УДК 371.2
С. А. Новосёлов, Т. В. Зверева
ФЕНОМЕН ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образовательный процесс; проектно-исследовательская деятельность.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается применение проектно-исследовательской деятельности как формы организации самостоятельной работы на занятиях учебных дисциплин художественного цикла.
S. A. Novoselov, T. V. Zvereva
THE PHENOMENON OF THE PROJECT-RESEARCH ACTIVITY IN THE EDUCATIONAL PROCESS
KEY WORDS: the educational process; the project-research activity.
ABSTRACT. The application of the project-research activity becomes more actual as a form of the organization of the independent work during the classes of the disciplines of art education.
Процесс все более углубляющегося взаимопроникновения технологической и художественной составляющих культуры общества характеризуется ускоренным развитием проектной культуры будущих специалистов. При этом одной из основных характеристик вузовского образования становится большой объем самостоятельной работы студентов, их вовлечение в реальные проекты, в коллективные формы учебной работы, требующие интеграции различных видов учебной, исследовательской и квазипрофессиональной деятельности на основе актуализации инициативности, таланта и креативности обучаемых.
Феномен проектно-исследовательской деятельности в процессе профессиональной подготовки студентов художественных специальностей, будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства характеризуется рядом требующих своего изучения особенностей. Применение проектно-исследовательской деятельности как формы организации самостоятельной работы на занятиях учебных дисциплин художественного цикла, и в первую очередь, декоративно-прикладного искусства, предполагает вовлечение каждого студента в активный познавательный процесс
овладения знаниями, активной творческой деятельности по проектированию объектов будущей профессии с применением всего комплекса приобретенных знаний и умений. При этом перед педагогами возникает проблема активизации проектно-исследовательской деятельности студентов художественных специальностей. Процесс решения этой проблемы потребовал теоретического анализа психолого-педагогических аспектов феномена проектно-исследовательской деятельности, нового осмысления таких лежащих в его основе понятий, как деятельность, исследовательская деятельность и проектная деятельность.
В отечественной философской традиции деятельность рассматривается как процесс, в ходе которого человек воспроизводит и творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы — объектом своей деятельности. В отечественной психологии деятельность определяется как динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Под деятельно-
стью понимают, как внутреннюю (психическую), так и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью. Активность же проявляется во взаимодействии человека с окружающей действительностью, субъект активности целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет таким образом свои потребности.
В педагогике изучаются конкретные виды деятельности: учебная, общественная, эстетическая, спортивная и др. Учебная деятельность является ведущей в образовании и распространяется на все возрасты обучаемых. Организация учебной деятельности, как отмечают исследователи, строится на основе комплексности научнопедагогических подходов: деятельностного, личностно-ориентированного, информационного и др..
Относительно новым в многообразии способов организации учебной деятельности в процессе образования, является ее реализация в форме проектной деятельности, в которой находит проявление «эгофактор» (я-фактор) обучаемого, характеризующийся преломлением всего обучения сквозь призму его личностного опыта, личностных потребностей и интересов. Исходя из этого, проектную деятельность определяют как «...способ организации учебной деятельности учащихся, направленный на решение задачи». При этом необходимо отметить, что проектная деятельность обучаемых практически всегда требует своего обеспечения деятельностью исследовательской.
Исследование в обыденном сознании понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. В научной трактовке данное понятие определяется как деятельность, направленная на получение общественно значимых новых знаний. В образовательном процессе — это учебно-научный поиск обучаемого под управлением педагога, внесение субъективно новых элементов в учебную деятельность. При этом необходимо отметить, что значительная часть специалистов, изучающих возможности применения исследовательской и проектной деятельности в условиях образовательного процесса, не разграничивает исследование и проектирование как отдельные, относительно независимые способы организации учебной деятельно-
сти, например, исследовательское обучение, часто отождествляют с обучением по «методу проектов». И в педагогической практике термины «проектная деятельность» и «исследовательская деятельность» чаще всего используются почти как синонимы.
