Фактор бытия в теистических учениях русской православной мысли о личности
Сизинцев П.В.
Рассмотрен фактор бытия в учении профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова о личности, а также личных свойствах Бога и человека. Автором показано его научное творчество в умозрительной психологии и религиозной философии с рассмотрением вопросов самосознания, личных свойств и религиозно-философских представлений о личности. Рассмотрена психологическая структура личности человека, состоящей из эмпирической личности, идеальной личности и объединенных самосознанием «Я» человека. Статья рассматривает взгляды И.П. Четверикова христи-анско-теистического и психологического направления. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как никем исследований философского наследия И.П. Четверикова в научной среде практически не проводилось.
Ключевые слова: самосознание, этика, личность человека, философия, нравственность, психология, христианская мораль, любовь.
Sizintsev P.V.
The factor of being in theistic doctrines of Russian Orthodox thought about personality
The factor of being in the teaching of Professor of psychology of the Kiev Theological Academy I. P. Chetverikov about personality and personal properties of God and man is considered. The author shows his scientific creativity in speculative psychology and religious philosophy with consideration of questions of self-consciousness, personal properties and religious and philosophical ideas of the person. The psychological structure of a person's personality, consisting of an empirical personality, an ideal personality and United by the Self-consciousness of a person, is considered. The article considers the views of I. P. Chetverikov Christian-theistic and psychological direction. The originality of the study has the maximum degree, since no one studies; the philosophical heritage of I.P. Chetverikov in the scientific community has been practically carried out. Keywords: Self-consciousness, ethics, human personality, philosophy, morality, psychology, Christian morality, love.
MIL
Учение профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова о человеческой личности утверждало позицию, согласно которой подлинно сущим выражением бытия является самосознание «Я» у человека. В рассуждениях профессора о тождественности бытия и сознания в душевно-телесном единстве человека было важно, чтобы естество природы сообразовывалось с общим обликом человека, и понятием о «неразложимом единстве» его «Я», способном управлять природой человека. Внутренняя жизнь и ее «свобода, духовная мощь, внутренняя гармония личности» [Четвериков, 1903, 148] определяет характер проживания человеком своей внешней жизни, отражая в ней стремление к идеальным целям и ценностям. Ибо свобода есть независимость от внешних мотивов, и самоопределение себя по безусловным началам нравственности, а «самобытность внутренней жизни личности есть необходимое условие личной свободы» [Четвериков, 1903, 303].
Отметим очевидную преемственность идей И.П. Четверикова от интуиций русского антрополога А.С. Галича. У него описано личное начало как метафизическое «существо», присущее каждому человеку и проявляемое через его самопознание. А.С. Галич интуитивно признавал наличие в человеке единого управляющего начала над его естеством и высказал идею управления («сообразования») естеством, т.е. природой со стороны некоего «существа», в составе человека, имеющего самостоятельный статус бытия. Ибо «Я знаю, что живу, обнаруживая свою деятельность, проявляя свою жизнь для себя и для других. Но подмечаю в себе и жизнь особенную, в самих проявлениях моей личности» [Галич, 1834, 37-38]. Он обозначил субъект управления души и тела, присутствующий в самосознании человека также «существом». И апеллировал к «самодействующему внутреннему
началу, которое направляет природное и человеческое развитие по движению силы животворной». Для подлинного бытия человека необходимы сознание самого себя, внутреннее согласие воли человека с самосознанием, а также постоянное стремление к личной свободе и творчеству. Это и составляет «самодействующее» внутреннее начало «Я», что очень близко учению И.П. Четверикова о личности человека как разумно-свободном личном начале духовной жизнедеятельности, необходимо обладающим всей полнотой истины.
