Научная статья на тему 'Учебный центр профессиональных квалификаций СПО: от программ к результатам'

Учебный центр профессиональных квалификаций СПО: от программ к результатам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ (МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ) ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ (УЦПК) / ДЕПОЗИТАРИЙ РЕЗЮМЕ И ПОРТФОЛИО ВЫПУСКНИКОВ / ДЕПОЗИТАРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФПОДГОТОВКИ / JUNIORSKILLS / WORLDSKILLS / СЕТЕВАЯ (ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СТУДЕНТ-ФРИЛАНСЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Михаил Валентинович, Байбародских Андрей Александрович, Клочков Александр Николаевич

Авторы предлагают к критическому обсуждению содержательные компоненты институциональной модели учебного центра профессиональных квалификаций (УЦПК) колледжа — крупного регионального образовательного комплекса как открытого системного интегратора межведомственных ресурсов для обеспечения потребностей региональной многоукладной экономики в работниках квалифицированного труда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебный центр профессиональных квалификаций СПО: от программ к результатам»

Учебный центр профессиональных квалификаций СПО: от программ к результатам

НИКИТИН

Михаил Валентинович,

доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра исследований непрерывного образования Института стратегии развития образования РАО МОН РФ, Москва

БАЙБАРОДСКИХ Андрей Александрович,

заместитель начальника отдела регионального развития Департамента образования ЯНАО, г. Салехард (ЯНАО)

КЛОЧКОВ

Александр Николаевич,

директор Новоуренгойского многопрофильного колледжа, г. Новый Уренгой (ЯНАО)

Аннотация

Авторы предлагают к критическому обсуждению содержательные компоненты институциональной модели учебного центра профессиональных квалификаций (УЦПК) колледжа — крупного регионального образовательного комплекса как открытого системного интегратора межведомственных ресурсов для обеспечения потребностей региональной многоукладной экономики в работниках квалифицированного труда

Ключевые слова:

учебный (многофункциональный) центр профессиональных квалификаций (УЦПК), депозитарий резюме и портфолио выпускников, депозитарий образовательных программ профподготовки, JuniorSkШs, WorldSkШs, сетевая (практико-ори-ентированная) образовательная программа, студент-фрилансер

Актуальные системные тренды СПО

Первый тренд — тренд интернационализации, актуальная сущность которого состоит в появлении открытых процедур признания в семье, экономике, обществе и государстве профессиональной квалификации рабочего человека ценностью. Таким международным общепризнанным механизмом является WorldSkills International (WSI) — профессиональный чемпионат по рабочим профессиям среди студентов СПО. Очередной чемпионат WSI пройдет в 2019 году в Казани, что потребует от российской системы СПО перенастроить все компоненты обеспечения качества профессиональных квалификаций. Органичной частью движения WSI является движение JuniorSkills (JUS) — программа ранней профориентации, основ профессиональной подготовки и соревнований школьников в профессиональном мастерстве. С 2015 года формат проведения региональных, окружных, национальных чемпионатов школьников (юниоров) проводится на тех же площадках, что и чемпионаты по рабочим профессиям WSI, — для наглядной демонстрации школьникам, их родителям, общественности преемственности подготовки по профессиям, возможностей профессионального роста, обеспечения тесного контакта школьников, студентов СПО, экспертов, наставников команд. По мнению ряда российских экспертов, ресурсы для обеспечения конкуренто-

Сущность институциональной модели учебного центра профессиональных квалификаций (УЦПК) СПО — перевод потребностей многоукладной экономики в качестве профессиональных квалификаций персонала как результата обучения в виды образовательных программ. Результаты обучения выражают требования профессиональных стандартов к уровням профессиональных квалификаций, формируют ценностные установки в процессе построения карьерной траектории.

способности двух чемпионатов (WSI + JUS) необходимо сосредоточить на базе опорного регионального колледжа — образовательного комплекса [1].

