Научная статья на тему 'Особенности работы хормейстера в детском хоровом коллективе: музыкально-педагогический аспект'

Особенности работы хормейстера в детском хоровом коллективе: музыкально-педагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2126
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ / ХОРМЕЙСТЕР В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ / ДЕТСКИЙ ХОРОВОЙ РЕПЕРТУАР / THE CHILDREN'S CHOIR / CHOIRMASTER AT THE CHILDREN'S CHOIR / THE CHILDREN'S CHORAL REPERTOIRE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Прокопец Татьяна Юрьевна

Рассмотрена взаимосвязь музыкально-педагогического и художественно-исполнительского аспектов; выявлены воспитательно-образовательные и развивающие задачи в работе хормейстера. Особое внимание уделено проблеме репертуарной политики в работе с хоровым коллективом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC FEATURES OF THE CHOIRMASTER’S WORK AT THE CHILDREN’S CHOIR: MUSICAL-PEDAGOGICAL ASPECT

The connection of musical-pedagogical and artistic-performing aspects is considered in the article. Educational and developing goals in choirmaster’s work are revealed. The special attention is drawn to the problem of repertoire policy in the work with the choir.

Текст научной работы на тему «Особенности работы хормейстера в детском хоровом коллективе: музыкально-педагогический аспект»

общечеловеческих гражданских ориентирах, которые определены кон- к цепцией Федерального государственного образовательного стандарта: | о патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; семья; труд и |§ творчество; наука; традиционные российские религии; искусство и лите- с ^ ратура; природа; человечество [1].

Библиографический список

1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897. URL: http: rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html (дата обращения: 12.04.2014).

Т.Ю. Прокопец

особенности работы хормейстера в детском хоровом коллективе: музыкально-педагогический аспект

рассмотрена взаимосвязь музыкально-педагогического и художественно-исполнительского аспектов; выявлены воспитательно-образовательные и развивающие задачи в работе хормейстера. особое внимание уделено проблеме репертуарной политики в работе с хоровым коллективом. Ключевые слова: детский хоровой коллектив, хормейстер в детском коллективе, детский хоровой репертуар.

Период на стыке ХХ-ХХ1 вв. называют периодом интерпретаторов. Поэтому не случайно в последние двадцать лет к детскому музыкальному образованию и хоровому репертуару предъявляются повышенные требования, где главной целью становится не освоение учащимися сложного современного музыкального материала и языка, но, прежде всего, художественно-эстетическое воспитание, воспитание музыкальной культуры, развитие общих и специальных способностей, гибкого музыкального мышления. В связи с этим, работа хормейстера с детским хоровым коллективом имеет свою специфику и направлена, прежде всего, на воспитание и развитие учащихся с точки зрения их художественного и творческо-

к го потенциала. Музыкально-образовательный компонент играет не менее 11 важную роль, т.к. именно в процессе общения с музыкальным материалу § лом и осуществляется формирование качеств личности ребенка, развитие | ™ его внутренних задатков, приобретение знаний и навыков в области не о только музыкальной культуры, но и сопряженных с ней областей (лите-^ ж ратура, живопись, театр и др.). Таким образом, работа хормейстера интег-° рирует различные направления деятельности, связанные с музыкально-педагогическим и художественно-исполнительским аспектами, которые находятся во взаимодействии и дополняют друг друга. Их взаимосвязь обусловлена музыкально-педагогическим процессом, направленным на решение воспитательно-образовательных задач в детском хоровом коллективе, и музыкальным репертуаром, используемым в работе [3].

В сегодняшнем мире процесс обмена хоровым опытом непрерывен. В частности, на Западе наблюдается тенденция взаимного преобразования двух изначально параллельно существующих и развивающихся направлений: профессионального и любительского, которые, по логике теоремы, не пересекаются. Однако в современной педагогической и исполнительской практике они пересеклись и даже соединились в единое целое посредством идеи «общего музыкального образования» [4]. Именно такое единство и определяет смысл и цель хорового музыкального искусства, где приоритет отдан музыкально-исполнительским навыкам, т.е. умению петь, дирижировать, читать с листа сольфеджио и т.д. Хоровое искусство, таким образом, приобретает двуединую функцию - музыкально-образовательную и художественно-исполнительскую.

