Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности руководителя хорового коллектива'

Формирование профессиональной компетентности руководителя хорового коллектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1226
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ САМОПРОЯВЛЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РУКОВОДИТЕЛЬ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА / COMPETITIVE APPROACH / COMPETENCE / ACTIVITY / CREATIVE SELF-REALIZATION / INDIVIDUAL SELF-MANIFESTATION IN ACTIVITY / CHORAL COLLECTIVE HEAD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костогорова Марина Викторовна

В статье рассматривается сущность и специфика деятельности руководителя хорового коллектива. Обозначаются критерии качества эффективной реализации его деятельности, раскрывается профессиональная компетентность специалиста. Отмечены общекультурные и профессиональные компетентности руководителя хорового коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A CHORAL COLLECTIVE HEAD

The article deals with the essence and specify of activity of a choral collective head. It describes the criteria of quality of effective realization of his activity, reveals specialist's professional competence. Cultural and professional competence of a choral collective head is pointed out.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности руководителя хорового коллектива»

Таким образом, воспитание и формирование медиакультуры молодого поколения становится одним из приоритетных направлений в области образования. Сегодня необходимо не просто давать готовые знания, но воспитывать культуру их формирования и изменения, трансформации и преобразования. Решение этих проблем нам видится в медиаобразовании, которое ставит в центр личность и начинается с опоры на существующие у него медийные знания и опыт. При этом медиаобразование должно стать «образом жизни» (С.Н. Пензин). Оно способствует развитию личности с помощью медиа, «с целью формирования культуры общения со СМИ, критического мышления, умений самостоятельно анализировать, интерпретировать и оценивать медиатексты»[4].

Литература

1. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1968. - 317 с.

2. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. - М..: Аспект Пресс, 2004. - 288 с.

3. Кармин А.С. Культурология. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.

4. Короченский А.П. Медиаобразование: миф или реальность? // Медиаобразование. - 2005. - №2.- С.63-66.

5. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII - начала XIX в.). - СПб., 1996.

6. Луман Н. Реальность массмедиа. - М.: Праксис, 2005. - 256 с.

7. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. - М.: Жуковский, 2003. - 464 с.

8. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2001. - 272 с.

9. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. - М., 2003. - 660 с.

Запевалина Ольга Васильевна, аспирант кафедры педагогики Иркутского государственного лингвистического университета. E-mail: fwarrior@mail.ru

Zapevalina Ol’ga Vasilievna, post-graduate of pedagogy department of Irkutsk State Linguistic University.

УДК 370

М.В. Костогорова

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА

В статье рассматривается сущность и специфика деятельности руководителя хорового коллектива. Обозначаются критерии качества эффективной реализации его деятельности, раскрывается профессиональная компетентность специалиста. Отмечены общекультурные и профессиональные компетентности руководителя хорового коллектива.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, деятельность, творческая самореализация, индивидуальное самопроявление в деятельности, руководитель хорового коллектива.

М V Kostogorova

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A CHORAL COLLECTIVE HEAD

The article deals with the essence and specify of activity of a choral collective head. It describes the criteria of quality of effective realization of his activity, reveals specialist's professional competence. Cultural and professional competence of a choral collective head is pointed out.

Keywords: competitive approach, competence, activity, creative self-realization, individual self-manifestation in activity, choral collective head.

Образовательные стандарты нового поколения (ФГОС) актуализируют проблему подготовки компетентных специалистов в области музыкального искусства, дирижирования, способных активно создавать комфортные условия для самореализации личности в творческих коллективах. Практика показывает: выпускники вузов и ССУЗов обнаруживают, что полученные специальные знания и умения в области художественно-творческой и культурно-просветительской деятельности имеют меньшее значение в адаптации к профессии, чем психолого-педагогические и индивидуальные организаторские способности: мобильность, медиация, умения прогнозировать развитие творческих коллективов, способность находить оптимальные решения и т.д. Это не может не актуализировать проблему изучения путей подготовки профессионалов, способных решать задачи в области художественнотворческой и культурно-просветительской, педагогической и организационно-управленческой деятельности.

Изменение ориентиров в системе подготовки специалистов творческих профессий для социальнокультурной сферы вызвало ряд исследований, где обращено внимание на теоретическую, методическую, общекультурную и особенно практическую готовность к профессиональной деятельности будущих организаторов творческих коллективов. Это работы В.Ю. Алексеева, Н.К. Баклановой, Г.В. Бурцевой, О.М. Нежинского, Н.Н. Ярошенко и др. Но новые ориентиры двухуровневого образования требуют тщательного изучения и проектирования конкретных компетенций профессиональной деятельности бакалавров, магистров с учетом направленности профиля.

