Научная статья на тему 'Полиструктурная модель колледжа – образовательного комплекса: характеристики конкурентоспособности'

Полиструктурная модель колледжа – образовательного комплекса: характеристики конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕДЖ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ОБРАЗОВАНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Михаил Валентинович

В статье представлены материалы промежуточного исследования на базе региональных колледжей – образовательных комплексов – экспериментальных площадок ИСРО РАО МОН РФ как системных интеграторов межведомственных и межуровневых ресурсов образовательных организаций общего, коррекционного, ремесленного, дополнительного и среднего профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Polystructural model of College educational complex: characteristics of competitiveness

The presented materials intermediate studies at the regional College –OK — experimental grounds ISRO RAO MES of the RF, as systems integrators interdepartmental resources, educational organizations, General, correction, crafts and further education.

Текст научной работы на тему «Полиструктурная модель колледжа – образовательного комплекса: характеристики конкурентоспособности»

Полиструктурная модель колледжа - образовательного комплекса: характеристики конкурентоспособности

Стратегическим ориентиром для эффективной институционализации крупного открытого регионального колледжа — образовательного комплекса должны стать требования Национальной технологической инициативы.

НИКИТИН

Михаил Валентинович,

доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра исследований непрерывного образования Института стратегии развития образования РАО МОН РФ, Москва

Аннотация

В статье представлены материалы промежуточного исследования на базе региональных колледжей - образовательных комплексов - экспериментальных площадок ИСРО РАО МОН РФ как системных интеграторов межведомственных и межуровневых ресурсов образовательных организаций общего, коррек-ционного, ремесленного, дополнительного и среднего профессионального образования

Ключевые слова:

колледж - образовательный комплекс, образование в течение всей жизни, национальная технологическая инициатива

Реализация Национальной технологической инициативы (далее -НТИ) — одна из ключевых задач, поставленных Президентом РФ Владимиром Путиным 4 декабря 2014 года в Послании Федеральному собранию: «На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами Россия столкнется через 10-15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада».

НТИ - программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. НТИ будет включать системные решения по определению ключевых технологий, необходимых изменений в области норм и правил, работающих мер финансового и кадрового развития, механизмов вовлечения и вознаграждения носителей необходимых компетенций. Выбор будет проводиться с учетом основных трендов мирового развития исходя из приоритета развития кластеров и сетевых технологий, сконцентрированных вокруг человека как конечного потребителя [1].

Векторы НТИ

НТИ предполагает наращивание критической массы успешных, целеустремленных, креативных молодых квалифицированных рабочих, техников-технологов, специалистов, ремесленников, фермеров, мастеров, предпринимателей, основная масса которых в настоящее время готовится в 1400 колледжах и техникумах и составляет около 3 млн человек.

Еще один стратегический вектор НТИ, в реализацию которого уже вовлечены образова-

тельные организации СПО, — это апробация новой призывной практики выпускников СПО в российскую армию (РА) по профилю гражданской технической специальности. На совещании с военачальниками в Сочи 16 мая 2015 года В. В. Путин объявил о подписании документа, в соответствии с которым «часть молодых людей, которые нужны для работы на оборонных предприятиях, будут проходить фактически альтернативную службу по месту работы» («Российская газета», 23.12.2015 г.). Такие рядовые-мастеровые будут проходить военную службу в качестве квалифицированных рабочих на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Еще одно направление новой призывной практики (2016) для выпускников СПО технических специальностей — призыв их в научно-производственные технические роты, которые участвуют в производстве и государственных испытаниях военной техники.

Призыв в РА выпускников СПО по профилю гражданской специальности должен стать не только новой образовательной моделью, но и механизмом государственно-образовательно-личностного партнерства, когда служба в РА для гендерных групп выпускников СПО рассматривается как:

- квалификационный ресурс добровольного призыва юношей и девушек на должности солдат и сержантов на военную службу по контракту на условиях сопряжения их гражданской и военно-учетной специальностей. В 2015 году количество специалистов-контрактников уже превысило число военнослужащих по призыву («Гражданская оборона», № 1, 2016, с. 37);

- формирование на базе колледжей — ОК перспективной сети Ресурсных центров военно-учетных специальностей технического

и спортивного профилей («В. У С. — Центров») для снижения доли молодежи-уклонистов от военной службы и повышения готовности молодежи к военной службе по состоянию здоровья;

- формат повышения профессиональной квалификации и профессиональной практики в объеме и 1000 часов. После завершения годичной военной службы демобилизованный профессионал возвращается в колледж — ОК для прохождения целевых курсов молодых предпринимателей (и500 часов) повышения квалификации «Как открыть свое дело и создать семью».

