Проектно-исследовательская деятельность студентов вуза в условиях информатизации учебного процесса
Юлия Александровна Коваленко старший преподаватель кафедры конструирования одежды и обуви Казанский национальный исследовательский технологический университет, ул. К.Маркса, 68, г. Казань, 420015, (843)2314196 Julia a [email protected] Татьяна Владимировна Жуковская старший преподаватель кафедры конструирования одежды и обуви Казанский национальный исследовательский технологический университет, ул. К.Маркса, 68, г. Казань, 420015, (843)2314196 [email protected]
Аннотация
В статье раскрывается авторское понимание понятия «проектноисследовательская деятельность студентов». Рассматриваются возможности применения современных информационных технологий при подготовке студентов к проектно-исследовательской деятельности и её реализации в рамках курсового проектирования.
In the article the author's understanding of the concept of "design-research activities of students." The possibilities of the use of modern information technology in preparing students for design-research activities and its implementation in the course design.
Ключевые слова
проектно-исследовательская деятельность студентов, проектноисследовательские компетенции, информационные технологии, мультимедиа технологии, системы автоматизированного проектирования gesing-research activities of students, design-research expertise, information technology, multimedia technology, computer-aided design
Введение
Современный этап общественного развития характеризуется стремительным процессом информатизации всех областей жизнедеятельности человека. Следовательно, преобразуются условия и характер профессиональной деятельности выпускников вузов, что неизбежно приводит к необходимости совершенствования процессов их подготовки.[1]
Прежде всего, меняется основная цель высшего образования, которая заключается не столько в знаниевой подготовке, сколько в обеспечении условий для самоопределения, самореализации и саморазвития личности студента. В новой образовательной парадигме студент становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Диалогические отношения преподавателя и обучающегося определяют основные формы организации учебного процесса. Результатом становится активная деятельность студента, далекая от простой репродукции, наделенная преобразовательной, инновационной, творческой направленностью. Это позволяет подготовить выпускника вуза к системному действию в профессиональной ситуации, к работе с постоянно растущим потоком получаемой информации, к анализу и проектированию
своей деятельности, к самостоятельным действиям в условиях неопределенности, стремящегося к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию) и творческой самореализации.
Однако практика организации образовательного процесса в вузах, показывает неспособность в полной мере удовлетворять заявленным требованиям. В последние десятилетие эту проблему пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности студентов. Проектная деятельность, по утверждению Е.С. Полат способствует успешной адаптации молодежи к современным социальноэкономическим условиям, формированию потребности в знаниях, высокой профессиональной мотивации и стремлению к самообразованию [2].
Анализ психо лого-педагогической литературы, а также проведенные нами исследования показывают, что при подготовке выпускника вуза востребованного на рынке труда наиболее эффективным является включение студентов в проектную деятельность, носящую исследовательский характер. Подготовка студентов к данной деятельности и её реализация в условиях современного образовательного процесса неразрывно связана с применением информационных технологий.
Характеристика проектно-исследовательской деятельности студентов вуза
В контексте современных образовательных методов и технологий наблюдается интеграция проектной и исследовательской деятельности обучающихся на содержательном и процессуальном уровнях (С.А. Новосёлов, Т. В. Зверева, В.С. Кузнецов, А.А. Пентин, А. В. Леонтович, Т.В. Альникова, М. М. Фирсова и др.).
Некоторые авторы не разграничивают исследовательскую и проектную деятельность как отдельные, относительно независимые способы организации учебной деятельности и вводят понятие «проектно -исследовательская деятельность». Преимущественно психолого-педагогические особенности проектноисследовательской деятельности научно осмысливаются применительно к общеобразовательной школе. (Т.В. Альникова, Е.Н. Голованова, А.В. Гайдуль, А.Р. Аржаник, Ю.О. Лобова, А.А. Хомяков, И.В. Жданова, М.В. Томникова, Е.Н. Мухотдинова и д.р.). Проектно-исследовательская деятельность с учетом специфики вуза рассматривается в работах: В.Г. Сотник, В.С. Кузнецова, А.В. Николаевой, Т.И. Долгодворовой и др.
