общечеловеческих гражданских ориентирах, которые определены кон- к цепцией Федерального государственного образовательного стандарта: | о патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; семья; труд и |§ творчество; наука; традиционные российские религии; искусство и лите- с ^ ратура; природа; человечество [1].
Библиографический список
1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897. URL: http: rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html (дата обращения: 12.04.2014).
Т.Ю. Прокопец
особенности работы хормейстера в детском хоровом коллективе: музыкально-педагогический аспект
рассмотрена взаимосвязь музыкально-педагогического и художественно-исполнительского аспектов; выявлены воспитательно-образовательные и развивающие задачи в работе хормейстера. особое внимание уделено проблеме репертуарной политики в работе с хоровым коллективом. Ключевые слова: детский хоровой коллектив, хормейстер в детском коллективе, детский хоровой репертуар.
Период на стыке ХХ-ХХ1 вв. называют периодом интерпретаторов. Поэтому не случайно в последние двадцать лет к детскому музыкальному образованию и хоровому репертуару предъявляются повышенные требования, где главной целью становится не освоение учащимися сложного современного музыкального материала и языка, но, прежде всего, художественно-эстетическое воспитание, воспитание музыкальной культуры, развитие общих и специальных способностей, гибкого музыкального мышления. В связи с этим, работа хормейстера с детским хоровым коллективом имеет свою специфику и направлена, прежде всего, на воспитание и развитие учащихся с точки зрения их художественного и творческо-
к го потенциала. Музыкально-образовательный компонент играет не менее 11 важную роль, т.к. именно в процессе общения с музыкальным материалу § лом и осуществляется формирование качеств личности ребенка, развитие | ™ его внутренних задатков, приобретение знаний и навыков в области не о только музыкальной культуры, но и сопряженных с ней областей (лите-^ ж ратура, живопись, театр и др.). Таким образом, работа хормейстера интег-° рирует различные направления деятельности, связанные с музыкально-педагогическим и художественно-исполнительским аспектами, которые находятся во взаимодействии и дополняют друг друга. Их взаимосвязь обусловлена музыкально-педагогическим процессом, направленным на решение воспитательно-образовательных задач в детском хоровом коллективе, и музыкальным репертуаром, используемым в работе [3].
В сегодняшнем мире процесс обмена хоровым опытом непрерывен. В частности, на Западе наблюдается тенденция взаимного преобразования двух изначально параллельно существующих и развивающихся направлений: профессионального и любительского, которые, по логике теоремы, не пересекаются. Однако в современной педагогической и исполнительской практике они пересеклись и даже соединились в единое целое посредством идеи «общего музыкального образования» [4]. Именно такое единство и определяет смысл и цель хорового музыкального искусства, где приоритет отдан музыкально-исполнительским навыкам, т.е. умению петь, дирижировать, читать с листа сольфеджио и т.д. Хоровое искусство, таким образом, приобретает двуединую функцию - музыкально-образовательную и художественно-исполнительскую.
На отечественных горизонтах аналогичная тенденция прослеживается далеко не везде. К сожалению, условия, в которых находилось детское хоровое искусство на протяжении многих лет в ХХ в., не способствовали его гармоничному развитию. Более того, лозунги о массовости и доступности хорового пения, а также утрата огромного пласта ценных образцов духовной хоровой литературы привели к значительному снижению художественного и технического уровня отечественной хоровой культуры. Следствием этого стала потеря интереса к хоровому пению как основе отечественной культуры и искусства.
ограниченный подход к пониманию сущности детского хорового искусства, а также примитивный музыкальный материал, используемый в работе с учащимися хоровых студий, практически привели к творческому застою в российском музыкальном сообществе. Творческое возрождение и обновление возможно лишь при условии, что хоровая культура, как часть духовной национальной культуры, транслируется в социокультурном пространстве общества, опираясь на высокие образцы исполнитель-
ского искусства, а также воспринимается детским сознанием под грамот- к ным и чутким руководством хормейстера. | о
Детский хор - живой организм, удивительный «музыкальный инстру- | § мент», находящийся в состоянии постоянного динамичного психофизио- с ^ логического изменения, несущий энергетику юности, оптимизма и поэтического обаяния; «исполнительский инструмент», хрупкий и нежный, гибкий и отзывчивый, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение самых глубоких человеческих чувств. Его главная особенность и неповторимость заключается в том, что «инструмент этот» невозможно получить в готовом виде. Его необходимо вырастить, взлелеять, научить, настроить, воспитать. Поэтому большая, трудная, при этом очень интересная и увлекательная работа ожидает хормейстера, занимающегося созиданием детского хорового коллектива.
Готовых «рецептов» столь сложного процесса не существует, т.к. каждый хор, как человек, индивидуален и неповторим. поэтому необходимо искать, пробовать, ошибаться, анализировать и думать. при этом обязательно помнить, что особенностью работы с детским хоровым коллективом является умелое сочетание обучения (развитие музыкальных способностей, формирование певческих навыков, голосового аппарата, музыкальной грамотности), музыкального воспитания (сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, пению, расширение кругозора) и «живого» исполнительства.