Как нам представляется, такие решения не только повлияют на рост обороноспособности страны, но и сделают страну достойной обороны.

Более того, как утверждают российские эксперты (Д. А. Александров, И. В. Абанкина, Т. В. Абанкина, О. И. Шкаратан, А. Е. Прудникова, Н. Б. Шугаль и др.), в обществе активно формируется новый канал социально-образовательной мобильности школьников после 9-го класса: школа — колледж — служба в РА по профилю гражданской специальности СПО - университет. СПО рассматривается городскими, преимущественно неполными, и сельскими семьями не только как важная ступень непрерывного образования, но и в большей степени как конкурентное преимущество молодого человека при трудоустройстве и адекватной оплате квалифицированного труда. Образовательная траектория «в университет через колледж» становится все более популярной у российских семей с невысокой материальной базой.

Разработка инновационных, практико-ори-ентированных компонентов учебно-воспитательной деятельности в рамках НТИ в крупном колледже — образовательном комплексе должна стать значимым драйвером для всех субъектов образовательной политики, заинтересованных в кадровом импортозамещении [3].

Конкурентные преимущества колледжа — образовательного комплекса

Ядром крупного открытого регионального образовательного комплекса должен стать колледж-лидер, обеспечивающий интеграцию и концентрацию ресурсов для качества процесса, качества результата профессионального образования и воспитания выпускников СПО.

На основании каких конкурентных преимуществ именно колледж должен стать ядром регионального (городского, межмуниципального) образовательного (социально-образовательного) комплекса?

Таких характеристик конкурентных преимуществ семь.

1. Модернизация учебно-тренажерного оборудования, соответствующего требованиям движения JuniorSkШs и WorldSkШs, тре-

бованиям профессиональных стандартов по инженерно-техническим специальностям.

Подобное оборудование не только расширяет форматы практического обучения школьников и студентов по техническим специальностям, но и реализует международные стандарты инженерного образования (СБЮ) с тремя техническими характеристиками: а) пневмоприводы; б) гидроприводы; в) электроприводы. Одним из источников приобретения оборудования нового поколения могут и должны стать лизинговые механизмы.

2. Формирование новой генерации рабочего — специалиста — гражданина. Ценности представителей новой генерации формируются в различных форматах социально-профессиональных практик при включении детей, подростков, молодежи в совместную деятельность, где тиражируются успешные практики квалифицированной деятельности:

- молодых рабочих — победителей конкурсов профессионального мастерства;

- студентов — призеров предметных олимпиад;

- студентов — победителей спортивных, военно-технических соревнований и творческих конкурсов;

- представителей реального сектора экономики.

Также используется воспитательный потенциал семей и семейных трудовых династий, в частности воспитывается дисциплинированность у детей и подростков на примере успешных практик старших. Более того, закладываются механизмы более рационального использования учебного и личного времени обучающихся в колледже — ОК, так как традиционно учебный день подростка составляет 12-16 часов, что отрицательно влияет на состояние здоровья и не связано с учебной и профессиональной успешностью.

Для всех обучающихся в образовательном комплексе, в том числе для лиц с ОВЗ и инвалидов, предлагается значительно больший спектр выбора рабочих профессий, специальностей СПО, программ дополнительного образования для профессионального самоопределения [2].

Будет реализован прагматичный механизм непрерывного (6-9-е классы) самоуправления карьерой на основе цикла профессиональных проб школьников:

- первый компонент механизма: мотивация школьников к выбору профессии на основе реальной информации об оплате квалифицированного и высококвалифицированного труда;

- второй компонент: примеры высокого социального статуса и карьерного роста работника квалифицированного труда в течение всей жизни;

- третий компонент: удовлетворенность человека своей трудовой и интеллектуальной деятельностью.

