Научная статья на тему 'Реализация метапредметного подхода на хоровых занятиях детской хоровой школы'

Реализация метапредметного подхода на хоровых занятиях детской хоровой школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ХОРОВОГО ЗАНЯТИЯ / МЛАДШИЙ ХОР / ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ НАВЫКИ / ДЕТСКИЙ ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ / МЛАДШИЕ КЛАССЫ ДЕТСКОЙ ХОРОВОЙ ШКОЛЫ / СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА / ИНТОНАЦИЯ / МЕТРОРИТМ / ЛАД / OF META-SUBJECT APPROACH / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / ORGANIZATION OF THE CHOIR LESSON / JUNIOR CHOIR / VOCAL AND CHOIR SKILLS / CHILDREN CHOIR / PRIMARY CLASSES OF CHILDREN'S CHOIR SCHOOL / MEANS OF THE MUSIC LANGUAGE / INTONATION METRO-RHYTHM / HARMONY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопец Татьяна Юрьевна

Статья посвящена вопросу реализации метапредметного подхода на хоровых занятиях детской хоровой школы. Рассмотрены универсальные учебные действия, которые формируются в процессе взаимодействия трех блоков предметов (вокально-хоровой, музыкально-теоретический и музыкальноинструментальный), составляющие основу содержания образовательного процесса. Особое внимание уделено вокально-хоровому блоку на хоровых занятиях младших классов (дети 5-7 лет) детской хоровой школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF META-SUBJECT APPROACH AT THE CHOIR LESSON IN THE CHILDREN’S CHOIR SCHOOL

The article is devoted to the realization of meta-subject approach at the choir lesson in the children’s choir school. The author dwells on the universal learning activities that are formed in the process of interaction of three blocks of subjects (vocal-choir, music-theory, music-instrumental) that comprise the basis of the contents of education. Special attention is given to the vocal and choir block at the choir lessons of primary school students (5-7 years old) of the children’s choir school.

Текст научной работы на тему «Реализация метапредметного подхода на хоровых занятиях детской хоровой школы»

Т.Ю. Прокопец

Реализация метапредметного подхода на хоровых занятиях детской хоровой школы

Статья посвящена вопросу реализации метапредметного подхода на хоровых занятиях детской хоровой школы. Рассмотрены универсальные учебные действия, которые формируются в процессе взаимодействия трех блоков предметов (вокально-хоровой, музыкально-теоретический и музыкально-инструментальный), составляющие основу содержания образовательного процесса. Особое внимание уделено вокально-хоровому блоку на хоровых занятиях младших классов (дети 5-7 лет) детской хоровой школы.

Ключевые слова: метапредметный подход, универсальные учебные действия, организация процесса хорового занятия, младший хор, вокально-хоровые навыки, детский хоровой коллектив, младшие классы детской хоровой школы, средства музыкального языка, интонация, метроритм, лад.

Не подлежит сомнению, что приобщение молодого поколения к высокому искусству - музыке, следует считать одной из приоритетных задач дополнительного образования. Совершенно очевидно и то, что в обозримой перспективе детские музыкальные и школы искусств будут все больше обращаться к Государственным образовательным стандартам начального и среднего общего образования с целью выявления основополагающего компонента для реализации одной из важнейшей социально-культурной задачи - распространение музыкальной культуры в обществе. И решать эту задачу они будут лишь при условии существенных перемен в содержании, структуре и методах своей работы.

Сегодня образование становится единственным социальным институтом, который может взять на себя функцию реализации прав ребенка, направленных на полноценное личностное развитие. Одним из условий реализации данного права является овладение учеником умением учиться. В современном федеральном государственном стандарте основного общего образования впервые в истории отечественного образования на государственном уровне выделены «умения учиться» как самостоятельный и важный компонент содержания образования и рассматриваются как «универсальные учебные действия». «В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения

нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) к значении этот термин можно определить как совокупность способов | о действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), | § обеспечивающих его способность к самостоятельному освоению новых с ЕЕ знаний и умений, включая организацию этого процесса» [2, с. 5]. Таким образом, в стандарт ввели понятие «универсальные учебные действия», которое в педагогической теории и практике имеет локальное распространение в отличие от общепринятого понятия «общеучебные умения». Кроме того, стандарты общего образования впервые определили не только предметные и метапредметные, но и личностные образовательные результаты [3, с. 8].

Современные образовательные тенденции отдают приоритет учебной деятельности как системообразующему фактору в обучении. В этом случае деятельностный и знаниевый подходы не противоречат, а дополняют и обогащают друг друга. Таким образом, понятие метапредметности вошло в последний вариант Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Оно включает в себя: готовность к непрерывному образованию, повышенную профессиональную мобильность, готовность к сотрудничеству, активную гражданскую позицию, творческие способности как востребованные качества личности. Все вышеперечисленное определяет цели современного образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся [6, с. 33].

