Моделирование локальных «умных партнерств» колледжа
Ленинградским государственным университетом им. А.С. Пушкина при партнерском участии Института стратегии развития образования РАО МОН РФ в июне 2016 года была проведена XIV Международная конференция «Непрерывное образование в интересах устойчивого развития». Одно из самых крупных секционных обсуждений конференции было посвящено проблеме формирования механизмов социального партнерства профессионального образования и бизнес-сообщества.
art
НИКИТИН
Михаил Валентинович,
доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра исследований непрерывного образования Института стратегии развития образования РАО МОН РФ, Москва
Аннотация
Автором для критического обсуждения представлены промежуточные результаты практико-ориенти-рованных научных исследований Центра непрерывного образования ИСРО РАО МОН РФ по моделированию локальных «умных партнерств» на базе крупного колледжа — образовательного комплекса
Ключевые слова:
частно-государственно-кластерное партнерство, «умное партнерство», локальное партнерство крупного колледжа — ОК, дорожная карта локального партнерства, персональная образовательная траектория, колледж — ОК — ядро обучающей территории
Участниками научной дискуссии был осуществлен поиск механизмов, технологий, инструментов, структур, обеспечивающих эффективность различных форматов партнерств с участием государства, предприятий территориального кластера, некоммерческих организаций, профсоюзов, домохозяйств (семей) и обучающихся как реальных субъектов партнерств. Особое внимание было уделено необходимости моделирования форматов «умных партнерств» на базе крупного колледжа — ОК, где формируется благоприятная образовательная среда как гарант успешного сотрудничества различных субъектов [1].
Стратегия локальных «умных партнерств» крупного колледжа — образовательного комплекса (ОК)
Стратегическая цель локальных «умных партнерств» — формирование матрично-сетевых «гибких», «умных» структур (сетевых сообществ, команд проектов, кластерных кафедр, коуч-групп, УЦПК, учебных сельских хозяйств, ремесленных, инженерных и других школ) для управления изменениями в интересах наращивания конкурентоспособности у различных субъектов образовательного процесса крупного колледжа — ОК. Необходимо подчеркнуть, что становление «умных партнерств» возможно только на основе взаимного доверия субъектов. В свою очередь, доверие появляется в команде единомышленников, мотивированных к достижению определенной цели за определенное время. Такая команда готова к переменам и опирается на следующие базовые компоненты:
- модульная структура образовательной программы СПО, на основе которой модели-
руются вариативные групповые, проектные, командные и персональные образовательные траектории обучающихся, образовательные технологии обучения и образовательный процесс;
- требования профессиональных стандартов для работников СПО, в том числе требования их эффективных контрактов, которые должны соотноситься с требованиями штатного расписания на вид образовательной программы, а не на уровень образовательной организации. На этой основе проектируется новый формат штатных расписаний как инструмент локально-кластерно-частного партнерства;
- моделирование видов заказов и согласование требований заказчиков с требованиями качества профессиональных квалификаций выпускников колледжа — ОК. Чем точнее и прозрачнее требования целевой группы заказчиков к качеству и срокам подготовки квалифицированных кадров, тем убедительнее аргументы колледжа — ОК к софинан-сированию этих требований со стороны заказчиков. В ходе анализа пилотной практики были определены следующие уровни [2].
Уровни моделирования персонализированных локальных «умных партнерств»
- сетевые общества с участием разноуровневых субъектов, основанные на интеграции знаний, инструментов, способов мышления. Отправной точкой становится появление сетевых групп студентов СПО и формирование у всех субъектов сетевых компетенций;
- команды проектов из числа мотивированных обучающихся и узкоспециализированных специалистов, которые конвертируют собственную успешную деятельность
в новую норму и продвигают новые виды производственной деятельности. Одним из новых содержательных компонентов обучения команд проектов стало консультирование студентов по правилам написания статей и культуре цитирования для различных журналов, в том числе сетевых, а также по специфике блогерской деятельности. Только результаты собственной профессиональной деятельности запускают механизмы рефлексии и креатива;
- Учебный центр профессиональных квалификаций (УЦПК) — системный интегратор ресурсов территориального кластера, технопарка, опытных хозяйств сельхозпроизводителей для обеспечения качества подготовки работников квалифицированного труда для многоукладной экономики. УЦПК колледжа — ОК — ресурс, обеспечивающий его «ядерную» функцию «обучающей территории». На этой территории создаются новые производства и рабочие места и генерируются налоговые поступления, что позволяет развивать всю территорию социума. Устанавливаются адекватные критерии «обучающей территории» — количество выпускников колледжа — ОК, мотивированных к открытию собственных микропроизводств, которые формируют новую партнерскую инфраструктуру, где деформируются консервативные отношения («мы против них») и создается «презумпция партнерства» как ведущий способ открытого управления [3].