В данной статье мы хотели остановиться на проблеме изучения компетенций руководителей детских хоровых коллективов, деятельность которых предусматривает, как это отмечено в ФГОС, не только участие в культурной жизни общества, овладение навыками репетиционной работы с творческими коллективами, дирижирование хорами, осуществление связи со средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами, клубами, дворцами и домами культуры и народного творчества), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры, осуществление консультаций при подготовке творческих проектов в области музыкального искусства и культуры, но и преподавание, развитие у обучающихся творческих способностей, изучение уровня их художественно-эстетического и творческого развития; выполнение методической работы, осуществление профессионального и личностного роста; разработку новых педагогических технологий и т.д.

Любое руководство, в том числе и детским хоровым коллективом, требует особых компетентностей: знания педагогических особенностей детского коллектива и этапов его становления, возрастных особенностей детей, психологии творческого роста на каждом возрастном этапе. Кроме того, важно знать границы компетенций менеджера, референта, консультанта.

В этом контексте особое значение для решения проблемы подготовки такого специалиста имеют идеи А. Адлера, Н.А. Аминова, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Б.А. Вяткина, Е.П. Ильина, Е.А. Климова, В.С. Мерлина, Ю.В. Сенько, Б.М Теплова и др., где индивидуальные проявления личности детализированы в отношении предметного поля профессиональной деятельности. Это позволяет нам увидеть и обосновать специфику взаимосвязи понятий «индивидуальность руководителя детского хорового коллектива» и «профессиональная компетентность».

Прежде чем приступить к анализу сущности деятельности руководителя хорового коллектива, уточним несколько исходных позиций.

Во-первых, мы рассматриваем педагогическую деятельность во взаимосвязи и взаимообусловленности двух категорий: профессиональная компетентность как уровень готовности к деятельности и индивидуальность как субъективная позиция в решении задач организации творческого коллектива, в частности хорового.

Следует согласиться с тем, что компетентностный подход влияет на изменение сути понимания «специалист» в процессе профессиональной подготовки. Если раньше в основе были знания и набор умений выполнять конкретную деятельность стабильно и качественно в течение десятка лет, то сегодня знания обновляются с необычайной скоростью, современные технологии позволяют их постоянно расширять, поэтому важно развивать общеучебные умения, ориентацию на самостимулирование непрерывности в образовании, на творческую самореализации своей профессиональной индивидуальности и профессиональной мобильности, содействовать развитию метазнаний.

Обобщенные характеристики понятия «компетентность» позволили нам сделать вывод, что данное понятие раскрывает уровень внутреннего содержания специалиста, которое проявляется в готовности, способности, умении, владении. Компетентность - это новое качество, связанное с междисциплинарными знаниями и умениями в тесном сочетании интегральных характеристик [1, 22-23].

Исследователи (В.А. Болотов, Е.Н. Бондаревская, П.Я. Гальперин, А.Н. Дахин, Э.М. Днепров, И.А. Зимняя, В.А. Кальней, С.В. Кульневич, А.М. Новиков, В.В. Серикова, А.П. Тряпицын, А.В. Хуторской и др.) считают, что компетентность проявляется в деятельности, где формируется мотивацион-но-потребностная сфера личности и приобретается практический опыт решения многообразных задач жизненного и профессионального содержания, вырабатываются стратегии, принципы и способы их решения.

Анализируя деятельность руководителя хорового коллектива, нельзя не обратиться к общепсихологической концепции А.Н. Леонтьева, где раскрывается смысл самого процесса деятельности, в котором проявляется принцип предметной человеческой активности и социальной обусловленности. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что «деятельность каждого отдельного человека зависит от его места в

обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в неповторимых, индивидуальных обстоятельствах» [4, с.83], при этом считал, что основным в структуре деятельности является мотив, цель, средства к осуществлению и результат.

В нашем исследовании мы предполагаем, что положительный результат деятельности руководителя хорового коллектива может быть связан с реализацией задач, связанных с особенностью данной профессиональной деятельности.

В аспекте нашего исследования ценной является идея, выраженная некоторыми авторами (К.А. Абульханова, С.П. Иванов и др.), где подчеркивается, что деятельность выступает двояко: как источник человеческой сущности и как форма очеловечивания объективной действительности, иначе говоря, делается акцент на продуктивном и творческом характере деятельности [5].