В октябре 2015 года Президиумом правительственного Совета по модернизации экономики и инновационному развитию РФ были приняты первые «дорожные карты» Национальной технологической инициативы (НТИ) В. В. Путина, одна из которых связана с формированием нового поколения исследователей и приоритетным развитием детско-юношеского технического творчества и технических видов спорта. Это не только новый формат спортивно-профессионально-образовательной интеграции ресурсов, способствующих самодисциплине подростков, но и создание условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства.

Реализацию этой «дорожной карты» НТИ необходимо, по нашему мнению, сконцентрировать в крупных региональных колледжах — образовательных комплексах на основе следующих аргументов:

- колледж уже обладает необходимым потенциалом для развития технических специальностей, технических видов творчества и технических видов спорта;

- школы и учреждения дополнительного образования уже входят в структуру колледжей, что обеспечивает «пошаговую доступность» и преемственность обучения 10-14-летних подростков на примере студентов-победителей

конкурсов профессионального мастерства, студентов-призеров спортивных соревнований;

- тесная связь с практикой, ориентация на инновационные формы профессиональных конкурсов и спортивных соревнований по техническим видам спорта не только экономит время поиска для социально-профессионального самоопределения детей и подростков, но и является фактором ускорения их «социального лифта».

НТИ как государственный регулятор трансформирует традиционные форматы обучения детей и подростков техническому творчеству и техническим видам спорта. Одним из внешних показателей качества обучения становится показатель их участия в чемпионатах JUS + WSI. На этой основе мы прогнозируем формирование межвозрастной команды проекта (школьники + студенты СПО), члены которой могут обучаться в колледже по технологии «профессиональный старт» и предъявлять профессиональные квалификации/компетенции на разных этапах конкурсов профессионального мастерства JUS + WSI.

Члены команды проекта могут не только обучаться в колледже по технической специальности, не только подготовить командный дипломный (бизнес-) проект, но и призываться в армию по профилю гражданской специальности, что позволит рассматривать годичную военную службу как профессиональную практику. Таким образом, школьник с 10 лет может и проектировать свое профессиональное самоопределение [9].

На этой основе мы прогнозируем увеличение транспортной, возрастной, гендерной, социальной доступности молодежи к программам дополнительного профессионального и среднего профессионального образования.

Второй тренд — демографический. По данным исследователей Института демографии НИИ ВШЭ «...количество учащихся в учреждениях СПО будет возрастать до самого конца прогнозного периода (2030). Более того, к началу 2020 г. этот процесс ускорится. Причина данного явления заключается в том, что в возраст поступления в НПО/СПО войдут относительно многочисленные поколения, рожденные в середине 2000-х годов.» [2].

С нового 2016/2017 учебного года МОН РФ прогнозирует дополнительный приток выпускников школ после 11 класса в СПО, так как бюджетный прием в вузы будет сокращен. В связи с этим приемная кампания в СПО будет находиться в зоне внимания Правительства РФ и Администрации Президента РФ. Региональными органами управления образованием в 2016 году должна быть решена задача проведения комплекса научно-мониторинговых работ с заинтересованными партнерами по прогнозу увеличения приема на образовательные программы среднего профессионального и дополнительного образования для различных возрастных групп граждан в систему СПО. Ввиду ослабления межведомственных

и межуровневых барьеров уже начата работа по оптимизации региональных сетей профессиональных образовательных организаций (укрупнение региональных колледжей, техникумов). На одном из совещаний у премьера Д. Медведева была поставлена задача достижения оптимального целевого ориентира для регионального колледжа (техникума) — 1000 студентов к 2018 году, в то время как по итогам 2014 года средний контингент колледжей (техникумов) — 400-500 человек. По мнению Н. Золотаревой, «.при такой рассредоточен-ности ресурсов сети система СПО не может работать эффективно.» [8].

В связи с этим в субъектах Федерации проходит апробация открытых практико-ориенти-рованных моделей укрупнения региональных колледжей — образовательных комплексов. Как показал анализ пилотной практики, в их структуре концентрируются государственные имущественные комплексы разноуровневых образовательных организаций, как правило, на основе присоединения с потерей юридического лица: учреждения начального профессионального образования; вечерняя (сменная) школа; малокомплектная (в том числе сельская) общеобразовательная школа; школа-интернат для лиц с ОВЗ; межшкольный учебный комбинат; центр детского технического творчества; центр профессиональной ориентации подростков и др. организации.