Будет апробирована новая норма трудоза-нятости выпускников колледжа — ОК в условиях экономического кризиса: традиционная

Глоссарий базовых понятий

Колледж - образовательный комплекс (колледж -

ОК) - институционализация крупной открытой региональной образовательной организации СПО, как правило, в правовом статусе автономного учреждения (АУ СПО), интегрирующая и концентрирующая в целях выравнивания условий обеспечения качества программно-содержательный, кадровый, управленческий и имущественный потенциал образовательных организаций дошкольного, общего, коррекционного, ремесленного профессионального, среднего профессионального и дополнительного образования/обучения (в том числе по военно-учетным техническим специальностям (профессиям). Колледж - ОК - это феномен самообучающейся, саморазвивающейся, самоизменяющейся образовательной организации

Полиструктурная модель образования в течение всей жизни - формат наращивания конкурентных преимуществ новой генерации квалифицированных рабочих, техников-технологов, специалистов, ремесленников, фермеров, мастеров, социальных и технологических предпринимателей как ценностного статуса личности, интеллектуальное развитие которой формируется в ходе профессиональной деятельности. Полиструктурность характеризуется двумя уровнями структур: внешнего управления колледжем - ОК (Наблюдательный совет, Ассоциация выпускников и т.п.) и локального управления (УЦПК, РЦ, служба трудоустройства и т.п.)

практика индивидуального трудоустройства будет дополнена выпуском команд выпускников, подготовивших дипломную работу в формате бизнес-проекта и ориентированных на развитие интеллектуального предпринимательства. Команды выпускников формируются по результатам участия в кейс-чемпионатах.

Кейс-чемпионаты профессионального мастерства — механизм конкурсных процедур команд студентов третьего курса колледжа, ориентированных на развитие предпринимательской деятельности по профилю профессионального образования. Техническое задание для команд студентов формулируют представители бизнес-сообщества, а принятые участниками кейс-чемпионата решения становятся основанием для дипломного бизнес-проекта команды выпускников колледжа. Масштабирование удачной практики кейс-чемпионатов в СПО связано с продвижением двух партнерских механизмов:

- продвижение в систему СПО содержательных компонентов новых профессиональных стандартов, ориентированных на требования производства;

- сопряжение этих требований с профессиональными квалификациями, которые всегда ориентированы на человека.

Новая генерация квалифицированных работников будет решать задачи НТИ, развивать новые направления постиндустриальной экономики, формировать стабильную социальную среду и новое качество жизни. Новая генерация — это генерация профессионалов, которые всегда являются патриотами, ибо любовь к Родине они всегда доказывают квалифицированным трудом. Без профессии нет ответственности, а значит, и совести.

3. Формирование новой модели непрерывного профессионального образования/обучения администрации и педагогических работников разноуровневых образовательных организаций, вошедших в структуру колледжа — образовательного комплекса. Новизна модели определена новыми внешними условиями, в которых оказались все субъекты образовательной деятельности:

- у менеджмента колледжа — образовательного комплекса изменились функции, масштаб управленческой деятельности, появились новые общественно-государственные (сетевые) структуры взаимодействия, изменились механизмы оценки качества управления. Например, менеджменту

колледжа — ОК совместно с учредителем и родительской общественностью необходимо апробировать партнерский механизм организации летней оздоровительной кампании для обучающихся с участием преподавательского резерва (преподаватели-пенсионеры, преподаватели-совместители, студенты педагогических специальностей-стажеры, временно безработные граждане педагогических специальностей и др.).

Партнерский механизм должен решить две взаимосвязанные задачи: а) определить источники и объемы многоканального бюджетно-частного софинансирования летней оздоровительной компании обучающихся колледжа — ОК; б) стимулировать преподавательский резерв, в том числе аутсорсинговые организации, к развитию дополнительного, технического, персонифицированного образования детей и подростков в летний период;

- у преподавателей образовательного комплекса появился разновозрастной контингент обучаемых, новые ФГОСы, профессиональные стандарты, но главный внешний стимул — необходимость внедрения нового формата комбинированного учебного процесса с новыми формами и технологиями образования (онлайн-об-учение, дистанционное, мобильное, сетевое сообучение студентов, проектное обучение, дополнительные квалификации, в том числе масштабирование практики «MBA для рабочих» и участие в конкурсах JuniorSkills + WorldSkills).