Их существенные отличия подчеркнул в своей работе А. И. Савенков, настаивающий на том, что проектирование и исследование — изначально и принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Он считает, что далеко не всегда в проектировании есть место исследовательской деятельности студента, что можно обойтись и без элементов исследовательского поиска, т. к. проект, а, следовательно, и проектирование, всегда направлены на решение практической задачи. В отличие от проектирования, А. И. Савенков рассматривает исследование как вариант бескорыстного поиска истины, и отмечает, что если в итоге исследования и удается решить какую-либо практическую проблему, то это чаще всего является побочным эффектом. Но при этом он приводит одну общую для проектов и исследовательских работ студентов схему: актуализация проблемы; определение сферы исследования (проектирования); выбор темы исследования (проектирования); выработка гипотезы; выбор методов исследования (проектирования); определение последовательности проведения исследования (проектирования); сбор и обработка информации; анализ и обобщение полученных материалов и т. д. [3]. Тем самым, на наш взгляд, он зафиксировал на структурном уровне объективную взаимосвязь и взаимообусловленность этих двух видов деятельности, которая, по сути дела, превращает его видение независимости проектной и исследовательской деятельности лишь в частный случай их взаимозависимого существования.
А. А. Пентин, сравнивая исследовательскую и проектную деятельность также противопоставляет их друг другу: в исследовании обнаруживается то, что уже есть, в проекте создается то, чего еще нет [2]. Исследователь пишет, что проектная деятельность направлена, прежде всего, на создание некоего нового продукта, будь то газета, учебное пособие, работающая предпринимательская схема и т. д. Результату предшествуют: замысел, собственно проектирование (планирование, анализ и поиск ресурсов) и
реализация. Он видит основные образовательные цели применения методов проектного обучения в том, чтобы «научить понимать: хорошая идея — еще далеко не все, необходимо представлять, каков механизм ее реализации, как будет выглядеть конечный продукт, чтобы, осуществляя проект, попутно научиться многим полезным вещам: добывать нужную информацию, сотрудничать с партнерами, и, возможно, руководить другими людьми, наконец, в буквальном смысле делать что-то своими руками» [2, с. 49].
Говоря об исследовательской деятельности А. А. Пентин выделяет этап осмысления некоторого явления или процесса, вызывающего определенные вопросы, этап формализации этого явления или процесса, и затем этапы моделирования и экспериментирования. Целью исследовательской деятельности по его мнению является именно построение модели явления. Касаясь целей студенческих исследований А. А. Пентин выделяет необходимость поддержки врожденного любопытства студентова, которое часто утрачивается за период обучения в ВУЗе, снабжение их инструментарием для успешного познания мира.
Вместе с тем,любое исследование, по мнению А. А. Пентина, по форме можно рассматривать как проект. Ведь и у исследования обязательно должен быть какой-то замысел, должны быть фазы планирования, реализации и есть результат, оформленный, например, в виде статьи, то есть некоего итогового продукта. Таким образом, А. А. Пентин противопоставляя эти виды деятельности и выделяя различия, обнаруживает зыбкость границ между ними и совпадение по некоторым признакам.
Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, Л. Ф. Фомина [1] придерживаются единой точки зрения, согласно которой исследование, в отличие от проектирования, конструирования и организации, есть самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятельности, его главная цель — установление истины, «того, что есть», «наблюдение» за объектом, по возможности без вмешательства в его внутреннюю жизнь. Никоим образом не умаляя необходимости развития у человека навыков преобразования окружающей действительности (т. е. прежде всего навыков проектирования), эти авторы считают, что развитие
способности занимать исследовательскую позицию является наиболее важной задачей образования и воспитания как средства оценки действительности, возможных последствий. Ведущей ценностью в исследовании, в отличие от проекта, является ценность процесса движения к истине. При этом А. В. Леонтович называет последние несколько десятилетий эпохой проектного мышления. Но он подчеркивает и необходимость взаимосвязанной реализации проектной и исследовательской деятельности, так как поливерсионное по своей природе проектирование подчас приводит к неожиданным последствиям, поэтому необходимо поставить некоторые ограничения на фантазию проектного мышления, а именно — исследование и заключенную внутри него экспертную процедуру.