На отечественных горизонтах аналогичная тенденция прослеживается далеко не везде. К сожалению, условия, в которых находилось детское хоровое искусство на протяжении многих лет в ХХ в., не способствовали его гармоничному развитию. Более того, лозунги о массовости и доступности хорового пения, а также утрата огромного пласта ценных образцов духовной хоровой литературы привели к значительному снижению художественного и технического уровня отечественной хоровой культуры. Следствием этого стала потеря интереса к хоровому пению как основе отечественной культуры и искусства.

ограниченный подход к пониманию сущности детского хорового искусства, а также примитивный музыкальный материал, используемый в работе с учащимися хоровых студий, практически привели к творческому застою в российском музыкальном сообществе. Творческое возрождение и обновление возможно лишь при условии, что хоровая культура, как часть духовной национальной культуры, транслируется в социокультурном пространстве общества, опираясь на высокие образцы исполнитель-

ского искусства, а также воспринимается детским сознанием под грамот- к ным и чутким руководством хормейстера. | о

Детский хор - живой организм, удивительный «музыкальный инстру- | § мент», находящийся в состоянии постоянного динамичного психофизио- с ^ логического изменения, несущий энергетику юности, оптимизма и поэтического обаяния; «исполнительский инструмент», хрупкий и нежный, гибкий и отзывчивый, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение самых глубоких человеческих чувств. Его главная особенность и неповторимость заключается в том, что «инструмент этот» невозможно получить в готовом виде. Его необходимо вырастить, взлелеять, научить, настроить, воспитать. Поэтому большая, трудная, при этом очень интересная и увлекательная работа ожидает хормейстера, занимающегося созиданием детского хорового коллектива.

Готовых «рецептов» столь сложного процесса не существует, т.к. каждый хор, как человек, индивидуален и неповторим. поэтому необходимо искать, пробовать, ошибаться, анализировать и думать. при этом обязательно помнить, что особенностью работы с детским хоровым коллективом является умелое сочетание обучения (развитие музыкальных способностей, формирование певческих навыков, голосового аппарата, музыкальной грамотности), музыкального воспитания (сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, пению, расширение кругозора) и «живого» исполнительства.

Иначе говоря, комплексный подход, реализуемый на практике, способствует полноценному развитию хорового коллектива, а также максимальному раскрытию способностей каждого учащегося.

при этом содержательной, образно-смысловой и эмоциональной основой этой непростой и кропотливой работы является жанрово-стилевое разнообразие музыкального искусства, т.е. классические, народные и современные произведения, на которых учится и развивается хоровой коллектив. Хоровая музыка, в данном случае, воздействует не только на эмоциональную сферу ребенка, активно участвуя в формировании его чувств и эмоций, закладывая фундамент музыкальной культуры, но и оказывает многостороннее воздействие на психику, развивает сознание, активизирует познавательные процессы, участвует в целостном формировании личности учащегося. Восприятие и осознание связи целого и части, художественно-выразительный смысл отдельных элементов и их сочетание в музыкальном произведении воспитывает ощущение художественной формы и красоты!

Зажечь, «заразить» каждого ребенка желанием овладеть языком музыки, желанием трудиться ради нее - одна из главных задач хормейстера.

Такую задачу очень сложно решать под постоянным прессингом инфор-11 мационного поля нашего времени. Ведь сегодня выставляется на показ, в | § качестве примера, легкость и беззаботность жизни! Высмеиваются жела-| ™ ние трудиться и тяготы творческого поиска. Поэтому только личный о пример хормейстера, его преданность делу искусства могут стать выше ^ =б действительности и увлечь детей в мир настоящей музыки. Мастерство ° и личность хормейстера, в данном случае, выступают тем инструментом, посредством которого осуществляется процесс создания хорового коллектива.

