1УДК 373.3 ББК 74.200.5
КОЛЛАЖ КАК МЕТОД ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ НАРОДОВ МИРА
Е. А. Чайка
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме возрождения, сохранения национальных традиций народов мира, приводятся примеры использования национальных традиций в общеобразовательной школе, включения отдельных обычаев, обрядов одного народа мира с целью сплочения, единения людей разных национальностей. Одним из методов приобщения младших школьников к национальным традициям является коллаж. Приводится пример приобщения младших школьников к национальным традициям народов мира во внеурочной деятельности методом создания, композиции на тему «Мы в кругу традиций, обычаев, обрядов народов мира».
Ключевые слова: приобщение, национальные традиции, младшие школьники, коллаж.
COLLAGE AS A METHOD OF INTRODUCING YOUNGER STUDENTS TO THE NATIONAL TRADITIONS OF THE PEOPLES OF THE WORLD
E. A. Chaika
Abstract. The article is devoted to the problem of revival and preservation of national traditions of the peoples of the world and gives examples of the use of national traditions in secondary school, including specific customs and rites of one nation in the world for the unity of people of different nationalities. One of the methods of introducing younger students to the national traditions is collage. An example of introducing younger students to the national traditions of the peoples of the world in extracurricular activities by creating compositions on the theme of „We in the circle of traditions, customs and rituals of the peoples of the world" is given.
Keywords: familiarization, national traditions, younger students, collage.
Одной из актуальных тем на сегодняшний день остается проблема возрождения, сохранения и приобщения к национальным традициям народов мира, которые всегда являлись источником народной мудрости, просвещения, обучения и воспитания подрастающего поколения. Во все времена живущие на земле люди разных национальностей придавали огромное значение традициям своего народа, которые являлись способом адаптации человека в обществе, служили средством регуляции социальных отношений, становились образцом каждому человеку.
Сегодня во всем мире происходят существенные изменения по отношению к национальным традициям. Люди вновь стали обращаться к традициям своего народа, как к одному из возможных путей объединения, содружества, сплочения, единения народов мира, являющихся «фундаментом» миролюбия, согласия, понимания, взаимоуважения.
В нынешнее время, отмечает А. М. Малкандуев [1], в процессе приобщения к национальным традициям народов мира стали учитываться интересы людей. В трудах И. Ф. Дроздова [2], В. М. Капчеля [3], В. Г. Крысько [4], Г. Т. Тавадова [5] и др. в качестве национальных традиций выступают обычаи, обряды, правила, нормы или стереотипы поведения, характерные для определенной нации.
Проявляя интерес не только к своим традициям, но и к традициям других народов мира, люди порой становятся участниками или приглашенными на те или иные праздничные мероприятия. XXI в. дает уникальную возможность по-новому посмотреть на забытые традиции, обычаи, обряды народов мира, вновь их пересмотреть и включить в свой обиход, стараясь не только не обходить стороной, но и использовать их, как только предоставляется возможность, например, в процессе подготовки к национальным праздникам и т. д.
В настоящее время в общеобразовательных
НАУКА - ОБРАЗОВАНИЮ
учреждениях идет активный поиск эффективных методов, позволяющих приобщать подрастающее поколение к национальным традициям народов мира. Одним из таких методов в приобщении младших школьников к национальным традициям является метод создания композиции - коллаж.
Коллаж представляет собой «наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре» [6, с. 1]. А. К. Векслер [7] отмечает, что коллажи осваивались и создавались на протяжении многих столетий в народах мира мастерами-ремесленниками. Коллаж как творческий метод и способ выражения позволяет, во-первых, находить новые, интересные, неожиданные самостоятельные композиционные решения, во-вторых, решать возникшие творческие проблемы в работе и т. д. Т. Г. Русакова, С. Г. Шлеюк, Е. А. Левина добавляют, что коллаж также используется как способ «для импровизации, для получения остроты образа за счет столкновения на первый взгляд несовместимых материалов, сочетания несочетаемого», оставляют в жизни человека яркие, незабываемые впечатления, позволяют «снять шаблонное восприятие, расширить диапазон поиска гармонии и контрастов в окружающем мире» [8, с. 194]. По мнению А. К. Векслер, изготовление коллажа, например, из открыток, фотографий и т. д. вносит в создаваемое произведение «иллюзию конкретного времени и реальности изображения» [7, с. 112].