Чаще всего проектно-исследовательская деятельность понимается как «вид учебно-познавательной деятельности, интегрирующий в себе компоненты проектной и исследовательской деятельности, при этом ведущей деятельностью выступает проектирование учебных, квазипрофессиональных и профессиональных объектов, каждый этап которого сопровождается исследованием, самостоятельным поиском субъективно и объективно новых знаний как об объекте проектирования так и о способах решения проектных задач».[3]
В нашем понимании проектно-исследовательская деятельность студентов, не сводится к простой интеграции проектной и исследовательской деятельности на содержательном и процессуальном уровнях, или к усилению исследовательского компонента проектной деятельности студентов, а предполагает реализацию деятельности на качественно новом уровне на основе процессов целеполагания, прогнозирования, понимания, рефлексии и самоопределения. Ведущим подходом при организации данной деятельности является исследовательский подход, который по определению А.И. Савенкова нацелен на формирование готовности и способности обучающегося, самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. [4]
Исследовательский подход к организации проектно-исследовательской деятельности студентов предполагает развитие ценностно-мотивационной сферы личности студента, инициирует поисковые и рефлексивные процессы в ходе подготовки студентов к проектно-исследовательской деятельности, её осуществления и творческого саморазвития в ней.
Проектно-исследовательская деятельность студентов предполагает реализацию различных по видам и формам учебных проектов, носит проблемный, междисциплинарный, продуктивный и творческий характер. Проектноисследовательская деятельность студентов в условиях вуза направлена, прежде всего, на саморазвитие внутреннего потенциала личности, посредством самостоятельного, осознанного, ценностного выбора целей деятельности, методов, средств, видов и форм её реализации. При этом ролевая позиция преподавателя смещается от непосредственного управления деятельностью студентов к консультированию и наблюдению, а взаимодействия участников проектно-исследовательской деятельности носят «субъект-субъектный» характер, что инициирует стремление студентов к самообразованию, самореализации и саморазвитию [5].
На эффективность осуществления студентами проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе вуза важное влияние оказывает характер ценностных ориентаций студентов и сформированность проектно-исследовательских компетенций. Наличие ценностных ориентаций способствует адекватному целеполаганию, планированию и рефлексии студента в процессе проектноисследовательской деятельности, а успешность реализации поставленных целей и задач зависит от сформированности соответствующих проектно-исследовательских компетенций.
Основу проектно-исследовательских компетенций студентов составляют определенные знания, умения, навыки, способы организации и проведения данной деятельности, а также способности и качества личности студента. Знания включают в себя: знания об объектах проектирования и исследования; знания о методологии проектно-исследовательской деятельности и критериях оценки качества её результатов. К проектно-исследовательским умениям мы относим умения: формулировать цели и задачи проекта; прогнозировать результаты проектноисследовательской деятельности; планировать этапы выполнения проекта; работать с различными источниками информации; анализировать полученную информацию и делать выводы необходимые для выполнения проекта; выдвигать гипотезу;
проводить исследования и осуществлять эксперименты, необходимые для проверки гипотезы и реализации проекта; осуществлять действия по реализации проекта; презентовать результаты проектно-исследовательской деятельности; осуществлять оценку созданного проекта и самооценку своих действий. Так же, нами выделены следующие способности и качества личности, способствующие эффективной проектно-исследовательской деятельности: творческие способности;
исследовательские способности; организаторские способности; коммуникативные
качества; развитое логическое, критическое и творческое мышление.