Дирижерский жест и отклик на него, певческая установка и организация работы, певческое дыхание и хоровой унисон, точность интонирования, умение слушать и слышать, подбор репертуара в удобных тиссетур-ных условиях и ограниченном диапазоне (для приобретения устойчивых навыков интонирования), - все это должно стать основой работы хормейстера. Четкое понимание фразы и ощущение фразировки как структурной ячейки музыкальной формы, бережное отношение к поэтическому слову и осознание связи музыки с поэтическим образом, стремление к напевному звуку - кантилене - всему этому также должен научить хормейстер.

Еще один важный фактор работы хормейстера в формировании детского хорового коллектива и его музыкальной культуры - репертуарная политика. По сути, это создание репертуарных «комплексов», предназначенных для хоровых коллективов разного уровня, для начинающих хоровых певцов [1, с. 15]. Навык грамотного их моделирования для хоровых занятий, а также для концертных программ является основой успешного развития хора в целом и каждого учащегося в отдельности.

В настоящее время кафедра хорового дирижирования Московской консерватории активно занимается созданием таких репертуарных «комплексов», которые представляют собой серию сборников-папок «Золотой репертуар хормейстера» [2; 5]. Это своеобразная антология произведений для детского хорового творчества, где представлены как миниатюры, так и циклы произведений крупной формы. В них содержатся произведения классиков и современных авторов, народные песни и духовные произведения, сочинения а'сарре11а и с сопровождением. Репертуар предусмотрен для различных возрастных групп и уровней музыкально-хорового мастерства учащихся. Среди современных авторов детская хоровая музыка занимает особое место, это свидетельствует о значительном интересе современных российских композиторов к детскому хоровому творчеству, с одной стороны, и педагогико-исполнительской востребованности - с другой. Иначе говоря, современная хоровая музыка для детей является неотъемлемой частью репертуара хоровых коллективов и известна не

р ^

только в России, но и за ее пределами. Подтверждением этому являются Международные фестивали и конкурсы хорового искусства, где музыка российских композиторов исполняется коллективами разных стран. | §

Таким образом, говоря о специфике работы хормейстера с детским с ^ хоровым коллективом, необходимо помнить, что это двусторонний процесс личностного созидания, объединенный со-творчеством и направленный на решение художественно-образовательных задач.

Библиографический список

1. Аверина Н.В. Проблемы репертуара в детском хоровом исполнительстве: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1996.

2. Аверина Н.В. Из опыта работы с младшими хорами в Детской хоровой школе «Весна» им. А.С. Пономарёва. Нотная папка хормейстера № 1 // Аверина Н.В. Нотное издание «Золотая библиотека педагогического репертуара». М., 2008. С. 2-19.

3. Гетьман В.В. Становление личности педагога-музыканта: история, теория, практика: теоретико-методологический аспект: Монография. Орёл, 2011.

4. Паисов Ю.Б. Виктор Попов: «Моя жизнь - в хоровом искусстве, в том деле, которому я отдал всё» // Музыкальная Академия. 2011. № 7. С. 16-20.

5. Роганова И. Сб. хоровых произведений. Русская музыка XXI в. для детей и юношества. Хоровая лаборатория. М.-СПб., 2009.

П.В. Рыжова

факторы,

влияющие на эффективность развития художественного восприятия спектаклей у детей дошкольного возраста

в статье рассматриваются основные подходы к понятию восприятия театральных постановок. приводятся данные экспериментального исследования уровней сформированное™ художественного восприятия у детей дошкольного возраста. Ключевые слова: восприятие спектаклей, художественное восприятие, дошкольный возраст, катарсис, нравственность, эмоциональная оценка, нравственная оценка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.