Личное начало выражается через бытие личного «Я». Это бытие не является статическим соединением идеального и реального бытия, ибо если их элементы взаимно заменяются, то «Я» неизменно пребывает в каждой их группе. Тогда три первичных элемента личного сознания -идеальное бытие, реальное и субстанциональное «Я - бытие» гармонично «соединяются в одно целостное понятие бытия». При этом идеальное и реальное бытие коррелятивны и существуют только вместе в сознании человека и исключительно в единстве человеческого «Я». Четвериковым указано на внутреннее объединяющее начало в Боге, как на носитель Его личностных свойств: Бог есть самосознающее начало, а центр его «живое «Я», ибо идеи могут объединяться только живым, мыслящим началом» [Четвериков, 1903, 317]. Это понятие бытия не исчерпано ни реальным бытием (материализм и позитивизм), ни идеальным бытием (идеализм), ни тем и другим вместе (спинозизм). Бытие для И.П. Четверикова есть совокупность и субстанциональное единство содержания объектов и деятельностей. При этом идеям придается регулятивно-конструктивное значение для осознания. Через индукцию частных фактов человек приходит к общим выводам и понятиям, связно и осмысленно представляющих окружающий мир. Присутствие в мире через творчество, участие в общественной жизни дает человеку радость бытия.
В учении И.П. Четверикова о личности самосознание бытия и свободно-нравственная человеческая деятельность объединялись в «главном элементе личности - чувстве любви» [Четвериков, 1905, 5, 160]. Поэтому, личность человека не должна быть замкнута только на себе, но обращена во внешний социум. Отсюда истекает такое свойство личности как социаль-
ное общение. Человек становится побуждаем своим личным «Я» к свободе и творческой самостоятельности, общественной деятельности и жертвенной вере, дабы придать этический смысл своим действиям и проявлениям в виде опытных человеческих переживаний. При этом он руководствуется в своей «волевой деятельности жаждой личной радости, но это не единственный мотив, определяющий жизнь личности» [Четвериков, 1997, 2, 338]. В нем стремление к идеалу и живой человеческий опыт слиты воедино и предстают собой целостность личностного бытия человека. Изучая идеальные черты природы и благодаря априорным человеческому сознанию идеям, человек формирует в себе понятия и представления об идеальном бытии. Критерием субъективной и объективной истины в этом случае является не согласие построений мышления с опытом, а согласие разума с условиями и нравственными требованиями познающего духа. Истина при этом определяется внутренней логически необходимой связью с целостной системой мировоззрения. Понятие о Боге строится через исследование данного в опыте бытия в контексте боговдохновенных идей. Ибо в вопросе о Боге как абсолютной Личности необходимо знание Откровения. Истинность понятия определяется его логически необходимой связью с основными постулатами философской системы И.П. Четверикова, что требует необходимости анализа понятий абсолютность и личность. Их имманентная связь между собой и с конечным бытием человека (временность, протяженность) служит гарантией и основой признания реального бытия абсолютной личности.
В трудах И.П. Четверикова понятие абсолютного достигается через рассмотрение всего бытия мира как единого целостного организма, объективности форм человеческого мышления, господства принципа разумности и целесообразности. Это причина законосообразности всего реального бытия. В человеке устремления природы, которым подчинена жизнь тела, должны управляться идеальными целями его личности. Но и в мире, инстинкты животного мира и жизнь мира растений должны подчиняться человеческой личности. Тесная связь бытия и порядка в гармоническом единстве целесообразности бытия у И.П. Четверикова доказывают бытие абсолютной Личности, принимая, что
69
1
целостность бытия является теистическим доводом для обоснования реального бытия личного Бога. У человека же «личность заключается в границах бытия, ограничивающей его существо. Это самообладание, самосознание, соединенное с самоопределением и самоощущением» [Сильвестр, 1867, 3, 349] опытных переживаний. Эти тенденции мысли привели теологическую науку к отождествлению понятия «личность» и самосознания, в котором «Бог есть абсолютная духовная субстанция, которую три отдельных самосознания Лиц сознают, как свою. Смыслу слова ипостась соответствует понятие самосознания» [Мелиоранский, 1912, 2, 204]. Считалось, что в человеке «ипостась есть духовная личность, единое самосознающее я» [Соколов, 1916, 330]. И именно оно направляет самобытные, свободно коренящиеся в природе человека помыслы, чувства, действия. Таким образом, самосознание «Я» формирует образ бытия природы человека. Целостное бытие для него есть бытие целесообразное, и носит на себе отображение абсолютного личного начала, отсюда и его причиной может быть абсолютное Существо.
