Научная статья на тему 'Становление личности учащегося в сфере этнической толерантности в условиях образовательного Консорциума'

Становление личности учащегося в сфере этнической толерантности в условиях образовательного Консорциума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНСОРЦИУМ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ВОСПИТЫВАЮЩИЕ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамски Ирит, Порохина Галина Дмитриевна, Виноградова Ирина Юрьевна

В статье представлена деятельность образовательного консорциума ряда учреждений отраслей образования и культуры по становлению личности учащегося в сфере этнической толерантности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление личности учащегося в сфере этнической толерантности в условиях образовательного Консорциума»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

В статье представлена деятельность образовательного консорциума ряда учреждений отраслей образования и культуры по становлению личности учащегося в сфере этнической толерантности.

Абрамски Ирит

директор русскоязычных программ мемориального центра Национальный мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма

Иерусалим, Порохина Галина Дмитриевна директор МОУ СОШ № 170 г. Екатеринбург, Виноградова Ирина Юрьевна директор

МОУ лицей № 110 им. Л. К. Гришиной г. Екатеринбург

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СФЕРЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНСОРЦИУМА

Как воспитать толерантную личность?

^___________________________________________________________________________________

Ключевые слова: образовательный консорциум, толерантность, нравственные ценности, воспитывающие ситуации.

Происшедшие в России в течение последнего десятилетия перемены в экономике и политике значительно осложнили межнациональные отношения населяющих ее народов. Рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований, приводят в такой многонациональной стране, как Российская Федерация, к усилению межэтнических и межнациональных конфликтов. В этой связи особое внимание сегодня необходимо обратить на воспитание терпимого отношения к представителям других наций. Глобальное образование предусматривает включение в учебные планы современной школы таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народов мира, достижение понимания общемирового и специфического в этих культурах, воспитание внимания к глобальным, общемировым событиям, понимание их характера и последствий, развитие навыков системного подхода к изучению мировых процессов, воспитание признания равноправными и равноценными различных точек зрения на мировые явления. Перед педагогами стоит задача через возможности глобального образования приобщать учащихся к культурам и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально-этнических факторов и формировать у них чувство и сознание граждан мира.

В этой связи в ряде образовательных учреждений г Екатеринбурга на протяжении последних 3 лет в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных ОУ Уральского региона [5, 6] ведется системная деятельность по становлению личности учащихся в сфере этнической толерантности. Для реализации проекта создан образовательный консорциум, объединивший педагогические коллективы МАОУ лицея № 110, МБОУ гимназий № 40 и 108, МБОУ СОШ № 63 и МБОУ СОШ № 170, сотрудников УрО РАО, преподавателей УрГПУ, работников музеев и театров г. Екатеринбурга, которые работают с образовательным учреждениям в рамках проекта. Большую поддержку в реализации проекта оказывают сотрудники Национального мемориала Катастрофы (холокоста) и Героизма (Яд ВАШЕМ), который находится в Иерусалиме на Харха-Зикарон (Горе Памяти).

Объектом исследования в проекте является образовательный процесс в образовательных учреждениях, объединившихся в образовательный консорциум для решения актуальных проблем воспитания подрастающего поколения в духе терпимости, формирования толерантности как важного качества современной личности. Как и многие инновации в сфере образования, идея образовательного консорциума является привнесенной из другой сферы, в данном случае, сферы экономики. По определению, консорциум (от лат. consortium - соучастие, сотоварищество) - «форма совместной деятельности нескольких компаний или банков, объединяющихся большей ча-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

55

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

стью на определенный срок для проведения крупной экономической акции, требующей больших финансовых и экономических ресурсов... Цель таких объединений помимо сложения капиталов для реализации дорогостоящих проектов - противостояние сильной конкуренции.» [9, с.219]. Для участников нашего проекта «Образовательный консорциум» - новая институциональная форма образования, построенная на кооперации группы школ с иными образовательными учреждениями, учреждениями культуры, в том числе из дальнего зарубежья, и образовательными ресурсами с целью обеспечения реализации образовательных программ. Совместная деятельность Участников Консорциума осуществляется по следующим направлениям:

- взаимодействие по эффективному использованию материально-технической базы всех Участников для решения актуальных проблем воспитания подрастающего поколения в духе терпимости, формирования толерантности как важного качества современной личности, удовлетворения потребностей образовательного процесса, самостоятельно осуществляемого каждым из Участников;

- создание единого библиотечного пространства с участием библиотечных ресурсов всех Участников взаимодействия;

- проведения совместных исследований, разработок, создание и реализация перспективных проектов и программ, направленных на решение актуальных проблем воспитания подрастающего поколения в духе терпимости, формирования толерантности как важного качества современной личности;

- организации совместных семинаров, конференций, тренингов, других мероприятий, в которых имеется заинтересованность всех Участников Консорциума.