Раскроем понятие «метапредметное содержание образования». «Мета-» означает «стоящее за», таким образом, смысл образовательного процесса состоит в выявлении и реализации внутреннего потенциала ребенка по отношению к самому себе и внешнему миру. Связь внутреннего и внешнего обеспечивается через деятельность, относящуюся к фундаментальным основам мира и человека. В этих основах и заключена метапредметная суть образования. Образование ребенка понимается как его благая деятельность, которая происходит через получение образовательной информации, как внутренней его продукции, так и внешней [3, с. 3]. В связи с этим, цель метапредметного подхода в образовании - самореализация ребенка, сначала в образовательных, а потом в социальных результатах. Все это приводит к необходимости выявления фундаментальных констант и построения метапредметного содержания как образовательного процесса в целом, так и предмета, в частности [3, с. 8].

С этой точки зрения, мы рассмотрим возможность реализации данного подхода на хоровых занятиях младших классов детской хоровой школы.

В содержании образовательного процесса детской хоровой школы мы выделяем три основных блока, обеспечивающие реализацию метапредметного подхода: вокально-хоровой, музыкально-теоретический, музыкально-инструментальный. Их взаимодействие обеспечивается посредством содержательного компонента, а также трех основных средств музыкального языка: интонации, метроритма и лада, одновременно выступающих и основными музыкальными способностями учащегося. Именно они и являются для нас фундаментальными константами образовательного процесса на хоровых занятиях.

Более подробно остановимся на первом блоке - вокально-хоровом, т.к. именно с него начинается постижение юных исполнителей музыкального искусства и его языка.

Главной особенностью в работе с детским хором является умелое сочетание обучения (формирование голосового аппарата, вокально-хоровых навыков и музыкальной грамотности), музыкального воспитания (воспитания осознанного отношения к искусству, любви к музыке, пению, расширение музыкального кругозора, воспитание качеств личности) и развития (музыкальных способностей). Учитывая все эти составляющие, мы даем хору возможность полноценно развиваться, и, вместе с тем, раскрываться каждому участнику музыкального сотворчества.

Основой плодотворной работы в детском хоровом коллективе является репертуар. Он способствует художественной активности учащихся, находится во взаимодействии с различными формами, задачами и этапами работы с хоровым коллективом (репетиция, концерт; начало или расцвет его творческого пути). Репертуар влияет на накопление музыкально-теоретических знаний, на выработку вокально-хоровых навыков, что позволяет нам сказать о его существенной роли в учебно-воспитательном процессе хоровых занятий.

Говоря о хоровых занятиях на начальном этапе обучения в ДМШ, нужно определить возрастной коэффициент участников музыкального процесса. Начинающий, младший хор - это дети в возрасте 5-7 лет, и поэтому нам представляется наиболее важной и сложной работа именно с этой возрастной категорией ребят.

Важно с первых дней совместной работы приобщить, «заразить» ребенка музыкой, именно в этом возрасте легче всего сделать ее близкой и понятной ему. Поэтому нужно создать доброжелательную атмосферу музыкальных занятий, всячески поддерживать радость от соприкосновения с искусством. И тогда главной задачей на данном этапе для них станет желание постичь музыку, овладеть ее языком, трудиться ради музыкального сотворчества.

Образ дирижера является основополагающим на данном этапе. Как к иллюзионист, без слов, а только с помощью жеста, мимики он может | о управлять всем певческим процессом, процессом создания музыки. | § Первое время - это знакомство с основными видами дирижерского жеста с ^ (внимание, вдох, выдох, начало и завершения пения, протяженность звука и его окончание, маркатное звукоизвлечение и др.). На начальном этапе необходимо обращать внимание учащихся на дирижерский жест, «обманывать» (показывать вдох, а руками замирать в воздухе) и «хитрить» (последний звук песни тянем долго-долго, пока хватает дыхания, выдыхает - по руке все без остатка), дабы приучить их к необычному способу общения.

Немаловажной является организация процесса хорового занятия: умение правильно сидеть, стоять, выполнять коллективные требования дирижера, - все это является залогом эффективной вокально-хоровой работы юных певцов, их внимания и сосредоточенности. Ведь хоровое занятие - это серьезный, интеллектуальный и творческий процесс постижения музыки. Корпус ребенка должен быть свободен, голова не должна быть наклонена, при посадке корпус перемещает опору на стопы - в пол. Необходимо чередовать пение стоя и сидя, использовать различные виды двигательной активности (рукой показываем движение мелодии: вверх - вниз, образными жестами передаем фразеровку, шагами учимся чувствовать метрическую пульсацию, прохлопываем ритмический рисунок изучаемого произведения и т.д.).

С первых занятий необходимо учить детей уважительному отношению друг к другу, к учителю, к тишине и музыке. Поэтому авторитарный стиль работы педагога-хормейстера здесь не уместен. Только совместное сотворчество, понимание того, что дети - это маленькие личности, принесет свои положительные результаты в работе.