Формирование обозначенных выше знаний и умений, развитие личностных качеств и способностей, определяет развитие проектно-исследовательских компетенций. В условиях современного образовательного пространства
информационные технологии открывают новые возможности для реализации данных процессов. Использование информационных технологий в подготовке студентов к проектно-исследовательской деятельности и в ходе реализации исследовательских творческих проектов активизирует познавательную деятельность студентов, повышает интерес студентов к лекционным и практическим занятиям, в целом способствует совершенствованию проектно-исследовательских компетенций.
Использование информационных технологий при подготовке студентов к проектно-исследовательской деятельности
Рассмотрим несколько направлений использования современных
информационных технологий в процессе формирования составляющих проектноисследовательских компетенций студентов, обучающихся по специальности «Конструирование швейных изделий».
Объектами проектно-исследовательской деятельности будущих конструкторов швейных изделий являются различные виды одежды, композиционное и конструктивное построение моделей, конструкторская документация и процессы её разработки. В ходе передачи необходимых знаний о данных объектах широкое применение находят мультимедийные технологии. Мультимедиа дает возможность представлять информацию об объектах проектно-исследовательской деятельности не традиционным текстовым или словесным описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука в виде презентаций. Возможности компьютерной графики и видеофайлов в сочетании со звуковым вербальным и невербальным сопровождением обеспечивают подключение к процессам восприятия и переработки информации механизмов образного восприятия, произвольного и непроизвольного внимания, воздействие на эмоциональную сферу личности студента [6].
Одним из наиболее доступных и удобных инструментов является программа «Power Point». Она позволяет преподавателю самостоятельно готовить мультимедийные пособия к лекционным и практическим занятиям. Визуализация важных моментов лекционного материала, подкрепление его графической информацией способствует развитию пространственного мышления студентов, что очень важно при подготовке конструкторов швейных изделий. Визуализация во время презентаций коллекций моделей одежды способствует развитию творческого воображения и творческого мышления, дает возможность привлекать студентов во время лекционных занятий к выполнению проектно-исследовательских операций посредством сравнения, обобщения, анализа увиденной информации. Демонстрация различных композиционно-конструктивных решений моделей при проведении лабораторных занятий повышает эффективность процессов моделирования одежды. Использование мультимедиа технологий дает возможность увеличить объем представляемой учебной информации, тем самым перейти от словесного повествования к творческой дискуссии.
Применение более сложных мультимедийных продуктов, с использование 3-D моделирования позволяет рассмотреть в объеме процессы одевания поверхности тела человека плоским материалом за счет образование на нем складок и разрывов, исследовать процессы развертывания объемной поверхности одежды на плоскость, проследить преобразование объемного изображения одежды в эскиз модели на плоскости.
Мультимедийные технологии на этапе формирования знаний об объектах проектно-исследовательской деятельности, методах её осуществления и оценивания, позволяют увеличить объем и качество усваиваемых знаний, повышают системность и интергативность знания.
Отслеживание уровня сформированности данных знаний так же возможно с применением специализированных компьютерных систем. Контрольно-оценочный этап является обязательным компонентом любой учебной деятельности, а следовательно и проектно-исследовательской. С этим этапом связана реализация так называемой «обратной связи» при обучении, т. е. получение информации о ходе усвоения, выявление трудностей, ошибок, пробелов в знаниях. Контрольнооценочный этап может выполнять ориентирующую, диагностическую, обучающую, воспитательную, развивающую, контролирующую и управляющую функции.
Оценка может рассматриваться как стимулирующая и ориентирующая, воздействующая на умственную работу и волевую сферу. В учебном процессе оценка обычно фигурирует в форме отметки - некоторого числового эквивалента качества и количества знаний. Для того чтобы оценка выполняла свою ориентирующую функцию, она должна отражать результаты диагностического контроля знаний, т.е. содержать результаты анализа знаний, умений и навыков обучаемого в изучаемой предметной области в соответствии с некоторой моделью обучаемого или моделью усвоения знаний. Положительная мотивация посредством оценивания достигается за счет выбора подходящего критерия, шкалы оценок и психологически приемлемой формы сообщения результатов.