Деятельность руководителя хорового коллектива специфична в направленности целевых установок и содержания, в своеобразии педагогического управления и общения и может быть выражена:

- в желании самореализовать себя в собственной профессиональной деятельности средствами вокально-хорового искусства;

- в инструментарии, который рассматривается как форма художественной самореализации личности, как личностно-ориентированное общение с высоким искусством, в связи с чем развивается система способов выполнения деятельности, совершенствуются и формируются соответствующие компетентности для выполнения данной деятельности;

- в способе самопроявления, самовыражения человека, целью которого является взаимодействие мотивов, удовлетворение потребности в пении, сохранение и передача хоровых традиций средствами индивидуального, коллективного и вокального исполнительства, с учетом эстетического, духовного и нравственного отношения к своей деятельности, самопозиционирование себя в хоровом искусстве при передаче подлинно художественного образа;

- в осуществлении задач в рамках основной профилирующей дисциплины «Хоровой класс»: индивидуально-исполнительских, художественно-исполнительских, профессионально-исполнительских, учебно-воспитательных.

Анализ научных исследований и опыт работы дали нам основание сделать вывод, что решение многих профессиональных задач, стоящих перед руководителем хорового коллектива, зависит от способности и готовности ставить цель, создавать объективные (материальные) и субъективные (социально-психологические) условия для формирования мотивации участников всего коллектива, планировать развитие коллектива, ориентироваться в специальной литературе, рефлексировать, осуществлять мониторинг качества коллективного труда, общекультурного развития, степени слаженности, сформированной системы взаимодействий в коллективе, стимулировать мотивацию, предупреждать и устранять возникшие трудности.

В связи с этим и задачи деятельности руководителя хорового коллектива имеют специфическую особенность: с учетом специфики хорового коллектива и индивидуальности каждого его участника воспитать в личности духовные и нравственные качества; сформировать нового человека, готового и способного быть в коллективе и коллективно действовать; сформировать у участников хорового коллектива организаторские умения и навыки по управлению собой в вокально-хоровой деятельности.

Для реализации вышеперечисленных задач возникла необходимость рассмотрения важных индивидуальных качеств руководителя хорового коллектива. С этой целью мы обобщили опыт исследователей хорового искусства.

А. Урбанович, В. Краснощеков и другие отмечают, что руководителя любого творческого коллектива, в том числе и хорового, отличает самообладание, организаторский талант, развитая воля, безупречная порядочность.

Кроме того, в организаторской деятельности большое значение имеет дисциплинарный и вокально-хоровой аспект. Дисциплина зависит, прежде всего, от дирижера, от его личной организованности, четкости и целесообразности требований, от умения создать атмосферу деловой активности и увлеченности в работе. Руководитель хора организует распевание песни на голоса, отбирает и фиксирует наиболее удачные подголоски, из которых складывается хоровая партитура.

Особо подчеркивает роль руководителя хорового коллектива как хормейстера Г. Терацуянц. Он убежден, что руководитель хора должен быть не просто педагогом-хормейстером, а организатором, так как в его руках должна быть сосредоточена вся художественная и организационная власть, и уже от нее будет зависеть, как в дальнейшем сложится судьба вверенного ему коллектива.

С.В. Попов видит сложность задачи руководителя творческих коллективов в том, что им присуща

различная возрастная категория, культурное развитие, разные интересы. Именно С.В. Попов выделил такие позиционные показатели руководителя: он — выразитель воли своего коллектива и организатор, достигающий целей, которые стоят перед коллективом, уравновешенный, требовательный, сдержанный, грамотно решающий проблемы коллектива специалист. При этом важны и такие качества, как деликатность, индивидуальный подход (учитывает привилегированное положение отдельных лиц), профессиональная мобильность и самоконтроль, профессиональная рефлексия и способность к адекватной самооценке. Это позволяет нам рассматривать особенности личности руководителя хорового коллектива как совокупность индивидуальных свойств, качеств и умений, используемых в данной профессиональной деятельности с позиций системности, последовательности, мотивированности, коммуникативности, креативности и т.д., а также с позиций восприятия (где важно внимание, сосредоточенность на объекте интереса), памяти (широкие знания о предмете внимания), воображения (создания целостного и ярко обозначенного по форме и содержанию художественного образа), беглости мышления (быстрый переход от одного способа решения задачи, к другому), гибкости мышления (богатство и разнообразие идей), оригинальности мышления (умение найти уникальное решение поставленной задачи), эмоций (высокая эмоциональная выразительность, стремление к доминированию).

С нашей точки зрения, руководитель хорового коллектива отличается умением передавать свою волю коллективу, чуткостью к деталям в процессе деятельности, умением четко излагать свои требования, эффективно воздействовать на коллектив.