Ибо так как мир носит на себе отпечатки разумности, блага и красоты, и поскольку для человеческой личности он представляет разумное, свободное и целесообразное бытие, «постольку и абсолютная первопричина необходимо должна быть началом разумным, с абсолютной свободой, бесконечной святостью и блаженством» [Четвериков, 1903, 297]. Мир - бытие несамобытное, как и человек, который будучи свободным, способен навести в нем хаос и разрушить его гармонию и самого себя. Поэтому, и мир и человек нуждаются в систематическом руководстве со стороны Бога как абсолютной Личности, которая поддерживает его целесообразность и управляет ею.
Учение И.П. Четверикова о личности следует принципу единства и целостности православного учения: человек, соединяет духовный мир и земной мир. Он должен жить, проверяя и познавая себя самосознанием, а также опытным сознанием переживаний, ища оптимальный путь управления своей душой и телом. Действия «Я» как носителя личного начала проявляют в человеке свойства любви, разума, свободы, открытости, творчества и самосознания. «Я» выражает в человеке внутреннее единство тела и души,
1
задавая непрерывность личностного бытия. Человек каждый миг своего бытия принадлежит или сфере внутренней жизни, или обращается вне себя - в окружающий его бытие мир. Его «личное существование дано в непосредственном сознании, которое совпадает с реальным бытием». Это сознание ощущает любые личные переживания бытия, как конкретное «Я» человека, отражая двойственность, бытия человека и внутреннего мира. И.П. Четвериков доказывал онтологичность состояния «Я» утверждая и доказывая, что материал для представления о понятии бытия дан «только в непосредственном сознании» [Четвериков, 1905, 9, 127-128].
В качественном отношении личность человека представляет собой ограниченную форму существования, ибо характеризует исключительно деятельно-феноменальные проявления бытия, демонстрируя линию особого поведения, мотивируемую верой и творчеством, любовью, нравственными поступками и свободой воли. Человеческое «Я» по мысли Д. Юма есть уникальные деятельность, состояния, свойства, ибо только сформированная опытом причинность поступков связывает ряд представлений и ощущений в единую группу, образующую самосознание «Я». Ибо, человек сознает свое «Я», понимая себя личностно, он отличает себя, как конкретного субъекта бытия от той связанности окружающих его понятий, которую именуют объектом. Понятие себя у человека складывается постепенно, приводя его к выводу о собственной личности, как истока поведения, суммирования поступков и явлений, и сложных взаимосвязей воли и переживаний. Существование человека и мира по учению И.П. Четверикова являет собой высший промысел Бога, который даже зло от неверного употребления человеком своей свободы, творчества и воли способен направить на благо.
Таким образом, в рассмотрении идеи абсолютной Личности И.П. Четвериковым обоснован теистический вывод о том, что целесообразность мира свидетельствует о живом личном Боге. Сотворенный мир неизбежно предполагает свою абсолютную Первопричину, твор-чески-промыслительную, трансцендентную в отношении к миру, имеющую личное начало. Но личные свойства Бога сами по себе имеют абсолютный источник и характер и никоим образом не зависят от конечного и временного
70
тварного мироздания. Смысл уникальности бытия человека как разумно - свободной личности в его историчности и временности. Непредсказуемость, временность и иррациональная свобода выбора составляют [Кьеркегор, 2012] основную ценность человека, его незаменимость и подчеркивают историчность бытия. В этом отношении идеи И.П. Четверикова близки к идеям его современника А. Бергсона. «Закрытая» мораль обслуживает требования социального инстинкта, когда личность по А. Бергсону приносится в жертву коллективу. В условиях «открытой» морали приоритетным становится проявление нравственных, религиозных и эстетических ценностей. Но если А. Бергсон не смог разрешить проблему человека, который будучи связующим элементом духовной и материальной реальности, оказался несовершенен [Бергсон, 1994], то И.П. Четвериков видел эту связанность как раз в понятии личности. Именно через понятие «личность», характерное как для абсолютного Бога, так и для человека, как сотворенного по образу Божию, Бог и человек всегда взаимосвязаны друг с другом. Человек в его размышлениях по отношению к Богу признавал в Нем идеал нравственности, а его творческая деятельность, рассматривалась как важнейший элемент в структуре личностного бытия.