Один из важных компонентов в вокальном воспитании - это певческое дыхание. Если оно правильное, то способствует хорошему звукообразованию, точному интонированию и выразительному музыкальному исполнению. Умение распределять дыхание на фразу, наполняя звук воздухом, и филировать его, фиксация момента вдоха, его задержки и соответствующего выдоха -постоянная забота хормейстера на начальном этапе обучения.

Самой сложной проблемой все же является создание хорового унисона. Даже если в хоре есть дети с очень хорошими слуховыми данными, проблема единого хорового звучания, хорового ансамбля (темповой, динамический, ритмический, вокальный, орфоэпический и пр.) стоит очень остро. Для достижения унисона требуется точное

интонирование каждого певца, чего можно добиться благодаря полной раскрепощенности и хорошей координации между слухом и голосом ребенка. В работе над этими навыками важно обратиться к русским и зарубежным народным песням («Дон-дон», «Дождик», «Ворон», «Ладушки», «Два кота» «Плясовая», «Чудак» и др.), в процессе работы над которыми формируется активное звукоизвлечение, активный дыхательный процесс, чистая интонация.

Важным средством формирования устойчивого навыка интонирования является исполнение песен в удобной тисетуре и ограниченном диапазоне. МИ-СИ (квинтовый отрезок) - примарная зона и оптимальная звуковая среда для учащихся 5-7 лет. Наиболее удобной интонацией для пения является нисходящая попевка: терцовая и поступенная.

С работой над дыханием, хоровым унисоном и точным интонированием также связана работа над фразировкой. Понятие фразы рассматривается на двух уровнях: первый - распознавание коротких мотивов и маленьких музыкальных мыслей; второй - выразительное пропевание этих музыкальных мыслей. Ощущение фразировки - это важный момент на начальном этапе вокально-хорового обучения. Для его развития полезно использовать игровые приемы: «Эхо» (повторение фразы за учителем), чередование по фразам пения вслух и «про себя», «Передача фразы» (передаем фразы поочередно от одной исполнительской группы к другой, можно петь по рядам). В таких упражнениях хормейстер не только может лучше контролировать отрабатываемые приемы, но и наблюдать индивидуальное развитие каждого певца в хоре. При этом необходимо учить интонировать не просто звуки, но смысл слова, вникая в его образ и красоту. Бережное отношение к слову рождает более тонкое и проникновенное звучание музыкального произведения в целом (например, можно использовать «Дождик» Е. Подгайц).

Хормейстеру следует помнить, что с первых дней необходимо приучать учащихся работать с нотным текстом, осуществляя, таким образом, взаимосвязь с музыкально-теоретическим блоком. Основные понятия (фраза, предложение, цезура, повторность; направление движения мелодии, повторность звуков, поступенность, скачки, относительная высота, ритмическая организация музыки, длительности, паузы, пульс, темп, штрихи (legato, staccato), динамические оттенки, нюансы), которые используются на занятиях предметов всех блоков, помогут лучше и быстрее их понять и использовать в своей музыкальной практике. Кроме того, корреляция знаний и навыков между предметами разных блоков дает возможность учащемуся самостоятельно делать выбор и использовать в своем опыте те или иные сравнения, сопоставления, даже

не обязательно связанные с музыкой, т.е. это те универсальные действия к (знания и навыки), которые он приобрел и уносит с собой и которые | о становятся его личностно-значимым опытом. § |

Способность увлеченно заниматься каким-нибудь делом сама по с ^ себе является ценным качеством человека. В хоровом, музыкальном творчестве детей есть свойство, которое сами они не замечают, но которое необходимо учитывать педагогу. Процесс музыкально-хоровой деятельности создает у учеников эмоционально-положительный настрой, тем самым снимает нервно-психологическое напряжение. Иными словами, занятие хоровой, музыкальной деятельностью оказывает на детей значительное психотерапевтическое воздействие.

Увлеченность музыкой возникает у детей самопроизвольно, но ее развитие зависит от отношения взрослых к данному процессу. Если родители, педагоги этому всецело способствуют, увлекаются музыкой, хоровым искусством, то это перерастает в музыкально-приобретенный опыт ребенка, который вооружает его новыми средствами и способами музыкального выражения. Как результат - это яркий всплеск музыкальной активности, который отражается на развитии не только музыкальных, но и общих способностей каждого ребенка.

Библиографический список

1. Аверина Н.В. Проблемы репертуара в детском хоровом исполнительстве: Дис. ... канд. искусствоведения. М., 1996 г.

2. Воровщиков С.Г., Татьянченко Д.В., Орлова Е.В. Универсальные учебные действия: Внутришкольная система формирования и развития. М., 2014.

3. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. № 2. С. 3-10.

4. Тоффлер Э. Шок будущего / Пер. с англ. М., 2002.

5. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал «Эйдос». 2012. № 1. URL: http://www.eidos.ru/ joumal/2012/022910htm (дата обращения: 13.04.2015).

6. Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования // Современная дидактика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М., 2007. С. 159-182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.