Научная статья на тему 'Управленческий потенциал колледжа: ценности, структуры, механизмы'

Управленческий потенциал колледжа: ценности, структуры, механизмы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАЦИЯ УСПЕШНЫХ ВЫПУСКНИКОВ УСПО / МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬ-НЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ / КОЛЛЕДЖ / MANAGEMENT POTHEADSOCIETY SUCCESSFUL GRADUATES CSS / MULTIDISCIPLINARY CENTER FOR PROFESSIONAL QUALIFICATIONS / COLLEGE EDUCATION COMPLEX / MANAGERIAL CAPACITY OF THE COLLEGE / MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROGRAMMES AND PROJECTS / TRANSFER OF LABOUR MARKET NEEDS IN THE QUALIFICATIONS IN THE TYPES OF EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Михаил Валентинович, Клочков Александр Николаевич

Автор предлагает к критическому обсужде-нию промежуточные результаты разра-ботки управленческого потенциала модели «умного колледжа» регионального образова-тельного комплекса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитин Михаил Валентинович, Клочков Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managerial capacity of the College: values, structures, mechanisms

The authors offer a critical discussion of intermediate results of the development of the management capacity of the model «smart College is a regional educational complex».

Текст научной работы на тему «Управленческий потенциал колледжа: ценности, структуры, механизмы»

Управленческий потенциал колледжа: ценности, структуры, механизмы

НИКИТИН

Михаил Валентинович,

доктор педагогических наук, профессор, вице-президент Академии профессионального образования (АПО), Москва

Аннотация

Автор предлагает к критическому обсуждению промежуточные результаты разработки управленческого потенциала модели «умного колледжа» — регионального образовательного комплекса

Ключевые слова:

ассоциация успешных выпускников УСПО, многопрофильный центр профессиональных квалификаций, колледж — образовательный комплекс, управленческий потенциал колледжа, управление образовательными программами и проектами, трансфер потребностей рынка труда в квалификациях в виды образовательных программ

2

КЛОЧКОВ

Александр Николаевич,

директор Новоуренгойского многопрофильного колледжа,

г. Новый Уренгой (ЯНАО)

Распоряжением Правительства РФ от 03.03.2015 г., № 349-р «О комплексе мер по совершенствованию системы СПО» определены три системные задачи:

1) укрупнение профессиональных образовательных организаций СПО, в том числе увеличение контингентов обучаемых за счет выпускников школ после 9 класса, и обеспечение соответствия квалификаций выпускников УСПО текущим и перспективным требованиям российской многоукладной экономики. Необходимо определить 50 наиболее востребованных специальностей и под них разработать ФГОСы и профессиональные стандарты, в том числе активно продвинуть в УСПО требования ЮНИОР WSI и WORLDSKILLS;

2) необходимо стимулировать участие работодателей в управлении системой СПО — от профориентации до трудоустройства, в том числе апробировать механизмы управления качеством профессиональных квалификаций на основе создания ассоциаций успешных выпускников УСПО и потенциала МЦПК;

3) усовершенствовать систему внешней оценки качества профессиональных квалификаций выпускников УСПО, в том числе механизма сопряжения гражданской и военно-учетной специальностей, что позволит повысить их мотивацию к военной службе и боеготовность воинских частей.

Инновационная модель «умного колледжа»

По инициативе Департамента образования ЯНАО и при научном руководстве Академии профессионального образования (г. Москва)

В 2014 году на базе крупного Новоуренгойского многопрофильного колледжа создана региональная экспериментальная площадка по отработке инновационной модели «умного колледжа», где начата апробация механизмов развития управленческого потенциала крупного регионального колледжа — образовательного комплекса, многофункционального центра профессиональных квалификаций и ассоциации успешных выпускников АУ СПО.

в 2014 году на базе крупного Новоуренгойского многопрофильного колледжа создана региональная экспериментальная площадка по отработке инновационной модели «умного колледжа», где пройдут апробацию механизмы развития управленческого потенциала:

1) крупного регионального колледжа — образовательного комплекса, интегрирующего образовательные программы дошкольного, общего, коррекционного, начального профессионального, дополнительного и среднего профессионального образования для обеспечения качества результата воспитания и образования. На этой основе апробируется механизм «управления образовательными программами и проектами»;

2) многофункционального центра профессиональных квалификаций как системного интегратора государственно-кластерных ресурсов для обеспечения качества квалификаций, трудоустройства и самозанятости работников квалифицированного труда, в том числе целевое обучение и обязательное трудоустройство лиц с ОВЗ;

3) ассоциации успешных выпускников АУ СПО как инновационного института их профессиональной и личностной самореализации. На этой основе у колледжа формируется практика подготовки резерва управленческих кадров, способных адекватно реагировать на изменения во всех сферах деятельности.

