Программа развития «умного колледжа»: шесть шагов к успеху
Программа развития «умного колледжа» содержательно ориентирована на интегрирование ресурсов общего, коррекционного, дополнительного и среднего профессионального образования для кадрового обеспечения Национальной технологической инициативы, выдвинутой Президентом РФ В. Путиным.
If
НИКИТИН
Михаил Валентинович,
доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра исследований непрерывного образования Института стратегии развития образования РАО МОН РФ, Москва
Аннотация
В статье анализируются содержательные компоненты Программы развития «умного колледжа» как крупного регионального образовательного комплекса на основе синергетического подхода для реализации в СПО Национальной технологической инициативы Президента РФ В. Путина. Обосновываются результаты на основе концентрации ресурсов государства, бизнес-сообщества и сферы образования
Ключевые слова:
миссия программы развития «умного колледжа», практико-ориентированная цель региональной системы СПО, сетевое профессиональное сообщество, технологическое менторство (наставничество)
Национальная технологическая инициатива (НТИ) — программа мер по формированию принципиально новых рынков, новой модели экономики, подготовки рабочих кадров и технологических предпринимателей, в том числе для создания условий для глобального технологического лидерства РФ к 2035 году.
Подготовка к технологическому предпринимательству
Ведущей ресурсной группой для реализации задач НТИ должны стать технологические (социальные) предприниматели, их сетевые профессиональные сообщества, создающие новые рынки. За шесть лет (два года в школе (8-9-й классы) и четыре года в УСПО) возможно наращивание мотивационного потенциала личности и ресурсов региональных УСПО — образовательных комплексов для развития технологического (социального) предпринимательства. Речь идет о расширении возможностей для подростков и молодежи реализовать свои предпринимательские инициативы при создании собственного дела. Необходимо сформировать установку на развитие у них предпринимательских способностей и воспитание качеств предпринимательской культуры. Хотя многие колледжи уже давно носят название «колледж малого и среднего бизнеса», фактически они готовят рабочих и техников для крупных предприятий. Успешная практика системной подготовки студентов УСПО к предпринимательской деятельности в рыночных условиях только формируется.
Как сконцентрировать ресурсы бизнес-сообщества, успешных предпринимателей, государства для повышения качества и эффективности подготовки подростков и молодежи к технологическому (социальному) предпринимательству в соответствии со специальностями СПО? Наш анализ первых успешных практик показывает, что данная задача может решаться с использованием потенциала менторства.
Менторство как инновационный механизм наставничества успешных предпринимателей над студентами УСПО будет развиваться по следующим направлениям:
- формирование механизма менторства (наставничества) для развития личной конкурентоспособности и экономической самостоятельности студентов из семей предпринимателей. В роли менторов могут выступать как родители-предприниматели, так и предприниматели из числа выпускников колледжа;
- формирование механизма технологического менторства (наставничества) связано с подготовкой команды УСПО для участия в отраслевом профессиональном конкурсе WorldSkills Russia (WSR), где используется новое технологическое оборудование, инструменты. В роли менторов могут выступать как представители предприятия-поставщика оборудования, так и сертифицированные эксперты WSR, в том числе студенты-победители конкурсов WSR прежних лет;
- формирование механизма менторства (наставничества) над командой выпускников УСПО, подготовивших к защите коллективный дипломный проект. При участии ментора такой дипломный проект может быть трансформирован в стартап, что позволит сэкономить время для открытия собственного дела командой выпускников УСПО.
Кадровое обеспечение реализации НТИ
Системными интеграторами ресурсов образования, бизнес-сообщества и государства для реализации задач НТИ, по нашему мнению, должны стать крупные региональные колледжи (техникумы) — образовательные комплексы, что и предусмотрено Распоряжением Правительства РФ от 03.03.2015 г. № 349-р «О комплексе мер по совершенствованию системы СПО» [1].
В процессе перехода от индустриального к постиндустриальному обществу и экономике знаний перед системой СПО как самой массо-
вой системой профессионального образования (в РФ 4000 УСПО и только 335 вузов) встает задача всеобщего профессионального образования молодежи после 9 класса. Подчеркнем, что на современном этапе именно региональные системы СПО как самые доступные для молодежи и обеспечивающие кадрами региональные экономики должны стать экспериментальными площадками для кадрового обеспечения НТИ. Новые ФГОС СПО, профессиональные стандарты и требования WSR уже оказывают положительное влияние на качество подготовки работников квалифицированного труда для НТИ в УСПО:
- квалифицированные рабочие, мастера, прорабы с хорошей общетехнической, математической подготовкой, которые владеют профессиональными квалификациями и могут работать руками;
- технологические (социальные) предприниматели, в том числе техники-технологи, фермеры, ремесленники, которые не только знакомы с новыми технологиями, но и являются носителями предпринимательских компетенций как ценности профессиональной карьеры.