Новые внешние условия образовательной деятельности стимулируют мотивацию всех субъектов колледжа — ОК к ликвидации профессионального дефицита, к самопроектированию карьерной лестницы.

На базе московского колледжа современных технологий им. Героя Советского Союза М. Ф. Панова при взаимовыгодном партнерстве с отраслевыми работодателями (компания АО «КРОК», компания АО «Шнейдер Электрик») созданы две школы MBA:

- школа «MBA для электрика» — зарегистрированное название компании АО «Шнейдер Электрик», в которой реализуются тренинг-программы повышения профессиональной квалификации студентов старших курсов по электротехническим специальностям и квалифицированных рабочих-электриков;

- школа «MBA для айтишников» компании АО «КРОК» нацелена на продвижение IT-технологий при

обучении разновозрастных членов команд проектов (в том числе тренинг-программы обучения бизнес навыкам).

Методическое обеспечение для курсов MBA разрабатывается совместно преподавателями колледжа и работниками компаний.

Российский колледж — ОК обладает еще одним гендерным преимуществом: большинство в колледже — это молодые мужчины, мастера, преподаватели, студенты, чего так не хватает в обычной школе.

4. Обеспечение шаговой доступности всех ресурсов (программных, технологических, спортивных, до-суговых, профессиональных, воспитательных и др.) образовательного комплекса для различных социально-профессиональных, возрастных, гендерных, конфессиональных и других групп граждан. Это достигается за счет:

- территориально-транспортной доступности (например, московский молодежный проект «На учебу на велосипеде/самокате»);

- социально-профессиональной доступности;

- возрастной доступности;

- доступности общественности к информации о потенциале колледжа — ОК, в том числе колледжей с высоким PR-фактором. Доступность всех образовательных ресурсов колледжа — ОК — это переход от «массового» образования к персонифицированному профессиональному образованию, где главным критерием является наличие у выпускников ценностных установок применять полученные квалификации в различных социально-профессиональных средах.

5. Актуализация для всех субъектов образовательного комплекса требований концепции образования в течение всей жизни, где успех профессиональной карьеры, рост производительности труда, финансовое и семейное благополучие и качество жизни в целом являются следствием качества личностно-ориентирован-ного профессионального образования/ обучения в течение всей жизни: «хочешь хорошо жить, умей самостоятельно учиться в течение всей жизни».

В течение 15-20 лет, по прогнозным оценкам некоторых российских исследователей (А. А. Федоров, Я. И. Кузь-минов, И. Д. Фрумин, Д. В. Ливанов, Д. С. Семенов, А. Е. Волков и др.), образовательный процесс, профессиональная деятельность и социальная жизнь будут представлять собой единое целое: «образование как жизнь

и жизнь как образование». Будут востребованы не сами знания, а качество профессиональных квалификаций и достигнутые с их помощью успехи. В конечном итоге это должно привести не к «правильному» выбору уже существующих профессий, а к созданию «своей» профессии. Приоритетными оценками качества профессионального образования должны стать оценки деятельности команд специалистов, в том числе бригад, отделов, бюро, мастерских, фирм и т. п. Отдельные компоненты механизма непрерывного профессионального образования уже формируются на базе колледжей — образовательных комплексов.

По оценкам советских, российских и зарубежных исследователей, интеллектуальные способности личности устойчиво формируются и развиваются в процессе трудовой (профессиональной) деятельности, где без воспитания дисциплинированности трудовая деятельность не обеспечивает прагматичности интеллектуальных способностей в течение всей жизни.

