Как видим, чуть ли не вся Государственная Дума теперь выступает за возрождение НПО, хотя и не упраздняла его законом. Уровень НПО упразднили подзаконным актом.
Любая словесная эйфория заканчивается жесткой встречей с реальностью. Пора остановить реформирование профессионального образования путем переименования. Разобраться совместно с работодателями, в каких рабочих и специалистах нуждается российская экономика. И назвать все доступными для понимания словами, чтобы было ясно, куда мы идем. Начать следует с признания допущенной ошибки и возрождения уровня начального профессионального образования в российскую практику подготовки кадров.
Если мы еще хотим выполнить Указ Президента.
1. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 7.05.2012 № 599. - URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/15236.
2. Гимпельсон В. Где взять 25 млн рабочих мест [Электронный ресурс]. — URL: http://www.vedomosti.ru/ opinion/articles/2013/02/19/v_poiskah_2 5_ millionov.
3. Блинов В. Прикладной бакалавриат: самое практичное образование [Электронный ресурс]. — URL: http:// opec.ru/1378682.html.
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р. — URL: http://минобрнауки.рф/документы/3409.
5. О методических рекомендациях по формированию многофункциональных центров прикладных квалифи-
каций [Электронный ресурс] : письмо Минобрнауки от 17.06.2013 № АК-921/06. — URL: [пИрУ/минобрнау-ки.рф/документы/3469.
6. О формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций [Электронный ресурс] : записка Минобрнауки от 31.05.2013 по выполнению указа Президента от 7.05.2012 № 599. — URL: http:// government.ru/orders/2196/.
7. Переименовать или создавать? // Профессиональное образование. Столица. — 2013. — № 8. — С. 1.
8. Золотарева Н. Модернизация профессионального образования с опорой на лучший опыт // Профессиональное образование. Столица. — 2012. — № 12. — С. 16-19.
9. Никитин М. В. Многофункциональный центр профессиональных квалификаций учреждения СПО как институциональная модель профессиональной успешности. Практикоориентированные рекомендации. — М. : АПО,
2013. — С. 11.
10. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3469.
11. Никитин М. В. Многофункциональный центр ... — С. 47.
12. Там же. — С. 23-28.
13. Там же. — С. 72-73.
14. Там же. — С. 51.
15. Там же. — С. 90.
16. Там же. — С. 89.
17. Там же. — С. 88.
18. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3409.
19. Там же.
20. Госдума против ликвидации рабочих специальностей // Профессиональное образование. Столица. —
2014. — № 9. — С. 20.
21. Государственная программа «Содействие занятости населения» [Электронный ресурс]. — URL: http://www. rosmintrud.ru/ministry/programms/3/1.
22. Советская система профтехобразования возродится в новом формате // Профессиональное образование. Столица. — 2013. — № 3. — С. 5.
23. Да здравствует НПО! // Профессиональное образование. Столица. — 2014. — № 1. — С. 1.
24. Исаев А. Профтехобразование упразднили. Пора возрождать опыт // Профессиональное образование. Столица. — 2015. — № 3. — С. 9.
УДК/uDC 377 М. В. Никитин
Mikhail Nikitin
шесть ШАГОВ К УСПЕХУ: ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «УМНОГО КОЛЛЕДЖА»
SIX STEPS TO SuCCESS: THE PROGRAM OF DEVELOPMENT OF «SMART COLLEGE»
В статье анализируются содержательные компоненты программы развития «умного колледжа» как крупного регионального образовательного комплекса на основе синергетическо-го подхода. Обосновываются его результаты на основе концентрации ресурсов государства, бизнес-сообщества и сферы образования.
This article analyzes the substantial components of the programme of development of «smart College» as a major regional educational complex on the basis of synergetic approach. The results based on the concentration of resources of the state, the business community and the education sector are justified.
Ключевые слова: миссия программы развития «умного колледжа», практико-ориентиро-ванная цель региональной системы СПО, сетевое профессиональное сообщество.
Keywords: the mission of the program of development of «smart College»; practice-oriented goal of regional system of secondary professional education; professional Community network.