Отсюда следует, что руководитель хорового коллектива должен обладать теми компетентностями, которые предполагают умение результативного использования современных инновационных и педагогических технологий; умение качественно организовывать работу по развитию творческого потенциала целого коллектива и каждого участника; умение принимать нестандартные решения, комплексно использовать профессиональные умения и навыки в ситуации рыночной конкуренции, прогнозировать индивидуальное самосовершенствование.

Таким образом, на основании научных исследований и документов, определяющих новые ориентиры в подготовке компетентного специалиста, нами конкретизировано понятие «компетентность руководителя хорового коллектива», определены показатели специфики его деятельности, выявлен потенциал его профессиональных возможностей.

Компетентность руководителя хорового коллектива мы рассматриваем как интегративное динамично развивающееся новообразование в структуре личности будущего специалиста, которое представляет собой совокупность профессиональных и психолого-педагогических знаний, организаторских умений и готовности независимо и самостоятельно действовать в работе с хоровым коллективом любого типа.

С нашей точки зрения, подготовка будущих руководителей хорового коллектива, в том числе и детского, предполагает поэтапное развитие готовности компетентного специалиста, основными критериями которой являются: профессионально-ориентированное творческое мышление, профессионально-педагогическая направленность деятельности с учетом психологических особенностей участников коллектива, профессиональная самостоятельность и профессиональное самосознание. В качестве педагогических условий, обеспечивающих подготовку специалиста нового типа, мы выделяем:

- активизацию мотивационной сферы будущего дирижера как организатора, знающего психологопедагогические особенности развития творческого коллектива;

- создание в учебном процессе ситуаций, способствующих осознанию специфики профессиональной компетентности руководителя хорового коллектива;

- оказание постоянной педагогической поддержки будущему дирижеру;

- обязательное включение в учебно-творческую деятельность с творческими коллективами.

Литература

1. Исаев В.А., Воротилов В.И. Образование взрослых: компетентностный подход [Текст]. - СПб.: Питер, 2005. - 91 с.

2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] // Педагогика. -2003. - №10. - С. 8-14.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] // Высшее образование сегодня. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - №5.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

5. Иванов С.П. Психология художественного действия субъекта [Текст]. - М.: Воронеж, 2003. - 517 с.

6. Урбанович А.А. Психология управления: учеб. пособие [Текст]. - Минск: Харвест, 2002. - 640 с.

7. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. Т.2. Способности [Текст]. - М.: Политиздат, 1960. - 600 с.

Костогорова Марина Викторовна, аспирант Иркутского государственного педагогического университета.

E-mail: mvk3359@yandex.ru

Kostogorova Marina Viktorovna, post-graduate of Irkutsk State Pedagogical University.

УДК 37.014.15

НМ. Ляднушкиня

ИЗ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Первый год функционирования региональных служб (структурных подразделений) по надзору и контролю в сфере образования показал, что проблем больше, чем достижений. Наработанный опыт по осуществлению переданных полномочий позволил сделать выводы, как на федеральном уровне, так и на региональном, способствующие преодолению проблем и выстраиванию эффективной федерально-региональной системы.

Ключевые слова: контроль качества образования, надзор в сфере образования, полномочия, органы исполнительной власти, лицензирование, аккредитация, федерально-региональная система по контролю и надзору в сфере образования.

ÆÆ Ladnushkina

FROM EXPERIENCE OF FORMING FEDERAL-REGIONAL SYSTEM OF SUPERVISION

AND CONTROL IN EDUCATIONAL SPHERE

The first year of functioning of regional services (structural divisions) on supervision and control in educational sphere showed that there are more problems, than achievements. The worked out experience on realization of the transferred powers allowed to make conclusions, both on federal and on regional level, contributing overcoming of the problems and forming of effective federal-regional system.

Keywords: control of education quality, supervision in sphere of education, powers, executive authorities, licensing, accreditation, federal-regional system of control and supervision in education.

Федеральным законом от 29.12.2006 №258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» переданы следующие полномочия Российской Федерации в области образования для осуществления органам государственной власти субъектов России с 1 января 2009 г.:

1) осуществление контроля качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или федеральными государственными требованиями в образовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением указанных в подпункте 23 статьи 28 Закона РФ «Об образовании» полномочий федеральных органов государственной власти по осуществлению контроля качества образования;

2) лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона РФ «Об образовании» полномочий федеральных органов государственной власти по лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений;

3) надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования расположенными на территории субъекта Российской Федерации образовательными учреждениями (за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 21 статьи 28 Закона РФ «Об образовании»), а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования; принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний соответствующим образовательным учреждениям и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования; контроль за исполнением предписаний [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.