УДК 78.087.681:152.27 М. В. КОСТОГОРОВА
Восточно-Сибирская государственная академия образования, г. Иркутск
ДЕТСКИЙ ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
В статье рассматриваются сущность толерантности и специфика проявления межэтнического взаимодействия в условиях творческого коллектива. Раскрывается специфика хорового коллектива как условия многонационального общения, взаимодействия и взаимного согласия. Данная статья будет интересна специалистам, которые занимаются проблемами организации коллективов творческой направленности и, в частности, деятельностью вокально-хоровых коллективов.
Ключевые слова: культура толерантности, межэтническая толерантность, детский хоровой коллектив, творческая самореализация, индивидуальное самопроявление в деятельности, культура межнационального общения, диалог культур.
Современное состояние межэтнической напряженности побуждает к поиску оптимальных способов снижения межнациональной агрессивности, предупреждения развития ксенофобии (от греч. «страх чужого») как нетерпимости к чужому, незнакомому, непривычному. Появление научных психо-лого-педагогических исследований (Д. Ю. Ануфриева, А. Г. Асмолов, В. В. Глебкин, Д. В.Зиновьев,
А. Д. Карнышев, Р. И. Кусарбаеваи др.), связанных с толерантностью, поликультурным образованием, воспитанием культуры межнационального общения, дают основание для оптимизма: терпимость к чужому образу жизни снижает агрессивность, позитивно влияет на межличностные и межнациональные отношения. [ 1, с. 11]. Как правило, все исследователи подчеркивают, что толерантность проявляется в уважении к другой личности, ее образу жизни, способу самовыражения, и базируется она на культуре общения, культуре взаимодействия, культуре общежития в многонациональной среде, культуре позитивного решения спорных ситуаций, на уважении прав и свобод человека [2, с. 19]. С нашей точки зрения, культура отношений и взаимодействия в большей степени формируется в совместной деятельности, особенно в условиях творческого коллектива, каким является детский хор.
В данной статье на примере муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детской школы искусств № 10 г. Улан-Удэ мы представим один из возможных путей развития культуры межличностного, межкуль-турного и межнационального взаимопонимания учащихся с 1 по 7 класс (всего 183 человека). По национальному составу: 62 % — русские, 27 % — буряты, 11 % — евреи, украинцы, поляки.
Основная концептуальная позиция нашего подхода к решению проблемы толерантности — формирование культуры межнационального общения в детском хоровом коллективе. Цель: определить, обосновать и проверить возможности детского хорового коллектива в воспитании культуры толерантности как личностного качества, способствующего культуре общения и духовно-нравственному развитию.
Формирование культуры межнационального общения внутри хорового коллектива — это педагогический процесс, направленный на обеспечение знаниями певческого сотворчества, особенностей голосового звучания у разных национальностей, расширение опыта совместного взаимообогащения в хоровом пении представителей разных национальностей. В этом умозаключении мы исходим из того, что хоровое искусство в народной педагогике давно вызывает неподдельный интерес как средство воспитания и развития личности. Недаром Пинежская Русь мастерски использовала хоровое пение, считая, что в хоре не бывает одиноких, а творческое единение создает новые отношения к миру, другим людям, к своей индивидуальности. В отечественной психологопедагогической науке существует ряд исследований, которые посвящены рассмотрению роли хорового исполнительства в развитии и воспитании человека. Так, К. Д. Ушинский считал творческие коллективы действенным педагогическим средством: «В песне, а особенно хоровой есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но и что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу» [3]. А. Н. Леонтьев подчеркивал, что развитие способностей (в нашем случае развитие искусства пения в хоре) является по своей функции процессом воспитания [4, с. 226 — 227].
Научный анализ исследований учёных в области практической работы с хором (А. И. Анисимов, А. А. Егоров, В. И. Краснощёков, В. П. Левандо, К. К. Пигров,
В. Г. Соколов, П. Г. Чесноков и др.), вокально-хорового воспитания (Л. М. Абелян, Ю. Б. Алиев, Л. Б. Бер-тенёв, К. Ф. Никольская-Береговая, О. А. Опраксина и др.), хорового творчества (Г. А. Дмитриевский, Д. Л. Локшин, В. С. Попов, К. Б. Птица, Г. А. Струве, Г. П. Стуловаи др.), любительского хорового исполнительства (В. Ф. Чабанный, Л. В. Шамина, Л. В. Живов и др.) дает основание считать, что любое включение ребенка в новую среду выступает стрессирующим фактором, блокирующим личностный рост. Тем важнее проблема приобщения человека к хоровому пению с учетом национальных особенностей предрасположенности к пению, например, у бурятов, эвен-
ков, якутов. Опираясь на аксиологический подход, рассматривающий культуру как систему ценностей, основные положения о диалоге культур как пути освоения и формирования духовных ценностей и развития личности, на теорию свободы выбора человеческих отношений в творческих коллективах, мы рассматриваем хоровой коллектив как сообщество певчески одаренных, объединенных общими интересами и активно взаимодействующих людей. Но это еще и целевая педагогическая система, имеющая определённые воспитательные цели: освоение культуры, формирование коллективистской направленности личности, гуманизма, развитие творческой индивидуальности.