Для проектирования компьютерных контролирующих тестов использовались инструментальные средства TestMaker [7, 8, 9].
При формировании проектно-исследовательских умений студентов обучающихся по специальности «Конструирование швейных изделий» неотъемлемой частью является использование разнообразного программного обеспечения.
На стадии эскизной проработки моделей одежды студентами могут использоваться пакеты программ «Corel Draw», «Adobe Photoshop» и другие.
На стадии разработки конструкторской документации - системы автоматизированного проектирования (САПР), специализированного и общего назначения.
Системы автоматизированного проектирования предлагают широкий спектр решений для проектирования и дизайна швейных изделий. Данные технологии используются для визуализации, моделирования и анализа разрабатываемых объектов на ранних стадиях проектирования и позволяют не просто увидеть модель на экране, но и оценить её.
При отсутствии в вузе специализированных программных продуктов, для студентов конструкторов наиболее доступными и адаптированным для выполнения конструкторских чертежей среди других систем автоматизированного проектирования является графический редактор AutoCAD. Это CAD-система, предназначенная для подготовки технической документации, позволяющая строить чертежи любой сложности [10] На современном этапе программа включают в себя полный набор средств, обеспечивающих комплексное трёхмерное моделирование, в том числе работу с произвольными формами, создание и редактирование 3D-моделей тел и поверхностей, улучшенную 3D-навигацию и эффективные средства выпуска рабочей документации [11].
Студенты по специальности «Конструирование швейных изделий» обучаются работе с графическим редактором AutoCAD во втором семестре обучения в рамках дисциплины «Информатика». Освоение программы происходит в ходе вычерчивания различных деталей машин или разного рода металлических заготовок. Эти упражнения формируют базовые умения и навыки работы с программой. Однако не стоит забывать о возможностях редактора «AutoCAD», которые можно и нужно использовать в целях конструирования одежды.
«AutoCAD» может применяться на всех этапах разработки конструкторской документации: проектирование базовой, исходной модельной и модельной
конструкции, разработка комплекта лекал деталей изделия, выполнение градации изделия.
Команды «AutoCAD» просты и ясны для восприятия учащимися, а общение с системой ведется с помощью различных меню, диалоговых окон, текстовых окон, панелей инструментов. В системе представлен широкий выбор базовых геометрических примитивов (отрезков, точек, окружностей, дуг, полилиний, многоугольников) для изготовления чертежей. Команды и инструментальные средства «AutoCAD» обеспечивают точное и полное построение чертежей конструкций деталей одежды, которые используют при выполнении любых проектных работ. «AutoCAD»
обеспечивает быструю и несложную процедуру простановки размеров в полном соответствии с действующими стандартами.
Разработка чертежей конструкций при помощи программы «AutoCAD» полностью отвечает требованиям выполнения курсовых и дипломных проектов в области конструирования одежды, и может являться альтернативой выполнению чертежей «вручную» или на специализированных САПР. Оформление чертежей конструкций «вручную» наиболее трудоемкий процесс, требующий аккуратности от исполнителя. Специализированные же САПР не являются общедоступными, так как стоимость их установочного пакета не приемлема для большинства студентов, а время работы с ними в аудиториях вуза ограничено. Выполнение чертежей конструкций деталей одежды при помощи программы «АШсСАО» позволяет повысить не только скорость, но и качество самой работы. Если раньше процесс исправления, доработки и размножения чертежей с разными параметрами был целой проблемой и отнимал много времени и материальных ресурсов, то сейчас это делается с помощью нескольких манипуляций мышью. При оформлении конструкторской документации вручную, одни и те же данные приходиться вносить много раз, при этом возникают ошибки, обусловленные человеческим фактором; при работе с программами САПР данные вводятся единожды, проверяются и потом используются необходимое количество раз [12].
