Научная статья на тему 'Сохранение национальных традиций в современном образовании'

Сохранение национальных традиций в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
684
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чайка Е. А.

Статья посвящена актуальной проблеме возрождения и сохранения национальных традиций. Рассматриваются возможные пути приобщения и участия младших школьников в национальных праздниках в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сохранение национальных традиций в современном образовании»

СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

© Чайка Е.А.*

Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева, г. Красноярск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22», г. Абакан

Статья посвящена актуальной проблеме возрождения и сохранения национальных традиций. Рассматриваются возможные пути приобщения и участия младших школьников в национальных праздниках в общеобразовательной школе.

В настоящее время современное общество все чаще стало обращаться к национальным традициям, которые являются источником народной мудрости, средством народного воспитания и обучения подрастающего поколения, передачей опыта от старшего поколения к младшему, накопленного веками и столетиями. Сегодня учителя в общеобразовательной школе находятся в поиске наиболее эффективных условий, методов, приемов и средств воспитания и обучения, помогающих не только воспитывать и обучать школьников в современных условиях, но и развивать творческие способности младших школьников на основе национальных традиций.

В этнопсихологическом словаре под национальными традициями понимаются - «сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в обыденном сознании правила, нормы и стереотипы поведения, формы общения людей» [11, с. 185].

Национальные традиции представлены в трудах И.Ф. Дроздова, В.М. Кап-челя и др. Так, И.Ф. Дроздов [3], В.М. Капчеля [5] и др. рассматривают национальные традиции как комплекс исторически сложившихся, непрерывно повторяющихся устойчивых общественных явлений, элементов, отношений, обычаев и т.д., которые свойственны для определенной нации, передающихся из поколения в поколение. По мнению В.М. Капчеля понятие национальные традиции вытекает из того, что каждая нация оценивает действительность самостоятельно посредством своих традиций. В них отражаются истоки его развития, история народа, в них каждый человек может найти корни своего «я» [5, с. 39]. По замечаниям Л.В. Яковлевой [12] национальные традиции должны «выявить сущность, которая отличает и характеризует каждый народ как некоторую межпоколенную общность и включает в себя осознание ее миссии в культуре». Сакович И.С. добавляет, что сегодня нам

* Учитель МБОУ «СОШ N° 22», аспирант кафедры Педагогики КГПУ им. В.П. Астафьева.

нужна живая традиция, наполненная подлинным смыслом и важностью для общества. Значение традиции, по его мнению, в нашу эпоху заключаются в том, что она представляет собой особую нишу, из которой трудно изгнать чувственность и духовность, в которой культура и человек могут сохраняться в силу мощной исторической инерции [9, с. 22].

Бесценным богатством всех народов мира и незаслуженно забытыми в настоящее время стали национальные традиции и праздники, которые всегда создавали особую атмосферу для творчества людей, способствовали развитию лучших качеств в человеке и тем более творческих способностей. Национальные праздники и сегодня остаются для младших школьников наиболее привлекательными и красочными в проявлении творческих способностей.

Значимость праздников в народе, отмечает С.А. Шмаков [10], заключается в том, что они являются одним из средств народного воспитания подрастающего поколения. Так, праздник способствует: во-первых, творческому сотрудничеству детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника; во-вторых, самовыражению учащихся; в-третьих, дает возможность каждому ребенку шанс самореализации, самовыражения, наполняет человека чувством радости и собственной значимости в жизни. Дети младшего школьного возраста с желанием становятся активными участниками праздничных мероприятий, показывая и проявляя все свое мастерство, талант, творческие способности.

Немов Р.С. характеризует творческие способности как способности направленные на «создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности» [7, с. 376-377]. Ильин Е.П. [4] дополняет, что творческие способности свидетельствуют о готовности личности к успешной деятельности независимо от ее содержания. Прохорова Л.Н. [8] отмечает, что творческие способности включают в себя определенные умения человека. В процессе подготовки к праздничным народным мероприятиям в творческой работе, отмечают А.Б. Григорян [1], Т.А. Грошева [2], Е.Н. Кергилова [6] у младших школьников необходимо развивать определенные умения. Так, по их мнению, в творческой деятельности школьников должны проявляться умения самостоятельного отражения этнокультурных традиций и черты национальной культуры в рисовании, вышивании, музыкально-исполнительской деятельности, в процессе изготовления изделий декоративно-прикладного искусства и т.д.

Для того чтобы заинтересовать, привлечь младших школьников к подготовке и участию в национальных праздниках младших школьников в общеобразовательной школе г. Абакана № 22 во внеурочное время была организована «Творческая лаборатория» работающая по направлениям: театральная студия, творческая мастерская и квиллинг.

В театральной студии готовились спектакли и сценки по народным сказкам, разучивались сценарии, подбирался репертуар к празднику. В вначале подготовки к таким народным праздникам как «Чыл Пазы» - хакасский новый год (Праздник почитания природы, солнца, очищения), Праздник Русской Березки, Жаворонки и др. дети знакомились с данными праздниками, изучали традиции, обычаи и обряды праздников.