Нельзя не принимать во внимание и традиционные потоки обучающихся только по программам НПО/СПО — это подростки-сироты; педагогически запущенные подростки («двоечники» и т.п.); лица с ограниченными возможностями здоровья; подростки-инвалиды с ментальными нарушениями; дети трудовых мигрантов и сами трудовые мигранты; подростки из сельских территорий, чьи семьи зачастую не обладают материальными возможностями для продолжения образования своих детей в вузе. Здесь необходимо подчеркнуть важнейшую социально-реабилитационную функцию СПО: без профессии и рабочего места эти социальные группы остаются бюджетными иждивенцами, не могут создать нормальную семью, усиливают криминогенную обстановку. Можно только положительно оценить рекомендации МОН РФ с 2015 года увеличивать контрольные цифры приема в СПО — образовательный комплекс для этих и других социальных групп граждан, в том числе взрослых, многодетных, пенсионеров, на программы профессионального обучения по рабочим профессиям на базе УЦПК СПО.

Третий тренд — кластеризация региональной экономики и включение в кластер системы непрерывного многоуровневого профессионального образования на основе новой классификации заказов с ориентацией на качество квалификации и создание крупных колледжей — образовательных комплексов с УЦПК. В свою очередь, кластеры нуждаются в решении двух кадровых задач:

Глоссарий базовых понятий

Депозитарий УЦПК

СПО — хранилище, в том числе в цифровом формате, резюме и портфолио выпускников СПО для упрощения поиска кадровыми (рекрутинго-выми и т.п.) агентствами, работодателями персонала с разным уровнем профессиональных квалификаций. В депозитарии должен быть представлен и перечень программ профподготовки УЦПК.

Чемпионат JuniorSkills (JUS) — международная инициатива РФ в движении WorldSkills Russia. Программа ранней про-фориентации,основ профессиональной подготовки и соревнований школьников-юниоров (10-13 лет) в профессиональном мастерстве. Регионального координатора JUS определяет региональный орган управления образованием.

Сетевая(практико-ориентированная)образовательная программа

СПО — инструмент моделирования содержания профессионального обучения в организациях, включенных в сетевое взаимодействие на основе «обучения на успешном опыте»: от описания результатов на каждом этапе обучения к способам деятельности. Становится условием формирования сетевых компетенций у всех субъектов сетевого сообщества (педагогов, методистов, студентов, руководителей структурных подразделений).

Студент-фрилансер (от англ. freelanser —

человек, работающий вне штата) — новый феномен работающего студента. Особая социальная группа молодежи с высокой трудовой мотивацией, когда работа подстраивается к учебе по специальности СПО.

В СПО ЯНАО началось проектирование Ассоциаций успешных выпускников, которые будут играть заметную роль в формировании адекватных механизмов трудоустройства

Ответственность УЦПК перед колледжем за результаты своей деятельности носит, прежде всего, финансовый характер

- подготовка молодых квалифицированных кадров рабочих, техников и предпринимателей для инновационного сектора региональной экономики;

- подготовка рабочих разного уровня квалификации для других секторов многоукладной региональной экономики.

Для решения первой задачи Департамент образования ЯНАО совместно с ТПП укрупняют колледжи, для решения второй ведется укрупнение локальных структур колледжа под управлением УЦПК. Удачным примером такого частно-государственного партнерства бизнес-сообщества и профессионального образования стала модель «умного колледжа» [4].

В условиях затяжного кризиса российской экономики региональным кластерам необходимо оперативно искать новые форматы (инновационные проекты) обеспечения конкурентоспособности персонала своих предприятий на основе механизмов горизонтального госу-дарственно-кластерно-частного партнерства с крупными региональными СПО — образовательными комплексами.

Ямальская модель «умного колледжа» как открытого системного интегратора кадровых ресурсов регионального кластера предполагает к апробации следующие инновационные проекты.

