приобщению младших школьников к национальным традициям, раскрытию и проявлению себя в национальных праздниках, но и развивали творческую активность, творческие способности, чувство ответственности, учились планировать, организовывать, осуществлять свою творческую деятельность.
Список литературы:
1. Адольф В.А., Чайка Е.А. Национальные праздники как средство развития творческой активности младших школьников // Воспитание школьников. - 2014. - № 7. - С. 60-62.
2. Дроздов И.Ф. Являются ли традиции признаком нации? / И.Ф. Дроздов // Вопросы истории. - 1968. - № 3. - С. 83-92.
3. Капчеля В.М. Национальные традиции: сущность, генезис, перспективы развития / В.М. Капчеля. - Кишинев: Издательство: Штиинца», 1991. -82 с.
4. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. - М., 1999. - 343 с.
5. Сакович И.С. Эволюция традиции в культуре новационного общества: автореф. дисс. ... канд. философ.наук: 24.00.01 / И.С. Сакович. - Нижний Новгород, 2004. - 23 с.
6. Сарсенбаев, Т.У Национальные традиции в семейном воспитании // Советская педагогика. - 1984. - № 9. - С. 26-31.
7. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе / С.А. Шмаков. -М.: ЦГЛ, 2005. - 336 с.
8. Этнопсихологический словарь / Под редакцией В.Г. Красько. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. - 343 с.
9. Яковлева Л.В. К вопросу о национальной традиции в философии / Л.В. Яковлева // Человек. Общество. Культура. - Тула, 1988.
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ - СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ
© Шарипова Э.Ф.*
Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск
В статье рассматриваются признаки проектной работы обучаемых как разновидности учебных работ, взаимосвязь проектной, исследовательской и учебной деятельности, определяется внутренняя и внешняя структура учебного проекта.
Ключевые слова проект, исследовательская работа, учебная работа, преподавание технологии.
* Доцент кафедры Технологии, предпринимательства и методики обучения технологии, кандидат педагогических наук.
Введение стандартов нового поколения сделало метод проектов чрезвычайно популярным. Рассматриваемый, не смотря на свой солидный «возраст», как инновационная технология, метод проектов рекомендуется к применению на уроках и во внеурочной деятельности, в качестве мета предметного компонента образовательного пространства. Между тем, анализ литературы и практики показал, что имеются существенные расхождения в трактовке того, что именно считать «учебным проектом».
В России с 1993 года «питательной средой» развития проектного метода была образовательная область Технология. Именно в рамках предмета технология проект стал обязательной формой деятельности для учащихся: начиная с пятого класса программой на выполнение проекта отводилась вся четвертая четверть. Основной формой реализации проектов в данной области был и остается практикоориентированный творческий проект. За годы практики сложилась определенная структура проекта, которая включала в себя разработку некоего изделия, подготовку документации, включающей описание процесса поиска (теоретическую часть) и пакет технологической документации (практическую часть). Выполнение проекта завершалось защитой. В литературе были описаны и другие типы проектов: исследовательские, социальные, игровые, однако реализация данного типа проектов в технологическом образовании - явление относительно редкое, что можно связать с отсутствием единого основания для классификации и описания специфики работы, что затрудняет понимание того, как построить работу с учащимися в рамках данного типа проектов. Сейчас, когда метод проектов стал значительно более активно применяться в других предметных областях, это стало ощутимой проблемой. Стандартная схема работы, выработанная для технологических проектов, далеко не всегда может и должна быть реализована в других предметах. А набирающие популярность исследовательские и информационные проекты со всей очевидностью поставили вопрос: «Чем же проектная деятельность отличается от исследовательской, игровой, познавательной? В каком случае мы имеем дело с информационным проектом, а в каком - с рефератом? В чем принципиальное отличие метода проектов?»
Чтобы ответить на данный вопрос необходимо начать с дефиниции понятия. Толковые словари определяют проект, как некую предварительную разработку, замысел: предварительный текст документа, документацию, план устройства или сооружения, иными словами, результаты этапа, предшествующего созданию, воплощению замысла в жизнь. Эта некая разработка идеи, завершающаяся тогда, когда идея готова к воплощению в жизнь. Мы считаем, что это одним из ключевых признаков проектной деятельности. Независимо от характера учебного проекта содержание деятельности должно предполагать выдвижение и разработку, детализации некой идеи и способов ее реализации вплоть до момента, когда она будет готова к воплощению.