Так, после того как детям было рассказано обо всех основных действиях, обрядах, обычаях, традициях того или иного народного праздника. Детям предлагалась дидактическая игра «Готовимся к празднику», направленная на более глубокое ознакомление с праздниками народов мира, на закрепление знаний основных обрядовых действий, обычаев и традиции, закрепление умений и навыков проведения народного праздника. Данная дидактическая игра заключалась в следующем, необходимо было: 1) Выбрать и назвать праздник. 2) Обговорить обычаи, обряды, традиции свойственные народному празднику. 3) Записать на листке бумаги последовательность всех обрядовых действий народного праздника. 4) Придумать праздничные номера. Далее для закрепления знаний, умений и навыков о народном празднике предлагалась сюжетно-ролевая игра «Обряды и обычаи народного праздника», в которой обыгрывались все основные обрядовые действия, обычаи, традиции связанные с проведением праздника.

В процессе подготовки к праздничным мероприятиям создавались ситуации успеха и выбора для младших школьников, каждому предоставлялась возможность выбрать номер по силам и желанию. Например, учащимся предлагалось выбрать и разучить один из предложенных номеров (стихотворение, песня, танец или разыграть сценку из народной сказки).

В мастерской народных умельцев изготавливались славянские куклы обереги, такие как: зернушка, бессонница, день и ночь, травница, колокольчики, веснянка, берегиня, отдарок на подарок, желанница и др. В процессе изготовления кукол-оберегов школьники старались нарядить кукол в красивые, яркие платья, юбки и сарафаны. Костюмы (фартуки, платья) кукол украшались и вышивались узорами разных народов мира. Для того чтобы разнообразить, сделать интересной, привлекательной и красочной деятельность младших школьников в подготовке к народным праздникам был организован кружок Квиллинг, в котором создавались народные узоры, цветы, яркие красочные украшения к народным праздникам и т.д. из цветной бумаги. Так, например, в преддверии праздника «Веснянка» дети украшали место проведения праздника изделиями, выполненными в технике квиллинг (искусственными бумажными цветами, узорами народов мира и др.).

Нами была разработана дидактическая игра для младших школьников, которая помогала учащимся, включиться в процесс подготовки народного праздника, умение красиво и празднично оформить зал или помещение к празднику. В дидактической игре «Украшаем зал к празднику» ученикам

предлагалось: 1) Подумать, где будет проходить народный праздник (выбор помещения). 2) Как лучше оформить зал, какие необходимы декорации, народные орнаменты, украшения, узоры и т.д. для выбранного праздника. 3) Подбор или изготовление декораций, орнаментов, узоров и т.д. 4) Украшение помещения к празднику.

К хакасскому народному празднику Хуртуях ай - почитания и благодарения стариков были изготовлены красочные цветы, букеты, вазы и другие изделия и поделки из бумаги в подарок, выполненные в технике квиллинг, подготовлены пригласительные открытки украшенные орнаментами, узорами разных народов мира.

Во внеурочную деятельность привлекались родители учащихся, которые обращались за помощью с просьбой или поручением к учащимся, например, необходимо приготовить праздничные номера к предстоящему празднику или мероприятию, изготовить поделки, подписать и разнести пригласительные открытки и т.д.

Таким образом, в созданной в общеобразовательной школе «Творческой лаборатории» каждый ученик смог найти занятие по интересу и желанию. Усилиями младших школьников создавались оригинальные национальные украшения, изделия из бумаги, репетировались роли, составлялись сценарии к празднику, изготавливались атрибуты и костюмы к празднику и т.д., каждый ученик смог проявить свою индивидуальность.

Список литературы:

1. Григорян А.Б. Формирование нравственного сознания и поведения у подростков на народных традициях хантов и манси: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А.Б. Григорян. - М., 1999. - 23 с.

2. Грошева, Т.А. Народные традиции как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников: (на примере детей коренных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры): автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.А. Грошева. - Екатеринбург, 2006. - 22 с.

3. Дроздов И.Ф. Являются ли традиции признаком нации? / И.Ф. Дроздов // Вопросы истории. - 1968. - N 3. - С. 83-92.

4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб. [и др.]: Питер, 2009. - 444 с.

5. Капчеля В.М. Национальные традиции: сущность, генезис, перспективы развития / В.М. Капчеля. - Кишинев: Изд-во Штиинца», 1991. - 82 с.

6. Кергилова Е.Н. Педагогические условия приобщения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайцев: автореф. дисс. . канд. пед. наук: 13.00.07 / Е.Н. Кергилова. - СПб., 1999. - 18 с.

7. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш.пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. - В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

8. Прохорова Л.Н. Педагогические условия развития креативности старших дошкольников: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Н. Прохорова. -Владимир, 2000. - 197 с.

9. Сакович И.С. Эволюция традиции в культуре новационного общества: автореф. дисс. ... канд. философ.наук: 24.00.01 / И.С. Сакович. - Нижний Новгород, 2004. - 23 с.

10. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе / С.А. Шмаков. -М.: ЦГЛ, 2005. - 336 с.

11. Этнопсихологический словарь / Под редакцией В.Г. Красько. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. - 343 с.

12. Яковлева Л.В. К вопросу о национальной традиции в философии / Л.В. Яковлева // Человек. Общество. Культура. - Тула, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.