В области проектирования одежды в учебном процессе вуза могут применяться и специализированные САПР одежды, в зависимости от того каким программным обеспечением оснащены компьютерные лаборатории вуза. Применение специализированных САПР одежды позволяет приблизить условия учебного проектирования к реальным производственным условиям, и выполнять все этапы с учетом особенностей промышленного проектирования швейных изделий. Возможности современных систем автоматизированного проектирования одежды представлены ниже.
• САПР "Комтенс" содержит: модуль конструирования - параметрическое конструирование лекал, с использованием плоскостных методик конструирования; модуль трехмерного проектирования - реализуется при подключении "СТАПРИМ"; модуль моделирования - набор инструментальных графических средств, позволяющих производить геометрические операции с точками, линиями и секциями лекал; модуль градации - реализован как функция конструктивного моделирования, при выполнении любой операции конструктивного моделирования программа автоматически перестраивает конструкцию изделия, что многократно снижает трудоемкость градации и позволяет отказаться от специализированного рабочего места по градации лекал; модуль рабочее место - позволяет выпонять оформление лекал, конструктивное моделирование, градацию лекал, формирование комплектов; модуль раскладки - предполагает формирование раскладок лекал с заданными техническими условиями; модуль технолог - позволяет решить следующие задачи: составление технологической последовательности изготовления швейных изделий; нормирование времени выполнения операций; расчет стоимости отдельных операций и технологической последовательности в целом; разбиение технологической последовательности на организационные операции в соответствии с тактом процесса.
• "СТАПРИМ" позволяет реализовывать объемное проектирование (3Б) женской одежды с использованием виртуального манекена, с возможностью последующего разворачивания лекал, совместима с САПР "Комтенс".
• QassiCAD содержит: модуль конструирования и градации - построение конструкций швейных изделий с использованием плоскостных методик конструирования (возможность выбора из более 150 различных методик); модуль моделирования - набор инструментальных графических средств, позволяющих производить геометрические операции с базовой конструкцией изделия; модуль лекал - подготовка лекал к раскрою; модуль раскладки - формирование раскладок
лекал с заданными техническими условиями; модуль калькуляции - расчет экономических показателей изделия.
• САПР "Грация" включает в себя: модуль «дизайн» - создания эскизов и рисунков моделей, формирования цветовых решений, организации компьютерного каталога изделий; модуль «конструирование и моделирование» - отстраивает лекала нужных размеров, ростов и полнот по любой методике конструирования с учетом типологии населения; перестраивает лекала на конкретные фигуры с автоматическим контролем и корректировкой сопряжения деталей в каждом размере и созданием табеля мер; программа содержит средства для проектирования изделий в трехмерном пространстве; модуль «индивидуальные и корпоративные заказы» - для ведения базы данных обмеров клиентов, автоматического перестроения лекал созданных моделей на конкретные фигуры с учетом их размеров и осанки; модуль «технология изготовления» - для создания и ведения баз данных оборудования, специальностей, тарифных ставок, неделимых и организационных операций; составления технологических последовательностей, схем разделения труда; расчета времени и стоимости изготовления; модуль «раскладки» - для проектирования раскладок в ручном, автоматическом и полуавтоматическом режимах с учетом рисунка материала, способа настилания и технологических требований; зарисовки в натуральную величину и раскроя на АРУ; модуль «учет» - для учета основных и вспомогательных материалов, фурнитуры, выполненных работ и готовой продукции; модуль «планирование» - для планирования ассортимента коллекций; задания плана выпуска изделий; определения степени готовности моделей к запуску в производство; оперативного расчета производственных затрат, себестоимости и отпускной цены, потребности в материалах; отгрузки и оплаты; передачи данных в программу 1С Бухгалтерия; модуль «управление предприятием» - для обеспечения руководителя оперативной информацией о динамике производства и реализации любого изделия за любой период, расчета производственных показателей формирования оптимального плана
