Учебный центр профессиональных квалификаций СПО: от программ к результатам
Окончание. Начало статьи в №8/2015
Ü
НИКИТИН
Михаил Валентинович,
доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра исследований непрерывного образования Института стратегии развития образования РАО МОН РФ, Москва
Аннотация
Автор предлагает к критическому обсуждению содержательные компоненты институциональной модели учебного центра профессиональных квалификаций (УЦПК) колледжа — крупного регионального образовательного комплекса как открытого системного интегратора межведомственных ресурсов для обеспечения потребностей региональной многоукладной экономики в работниках квалифицированного труда
Ключевые слова:
учебный (многофункциональный) центр профессиональных квалификаций (УЦПК), депозитарий резюме и портфолио выпускников, депозитарий (хранилище) образовательных программ профподготовки, профессиональные чемпионаты JuniorSkШs и WorldSkШs сетевая (практикоори-ентированная) образовательная программа, студент-фрилансер
Основаниями для типологии базовых краткосрочных образовательных программ профессионального обучения различных социально-профессиональных и возрастных групп граждан (в том числе лиц с ОВЗ) на базе УЦПК ПОО СПО являются: разновозрастные социальные группы, объединенные в целевые потоки; требования к содержанию программ и формам обучения, предложенные JUS+WSI; потребности личности в профессиональном самоопределении и финансовой самостоятельности [4].
Задача 1.
Профессиональное обучение подростков
Базовые программы профессионального обучения подростков 13-15 лет и предполагаемые результаты представлены в табл. 1.
Примеры
Крупный региональный колледж — образовательный комплекс обладает достаточными ресурсами для создания новых возможностей по профориентации и освоению школьниками современных и будущих профессиональных компетенций на основе инструментов движения JuniorSkills (JUS) с опорой на передовой отечественный опыт. Система работы со школьниками по продвижению JUS будет включать следующие формы: циклы профессиональных проб, обучающие программы, индустриальные экспедиции, технические лагеря, проектная деятельность, создание сетевых детско-взрослых сообществ и др. На базе УЦПК (либо РЦ) создается специализированный центр компетенций JUS, который располагает современным оборудованием и технологиями, отвечающими требованиям JUS, в котором эксперты и наставники JUS осуществляют обучение школьников по компетенциям JUS и подготовку команд к соревнованиям JUS [2].
Особенность профессионального обучения этой возрастной группы в том, что оно ведется не по классно-урочной системе, а по тем практическим приемам, навыкам, ситуациям, которые востребованы и адекватно оплачиваются на рынке труда. Длительность профессионального обучения устанавливается руководством УЦПК. Определилась преемственность целевых групп участников движения JUS+WSI (см. табл. 2)
В соответствии с требованиями Пенсионного фонда России (ПФР) школьники и студенты, впервые устраивающиеся на временную и сезонную работу, должны получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. Работодатель ежемесячно делает отчисления в фонд будущей пенсии, а на индивидуальном лицевом счете гражданина отражается информация о взносах в ПФР, данные о стаже и заработке.
Задача 2.
Профессиональное обучение безработных, работников предприятий и трудовых мигрантов
Наиболее продвинутые УЦПК СПО расширяют сетевое взаимодействие УЦПК с нетрадиционными потребителями рабочих квалификаций:
• Центрами временного содержания трудовых мигрантов (ФМС РФ), где ведется их обучение по программам русского языка и рабочих квалификаций;
• колониями для несовершеннолетних преступников (ФСИН РФ), где ведется обучение осужденных по программам ПКРС (рабочим профессиям) и необходимо подтверждать (повышать) профессиональную квалификацию.
Базовые программы и предполагаемые результаты представлены в табл. 3.