Консорциум не является юридическим лицом. Участники Консорциума действуют на основании своих уставов, Соглашения о сотрудничестве и иных договоров, заключаемых как между отдельными Участниками Консорциума, так и между Консорциумом либо отдельными Участниками Консорциума и третьими лицами, привлеченными для реализации проектов, программ, курсов, мероприятий, осуществляемых в рамках совместной деятельности

Предметом исследования в проекте является становление личности учащегося в сфере этнической толерантности средствами изучения национальных культур в рамках отдельных предметов и при организации внеклассной и внешкольной работы.

Цель проекта: воспитание учащихся в духе терпимости, формирование толерантности как важного качества современной личности.

Задачи проекта:

• Воспитать в детях уважение к себе, сверстникам, старшим;

• Воспитать у учеников умение жить в обществе и считаться с общественным мнением;

• Воспитать умение терпимо относиться к особенностям поведения, культуре, обычаям и традициям людей, имеющим национальные, религиозные и прочие различия.

Гипотеза проекта: если в процессе изучения национальных культур и нравственных ценностей других народов выполнить следующие условия:

• включить в рамки отдельных предметов (истории, географии, литературы, МХК и т.д.) элементы национальных культур;

• смоделировать воспитывающие ситуации в процессе воспитательной работы этнического направления,

то это приведет к становлению личности учащегося в сфере этнической толерантности, так как первое условие обеспечивает ознакомление детей разных национальностей с культурой и нравственными ценностями других народов, второе условие позволит осуществить переход ситуаций - моделей в реальные условия этнической толерантности.

В различных источниках по педагогике и психологии смысл термина «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений [1, 10]. Толерантность - трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является групповое сознание. Люди объединяются в одной общности с теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру. При этом объединение в общность может осуществляться по различным признакам: национальным, этническим, социальным, профессиональным, досуговым и т. п. Мы знаем, что различных людей следует воспринимать такими, какие они есть, со своими обычаями, традициями, стереотипами поведения. Людям следует помогать, ибо помощь слабому - это наш долг, причем в первую очередь - перед своей совестью. Однако в реальной жизни в обыденном мнении часто создается негативное отношение к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Можно сказать, что толерантность это гармония в многообразии [1,4]. Среди основных функций толерантности следует выделить:

Мирообеспечивающую

• определяет многомерность среды и разнообразных взглядов;

• обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам;

• служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона.

Регулирующую

• позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную;

• предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций;

• ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.

56

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Психологическую

• служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения,признания, поддержки);

• формирует и развивает этническое самосознание;

• обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию;

• поддерживает и развивает самооценку личности, группы;

• снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям.

Воспитательную

• обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом;

• является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме;

• обеспечивает успешную социализацию;

• развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.

Коммуникативную

• развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию;

• позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.

Культуросохраняющую

• обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.

Креативную

• обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности;

• создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности;

• создает условия для творческого самоутверждения.

Фелицитологическую

• позволяет получить счастье от общения с иными представителями и осознание своей индивидуальности, от признания группой и миром в целом.

Мы понимаем под толерантностью реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку, социальная - к конкретной группе, обществу, национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый

волен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Именно школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в который попадают многие учащиеся, способна заполнить полноценная работа школьных педагогов с воспитанниками. Успешность решения проблемы воспитания толерантности во многом зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов:

1. Принцип субъективности требует опоры на активность самого ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми. Условиями реализации данного принципа являются:

• Добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

• Доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в потенциальные возможности каждого ребенка к самовоспитанию толерантности;

• Оптимистическая стратегия в определении изменений в отношениях между детьми, детьми и взрослыми;

• Предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

• Дети, осознавая свою принадлежность к той или иной группе людей, должны сами стремиться к сосуществованию с иными группами;

• Учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение новых интересов

2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные отношения, складывающиеся между различными группами людей в данном социуме. Условиями реализации данного принципа являются:

• Соответствие воспитательных задач реальным событиям, происходящим в мире, стране, в ближайшем социуме;

• Координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций ребенка;

• Обеспечение взаимодействия с семьей, реализация параллельного действия на семью и ребенка;

• Ориентация педагогического процесса на реальные нормы, доминирующие в группах социума;

• Учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т. д.);

• Коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и информации от средств массовых коммуникаций.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

57

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребенка; определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия. Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

• мониторинг изменений толерантного сознания в ребенке;

• определение эффективности влияния средств на толерантность ребенка;

• выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;

• учет индивидуальных качеств ребенка, его ценностных ориентации при выборе воспитательных средств, направленных на развитие его толерантности

• предоставление возможности школьникам в самостоятельном выборе средств общения со взрослыми и сверстниками.

4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование осознанной устойчивой системы отношений школьника к какой-либо значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках. Условиями реализации принципа рефлексии поведения являются:

• стимулирование проведения детьми самоанализа своего отношения к окружающим, сопоставление своих поступков со своими высказываниями;

• совместный с педагогом анализ решения различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);

• самооценку своих поступков и прогнозирование своих отношений с окружающими в дальнейшем;

• стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

• оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях, связанных с отношениями с людьми или группами людей.

5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, в основе которых лежит реализация права каждого на своеобразное отношение к окружающей среде, самореализация в различных формах. Создание толерантной среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеу-

чебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.

Реализация этого принципа возможна при следующих условиях:

• принятие общих правил отношений, единых для всех учащихся, обучающихся в классе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• предоставление возможности каждому для самореализации и самовыражения;

• определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;

• развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создании разнообразных детских объединений;

• формирование позитивного отношения к творчеству (толерантная среда должна быть эвристической);

• наличие отношений «ответственной зависимости» (А. С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся.

Одна из задач педагога при организации деятельности учащихся в рамках проекта - регулирование межличностных отношений. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения школьников, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе. Наиболее благоприятной для формирования толерантности является внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к широкому кругу людей. Мы считаем, что эффективность совместной деятельности детей как средства формирования толерантности повышается, если:

• сформирована установка учащихся на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

• осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися и педагогом в этом процессе;

• создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;

• каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело;

• отсутствует давление, навязывание со стороны классного руководителя, который способен занять позицию старшего товарища [8, 10, 12, 15].

Воспитательный потенциал совместной деятельности возрастает, если она носит творческий характер, если обеспечиваются:

• доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности;

58

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

• выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе, исходя из личностных интересов и потребностей;

• определение творческих задач, проблем для решения самими детьми;

• создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;

• предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;

• создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения и форм взаимодействия;

• оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его отношений с участниками деятельности [13, 14].

При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами, раскрывает лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит их находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного [2, 3, 7, 11, 16]. Коллективный анализ деятельности формирует умения тактично, доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение способствуют формированию толерантности, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими. С этой целью педагогу необходимо регулировать отношения между детьми, их общение, совместные действия.

Структура реализации теоретических оснований проекта имеет следующую логику построения: предполагается ведение воспитательной работы по двум направлениям в каждом классе:

I блок - исследование объекта, в отношении которого формируется толерантность,

II блок - развитие в личности ребенка основных составляющих толерантности и вооружение способами толерантного взаимодействия

С целью целенаправленного формирования толерантности в проекте предлагается организация деятельности по следующим направлениям:

• познание и принятие себя (толерантность к себе) - познание, принятие себя как субъекта семейной культуры;

• изучение семейной самобытности, обучение основам толерантного общения в семье;

• принятие культуры Малой Родины, своего этноса, осмысление себя полноправным участником этой культуры;

• формирование толерантности к своему народу (только уважающий свою культуру будет уважать культуру другого);

• понимание мультикультурного пространства России и формирование толерантности к представителям других народов;

• постижение идей культуры мира и определение стратегии толерантного взаимодействия в мировом культурном пространстве.