• САПР ".ШЫУГ' содержит: модуль "Конструктор одежды" - комплекс программ для разработки конструкции одежды, моделирования, градации лекал на все размеры одежды; модуль "3Б-моделирование"- позволяет работать с лекалами одежды на 3Б-манекене, проверить качество конструкции, внести изменения в лекала, подобрать декоративные элементы, различные текстуры и цветовое решение; модуль "Раскладчик лекал" - программа для раскладки лекал в настиле, в состав нее может входить модуль "Автоматический раскладчик", осуществляющий раскладку лекал автоматически; модуль "Табель мер" - программа для составления таблицы измерений изделия в готовом виде, а также измерений лекал кроя; модуль "Схема дублирования" - программа формирования схемы дублирования материалов изделия; модуль "Архиватор" - программа для ввода бумажных и картонных лекал в систему; модуль "Конвертор" - программа для конвертации информации из различных САПР одежды в систему ХииУ!, а также из системы JULIVI в формат dxf; модуль "Управление плоттером" - программа для вывода лекал и раскладок лекал на прорисовку на плоттер, а также отправки на автоматический раскройный комплекс раскладок, сформированных в программе АРМ "Раскладчик лекал", в виде ШО-файлов, модуль технологических программ - технологическая последовательность, расчет расхода ниток и кромок, расчет норм времени по отраслевым нормативам, измерение длин швов, схема разделения труда, учет труда сдельщиков; модуль расчета и учета сырья, полуфабрикатов, готовой продукции - техническое описание, галерея моделей, планирование заказа, планирование раскроя, расчет кусков, материалы заказа, предварительная проработка заказа (расчет себестоимости изделия), учет ткани, учет фурнитуры, учет кроя, учет готовой продукции, артикулы швейных изделий; модуль планирования производства - календарное планирование, диспетчер, график работы предприятия
• САПР "Lectra" представлен следующими модулями: GraphicSpec
(техническое рисование) - векторная конструкторская программа для разработки и создания технических рисунков моделей одежды; модуль PrimaVision (дизайнерская программа) - графическая программа для показа стилей и коллекций. Включает профессиональные текстильные модули для создания рекламных материалов для коллекций, разработки печати, трикотажа, ткани и цветоделения; модуль ColorWeave (проектирование ткани) - программа для создания и имитации фактуры ткани и создания собственной библиотеки пряжи; модуль Catalog (представление коллекции) предназначен для фотореалистического отображения коллекций, она позволяет сохранять силуэты и фотографии каждой модели в центральной базе данных примеров; модуль Gallery (картотека изделий) - полностью интегрированное решение для управления информацией о продукции; модуль Modaris (конструирование, градация лекал) - программа быстрого создания лекал, моделей и градаций, обеспечивает значительные преимущества в производительности благодаря полной, уникальной автоматизации процесса создания лекал по заданным моделям и шаблонам; модуль Diamino (раскладка лекал) - программа раскладки лекал для любого типа материала; модуль Optiplan (автоматизация раскройного цеха) -программа планирования производственного заказа - интеллектуального раскройного цеха.
Использование информационных технологий при реализации студентами проектно-исследовательской деятельности
Использование информационных технологий в процессе осуществления студентами проектно-исследовательской деятельности, рассмотрим на примере курсового проектирования по дисциплине «Конструирование одежды».
В рамках курсового проектирования реализация исследовательского проекта предполагает следующее этапы:
1. Предпроектные исследования: анализ ситуации, выявление проблемы, обнаружение личностно-значимой проблемы; обоснование необходимости создания проекта; определение логических рамок проекта.
2. Прогнозирование: визуализация состояния объекта и соотношения его настоящего состояния с будущим, прогнозирование результата проектирования.
3. Планирование: формулирование проблемы исследования и разработка тематики проекта, постановка цели и определение основных задач, планирование действий по реализации проекта, т.е. определение их последовательности с ориентировочными оценками затрат времени на этапы.