Базовые понятия:
> миссия программы развития «умного колледжа» — практика наращивания мотивационного потенциала обучающихся колледжа — образовательного комплекса к социальному и профессиональному самоопределению, успешной профессиональной карьере как ресурсу повышения конкурентоспособности и качества жизни личности, общества и государства;
> практико-ориентированная цель региональной системы СПО — механизм реализации Новой технологической инициативы В. В. Путина на основе повышения мощности (пропускной, потоковой способности) образовательных учреждений, на основе преимущественно горизонтально-отраслевой (корпора-тивной)направленности деятельности.
Отличительной особенностью горизонтально-отраслевой направленности системы СПО являются следующие эффекты:
• стратегическая ориентация на интересы заказчиков и потребителей, развитие отраслей нового технологического уклада;
• минимизация уровней иерархического управления, в том числе принятие управленческих решений по результатам мониторинга трудоустройства выпускников;
• приоритетность инновационных образовательных и сервисных процессов, обслуживающих интересы заказчиков;
• сокращение временных и финансово-материальных затрат для всех субъектов данной модели;
• внедрение логики программ, проектов и технологии как предмета партнерства.
Только крупный колледж — образовательный комплекс за счет эффекта масштаба и роста критической массы квалифицированных рабочих и предпринимателей может влиять на реальные изменения региональной социальной и экономической практики;
> сетевое профессиональное сообщество — организационная форма временного добровольного объединения специалистов на основе доверия, равенства интересов
участников сети для дальнейшего развития личностных способностей и профессиональных компетенций.
Программа развития «умного колледжа» содержательно ориентирована на интегрирование ресурсов общего, коррекционного, дополнительного и среднего профессионального образования для кадрового обеспечения Национальной технологической инициативы (НТИ), выдвинутой В. В. Путиным 04.12.2014 в Послании Федеральному Собранию.
НТИ — программа мер по формированию принципиально новых рынков, новой модели экономики, новой модели подготовки рабочих кадров и технологических предпринимателей, в том числе создание условий для глобального технологического лидерства Российской Федерации к 2035 г.
Ведущей ресурсной группой должны стать технологические (социальные) предприниматели, их сетевые профессиональные сообщества, создающие новые рынки.
Системными интеграторами ресурсов образования, бизнес-сообщества и государства для реализации задач НТИ, по нашему мнению, должны стать крупные региональные колледжи (техникумы) — образовательные комплексы, что и предусмотрено распоряжением Правительства РФ «О комплексе мер по совершенствованию системы СПО» от 03.03.2015 № 349-р [1].
В ситуации перехода от индустриального к постиндустриальному обществу и экономике знаний перед системой СПО, как самой массовой системой профессионального образования (в РФ 4 тыс. УСПО и только — 335 вузов), встает задача всеобщего профессионального образования молодежи после 9 классов. Такие приоритеты уже выдвигались в решениях Госсовета РФ от 24.03.2006: «... Современная ситуация настоятельно диктует переход к новой парадигме единого всеобщего (базового или вневузовского) профессионального образования, неразрывно объединяющего три традиционных его компонента — начальное, среднее и дополнительное профессиональное образование указанных уровней. Жизнь исчерпала первоначальное назначение названных ступеней профессионального образования и поставила их перед необходимостью интеграции, которая открывает перед ними качественно новые возможности, <...> появляется подлинная система непрерывного профессионального образования».
Подчеркнем, что на современном этапе, именно региональные системы СПО, как самые доступные для молодежи и обеспечивающие кадрами региональные экономики, должны стать экспериментальными площадками для кадрового обеспечения НТИ. Новые ФГОС СПО, профессиональные стандарты и требования WSR уже оказывают положительное влияние на качество подготовки работников квалифицированного труда для НТИ в УСПО:
а) квалифицированные рабочие, мастера, прорабы с хорошей общетехнической, математической подготовкой, которые владеют профессиональными квалификациями и могут работать руками;
б) технологические (социальные) предприниматели, в том числе техники-технологи, фермеры, ремесленники, которые не только знакомы с новыми технологиями, но и являются носителями таких предпринимательских компетенций, как ценности профессиональной карьеры.