Промежуточные результаты

Рассмотрим промежуточные результаты деятельности нашей экспериментальной площадки.

Колледж—образовательный комплекс как пространство выбора качества жизни

Передача в 2012 году на уровень субъекта Федерации учреждений НПО/СПО и интег-

рация их в среднее профессиональное образование создает достаточные правовые, финансовые и имущественные основания для их укрупнения и роста конкурентоспособности.

Концентрация ресурсов — необходимое условие для обеспечения конкурентоспособности работников квалифицированного труда, учреждений СПО, предприятий, экономики, общества и государства в целом.

В субъектах Федерации ведется активная реструктуризация образовательных сетей учреждений НПО/СПО на основе их укрупнения. Крупные региональные образовательные организации СПО, интегрирующие в своей структуре учреждения начального профессионального, коррекционного, общего и дополнительного образования, получили название образовательного комплекса (ОК).

Его ядром, как правило, является техникум (колледж) — признанный лидер профессионального образования как по рейтинговым оценкам государственных органов управления, так и по оценкам отраслевых работодателей. Он обладает развитой образовательной инфраструктурой, созданной совместно с отраслевыми работодателями и обеспечивающей достижение качества процесса и качества результата образовательной деятельности.

Управление организационными изменениями в колледже — образовательном комплексе предполагает модернизацию механизмов управления на основе перераспределения полномочий и ответственности между базовыми субъектами, заинтересованными в качестве профессиональных квалификаций:

1) органами государственного и муниципального управления образованием и государственным имущественным комплексом;

2) кластерными структурами бизнес-сообщества и их отраслевыми профессиональными союзами;

3) колледжами как государственными образовательными организациями среднего профессионального образования с новой моделью мотивации менеджмента и персонала УСПО на обеспечение кадрами региональной многоукладной экономики, в том числе на развитие предпринимательских компетенций;

4) обучающимися, осуществляющими выбор собственной профессиональной карьеры для обеспечения качества жизни.

Анализ первой региональной практики формирования колледжей — образовательных комплексов позволил определить следующие критерии успешности:

1) увеличение пространства выбора школьниками востребованных видов профессиональной деятельности в соответствии с текущими и перспективными потребностями региональной многоукладной экономики;

2) ознакомление с современным учебно-тренажерным оборудованием колледжа, а также со студентами, которые уже сделали свой профессиональный выбор;

3) обеспечение территориально-транспортной доступности колледжа для различных социальных и возрастных групп граждан;

4) апробация различных форматов профессиональной практики, обеспечение финансовой самостоятельности студентов колледжа и их трудоустройства.

Проведенный нами анализ показал, что потенциальными участниками образовательного комплекса должны стать следующие структуры:

— вечерняя (сменная) школа, которая создавалась для обучения рабочих, крестьян, не имеющих общего среднего образования;

— межшкольный учебный комбинат, который создавался для целей профориентации школьников на рабочие профессии и их обучения первичным трудовым навыкам (шить, вязать, готовить еду, ремонтировать и т.п.). В настоящее время технологические требования WS-ЮНИОР серьезно повысили критерии к оборудованию, персоналу и качеству обучения школьников;

— малокомплектная (в том числе сельская) школа, где ни материальная база, ни квалификация управленцев, преподавателей, ни общие результаты по ЕГЭ не соответствуют современным требованиям;

— школа-интернат для лиц с ОВЗ традиционно была связана только со строительными ПТУ, которые имели общежития, и выпускники школы-интерната были ориентированы в основном на строительные специальности и гарантированный социальный пакет;

— центр профориентации, который во многом дублирует функции и МУКа, и колледжа, и УНПО, но функционирует за счет государственных бюджетных ресурсов;

— учреждения начального профессионального образования (УНПО) уже теряют статус юридического лица и становятся структурными подразделениями крупного регионального колледжа;

— корпоративно-отраслевые учебные центры повышения квалификаций, например учебные центры Служб занятости, учебные центры подготовки рабочих федеральной миграционной службы, учебные центры подготовки водителей, спецшколы и спецПТУ при УФСИН, учебные центры подготовки фермеров при Минсельхозе и другие структуры.