6. Модернизация механизмов, критериев и инструментария различных оценочных процедур для открытости оценок качества процесса и качества результата профессионального образования/обучения для различных субъектов образовательной политики (органов государственного управления, работодателей, родителей, СМИ, студентов и др.), в частности:

- принципиальное реформирование технологий локальных конкурсов профессионального мастерства и предметных олимпиад в полном соответствии с требованиями УипюгЗкйЬ и ШогЫ8кйк: студенты-победители локальных конкурсов должны получить полномочия коуча (наставника, лаборанта, ассистента мастера), целевую стипендию, повышенную оплату практики, обучение по индивидуальной образовательной программе и перспективы трудоустройства в колледж (по совместительству) на учебно-вспомогательные должности;

- формирование процедур информационной открытости колледжа — ОК, то есть проектирование единого образовательного пространства через оценочные процедуры;

- формирование независимой процедуры рейтингования образовательных программ с участием внешних заказчиков и потребителей;

- сертификация профессиональных квалификаций выпускников на основе требований профессиональных стан-

дартов с участием отраслевых советов по профессиональным квалификациям. В контексте обучения в течение всей жизни актуальным становится включение перечня программ профессиональной подготовки в национальную рамку квалификаций, в том числе признание результатов ранее полученного образования;

- мотивация к включению студентов в федеральный интернет-экзамен по отдельным дисциплинам как формат сравнительной внешней процедуры оценивания качества образовательного процесса;

- включение органов студенческого самоуправления в локальные Советы по оценке качества образования в колледже, в том числе делегирование студенческому научному сообществу функций по предупреждению студенческого плагиата в курсовых работах;

- развитие локальных процедур самооценки качества процесса профессионального образования/обучения.

7. Внедрение механизмов интернационализации профессионального образования/подготовки в соответствии с рекомендациями Туринского, Копенгагенского процессов и решений третьего Международного конгресса ЮНЕСКО «Трансформация технического и профессионального образования и обучения: умения для работы и жизни» (12-14 мая 2012 г., Шанхай, КНР).

Анализ пилотной практики колледжей — образовательных комплексов, на базе которых были созданы базовые Центры ЮНЕСКО/ЮНИВОК, показал, что такими механизмами интернационализации становятся:

- включение крупных региональных российских колледжей как коллективных членов в международные организации профессионального образования, в Европейские ассоциации агентств по гарантии качества для обеспечения сравнимости качества трансграничного образования, в том числе для повышения экспорта российского профессионального образования/обучения;

- стимулирование учебной и педагогической мобильности участников образовательного процесса колледжей для внедрения проектов «двойных дипломов» (российского диплома колледжа и диплома европейской страны), в том числе мотивация студентов и преподавателей колледжа к двуязычию [7].

Необходимо ввести в практику российских колледжей — ОК процедуры обеспечения качества контрольных

оценок, которые хорошо зарекомендовали себя в зарубежных колледжах:

а) все экзамены и зачеты для студентов должны быть письменными, а использование чужого текста без ссылки на автора должно наказываться отчислением студента из колледжа;

б) каждую студенческую письменную экзаменационную работу (зачетную, лабораторную и др.) должны оценивать два преподавателя. Все оценки и решения преподавателей должны быть коллективными, чтобы студент не попал в психологическую зависимость от оценок только одного преподавателя; в) студентов и гуманитарных, и технических специальностей необходимо учить представлять свои письменные работы не только на двух иностранных языках, но и в разных жанрах (отчет о практике и посещении технической выставки, портфолио специалиста, курсовой проект, сетевое взаимодействие и т.п.).

Механизмы интернационализации направлены на снижение барьеров между национальными системами профессионального образования и повышение мотивации студентов к качеству обучения. Если российский студент СПО хочет обучаться два семестра в немецком колледже, а потом два семестра — в финском и получить два диплома, то этому не должно быть препятствий: ни правовых, ни финансовых, ни образовательных.

Вспомним исторический опыт и результаты советского экспорта профессионального образования. СССР занимал второе место в мире по экспорту профессионального образования в страны Африки и Юго-Восточной Азии, где действовали учебные центры подготовки квалифицированных рабочих из числа местного населения.

Для обеспечения качества обучения разрабатывались специальные программы, по конкурсу отбирались советские преподаватели и мастера производственного обучения ПТУ. Местные рабочие обслуживали советскую технику, которая поставлялась в эти страны. Потом они, как правило, продолжали свою учебу в вузах СССР.

