УДК 373.5.017.925
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ACTIVITY OF A TEACHER-PSYCHOLOGIST IN FORMATION OF NATIONAL CONSCIOUSNESS OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN
В. В. Салахутдинова V. V. Salakhutdinova
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Современный этап развития нашего общества характеризуется ростом национального самосознания, стремлением людей познать и понять историю и культуру своей страны, своего народа. Это, в свою очередь, остро ставит проблему воспитания подрастающего поколения с самого раннего возраста средствами национальной и региональной культуры. Формирование национального самосознания младших школьников может осуществляться еще эффективнее при включении в эту деятельность педагога-психолога образовательного учреждения.
Abstract. The contemporary stage of development of our society is characterized by growth of national consciousness, aspiration of people to learn and understand history and culture of the country, of the people. In its turn, it puts the problem of education of rising generation from the earliest age by means of national and regional culture. Formation of national consciousness of younger schoolchildren can be carried out even more effectively with participation of a teacher-psychologist of an educational institution into this activity.
Ключевые слова: формирование национального самосознания, деятельность педагога-психолога, традиции этнической педагогики.
Keywords: formation of national consciousness, activity of a teacher-psychologist, traditions of ethnic pedagogics.
Актуальность исследуемой проблемы. Укрепление и развитие нашей страны невозможно без пробуждения национального сознания народа и прежде всего подрастающего поколения. Поэтому особое беспокойство вызывает отсутствие у большинства детей в возрасте от шести до десяти лет осознания себя как части народа, соотнесения своих интересов и интересов наций. Необходимо создать такую систему образования, ко -торая воспитывала бы национально-сознательных граждан. В Чувашской Республике образование с каждым годом все больше приобретает национальный характер. Цели и содержание современного образования важно подчинить системе национальных интересов, идей, главным ценностям духовного сокровища народа - национальным обычаям, традициям и обрядам. Возникает необходимость разработки эффективных путей и средств формирования в детях здорового национального самосознания, чувства достоинства и привязанности к своему народу, уважения истории, культуры своей и других наций.
При этом мы исходим из тезиса о том, что только человек, способный осознавать себя, свои психические состояния, принимающий и уважающий себя, имеющий адекватную самооценку, сможет понимать и уважать свой и другие народы.
Материал и методика исследований. Нами было проведено исследование уровня сформированности национального самосознания младших школьников и изучение деятельности педагога-психолога с точки зрения использования его возможностей в системе формирования национального самосознания. С этой целью мы выполнили анализ психо-лого-педагогической литературы по исследованию проблемы формирования национального самосознания младших школьников; провели анкетирование педагогической и родительской общественности, направленное на выявление отношения к проблеме формирования национального самосознания учащихся; анализ должностных прав и обязанностей педагога-психолога образовательного учреждения.
Диагностическое исследование по определению уровня сформированности национального самосознания у младших школьников проводилось в нескольких направлениях. Изучался познавательный компонент (знание своей национальной принадлежности, национальной культуры, традиций своего народа, родного языка), эмоционально-ценностный компонент (отношение к себе как представителю определенной национальности, к людям своей национальности, к родному языку, проявление интереса к своей национальности, к ее культуре, способность к сопереживанию, тревога за судьбу своего народа, чувство национальной гордости) и поведенческий компонент (почитание национальных традиций, соблюдение обрядов своего народа, общение на родном языке, побуждение учащихся опираться на эти знания в поведении). В ходе исследования уровня сформированности национального самосознания младших школьников нами были использованы диагностические методики: методика «Личностный дифференциал» (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева), направленная на изучение определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, методика «Качества моего народа», выявляющая отношение к своему народу. Для получения более глубоких данных об отношении учащихся начальных классов к родному языку, культуре, традициям, представителям других национальностей нами был составлен опросный лист, состоящий из двух блоков.
Результаты исследований и их обсуждение. В исследовании принимали участие 225 учащихся 2-4 классов МОУ СОШ № 18 и 62 г. Чебоксары и Буинской общеобразовательной школы Ибресинского района Чувашской Республики.