1. Формирование из числа студентов-фри-лансеров молодежных команд выпускников СПО различных специальностей для внедрения своих бизнес-проектов (семейный бизнес, ремесленничество, фермерство, молодежное предпринимательство)

В условиях экономического кризиса, когда затруднены производственная и дипломная практики на реальном производстве, такие команды выпускников СПО со своими дипломными работами в формате бизнес-проектов могут стать не только новыми драйверами регионального экономического роста, но и предупреждением социальной апатии молодежи. Еще один мало обсуждаемый аспект. Как констатируют эксперты, в условиях роста импортозамещения торговля импортными товарами и продуктами питания сокращается, а ремесленничество и количество работающих на предприятиях народных промыслов, наоборот, увеличивается и составит до 2020 года 15%. Совокупная выручка этой отрасли уже сейчас превышает 1,5 млрд руб. в год. При целевой поддержке данного направления со стороны среднего профессионального образования/обучения, в том числе включение в обучение ремесленничеству лиц с ОВЗ и их приобщение к социальному предпринимательству, может придать, по нашему мнению, Национальной Технологической Инициативе дополнительный стимул.

2. Внедрение новой классификации заказов региональной многоукладной экономики для СПО на основе прогноза ее потребностей в рабочих с разным уровнем квалификации

Качество квалификаций молодых рабочих должно коррелировать с требованиями между-

народных стандартов ^пюгЗкйЬ и ШогЫЗкйк.

В соответствии с моделью «умного колледжа» в СПО ЯНАО началось проектирование Ассоциаций успешных выпускников, которые будут играть все более заметную роль в формировании адекватных механизмов трудоустройства (трудозанятости, самозанятости), поскольку хорошо знают реальное производство и склонны доверять тем СПО, в которых учились сами.

Четвертый тренд — совершенствование механизма многоканально-многоисточнико-вого финансирования (МКФ) по каждому нормативному статусу программ дополнительного общего и профессионального образования.

Появление различных источников их финансирования обусловило необходимость калькулирования затрат по образовательным программам, технологиям, формам и срокам обучения.

В условиях крупного регионального колледжа — образовательного комплекса не только растет количество и номенклатура курсов дополнительного обучения, но и появляется новое экономическое измерение конкуренции — по оптимизации структуры затрат.

Только определив себестоимость как совокупность затрат, можно установить цену образовательной программы для потребителя. В структуру цены на образовательную программу для потребителя вводят два ограничителя:

- некоммерческий, бесприбыльный характер образовательной деятельности;

- методы ценообразования, ориентированные на соблюдение требований маркетинга рынка образовательных услуг.

Необходимо подчеркнуть, что ответственность УЦПК перед колледжем за результаты своей деятельности носит, прежде всего, финансовый характер. На этой основе мы прогнозируем появление новой локальной финансовой структуры, адекватной требованиям внешней и внутренней среды, инициативно апробирующей новые финансовые механизмы (краудфандинга, фандрайзинга, нормативного и грантного финансирования).

Опорной точкой бюджетирования затрат должен стать Центр финансовой ответственности (ЦФО) на базе традиционной бухгалтерии крупного колледжа — образовательного комплекса. ЦФО разрабатывает регламент бюджетирования структуры затрат на каждый статус программы дополнительного образования для совершенствования механизма ценообразования: чем больше заказчиков на каждую программу и обучаемых, тем ниже себестоимость на обеспечение требований качества; комбинирование форматов обучения повышает востребованность программы, ибо влияет как на производительность труда, так и на возможность дополнительных заработков.

Как показало наше промежуточное исследование, актуальным источником МКФ-финансирования программ дополнительного про-

фессионального обучения становится формат очно-дистанционного (сетевого) обучения, конкурентным преимуществом которого является возможность оперативно применять полученные знания всеми субъектами: студентами, лицами с ОВЗ, работниками предприятий, взрослым населением.