Цель модернизации менеджмента колледжа — институциализация организационных изменений традиционных механизмов управления крупным колледжем — образовательным комплексом на основе перераспределения полномочий и ответственности между различными субъектами. Миссия колледжа — продвижение ценностей успешности профессиональной карьеры и социального (интеллектуального) предпринимательства на основе партнерства государства, бизнес-сообщества, семьи и человека. Ориентация на ценности лежит в основе синергетики менеджмента.

Глоссарий базовых понятий

Колледж — крупная образовательная организация СПОв правовом статусе автономного учреждения, интегрирующая и концентрирующая программно-содержательный, кадровый, управленческий и имущественный потенциал образовательных организаций дошкольного, общего, коррекционного, начального профессионального и дополнительного образования

Многофункциональный центр профессиональных квалификаций (МЦПК АУ СПО) — системный интегратор государственно-кластерных ресурсов для обеспечения трансфера потребностей рынка труда в квалифицированных рабочих в видыобразова-тельных программ

Ассоциация успешных выпускников АУ СПО —

инновационный социальный институт самореализации выпускников-лидеров, в том числе в среде лиц с ограниченными возможностями здоровья

Управленческий потенциал колледжа —

совокупность профессионально-управленческих квалификаций администра-ции,персонала и студентов УСПО как формы проявления российской системы ценностей

РЕГИОНАЛЬНАЯ (ГОРОДСКАЯ) ТПП

Ассоциация НКО и др. бизнес-структуры

Кластерный заказ + финансирование

ф

Региональные СМИ и НКО

Руководитель МЦПК УСПО

зам. директора колледжа

юрисконсульт

диспетчер

Служба содействия

Служба финансово-

экономического трудоустройству I , г/« / г / ■ обеспечения

и самозанятости студентов

Маркетолог

Специалист по PR

Социальный педагог

Системный администратор

внебюджетной деятельности

Ведущий экономист

экономист-бухгалтер

программист

Ресурсный центр Подготовительное отделение

Старший мастер Преподаватель

Мастер-механик Мастер п/о

Учебная фирма, полигон, хозяйство, инновационное молодежное предприятие на основе продвижения персонального цифрового оборудования, станков, инструмента для развития инновационных технологий ^ моделирования)

Проведенное исследование позволило определить объекты управления образовательным комплексом и, перераспределив полномочия, выделить три блока управленческой команды колледжа:

— блок интегрирования образовательных организаций дошкольного, общего и коррек-ционного образования (детский сад, малокомплектная городская (сельская) щкола, общеобразовательная школа-интернат для лиц с ОВЗ, межшкольный учебный комбинат, вечерняя (сменная) школа, Дом детского творчества, центр профориентации);

— блок интегрирования образовательных организаций (структур) начального, среднего профессионального образования (профессиональная школа, лицей, училище (техническая школа),училище народных ремесел, техникум (социальный, педагогический, культуры и т. д.), колледж — малокомплектный, отраслевой);

— блок интегрирования образовательных и других организаций дополнительного общего, дополнительного профессионального и корпоративного обучения/подготовки (бизнес-инкубатор, коворк-центры, центр технического творчества молодежи центр допризывной подготовки, центр корпоративного обучения, УКК, ресурсный центр).

Присоединение к колледжу двух первых блоков происходит с потерей их юридического лица, присоединение третьего блока носит характер кооперативно-партнерского взаимодействия.

Многофункциональный центр профессиональных квалификаций УСПО как системный интегратор ресурсов бизнес-сообщества и государства

В инновационном секторе и высокотехнологичных производствах динамика устаревания компетенций специалистов значительно выше, чем в других секторах, поэтому трансфер знаний и технологий должен быть параллельным и взаимозависимым. Не только региональное промышленное производство, но и сфера услуг все больше становятся потребителями образовательных программ УЦПК УСПО.

На основе адаптации дуальной модели партнерства российского бизнес-сообщества и профессионального образования необходимо апробировать следующий формат кластерного управления заказами (программами), где ведущими субъектами управления становятся региональные (городские) ТПП и Ассоциации малого бизнеса и социального предпринимательства. Предметами управления становятся различные форматы заказов:

а) региональная (городская) ТПП как консолидированный представитель бизнес-сообщества предлагает членство региональному колледжу — образовательному комплексу, в структуре которого есть МЦПК и РЦ;

б) региональная (городская) ТПП формирует количественный заказ на переподготовку и повышение квалификации персонала для МЦПК УСПО на один-два года и осуществляет

его ежеквартальное корпоративно-кластерное финансирование;

в) региональная (городская) ТПП + НКО социальных предпринимателей формирует количественный заказ для МЦПК УСПО на целевую подготовку социальных предпринимателей, в том числе трудоустройство лиц с ОВЗ.