Знаковым для разработки программ профессионального обучения работников предприятий стал Указ Президента РФ «О Национальном совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (НСПК)» от 16.04.2014 г., определивший базовыми заказчиками на разработку таких программ отраслевые Советы по профессиональным квалификациям
Таблица 2 Преемственность целевых групп
Целевая группа Возраст, лет
Школьники-JUS Студенты СПО-WSI Молодые рабочие-WSI
10-13 14-17 21-22
Таблица 1
Целевые потоки, программы профобучения подростков 13-15 лет, ожидаемые результаты
Целевые потоки
Базовые программы для решения задачи
Ожидаемые результаты
Школьники, в том числе занимающиеся в кружках технического творчества
Программы предпрофильного, профильного, неформального, спонтанного обучения
Циклы профессиональных проб школьников
Навыки курьера, ученика рабочего и др. Оформление трудовой книжки, кредитной карты, страхового свидетельства
Практика участия в конкурсах технического творчества, в том числе иипюгЗкШз
Педагогически запущенные подростки
Программы профконсультирования школьников, родителей, членов семьи о реальных потребностях рынка труда, размерах зарплаты
Программы обучения для получения водительских прав, в том числе для вождения электроскутера
Временная или сезонная занятость для обретения опыта профессиональной деятельности и финансовой самостоятельности
Навыки авто-, мото- и веловождения
Открытие трудовой книжки, кредитной карты, страхового свидетельства
Подростки-сироты и лица с ограниченными возможностями здоровья
Дополнительные предпрофессиональные (ускоренные) программы обучения профессии, ремесленничеству, в том числе предусматривающие надомную занятость
Программы обучения для получения водительских прав
Навыки ученика-ремесленника, ученика-рабочего, стажера, уборщика, помощника почтальона, разносчика рекламы и др.
Навыки авто-, мото- и веловождения
Оформление трудовой книжки, страхового свидетельства
Абитуриенты колледжа, техникума, девятиклассники, не прошедшие ГИА
Программы компенсирующего обучения по общеобразовательным предметам на подготовительном отделении колледжа для выбора профессии (специальности)
Программы обучения для получения водительских прав
Информация для осознанного выбора профессии, построения профессиональной карьеры
Формирование ответственности за выбор профессии, качество жизни и трудоустройство
Навыки авто-, мото- и веловождения
Оформление трудовой книжки, кредитной карты, страхового свидетельства
Таблица 3
Целевые потоки, программы профобучения безработных, работников предприятий и трудовых мигрантов,
ожидаемые результаты
Целевые потоки Базовые программы для решения задачи
Ожидаемые результаты
Безработные
Программы профподготовки, профобучения по востребованным профессиям квалифицированных рабочих, прорабов, мастеров, торговых работников (4-8 недель)
Освоение требований профстандартов и отраслевой рамки квалификаций
Трудоустройство по полученной профессии, самозанятость
Работники предпри- Программы повышения квалификации, професси-ятия ональной переподготовки, стажировки, наставниче-
ства, в том числе на рабочем месте (корпоративное обучение)
Освоение требований профстандартов и отраслевой рамки квалификаций
Повышение производительности труда, качества рабочей силы и увеличение оплаты труда по результатам повышения квалификации
Трудовые мигранты
Программы по изучению русского языка
Программы профподготовки, в том числе по освоению дополнительной профессиональной квалификации по массовым профессиям рабочих (ЖКХ, строительство, транспорт)
Сетевые программы для центров временного пребывания трудовых мигрантов ФМС
Профессиональный минимум по русскому языку
Освоение требований профессиональных стандартов, аттестация на разряд, категорию
Получение патента на трудовую деятельность. Трудоустройство по полученной рабочей профессии Знакомство со «Справочником трудового мигранта»
Модульный принцип программ и технологий обучения позволяют реализовывать их как на базе УЦПК СПО (стационарно), так и непосредственно на рабочих местах
В условияхэконо-мического кризиса работающий студент СПО, совмещающий учебу и работу, представляет собой реальный инструмент партнерского взаимодействия колледжа и рынка труда
(СПК). СПК определяют количество профессиональных стандартов (ПС), финансируют их разработку и процедуру сертификации квалификаций по этим стандартам, формируют требования ПС к образовательным программам профессиональной переподготовки, повышению квалификации и профессионального обучения, в том числе инициируют разработку учебно-методических комплексов для онлайн-обучения рабочих и специалистов кластерной группы предприятий.
Разработчиками таких программ, по нашему мнению, должны стать УЦПК крупных региональных СПО — образовательных комплексов, но пока такая практика программно-методического взаимодействия носит фрагментарный характер и решает только ситуационные задачи.
Пример
УЦПК СПО Пензенской и Владимирской областей организовали на своей базе обучение и прием экзаменов по русскому языку для трудовых мигрантов, работающих на предприятиях области. Выданный трудовому мигранту сертификат действует один год и только на территории области («Новая газета», 04.09.2015, С. 14).