Технологическое лидерство невозможно, если оно не связано с личностным и профессиональным ростом. Наш анализ успешных региональных практик показал, что именно крупные УСПО — образовательные комплексы должны перейти к задаче проектирования нового образовательного пространства для реализации НТИ. Должен быть в разы увеличен выбор программ профессионального самоопределения детей и подростков, в том числе тех, кто занимается в технических кружках [5]. По оценкам Агентства стратегических инициатив (АСИ): «... Наши ребята уже выигрывают мировые технологические чемпионаты — от разработки программного обеспечения до подводной робототехники или запуска спутников.». Поэтому интеграция требований международного конкурса WS-ЮНИОР (для школьников) и WSR (для студентов УСПО) должна концентрироваться также на базе УСПО — образовательного комплекса.
Департаментом образования ЯНАО, педагогическим коллективом Новоуренгойского многопрофильного колледжа и Академией профессионального образования (АПО, г. Москва) оперативно была разработана программа развития (далее — Программа) и определены шесть инновационных проектов (шесть шагов), которые интегрируют мотивационные потенциалы студентов, педагогического персонала, научных работников АПО.
Определены два этапа реализации Программы: первый — май — декабрь 2015 г.; вто-
рой — 2016 г. Рассмотрим ключевые компоненты этих проектов.
Первый инновационный проект (первый шаг) — «Развитие условий успешного выбора профессиональной карьеры школьниками г. Новый Уренгой на основе интеграции ресурсов общего, коррекционного и среднего профессионального образования».
цель проекта — сбалансировать интересы семьи, личности, образовательных организаций, бизнес-сообщества и государства для обеспечения выбора школьниками вида профессиональной деятельности. Разрабатывается технология «профессиональный старт» для школьников 6-9-го классов, в том числе подростков-сирот и лиц с ОВЗ, на основе выбора индивидуальных образовательных маршрутов по освоению видов начальной профессиональной деятельности (стажер, волонтер, ученик рабочего, курьер, уборщик, разносчик рекламы, помощник почтальона и др.). Эти виды соотносятся с реальными размерами оплаты квалифицированного труда, и все денежное вознаграждение поступает на кредитную карточку школьника.
Особое внимание будет уделено детям, подросткам, обучающимся в технических кружках для продвижения требований Skills-юниор и сопряжения их с требованиями Woгldskills. Будет реализована технология персонального наставничества студентов-лидеров колледжа над школьниками («делай как я») для повышения их социально-профессиональной мобильности на рынке труда и финансовой самостоятельности [2].
Развитие системы управления качеством реализации профориентационной деятельности предполагает формирование на базе колледжа — образовательного комплекса межведомственной, межуровневой модели управления качеством.
Второй инновационный проект (второй шаг) — «Трансфер квалификационных запросов рынков труда в перечень востребованных специальностей СПО».
цель проекта — обеспечение роста региональной экономики Ямала за счет внедрения новых специальностей и повышения культуры горизонтального взаимодействия колледжа с заказчиками кадров. Рабочая группа разработала и апробирует новую классификацию видов заказов, которая будет коррелировать с контрольными цифрами приема в колледж — образовательный комплекс. Во все виды образовательных программ планируется внесение
изменений в соответствии с рекомендациями WSR. В целях обеспечения качества будет апробирована потоковая модель обучения абитуриентов, студентов, слушателей, в том числе на основе технологий сетевого, дистанционного, электронного обучения. Отсутствует научная аргументация, что специальность СПО должна соответствовать рабочему месту: образование всегда шире трудовых функций, а полное соответствие дает только робот.
Практическая значимость проекта состоит в том, что совместно с бизнес-сообществом формируется установка на развитие предпринимательских способностей и воспитание качеств, обеспечивающих конкурентоспособность выпускников УСПО, в том числе сирот и лиц ОВЗ, как молодых предпринимателей: а) технологический предприниматель; б) социальный предприниматель; в) фермер-предприниматель; г) ремесленник-предприниматель; д) квалифицированный рабочий для технологического бизнеса.
Третий инновационный проект (третий шаг) — «Модернизация механизмов государ-ственно-кластерного управления потоками обучающихся для реализации профессиональной карьеры».
цель проекта — внедрение организационных изменений в структуру управления крупным колледжем — образовательным комплексом для повышения эффективности управления. Разработана и проходит апробацию функционально-проектная структура локального управления, где функции внешнего управления будет осуществлять Наблюдательный совет автономного учреждения СПО. Предложен механизм мотивационного управления сетевыми профессиональными сообществами как базовыми субъектами сетевых образовательных программ.