Иначе говоря, комплексный подход, реализуемый на практике, способствует полноценному развитию хорового коллектива, а также максимальному раскрытию способностей каждого учащегося.
при этом содержательной, образно-смысловой и эмоциональной основой этой непростой и кропотливой работы является жанрово-стилевое разнообразие музыкального искусства, т.е. классические, народные и современные произведения, на которых учится и развивается хоровой коллектив. Хоровая музыка, в данном случае, воздействует не только на эмоциональную сферу ребенка, активно участвуя в формировании его чувств и эмоций, закладывая фундамент музыкальной культуры, но и оказывает многостороннее воздействие на психику, развивает сознание, активизирует познавательные процессы, участвует в целостном формировании личности учащегося. Восприятие и осознание связи целого и части, художественно-выразительный смысл отдельных элементов и их сочетание в музыкальном произведении воспитывает ощущение художественной формы и красоты!
Зажечь, «заразить» каждого ребенка желанием овладеть языком музыки, желанием трудиться ради нее - одна из главных задач хормейстера.
Такую задачу очень сложно решать под постоянным прессингом инфор-11 мационного поля нашего времени. Ведь сегодня выставляется на показ, в | § качестве примера, легкость и беззаботность жизни! Высмеиваются жела-| ™ ние трудиться и тяготы творческого поиска. Поэтому только личный о пример хормейстера, его преданность делу искусства могут стать выше ^ =б действительности и увлечь детей в мир настоящей музыки. Мастерство ° и личность хормейстера, в данном случае, выступают тем инструментом, посредством которого осуществляется процесс создания хорового коллектива.
Дирижерский жест и отклик на него, певческая установка и организация работы, певческое дыхание и хоровой унисон, точность интонирования, умение слушать и слышать, подбор репертуара в удобных тиссетур-ных условиях и ограниченном диапазоне (для приобретения устойчивых навыков интонирования), - все это должно стать основой работы хормейстера. Четкое понимание фразы и ощущение фразировки как структурной ячейки музыкальной формы, бережное отношение к поэтическому слову и осознание связи музыки с поэтическим образом, стремление к напевному звуку - кантилене - всему этому также должен научить хормейстер.
Еще один важный фактор работы хормейстера в формировании детского хорового коллектива и его музыкальной культуры - репертуарная политика. По сути, это создание репертуарных «комплексов», предназначенных для хоровых коллективов разного уровня, для начинающих хоровых певцов [1, с. 15]. Навык грамотного их моделирования для хоровых занятий, а также для концертных программ является основой успешного развития хора в целом и каждого учащегося в отдельности.
В настоящее время кафедра хорового дирижирования Московской консерватории активно занимается созданием таких репертуарных «комплексов», которые представляют собой серию сборников-папок «Золотой репертуар хормейстера» [2; 5]. Это своеобразная антология произведений для детского хорового творчества, где представлены как миниатюры, так и циклы произведений крупной формы. В них содержатся произведения классиков и современных авторов, народные песни и духовные произведения, сочинения а'сарре11а и с сопровождением. Репертуар предусмотрен для различных возрастных групп и уровней музыкально-хорового мастерства учащихся. Среди современных авторов детская хоровая музыка занимает особое место, это свидетельствует о значительном интересе современных российских композиторов к детскому хоровому творчеству, с одной стороны, и педагогико-исполнительской востребованности - с другой. Иначе говоря, современная хоровая музыка для детей является неотъемлемой частью репертуара хоровых коллективов и известна не
р ^
только в России, но и за ее пределами. Подтверждением этому являются Международные фестивали и конкурсы хорового искусства, где музыка российских композиторов исполняется коллективами разных стран. | §
Таким образом, говоря о специфике работы хормейстера с детским с ^ хоровым коллективом, необходимо помнить, что это двусторонний процесс личностного созидания, объединенный со-творчеством и направленный на решение художественно-образовательных задач.
Библиографический список
1. Аверина Н.В. Проблемы репертуара в детском хоровом исполнительстве: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1996.
2. Аверина Н.В. Из опыта работы с младшими хорами в Детской хоровой школе «Весна» им. А.С. Пономарёва. Нотная папка хормейстера № 1 // Аверина Н.В. Нотное издание «Золотая библиотека педагогического репертуара». М., 2008. С. 2-19.
3. Гетьман В.В. Становление личности педагога-музыканта: история, теория, практика: теоретико-методологический аспект: Монография. Орёл, 2011.
4. Паисов Ю.Б. Виктор Попов: «Моя жизнь - в хоровом искусстве, в том деле, которому я отдал всё» // Музыкальная Академия. 2011. № 7. С. 16-20.
5. Роганова И. Сб. хоровых произведений. Русская музыка XXI в. для детей и юношества. Хоровая лаборатория. М.-СПб., 2009.
П.В. Рыжова
факторы,
влияющие на эффективность развития художественного восприятия спектаклей у детей дошкольного возраста
в статье рассматриваются основные подходы к понятию восприятия театральных постановок. приводятся данные экспериментального исследования уровней сформированное™ художественного восприятия у детей дошкольного возраста. Ключевые слова: восприятие спектаклей, художественное восприятие, дошкольный возраст, катарсис, нравственность, эмоциональная оценка, нравственная оценка.