Шесть шагов
Технологическое лидерство невозможно, если оно не связано с личностным и профессиональным ростом. Наш анализ успешных региональных практик показал, что именно крупные УСПО — образовательные комплексы должны перейти к задаче проектирования нового образовательного пространства для реализации НТИ. Должен быть в разы увеличен выбор программ профессионального самоопределения детей и подростков, в том числе тех, кто занимается в технических кружках [5]. Интеграция требований международного конкурса Junior Skills (для школьников) и WSR (для студентов УСПО) также должна происходить на базе УСПО — образовательного комплекса.
Департаментом образования ЯНАО, педагогическим коллективом Новоуренгойского многопрофильного колледжа и Академией профессионального образования была оперативно разработана Программа развития и определены шесть инновационных проектов (шесть шагов), которые интегрируют мотивационные потенциалы студентов, педагогического персонала, научных работников АПО.
Определены два этапа реализации Программы: первый — май-декабрь 2015 г.; второй — 2016 г. Рассмотрим ключевые компоненты этих проектов.
Первый инновационный проект (первый шаг) — «Развитие условий успешного выбора профессиональной карьеры школьниками г. Новый Уренгой на основе интеграции ресурсов общего, коррекционного и среднего профессионального образования».
Цель проекта — сбалансировать интересы семьи, личности, образовательных организаций, бизнес-сообщества и государства для
обеспечения выбора школьниками вида профессиональной деятельности.
Разрабатывается технология «Профессиональный старт» для школьников 6-9 классов, в том числе для подростков-сирот и лиц с ОВЗ, на основе выбора индивидуальных образовательных маршрутов по освоению видов начальной профессиональной деятельности (стажер, волонтер, ученик рабочего, курьер, уборщик, разносчик рекламы, помощник почтальона и др.). Эти виды соотносятся с реальными размерами оплаты квалифицированного труда, денежное вознаграждение поступает на банковскую карточку школьника.
Особое внимание будет уделено детям, подросткам, обучающимся в технических кружках, для продвижения требований Junior Skills и сопряжения их с требованиями WorldSkills. Будет реализована технология персонального наставничества студентов-лидеров колледжа над школьниками («Делай, как я») для повышения их социально-профессиональной мобильности на рынке труда и финансовой самостоятельности [2].
Развитие системы управления качеством реализации профориентационной деятельности предполагает формирование на базе колледжа — образовательного комплекса межведомственной, межуровневой модели управления качеством.
Второй инновационный проект (второй шаг) — «Трансфер квалификационных запросов рынков труда в перечень востребованных специальностей СПО».
Цель проекта — обеспечение роста региональной экономики ЯНАО за счет внедрения новых специальностей и повышения культуры горизонтального взаимодействия колледжа с заказчиками кадров. Рабочая группа разработала и апробирует новую классификацию видов заказов, которая будет коррелировать с контрольными цифрами приема в колледж — образовательный комплекс. Во все виды образовательных программ планируется внести изменения в соответствии с рекомендациями WSR. В целях обеспечения качества будет апробирована потоковая модель обучения абитуриентов, студентов, слушателей, в том числе на основе технологий сетевого, дистанционного, электронного обучения. Отсутствует научная аргументация, что специальность СПО должна соответствовать рабочему месту: образование всегда шире трудовых функций, а полное соответствие дает только робот [5].
Практическая значимость проекта состоит в том, что совместно с бизнес-сообществом формируется установка на развитие предпринимательских способностей и воспитание качеств, обеспечивающих конкурентоспособность выпускников УСПО, в том числе сирот и лиц с ОВЗ как молодых предпринимателей: технологический предприниматель; социальный предприниматель; фермер-предприниматель; ремесленник-предприниматель; квалифицированный рабочий для технологического бизнеса.
Глоссарий базовых понятий
Миссия программы развития «умного колледжа» — практика наращивания мотиваци-онного потенциала обучающихся колледжа — образовательного комплекса к социальному и профессиональному самоопределению, успешной профессиональной карьере как ресурсу повышения конкурентоспособности и качества жизни личности, общества и государства
Практикоориентированная цель региональной системы СПО —
механизм реализации Национальной технологической инициативы, предложенной Президентом РФ, путем повышения мощности (пропускной, потоковой способности) образовательных учреждений на основе преимущественно горизонтально-отраслевой (корпоративной) направленности деятельности. Отличительными особенностями горизонтально-отраслевой направленности системы СПО являются:
• стратегическая ориентация на интересы заказчиков и потребителей, развитие отраслей нового технологического уклада;
• минимизация уровнейиерар-хического управления, в том числе принятие управленческих решений по результатам мониторинга трудоустройства выпускников;
• приоритет инновационно-образовательных и сервисных процессов, обслуживающих интересы заказчиков;
• сокращение временных ифи-нансово-материальных затрат для всех субъектов данной модели;
• внедрение логики программ, проектов и технологии как предмета партнерства.