4. Мобилизация ресурсов: актуализация имеющихся знаний, поиск и сбор информации, анализ информации.
5. Исследование и проектирование: выдвижение гипотез, разработка способов и методов проверки гипотез, проверка выдвинутых гипотез и пошаговое выполнение запланированных проектных действий, формулировка обобщения или вывода, оформление решения в виде проекта.
6. Презентация проекта.
7. Оценка результатов проектно-исследовательской деятельности: внешняя экспертиза, коллективное обсуждение и самоанализ (рефлексия по поводу замысла проекта, его хода и результатов), перспективы использования и развития проекта, выбор вариантов продолжения проекта.
В ходе выполнения предпроектных исследований проводится анализ современного направления моды, выявляются ведущий силуэт, форма, цвет, пропорции, ткани на будущий сезон. Рассматриваются новые тенденции в структуре
материалов и модной цветовой гамме. Характеристика современного направления моды выполняется, с использование отечественных и зарубежных источников на бумажных носителях и с использование материалов сети Internet.
На стадии прогнозирования анализируются модели аналоги, выявляются основные характеристики создаваемой модели и требования к процессу её проектирования. На этом этапе определяется замысел и закладываются представления о содержании и форме будущей коллекции одежды, выполняются первые наброски моделей. Информационным ресурсом для получения данных о моделях-аналогах так же могут являться материалы сети Internet.
Далее студент определяется с тематикой проекта, формулирует цели и задачи проектно-исследовательской деятельности. На данном этапе очень важным является принятие студентом цели реализации проекта как личностно-значимой и планирование этапов её реализации с учетом своих интеллектуальных и творческих возможностей.
Сформулировав цели и задачи проекта, студент актуализирует имеющиеся знания, определяет область проектирования, в которой знаний недостаточно, осуществляет поиск недостающей информации и её анализ.
Далее следуют процессы выдвижения гипотез, разработки способов и методов их проверки. Проверка выдвинутых гипотез осуществляется посредством выполнения проектных и исследовательских действий. На данном этапе выполняется проработка всех композиционных, конструкторских и технологических решений новой модели, изготавливается первичный образец модели. Разработка композиционных решений моделей может осуществляться с применением пакетов программ «Corel Draw», «Adobe Photoshop» и других графических редакторов. Также возможно построение технического эскиза в специализированных САПР одежды (рис. 1, 2)
Рис.1. Построение абриса фигуры человека
Рис.2. Построение технического эскиза швейного изделия
Выбор композиционного решения моделей позволяет перейти к проектированию чертежей деталей изделия (рис. 2, 3). Этот процесс может осуществляться «вручную», а также с использованием САПР общего («АШсСАО» и др.) или специализированного назначения (САПР "Грация", САПР "Комтенс", САПР "JULIVI" и др.)
--у О«-В0в1(к * - м м > | и * М 1 » «Г .
ь- ж- |'1мидк ^
Рис.3. Построение чертежа конструкции плечевого изделия
З а • В 0 -> • ГД Ъг . % V а и - ► і • і ? г
Рис. 4. Базовая конструкция плечевого изделия
Разработанная первичная модельная конструкция проверяется, посредством изготовления образца изделия. В процессе примерки образца изделия исследуются: соответствие модели эскизу и современному направлению моды; качество посадки его на фигуре, соответствие выбранных материалов форме изделия и т.д. Выявленные в процессе исследования недостатки устраняются, изменения вносятся в чертежи конструкции.
На основе уточненных чертежей конструкции изделия «вручную» или с использованием САПР разрабатывается проектно-конструкторская документация, которая включает в себя комплект лекал базовой модели (рис. 5), градацию лекал на рекомендуемые размеры и роста, а так же техническое описание модели.
Рис.6. Построение комплекта лекал швейного изделия
Все проектные и исследовательские процедуры, а так же результаты предпроектных исследований оформляются в виде текстовой части курсового
проекта - пояснительной записки. Пояснительная записка оформляется с помощью пакета программ Microsoft Office (Microsoft Office Word, Microsoft Office Exel).