В условиях экономического кризиса, сокращения рабочих мест у обучающихся УЦПК СПО необходимо формировать реальные представления о трудовых отношениях, размере оплаты труда и рисках. Проектирование профессиональной карьеры начинается с освоения следующих компонентов «российской модели рынка труда»:
а) нестандартная занятость (неформальная, неполная, временная, случайная, вторичная). Сегодня в российской экономике на условиях нестандартной занятости трудятся десятки миллионов людей. Она давно стала социальной, но не правовой нормой. Нестандартными могут быть не только условия занятости, но и формы оплаты труда;
б) временная занятость (ученичество, сезонная работа, замещение отсутствующих работников, разовая занятость). Активно развивается в различных отраслях российской экономики как следствие введения жестких норм трудовых отношений нового Трудового кодекса;
в) занятость в неформальном секторе (домохозяйства, в том числе, фермерские хозяйства, самозанятые). Неформальный сектор является своего рода инкубатором предпринимательства, открывая доступ к новым профессиям, видам деятельности, социально-профессиональной мобильности. Неформальный сектор в условиях экономических кризисов становятся потребителем вторичной занятости [3].
Вторая задача реализуется при приоритетном участии кластерной группы компаний, которая, в том числе, финансирует и сертификацию программ профессиональной подготовки, профессионального тренинга, стажировки, повышения квалификации своих рабочих, мастеров, прорабов и других работников квалифицированного труда на основе требований
профессионального (корпоративного) стандарта. Модульный принцип программ и технологий обучения позволяют реализовывать их как на базе УЦПК СПО (стационарно), так и непосредственно на рабочих местах. Одной из эффективных форм профессионального обучения практикантов является наставничество (коу-чинг) как способ передачи новичкам профессиональных знаний и опыта.
Важным фактором роста конкурентоспособности предприятия является необходимость мотивации персонала к самостоятельному повышению профессиональной квалификации. Контролирующие органы по формальным признакам нарушений технологических норм могут приостановить работу предприятия на 90 дней. Из-за низкой квалификации персонала предприятие фактически становится банкротом. Особенно это актуально для персонала предприятий сервиса, туризма, торговли, общественного питания. В этой связи партнерство таких малых предприятий с УЦПК представляется наиболее эффективным.
Пример
УЦПК СПО на базе Ново-Уренгойского многопрофильного колледжа разработан каталог курсового обучения УЦПК СПО. Департаментом образования ЯНАО совместно с региональной службой занятости были приняты рекомендации по показателям роста краткосрочных программ профессиональной подготовки рабочих на базе УЦПК СПО: один месяц ~ до 100 программ; шесть месяцев ~ до 300 программ; 1 год ~ 600 программ. Отдельно структурируются программы профессиональной подготовки лиц с ОВЗ по рабочим профессиям с трудоустройством.
Задача 3.
Обучение студентов вузов и СПО
Еще одна задача УЦПК — работа со студентами и выпускниками вузов, а также студентами других СПО, где нет УЦПК, которые хотят получить востребованные в экономике дополнительные профессиональные квалификации, в том числе социальные и/или спортивные. Подходы к решению данной задачи отражены в табл. 4.
Актуальным является развитие профессиональных траекторий призыва в Российскую армию выпускников СПО по профилю гражданской (военно-учетной) специальности. В условиях бюджетного кризиса и сокращения сроков военной службы переучивание в РА выпускников колледжей на другие (военные) специальности представляется неадекватным управленческим решением. С другой стороны, годичную военную службу выпускников СПО по профилю гражданской специальности можно рассматривать не только как опыт практической деятельности, но и как формат повышения квалификации объемом ~ 1000 часов.