Общая идея развития коллектива — это превращение его всё в большей мере в субъект воспитания, способный вырабатывать задачи и законы своей коллективной жизни, организовывать свою деятельность, регулировать внутри коллектива отношения. Как правило, при этом основное внимание обращается на развития нравственных и гражданских качеств, создание пространства для решения вопросов творческого самоосуществления и самореализации человека в творческом коллективе через активное взаимодействие русских, украинцев, якутов, бурятов, эвенков и др. малых народностей Сибири с учетом национальных традиций общения и хорового пения.
При этом культура межнационального общения в хоровом коллективе рассматривается нами как совокупность знаний, умений полноценного общения, взаимообогащение личности и адекватных им поступков и действий, которая обеспечивает процесс исполнительской деятельности.
Для оценки исходного состояния межнациональной комфортности вокально-хоровых коллективов нами были выделены следующие показатели и критерии: мотивация к вокально-хоровой деятельности, способность к осуществлению и участию в совместной деятельности, комфортность и удовлетворенность исполнителей. На вопрос «Что привлекает тебя в вокально-хоровой деятельности? » 53,6 % ребят выделили интерес к пению, 18,7 % — возможность творческого развития, 34,9 — коллективистские мотивы, сотрудничество. По нашим данным, очень слабая подготовленность к пению детей во многих семьях: редко занимаются систематическим развитием голосового аппарата — 66,7 %, 14,4 % никогда систематически не развивали голосовой аппарат, не проявляли интерес к развитию вокальных способностей. Хотя во всех семьях есть поющие родители. На вопрос «Какие песни чаще всего поются в вашей семье?» большинство назвали свои, национальные.
Национальный характер проявляется и в манере пения. По нашим данным, дети плохо знают национальные песни других народов. Изучая характер взаимоотношений внутри хорового коллектива, мы заметили, что на первом этапе (примерно первые полгода) дети плохо знакомы друг с другом, не имеют дружеских связей, более 83 % детей не смогли назвать никого, с кем дружит в хоровом коллективе. Эта проблема решалась с помощью разнообразных методик построения хора, отдельных творческих заданий, деловых поручений и т.д.
К концу первого года складываются творческие микрогруппы на основе голосовых данных (учет тембра голоса — сопрано, альт), творческих заданий (подобрать бурятские, украинские, русские национальные мелодии, подготовить рассказ о творчестве отдельных композиторов, о национальных исполнителях, о культурных традициях хорового пения
разных народностей Сибирского региона и т.д.). При определении исходного уровня мотивов участия в совместной деятельности были получены следующие результаты: 34,5 % опрошенных имеют личностные мотивы к совместной деятельности, общению (нравится работать в группе, мне интересно работать с другими ребятами, многому можно научиться у других и т.п.), 27,9 % — назвали в качестве мотива обязательность выполнения как принуждение (мне сказали, что надо сделать, надо выполнять и т.д.), 37,6 % — привлекает содержание деятельности, ее значимость (всем интересно узнать национальных исполнителей; у каждого народа есть свои песни, надо их знать, потому что они красивые и т.д.).
Как видим, на первом этапе развития детского коллектива хор представлял собой группу поющих детей разной национальности. У них были разные мотивы выбора пения, свои индивидуальные отличия в характере (общительные и замкнутые, активные и безынициативные, смелые и робкие, уверенные в себе и всего боящиеся). Работа руководителя хора была направлена на организацию певческого коллектива: обозначение общих требований к пению, к хоровому пению, голосовым тренингам и тренировкам, к дисциплине и культуре поведения, специфике общения в хоре. Цель предъявления требований — установление общих обязательных для всех правил. Когда все правила приняты участниками хора, в коллективе выделяются лидеры: разные ответственные, которые выполняют отдельные полномочия от коллектива (дежурство, выполнение поручений, выполнение творческих проектов и т.д.). Задача руководителя хора в том, чтобы каждый побывал в роли «руководителя и подчиненного», приобрел навыки управления микрогруппой и подчинения. Именно этот этап позволяет в певческом коллективе сформировать атмосферу взаимодействия, взаимовыручки, взаимопомощи. Проявление культуры толерантности можно наблюдать не только в решении возникающих конфликтных ситуаций, но и в умении общаться, в отношении к национальным культурным ценностям, в уважении к обычаям других народов, в признании права каждого на выбор своего мнения, своей позиции. Но культура межнационального общения в хоровом коллективе предполагает еще и согласие, умение услышать другого, сохранить гармонию хора, а это требует не только певческой культуры, хорошего слуха, но и уважения к способностям другого, признания его вклада в общее дело — хоровое пение.