Презентация или защита проекта может выполняться в традиционной форме в виде представления графической части (творческие источники для проектирования коллекции, эскизы моделей коллекции, чертежи разверток деталей конструкции проектируемой модели и основные лекала изделия в масштабе 1:1), образца модели в ходе устного доклада. А так же может быть выполнена в виде творческой презентации с использование, например, программы «Power Point».
Результаты проектно-исследовательской деятельности студентов оцениваются комиссией из числа преподавателей кафедры, а так же обсуждаются студентами и преподавателя в группе в процессе дискуссии.
Заключение
Организация проектно-исследовательской деятельности студентов предполагает такое построение учебного процесса, при котором студенты знакомятся с основными методами проектирования и исследования, овладевают умениями самостоятельно добывать новые знания путем исследования явлений и процессов, системно мыслить, перерабатывать большие объемы информации и вычленять главное, применять на практике полученные знания. Значимыми для студентов становятся способность к целеполаганию, проектированию и конструированию, оптимальный выбор индивидуального стиля собственной сначала учебной, впоследствии трудовой, профессиональной деятельности, рефлексия её процесса и результатов. У них формируется способность самостоятельной выработки целостной системы решения профессиональных проблем, стимулируются потребности продуктивного творческого характера. От сформированности у студента проектноисследовательских компетенций во многом зависит успешность его адаптации в постоянно изменяющихся жизненных и профессиональных ситуациях, его профессиональная мобильность, ибо в своей будущей профессиональной деятельности он будет постоянно сталкиваться с нетривиальными ситуациями, реализовывать различные виды инноваций, принимать самостоятельные решения, основанные на проектно-исследовательской деятельности.
Информатизация образовательного процесса подготовки студентов к данной деятельности и её реализации позволит повысить качество потребительских свойств выпускника как продукта системы высшего профессионального образования, адаптировать его к тенденциям развития информационного общества.
Литература
1. Борисов С.В. Философия образования современного общества: проблемы и перспективы // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)"- 2010. - V.13 - №3. - С. 491-496 -ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html
2. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебн.пособие для студ.высш.учебн.заведений /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - 2-е изд, стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.
3. Новоселов С.А., Зверева Т.В.. Феномен проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе// Педагогическое образование - 2009 г. -№ 3 - С. 38-42
4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. - М.: «Ось- 89», 2006. - 480 с.
5. Казанцева Л.А. Исследовательский метод в условиях гуманизации образования: Монография. - Казань, Изд-во Казанского университета, 1999. - 135 с.
6. Вышинская Т.О., Поличка А. Е. Мультимедиа технологии для формирования дизайн-компетенций при подготовке специалистов среднего звена в сфере обслуживания // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2011. - V.14 - №4 - С. 296-315. - ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/iournal.html
7. Компьютерный контроль знаний (локально и дистанционно): Учебное пособие / И.Х. Галеев, В.Г. Иванов, Д.Л. Храмов, О.В. Колосов. - Казань: КГТУ, 2005. - 126с.
8. Галеев И.Х., Храмов Д.Л. Компьютерная система тестирования знаний TestMaker v.2.0a // Инновации в науке и образовании - 2007. - № 3(26). - С. 39.
9. Галеев И.Х., Иванов В.Г., Аристова Н.В., Урядов В.Г. Сравнительный анализ
программных комплексов TestMaker и ACT-Test // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2007. - V.10. - №3. - C.336-360. - ISSN 1436-4522. URL:
http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html
10. Основы AutoCad [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://on-line-teaching.com/autocad/index.html, свободный;
11. Autodesk [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Autodesk, свободный;
12. Преимущества работы в программах САПР, инженерное проектирование и черчение в Autocad [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://midoma.ru/node/prieimushchiestva-raboty-v-proghrammakh-sapr, свободный.