Потенциал крупного регионального колледжа — ОК по моделированию «умных партнерств»
Ведущие зарубежные исследователи (П. Друкер, Т. Дейвенпорт и др.) подчеркивают, что именно крупные колледжи обладают конкурентным потенциалом для подготовки нового класса работников, обладающих навыками и физического, и умственного труда — работников интеллектуального труда. Сущность их деятельности — повышение производительности интеллектуального труда на основе трансфера теоретических знаний в профессиональные квалификации. Наличие таких внешних условий стимулировало необходимость мультипликации результативной практики управления изменениями российского регионального колледжа — ОК.
Рассмотрим потенциал крупного регионального колледжа — ОК по моделированию «умных партнерств» с формальным и неформальным участием различных субъектов партнерских отношений. Из лучших практик наиболее продвинутых крупных колледжей — ОК были отобраны семь базовых характеристик конкурентоспособности, ибо только концентрация и интеграция ресурсов от различных партнеров позволяет управлять изменениями для решения важ-
ных социальных и экономических проблем на конкретной территории.
За все ресурсы всегда ведется борьба, и укрупнение образовательных организаций, в том числе появление в регионах крупных колледжей — ОК, — есть политический консенсус региональной власти и регионального бизнес-сообщества на необходимость подготовки квалифицированных кадров рабочих, техников-технологов, бригадиров, прорабов, фермеров, ремесленников, в том числе предпринимателей ми-кро-и малого бизнеса. Партнерство таких колледжей — ОК с бизнес-сообществом решает задачу создания на своей территории новых производств и рабочих мест, генерирующих больше добавленной стоимости, что позволит распределять часть этой стоимости в пользу всех жителей региона.
Современные выпускники колледжей — ОК обладают двумя важнейшими конкурентными преимуществами:
- они работают на таких производствах и платят налоги. На этой основе не только восполняются бюджеты различных уровней, но и реализуются ценности воспитания российского налогоплательщика: «плательщик налогов — патриот»;
- они остаются на данной территории, поскольку там есть работа, и создают семью, что позволяет обеспечивать качество жизни граждан на основе качества профессиональных квалификаций.
Дорожная карта
Одним из новых инструментов управления изменениями в колледже — ОК для формирования локальных «умных парт-нерств», то есть партнерств-команд для реализации значимых проектов, является дорожная карта. Анализ пилотной практики дорожного картирования позволил определить два базовых вида:
- сводная дорожная карта приоритетных направлений развития колледжа, этапов и наиболее значимых результатов. В данной карте приоритетными являются долгосрочные статистические и финансовые показатели;
- дорожная карта каждого приоритетного направления с указанием этапов и результатов по этапам.
Дорожные карты пока не имеют устойчивого графического языка, и весь процесс картирования отличается высокой степенью творчества.
Дорожные карты пока мало распространены в системе управления изменениями в образовании на разных уровнях, в том числе как инструмент сбалансированного планирования, прогнозирования и принятия управленческих решений в системе частно-корпоративно-государственного партнерства.