Для решения этого острого системного вопроса, по нашему мнению, необходимо перераспределение финансовых и управленческих полномочий структурных подразделений колледжа в пользу УЦПК. Локальное укрупнение УЦПК СПО позволит не только сконцентрировать финансово-материальные ресурсы, но и создать открытую инновационную инфраструктуру с молодежными фирмами, где команды выпускников СПО могут реализовы-вать совместно со школьниками-участниками чемпионата JUS свои дипломные (курсовые, лабораторные) проекты, в том числе создавать дополнительные рабочие места, разрабатывать программы под «умный дом», «умный офис», «умный колледж» и т.п.

В последние годы во всем мире наблюдается беспрецедентное явление: молодые специалисты инициативно создают разновозрастные сообщества для выполнения задач, которые ранее считались уделом лишь компетентных сотрудников. Достижения волонтеров, добровольцев не только не уступают лучшим достижениям крупнейших корпораций, но зачастую превосходят их.

Приоритеты государственного стимулирования деятельности УЦПК СПО

В соответствии со Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 года и методическими рекомендациями МОН РФ будет сформирована сеть Учебных центров прикладных квалификаций (как структурных подразделений образовательных организаций и отдельных юридических лиц), обеспечивающих:

- доступность получения профессиональных квалификаций для всех возрастных групп населения от 15 лет, в том числе по развитию инклюзивного обучения лиц с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;

- оперативное реагирование на обновление производства и текущие запросы предприятий на основе развития программ обучения на рабочем месте в структурных подразделениях предприятий;

- гибкость программ профессионального обучения на основе выбора различными возрастными и социально-профессиональными группами граждан модулей этих программ.

Кроме того, проведен эксперимент по реализации сетевых образовательных программ и стимулирования студентов ПОО СПО для освоения дополнительных (смежных) квалификаций.

Получат развитие службы образовательного маркетинга, центры инжиниринга профессионального образования, информационные сервисы для обеспечения взаимодействия внутри сети образовательных организаций, центры оценки сертификации квалификаций и пр.

Для изучения, систематизации и распространения методических материалов в части развития содержания и технологий профессионального образования/обучения изучения и систематизации положительного отечественного и зарубежного опыта подготовки квалифицированных кадров будет сформирована методическая сеть подготовки рабочих кадров, включающая:

- региональные (межрегиональные, территориальные) учебно-методические объединения по специальностям (профессиям) СПО;

- базовые центры (стажировочные площадки) профессиональной подготовки, переподготовки, в том числе дополнительной педагогической квалификации специалистов реального сектора экономики (техников и инженеров).

Практико-ориентированные задачи, нормативные статусы, типология образовательных программ и ожидаемые результаты деятельности УЦПК СПО

Российская экономика во многом является многоукладной, то есть на конкретной территории сосуществуют организации и предприятия, которым требуются работники с разным уровнем квалификации. Востребованность рабочих (молодых и квалифицированных) в российской экономике актуальна и в условиях экономического кризиса, и в условиях зарубежных санкций. Но реальность зачастую другая: все с дипломами о высшем образовании, а работать некому.

Неразвитость маркетинговых механизмов изучения и удовлетворения образовательных потребностей граждан, рынка образовательных и смежных услуг и ресурсов корпоративного (внутрифирменного) обучения не позволяет УЦПК СПО оперативно перевести потребности в уровнях квалификации на язык образовательных программ. Наличие большого спектра образовательных программ, технологий профессионального обучения, в том числе признание в СПО результатов неформального и спонтанного обучения, позволит создать условия их привлекательности для различных субъектов спроса на рынке труда и осуществить «возрастное и кадровое импор-тозамещение».

