком абсолютного идеала по И.П. Четверикову, является его реальность. Никто не руководствуется в своей жизни пустой иллюзией своего разума, и не будет лишать себя благ ради ничтожества. Идея И. Канта не способна вызвать нравственные стремления духа, ибо этическая деятельность основана на объективности абсолютной идеи Бога. Учение И.П. Четверикова о личности гласит, что, нравственный закон не просто определяет поступки человека, но, в первую очередь, внутренний строй его жизни. Православие задает этический способ действия силы, как свободы воли, показывая, как человек должен жить для получения максимального блага и стяжания благодати. Отсюда понятна и критика И.П. Четвериковым идеи Г.В. Гегеля [Гегель, 1913] о том, что вне человека, вне его «Я» нет Бога, все высшее - это внутреннее в нас. Все же конечное иллюзорно, как весь сотворенный мир чувственных иллюзий. Абсолютная Личность для гегелевского идеализма имманентна миру, истинное бытие принадлежит только ей. И то, что во времени является как множественность, в вечности должно сконцентрироваться в абсолютном единстве. Следствием является исчезновение человека из текущей истории, а сам путь в вечность становится ирреальным. Ибо при отвлеченном от жизни бытии личные свойства пребывают в бездействии. Человек подавляет таланты, пренебрегает свободой, опустошает самосознание. Ибо если мир иллюзорен, зачем что-либо в нем делать? Он не предъявляет требований к жизни во имя вечного, отказывается от воли, не придает этического значения внутренней работе духа.

Всяческое подавление чувств, умерщвление переживаний и есть состояние «предварения смерти» человека, «смерть личности». Именно поэтому, абсолютная Личность при всей своей тесной связи с миром и человеком, как проявлением своей внешней жизни, должна стоять выше земного мира. Но при этом не сливаясь с ним и не превращая личности людей в ничто. Ибо только абсолютный Бог являет собой свободно-разумное начало, стоящее выше мира и в тесной связи с ним имеющее истинную этическую ценность. Мнение И.П. Четверикова о личности подчеркивает, что в таком понимании абсолютной Личности в человеке развивается религиозное чувство, которое проявляется в молитве, когда он в виде «Я» обращается к Богу на «Ты». Происходит развитие взаимного чувства любви, ибо эта любовь человека необходимо предполагает ответную с Его стороны. Но самое главное, что именно «при таком понятии о Боге, как личном существе, возможна и этическая, волевая жизнь человека» [Четвериков, 1905, 5, 157], основанная на личной свободе. Поскольку абсолютный личный Бог, всем своим Бытием находится вовне сотворенного Им мира, то человек в переживаемых его «Я» состояниях самосозна-

ния и свободы нравственного выбора осуществляет свое бытие. Призвание человека Богом в этот мир не в том, чтобы уйти в безличность и бездействие. Жизненная цель состоит в том, чтобы преобразовать наличную реальность, носящую принципы зла, отпадения от высшего, склонность к греху и внести в нее богоподобные черты.

Это возрождение в жизнь новую усвояется только внутренним усилием и проявляется в изменении личного бытия. И.П. Четвериковым делается вывод о том, что идея абсолютной, разумно-свободной Личности понимаемая как абсолютное начало и объективное бытие трансцендентно-имманентного характера по отношению к миру является необходимейшим принципом этического бытия человека. Она обуславливает всестороннее развитие человеческой личности, ибо понятие личного Бога обладает абсолютной ценностью. Сам по себе творческий процесс как переживание есть для И.П. Четверикова глубокое приобщение к высшим этическим и эстетическим ценностям бытия, имеющим метафизический источник. А феномен жизни является динамическим проявлением личности, характеризующим непрерывную изменчивость и сокрытие прошлого в настоящем. Не подлежали сомнению для человека многие факты или понятия трансцендентности осознанного мышления в виде идей, чистого сознания или первичные первообразы. Они рождают импульс для творчества как акт богоподобия. Личность определяет процесс, в самоактуализации которого человек познает свою сущность, реализуя свои неповторимые способности. Подлинные качества жизни -это неудовлетворенность, развитие, стремление идти дальше своих желаний. Поэтому одни проявления их должны постоянно сменяться новыми. Перемена является результатом бесконечной плодотворности жизни, но и итогом противоречия, где вечное становление коррелирует с объективным самоутверждением своих проявлений.