Изготовление коллажа младшими школьниками во внеурочной деятельности позволяет наглядно увидеть, например, совместимы или нет те или иные национальные традиции народов мира, могут ли они служить дополнением друг другу или нет, имеется ли необходимость дополнить или включить какой-то элемент одной традиции, обычая, обряда в другой и т. д.
В процессе приобщения младших школьников к национальным традициям народов мира во внеурочное время в МБОУ СОШ № 22 г. Абакана Республики Хакасии использовался метод создания композиции - коллаж. Для этого всем учащимся заранее было предложено принести из дома фотографии различных национальных праздников, на которых они когда-либо присутствовали в качестве зрителя или принимали в них участие. Всем было предложено разделиться на небольшие группы и создать коллаж на тему «Мы в кругу тра-
диций, обычаев, обрядов народов мира». В начале работы учителем было рассказано о том, что такое коллаж, каким образом создаются коллажи, что школьники неограниченны в своих действиях. При необходимости сканированные фотографии школьники могут разрезать, вырезать необходимую часть и приклеить, складывать или накладывать одну фотографию на другую и т. д.
Так, в процессе создания творческих композиций одни дети решили поместить в центр коллажа общую фотографию своей семьи, родных, знакомых, другие фотографию группы (класса) и т. д., а по бокам наклеили фотографии с теми праздниками, обычаями, обрядами, на которых они когда-либо присутствовали или принимали в них участие. Одна группа школьников дополнила свою композицию с изображением хакасского праздника Хуртуях ай - месяц стариков - фотографиями, иллюстрирующими традицию русского народа - гостеприимство (хлебосольство), другая украсила свой коллаж с изображением праздника Русской Березки (Семик) фотографиями хакасского обряда повязывания чаламы (цветных ленточек) на березу, третья коллаж с праздником Веснянки дополнила фотографиями казахского обычая суйынши, в соответствии с которым было принято дарить подарок тому человеку, который принес в дом добрую весть, четвертая украсила свой коллаж с изображением праздника Русской Березки (Семик) фотографиями белорусского обряда вождения куста и т. д.
После чего все работы были выставлены на обозрение. Каждой группе предстояло рассказать или прокомментировать, почему была создана такая композиция, где и когда они присутствовали на праздниках, что их окружало, какие впечатления остались после создания общего коллажа. Также всем присутствующим предстояло задать интересующие их вопросы, что понравилось или не понравилось. В основном все ребята с интересом выслушали рассказы из жизни своих одноклассников. Каждый смог не только рассказать, но и наглядно показать, какие традиции, обычаи, обряды хранит их семья и народ в целом. Если кто-то из учеников, когда-то стесняясь своих обычаев, обрядов, традиций по причине того, что он попал в другую страну, никогда о них никому и не говорил, то данный метод дает возможность рассказать и, более того, показать свои традиции другим и в какой-то мере приобщить к ним своих одноклассников
другой национальности. Так, одни дети отметили, вглядываясь в обряды, обычаи, представленные на коллажах, что, даже общаясь на разных языках, можно без слов понять, что люди другой национальности настроены к тебе дружелюбно, другие отметили, что даже и не подозревали, как похожи между собой многие обычаи, обряды, что они могут служить дополнением друг другу, третьи, отметили, что традиции народов мира объединяют людей разных национальностей. Отдельные группы школьников, создавая свои коллажи, дополнили их рисунками, потому что не имели подходящих фотографий, тем самым еще ярче украсив и дополнив свои композиции новыми идеями.