Промежуточные результаты практико-ориентированных исследований позволили определить базовую организационную структуру управления МЦПК УСПО как системного интегратора функций других структурных подразделений колледжа — образовательного комплекса (см. структуру).

Ассоциация успешных выпускников УСПО как профессиональное сообщество

Источником формирования резерва персонала колледжа — образовательного комплекса должна, по нашему мнению, стать Ассоциация успешных выпускников. Резервом персонала являются ресурсные группы выпускников, обладающие репутационным капиталом, то есть те студенты, которые в течение трех-четырех лет обучения стали победителями в профессиональных конкурсах, предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах и общественном самоуправлении.

Ассоциация формируется в два этапа.

На первом этапе осуществляется отбор успешных студентов и осуществление их обучения в области менеджмента для выполнения различных функций учебно-вспомогательного персонала колледжа и внедрения информационных технологий в управление и учебный процесс. Для них формируется перспектива профессионального служебного продвижения на основе раскрытия творческого потенциала.

Второй этап — создание ежегодной Ассоциации успешных выпускников как юридического лица в форме «общественного объединения», что позволит на последующих этапах из нескольких Ассоциаций сформировать региональный эндаумент-фонд поддержки профессионального образования. Члены Ассоциации могут быть зачислены в потенциальные кандидаты на различные управленческие, педагогические, учебно-вспомогательные и другие должности сотрудников колледжа — образовательного комплекса. Непосредственное обучение членов Ассоциации менеджменту могут осуществлять как руководители колледжа, так и внешние специалисты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программой развития Новоуренгойского многопрофильного колледжа была разработана и апробируется модель Ассоциации успешных выпускников, где реализуются две стратегии:

а) ассоциация успешных выпускников УСПО — образовательного комплекса как кадрового резерва учебно-вспомогательного персонала (первый этап);

б) ассоциация успешных выпускников УСПО — образовательного комплекса как сетевое партнерство между молодыми активными

профессионалами, бизнес-сообществом, УСПО и органами государственного (муниципального) управления (второй этап).

Формирование Ассоциации как сложной самоорганизующейся системы позволило определить ее ресурсные группы, миссию, задачи и функции.

Ресурсные группы студентов колледжа, обладающих репутационным капиталом (победители конкурсов профессионального мастерства, предметных олимпиад, спортивных соревнований, отличники учебы, представители органов ученического самоуправления)

Миссия Ассоциации выпускников — оперативное формирование сетей взаимодействия между органами власти, молодыми профессионалами и бизнес-сообществами для сосредоточения усилий на задачах местных сообществ. Принцип: «Синица в руках — начинай с того, что имеешь»

Задача Ассоциации выпускников — создание условий для развития «адаптивных ресурсов» выпускников колледжа с точки зрения их эффективных совместных действий для конвертации успешного профессионального образования в самозанятость и качество жизни. Принцип: «Кто, если не я»

Функции Ассоциации выпускников:

— саморегулирование добровольного сообщества выпускников, которые во время учебы в колледже смогли приобрести практический опыт, профессиональную квалификацию и репутацию успешного студента;

— формирование межпрофессиональных и межвозрастных сетей-клубов успешных выпускников колледжей для повышения квалификации в течение всей жизни;

— представительство интересов членов Ассоциации, мониторинг карьеры, содействие в реализации и защита их прав;

— представление заключений на результаты образовательной деятельности колледжа — образовательного комплекса и введение сертификата Ассоциации выпускников — «Лучший преподаватель».

Литература

1. Золотарева Н. М. Многофункциональные центры прикладных квалификаций: курс на обеспечение квалифицированными кадрами // Профессиональное образование. Столица. — 2013. — № 10. — С. 2-6.

2. Ибрагимов Г. И. Многофункциональный центр прикладных квалификаций: понятия и сущность // Профессиональное образование. Столица. — 2015. — № 1. — С. 6-9.

3. Никитин М. В. МЦПК: модель профессиональной успешности // Профессиональное образование. Столица. — 2014. — № 2. — С. 7-10.

4. Смирнов И. П. МЦПК и ремейки профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. — 2014. — № 5. — С. 43-50.

Источником формирования резерва персонала колледжа — образовательного комплекса может стать Ассоциация успешных выпускников

Миссия Ассоциации заключается в формировании сетей взаимодействия между органами власти, молодыми профессионалами и бизнес-сообществом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.