Однако, есть существенное отличие между учебным проектом, и проектом вообще. Изначально, еще во времена становления этого метода акцент в учебном проектировании делался на достижении значимой цели, что предполагает воплощение замысла в жизнь. Данное различие хорошо иллюстрирует определение, данное еще в Советском словаре: Проект - 1) реалистичный замысел, план о желаемом будущем; 2) совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов) для создания какого-либо продукта, содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления; 3) метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и ее практическом достижении [3]. Несмотря на то, что данное определение метода проектов не дает четкого представления о сути метода, оно, однако, задает четкий ориентиры: социально-значимую цель и ее практическое достижение. Таким образом, проект как метод обучения, как и проект в обобщенном смысле направлен на решение конкретной проблемы, разработку некоего значимого продукта, соответствующего заданным требованиям. Более того, сегодня все чаще, говоря о проекте, имеют ввиду не только этап предварительной разработки идеи, но и ее воплощение, как это изначально было заложено в учебных проектах. Так, В.Н. Бурков, Д.А. Новиков определяют проект как это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией [3]. Специфическими же чертами учебного проекта является не только завершенность действия, воплощение замысла в реальность, но и тесная связь с учебной деятельностью, ибо проект как метод обучения призван, в первую очередь, решать задачи образования, и решение проблемы, представление в проекте, выступает средством и условием приобретения учеником новых знаний, систематизации и обобщения уже имеющихся, формирования и закрепления умений, формирования опыта познавательной, преобразовательной, исследовательской деятельности.
Такая тесная связь учебного проектирования с собственно учебной и исследовательской деятельностью часто приводит к тому, что эти понятия смешиваются, и возникают разночтения в наименовании различных видов работ, выполняемых обучаемыми. На наш взгляд, основным основанием отграничения проектной деятельности является основной предполагаемый результат, определяемы с позиции учащегося. Представим взаимосвязь проектной, учебной и исследовательской деятельности в виде схемы.
Поскольку существуют различные трактовки понятия «исследовательская деятельность» применительно к учебному процессу, мы будем рассматривать все указанные виды деятельности через призму учебных работ соответствующих типов, где под работой подразумеваются должным образом оформленные и представленные результаты соответствующего вида деятельности обучающегося.
Проектная работа
Результат: решение практической проблемы, получение социально-значимого продукта
Проектная деятельность
Ж*
Учебная деятельность
Исследовательская деятельность
Учебная работа
Результат: получение субъективно новых знаний, формирование умений, приращение субъективного опыта
Исследовательская работа
Результат: получение объективно новых знаний, создание и проверка новых методов
Рис. 1. Взаимосвязь проектной, учебной и исследовательской деятельности при выполнении работ различного типа.
На наш взгляд, если речь идет об учебном процессе, то и при выполнении проектных, и при выполнении исследовательских работ будет иметь место учебная деятельность: определение границ знания, актуализация необходимых знаний, поиск и усвоение нужной для определения путей достижения результата информации. При выполнении проектных работ может исследовательская деятельность, более того, наличие исследовательского компонента в проектной работе обязательно, но на ранних этапах знакомства с учебным проектированием оно может сводиться к анализу источников и к сравнительному анализу методов решения проблем и не предполагать получения принципиально нового знания. По мере освоения проектирования исследовательский компонент в работах целесообразно усиливать. Исследовательская работа, в свою очередь, может включать элементы проектной деятельности, но в данном случае, принципиально значимым является получение нового знания, любые практические продукты носят побочный характер. В свою очередь в учебной работе могут присутствовать и элементы исследования, и элементы проектирование, однако сама работа не предполагает практического решения проблемы или получения объективно нового знания, носит, скорее, тренировочный характер. Яркий пример - рефераты, лабораторные работы и т.п. Таким образом всякая исследовательская или проектная работа обучаемого будет учебной, но не всякая учебная работа будет проектной или исследовательской. Такой анализ позволяет также разграничить исследовательские проекты и исследовательские работы: при всей их внешней схожести для исследовательского проекта первичным является получение значимого продукта: изделия с новыми свойствами, спра-
вочника, словаря и т.п., тогда как в исследовательской работе такой продукт если и присутствует, то носит вспомогательный характер, а первичным является открытие нового знания.
Краля В. выделила во внутренней структуре проекта три компонента: проблему, требующую решения, исследовательскую или поисковую составляющую (сюда входят компоненты, обеспечивающие поиск решения проблемы: гипотеза, методы и т.п.) и практически значимый материальный или культурный продукт [2]. На наш взгляд, данные компоненты являются необходимыми и достаточными для определения проектной работы учащегося. При этом говоря о практической значимости получаемого продукта, мы имеем в виду его востребованность. Еще на стадии определения темы и цели проекта обучаемый должен сформировать представление о том, где и как будет применен результат проекта. Если же говорить о форме представления, то есть о внешней структуре проекта, то она также будет включать практически значимый материальный или культурный продукт, пакет планирующей документации (пояснительную записку) и защиту проекта. Последний пункт является принципиально важным, так как выполнение учебного проекта без процедуры защиты результата в разы снижает эффективность этого вида деятельности. Защита проекта дает возможность апробации идеи, способствует развитию всего комплекса универсальных учебных действий у обучаемого, обеспечивает дополнительную социальную мотивацию.
Опираясь на данные положения можно достаточно четко отграничить проектные работы от иных видов учебных работ и в полной мере реализовать потенциал проектного метода обучения как на уроках технологии, так и в рамках других предметных областей. Рациональное применение метода проектов позволит комплексно решать задачи обучения, воспитания и развития, обеспечит учащимся подготовку к взрослой жизни, где с проектами им предстоит столкнуться и в профессиональном обучении, и в самой профессии и в социальной практике.
Список литературы:
1. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. -288 с.
2. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие / Н.А. Краля; Под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ 2005. - 59 с.
3. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 1630 с.