В результате анализа анкет нами было выявлено три группы сформированности национального самосознания младших школьников: высокая, средняя, низкая.
В первую группу с высоким уровнем сформированности национального самосознания мы отнесли учащихся начальных классов, которые верно определяют свою национальную принадлежность, располагают знаниями о национальных традициях, обычаях, праздниках, владеют родным языком, проявляют интерес к народным песням, играм, художественной литературе, для которых характерны способность к сопереживанию, чувство гордости за свой народ, соблюдение тех нравственных норм, которые утвердились в жизни этнической общности.
Во вторую группу со средним уровнем сформированности национального самосознания нами были отнесены учащиеся начальных классов, которые неточно определяют свою национальную принадлежность, располагают не очень высокими знаниями о традициях своего народа, не всегда выполняют содержащиеся в них требования, понимают
родной язык, но нечасто его употребляют, осознают необходимость чуткого, заботливого отношения к людям, в своем поведении, правда, не всегда бывают доброжелательными, чуткими, отзывчивыми.
Третью группу с низким уровнем сформированности национального самосознания составили учащиеся начальных классов, которые неверно определяют свою национальную принадлежность, не проявляют интереса к культуре, традициям, праздникам, обычаям своего народа, не владеют родным языком и не проявляют желание его изучать, не проявляют чувства сопереживания, национальной гордости, сочувствия за судьбу своего народа.
Процентное соотношение распределения учащихся начальных классов экспериментальных школ представлено в табл. 1.
Таблица 1
Уровень сформированности национального самосознания учащихся начальных классов экспериментальных школ
№№ п/п Учреждение Уровни, %
высокий средний низкий
1. МОУ «Буинская СОШ» Ибресинского района 12 70 18
2. МОУ «СОШ № 62» г. Чебоксары 9 67 24
3. МОУ «СОШ № 18» г. Чебоксары 7 65 28
Количество учащихся со средним и низким уровнем национального самосознания значительно превышает количество детей с высоким уровнем. Этот факт свидетельствует о том, что в образовательных учреждениях недостаточно эффективно ведется работа по формированию национального самосознания.
Также нами была проведена методика выявления уровня самооценки и отношения к себе, по которой также выделены высокий, средний, низкий уровни. Процентное соотношение распределения младших школьников представлено в табл. 2.
Таблица 2
Уровень самооценки учащихся начальных классов экспериментальных школ, %
№№ п/п Учреждение Уровни, %
высокий высокий высокий
1. МОУ «Буинская СОШ» Ибресинского района 25 68 7
2. МОУ «СОШ № 62» г. Чебоксары 27 63 10
3. МОУ «СОШ № 18» г. Чебоксары 18 66 16
Большее количество младших школьников имеет высокий и средний уровень самооценки.
Проведенный корреляционный анализ уровня самооценки младших школьников и сформированности их национального самосознания позволяет судить о том, что прослеживается взаимосвязь между самооценкой младшего школьника и его отношением к себе как представителю этнической общности. Мы можем отметить, что учащиеся, имеющие высокую самооценку, положительно относятся к своей национальности. И наоборот, учащиеся, имеющие средний и низкий уровни самооценки, не проявляют чувства гордости за свою национальность и хотели бы иметь другую.
Нами было проведено социологическое исследование педагогической и родительской общественности, направленное на выявление отношения к проблеме формирования национального самосознания. Анализ ответов педагогов и родителей показал следующее: 70 % опрошенных считают, что национальное воспитание в современных условиях является необходимым компонентом всестороннее развитой личности; 80 % педагогов и родителей хотят, чтобы их дети гордились своей национальностью, и считают важным формирование национального самосознания их детей. Интересными оказались ответы на вопрос «Кто должен заниматься формированием национального самосознания у подрастающего поколения»? 86 % родителей считают, что главная ответственность за данную деятельность лежит на них, их поддерживает 96 % педагогов. По мнению педагогов и родителей, эта деятельность также возложена на учителей родного языка (чувашского, рус -ского) (48 %), учителей культуры родного края (30 %), бабушек, дедушек (50 %). Тем не менее при таком распределении большинство опрошенных считают, что в школе не создана необходимая система формирования национального самосознания детей либо создана не в полной мере.