Находясь в постоянной динамике, в движении личности, человек изменяет содержание своей жизни. В свою очередь изменяемое содержание жизненного опыта определяет качество самой жизни. Ибо, ее созидание является тем более полным, чем лучше человек умеет размышлять о том, что он делает. Направленность сознания на себя является фундаментальным свойством качества жизни человека, определяющего степень его достоинства и свободы. Она позволяет познавать себя через испытания, разрешение встающих перед человеком проблем в ходе переживания им личного опыта своей жизни. Путь к себе состоит в активном использовании человеком данных ему способностей. Ибо его счастье не иллюзия достигнутой цели, но то, что сопутствует возрастанию духовной силы личности. Полнота человеческого «Я» невозможна в личности именно из-за глубинного разрыва трансцендентного и имманентного, и неизбежного упрощения первого. Этот разрыв имеется всегда, возникая, изначально в самом живущем, познающем и действующем человеке и смиряясь перед его конечностью бытия. Опыт же предстает как процесс данности и итог непосредственного восприятия и переживания существова-

6 У X

А

>

0-X

т

гп А

о п гп

т;

о

-С ГП

о т; О

О и

Д

о

-о О ГО 0-Я

о

с <

е 00

0 сч

01

ния человеком. Одновременно, опыт есть основание и способ формирования реальности. Но именно той реальности, которая сама по себе представляется при этом не только предметом сознания. Она служит отражением вещного мира объективного бытия.

Опыт для «внутреннего» человека у И.П. Четверикова является гранью индивидуального сознания, он неизменно представлен как некое «уникально пережитое». И в этом смысле опыт обыденного существования человека, эмпиричен, чувственен, культурно зависим, составляя основу его «эмпирической» личности. Культура способствует социализации личности, как выработанная человечеством система правил поведения, которые помогают адекватно взаимодействовать с другими.

В каком-то смысле опыт в понимании личности И.П. Четвериковым интросубъектен, он постигается, прежде всего, как переживание своего «Я», выражаемое в наблюдении собственных внутренних состояний. Именно через метафизику психологии и интерсубъективность опыта дискурс как речь, процесс рассуждения и обуславливающая его система понятий обретает свою тотальность и самодостаточность. Отсюда следует важность нравственной основы поведения человека, которая постигается через черты образа Божия в нем. Понятия добра и зла, греха и благодати должны задавать условия подлинного бытия, той «языковой действительности», которая чуть позже у Л. Витгенштейна [Витгенштейн, 2005] становится единственной формой жизни.

Фундаментальная опора И.П. Четверикова на переживание опыта представляет собой лишь вариант стремления преодолеть сущностный разрыв субъективного и объективного, конфликт «внутреннего» и «внешнего» человека, разорванность бытия, обозначенную гнозисом и инициированную европейской рациональностью. «Личность необходимо предполагает определенный центральный пункт, в котором объединяются все ее проявления и вся ее деятельность, носящая этический характер и предполагающая сознание, и самосознание» [Четвериков, 1903, 164]. Это близко идеям историчности опыта и «философии жизни», где опыт здесь изначально увязывается с глубинными состояниями личности человека, составляя канву непосредственности жизни, видится потоком субъективных чувств, переживаний. По И.П. Четверикову это лишь то, что человек сам производит своим творчеством, извлекает из своего жизненного опыта переживаний. Это то, что обнаруживается в герменевтическом постижении Другого, «Не-Я».

Литература

1. Четвериков И., О Боге, как личном существе. - Киев: Издательство Типографии Н.А. Ги-рит, Трехсвятительская ул., д.14, 1903. - 347 с.

2. Четвериков И.П. Учение о личном Боге с точки зрения этической ценности. // Труды Киевской Духовной Академии. 1905. № 5. - С. 147-158.

3. Витгенштейн Л. Избранные Работы. - М: Территория будущего, 2005. - 440 с.