К сожалению, в настоящее время концептуальные и нормативные документы РФ не предлагают зарубежным потребителям программы СПО, не учитывают экспортного потенциала лучших колледжей, что не соответствует, по нашему мнению, реальной практике и нашей истории.

8. Определен масштаб колледжа — крупного открытого региональ-

ного образовательного комплекса. Региональными органами управления образованием в 2016 году должна быть решена задача проведения комплекса научно-мониторинговых работ с заинтересованными партнерами по прогнозу увеличения приема на образовательные программы среднего профессионального и дополнительного образования для различных возрастных групп граждан.

В соответствии с прогнозом долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года численность студентов вузов сократится на 13%: с 6,5 млн человек в 2011 году до 5,6 млн человек в 2030 году, а численность студентов СПО, наоборот, увеличится в 1,9 раза: с 2,1 млн человек в 2011 году до 4 млн человек в 2030 году (http: //economy.gov.ru / minec/activity /sections /macro /prognoz /doc 20130325_06).

В связи с ослаблением межведомственных и межуровневых барьеров уже началась работа по оптимизации имущественных комплексов зданий различных ОУ на основе повышения сменности, потоков обучаемых, в том числе обеспечение шаговой доступности спортивно-театрально-досуговых объектов колледжа — ОК для семейного отдыха на условиях абонементного частного софинансирования. Происходит освобождение от неэффективных (аварийных, недостроенных, спорных) имущественных активов. Внедряются механизмы аутсорсинга хозяйственных и обслуживающих процессов, в том числе организация учебно-производственной деятельности на базе структурных подразделений колледжа как мест учебной практики студентов (учебное кафе, учебная пекарня, ремесленное производство и т.п.).

На одном из совещаний у премьер-министра РФ Д. Медведева была поставлена задача достижения оптимального целевого ориентира для регионального колледжа (техникума): 1000 студентов к 2018 году, в то время как по итогам 2014 года средний контингент колледжей (техникумов) — 400-500 человек.

Как считает Н. Золотарева, «при такой рассредоточенности ресурсов сети система СПО не может работать эффективно». В этой связи в субъектах Федерации проходит апробация открытых практико-ориентир ов анных моделей укрупнения региональных колледжей — образовательных комплексов.

Одним из важнейших инструментов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

такой модели должно стать штатное расписание колледжа — ОК, где новая номенклатура должностей и полномочия сотрудников должна носить межведомственный, межуровневый характер и найти правовое закрепление в их эффективном контракте.

Должна пройти апробация двух-компонентной структуры штатного расписания колледжа — образовательного комплекса:

- штатное расписание на обслуживание нескольких территориальных отделений (зданий) колледжа;

- штатное расписание на кластерную группу образовательных программ общего и профессионального образования.

Для реализации деятельности инновационной площадки колледжа, в том числе многоканального финансирования результатов интеллектуальных разработок ВНИК колледжа, также необходимо иметь отдельное штатное расписание.

В настоящее время этот инструмент носит узковедомственный характер и не имеет достаточной правовой основы для введения новых должностей и оплаты их труда [5].

Экспериментальная апробация

По инициативе Департамента образования ЯНАО при научном руководстве Центра непрерывного образования Института стратегии развития образования (ИСРО РАО МОН РФ) ведется экспериментальная апробация практико-ориентированной модели «умного колледжа» как крупного открытого территориально-муниципального образовательного комплекса. Научными сотрудниками института реализуется вся межуровневая технологическая цепочка результативности научных исследований: от понятийного аппарата до оценивания результатов образовательной деятельности колледжа — ОК.

Наше исследование осуществляется в русле глобального тренда поддержки развития национальной инновационной экономики средствами профессионального образования. Данное направление стало предметом активного обсуждения участниками Всемирного экономического форума (ВЭФ) в Давосе в январе 2016 года, где предметами обсуждения стали инновационные технологии создания «...умных городов, сложных 1Т-систем, умных производств, способных принимать решения без участия человека. За период с 2015 — 2020 гг. обозначенные тренды приведут к потере в 15 странах

71 млн рабочих мест, большая часть которых придется на офисные и административные должности. Кроме того, как предупреждают международные аналитики, развитие искусственного интеллекта увеличит разрыв между богатыми и бедными, в первую очередь снизит конкурентоспособность низко-и среднеквалифицированных кадров» («Новая газета», № 7, 25.01.2016 г., с. 14).