Каким же образом происходит формирование национального самосознания?
Этнопсихологические аспекты формирования и развития национального самосознания, феномены национального характера и этнических стереотипов, этнические особенности народов отражены в работах А. О. Боронева, З. Г. Гасанова, Л. М. Дробижевой, И. С. Кона, В. С. Мухиной, Э. А. Саракуева, Г. В. Старовойтовой, В. Ю. Хотинца и др. Педагогический подход к проблеме национального и межнационального воспитания мы находим в трудах В. Ф. Афанасьева, Г. Н. Волкова, М. Г. Харитонова, М. Б. Кожановой, А. Э. Измайлова, З. Г. Нигматова и др.
Педагогический опыт свидетельствует, что лишь при особой организации учебно-воспитательного процесса создаются благоприятные условия для формирования не только личностных, но и этнических качеств. Поэтому педагогический аспект решения этой проблемы состоит в выявлении оптимальных социально-педагогических условий формирования и развития национального самосознания младших школьников.
Однако необходимо учитывать, что формирование национального самосознания имеет сложную структуру. Анализ работ в исследуемой области позволил выделить два основных фактора его развития: внешний (объективный); внутренний (субъективный).
Внешний фактор включает: а) влияние макросреды: экономических отношений, политического устройства, системы идеологических, морально-политических ценностей общества; б) влияние микросреды: специфики условий жизни в городе, селе, обстановки в семье, ближайшем окружении; в) влияние этносреды - этнического состава населения.
Внутренний (личностный) фактор подразумевает сознательное формирование личностью новых качеств и способностей в процессе национального самоопределения, национального самоотношения, межнационального сравнения, национальной саморегуляции. Кроме названных, национальное самосознание определяют и другие факторы. Это наследственность, особенности воспитания, активность субъекта в практической деятельности, уровень сохраненности в социуме народной культуры, языка, традиций, внутрисемейных и родственных отношений и др. [3].
Таким образом, изменение сознания и самосознания, в том числе национального, находится в непосредственной зависимости от меняющихся условий, а также от собственной социальной активности личности. Если объективную реальность, отражаемую
национальным самосознанием, условно можно сравнить с почвой, из которой «прорастает» это «растение», то явления, связанные с повышением социальной активности личности, будут для него «влагой», стимулирующей развитие.
Выделенные факторы в совокупности определяют полноценное развитие национального самосознания личности, выражающей представление о своей национальной принадлежности, отношение к историческому прошлому нации, ее настоящему и будущему, активность в освоении родного языка, изучении народной культуры, осознание и принятие национальных интересов и ценностных ориентаций, формирование отношений к другим этническим общностям. Кроме того, эффективность формирования национального самосознания зависит от взаимодействия объективных и субъективных факторов. Преувеличение одних, к примеру, субъективных, внутриличностных факторов приводит к националистическому сознанию и искажению поведения. И наоборот, преувеличение или отклонение объективных, социальных факторов оказывает негативное влияние на становление и развитие национального самосознания.
По нашему мнению, именно деятельность педагога-психолога может способствовать более эффективному формированию национального самосознания младших школьников [2, 185].
Мы исходим из того, что педагог-психолог имеет необходимые способности для организации этой деятельности: личностные (представляющие собой характерологические черты), дидактические (совокупность умений и навыков и инструментов, необходимых для ведения работы) и организационно-коммуникативные (связанные с организацией работы и навыками общения с детьми). Кроме этого, педагог-психолог имеет профессионально важные качества педагога: высокие нравственные и гражданские качества; педагогическую направленность, включающую интерес и склонность к педагогическому труду, любовь к детям, ориентацию на развитие личности ученика; педагогическую под -готовленность, профессионально необходимые знания, навыки и умения, педагогическое мастерство; рефлексивные, управленческие, суггестивные, проективные, конструкторские, творческие и другие навыки. Ряд общечеловеческих качеств приобретает в пси-холого-педагогической деятельности профессионально важное значение (терпеливость, выдержка, настойчивость, доброта, чуткость, отзывчивость и др.).