4. Гегель Г.В., Феноменология духа. - СПб.: Типография «Брокгауз и Эфрон», 1913. - 377 с.

5. Извлечение из журналов Совета Киев. Дух. Академии за 1910-1911 учебный год. // Труды Киевской Духовной Академии. 1911. № 11. - С. 460-464.

6. Кант И. Сочинения: в 8 т. // т. 3. - М: ЧОРО, 1994. - 744 с.

7. Платон, Сочинения: в 4 т. // т. 4. - М.: Мысль, 1994. - 830 с.

8. Прокл, Первоосновы теологии. - Тбилиси: Мецниереба, 1972. - 176 с.

9. Сизинцев П.В. Анализ типов Абсолютной личности в статье И.П. Четверикова. // Инновации и инвестиции. 2016. №7. с. 148-151

10. Сизинцев П.В. Религиозно-философский обзор очерка И.П. Четверикова «Критический индивидуализм в русской философии». // Инновации и инвестиции. 2016. №8. с. 192-195

11. Сизинцев П.В. Историко-архивное исследование биографии религиозного философа И.П. Четверикова. // Инновации и инвестиции. 2016. №9. с. 135-138

12. Сизинцев П.В. Персонализм Г. Тейхмюл-лера в очерке доцента И.П. Четверикова «Критический индивидуализм в русской философии». // Инновации и инвестиции. 2016. №10. с. 280

Ethical aspect of the teaching of Professor of psychology of the Kiev Theological Academy I. p. Chetverikov about personality. Sizintsev P.V.

Moscow Theological Academy

Ethical aspect of the teaching of Professor of psychology of the Kiev Theological Academy I. p. Chetverikov about personality and personal properties of God and man. The author shows his scientific creativity in speculative psychology and religious philosophy with consideration of questions of self-consciousness, personal properties and religious and philosophical ideas of the person. The psychological structure of a person's personality, consisting of an empirical personality, an ideal personality and United by the Self-consciousness of a person, is considered. The article considers the views of I. P. Chetverikov Christian-theistic and psychological direction. The originality of the study has the maximum degree; since no one studies, the philosophical heritage of I. P. Chetverikov in the scientific community has been practically carried out. Keywords: Self-consciousness, ethics, human personality, philosophy, morality, psychology, Christian morality, love. References

1. Chetverikov I., About God, as a personal being. - Kiev: Printing

house of N.A. Girit, Trekhsvyatitelskaya St., 14, 1903. - 347 p.

2. Chetverikov I.P. The doctrine of personal God in terms of ethical

value. // Proceedings of the Kiev Theological Academy. 1905. № 5. - p. 147-158.

3. Wittgenstein L. Selected Works. - M: Territory of the future,

2005. - 440 p.

4. Hegel GV, The Phenomenology of the Spirit. - SPb .: Brokgauz

and Efron Printing House, 1913. - 377 p.

5. Extract from magazines Council Kiev. Spirit. Academy for the

1910-1911 school year. // Proceedings of the Kiev Theological Academy. 1911. № 11. - p. 460-464.

6. Kant I. Works: in 8 tons. // Vol. 3. - M: CHORO, 1994. - 744 p.

7. Plato, Works: in 4 tons. // Vol. 4. - M .: Mysl, 1994. - 830 p.

8. Proclus, Fundamental Theology. Tbilisi: Metsniereba, 1972. 176 p.

9. Sizintsev P.V. The analysis of types of the Absolute personality

in the article by I.P. Chetverikova. // Innovation and investment. 2016. No7. from. 148-151

10. Sizintsev P.V. Religious and philosophical review of the essay I.P. Chetverikova "Critical individualism in Russian philosophy." // Innovation and investment. 2016. No8. from. 192-195

11. Sizintsev P.V. Historical and archival research of the biography of the religious philosopher I.P. Chetverikova. // Innovation and investment. 2016. No9. from. 135-138

12. Sizintsev P.V. The personalism of G. Teichmuller in the essay of Associate Professor I.P. Chetverikova "Critical individualism in Russian philosophy." // Innovation and investment. 2016. No. 10. from. 280

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.