Содержательные особенности российской модели «умного колледжа» по подготовке высококвалифицированных кадров для многоукладной экономики были раскрыты в наших научных публикациях [4; 5].

Анализ практики пилотных регионов по созданию крупных открытых колледжей — образовательных комплексов (г. Москва, Республика Бурятия, Владимирская область, ЯНАО и др.) показал, что укрупняются и структурные подразделения такого комплекса за счет концентрации ресурсов и перераспределения локальных полномочий.

В соответствии с Рекомендациями МОН РФ на базе таких крупных колледжей — образовательных комплексов создаются Учебные центры профессиональных квалификаций (УЦПК СПО), в структуре которых уже появляются «В. У. С.-Центры» (Ресурсные центры подготовки по военно-учетным специальностям технического профиля для РА) и Ресурсные центры профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидов (РЦ СПО), а также другие структурные подразделения.

Их образовательная стратегия в условиях экономической рецессии — предложения различным социально-профессиональным группам граждан программ краткосрочных и дистанционных курсов, чтобы после выхода экономики из рецессии граждане были более конкурентоспособными.

Полиструктурная модель крупного открытого городского (регионального) колледжа — образовательного комплекса в правовом статусе автономного учреждения представлена на схеме. ***

В условиях затяжного кризиса российской экономики и сокращения региональных бюджетов устойчивую тенденцию создания крупных колледжей — образовательных комплексов следует признать адекватным управленческим решением, направленным на консолидацию ресурсов бизнеса, государства, образования и домохо-зяйств на обеспечение их конкурентоспособности.

ПОЛ И СТРУКТУРЫ А Я МОДЕЛЬ ГОРОДСКОГО КОЛЛЕДЖА -ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Ассоциация выпускников

колледжа

} {екоммер чес-

кое партнерство

УСПО-образователь ■ ный комплекс

автономное учреждение

UÜ >

ж >

tr

Наблюдательный совет

представитель учредителя

представитель горвоенкомата, ДОСААФ

представитель TI7I7 (СРО)

представитель муп иципалитета

УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР профессиональных квалификаций

зам. директора

Центр молодежного

социально-ориентированного предпринимательства

1

Музей

РЦ военно- РЦ Центр дипломных

учетных п рофесс но н ал ь - трудоустройст- работ и

квалифика- и он ва студентов и техничес-

ций реабилитации выпускников кого

лиц с ОВЗ и творчества

инвалидов

1 4 1

программы, технологии краткосрочного обучения разновозрастных

групп граждан в течение всей ,лсизни

Литература

1. Национальная технологическая инициатива. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 г. [Электронный ресурс] // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_171774/.

2. Зеер Э. Ф. Профессиональное развитие человека в системе непрерывного образования // Профессиональное образование. Столица. — 2013. — № 9. — С. 10.

3. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия / В. В. Галкин, Д. С. Зуева, А. Е. Волков,

А. А. Климов, Д. С. Конанчук, П. Б. Мр-дуляш / Под ред. А. А. Климова. — М.: Изд-во «Дело» РАНХ, 2010. — 104 с.

4. Никитин М.В. «Умный колледж»: синергетика качества квалификаций как ценностное отношение // Профессиональное образование и рынок труда. — Екатеринбург. — 2015. — № 5/6. — С. 2-5.

5. Никитин М. В. Управленческий потенциал колледжа: ценности, структуры, механизмы // Профессиональное образование и рынок труда. Екатеринбург. № 4, 2015. — С. 2-6.

6. Новиков А.М., Батышев С. Я. Профессиональная педагогика: Учебник. — 3-е изд., перераб. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2010. — С. 430-435.

7. Ломакина Т. Ю. Концептуальные основы формирования образовательной траектории личности в системе непрерывного образования // Наука и профессиональное образование»: к 70-летию Российской академии образования: коллективная монография / Под ред. И. П. Смирнова, Е. В. Ткачен-ко, С. Н. Чистяковой. — М.: Экон-ин-форм, 2013. — С. 248-257.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.