Только крупный колледж — образовательный комплекс за счет эффекта масштаба и роста критической массы квалифицированных рабочих и предпринимателей может влиять на реальные изменения региональной социальной и экономической практики
Сетевое профессиональное сообщество — организационная форма временного добровольного объединения специалистов на основе доверия, равенства интересов для дальнейшего развития личностных способностей и профессиональных компетенций
Ментор дипломного проекта выпускников УСПО — наставник, эксперт, успешный предприниматель, готовый безвозмездно делиться своим опытом, давать консультации для трансформации дипломного проекта выпускника УСПО в стартап. Это не обязательно инновационный бизнес, но часто формат малого, микро- и семейного предпринимательства
Ведущей ресурсной группой для реализации Национальной технологической инициативы должны стать технологические (социальные) предприниматели, их сетевые профессиональные сообщества, создающие новые рынки
Использование потенциала менторства поможет решить задачу подготовки подростков и молодежи к технологическому (социальному) предпринимательству
Третий инновационный проект (третий шаг) — «Модернизация механизмов государственно-кластерного управления потоками обучающихся для реализации профессиональной карьеры».
Цель проекта — внедрение организационных изменений в структуру управления крупным колледжем — образовательным комплексом для повышения эффективности управления.
Разработана и проходит апробацию функционально-проектная структура локального управления, где функции внешнего управления будет осуществлять Наблюдательный совет АУ СПО. Предложен механизм мотивационного управления сетевыми профессиональными сообществами как базовыми субъектами сетевых образовательных программ.
Из числа студентов-победителей конкурсов профессионального мастерства, предметных олимпиад, спортивных соревнований формируется Ассоциация успешных выпускников УСПО, которая совместно с городской ТПП включается в реализацию Национальной технологической инициативы на территории муниципального образования и г. Новый Уренгой.
Четвертый инновационный проект (четвертый шаг) — «Учебный центр профессиональных квалификаций как системный интегратор удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан в течение всей жизни».
Цель проекта — подготовка критической массы студентов, слушателей, взрослых по новым профессиям рабочих, предпринимателей для формирования новых рынков и квалифи-
цированных потребителей. Предложена организационная структура управления УЦПК с участием заказчиков кадров-представителей кластера, которой делегированы полномочия по совершенствованию коммуникаций с другими структурными подразделениями колледжа — образовательного комплекса. Определена специфика реализации программ профессиональной подготовки, дополнительных пред-профессиональных программ и дополнительного профессионального образования (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки и стажировки). Проект Национальной рамки квалификаций был использован как инструмент сопряжения требований профессиональных стандартов, Ш81 и ФГОС СПО. Все программы УЦПК ориентированы на формирование у студентов и слушателей навыков XXI века в соответствии с исследованиями БСО. По данным мегаисследования, проведенного в 2013-2014 годах консалтинговой компанией БСО, были определены базовые навыки, компетенции и личностные характеристики XXI века. К ним базовым навыкам отнесены: навыки чтения и письма (Россия — на 41-м месте из 91); математическая грамотность (33-е место из 91); естественнонаучная грамотность (36-е из 75); ИКТ-грамотность (25-е из 31); финансовая грамотность (10-е из 18); культурная и гражданская грамотность (18-е из 35). К компетенциям отнесены: критическое мышление/ решение задач (26-е место из 43); креативность (30-е из 64); умение общаться; умение работать в коллективе. К личностным характеристикам отнесены: любознательность (27-е из 43); инициативность; настойчивость; умение адаптироваться; лидерские качества; социальная и культурная осведомленность.
УЦПК как системный интегратор государ-ственно-кластерно-частных ресурсов является точкой роста компетенций XXI века и появления характеристик деятельностной педагогики [4].
Уровень квалификации
1-й разряд ЕТКС
2-й разряд ЕТКС
3-й разряд ЕТКС
4-й разряд ЕТКС
5-й разряд ЕТКС
6-й разряд ЕТКС
Источники долевого финансирования качества профессионального обучения, % государство
100% 100% 100% 35%
корпорация (кластер)
45% 65% 70%
физическое лицо
5% 25% 25%
УСПО
10% 5% 2,5%
НКО
5% 5% 2,5%
Пятый инновационный проект (пятый шаг) — «Формирование механизмов многоканального финансирования результатов профессионального образования на основе государственно-кластерного-частного партнерства».