Снижение диспропорций между различными секторами российской экономики в количественных и качественных требованиях к уровню квалификаций рабочих, техников, ремесленников, фермеров, предпринимателей и других работников квалифицированного труда — еще одна практико-ориентированная задача УЦПК СПО. В инновационном секторе и высокотехнологичных производствах дина-

Локальное укрупнение УЦПКСПО поможет не только сконцентрировать финансово-материальные ресурсы, но и создать открытую инновационную инфраструктуру с молодежными фирмами

Большой спектр образовательных программ, технологий профессионального обучения позволит создать условия их привлекательности на рынке труда, осуществить «возрастное и кадровое импор-тозамещение»

Модель УЦПК становится внутрисистемным провайдером новых реальностей российской экономики и рынка труда в региональную систему СПО

Институционализа-ция модели УЦПК СПО — новая норма многоканальных коммуникаций между разновозрастными и социально-профессиональными группами граждан для кооперативного решения ими задач качества жизни

мика устаревания компетенций специалистов значительно выше, чем в других секторах, поэтому трансфер знаний и технологий должен быть параллельным и взаимозависимым. Не только развитие регионального промышленного производства, но и сфера услуг все в большей степени становятся потребителями образовательных программ УЦПК СПО.

Множественность уровней профессиональных квалификаций как базовое условие «сетевой экономики» и «общества, основанного на знаниях», мотивирует всех субъектов обучаться быстрее, чем меняется внешняя среда. Внутрисистемным провайдером новых реальностей российской экономики и рынка труда в региональную систему СПО становится модель УЦПК, которая предлагает адаптированную версию формата «обучения в течение всей жизни».

Институционализация модели УЦПК СПО — это новая норма многоканальных коммуникаций между разновозрастными и социально-профессиональными группами граждан для кооперативного решения ими задач качества жизни. Предлагаются к апробации конкурентные преимущества модели УЦПК СПО: оперативная проверка знаний обучающихся на практике ■ закрепление успешного опыта профессиональной деятельности в компетенциях/квалификациях ■ освоение различных форматов оплаты квалифицированного труда. Чем больше персональных профессиональных квалификаций, полученных в результате обучения в течение всей жизни, тем выше конкурентоспособность личности.

Как показывает наш промежуточный анализ успешной региональной практики (2013-2015), УЦПК СПО — образовательные комплексы должны решать четыре практико-ориентиро-ванные задачи.

Первая задача. Межведомственная и ме-журовневая интеграция ресурсов для обеспечения качества профильного обучения школьников 13-15 лет и их включение в УипюгЗкйЬ и социальные практики (временная занятость и финансовая самостоятельность). Формирование современной системы профессиональной ориентации и консультирования по вопросам развития карьеры.

Вторая задача. Профессиональное обучение безработных, работников предприятий, в том числе по программам дополнительных педагогических квалификаций работников реального сектора экономики (бригадиров, прорабов, техников, инженеров), трудовых мигрантов для повышения производительности труда и трудоустройства. Реализация на базе УЦПК СПО требований профессиональных стандартов и диверсифицированного набора программ для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан.

Третья задача. Дополнительные профессиональные квалификации студентов СПО, вузов, в том числе трудоустройство по рабочим

профессиям и самозанятость, призыв в армию по профилю гражданской специальности выпускников СПО. Развитие инфраструктуры оценки и признания квалификаций, результатов неформального и спонтанного профессионального обучения.

Четвертая задача. Профессиональная подготовка взрослых для повышения качества жизни и общения.

В соответствии с принципом программо-ориентированности основанием для определения нормативных статусов и типологии программ становится не вид образовательной организации (колледж), а соответствие образовательной программы возрастным и индивидуальным особенностям, в том числе ее ориентация на личностное и профессиональное самоопределение граждан разновозрастных социальных групп.

Анализ федерального законодательства и пилотной практики УЦПК СПО в 2013-2015 годах позволил определить нормативные статусы программ дополнительного образования, в том числе для лиц с ОВЗ (см. табл.).

Предметом сетевого взаимодействия колледжа с другими партнерами становится сетевая (практико-ориентированная) программа профессионального обучения.

Образовательная программа должна иметь четко сформулированные, достижимые и контролируемые цели и результаты обучения. Они, в свою очередь, определяют требования к структуре, содержанию, технологиям и ресурсам обеспечения качества образовательной программы.

Цель программы: а) приобретение профессиональных компетенций/квалификаций; б) освоение этических норм профессиональной и социальной деятельности выпускниками СПО.

Целеполагание является главным критерием при общественно-профессиональной аккредитации образовательной программы.