Таким образом, коллаж является эффективным метод приобщения младших школьников к национальным традициям народов мира. Созданные композиции помогли младшим школьникам, во-первых, узнать, насколько интересны и многообразны обычаи, обряды других народов мира, во-вторых, наглядно увидеть, что одни национальные традиции становятся хорошим дополнением другим национальным традициям народов мира, в-третьих, ощутили их положительные стороны, что все они направлены на дружелюбие, уважение, миропонимание, единение, сплочение людей разных национальностей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Малкандуев, А. М. Системность традиций этнической культуры [Текст]: дис. ... д-ра фи-лос. наук: 24.00.01 / А. М. Малкандуев. -Нальчик, 2005. - 308 с.
2. Дроздов, И. Ф. Являются ли традиции признаком нации? [Текст] / И. Ф. Дроздов // Вопросы истории. 1968. - № 3. - С. 83-92.
3. Капчеля, В. М. Национальные традиции: сущность, генезис, перспективы развития [Текст] / В. М. Капчеля. - Кишинев: Штиинца, 1991. - 82 с.
4. Этнопсихологический словарь [Текст] / под ред. В. Г. Крысько. - М.: Московский психолого-социальный ин-т, 1999. - 343 с.
5. Тавадов, Г. Т. Этнология [Текст]: учебник / Г. Т. Тавадов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2013. - 408 с.
6. Демченко, А. И. Коллаж и полистилистика: от экспериментов авангарда в общехудожественное пространство [Электронный ресурс] / А. И. Демченко. - Режим доступа: http:// sarcons.ru/tl_files/Publikacii/Demchenko/11% 20Kollazh%20i%20polistilistika1.pdf (дата обращения: 22.12.2015).
7. Васерчук, Ю. А. Бумагопластика в проектной культуре дизайна: материал, технология, принципы моделирования [Текст]: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.06/ Ю. А. Васерчук. М., 2007. - 327 с.
8. Русакова, Т. Г. Коллаж как метод в системе профессиональной подготовки студентов (дизайнеров) [Текст] / Т. Г. Русакова, С. Г. Шлеюк, Е. А. Левина // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. - 2014. - № 5. - С. 194-199.
REFERENCES
1. Malkanduev A. M. Sistemnost traditsiy etniche-skoy kultury. ScD Dissertation (Philosophy). Nalchik, 2005. 308 p.
2. Drozdov I. F. Yavlyayutsya li traditsii priznakom natsii? Voprosy istorii. 1968, No. 3, pp. 83-92.
3. Kapchelya V. M. Natsionalnye traditsii: sushch-nost, genezis, perspektivy razvitiya. Kishinev: Shtiintsa, 1991. 82 p.
4. Krysko V. G. (Ed.) Etnopsikhologicheskiy sl-ovar. Moscow: Moskovskiy psikhologo-sotsial-nyy in-t, 1999. 343 p.
5. Tavadov G. T. Etnologiya: uchebnik. Moscow: Dashkov i K, 2013. 408 p.
6. Demchenko A. I. Kollazh i polistilistika: ot eksperi-mentov avangarda v obshchekhudozhestvennoe prostranstvo. Available at: http://sarcons.ru/tl_files/ Publikacii/Demchenko/11%20Kollazh%20i%20 polistilistika1.pdf (accessed: 22.12.2015).
7. Vaserchuk Yu. A. Bumagoplastika v proektnoy kulture dizayna: material, tekhnologiya, print-sipy modelirovaniya. PhD dissertation (Study of Art). Moscow, 2007. 327 p.
8. Rusakova T. G., Shleyuk S. G., Levina E. A. Kollazh kak metod v sisteme professionalnoy podgotovki studentov (dizaynerov). Vestn. Oren-burgskogo gos. un-ta. 2014, No. 5, pp. 194-199.
Чайка Елена Анатольевна, учитель средней общеобразовательной школы № 22 г. Абакана (Республика Хакасия) e-mail: [email protected]
Chaika Elena А., teacher, secondary school No. 22, city of Abakan (Republic of Khakassia) e-mail: [email protected]