Проект предполагает реализацию таких форм и методов воспитания, как

Формы Методы

Классные часы; Беседа (в том числе эвристическая);

Беседы; Дискуссия;

Дискуссии; Пример;

Игровые тренинги; Поощрение;

Коммуникативные Создание социальных проб;

тренинги; Убеждение (самоубеждение);

Праздники; Внушение (самовнушение);

КТД; Игровые методы;

Игровые и кон- Требование;

курсные програм- Метод саморегулирования;

мы; Метод воспитывающих ситуаций;

Викторины, вы- Метод соревнования;

ставки, познава- Метод анализа деятельности и обще-

тельные игры. ния учащегося; Поручения; Метод «задание самому себе» (по классификации Смирнова С. А.); Метод «Мой секрет» (по классификации Смирнова С. А.).

Главным результатом нашего проекта представляется способность учащихся успешно адаптироваться в обществе и являться носителями передовых тенденций его развития. Необходимо также отметить, что процесс формирования толерантности, как и любого нравственного качества, зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой происходит воспитание качества и в которой «обитает»ученик. Следовательно, результативность данного процесса зависит не только от четкого следования направлениям, но и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде в целом.

Проект удостоен Диплома 1 степени в ходе Всероссийского конкурса «Качественное образование -будущее России 2010» Национальной премии «Элита российского образования»

Литература

1. Асмолов А. Г Толерантность: различные парадигмы

анализа//Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.

2. Аюбашева С. И., Давыдова Н. Н., Ивонин А. О. Организация образовательного процесса в начальной школе на основе проектно-исследовательских и индивидуализированных форм учебной деятельности//Муниципаль-ное образование: инновации и эксперимент, 2010, № 3, с. 19-23

3. Валамина О. В., Давыдова Н. Н. Реализация модели общественно-активной школы в рамках социально-образовательного проекта «Гражданин»//Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010, № 6, с. 30-36

4. Гасанов З. Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения//Педагогика. 1999, № 6.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

59

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

5. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образова-ния//Образование и наука. Известия УрО РАО, 2010, № 8 (76), с. 32-42

6. Давыдова Н. Н., Поляков Л. П. Перевод образовательного учреждения в статус инновационно-активной школы как средство обеспечения роста ее конкурентоспособно-сти//Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010, № 3, с. 37-41

7. Журавлева А. В., Давыдова Н. Н. Повышение качества образования в школе полного дня через реализацию модели компетентностного образования//Эксперимент и инновации в школе, 2010, № 4, с. 8-16.

8. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа, -С-П.6 Речь, 2001-189 с.

9. Политическая экономия: Словарь. - М.: Политиздат, 1990. - 607 с.

10. Рожков М. И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников: учебно - методиче-

ское пособие/М. И. Рожков - Ярославль: Академия развития, 2003. - 192 с.

11. Давыдова Н. Н., Решетняк Л. В., Временное творческое содружество как основа деятельности кафедры начальных классов образовательного учреждения повышенного статуса//Инновационные проекты и программы в образовании, 2010, № 1, с.

12. Соколова Э. Образование - путь к культуре мира и толерантности. - Народное образование. - 2002. - № 2.

13. Солдатова Г. У., Шалгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире собой и другими. Тренинг толерантности для подростков, - М: Генезис, 2001-105 с.

14. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4 частях. - М: Генезис, 2001.

15. Сиденко Е. А. Особенности старшего подросткового воз-раста.//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 2.

16. Сиденко Е. А. К вопросу об адаптации подростка//Инно-вационные проекты и программы в образовании. - 2011. -№ 1.

В статье представлен опыт по поэтапному развитию вокально-хоровых навыков у учащихся начальных классов на уроках музыки.

Лебедева Наталия Васильевна

учитель музыки

ГОУ СОШ с углубленным изучением экологии № 446

г. Москва

РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ у ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ музыки

Каковы особенности и условия развития вокально-хоровых навыков у школьников на уроках музыки?

________________________________________________________________________________________________

Ключевые слова: вокально-хоровые навыки, возрастные особенности развития голоса ребенка, певческое дыхание, певческое звукообразование, дикция в пении, условия развития вокально-хоровых навыков.

Одна из важных задач, которые решает урок музыки в общеобразовательной школе - научить детей петь. Эта проблема на протяжении многих лет остается актуальной, привлекающей внимание большого круга музыкантов-педагогов, ученых разных специальностей потому, что коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями: развитие музыкальных способностей, формирование вокально-хоровых навыков, подготовка под-

линных ценителей музыки и воспитание лучших человеческих качеств. Хоровое пение благотворно сказывается и на физическом состоянии учащихся. «Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечнососудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье» [1].

60

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.