Исследования НИИ развития профессионального образования г. Москвы (М. С. Савина,
Таблица 4
Целевые потоки, программы обучения студентов вузов и СПО дополнительным профессиональным
квалификациям, ожидаемые результаты
Целевые потоки
Базовые программы для решения задачи
Ожидаемые результаты
Студенты и выпускники вузов и СПО, в том числе лица с ОВЗ и сироты
Интегрированные (ускоренные) программы ФГОС СПО по профессиям рабочих (служащих), в том числе тренинги
Программы профподготовки ассистентов сурдо (тифло) переводчиков для групп слабослышащих, слепоглухих
Программа обучения игре на музыкальных инструментах
Освоение профессии квалифицированного рабочего, техника-технолога
Профессиональная квалификация -сурдопереводчика
Знакомство с ТРИЗ-технологией
Игра на музыкальном инструменте
- ассистент
Студенты, выпускники СПО (юноши)
Студенты СПО
(девушки)
Дополнительные программы профподготовки по сопряженной военно-учетной специальности
Программа допризывной подготовки (летние военные сборы)
Программа профессионального обучения по подготовке бухгалтеров, в том числе модуль «семейный бюджет»
Призыв в РА по профилю гражданской специальности
Альтернативная гражданская служба выпускников СПО в качестве и. о. мастера профессионального обучения
Мотивация выпускников к возвращению в учреждение СПО после службы в РА на программу профессиональной переподготовки «Как открыть свое дело и создать семью»
Студенты-фрилансеры
Студенты педагогических, социальных, медицинских, творческих специальностей
Студенты технических вузов, обучающиеся по рабочим профессиям
Дополнительные программы профподготовки по обучению предпринимательству
Программы психолого-педагогических тренингов беби-ситтинга и подготовки аниматоров для проведения детских праздников
Программы профессиональной практики, ученичества по рабочим профессиям.
Диплом СПО
Бизнес-план индивидуального предпринимательства, фермерства, ремесленничества
Репутация беби-ситтера, аниматора (страница в фейсбуке)
Аттестация на разряд, категорию профессий, предусмотренной программой
Квалификационный сертификат
О. А. Степанова и др.) позволили определить условия доступности и качества программ профессионального обучения для лиц с ОВЗ:
а) партнерство с НКО, представляющими интересы лиц с ОВЗ, и согласование с ними перечней программ профессиональной подготовки и специальностей СПО;
б) создание доступной среды для профессионального обучения, обязательность трудоустройства, возможность повышения квалификации и организации досуга.
Проведенные исследования охватывали более 40 тыс. лиц с ОВЗ, обучавшихся в колледжах Москвы в 2009-2012 годах, и позволили констатировать, что только 5% из них продолжили обучение в вузе, а 95% были удовлетворены специальностью и своей работой. К сожалению, в дальнейшем эти исследования были свернуты.
В настоящее время в соответствии с Межведомственным комплексным планом развития инклюзивного профессионального образования в 2016-2018 годах в субъектах РФ планируется создание региональных базовых организаций в формате ресурсных центров (учебных центров профессиональных квалификаций лиц с ОВЗ) на основе государственно-корпоративно-частного партнерства и многоканального (многоисточникового) финансирования. Оптимальная модель регионального РЦ/ УЦПК, по нашему мнению, должна быть ори-
ентирована на концепцию «инклюзивного профессионального образования/обучения в течение всей жизни» в соответствии со ступенями карьерной лестницы, где каждая программа соотнесена с возрастом и видом возможной профессиональной деятельности лиц с ОВЗ: а) программы профессиональных проб; б) программы стажерства, ученичества, волон-терства; в) программы профессиональной подготовки рабочих (специалистов); г) трудозаня-тость по рабочей профессии (специальности);
д) программы дополнительных квалификаций;
е) программы адаптивной физической культуры; ж) социальное предпринимательство. Базовой технологией, обеспечивающей качество профессиональных квалификаций рабочих и специалистов, как показал исторический опыт советских ПТУ/техникумов, должна стать технология решения изобретательских задач (ТРИЗ-технология). Уточним, что речь идет не только о решении изобретательских (рационализаторских) задач, но и о формировании в целом ценностных ориентаций на трудовую деятельность и адекватную оплату квалифицированного труда лиц с ОВЗ.
На современном рынке труда появился новый тип работника — студент СПО дневной формы обучения — фрилансер. В условиях экономического кризиса работающий студент СПО, совмещающий учебу и работу для обеспечения финансовой самостоятельности, есть
При проектировании программ профессионального обучения взрослых и пожилых людей важны два аспекта: повышение компьютерной и цифровой грамотности; развитие индивидуальных когнитивных навыков
Наиболее продвинутые зарубежные колледжи ежегодно предлагают до 500 программ курсового обучения для различных групп взрослых и пожилых людей, лучшие российские СПО — 10-50 программ
реальный инструмент партнерского взаимодействия колледжа и рынка труда. По мнению сту-дентов-фрилансеров, колледж должен создавать им возможность самостоятельно выстраивать учебный график для приобретения профессионального опыта, так как совмещение учебы и работы не только дополняют друг друга, но и развивают креативные способности личности на основе дополнительных компетенций.