Отсюда следует, что руководитель хорового коллектива должен обладать теми компетентностями, которые предполагают умение результативного использования современных инновационных и педагогических технологий; умение качественно организовывать работу по развитию творческого потенциала целого коллектива и каждого участника; умение принимать нестандартные решения, комплексно использовать профессиональные умения и навыки, прогнозировать индивидуальное самосовершенствование.
Компетентность руководителя хорового коллектива мы рассматриваем как интегративное динамично развивающееся новообразование в структуре личности специалиста, которое представляет собой совокупность профессиональных и психолого-педагоги-ческих знаний, организаторских умений и готовности независимо и самостоятельно действовать в работе с хоровым коллективом любого типа. В качестве основных качеств руководителей хорового коллектива, в том числе и детского, мы выделяем: професси-
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
онально-ориентированное творческое мышление, профессионально-педагогическая направленность деятельности с учетом психологических особенностей участников коллектива, профессиональная самостоятельность и профессиональное самосознание. В том числе и детского, мы выделяем: качестве педагогических условий, обеспечивающих развитие воспитательного потенциала детского хорового коллектива, мы выделяем:
— активизацию ценностно-мотивационной сферы творческого коллектива, создание позитивной перспективы творческого роста хорового коллектива и каждой личности;
— развитие культуры личностных и межнациональных отношений в детском хоровом коллективе. При этом культура общения — необходимая предпосылка становления не только внутриколлективных связей, но и социальных, через исполнительскую деятельность хорового коллектива;
— постоянное развитие интереса к культуре разных народов нашей многонациональной страны, к том числе и детского, мы выделяем: культуре народов региона.
Итак, детский хоровой коллектив позволяет расширить представления о специфике певческих традиций и об особенности певческого голоса у представителей разных народов, об особенностях личностного восприятия людей, социальных явлений и предметов, принадлежащих другой культуре, о спе-
цифике культуры разных народов, о правилах и нормах толерантного поведения в конфликтной ситуации, о культуре межнационального общения, о значимости творческого взаимообогащения народов многонациональной страны.
Библиографический список
1. Карнышев, А. Д. Вопросы межэтнического взаимодействия и межкультурной компетентности: материалы социальнопсихологических исследований в образовательных учреждениях Иркутской области /А. Д. Карнышев, А К. Костин, Е. А Иванов. — Иркутск: БГУЭП, 2008. - 104 с.
2. Лапина, О. А. Культура учителя как основа воспитания толерантности школьника: учебное пособие / О. А. Лапина, Л. Л. Макова. — Иркутск: ВСГАО, 2010. — 132с.
3. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений. В Ют. Т. 1. / К. Д. Ушин-ский. — М. :Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1948. — С. 341-342
4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М. : Политиздат, 1977. — 304 с.
КОСТОГОРОВА Марина Викторовна, аспирантка кафедры педагогики высшей школы.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.03.2011 г.
© М. В. Костогорова
Информация
Конкурс на соискание литературной премии «Дебют» 2011 года
Премия «Дебют», учрежденная в 2000 г. Международным фондом «Поколение», присуждается авторам литературных произведений на русском языке, не превысившим на момент награждения возраст 35 лет. Премия ежегодно вручается по пяти — семи номинациям, отражающим основные типы литературы.
В 2011 году конкурс на соискание литературной премии «Дебют» проводится по следующим номинациям: Крупная проза (романы и повести)
Малая проза (рассказы)
Поэзия (стихотворения, поэмы)
Драматическое произведение (комедии, трагедии, монодрамы, пьесы для чтения)
Эссеистика (культурологическое, философское, литературно-критическое, художественное эссе) Фантастика.
Работы на конкурс принимаются с 15 июня по 20 сентября 2011 года по электронному адресу: [email protected] и на почтовый адрес: 111141, г. Москва, Зеленый проспект, д.5/12, стр. 2.
«Длинный список» премии будет объявлен в начале октября. Объявление «короткого списка» состоится в середине ноября; торжественная церемония награждения лауреатов — в первой декаде декабря, e-mail [email protected]; сайты: www.mydebut.ru;http://www.pokolenie-debut.ru/
Информация о конкурсе на сайте www.mydebut.ru
Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/258/229893.php (дата обращения: 17.06.11)