Понятийный аппарат
Институт частно-государст-венно-кластерно-обществен-ного партнерства - система долгосрочных, взаимовыгодных, договорных отношений между государством (субъектами, его представляющими), субъектами экономической деятельности (предприятиями территориального кластера и технопарка), субъектами образовательной деятельности (педагогическими коллективами крупных колледжей — образовательных комплексов (ОК)) и домохозяйст-вами (семьями, обучающимися) по разработке количественных и качественных, в том числе стоимостных, характеристик межведомственных заказов на выбор обучающимися образовательных траекторий и обеспечение качества подготовки квалифицированных рабочих, техников, бригадиров, прорабов, фермеров, ремесленников, предпринимателей и других специалистов в региональной системе СПО
Локальные «умные партнерства» крупного колледжа -
ОК - механизм сбалансированной концентрации материальных и нематериальных ресурсов от различных собственников (заказчиков кадров) для обеспечения выбора образовательных траекторий и качества профессиональных квалификаций, в том числе воспитания новых этических норм профессиональной деятельности у субъектов образовательного процесса: обучающихся, педагогического персонала, обсуживающих работников и администрации крупного колледжа — ОК
Дорожная карта развития локальных «умных партнерств» крупного колледжа - ОК - наглядный инструмент совместного планирования партнерами поэтапного наращивания конкурентных преимуществ обучающихся и персонала колледжа — ОК как крупной обучающей организации. Задача дорожной карты — превращение потенциала крупного колледжа — ОК в ядро «обучающей территории», где концентрируются ресурсы для подготовки квалифицированных кадров и создаются новые производства и рабочие места, генерирующие больше добавленной стоимости, которая распределяется в пользу всех жителей территории
Дорожная карта моделирования видов заказов и уровней государственно-кластерно-общественных заказчиков кадров для крупного колледжа — ОК
№
Классификация видов заказов и уровней заказчиков
Базовые определения
1. Государственный (городской, муниципальный) образовательный заказ
2. Государственный (муниципальный) социальный заказ
3. Кластерно-корпоративный кадровый заказ
4. Предпринимательский кадро-
вый заказ
1.1. Госзадание и контрольные цифры приема обучающихся в УСПО-образовательный комплекс:
- 70% — целевой прием после 8-9 классов;
- 10% — целевой прием после 10 класса;
- 10% — профессиональная подготовка взрослых (совместно с региональной ТПП) по рабочим профессиям;
- 10% — целевая подготовка по военно-учетным специальностям. Госзадание на профессиональное обучение молодежи по рабочим профессиям на базе УЦПК СПО с обязательным трудоустройством и отработкой на предприятии
Госзадание на получение СПО в сетевой форме обучения с трудоустройством по целевым заявкам предприятий
Госзадание на получение СПО лицами с ОВЗ с обязательным психолого-педагогическим сопровождением их трудоустройства, повышение квалификации, в т. ч. по адресным социальным группам граждан (сироты, малообеспеченные, многодетные, трудовые мигранты и т. п.)
2.2. Госзадание (при партнерстве горвоенкомата) на прохождение военной службы в РА по профилю гражданского образования/обучения
Целевой заказ предприятий на реализацию программ корпоративного обучения (повышение квалификации) рабочих, бригадиров, прорабов, мастеров и техперсонала
Целевой заказ на развитие дистанционного обучения (электронные курсы, онлайн курсы, вебинары и др.) Целевой заказ на программу подготовки и проведения конкурсов профессионального мастерства в соответствии с технологией JuniorSkills и WorldSkills
Целевой заказ по реализации программы «MBA для квалифицированных рабочих, ремесленников,специалистов» Заказ на формирование сетевых профессиональных сообществ специалистов фирмы, преподавателей спецдисциплин колледжа и выпускников-дипломников
Заказ на подготовку команд выпускников колледжа — ОК — социальных предпринимателей
Общественно-частный (домо-хозяйств, семей) образовательный заказ на обучение по специальностям/ профессиям СПО
Целевой заказ на продолжение трудовых, семейных профессиональных династий специалистов (предпринимателей, рабочих, ремесленников, фермеров)
Рассмотрим потенциал дорожного картирования крупного колледжа — ОК, где представлено моделирование ресурсов от различных партнеров — заказчиков кадров. Классификация видов и уровней заказчиков соотнесена с новыми компонентами государственного задания для крупного колледжа — ОК (см. табл.).
Виды заказов, уровни и категории заказчиков де-факто уже существуют и предполагают наращивание качества партнерств на основе повышения прозрачности его следующих актуальных форматов.