Из числа студентов-победителей конкурсов профессионального мастерства, предметных олимпиад, спортивных соревнований формируется Ассоциация успешных выпускников УСПО, которая совместно с городской Торговой промышленной палатой включается в реализацию Национальной технологической инициативы на территории муниципального образования и города Новый Уренгой.
Четвертый инновационный проект (четвертый шаг) — «Учебный центр профессиональных квалификаций (УЦПК) как системный интегратор удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан в течение всей жизни».
цель проекта — подготовка критической массы студентов, слушателей, взрослых по новым профессиям рабочих, предпринимателей для формирования новых рынков и квалифицированных потребителей. Предложена организационная структура управления УЦПК с участием заказчиков кадров — представителей кластера, которой делегированы полномочия по совершенствованию коммуникаций с другими структурными подразделениями колледжа — образовательного комплекса. Определена специфика реализации программ профессиональной подготовки, дополнительных предпрофессиональных программ и дополнительного профессионального образования (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки и стажировки). Проект Национальной рамки квалификаций был использован как инструмент сопряжения требований профессиональных стандартов, WSI и ФГОС СПО. Все программы УЦПК ориентированы на формирование у студентов и слушателей навыков XXI века в соответствии с исследованиями ВСЭ. По данным мегаисследования (2013-2014 гг.), консалтинговой компанией ВСЭ были определены базовые навыки, компетенции и личностные характеристики XXI в. (Коммерсантъ. Деньги. 2015. № 16. С. 16).
Базовые навыки: навыки чтения и письма (Россия — на 41-м месте из 91); математическая грамотность (33-е место из 91); естественно-научная грамотность (36-е из 75); ИКТ-грамотность (25-е из 31); финансовая грамотность (10-е из 18); культурная и гражданская грамотность (18-е из 35);
компетенции: критическое мышление/решение задач (26-е из 43); креативность (30-е из 64); умение общаться; умение работать в коллективе;
личностные характеристики: любознательность (27-е из 43); инициативность; настойчивость; умение адаптироваться; лидерские качества; социальная и культурная осведомленность.
УЦПК как системный интегратор госу-дарственно-кластерно-частных ресурсов является точкой роста компетенций XXI в. и появления характеристик деятельностной педагогики [4].
Пятый инновационный проект (пятый шаг) — «Формирование механизмов многоканального финансирования результатов профессионального образования на основе госу-дарственно-кластерно-частного партнерства».
цель проекта — разработка и внедрение механизмов персонифицированного финансирования модулей образовательных программ, долевого софинансирования дипломных проектов выпускников-предпринимателей на основе механизма краудфан-динга. Уточним, что в экономическом плане «бесплатного» профессионального образования никогда не было, нет и не будет. Все профессиональное образование только платное: вся проблема — кто платит, сколько и за что? В соответствии с эффектом масштаба в крупном колледже — образователь-
Необходимо повысить прозрачность соотношения финансовых затрат для всех субъектов обеспечения качества результатов профессионального образования: кто и в каком объеме будет финансировать сертификацию квалификаций? Кто и в каком объеме будет софинанси-ровать трудоустройство выпускников колледжа? Какова специфика механизма софинансирова-ния дистанционного и сетевого обучения?
Шестой инновационный проект (шестой шаг) — «Развитие ресурсов воспитания успешной личности как новой ценностной нормы системы СПО».
цель проекта — формирование нравственных норм успешной профессиональной карьеры на основе включения всех субъектов образовательного процесса в проектную деятельность [5].
Предложен перечень воспитательных технологий, ибо карьера в XXI в. неотделима от мотивации на постоянное обучение для обеспечения качества жизни. Например, одними из стратегических направлений НТИ, по оценкам АСИ, стали появление нового рынка беспилотных летательных аппаратов и участие
ном комплексе все образовательные программы стоят дешевле.
Разработана базовая схема многоканального (многоисточникового) финансирования колледжа (образовательного комплекса), на основе которой предложена функциональная модель центра финансовой ответственности (на базе традиционной бухгалтерии). Экспертный опрос фокус-групп директоров и главных бухгалтеров УСПО позволил определить проценты долевого софинансирова-ния качества профессионального обучения и воспитания (табл.).