Примеры
Студенты российских СПО педагогических, социальных, творческих, медицинских специальностей, пройдя двухдневный тренинг (~16 часов), могут оказывать услуги беби-сит-теров (вознаграждение за эту работу составляет и 250 руб. в час). Также востребованы услуги детских аниматоров. Их краткосрочная подготовка (16 часов) должна быть ориентирована на развитие у студентов артистических, музыкальных, коммуникационных компетенций.
Важным компонентом проектирования программ профессиональной подготовки для студентов должен стать, по нашему мнению, «модуль воспитания российского налогоплательщика». Куратором этого направления должен стать Центр финансовой ответственности колледжа.
Перспективным механизмом профессионального обучения в течение всей жизни становятся массовые открытые онлайн-курсы (МООК), позволяющие студенту из модулей-«кубиков» формировать индивидуальную образовательную программу. Предметно-цикловая комиссия общеобразовательных дисциплин одного из продвинутых колледжей совместно со студенческим научным обществом разработали модульную программу самообучения иностранному языку. Эта программа для развития иноязычной коммуникативной компетенции была установлена как приложение на мобильные телефоны студентов колледжа и способствовала продвижению их двуязычия. Более того, она стала хорошей подготовкой к получению сертификата TOEFL.
В ряде театральных вузов (в том числе СПО театрально-художественной сферы) перешли от выпуска одиночных специалистов к выпуску и трудоустройству команд специалистов-единомышленников (режиссер, художник, продюсер, драматург, зав. литературной частью). Из числа выпускников СПО различных специальностей также возможно форматирование команд специалистов как для развития малого молодежного (технологического, ремесленного, фермерского и т.д.) предпринимательства, так и для развития лучших практик социального (некоммерческого) предпринимательства в музыкально-театрально-музейной сфере («Российская газета», 31.08.2015, С.11). Такое решение вызвано не только экономической ситуацией, но и действием принципов краудсорсинга: у команды специалистов знаний и опыта больше, чем у отдельного человека. Молодые специалисты могут использовать шанс конвертации полученной квали-
фикации в успех своего дела на конкретной территории [7].
Данное направление признано МОН РФ одним из приоритетных в ФЦПРО на 20162020 гг., в соответствии с которым в субъектах РФ планируется создание межрегиональных центров компетенций в области искусства, дизайна и сферы услуг. Определен перечень ТОП-50 профессий, совпадающих с требованиями компетенций Ш8К..
Задача 4. Профессиональное обучение взрослых
Еще одна задача УЦПК — разработка и реализация краткосрочных программ профессиональной подготовки (профессионального тренинга) взрослых в возрасте 25-65 лет.
УЦПК СПО, предлагая взрослым гражданам спектр практико-ориентированных краткосрочных образовательных программ профессиональной подготовки (профессионального тренинга), формирует не только новый имидж СПО в социуме, но и новый механизм межу-ровневой и межведомственной кооперации ресурсов.
Во многих работах, посвященных системе образования взрослых и пожилых людей, в центре внимания при проектировании программ профессионального обучения и взаимообучения оказываются два аспекта:
а) повышение компьютерной и цифровой грамотности (умение обращаться с разнообразными гаджетами);
б) развитие индивидуальных когнитивных навыков (укрепление памяти, концентрации внимания, развитие скорочтения, устного счета и др.).
Бесплатные курсы компьютерной и цифровой грамотности для различных социальных групп взрослых и пожилых людей открываются при многих УЦПК СПО. Но пока они более востребованы среди пенсионеров мегаполисов и крупных городов. Появляется запрос и на практико-ориентированные психологические знания.
Наиболее продвинутые зарубежные колледжи имеют устойчивую практику разработки курсового обучения различных социально-ген-дерно-конфессиональных групп взрослых и пожилых людей с участием органов социального и пенсионного обеспечения, творческих и конфессиональных организаций. Ежегодно такой колледж предлагает до 500 программ (лучшие российские СПО предлагают 10-50 программ для взрослых).
При обучении взрослых для них не всегда важно получение документа, подтверждающего квалификацию. Важнее возможность общения и предупреждения одиночества.
Целевые потоки и спектр программ для решения четвертой задачи представлены в табл. 5.