1-й формат. Тематика дипломных проектов выпускников должна быть согласована руководством колледжа — ОК с Региональным агентством развития квалификаций (РАРК) и предложена для реализации всем потенциальным заказчикам. Дипломные проекты выпускников колледжа — ОК по разным специальностям должны быть представлены, как правило, в формате интегрированного бизнес-проекта для развития индивидуального и малого бизнеса на конкретной территории. Все дипломные проекты выпускников как их партнерская интеллектуальная собственность должны быть представлены на общедоступном сайте колледжа — ОК для реализации на территории кластера или технопарка. Соинвесторами таких бизнес-проектов могут стать:
- платформа общественного краудфан-динга;
- внебюджетные средства колледжа — ОК, так как софинансирование — это объективная гарантия качества профессионального образования своих выпускников и качества проекта;
- финансовые средства региональной ТПП или ментора проекта, поддерживающего развитие молодежного предпринимательства.
2-й формат. Внедрение на базе крупного колледжа — ОК интегрированного формата локально-регионального чемпионата профессионального мастерства школьников и студентов на основе требований ЗишогБкПк + ШогЫБкПЬ. Моделирование горизонтальных партнерств: школа (8-9 классы) — технические специальности (профессии) колледжа — предприятие (технопарк), в том числе включение школ в колледж — ОК, как правило, с потерей юридического лица, позволит сократить разрыв между потребностями территориального рынка в кадрах и профессиональным выбором подростков и молодежи. Подчеркнем, что у большинства общеобразовательных школ, тем более малокомплектных и сельских, отсутствуют необходимые ресурсы для обеспечения таких возможностей.
Необходима, по нашему мнению, политическая воля для продвижения вместе с ЕГЭ (а лучше вместо него) процедуры
обязательного участия 9-классников в городском чемпионате профессионального мастерства по выбранным техническим специальностям (профессиям) в соответствии с требованиями JuniorSkills: вместо ЕГЭ — чемпионат профессионального мастерства.
Все участники таких конкурсов принимаются в колледж — ОК, а победители получают право обучения по персональной образовательной программе, право на повышенную стипендию и выбор предприятия для практики и трудоустройства.
Напомним три широко известных аргумента в пользу увеличения целевой группы поступающих в колледж после 9 класса.
Первый аргумент — финансовый. Один год очного обучения студента в вузе обходится семье в 300-450 тыс. руб. Подготовка абитуриента с репетиторами обходится семье еще в 150-200 тыс. руб. ежегодно. При этом такие финансовые затраты не гарантируют абитуриенту поступление в вуз.
Второй аргумент — качество профессиональных квалификаций. Позиция МОН РФ — повышение требований к прикладному бакалавриату, который должен стать «еще более прикладным», и ограничения по приему в вузы троечников, которые «не способны осваивать программы высшего образования».
Третий аргумент — доступность высшего образования. В 2015 году конкурс в вузы на бюджетные места в среднем вырос до 9-ти человек на место.
В заключение подчеркнем, что каменный век закончился не потому, что закончился камень, и сырьевая экономика заканчивается не потому, что заканчивается нефть, а потому что появились новые технологии. Сетевой способ производства требует активного включения колледжей — ОК в подготовку кадров для обеспечения технологического лидерства на конкретной территории.
Литература
1. Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2015 № 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы» [Электронный ресурс] // URL: ttp://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70783150/.
2. Никитин М. В. «Умный колледж»: синергетика качества квалификаций как ценностное отношение // Профессиональное образование и рынок труда. — Екатеринбург. — 2015. — № 5/6. — С. 2-5.
3. Никитин М. В. Институциональная модель УЦПК СПО: тренды, задачи, программы, результаты // Профессиональное образование и рынок труда. — Екатеринбург. — 2015. — № 8/9. — С. 2-10.
Инструментом управления изменениями в колледже - ОК для формирования локальных «умных партнерств» является дорожная карта
Дипломные проекты выпускников как их партнерская интеллектуальная собственность должны быть представлены на общедоступном сайте колледжа - ОК