Цель проекта — разработка и внедрение механизмов персонифицированного финансирования модулей образовательных программ, долевого софинансирования дипломных проектов выпускников-предпринимателей на основе механизма краудфандинга. Уточним, что в экономическом плане «бесплатного» профессионального образования никогда не было, нет, и не будет. Все профессиональное образование платное: проблема в том, кто платит, сколько и за что. В соответствии с эффектом масштаба в крупном колледже — образовательном комплексе все образовательные программы стоят дешевле.
Разработана базовая схема многоканального (многоисточникового) финансирования колледжа — образовательного комплекса, на основе которой предложена функциональная модель Центра финансовой ответственности (на базе традиционной бухгалтерии). Экспертный опрос фокус-групп директоров и главных бухгалтеров УСПО позволил определить проценты долевого софинансирования качества результатов профессионального обучения и воспитания (см. табл.).
Необходимо повысить прозрачность соотношения финансовых затрат для всех субъектов обеспечения качества результатов профессионального образования: кто и в каком объеме будет финансировать сертификацию квалификаций, трудоустройство выпускников колледжа? Какова специфика механизма софинансирования дистанционного и сетевого обучения?
Шестой инновационный проект (шестой шаг) — «Развитие ресурсов воспитания успешной личности как новой ценностной нормы системы СПО».
Цель проекта — формирование у обучающегося нравственных норм для успешной профессиональной карьеры на основе включения всех субъектов образовательного процесса в проектную деятельность [6].
Предложен перечень воспитательных технологий, поскольку карьера в XXI веке неотделима от мотивации на постоянное обучение для обеспечения качества жизни. Например, одним из стратегических направлений НТИ, по оценкам АСИ, стало появление нового рынка беспилотных летательных аппаратов и участие студенческих команд в разработке беспилот-ников-дронов для повышения эффективности логистики в строительстве, оперативного обеспечения доставки лекарств, почты в условиях холодного и нестабильного климата, в том числе в условиях Арктики. В связи с этим нами были предложены три воспитательные технологии:
- технология «решения изобретательских задач (ТРИЗ)» как инструмент развития креативных способностей студентов и слушателей
УСПО. Подобные занятия и конкурсы были очень популярны в советских ПТУ и техникумах;
- технология «воспитания цивилизованных российских налогоплательщиков» (уплата налогов является этической нормой профессиональной деятельности);
- технология мотивации студентов УСПО к службе в РА на основе сопряжения военной и гражданской специальностей. Год службы в РА засчитывается как форма повышения профессиональной квалификации (~ 1000 часов), и демобилизованный возвращается в колледж на программу подготовки технологических предпринимателей.
К июню 2015 года в РФ уже одобрена Стратегия развития воспитания — документ, определяющий задачи и цели формирования гражданина, личности и работника.
Национальная технологическая инициатива как стратегия XXI века ориентирует систему воспитательной работы в СПО на воспитание креативности, критического мышления, командной работы как ценностных ориентаций, востребованных «экономикой умных».
Системными интеграторами ресурсов образования, бизнес-сообщества и государства для реализации задач НТИ должны стать крупные региональные колледжи (техникумы) — образовательные комплексы
Литература
1. Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2015 г. N 349-р «Об утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг.» — [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/70883150/ (дата обращения 20.06.2015 г.).
2. Асмолов А. Г. Стратегия
и методология социокультур- Региональные системы СПО
ной модернизации образова- должны стать экспериментальна. М.: ФИРО, 2014. — 55 с.
3. Зеер Э.Ф. Профессию- ны'мипл0'щадктаими для кадрового
нальное развитие человека °ОеспеЧениЯ П1И в системе непрерывного образования. // Профессиональное образование. Столица. — 2013. — № 9. — С. 10.
4. Никитин М.В. Многофункциональный центр профессиональных квалификаций УСПО как институциональная модель профессиональной успешности. Практикоориентиро-ванные рекомендации. М.: АПО, 2013. — 167 с.
5. Смирнов И.П. Профессиональное образование: реформирование путем переименования // Профессиональное образование в России и за рубежом. — Кемерово. — № 5. — 2015.
6. Солодова Е.А. Новые модели в системе образования: синергетический подход: Учеб. пособие. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. — 344 с.
7. Урмина И.А. Формирование карьеры современной российской молодежи в эпоху глобализации: в 2 ч. М.: ФИРО, 2013. — 88 с.