Каждая сетевая организация реализует свой модуль этой программы, контролирует качество и выдает сертификат своей организации. Модули сетевой программы профессионального обучения хранятся в открытом доступе в депозитарии программ СПО. Реализуются такие модули, как показывает анализ пилотной практики СПО, за счет вариативных часов ФГОС СПО и часов на практику. Уточним, что под результатами мы будем понимать новые возможности, адекватные возрасту субъекта.

Для обеспечения качества сетевого межведомственного взаимодействия необходимо использовать потенциал региональных организаций культуры, дополнительного образования, ДОСААФ, спорта (музеев, библиотек, филармоний, театров, спортивных центров, автошкол, выставочных залов) [5].

Авторами разработаны и проходят апробацию макеты межведомственных сетевых проектов на базе регионального «умного колледжа» как образовательного комплекса. Задача

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нормативные статусы программ дополнительного образования колледжа — образовательного комплекса с УЦПК

№ п/п

Программы дополнительного образования детей и взрослых

Дополнительные общеобразовательные программы для детей

1.1. Дополнительные общеразвивающие программы

1.2 Дополнительные предпрофессиональные программы для детей, подростков по профессиональной ориентации, в том числе поддержка детей и подростков, проявивших выдающиеся способности

1.3. Дополнительные предпрофессиональные программы для детей и подростков по развитию научно-технического творчества реализуются в следующих формах:

1.3.1. кружки, клубы, студии технического творчества, технические лагеря;

1.3.2. циклы профессиональных проб по освоению современных и будущих компетенций на основе инструментов JUS + WSI;

1.3.3. секции технических видов спорта (картинг, робототехника, проектирование дронов, радиоспорт и т. п.).

Программа профессиональной переподготовки

2.1. Программа повышения квалификации (курсы)

2.2. Программа профессиональной подготовки (профессионального обучения) реализуется в следующих формах:

2.2.1. стажировка, ученичество, практика;

2.2.2. профессиональный тренинг;

2.2.3. обучение на рабочем месте (у ремесленника, наставника, инструктора);

2.2.4. само (взаимо) обучение, в том числе на онлайн-курсах, экскурсия по ознакомлению с технологиями и инструментом;

2.2.5. сетевое (проектное) обучение, создание сетевого сообщества.

2.3. Целевые конференции, семинары, круглые столы

2.4. Конкурсы (JUS+WSI) профессионального мастерства, предметные олимпиады и т. п.

1

2

сетевых проектов — организация кооперативного сотрудничества разновозрастных команд проектов (студентов СПО и школьников — участников кружков технического творчества; студентов одной специальности с разных курсов; студентов-дипломников и специалистов предприятий; руководителей СПО и представителей региональных ТПП, НКО; преподавателей-предметников СПО и преподавателей школы, в том числе с преподавателями других организаций и т.п.) для решения личностных, профессиональных, региональных и других проблем. Вовлечение всех социально-профессиональных групп граждан в определение проблематики есть базовое условие проектной деятельности. У участников проекта не только формируется адекватное понятийное поле, но и появляются профессиональные квалификации, направленные на развитие как интеллектуальных способностей, так и способностей решать практические проблемы (А.М. Новиков, Д. А. Новиков, В.С. Лазарев, М.В. Никитин, И. П. Смирнов, К. С. Ушаков и др.) [10].

Ожидаемые базовыерезультаты программ профессионального обучения в УЦПК СПО:

- сформированные мотивации, навыки и профессиональные квалификации, достаточные для выполнения функций работника квалифицированного труда, в том числе получение водительских прав всеми выпускниками колледжа;

- количественные показатели трудоустройства по результатам обучения в УЦПК, в том числе самозанятость и средний размер заработной платы по полученной профессии;

- объемы внебюджетного финансирования УЦПК, привлеченного за счет реализации образовательных программ;

- наличие в открытом доступе депозитариев образовательных программ, резюме и портфо-лио выпускников СПО.

Еще одним «неформальным» результатом деятельности УЦПК СПО должен стать результат экономии времени обучающегося при оформлении различного пакета документов.

Окончание статьи в следующем номере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.