В самосознании «Я» бытие становится бытием в себе и для себя, бытием само-проникно-вения в себя. Центр «Я» объединяет систему ценностей «идеальной личности» и целостность переживаний «личности эмпирической», как составляющих реальную личность человека. Система взглядов И.П. Четверикова строится на понятии переживания как стихийного само-про-явления личностного бытия. Душа множественна, личность и ее выражение «Я» едина, но обе они количественно не определяемы во внутренней структуре единства целостного бытия человека. Самосознание «Я» как синтез проявления личных черт свободы и творчества, святости и любви, отражающие стремления «идеальной» личности в человеке, связует в своем единении переживания опытного сознания и сферу абсолютного бытия. Личность таким образом проявляет онтологическое единство личных свойств, феноменальных переживаний и абсолютно-ноуменальных представлений об идеалах, выражая его в самосознании человека.
В отношении конкретного человека его личность и ее абсолютные элементы соединены с ограниченной тварной душе-телесной природой. Но это соединение и делает человека как личность конкретно-реальным онтологическим началом, обладающим всей полнотой субъектного бытия. Человек с момента рождения призван дать проявиться своей личности, всем ее элементам, чтобы реализовать таланты и усовершенствовать способности своей природы. Это достигается в межличностном общении и преодолении эгоистических наклонностей. Индивидуальность должна перерасти в развитие личности, заменяясь стремлением человека к идеалу в свободном следовании нравственным заповедям. Индивидуум таким образом, становится личностью постольку, поскольку он выражает разумно-свободное универсальное начало, проявляя в своем поведении элементы личного характера. Эти свойства объединены в человеке самосознанием «Я», выражающим творчество, веру и любовь, свободу, самопознание и навыки опыта, как переживания бытия.
Личность объединяет в себе совокупность этих личностных свойств, а также направляет развитие свойств природы, опытно приобретенных человеком ввиду его потребности самоопределения и самоидентификации в обществе. Устойчивая совокупность природных свойств означает приспособляемость к социуму; Она выражается через самосознание «Я», представляя собой серию состояний, включающих потенциальные возможности субъективных ощущений, чувствований и желаний «Я» как носителя личности.
Включенность в сферу социальных отношений людей через общение как постоянный диалог человека с социумом формирует мнение о нем, как о личности через образ его бытия в совокупности впечатлений восприятия его внешности, речей и поступков, как субъективного представления о нем других людей. Мнение о личности человека в данном случае составляется окружающими, как своеобразное «зеркальное социальное отражение» от его общения. Это общественное мнение, формирующее социальную сферу бытия личности имеет двойную принадлежность, ибо относится и к человеку, имеющему лицо и социально-духовные черты, но и к образу о нем, выраженном во впечатлениях восприятия окружающих его людей.
71
1
Литература
1. Четвериков И., О Боге, как личном существе. - Киев: Издательство Типографии Н.А. Ги-рит, Трехсвятительская ул., д.14, 1903. - 347 с.
2. Четвериков И.П. Учение о личном Боге с точки зрения этической ценности. // Труды Киевской Духовной Академии. 1905. № 5. - С. 147158.
3. Четвериков И.П. Критический индивидуализм в русской философии. // Труды Киевской Духовной Академии. 1905. № 9. - С. 120-132.
4. Четвериков Иван. Из лекций по общей психологии. // Русская религиозная антропология: в 2 т. // 2 т. - М: Московский Духовный Фонд, Московская Духовная Академия, 1997. -С. 334-343.
5. Бергсон, А. Два источника морали и религии. - М: Канон, 1994. - 384 с.
6. Галич А.И., Картина человека, опыт на-
ставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий. - СПб: Типография Императорской Академии Наук, 1834. - 686 с.
7. Кьеркегор С., Понятие страха. - М.: Академический проект, 2012. - 217 с.
8. Мелиоранский Б.М. Из лекций по истории и вероучению Древней христианской Церкви. - СПб. Выпуск 2. 1912. - С. 145-288.
9. Сильвестр (Малеванский), архиеп. Несостоятельность новейшего пантеизма в решении существеннейших для человека вопросов. // Труды Киевской Духовной Академии. 1867. Т. 3. Июнь - Июль.
10. Соколов В., свящ. Леонтий Византийский. Его жизнь и литературные труды: опыт цер-ковно-исторической монографии. - Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1916. - 360 с.
1
72