студенческих команд в разработке беспилот-ников-дронов для повышения эффективности логистики в строительстве, оперативного обеспечения доставки лекарств, почты в условиях холодного и нестабильного климата, в том числе в условиях Арктики. В этой связи нами были предложены три воспитательные технологии:
а) технология «решения изобретательских задач (ТРИЗ)» как инструмент развития креативных способностей студентов и слушателей УСПО. Такие занятия и конкурсы были очень популярны в советских ПТУ и техникумах;
б) технология «воспитания цивилизованных российских налогоплательщиков», где уплата налогов есть этическая норма профессиональной деятельности;
в) технология мотивации студентов УСПО к службе в Российской армии на основе сопряжения военной и гражданской специальностей. Год службы в Российской армии засчитывает-ся как форма повышения профессиональной квалификации (и 1000 час), и демобилизованный возвращается назад в колледж на программу подготовки технологических предпринимателей.
Таблица
Софинансирование профессионального обучения
Уровень квалификации Источники долевого финансирования ( %)
Государство Корпорация (кластер) Физическое лицо УСПО НКО
1-й разряд ЕТКС 100 — — — —
2-й разряд ЕТКС 100 — — — —
3-й разряд ЕТКС 100 — — — —
4-й разряд ЕТКС 35 45 5 10 5
5-й разряд ЕТКС — 65 25 5 5
6-й разряд ЕТКС — 70 25 2,5 2,5
В июне 2015 г. в РФ одобрена Стратегия развития воспитания — документ, определяющий задачи и цели формирования гражданина, личности и работника.
Национальная технологическая инициатива как стратегия XXI в. ориентирует систему воспитательной работы в СПО на воспитание креативности, критического мышления, командной работы как ценностных ориентаций, востребованных «экономикой умных».
1. Постановление Правительства РФ «О совершенствовании системы среднего профессионального образования». М.; 2015, февраль.
2. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. М.: ФИРО, 2014. — 55 с.
3. Никитин М. В. Базовая концепция Центра профессиональных квалификаций АУ СПО в условиях государственно-частного партнерства: цели, функции, механизмы //Образование и занятость молодежи в России и за рубежом, № 1, том 2, 2013. Кемерово. — С. 12-19.
4. Никитин М. В. Многофункциональный центр профессиональных квалификаций УСПО как институциональная модель профессиональной успешности. Практикоориен-тированные рекомендации. М.: АПО, 2013. — 167 с.
5. Солодова Е. А. Новые модели в системе образования: синергетический подход: учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. — 344 с.
6. Урмина И. А. Формирование карьеры современной российской молодежи в эпоху глобализации : в 2-х частях. М.: ФИРО. — 2013. — 88 с.
УДК/UDC 378 Л. А. Шипилина
Ludmila Shipilina
УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ НА КАФЕДРЕ ВУЗА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
MANAGING THE CHANGES IN THE DEPARTMENT OF THE UNIVERSITY: METHODOLOGICAL ASPECT
Статья посвящена проблеме гуманизации управления изменениями в образовательных системах, в частности на кафедре вуза. Автором рассмотрен методологический аспект данной проблемы, охарактеризованы особенности управления изменениями в образовательных системах, проанализированы методологические подходы и концепции эффективного управления в условиях изменений. Представлено авторское видение управления изменениями на кафедре вуза; обосновано применение технологии организационного развития с учетом особенностей кафедры как структурного подразделения вуза, выполняющего важную задачу обеспечения качества подготовки высококвалифицированных специалистов.
The article is devoted to the problem of humanization of managing changes in educational systems, particularly, at the department of the university. The author has considered the methodological aspect of this problem, characterized the peculiarities of managing
changes in educational systems, analyzed methodological approaches and concepts to manage effectively in the situation of changes. The author's view on managing changes at the university department is represented; the author proves the usage of the technology of organizational development taking into account the peculiarities of department as a structural unit of the university, which fulfills an important task of providing high qualified preparation of highly skilled specialists.
Ключевые слова: методология образования, управление изменениями, социальное управление, непрерывное управление, адаптивное управление, рекурсивное управление, модели и технология организационного развития.
Keywords: methodology of education, managing changes, social management, life-long management, adaptive management, recursive management, models of organizational development, technology of organizational development.