М. М. Фирсова использует термины «проектная деятельность» и «исследовательская деятельность» в соподчинении. Она рассматривает проект как «основную форму исследовательской деятельности учащихся», далее оперируя понятием «проектно-исследовательская деятельность». М. М. Фирсова определяет такую деятельность как учебно-трудовую по характеру, органически связывающую теорию и практику, что имеет важное значение для профессионального самоопределения учащихся. Эта деятельность развивает самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей, формирует навыки планомерной, технологичной деятельности и способности к самоорганизации, самоконтролю и самокоррекции. Исследователь выделяет следующие этапы проектноисследовательской деятельности: возникновение идеи или проблемы (организационно-подготовительный), решение задачи (технологический), реализация на практике (заключительный). На первом этапе идет поиск проблемы, определяется тема, формируются исследовательские задачи, обосновывается проект, планируется предстоящая деятельность. На втором — при постоянном самоконтроле, промежуточной самооценке и самокоррекции осуществляются сбор и анализ информации, обсуждаются новые идеи, моделируются те или иные проблемные ситуации, намечаются пути их разрешения, оформляются документы и т. д. На третьем — подводятся итоги, анализируются и оцениваются результаты дея-
тельности. На всех этапах велика роль: научного руководителя (консультанта). Проектная деятельность, по мнению М. М. Фир-совой, является эффективным средством развития творческих способностей учащихся.
Таким образом, проведенный анализ показал, что в известных работах, рассматривающих применение проектной и исследовательской деятельности в образовательном поле, понятия «проектная деятельность» и «исследовательская деятельность» не всегда четко дифференцируются, хотя разница между ними отмечается в большинстве работ. Но такая дифференциация становится все более необходимой в аспекте повышения роли этих видов деятельности в образовательном процессе. Причем уточнение этих понятий позволит выделить и те общие компоненты, которые станут основой интеграции этих видов деятельности в целях повышения эффективности педагогической поддержки субъектности учебной работы. На основе проведенного анализа литературных источников мы приняли в качестве ориентиров для дальнейшего исследования феномена проектно-исследовательской деятельности студентов следующие рабочие определения.
Исследовательская деятельность (как способ организации учебной деятельности) — это деятельность, направленная на получение общественно значимых новых знаний, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение и практическое овладение методами исследования, поиск источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, оформление выводов и результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность (как способ организации учебной деятельности) — это деятельность, направленная на разработку модели представления о практической реализации востребованного продукта жизнедеятельности, включающей в себя выработку концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ организации деятельности по реализации проекта) и собственно реализации проекта, включая рефлексию результатов деятельности.
Принципиальное отличие исследовательской деятельности от проектной состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Таким образом, проектирование и исследование — изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование — бескорыстный поиск истины, а проектирование — решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
Но и проектная деятельность, и исследовательская деятельность, с точки зрения студента, — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эти два вида деятельности, позволят проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Они направлены на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими студентами, когда результат этих деятельностей — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проведенный анализ показал также, что эти два относительно независимых вида деятельности находятся в стадии интеграции в условиях современного образовательного процесса, что позволяет выделить и определить новый феномен процесса образования, проявляющий себя как интегративный способ организации учебной деятельности — это проектно-исследовательская деятельность студентов. Мы предлагаем понимать ее как вид учебно-познавательной деятельно-
сти, интегрирующий в себе компоненты проектной и исследовательской деятельности, при этом ведущей деятельностью выступает проектирование учебных, квазипрофессио-нальных и профессиональных объектов, каждый этап которого сопровождается исследованием, самостоятельным поиском субъективно и объективно новых знаний как об объекте проектирования так и о способах решения проектных задач.
Такая трактовка проектно-исследовательской деятельности студентов открывает возможности для уточнения структуры алгоритмов функционирования и управления учебной деятельностью, учета особенностей будущей профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. АЛЕКСЕЕВ, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. В. Обухов, Л. Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. — 2001. — № 1.
2. ПЕНТИН, А. А. Учебные исследования и проекты — понятия близкие, но не тождественные / А. А. Пентин // Директор школы. — 2006. — №2.
3. САВЕНКОВ, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. — Самара: Изд-во «Учебная литература», 2005.
Получено 14.04.09 © Новосёлов С. А., Зверева Т. В., 2009
Итак, профессиональная подготовка студентов художественных специальностей, будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства претерпевает ряд изменений, вызванных новым феноменом, таким, как проектно-исследовательская деятельность. Проектно-исследовательская деятельность на занятиях декоративно-прикладного искусства необходима для творческого саморазвития и самореализации личности студента, для приобретения комплекса необходимых качеств, знаний, умений, способностей, важных для успешной работы по выбранной специальности.