Примеры
Республика Татарстан. Уже пять лет обучение пенсионеров компьютерной грамотности
Таблица 5
Целевые потоки, краткосрочных программы профессиональной подготовки взрослых, ожидаемые результаты
Целевые потоки
Базовые программы для решения задачи
Ожидаемые результаты
Слушатели-пенсионеры с профессиональным образованием
Программы краткосрочных курсов дополнительных квалификаций по освоению информационных технологий (компьютерная грамотность)
Программа по управлению пенсионными накоплениями
Консультант по здоровой старости
Дополнительные профессиональные квалификации для повышения качества жизни и общения
Пенсионер-рантье
Устойчивый пользователь компьютера
Пенсионеры, лица с ограниченными возможностями здоровья, многодетные, одинокие граждане и другие социальные группы
Программы краткосрочных курсов по развитию творческих, креативных способностей (рисование, театральная деятельность, лепка, уход за животными, коллекционирование, фотографирование и др.)
Программы профессионального тренинга по укреплению здорового образа жизни и взаимообучения
Дополнительные профессиональные квалификации для повышения качества жизни и общения.
Устойчивый пользователь компьютера
Тренер по скандинавской ходьбе
Права авто-, веловождения
Фотограф-любитель
Взрослое население
Программы повышения финансово-правовой грамотности
Программы (курсы) предупреждения социального одиночества с участием социально-ориентированных НКО
Дополнительные профессиональные квалификации для повышения качества жизни и общения
Пенсионер-рантье
Устойчивый пользователь компьютера Тренер по скандинавской ходьбе Дизайнер садового участка
завершается проведением регионального чемпионата. В 2015 году в Казани прошел пятый чемпионат по компьютерному многоборью среди пенсионеров. От РФ было 150 участников, самому старшему 79 лет. Помимо электронных презентаций о себе они продемонстрировали умение работать с текстовыми редакторами и веб-браузерами («Огонек», 07.04.2015, С. 4).
Республика Бурятия. На базе УЦПК одного из колледжей республики были организованы краткосрочные курсы для взрослых, в том числе пенсионеров, по профессиональной подготовке на рабочие профессии. Особенность обучения — в обеспечении территориальной доступности рабочих мест для пенсионеров (работа рядом с домом).
Владимирская область. УЦПК СПО региона совместно с творческими организациями предложили взрослым гражданам цикл востребованных практико-ориентированных программ: «тренер (организатор) по скандинавской ходьбе», «фотограф-любитель», «дизайнер садового участка» и др.
В ряде крупных городов РФ на базе УЦПК СПО, где готовят специалистов для ЖКХ, планируется в 2015 году обучать инициативных групп граждан, членов правлений ЖСК, ТСЖ по бесплатной (для них) целевой программе «управление многоквартирным домом».
Анализ пилотной практики обучения взрослых на базе УЦПК СПО — образовательных комплексов показывает, что мы только в самом начале решения этой важной межведомственной социальной задачи.
Литература
1. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/.
2. Распоряжение Правительства РФ № 366-р от 05.03.2015 г. «О популяризации рабочих и инженерных профессий». Метод. рекомендации по развитию движения ЮНИОР СКИЛЛС (проект от 02.04.2015 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://government.ru/docs/17129/.
3. Нестандартная занятость в российской экономике / Под ред. В. Е. Гимпельсона, Р. И. Капелюшникова. — М.: Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — 2006. — 400 с.
4. Никитин М. В. Подходы к формированию практико-ориентированных программ МЦПК СПО // Аккредитация в образовании. — 2014. — № 74. — С. 75.
5. Никитин М.В., Клочков А. Н. Управленческий потенциал колледжа: ценности, структуры, механизмы // Профессиональное образование и рынок труда. — 2015. — № 4. — С. 2.
6. Новиков А.М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). — М.: «Эг-вес», 2004. — 120 с.
7. Смирнов И. П. Профессиональное образование: реформирование путем переименования // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2015. — № 3 (19). — С. 6-14.
8. СПО: сентябрьские тезисы // Аккредитация в образовании. — 2015. — № 5 (81). — С. 54-55.
9. Сюжетные линии российского образования // Аккредитация в образовании. — 2015. — № 3. — С. 20.
10. WorldSkills Russia - публичный демонстрационный экзамен для системы профессионального образования // Профессиональное образование. — 2015. — № 2. - С. 18.