Необходимо также отметить, что педагог-психолог, осуществляющий деятельность по обеспечению регионально-этнической направленности процесса воспитания детей, имеет научно-теоретическую подготовку, так как в процессе его обучения в программу профессиональной подготовки включены предметы этнопсихологической и этнопедагогиче-ской направленности. Национально-ценностная ориентация личности, по мнению ряда исследователей, является элементом профессиональной культуры педагога, так как приобщение личности к национальному культурному миру, включение человека в разветвленную и самобытную иерархию ценностей той или иной исторически сложившейся культуры является важнейшим условием воспитания и сохранения личности целостной и творческой. «Человек, укорененный в национальной культуре, наследующий традиционные ценности и идеалы, по природе своей созидателен, его этика жизнесберегающая» [1, 17].
К числу задач, решаемых педагогом-психологом, можно включить деятельность по развитию социально важных качеств личности ребенка: способность к сопереживанию (эмпатия), чувство человеческого достоинства, национальной гордости, доброжелательное отношение к людям (толерантность), непримиримость к грубости, жестокости (уме-
ние разрешать конфликтные ситуации), соблюдение нравственных норм и т. д., что в конечном счете будет способствовать развитию национального самосознания младшего школьника.
Воспитание в человеке высокой культуры национального самоопределения и межнационального общения невозможно без создания и реализации планомерной, постоянно корректируемой образовательной программы.
Наша программа по формированию национального самосознания младших школьников на традициях этнической педагогики включает в себя 5 разделов:
1. Занятия, направленные на развитие социально важных качеств личности ребенка (активность, самостоятельность, высокая самооценка, уважение к себе и близким).
2. Занятия, направленные на развитие способности к сопереживанию (эмпатия).
3. Занятия, направленные на развитие чувства человеческого достоинства, национальной гордости (знакомство учащихся с национальной культурой разных народов, знаменитыми личностями, с вкладом народа в историю страны и т. д.).
4. Занятия, направленные на развитие доброжелательного отношения к людям (формирование толерантной личности).
5. Занятия, направленные на развитие непримиримости к грубости, жестокости (умение разрешать конфликтные ситуации).
Занятия проходят с использованием игровых, тренинговых, коммуникативных (интерактивных) форм работы. В ходе занятий используется богатый материал этнической педагогики: народные сказки, игры с национальным компонентом, народная музыка и др.
Резюме. Национальное самосознание является продуктом социального развития личности, воспитания и самовоспитания. Оно не возникает спонтанно, а формируется под влиянием объективных и субъективных факторов. Объясняется это тем, что каждый человек, как взрослый, так и ребенок, связан с разными сторонами национальной действительности. Дети наследуют от родителей биологический фонд, на основе которого по законам социальной преемственности развиваются национальные черты личности. Под влиянием родителей, окружающей среды, идеологии, а также социальной системы образования и воспитания в школе и других учебно-воспитательных учреждениях подрастающее поколение получает все те национальные и общечеловеческие ценности, которые культивируются в обществе на данном этапе его развития. Повышению эффективности формирования национального самосознания младших школьников способствует реализация программы деятельности педагога-психолога в системе формирования национального самосознания младших школьников на традициях этнической педагогики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кожанова, М. Б. Теоретическое обоснование требований, предъявляемых к педагогу, работающему в условиях поликультурной среды / М. Б. Кожанова // Инновационный ресурс дошкольного образования в условиях глобализации : сб. науч. тр. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Г. П. Захарова, О. В. Парфенова. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. - С. 15-24.
2. Салахутдинова, В. В. Включение деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в систему формирования национального самосознания младших школьников / В. В. Салахутдинова // Роль учителя в системе формирования духовности российского общества : сб. науч.-метод. ст. / отв. ред. С. Г. Григорьева, З. М. Беляева. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. - С. 185-188.
3. Тараненко, О. Н. Формирование национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогичсской культуры русского народа : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / О. Н. Тараненко. - Карачаевск, 2005. - 23 с.